общее образование
УДК 159.928+373.3/.5+37.0
Марчук Елена Григорьевна
Аспирант кафедры педагогики; факультета педагогики начального и специального образования ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имена Н. Г. Чернышевского, [email protected], Саратов
этапы формирования интеллектуальной компетентности
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛьНОМ ПРОЦЕССЕ
аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования формирования интеллектуальной компетентности старшеклассников в образовательном процессе. Установлено, что формирование интеллектуальной компетентности учащихся зависит от последовательного соблюдения разработанных нами этапов.
Ключевые слова: интеллектуальная компетентность, интеллектуальные задания, интеллектуальная деятельность.
Marchuk Elena Grigoryevna
Post-graduate student of the department ofpedagogics of the faculty ofpedagogics, initial and vocational education at the Saratov state university, named after N. G. Chernyshevsky's names, [email protected], Saratov.
STAGES OF FORMATION OF SCHOOLBOYS' INTELLECTUAL COMPETENCE IN EDUCATIONAL PROCESS
Abstract. The results of an experimental research of process of formation of schoolboys' intellectual competence in educational process are presented. It is established that formation of intellectual competence of pupils depends on consecutive observance of the stages developed by us. Keywords: intellectual competence, intellectual tasks, intellectual activity.
Одним из наиболее активно развивающихся направлений теории и практики образования является направление, разрабатывающее идею непрерывного образования, предполагающего становление и формирование компетентностей.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что позиция И. А. Зимней [1, с. 34-42], авторов «Стратегии модернизации содержания общего образования» [3, с. 56], А.В. Хуторского [4, с. 55-61] и других [2, с. 186-190] в отношении классификации ключевых ком-петентностей сходится в отношении ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компе-тентностей. Интеллектуальная компетентность как особый вид компетентности выделяет И. А. Зимняя.
Нами определена сущность понятия «ин-
теллектуальная компетентность» школьника, под которой понимается интегрированное личностное образование, связанное с наличием аналитических навыков в сочетании с умением мыслить в категориях комплексных взаимосвязей. Здесь требуются способности, как к рациональному, так и абстрактному мышлению в сочетании со спонтанностью. Это является предпосылкой умения видеть ситуацию в целом, распознавать важнейшие ее составляющие и предлагать стратегии, ведущие к решению проблемы.
Рассмотрим поэтапный процесс экспериментальной проверки процесса формирования интеллектуальной компетентности школьников в образовательном процессе, который включает следующие этапы: подготовительный, теоретико-практический и обобщающий.
На подготовительном этапе определя-
лись приоритетные функции педагогов и учащихся, формы их взаимодействия как субъектов деятельности, а также проводилась диагностика уровня сформированно-сти интеллектуальной компетентности на момент начала экспериментальной работы. Для диагностики исходного уровня интеллектуальной компетентности школьников в экспериментальной и контрольной группах мы воспользовались авторским опросником. Опросник состоит из вопросов, соответствующих критериальным показателям интеллектуальной компетентности, что соответствует репродуктивному уровню; эвристическому уровню; креативному уровню.
Выявленные данные позволяют нам констатировать тот факт, что на начало экспериментальной работы школьники обеих групп находились на репродуктивном уровне сформированности интеллектуальной компетентности.
По ходу эксперимента школьникам был так же предложен авторский опросник, целью которого явилось определение интереса школьников к выполнению интеллектуальных заданий, осознание учащимися цели интеллектуальной деятельности. Для диагностики умения творчески решать интеллектуальные задания была предложена методика Е. Туник.
Проведенное исследование показало, что большая часть школьников обладает низким умением осознавать и корректировать интеллектуальную деятельность. В контрольных и экспериментальных классах ответы респондентов практически не отличаются по этому показателю. Следовательно, поставленные цели адекватны сложившейся в классах ситуации и еще раз подтверждает справедливость логики исследования.
На теоретико-практическом этапе нами совместно с педагогами и школьниками велась работа по формированию интеллектуальной компетентности в процессе преподавания предметов учебного плана образовательного учреждения, участия в тренингах и деловых играх. Продолжалась работа по отслеживанию динамики уровня сформиро-ванности интеллектуальной компетентности школьников. В конце каждой четверти нами выставляются баллы по сформированности компонентов этой компетентности школьника, а затем выводится показатель ее сформи-
рованности. Если учащийся отстает, то необходимо после выявления причин принять меры по формированию данной компетентности у отстающих школьников.
