Научная статья на тему 'Эстетика музейной среды исторического города'

Эстетика музейной среды исторического города Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
626
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА МУЗЕЯ / ЭСТЕТИКА ГОРОДА / МУЗЕЙНАЯ СРЕДА ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / МУЗЕЙНОЕ ЗДАНИЕ / КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МУЗЕЕФИЦИРОВАННОЕ ЗДАНИЕ / AESTHETICS OF THE MUSEUM / AESTHETICS OF THE CITY / MUSEUM MILIEU OF A HISTORIC CITY / URBAN HABITAT / A BUILDING OF MUSEUM / CONTEXTUAL ARCHITECTURE / URBAN SPACE / MUSEUM SPACE / HISTORIC BUILDINGS TURNED INTO MUSEUMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сиротина Татьяна Александровна

Музей рассматривается как особая коммуникативная система, в которой происходят диалоги между человеком и экспонатом, человеком и пространством музея. Изучается специфика музейного здания как компоненты городской среды. Формулируются принципы проектирования музейных зданий и методы создания музейной среды в историческом городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetics of the Museum Milieu of a Historic City

In the present article museum is considered as a specific system of communication where dialogues either between a man and an object or a man and the space of museum take place. The building of museum is viewed as a component of the urban habitat. Principles of design of the museum buildings and approaches to create the museum milieu in a historic city are formulated.

Текст научной работы на тему «Эстетика музейной среды исторического города»

УДК 069.01

Т. А. Сиротина

Эстетика музейной среды исторического города

Музей рассматривается как особая коммуникативная система, в которой происходят диалоги между человеком и экспонатом, человеком и пространством музея. Изучается специфика музейного здания как компоненты городской среды. Формулируются принципы проектирования музейных зданий и методы создания музейной среды в историческом городе.

Ключевые слова: эстетика музея, эстетика города, музейная среда исторического города, городская среда, музейное здание, контекстуальная архитектура, пространство города, музейное пространство, музеефицированное здание.

Т. А. Sirotina

Aesthetics of the Museum Milieu of a Historic City

In the present article museum is considered as a specific system of communication where dialogues either between a man and an object or a man and the space of museum take place. The building of museum is viewed as a component of the urban habitat. Principles of design of the museum buildings and approaches to create the museum milieu in a historic city are formulated.

Keywords: aesthetics of the museum, aesthetics of the city, museum milieu of a historic city, urban habitat, a building of museum, contextual architecture, urban space, museum space, historic buildings turned into museums.

Понятие «музей», происшедшее от греческого тошвюп («храм муз»), первоначально обозначало коллекцию предметов. Современное же значение оно приобрело в начале эпохи Возрождения. Кол -лекционирование произведений искусства достигает особого размаха в поздне-эллинистическую эпоху. Эстетическая ценность предмета начинает доминировать над материальной при создании частных музейных собраний в Древнем Риме. Но музейность как особый тип отношения к предметам культуры возникает на сравнительно поздних этапах ее развития. В период Возрождения появляется интерес к античности, а представители романтизма уже начинают рассматривать различные, непохожие друг на друга, явления культуры как равноценные, обращаются к современному искусству и искусству других эпох и народов.

Музейное сознание окончательно формируется в начале XIX в. под огромным влиянием идей историзма. Художественные музеи приобретают статус социального института - художественных собраний, открытых для публики, становятся учреждениями, которые служат, прежде всего целям эстетического воспитания, исторического, естественнонаучного образования, развития национального самосознания. В этот период возникают Национальная галерея в Лондоне, Старая пинакотека в Мюнхене и многие другие всемирно известные музеи.

Существует три основных аспекта рассмотрения города как эстетического объекта: город как объект эстетического восприятия, город как композиционная структура и город как объект образного решения, художественного творчества проектировщика.

При рассмотрении города как эстетического объекта центральными вопросами являются возможность целостного, образного представления города и сочетание и иерархия в его образе разнохарактерных ценностей (утилитарных, этических, собственно эстетических и пр.). Город как компо -зиционная структура определяется возможностью представления и рассмотрения его как определенного пространственного построения, обладающего эстетическими качествами, а также выявление в этой структуре художественных элементов и анализ их взаимодействия с другими элементами, свойствами и отношениями города как системы [12, с. 27].

