педагогические науки
Белецкая Ирина Анатольевна ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...
УДК 378.1
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
© 2018
Белецкая Ирина Анатольевна, аспирант, ассистент кафедры туризма, гостиничного и ресторанного дела Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко (91000, Луганск, ул. Оборонная, д.2, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования готовности будущих специалистов сферы туризма к профессиональной деятельности. Автор рассматривает данную проблему в рамках характеристики этапности данного процесса как педагогического. Формирование готовности к осуществлению профессиональной деятельности специалистов сферы туризмы на настоящем этапе развития высшей школы является предметом пристального внимания не только со стороны представителей психолого-педагогической научной области, но и со стороны профессионального сообщества, а также потребителей туристических услуг. Возросшее внимание к уровню профессиональной подготовки специалистов сферы туризма обусловлено формирующимся спросом на качество и спектр предоставляемых на рынке туристических услуг и продуктов, что и определяет ценностный компонент самого процесса профессиональной подготовки специалистов сферы туризма. Готовность к профессиональной деятельности рассматривается как отраженный во временном континууме педагогический процесс, включающий качественные этапные преобразования в процессе начальной профессиональной самореализации и на дальнейших этапах ее осуществления. В статье представлен обзор научной литературы по проблематике исследования. Выявлены этапы формирования готовности к профессиональной деятельности в рамках процесса профессиональной подготовки как педагогического процесса. Охарактеризованы этапы формирования профессиональной готовности, а также выявлены цели, задачи и области их решения в контексте каждого этапа.
Ключевые слова: специалисты сферы туризма, профессиональная подготовка, формирование готовности, этапы формирования, педагогический процесс, профессиональное саморазвитие и самовыражение, требования рынка туристических услуг.
STAGES OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF TOURISM AS A PEDAGOGICAL PROCESS
© 2018
Beletskaya Irina Anatolyevna, postgraduate, assistant of the Department of tourism
hotel and restaurant business Luhansk Taras Shevchenko National University (91000, Lugansk, street Defense, d. 2, e-mail: [email protected])
Abstract. The article addresses the problem of the formation of the readiness of future professionals in the field of tourism for professional activities. The author considers this problem within the framework of the characteristics of the phasing of this process as a pedagogical one. Formation of readiness for the implementation of professional activities of tourism professionals at the present stage of development of higher education is the subject of close attention not only from the representatives of psychological and pedagogical scientific field, but also from the professional community, as well as consumers of tourism services. Increased attention to the level of professional training of tourism professionals is due to the emerging demand for the quality and range of tourism services and products provided in the market, which determines the value component of the process of professional training of tourism professionals. Readiness for professional activity is considered as reflected in the temporal continuum of the pedagogical process, including qualitative, landmark changes in the process of initial professional self-realization and at the further stages of its implementation. The article presents a review of the scientific literature on research issues. The stages of the formation of readiness for professional activity in the framework of the training process as a pedagogical process are identified. The stages of the formation of professional readiness are characterized, and the goals, tasks and areas for their solution are identified in the context of each stage.
Keywords: tourism specialists, vocational training, readiness formation, formation stages, pedagogical process, professional self-development and self-expression, requirements of the tourist services market.
Постановка проблемы в общем виде. Формирование целей статьи. Актуальность проблематики и востребованность теоретических и методологических разработок в данной области исследований определили цель нашей статьи, заключающуюся в выявлении этапов формирования готовности будущих специалистов сферы туризма в рамках позиционирования данного процесса как педагогического.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Говоря о процессе профессиональной подготовки специалистов сферы туризма и их готовности к осуществлению профессиональной деятельности в условиях развивающегося рынка как результате педагогического процесса, необходимо отметить, что проблематика процесса достижения готовности и этапы ее формирования достаточно широко освещаются в научной литературе.
Так, иерархическая структура этапов формирования профессиональной готовности с позиций канонов психолого-педагогических наук рассмотрена в работах В. Н. Сабаниной, акцентирующей внимание на том, что данный процесс неразрывно связан с достижением определенного успеха на данных этапах в связи с достижением формулируемых целей и задач, а также обусловлен
проявлением индивидуальной свободы личности в профессиональном саморазвитии и самовыражении [1].
Сущность удовлетворения специфических потребностей личности и формирование ценностных ориента-ций, на основе которых регулируется профессиональный рост личности, подробно представлены в трудах С. С. Мартыновой, А. А. Вербицкого и др. [2; 3].
С позиций реализации личностно-ориентированного подхода в формировании готовности специалистов сферы туризма О. А. Брель и М. И. Губановой рассматривается достижение высокой профессиональной квалификации на этапе начальной профессиональной самореализации будущих специалистов, получающих высшее профессиональное туристское образование [4].
Разработкам поэтапной подготовки специалистов туристской профессиональной сферы с учетом регионального компонента уделено внимание в исследованиях Е. Ю. Сабаниной [5].
Влияние условий международного сотрудничества на профессиональную подготовку специалистов сферы туризма рассмотрено в работах Е. А. Эрс, Н. И. Закордонец и др. [6; 7].
