Эстетическое воспитание молодёжи СРЕДСТВАМИ изобразительного искусства на уроках «истории искусств» в системе
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
УДК 37.013
Н. А. Бармина
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается актуальность компетентностного подхода, эстетического и духовного воспитания молодёжи посредством изобразительного искусства в системе среднего профессионального образования художественной направленности, определяется приоритетная роль эстетического образования, значимость нравственных и духовных ориентиров в современном обществе.
Ключевые слова: эстетическое и духовное воспитание, художественный вкус, нравственное развитие личности, компетентностный подход, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, профессиональные образовательные организации художественной направленности, среднее профессиональное образование художественной направленности.
N. A. Barmina
Moscow State University of Culture and Arts
ESTHETIC EDUCATION OF YOUTH AT LESSONS OF "HISTORY OF ARTS" IN SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION OF AN ART ORIENTATION
The article discusses the relevance of the competence approach, aesthetic, and spiritual education of young people through art in secondary vocational education art orientation is determined by the priority role of aesthetic education, the importance of moral and spiritual guidance in today's society.
Keywords: aesthetic and spiritual education, artistic taste and moral development of the individual, the competence approach, e-learning and distance education technologies, professional educational organizations art orientation, vocational education art orientation.
Эстетическое и духовное воспитание подрастающего поколения становится все более актуальной задачей профессионального образования. Процесс формирования духовных и нравственных качеств молодёжи должен иметь целенаправленный характер и ре-ализовываться, прежде всего, через действу-
ющую в нашей стране систему образования, функционирование которой обеспечивается государством и гарантируется в Российской федерации Конституцией.
Использование термина «образование» как понятия, объединяющего процессы воспитания и обучения, было законодатель-
198
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 198-201
но закреплено ещё в 1992 году в законе «Об образовании», а в 2007 году были внесены поправки в содержание закона, где отмечена важная составляющая — формирование духовных и нравственных качеств личности. В новом законе «Об образовании в Российской федерации», вступившем в силу в сентябре 2013 года, подчёркивается необходимость интеллектуального, культурного и нравственного развития на каждом уровне образования — с дошкольного до высшего образования и на уровне переподготовки кадров. В нашей повседневной жизни художественно-эстетическое начало присутствует не только в сфере профессиональной деятельности, но и в сфере труда, быта, поведения, личных взаимоотношений и т.д., то есть имеет всеобъемлющий характер, и, как следствие, существует социальная потребность в эстетическом воспитании. Сфера эстетического, а значит, и духовного освоения мира гораздо шире собственно искусства, но именно искусство может выступить ретранслятором формирования не только художественного вкуса, но и нравственных качеств подрастающего поколения.
Начиная с Античности в сферу эстетики входят человек и искусство. Вопросами эстетического и духовного воспитания занимались Платон и Аристотель, позднее французы Вольтер и Д. Дидро, немцы И. Кант и Г. Гегель, мыслитель, философ и писатель Н. Г. Чернышевский, а в ХХ веке — А. ф. Лосев, М. М. Бахтин, Б. М. Неменский, А. С. Макаренко, Т. Я. Шпикалова и др. Проблема преподавания истории искусств в общеобразовательных школах и вузах поднималась в диссертационных исследованиях л. Г. Дьячковой, Г. В. Лебедевой, Л. С. Романовой и др., но проблема методологии преподавания изобразительного искусства на уроках «Истории искусств» в системе среднего профессионального образования художественной направленности освещена недостаточно.
Развитие и совершенствование системы эстетических знаний средствами искусства способствуют профессиональному обра-
зованию художественной направленности. Ключевой фигурой в этом процессе выступает педагог, так как, в соответствии с действующим законом «Об образовании», педагогический работник имеет право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утверждённой образовательным учреждением. Вступивший в силу закон «Об образовании в Российской федерации» дополняет эти возможности правом на творческую инициативу, на участие в разработке и применение авторских образовательных программ, рабочих учебных программ курсов (модулей), учебных планов, календарных учебных графиков, учебно-методических пособий и др. Статья 20 нового закона «Об образовании» гласит о том, что для более полного удовлетворения образовательных потребностей молодёжи в сфере образования может осуществляться как инновационная, так и экспериментальная деятельность. Все эти возможности должны быть востребованы и реализованы современными педагогами, так как эстетическое образование играет большую роль в процессе перехода от педагогики знаний и умений к педагогике развития.
федеральные государственные стандарты ориентируют нас на компетентностный подход, который не ограничивается вопросами передачи молодёжи знаний, навыков и умений, но требует воспитания активных членов общества, формирования нравственных и духовных качеств личности. Возможность реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, мультимедиа, в том числе и интернет-технологий, выводит образовательный потенциал на новый уровень, позволяя нивелировать пространственные и временные рамки, способствуя развитию интерактивных форм обучения, составляющих одно из перспективных направлений развития современного образования. Обучающие программы по специальным художественным дисциплинам, а также по теории и исто-
рии искусства, учебные сайты и интерактивные практические занятия необходимы, потому что представляют собой дополнительный педагогический инструментарий в профессиональных образовательных организациях художественной направленности. Активное использование компьютерных технологий предоставляет возможность педагогам формировать эстетическую и нравственную составляющие личности не только во время учебного процесса, но и во внеаудиторной и самостоятельной работе.