Город имеет множество авторов, и, даже обладая первичной композиционной схемой, он развивает ее в своем последующем формировании. Образ города постоянно меняется, подвергаясь на каждом этапе своего развития влиянию социального и культурного видения эпохи.

Контекст играет важную роль как при проектировании города, так и при его восприятии. Ко -гда город и его структурные элементы являются

© Сиротина Т. А., 2011

объектами творчества, контекстом служит сложившаяся городская среда. А когда воспринимаются зрителем, контекстом выступает не только окружение, но и жители города. «Город как образная система представляет собой особое художественное явление, в котором как бы материализуется сам процесс формирования, кристаллизации образа» [12, с. 42].

Город с музеями в нем выступает перед зрителем как хранитель памяти. Город-музей - это топографическое место памяти, укорененное в почву, воспоминания о событиях и веках, застывшие в городской среде. Потребность в памяти есть потребность в истории. Пьер Нора пишет: «Место памяти - это двойное место. Избыточное место, закрытое в себе самом, замкнутое в своей идентичности и собранное своим именем, но постоянно открытое расширению своих значений» [9].

Музей как феномен, способный к сохранению, воспроизведению общечеловеческой памяти, является своеобразной летописью истории. Музеи -это один из факторов формирования культурной и исторической идентичности и исторической памяти общества.

Музей - это в первую очередь особая коммуникативная система, в которой происходят диалоги между человеком и экспонатом, человеком и пространством музея. Посетитель музея может не только почерпнуть информацию от экспонатов, но и получить эстетическое переживание лишь от одного только их созерцания.

А. В. Лебедев справедливо отмечает, что на теоретическом уровне существуют две модели музея: просветительская, которая направлена на обучение и воспитание зрителя, и гедонистическая, ориентированная на эстетическое наслаждение и медитацию [5]. Просветительскими музеями можно назвать учебные музеи кафедр и факультетов в крупных университетах. Гедонистическая модель музеев реализуется крайне редко. На практике же большинство музеев воплощают в своей структуре обе модели.

Музей «Инзель Хомбройх» («Обитаемый остров») на окраине города Нойса под Дюссельдорфом - один из немногих исключительно гедонистических музеев. При его посещении возникает удивительное чувство уединения. В парке на территории музея расположено двенадцать павильонов, но единовременно посетитель может видеть лишь один из них. Коллекция музея разнородна: от древней восточной скульптуры и африканских масок до конструктивистской мебели и произведений дадаистов. Предметы в павильонах не соб-

раны по какому-либо признаку, под произведениями нет ни одной этикетки - в этом музее все подчинено исключительно чувственному, эстетическому восприятию.

Чаще всего музеи существуют как локальные объекты в системе города, но иногда его историческая среда полностью обретает функцию музейной.

Ярчайшим примером локальной музейной среды в историческом городе является так называемый Музейный остров - название, которое получила северная оконечность острова Шпрееинзель на реке Шпрее в Берлине, где расположено целое созвездие знаменитых берлинских музеев. Исторические памятники соседствуют здесь с произведениями современной архитектуры. Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира, а с 1999 г. уникальный архитектурный и культурный ансамбль включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Истинный, наиболее яркий эстетический эффект - это диалог между структурами различных эпох. Ю. М. Лотман отмечает: «Еще в 1831 г. молодой романтик Гоголь указывал на плодотворность разностильности в архитектурном ансамбле, то есть на полиглотизм архитектурного контекста: "... смело возле готического строения ставьте греческое. Истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте". И дальше: "Город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам". Конечно, совет Гоголя возводить здания, воспроизводя стили различных эпох, звучит наивно, однако мысль о диалоге исторического контекста и современного текста звучит вполне актуально» [8, с. 678]

Самый радикальный метод создания музейного пространства в историческом городе - это тотальная консервация его исторической ткани, «история, глубина эпохи, оторванной от своих глубин» [9]. Она остановила свое развитие, замерев на определенном временном отрезке. Она показывает диалог прошлых эпох, но сегодняшний день в этот диалог уже не вступает. Город-музей становится музеем под открытым небом, когда перестает быть приспособленным для жизни человека. В так называемых музеях под открытым небом связь памятников архитектуры с природным окружением - один из основных эстетических параметров.

