Научная статья УДК 334.72
АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ СЕЧКИН
Аспирант, ЧОУВО «Таганрогский институтуправления и экономики», г. Таганрог
e-mail: [email protected]
ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВО ВСЕМИРНОЙ СЕТИ
Аннотация. Процесс цифровизации, полностью захвативший XXI век, кардинально меняет деятельность и формы функционирования всех организаций, учреждений современного общества. На данный момент в сфере применения современных информационных ресурсов некоммерческими организациями (НКО) Россия находится на этапе развития, и многие аспекты деятельности только предстоит внедрить. Можно сказать, что пока российский третий сектор не использует возможности интернета по максимуму. Тем не менее под влиянием различных цифровых технологий начинает формироваться новое пространство, в котором открываются возможности для развития гражданского общества, такие как преодоление отчужденности, борьба с неразвитостью коммуникаций и повышение вовлеченности населения в решение социально значимых проблем общества.
Ключевые слова: некоммерческие организации, интернет, онлайн-НКО, информационные технологии, цифровое пространство
Тематический рубрикатор e-Library: 06.56.51
ALEXANDER V. SECHKIN
Ph.D. studentofTaganrog Institute ofManagement and Economics, Taganrog
STAGES OF INSTITUTIONALIZATION OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE WORLD WIDE WEB
Abstract. The process of digitalization, which has completely captured the XXI century, radically changes the activities and forms of functioning of all organizations and institutions of modern society. At the moment, as far as the field of using modern information resources by non-profit organizations is concerned, Russia is at the stage of development and many aspects of its activities have yet to be implemented. We can say that so far the Russian third sector is not using all the possibilities of the Internet to the maximum. Nevertheless, under the influence of various digital technologies, a new space is beginning to form, which opens up opportunities for the development of civil society, such as overcoming alienation, combating underdevelopment of communications and increasing the involvement of the population in solving socially significant problems of society.
Keywords: non-profit organizations, Internet, online NGOs, information technologies, digital space
Проникновение некоммерческого сектора в ствие с клиентами и иными заинтересованными
интернет произошло в начале 90-х гг. XX субъектами, не содержали каких-либо интерактив-
века. Сначала многие некоммерческие орга- ных документов. Отчасти такую «бедность» в напол-
низации вынуждены были позиционировать себя и няемости можно было объяснить недостаточной
свою деятельность не только в реальности, но и в компетентностью сотрудников организаций, а также
интернете. Именно тогда в Сети был положен старт дороговизной необходимого оборудования для
появлению первых сайтов некоммерческих организа- большинства некоммерческих организаций,
ций, а с середины 1990-х в Сети уже выстраивается В начале 2000-х гг. сайты некоммерческих орга-
институт поддержки НКО по продвижению общест- низаций постепенно становились все более функ-
венно значимых инициатив. Например, Всемирный циональными и специализированными. В это же
фонд дикой природы создал свой первый сайт в 1992 время появляются первые программы и ресурсы,
году, что существенно увеличило и число его которые интегрировали различного рода информа-
сторонников, и улучшило возможности поиска цию. Так, постепенно стали представляться темати-
финансирования. ческие и функциональные интернет-сообщества раз-
Конечно, главная цель сайтов того времени - личных организаций, работающих в третьем секторе,
исключительно презентация деятельности организа- - экологических, тренерских, женских и т.д. Таким
ции. Именно поэтому наполняемость сайтов у разных образом, интернет становится способом постоянного
НКО тогда практически не отличалась: миссия орга- взаимодействия и коммуникации, а также накопле-
низации, история создания, основная деятельность и ния информации, при этом очень оперативного,
существующие проекты, руководство организации и С начала 2000-х годов НКО начали использовать
ее контакты. Сайты не были нацелены на взаимодей- так называемые Системы Управления Контентом
© А.В. Сечкин, 2023
(СУК) для повышения качества выкладываемой на свои веб-сайты информации (самой популярной разновидностью СУК можно считать систему ШогёРгезз). Примерно в этот период организации начали улучшать коммуникацию через электронные письма посредством использования систем электронных рассылок, в настоящее же время практически все НКО используют данные методы.
Вслед за этими событиями интернет постепенно превращается в площадку для групп людей, использующих Всемирную сеть как базовое средство для организации пространства групповой коммуникации участников. Это помогает развивать третий сектор в организационном, коммуникационном и образовательном плане.