Одним из основных средств эстетического и духовного воспитания молодёжи в системе среднего профессионального образования художественной направленности является изобразительное искусство. При разработке авторской образовательной программы по дисциплине «История искусств» нами были разработаны компетенции, способствующие стимулированию эстетического и нравственного потенциала студентов.
Так как компетентностный подход носит процессуальный характер, объединяя в себе как интеллектуальную, так и навыко-вую составляющие образования, безусловно, уделяется внимание не только традиционным подходам, опирающимся на репродуктивную деятельность студентов, но и проблемному методу, поисковому и исследовательскому методам как ключевым в современной системе интегративного образовательного пространства. Важную роль в эффективности реализации профессиональных компетенций, способствующих стимулированию эстетического и нравственного потенциала студентов, играют разработанные учебно-методические материалы, контрольно-измерительный инструментарий (тесты, вопросы, интернет-экзамены, тренинги), которые максимально адаптированы к современным условиям обучения. В формировании профессиональных компетенций у студентов образовательных организаций творческой направленности значительную роль, на наш взгляд, играет самостоятельная внеаудиторная работа, как необходимая составляющая полноценного
процесса обучения, которая также должна быть частью общей методики преподавания дисциплины «История искусств».
В процессе обучения, ориентированного на компетенции как профессионального, так и эстетического характера, эффективно применение такой формы обучения, как «Электронное сопровождение лекций» (электронное пособие). Разработанное в форме учебного сайта, электронное пособие должно решать не только задачу повышения качества теоретико-методологической подготовки по дисциплине «История искусств», но и задачи образной интерпретации и повышения культуры восприятия материала, развития ассоциативного мышления, стимулируя самостоятельную работу студентов с визуальными образами. Цикл тематических занятий, которые включают анализ произведений живописи, графики, архитектуры, скульптуры средствами визуализации, формирует не только профессиональные компетенции, но и эстетическую и духовно-нравственную культуру студентов.
Важной составляющей авторской образовательной программы по дисциплине «История искусств» является такая специфическая форма учебной коммуникации, как уроки в музее. Особенность музейной педагогики обусловлена широким спектром вариативности методических принципов, которые предполагают как дифференцированный, так и индивидуализированный подход к обучающимся в ходе изучения дисциплины. Интерактивные занятия, проводимые как в пространственной среде экспозиции, но основанные на отличной от экскурсии логике и динамике маршрута осмотра музея, так и за её пределами (например, выездные экскурсии в архитектурно-парковые ансамбли и др.), также осуществляют функцию эстетического и духовного воспитания молодёжи средствами музейной педагогики. Музейная практика включает практико-ориентированные занятия, синтезируя изобразительную деятельность с восприятием искусства. Такие занятия являются необходимым условием актуализации и самоактуа-
лизации студентов.
Практические творческие задания как один из методов обучения эффективно работают и как способ закрепления пройденного материала, демонстрируя степень его усвоения, и как, исходя из обязательных профессиональных компетенций, способность к мобилизации полученных знаний и умений в условиях конкретной ситуации и деятельности. Комплексный курс преподавания дисциплины «История искусств» позволяет строить творческие задания на основе самостоятельной интерпретации стилей мирового искусства, что способствует эстетическому и духовному воспитанию молодёжи.
Понятие развития визуальной культу-
ры студентов посредством изобразительного искусства и формирования эстетической и нравственной культуры личности значительно шире, чем интерпретация содержания образования в соответствии с профессиональными компетенциями. Потребность в широко образованных, компетентных специалистах в области профессионального образования художественной направленности, в освоении новых педагогических технологий вызывает необходимость усовершенствования системы профессиональной ориентации обучающейся молодёжи, что должно осуществляться на принципах интеграции знаний профессиональной и гуманистической направленности.
Примечания
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Москва : Искусство, 1986. 445 с.
2. Дьячкова Л. Г. Развитие системы обучения истории искусств как способ повышения профессиональной компетентности выпускников вуза на примере специальности 290100 «Архитектура». Москва, 2006. 411 с.
3. Закон Российской федерации от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании», Статья 14. Общие требования к содержанию образования.
4. Комментарий к федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ф3 «Об образовании в Российской федерации». 11.1. Академические права и свободы педагогического работника. Часть 3 ст. 47
5. Лебедева Г. В. Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета. Москва, 1998. 226 с.
6. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Москва : Искусство, 1992. 636 с.
7. Макаренко А. С. О воспитании. Москва, 1988. 256 с.
8. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания : книга для учителя. Москва : Просвещение, 1987. 253 с.
9. Романова Л. С. Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музыки и истории искусств. Москва, 1997. 193 с.
10. федеральный закон от 01.12.2007 N 309-ф3 «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Рф в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
11. Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. 2005. № 7. С. 9.
12. Чернышевский Н. Г. Статьи, исследования и материалы : сборник научных трудов. Саратов, 2012. Вып. 18. 1231 с.
13. Шпикалова Т. Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Москва : Владос, 2001. 272 с.