4. Zheleznyak, Yu.D. Kunyansky, V.A. and Chachin, A.V. (2005), Volleyball: textbook for the training game, Terra-Sport, Olympia Press, Moscow.
5. Ivoilov, V.A. (2007), Volleyball: Textbook for students of institutes of physical culture, Vysheishaya shkola, Minsk.
6. Kolemanova, I.V. (2003), Technology of formation of skills of reception of innings among qualified players on the basis of rational choice of tactical actions, dissertation, Smolensk.
7. Nikolaeva, I.V., Shikhovtsov, Yu.V. and Ivanova, L.A. (2015), Modern approaches to the technique offormation of skills of acceptance of the filing of the qualified volleyball players: monograph, publishing house of Samara State Economic University, Samara.
8. Shikhovtsov, Yu.V., Nikolaeva, I.V., Nikolaev, P.P. and Mokeeva, L.A. (2014), "Reserves of rising of the volleyball players defense actions efficiency", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 166-171.
9. Shipulin, G.Ya. and Serdyukov, O.E. (2001), "Efficiency of technical-tactical actions in the competitive activities of highly skilled volleyball players", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 34-36.
10. Shikhovtsov, Yu.V. (1995), Optimization of tactical actions of players in defense on the basis of mathematical modeling, dissertation, Smolensk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.03.2017
УДК 378
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Елена Владимировна Курганова, старший преподаватель,
Мария Викторовна Апарина, старший преподаватель, Наталья Владимировна Рузанова, старший преподаватель, Светлана Александровна Тюкалова, старший преподаватель, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Аннотация
В статье рассматриваются этапы формирования общекультурных компетенций в сфере физической культуры у студентов высшего учебного заведения. Выявлены задачи, способствующие наиболее эффективному овладению обучающимися компетенциями, а также оценочные средства, позволяющие повысить объективность измерения качества сформированности общекультурных компетенций.
Ключевые слова: этапы формирования, общекультурные компетенции, оценочные средства, физическая культура, студент, программа, учебный материал.
STAGES OF FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCIES FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROFILE AMONG THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Elena Vladimirovna Kurganova, the senior teacher,
Maria Viktorovna Aparina, the senior teacher, Natalya Vladimirovna Ruzanova, the senior teacher, Svetlana Alexandrovna Tukalova, the senior teacher, Kemerovo State University, Kemerovo
Annotation
This article discusses the stages of formation of the cross-cultural competences in the sphere of physical culture among the students in higher educational establishments. It identified the objectives to facilitate the most effective mastering of the competencies by the students, as well as evaluation tools to increase the objectivity of measuring the quality of cross-cultural competences.
Keywords: stages of formation, occupational competence, evaluation tools, physical culture, student, program, training material.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в высших учебных заведениях ставятся задачи - не научить физическим упражнениям, а сформировать у молодого поколения устойчивый интерес к здоровому образу жизни, к пониманию необходимости физического здоровья в овладении профессиональными навыками и общекультурными компетенциями (ОК).
На основе Федеральных Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, курс «Физическая культура» предполагает формирование, развитие и саморазвитие у студентов вузов компетенций, принципиально важных для поддержания духовного, физического и психического здоровья, что соответствует принципам гуманизма, содействует всестороннему и гармоничному развитию личности [1].
Цель данной статьи выявить этапы освоения студентами ОК в сфере физической культуры, сформировать задачи, способствующие их реализации и определить оценочные средства, позволяющие объективно измерить качественные характеристики ОК студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебные занятия физической культурой в КемГУ имеют своей целью сформировать у студентов компетенции, связанные с пониманием и правильным использованием представлений о физической культуре личности, средств и методов физического воспитания для самостоятельного повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, для обеспечения активной профессиональной деятельности.
Многолетний опыт преподавателей кафедры физического воспитания КемГУ позволил авторам выделить этапы формирования ОК, основные составляющие компоненты и выявить оценочные средства качества освоения ОК студентами (таблица 1).
Таблица 1 - Поэтапное освоение ОК
Этап Составляющие Задачи Оценочные средства
1-11 Знания по теоретическому разделу 1. Дать представления о теории физической культуры. 2. Ознакомить с алгоритмом самостоятельных занятий План-график самостоятельной работы
1-11 Физическая подготовка 1. Укрепление мышечного корсета. 2. Развитие физических качеств Нормативы ВФСК «ГТО». Университетские соревнования
3. Увеличение адаптационного потенциала организма Оздоровительный эффект
III Профессионально-направленная подготовка Выявление профессионально-прикладных качеств физической подготовки Профессиограмма
IV Методы самоконтроля Дать представления о градациях интенсивности и дозировки нагрузки для самостоятельной работы Методы самоконтроля по основным показателям ЧСС, пробы Штанге и Генчи
V Алгоритм самостоятельной работы Обучить методическим приемам пошагового составления индивидуальных программ по избранному виду спорта План-график самоподготовки по развитию физических качеств
Первый и второй этап реализуются параллельно, при этом на первом месте стоит образовательная составляющая учебного материала, формирование базовых знаний по теории и методике физической культуре. Результатом освоения ОК на данном этапе является составление плана-графика самостоятельных занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей организма и показателей физической подготовленности от 4 до 18 ч. Высокий балл получает студент, способный аргументировать способы решения поставленных задач, соответствие подбора упражнений и их дозировку с учетом состояния здоровья и физической подготовленности.
На втором месте повышение уровня физической подготовки студентов. Осваивая ОК на данном этапе, студенты приобретают практический опыт, обеспечивающий возможность самостоятельно и целенаправленно использовать его в личной и профессиональной жизни.
Третий этап предполагает профессионально-направленную подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Результатом освоения ОК является самостоятельная работа студентов по формированию профессиограммы с учетом индивидуальных особенностей организма и будущей профессиональной деятельности.
Для объективной оценки эффективности освоения ОК на четвертом этапе студенты учатся использовать критерии оздоровительного эффекта отдельно для основных задействованных функциональных систем организма. Решая задачу повышения адаптационного потенциала организма, студенты должны уметь использовать пробы Штанге и Генчи, для определения состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Важно отметить, что все критерии после их изучения используются студентами в самостоятельном режиме занятий в индивидуальном порядке.
Основным средством оценивания пятого этапа овладения ОК студентом является разработка индивидуальной программы занятий физической культурой на 24-36 ч. Обучающийся должен поставить конкретные задачи, выбрать средства, методы, величину нагрузок, выделить циклы периодизации программы подготовки и уметь корректировать программу для достижения намеченного результата [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом изучения дисциплины «Физическая культура» должны стать сформированные и измеряемые компетенции, поэтапное овладение которых, способствует качественному освоению Учебной программы. Необходим переход от привычного выполнения контрольных нормативов и тестов по физической подготовленности к новой системе оценочных средств результатов освоения ОК.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)" [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71200970/. - Дата обращения 01.01.2017.
2. Хуббиев, Ш.З. Структура индивидуальной оздоровительной программы по физической культуре и технология ее разработки / Ш.З. Хуббиев, С.Ш. Намозова, Т.Л. Незнамова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 3. - С. 23-27.
REFERENCES
1. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 4, 2015 No. 1426 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 44.03.01 Pedagogical education (bachelor degree level)", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71200970/.
2. Hubbiev, Sh.Z., Namozova, S.Sh. and Neznamova, T.L. (2014), Structure of individual recovery program of physical education and its development technology", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 23-27.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.03.2017