Такая трансформация деятельности некоммерческих организаций в цифровой среде осуществлялась самими лидерами некоммерческого сектора в порядке саморефлексии с целью обобщения успешного опыта и усовершенствования активности сектора в освоении новых возможностей Всемирной паутины. Ход и содержание этих действий описаны в публикации «Питерские НКО в интернете - глазами пользователя» Д. Антонюка и Н. Цымбаловой, которая была сделана на основе предварительных результатов исследования некоммерческих интернет-ресурсов Санкт-Петербурга в 2005 г. [1, с. 99-101]. Исследование проводилось в 2000-2001 гг. сотрудниками Виртуального ресурсного центра для НКО в рамках проекта по созданию системы поддержки интернет-сообществ и сетевых проектов. Проект финансировался программой «Партнерства в некоммерческом секторе» (САР) [2]. Исследование, проведенное межрегиональной группой «Правозащитная сеть» по теме «Стратегии реагирования на преследования активистов российских НПО» [3], интересно тем, что проект имеет значение как опыт проведения онлайновых исследований и дискуссий. Авторы приходят к выводу, что интернет становится важным инструментом в деятельности непосредственно НКО.
В глобальном технологическом отчете НКО, который охватывает информацию о 5 721 организации из 160 стран, говорится, что в 2019 году некоммерческие организации во всем мире увеличили свои инвестиции в технологии на 51%. Среди других данных можно отметить, что 90% НКО регулярно используют социальные сети, а 97% из них считают социальные сети эффективными для повышения узнаваемости бренда. Около 78% участников верят в силу социальных сетей для охвата добровольцев и воодушевления людей.
Исследование показало, что НКО начали увеличивать свои инвестиции в различные цифровые инструменты. Хотя 39% НКО не меняют свои технологические бюджеты, зафиксировано сокращение бюджета на 10%. Однако при этом утверждается, что 51% НКО увеличили свою долю в расходах на технологии в 2019 году [4].
Подобные трансформации под силу только масштабным, давно существующим и развитым некоммерческим организациям. Региональные же НКО проникают в Сеть гораздо хуже и дольше из-за недостаточной развитости финансовой и технической
инфраструктуры. Онлайн-некоммерческий сектор сталкивается с такими же проблемами, что и в реальной жизни, например, с замкнутостью организации, недостаточной прозрачностью своей деятельности, слабой связью с населением. Благотворительный Фонд помощи [5] сообщает, что в отличие от частного сектора некоммерческим организациям еще предстоит привлекать людей, разбирающихся в современных технологиях и инновациях, в высшее руководство. Некоторые исследователи также обращают внимание, что население нуждается в соответствующих знаниях и навыках, позволяющих ему существовать в цифровой экономике [6]. Даже среди тех НКО, что являются лидерами по цифровому развитию, большинство руководителей и членов правления принадлежат к поколению, менее сведущему в технологиях.
В докладе UNCTAD о технологиях и инновациях за 2018 год [7, р. 38-45] подчеркивается, что цифровые навыки становятся все более актуальными для сотрудников в современных условиях. Новые технологии кажутся наиболее сложными для НКО, это, например, утверждают 73% сотрудников благотворительных организаций Великобритании. Проблема также заключается в том, что многие специалисты отдают предпочтение более «привлекательному» работодателю - частному сектору.
Среди всех проблем цифровизации одной из наиболее важных для НКО, по мнению Gamze Qalijkan, является развитие ресурсов [8]. Он утверждает, что, по данным исследований, разнообразие и привычки пожертвований изменились. Согласно отчету, 64% НКО собирают пожертвования онлайн со своих сайтов, 68% получают ежемесячные/регулярные сборы/пожертвования через интернет. Около 40% используют CRM-системы для управления коммуникациями с донорами и спонсорами, соответственно, НКО должны активнее применять новые технологии. Опрос показывает, что 24% НКО, использующих CRM, не удовлетворены этими программами по таким причинам, как сложность использования и функциональные недостатки. Модернизация или перестройка CRM-систем в соответствии с их потребностями также может помочь большему количеству людей и лучше взаимодействовать со своими спонсорами.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий (далее - ИКТ) в повседневную жизнь с каждым годом становится все значительнее, более того, они влияют на все сферы жизнедеятельности -экономическую, политическую, социальную. В 2018 году уже примерно 75% совершеннолетнего населения России являются пользователями интернета, и число это неуклонно растет.