В настоящее время большинство музеев в России располагается в музеефицированных и приспособленных под современное использование ис-

Эстетика музейной среды исторического города

261

торических зданиях: монастырях и церквях, старых домах и усадьбах, крепостях. Эта традиция - наследие первых десятилетий Советской власти, ко -гда началась музеефикация особо ценных памятников архитектуры и национальной культуры, были созданы дворцы-музеи, музеи-усадьбы.

С середины ХХ в. при строительстве новых музейных зданий в Европе их объемно-планировочные решения стали чаще связывать со спецификой коллекций. Зачастую одной из целей строительства является включение здания в часть коллекции, создание из него постоянного элемента экспозиции, ее лица. Общая черта архитектуры современных музейных зданий - гибкое и легко трансформируемое внутреннее пространство.

Сегодня проектирование музейных зданий в исторической среде города происходит по двум принципам: по методу контраста, противопоставления объекта окружению, и по контекстуальному методу, не нарушающему сложившуюся среду.

Контекстуальным к окружающей среде здание может стать двумя способами: имитацией сложившейся исторической застройки и растворением в ней, например, посредством использования в качестве материала фасада стекла, отражающего окружение.

Уникальное музейное здание может в одиночку преобразовать образ города, став его главной эстетической ценностью, как, например, здание Музея Гугенхайма в Бильбао. В начале XXI в. в австрийском городе Грац в окружении памятников XVII в. было построено здание художественного музея, радикально контрастирующее с окружающей средой. Историческая атмосфера европейского города была нарушена, но здание все же органично вписалось в среду, став некой оригинальной жемчужиной и главной достопримечательностью города.

Музейное здание находится в постоянном диалоге не только со своим содержанием и посетителями, но и с окружающей его городской средой. Принцип эстетического воздействия музейного здания на протяжении веков остается неизменным: музей привлекает зрителя не только своим внутренним содержанием - коллекцией, но и внешним обликом - будь то памятник культуры с богатым прошлым или новый архитектурный объект.

Разновременность и функциональная неоднородность среды - ее главное эстетическое богатство. Диалог старого и нового, бережное отношение к существующим музеям и аккуратное внедрение в тело исторического города новых современных объектов - это путь создания уникальных

музейных комплексов, интересных не только своими коллекциями, но и своим микроклиматом. «Диалогические отношения никогда не являются пассивным соположением, а всегда представляют собой конкуренцию языков, игру и конфликт с не до конца предсказуемым результатом» [8, с. 680].

Пространство города - это ансамбль, единое целое, в котором гармонично соединены разнообразные и самодостаточные элементы, которые, по словам М. Ю. Лотмана, «оставаясь целым, делаются частями; оставаясь разными, делаются сходными» [8, с. 683].

Библиографический список

1. Вильковский, М. Социология архитектуры [Текст] / М. Вильковский. - М. : Фонд «Русский авангард», 2010. - 592 с.

2. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. - Том 3. - М. : Мысль , 1977. - 447 с.

3. Глазычев, В. Л. Поэтика городской среды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glazychev.ru/habitations&cities/1986_poetika.h Ш,свободный.

4. Каган, М. С. Морфология искусства. - Л. : Искусство , 1972. - 451 с.

5. Лебедев, А. В. Обитаемый остров (Музей «Инзель Хомбройх», Германия) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http ://b log. imhonet. ru/author/avleb/post/801227/, свободный

6. Лебедев, А. В. Проект как управленческая форма культурной практики (на материале музейного проектирования) [Электронный ресурс] / А. В. Лебедев // Материалы 12-й ежегодной Международной конференции «EVA 2009 Москва», Москва, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино, 30 ноября - 2 декабря 2009 г. : официальный сайт 12-й международной конференции EVA. - Режим доступа: http://conf. cpic. ru/eva2009/rus/reports/report_1692. html, свободный.

7. Линч, К. Образы города. - М. : Стройиздат , 1982. - 164 с.

8. Лотман, Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПБ , 2000. - 704 с.

9. Нора, П. Проблематика мест памяти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec-dejavu. ru/m-2/Memory-Nora. html, свободный.

10. Пшеничная, С. В. «Музейный язык» и феномен музея. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://anthropology. ru/ru/texts/pshenichn/kagan_21. html, свободный.

11. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М. : Политиздат, 1989. 447 с.

12. Яргина З. Н. Эстетика города. М. : Стройиздат, 1991. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.