Таким образом видим, что проблема формирования готовности к профессиональной деятельности и этапы
Beletskaya Irina Anatolyevna pedagogical
STAGES OF FORMATION ... sciences
ее реализации многоаспектна и многоприкладна, что выражает достаточно широкий спектр исследовательских тенденций в данной области [8-15].
Как мы уже упоминали выше, готовность к профессиональной деятельности как психолого-педагогический феномен представляет собой достаточно сложное структурно-компонентное образование, сущность которого заключается в достижении должного уровня профессионально значимых качеств и компетенций, а также высоком уровне сформированности профессиональной мотивации будущего специалиста.
Процесс формирования готовности будущих специалистов сферы туризма представляет является педагогическим процессом, под результатом которого понимают уровень профессиональной подготовки, достигаемый обучающимися на протяжении ряда этапов. Каждый этап предусматривает наличие специфических целей и задач, конкретизирующих специфику именно данного этапа [16].
Анализ профессиональной подготовки и начальной профессиональной самореализации будущих специалистов сферы туризма [17-25] позволил нам выделить следующие этапы формирования профессиональной готовности:
-этап допрофессиональной подготовки или начальный этап профессионального самоопределения, включающий выявление склонностей личности обучающегося к выбранному виду профессии; на данном этапе становится важным диагностирование способностей, которые могут рассмотрены с позиций структурных элементов призвания и определяют индивидуальную направленность и стойкий интерес личности к выбранной профессиональной сфере; в рамках длительности этого этапа ведущий интерес, «центральные» профессионально ориентированные потребности обеспечивают взаимодетерминацию дальнейшей стойкой мотивации обучающегося к достижению профессиональной готовности;
-этап базовой профессиональной подготовки или этап начальной профессиональной самореализации, который предусматривает формирование профессионального потенциала личности будущего специалиста на основе самостоятельного творческого синтеза и усвоения профессиональных знаний умений, навыков и компетенций; данный этап предусматривает формирование у студентов активной творческой познавательной позиции, координирующей учебную, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую деятельность в условия выбора профессии; также на данном этапе формирование готовности опосредуется соответствием процесса подготовки требованиям инновационной развивающейся образовательной среды, предусматривающей знакомство будущих специалистов с контекстным полем профессии и формированием профессионального портфолио (в том числе и электронного) для успешной адаптации к условиям осуществления профессиональной туристской деятельности в новых социально-эконмических условиях [26; 27];
-этап профессионального совершенствования или дальнейшей профессиональной самореализации, который показывает, с одной стороны, достижение должного уровня профессиональной готовности, а с другой, необходимость непрерывного профессионального самосовершенствования специалиста сферы туризма [28].
Необходимо отметить, что на начальном этапе профессионального самоопределения, составляющем так называемый «стартовый» этап профессиональной готовности специалиста туристской сферы, в ходе педагогического сопровождения решаются такие задачи как знакомство с многогранностью профессионального мира и спецификой профессии, формирование мотивов выбора профессиональной деятельности, диагностика интересов и способностей обучающихся к данному виду деятельности и пр. Среди более поздних задач этапа актуальными становятся формирование интересов с учетом 216
потребностей туристического рынка и освоении некоторых навыков, присущих данной профессии [29].
На этапе начальной профессиональной самореализации приобретают важность такие направления сопровождающей деятельности как консультирование, диагностика предрасположенности к выполнению профессиональной деятельности в сфере туризма, а также психологическое сопровождение, помощь и поддержка.
На следующем этапе формирования готовности происходит уже осуществление целенаправленной образовательной деятельности, сопровождающейся освоением образовательных программ на базе образовательного учреждения, а также формирование навыков и компетенций в соответствии с требованиями ключевых профессиональных квалификаций и использования технологий, максимально адаптированных к условиям реализации в контекстном поле туристской профессии (при достигнутом уровне готовности на данном этапе) профессиональных и общекультурных компетенций. Данный этап в современных условиях развития высшего образования и ориентация на требования рынка труда предполагает также формирование профессионального портфолио будущего специалиста сферы туризма, которое расширяет возможности профессиональной самореализации и трудоустройства уже на данном этапе. Это позволяет будущему специалисту подойти к следующему этапу формирования готовности уже с определенным базисом практического профессионального опыта [30].
Этап дальнейшей профессиональной самореализации, предъявляющий к личности профессионала требования предотвращения преждевременного профессионального выгорания или снижения профессиональной мотивации, определяет этап готовности, характеризующийся непрерывным повышением профессиональной квалификации в сфере туризма. Данный этап предусматривает стабильный уровень способности специалиста к конкурентоспособности в туристской сфере, профессиональным открытиям и саморазвитию, основанными на привлечении инноваций в сферу туризма.
Выводы исследования. Таким образом, этапы формирования готовности специалиста сферы туризма к профессиональной деятельности должны так или иначе удовлетворять структурно-компонентному строению модели профессиональной подготовки будущих работников туристской сферы, в рамках которой осуществляется необходимая аккумуляция дидактических, психологический и организационно-педагогических средств достижения необходимого результата профессиональной подготовки - готовности к профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сабанина, В. Н. Этапы формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у обучающихся / В. Н. Сабанина //Вестник Вятского государственного университета. — 2009. — № 3. — С. 68-71.