Чтобы «выжить» в современных реалиях, некоммерческим организациям так или иначе приходится принимать новые правила организации деятельности и коммуникации, завязанные на информационно-коммуникативных технологиях. На Западе этот процесс уже начался: согласно мировому отчету об использовании технологий НКО за 2018 год [4], у 92% некоммерческих организаций были собственные веб-сайты (а в Европе этот показатель достигал 97%), и больше
половины организаций для взаимодействия с донорами используют электронную рассылку (считается, что именно использование электронных рассылок является наиболее эффективным инструментом НКО для коммуникации с донорами). В России ситуация складывается не так хорошо: в 2015 году только 7% организаций использовали подобный способ коммуникации, то есть в нашей стране этот показатель в 6 раз ниже, чем в среднем по миру [9, с. 61-66].
На данный момент в России продолжается изучение внедрения современных технологий в деятельность НКО. Положительно на это повлияла пандемия коронавируса, начавшаяся в 2020 году, которая подтолкнула все секторы, включая и некоммерческие организации, к переносу своих процессов в онлайн-формат. Например, просветительский проект «Теплица социальных технологий» рассматривает процесс цифровизации НКО по трем основным параметрам:
1) использование цифровых технологий, т.е. непосредственное использование сервисов и инструментов;
2) организационная культура: то, как инструменты и сервисы используются, практики совместной работы в организации;
3) опыт благополучателей: то, как они взаимодействуют с некоммерческой организаций с помощью цифровых инструментов: сайта, рассылки, электронного делооборота, собственных многопользовательских платформи др. [10].
Агентство социальной информации в 2020 году разработало сборник «Путеводитель для НКО», который дает возможность изучить все основные стороны деятельности некоммерческой организации. В третьей главе «Технологии для НКО» авторы представляют 10 основных критериев, которым должна следовать современная некоммерческая организация:
1. У НКО есть работоспособный, адаптированный под мобильные устройства сайт.
2. НКО автоматизирует процессы в офисе.
3. НКО автоматизирует коммуникацию с жертвователями, благополучателями и волонтерами.
4. НКО автоматизирует и снижает затраты на обучение сотрудников и благополучателей.
5. НКО позволяет работать сотрудникам там, где им удобно, и хранит данные в «облаках».
6. НКО следит за личной безопасностью сотрудников.
7. НКО следит за безопасностью сайта и документов.
8. НКО знает и соблюдает законы, касающиеся IT.
9. НКО знает, где можно найти финансирование на поддержание 1Т-инфраструктуры.
10. НКО знает, где найти IT-волонтеров и получить помощь pro bono [11].
Возможности Всемирной паутины позволяют некоммерческим организациям объединяться в сетевые структуры, что приводит к усилению третьего сектора путем максимального использования потенциала интернета. Отличительной чертой таких структур является то, что они объединяют организации, не несущие такого же массового характера, как, например, социальные сети, а также основываются на других потребностях и ценностях - достижении
общественного блага. Сейчас практически все интернет-ресурсы НКО стали сетевыми; на многих сайтах существуют ссылки, баннеры, информация об основных партнерах организации. Такое сетевое развитие помогает включать некоммерческие организации в более глобальные сети - бизнес-сети, государственные, региональные, гражданские и так далее.
Опыт международных некоммерческих организаций показывает, что степень внедрения ИКТ в процесс их деятельности приобретает все более глобальный масштаб. Взаимодействие онлайн-мето-дами становится одним из ключевых аспектов повседневной работы НКО и открывает для них новые возможности и перспективы работы. Чем сильнее некоммерческая организация взаимодействует со стейкхолдерами извне, чем больше у нее различных внешних источников финансирования, чем более «популярной» она становится у доноров, тем выше шансы того, что она будет не только успешно функционировать, но и постоянно развиваться.
