ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Сёмка Е.П.
Сёмка Елена Павловна - студент, кафедра специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
Аннотация: в статье рассмотрено педагогическое эстетико-воспитательное воздействие. Рассматривается эстетическое сознание. Рассматривается эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью на уроках изобразительного искусства.
Ключевые слова: педагогическое эстетическое воздействие, уроки изобразительного искусства, эстетические вкусы.
Б.Т. Лихачев полагает, что лишь целенаправленное педагогическое эстетическое воспитательное влияние, внедрение школьников в различную художественную творческую работу, могут формировать сенсорную сферу, обеспечивать глубокое изучение эстетических явлений [2].
Суть эстетического восприятия состоит в том, что данный процесс целеустремленного влияния, развития склонности понимать, видеть красоту в жизни, искусстве, оценивать ее, формирование личностных идеалов, эстетических вкусов, формирование склонности к формированию прекрасного, самостоятельному творчеству [4].
В эстетическом восприятии познание обусловлено чувственным познанием, открытием в объекте удобного, красивого, приятного по признакам целесообразности, единства объекта в контексте отношений с иными объектами. В целом, эмоциональное впечатление зависит от стороны объекта, от того, выражает ли оно наслаждение либо нет. На восприятие воздействует: качество стимулов, эмоциональное описание стимульного материала [2].
В ходе эстетического восприятия у детей развивается эстетическое сознание. Психологи и педагоги делят эстетическое сознание на категории, отражающие психологическую суть эстетического восприятия, предоставляют возможность судить об уровне человеческой эстетической культуры.
Многие ученые выделили такие категории: эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Б.Т. Лихачев выделил эстетическое чувство, надобность, суждение [1].
Эстетическое личностное развитие начинается еще с раннего детства. Для того чтобы взрослые люди были духовно богатыми, следует обращать внимание на детское эстетическое воспитание.
Ученый подчеркнул, что в младшем возрасте проводится самое интенсивное развитие отношений к миру, понемногу превращающиеся в личностные свойства. С помощью педагога дошкольники познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды педагога, вкусы, предпочтения считаются личными.
Из опыта А.С. Макаренко, общественная значимая цель, перспектива движения к ней, при не грамотной постановке перед дошкольниками оставляют равнодушными [5].
Существенным условием становления эстетического восприятия у младших школьников выступают перемены, которые происходят в области познавательных процессов учеников.
К примеру, развитие у детей эстетических идеалов, выступает длительным и сложным процессом. В воспитательном процессе отношения в жизни, идеалы претерпевают перемены. В некоторых ситуациях под воздействием ровесников,
взрослых, природы, потрясений в жизни идеалы претерпевают существенные перемены [3].
Суть педагогического процесса развития эстетических идеалов у дошкольников, учитывая их возрастные особенности, заключается в том, чтобы изначально, развивать стабильные содержательные идеальные суждения о человеке, обществе [1].
Для младших школьников главной формой ознакомления с эстетическими идеалами выступает детская литература, кино, фотографии в книгах.
С младшего возраста протекают перемены в сфере мотивации. Мотивы детского отношения к искусству, красоте реальности дифференцируются, понимаются.
В своей деятельности Б.Т. Лихачев подметил, что к познавательному стимулу в таком возрасте прибавляется новый, сознательный мотив, что выражается, что некоторые дети относятся к искусству, реальности эстетически. Дети получают удовлетворение от прочтения книг, рассмотрения картинок в них, прослушивания музыки, рисования просмотра фильмов. Дети не знают, что существует эстетическое отношение, при этом в них развивается эстетическое отношение к жизни, искусству. Тяготение к духовному общению с искусством понемногу преобразуется в надобность [5].
Иные дошкольники общаются с искусством помимо эстетического отношения, дети подходят к произведениям рационально: получая рекомендации к прочтению книг, просмотру фильмов.
Ощущение природной красоты, окружающих людей, вещей формирует в детях особенные эмоциональные психические состояния, порождает прямую заинтересованность к жизни, обостряет мышление, любознательность, память. С раннего детства дети живут эмоциональной жизнью [3].
Существенные эмоциональные переживания длительное время сохраняются в памяти, преобразуясь в поведенческие стимулы, мотивы, облегчая процесс формирования навыков, убеждений, привычек поведения.
В труде Н.И. Киященко достаточно точно подчеркивается, что педагогическое применение эмоционального отношения детей к миру выступает одним из существенных направлений проникновения в сознание детей, углубления, конструирования, укрепления [1].
Автор подметил, что детские состояния, эмоциональные реакции выступают в качестве критерия результативности эстетического воспитания.
Воздействие выразительной стороны поэтического образа на рисунок детей выражается в педагогике детьми эмоционального отношения к природному описанию, что существенно усиливает эстетические качества рисунка.
Дошкольники формируют творческие рисунки на основании наблюдений явлений природы, проводят целеустремленную деятельность по формированию воображения, знакомят с поэзией [4].
При рассмотрении картин с дошкольниками, педагог задает вопросы, оказывая помощь в осмыслении образа, чувствовании настроения, которое передается художником.
При обучении дошкольников выделять основное в картине, педагог предложил придумать наименование ее [1].
У детей творческий процесс проходит различно. По этой причине, в ходе организации детской изобразительной работы, следует обратить внимание на выразительные языковые возможности изобразительного искусства. Кроме того, следует ознакомить детей с приемами деятельности художественными материалами: цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель. Позитивный итог в изучении цвета, в качестве языка изобразительного искусства, позволяет экспериментировать с красками [3].
В момент организации учителем прямой образовательной работы, следует учесть принцип постепенного изучения некоторых компонентов изобразительного искусства.
В ходе восприятия произведений искусства, следует содействовать сознательности детьми личных переживаний, в качестве главного содержания произведений [1].
Важно, чтобы педагог своим примером продемонстрировал эмоциональное отношение к воспринимаемой картине, что вызовет у детей эффект «эмоционального заражения» и будет способствовать активизации детского восприятия.
Целесообразно подвести детей к оценке героев, изображенных на картине. Эффективно использовать беседу с вопросами проблемного характера.
Вопросы позволят подвести детей к пониманию истинного лица изображенных персонажей, мотивов их поведения.
В условиях самостоятельной изобразительной деятельности важно оказать помощь детям в освоении языка изобразительного искусства. С этой целью можно организовать экспериментирование с красками: получение новых оттенков цвета, смешанных цветов и др. Так же развитию художественного восприятия детей будут способствовать развивающие_игровые упражнения «Кто есть, кто?», «Придумай пейзаж», «Подбери палитру», «Где чей контур» и др. Дети в увлекательной для них форме смогут закрепить полученные ранее знания [6].
Таким образом, успешность в развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительного искусства может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:
- готовностью педагогов к развитию эстетического восприятия у младших школьников;
- обеспечением эстетической развивающей среды в образовательном учреждении и в семье;
- взаимосвязью непосредственно образовательной деятельности с экспериментированием и самостоятельным творчеством детей.
Список литературы
1. Грошенков И.А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности // Дефектология. М., 2016.
2. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 208 с.
3. Гнездилов М.Ф. Обучение детей с нарушениями интеллектуального Развития. М.: издательство Вильямс, 2018.
4. Екжанова Е.А. Программа по изобразительному искусству в специальных школах и классах выравнивания для детей с задержкой психического развития // Дефектология. № 5, 2017. С. 20 - 37.
5. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: 2017. 348 с.
6. Зинченко, В.П., Рузская, А.Г. Восприятие и действие. М.: Академия, 2017.
7. Забрамная С.Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». М.: Знание, 2017.
8. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 2016. 245 с.