2. Мартынова, С. С. Сущность профессиональной направленности и особенности процесса ее формирования в старшем школьном возрасте / С. С. Мартынова // Вопросы профессиональной ориентации и профессиональной направленности учащихся и студентов: Сб. ст. — Омск. гос. пед. ин-т. — Омск, 1976. — С. 3-19.
3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 206 с.
4. Брель, О. А. Личностно ориентированная профессиональная подготовка будущих специалистов сферы туризма /О. А. Брель, М. И. Губанова // Известия Алтайского государственного университета. — 2012. — № 2 (74). — С. 18-21.
5. Сабанина, Е. Ю. Разработка поэтапной подготовки специалистов в сфере туризма и сервиса в условиях вуза с учетом регионального компонента / Е. Ю. Сабанина // Вестник университета. — 2013. — № 22. — С. 190-197.
6. Эрс, Е. А. Зарубежная стажировка как средство профессионального туристского образования / Е. А. Эрс // Вестник РМАТ. — 2012. — № 1 (4). — С. 137-140.
7. Закордонец, Н. И. Возможности реализации передовых идей швейцарского опыта профессиональной подготовки будущих специалистов сферы туризма в высших учебных заведениях Украины / Н. И. Закордонец // Науковi записки Тернотльського нацюнального педагогiчного утверситету. Серiя: педагогiка. — 2012. — № 3. — С. 135144.
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Белецкая Ирина Анатольевна ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...
8. Эстерле А.Е. Соотношение готовности к профессиональному саморазвитию и реальной вовлеченности в профессиональное саморазвитие у педагогов-психологов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 441-445.
9. Воскрекасенко О.А., Шилина А.В. Формирование готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации как педагогическая проблема //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 48-53.
10. Богданова Г.В. Аспекты готовности безработного населения к профессиональному выбору в условиях образовательного учреждения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 41-43.
11. Корчагина М.В. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности как фактора повышения качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 93-98.
12. Сладкова И.А. Проблема личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 342-346.
13. Иванова Т.Н. К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 60-63.
14. Злоцкая Е.М. Методика определения уровня сформированно-сти готовности будущих инженеров к профессионально-ориентированному иноязычному общению //XXIвек: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 84-87.
15. Пайгина Е.С. Моделирование формирования готовности к социальному взаимодействию у будущих бакалавров социальной работы в профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 143-146.
16. Зорин, И. В. Современная модель профессионального туристского образования / И. В. Зорин // Вестник РМАТ. — 2011. — № 1 (1). - С. 72-81.
17. Агаева Н.Ю., Веретенников А.Н. Механизмы повышения эффективности и качества подбора персонала в индустрии гостеприимства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 13-16.
18. Величко А.Ю. Критерии, показатели и уровни измерения сформированности гражданской компетентности будущих менеджеров туристической индустрии // Карельский научный журнал. 2013. № 1 (2). С. 16-19.
19. Ефремова М.Ю. Модель организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 92-95.
20. Лыкова Т.Р. Программа формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в процессе изучения курса «краеведение» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 105-111.
21. Тимирясова Л.Б. Особенности преподавания иностранных языков в сфере гостинично-туристического бизнеса // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 103-105.
22. Агаева Н.Ю., Веретенников А.Н. Формирование системы управления трудовым потенциалом в индустрии гостеприимства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 66-70.
23. Замара Е.В. Концепция формирования информационной компетентности будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования (СПО) // Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 55-59.
24. Хохленкова Л.А. Преимущества метода проектов в обучении иностранному языку будущих специалистов туристических направлений в вузах сервиса //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 171-174.
25. Галенко Е.В., Овчаренко Н.П. Оценка степени удовлетворенности гостя качеством гостиничных услуг // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 79-82.
26. Ковалева, Н.И. Международный опыт подготовки кадров для индустрии гостеприимства /Н. И. Ковалева, Е. Ю. Никольская // Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг: темат. сб. материалов между-нар. науч.-практ. конф. М., 2012. — 273-279.
27. Бабанчикова, О. А. Особенности современной зарубежной системы подготовки кадров для туриндустрии / О. А Бабанчикова // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2013.
28. Дегтярев, В. А. Диверсификация непрерывного профессионального образования в области устойчивого туризма / В. А. Дегтярев, А. И. Сеселкин //Вестник РМАТ. — 2014. — № 3. — С. 117-122.
29. Михайлова, М. Н. О подготовке кадров для сферы туризма / М. Н. Михайлова // Псковский регионологический журнал. — 2011. — № 11. — С. 104-112.
30. Сеселкин, А. И. Модель инноваций в системе профессионального туристского образования (опыт РМАТ) / А И. Сеселкин // Вестник РМАТ. — 2011. — № 1 (1). — С. 111-117.
Статья поступила в редакцию 25.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018