Нельзя забывать о том, что современное развитие некоммерческого сектора в России происходит в условиях продолжительного экономического кризиса, а также изоляции страны от международного сообщества из-за постоянного введения экономических санкций и развития патриотического популизма. В стране продолжают принимать различные законы, ограничивающие деятельность независимых НКО. Изменение правовой среды, отрицательное воздействие на организационный потенциал, финансовую устойчивость и защиту НКО, слабое развитие инфраструктуры - факторы, оказывающие влияние на низкую оценку развития НКО в России.
Так как сейчас третий сектор в России находится на стадии развития, каждое институциональное и внешнее изменение серьезно отражается на работе НКО. Одним из наиболее значимых в последние годы стало принятие закона «об иностранных агентах» в 2012 году [12]. С этого момента все НКО, выполняющие функции иностранных агентов, попадают в специальный реестр. Еще одним важным изменением в рамках регулирования деятельности некоммерческих организаций со стороны государства стала социальная реформа по привлечению НКО на рынок социальных услуг в новом статусе - «исполнитель общественно полезных услуг» [13]. Закон вступил в силу в январе 2017 г., и до сих пор отмечаются проблемы, возникающие при получении статуса поставщика социальных услуг: «Это типичные для России бюрократические сложности, а также связанные с неразработанностью реестров, фрагментарностью перечня услуг, низкими тарифами их оплаты во многих регионах и дополнительными условиями, выставляемыми региональными властями» [14].
Как отмечает Д.С. Захаров, на пути цифровизации НКО существует ряд барьеров. Интеграция цифровых технологий в некоммерческом секторе предоставляет новые горизонты не только самим НКО, но и государственным социальных службам, которые в процессе информационного взаимодействия с НКО могут совершенствовать методы повышения качества предоставляемых услуг и повышать эффективность своей работы [15; 16].
Особенности развития российских НКО на данном этапе определяются не только внешними условиями и поведением других экономических субъектов, но и тенденциями внутри третьего сектора. Среди негативных факторов - недобросовестная борьба за бюджетные средства, выделенные государством; недостаток компетенций по установлению диалога с представителями бизнеса и власти; неравные условия развития организаций. Тем не менее НКО постепенно становятся привычной, массовой и распространенной практикой. И хотя они пока не могут реализовать свой потенциал так же эффективно, как за рубежом, на их влияние уже обращают внимание правительство и коммерческий сектор, который становится более социально ответственным.
Подводя итог, можно отметить, что пока трудно понять, чего в современном цифровом обществе больше - рисков, угроз или позитивных тенденций. Важно осознание, что влияние цифрового общества на общество гражданское не будет односторонним -они взаимно влияют друг на друга. Российские современные исследователи отмечают, что коммуникации приводят к тому, что общество становится более открытым, происходит свободный обмен
общественными мнениями, оно становится более мобилизованным. Тем не менее НКО, для того чтобы встроиться в современные практики и не растратить свой потенциал, должны уметь изменяться, не теряя при этом базовые характеристики и институции.
Исследователи часто отмечают еще один немаловажный факт: цифровизация - язык молодежи. Поколение, выросшее с цифровыми технологиями, так называемые «цифровые аборигены», только начинает играть более важную роль в формировании и создании технически подкованных институтов [17, р. 231-250]. Используя его, НКО привлечет самых инициативных и полных сил к политике и социальной активности.
Современные организации в условиях цифровиза-ции общества должны уметь адаптироваться к быстрому сбору и анализу все более возрастающего количества информации, к быстрому принятию управленческих решений, автоматизации и внедрению инновационных технологий в организационные процессы. В ближайшие годы главным фактором выживаемости организаций, в том числе и некоммерческих, станет именно скорость адаптации к условиям цифрового общества.
СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ
1. Негосударственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге. - Текст : непосредственный // Информационно-аналитический отчет : материалы к Форуму «Социальный Петербург: новые решения». -2005.-С. 99-101.
2. Виртуальный ресурсный центр для НКО. - Текст : электронный. - URL: http://www.trainet.org/pages/view/12. (дата обращения: 02.04.2023).
3. Межрегиональная группа «Правозащитная сеть». Стратегии реагирования на преследования активистов российских НПО. - URL: http://www.hro.org/actions/def (датаобращения: 02.04.2023). - Текст : электронный.
4. 2018 Global NGO Technology Report. - URL: http://nonprofitaction.org/2015/09/facts-and-stats-about-ngos-worldwide/ (дата обращения: 06.04.2023). - Текст : электронный.