Таким образом, по итогам диагностики мы имеем следующие данные: список всех учащихся с числовым значением итогов тестирования; списочный состав класса с перечислением некоторых индивидуальных особенностей учащихся: интерес к выполнению интеллектуальных заданий; осознание школьником цели интеллектуальной деятельности; умение творчески решать интеллектуальные задачи; умение анализировать интеллектуальную ситуацию; продуктивность выполнения задания в отведенное время; умение контролировать свою интеллектуальную деятельность.
У учащихся контрольной группы урочная и внеурочная деятельность осуществлялась в рамках учебного плана соответствующего общеобразовательного учреждения. В экспериментальной группе работа проводилась в соответствии с выделенными педагогическими условиями. Комплекс педагогических условий включает: обеспечение демократического стиля общения учителя с ребенком в процессе образования; учет индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов учащихся; подготовка учителя к поддержке интеллектуальной деятельности детей (логическое структурирование содержания учебного предмета; разработка системы учебных заданий для комплексного и последовательного освоения учащимися); построение индивидуальной образовательной траектории учащихся; уделение внимания самостоятельности, инициативе учащихся.
Мы разработали методический материал для формирования у педагога умений составлять интеллектуальные задания. В этой связи строили свою педагогическую деятельность опираясь на наличие связи между целью и условиями задания. В самой структуре задания мы выделяли условие, в основу которого закладывали какой-либо факт или объект исследования.
Так как большинство уроков предполагает обязательно оценивание учащихся, то и в этом направлении нам следовало изменить педагогическую деятельность для возможности самооценки (выполнение домашнего
Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2013
165
задания, ответа на вопрос, работа на уроке и т.д.). Также создавались условия для самоанализа обучающимся интеллектуальных способностей, успехов, проблем и трудностей.
На этапе подведения итогов внедрения модели формирования интеллектуальной компетентности школьников, проводилась обработка и сопоставительный анализ эмпирического материала, его теоретическое осмысление, систематизация и обобщение результатов исследования, а также фиксировался уровень сформированности интеллектуальной компетентности школьников в образовательном процессе.
Для этого мы, используя выявленные нами критерии и показатели результативности, провели соответствующие диагностические процедуры на момент окончания эксперимента. В экспериментальной группе процент учащихся с репродуктивным уровнем формирования интеллектуальной компетентности стал значительно ниже, чем в контрольной (экспериментальная группа -3%, контрольная группа - 78%); а процент учащихся с креативным уровнем сформи-рованности интеллектуальной компетентности - значительно больше, чем в контрольной (экспериментальная группа - 82%, контрольная группа - 2%).
Из данных, полученных в результате констатирующего и формирующего экспериментов, видно, что в экспериментальных классах произошел рост показателей, определяющих интеллектуальную компетентность школьников в образовательном процессе. В контрольных классах процентное соотношение учащихся осталось практически неизменным. Количество учащихся с креативным и эвристическим уровнем сформированности интеллектуальной ком-
петентности, практически не изменилось. Показатели репродуктивный уровень сфор-мированности интеллектуальной компетентности 79,4% учащихся на констатирующем эксперимента, а на формирующем эксперименте - 78,0% учащихся. При экспериментальном варианте преподавания количество учащихся, показавших креативный уровень сформированности интеллектуальной компетентности, увеличилось (было 3%, стало 85%).
Объективные результаты исследования говорят о том, что в контрольном классе также усилился интерес к выполнению интеллектуальных заданий, повысилась способность творчески решать интеллектуальные задания и их способность осознавать и корректировать свою интеллектуальную деятельность. Но это происходит не столь интенсивно, как в экспериментальных классах, где работа педагога проводилась в соответствии с логикой экспериментальной работы по внедрению в учебный процесс этапов формирования интеллектуальной компетентности.
Библиографический список
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
2. Лаврентьева Л. А. Региональный компонент в формировании экологической компетентности у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №4. - С. 186-190.
3. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. -М.: Минобразования, 2001. - 72 с.
4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. - 2003. - №5. - С. 55-61.