5. CAF. (2018). Machine-Made Goods: Charities, Philanthropy and Artificial Intelligence. Charities Aid Foundation. -URL: https://www.cafonline.org/about-us/cafcampaigns/campaigning-for-a-giving-world/future-good/machine-made-goods-charitiesphilanthropy-artificial-intelligence (Дата обращения: 06.04.2023). - Текст : электронный.
6. Byundyugova Tatiana V., Babikova Anna V., Kornienko Elena V. Formation and Development of Digital Literacy of the Population Based on Visualization Technologies // International Journal of Media and Information Literacy. -2021.-№6(1). -P. 57-65.
7. Technology and Innovation Report 2018: Harnessing Frontier Technologies for Sustainable Development. - 2018. -P. 38-107. - Текст : непосредственный.
8. Gamze Qalijkan. Digitalization in NGO's increases. - URL: https://binbiriz.com/en/blog/digitalization-ngos-increases (дата обращения: 06.04.2023). - Текст : электронный.
9. Корнеева И.Е. Фандрайзинг в российских некоммерческих организациях: результаты эмпирического исследования / И.Е. Корнеева. - Текст : непосредственный // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2018. - № 4. - С. 48-66.
10. ИТ в благотворительности: как цифровые технологии починят этот мир. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/5e9b02409a79477a2999b09e (дата обращения: 06.04.2023). - Текст : электронный.
11. Путеводитель для НКО: технологии. - URL: https://www.asi.org.ru/2020/ll/24/putevoditel-dlya-nko-tehnologii-dlya-nko/ (дата обращения: 06.04.2023). - Текст : электронный.
12.0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента : Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ. - URL: https://rg.ru/2012/07/23/nko-dok.html (дата обращения: 10.04.2023). - Текст : электронный.
13.0 внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг : Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 287-ФЗ. - URL: https://rg.ru/2016/07/08/nko-dok.html (дата обращения: 10.04.2023). - Текст : электронный.
14. Как НКО осваивали рынок социальных услуг в 2016 году. - URL: https://www.asi.org.ru/article/2016/12/28/kak-nko-osvaivali-rynok-sotsialnyh-uslug-v-2016-godu/ (дата обращения: 12.04.2023). - Текст : электронный.
15. Захаров Д.С. Проблемы развития цифровых технологий в некоммерческом секторе / Д.С. Захаров. - Текст : непосредственный // Социальные институты в цифровой среде : сборник трудов второй Международной научно-практической конференции ; под ред. Т.В. Игнатовой, Д.А. Корсунова, Н.В. Брюхановой. 2020. - С. 588-593.
16. Захаров Д.С. Соотношение понятий «предпринимательская деятельность» и «приносящая доход деятельность» в сфере НКО / Д.С. Захаров. - Текст : непосредственный // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : материалы XXIII Национальной научной конференции (с международным участием). - Таганрог, 2022. - С. 738-740.
17.Lovejoy К. Information, Community, and Action: How Nonprofit Organizations Use Social Media. - Текст : непосредственный / К. Lovejoy, G. D. Saxton // Journal of Computer mediated Communication,. - 2012. - № 22. -P. 231-301.
REFERENCES
1. Negosudarstvennye nekommercheskie organizacii v Sankt-Peterburge [Non-governmental non-profit organizations in St. Petersburg], In: Materialy k Forumu "Social'nyj Peterburg: novye resheniya" [Materials for the Forum "Social Petersburg: new solutions"]. 2005, pp. 99-101. (InRuss.)
2. Virtual'nyj resursnyj centr dlya NKO [Virtual resource Center for NGOs], Available at: http://www.trainet.org/pages/view/12 (accessed 02.04.2023).
3. Mezhregional'naya grappa "Pravozashchitnaya set' ". Strategii reagirovaniya na presledovaniya aktivistov rossijskih NPO [Interregional group "Human Rights Network". Strategies for responding to the persecution of activists of Russian NGOs], Available at: http://www.hro.org/actions/def (accessed 02.04.2023).
4. 2018 Global NGO Technology Report [Global NGO Technology Report for 2018]. Available at: http://nonprofitaction.org/2015/09/facts-and-stats-about-ngos-worldwide / (accessed 06.04.2023).
5. Machine-Made Goods: Charities, Philanthropy and Artificial Intelligence. Charities Aid Foundation [Machine-made goods: Charity, philanthropy and artificial intelligence. Charitable Assistance Fund], Available at: https://www.cafonline.org/about-us/cafcampaigns/campaigning-for-a-giving-world/future-good/machine-made-goods-charitiesphilanthropy-artificial-intelligence (accessed 06.04.2023).
6. Tatiana V. Byundyugova, Anna V. Babikova, Elena V. Kornienko Formation and development of digital literacy of the population based on visualization technologies. International Journal of Media and Information Literacy, 2021, no. 6 (1), pp. 57-65.
7. Report on Technologies and Innovations for 2018. Harnessing Frontier Technologies for Sustainable Development. 2018, pp. 38-107.
8. Gamze Chalyshkan. Digitalization in NGOs is increasing. Available at: https://binbiriz.com/en/blog/digitalization-ngos-increases (accessed 06.04.2023).
9. Korneeva I.E. Fandrajzing v rossijskih nekommercheskih organizaciyah: rezul'taty empiricheskogo issledovaniya [Fundraising in Russian non-profit organizations: results of an empirical study]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny = Monitoring of public opinion: economic and social changes, 2018, no. 4, pp. 48-66. (In Russ.)
10. IT v blagotvoritel'nosti: kak cifrovye tekhnologii pochinyat etot mir [IT in charity: how creative technologies affect the world]. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/social/5e9b02409a79477a2999b09e (accessed 06.04.2023).
11. Putevoditel' dlya NKO: tekhnologii [Guide for NGOs: technologies]. Available at: https://www.asi.org.ru/2020/l 1/24/putevoditel-dlya-nko-tehnologii-dlya-nko / (accessed 06.04.2023).
12. Federal'nyj zakon ot 20 iyulya 2012 g. No 121-FZ [On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation Regarding], Available at: https://rg.ru/2012/07/23/nko-dok.html (accessed 04.10.2023).
13. Federal'nyj zakon ot 20 iyulya 2012 g. No 121-FZ [On Non-Profit Organizations], Available at: https://rg.ru/2016/07/08/nko-dok.html (accessed 04.10.2023).
14. Kak NKO osvaivali rynok social'nyh uslug v 2016 godu [How NGOs mastered the social services market in 2016]. Available at: https://www.asi.org.ru/article/2016/12/28/kak-nko-osvaivali-rynok-sotsialnyh-uslug-v-2016-godu / (accessed 12.04.2023).
15.Zakharov D.S. Problemy razvitiya cifrovyh tekhnologij v nekommercheskom sektore [Problems of development of digital technologies in the non-profit sector]. In: Social'nye instituty v cifrovoj srede. Sbornik trudov vtoroj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Social institutions in the digital environment]. Proceedings of the second International Scientific and Practical Conference. 2020, pp. 588-593. (In Russ.)
16.Zakharov D.S. Sootnoshenie ponyatij «predprinimatel'skaya deyatel'nost'» i «prinosyashchaya dohod deyatel'nost'» v sfere NKO [Correlation of the concepts of "entrepreneurial activity" and "income-generating activity" in the field of NGOs], In: Modernizatsiya rossiiskogo obshchestva i obrazovaniya: novye ekonomicheskie orientiry, strategii upravleniya, voprosypravoprimeneniya ipodgotovki kadrov. Materialy XXIII natsional"noi nauchnoi konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem), Taganrog, 15-16 aprelya 2022 goda [Modernization of Russian society and education: new economic guidelines, management strategies, issues of law enforcement and personnel training. Proceedings of XXIII national scientific conference with international participation, April 15 - 16, 2022]. Taganrog,
Taganrogskii institut upravleniya i ekonomiki = Taganrog Institute of Management and Economics, 2022, pp. 738740. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=49187112 (accessed 01.09.2023). 17.Lovejoy K., Saxton G. D. Information, community and actions: how non-profit organizations use social networks, Journalofcomputer-mediated communication, 2012, no. 22, pp. 231-301. (InRuss.)
Статья поступила в редакцию 05.07.2023; одобрена после рецензирования 18.08.2023; принята к публикации 20.09.2023. The article was submitted 05.07.2023; approved after reviewing 18.08.2023; accepted for publication 20.09.2023.