Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА А.Н. ОСИПОВА'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА А.Н. ОСИПОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / PRIMARY SCHOOL STUDENT / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC VALUES / ARTISTIC HERITAGE / CREATIVITY / CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Евдокия Эдуардовна, Абрамова Наталья Андреевна

В статье раскрывается понятие эстетические ценности, дается описание механизмов формирования эстетических ценностей младших школьников в процессе ознакомления с творчеством художника А.Н. Осипова. Также, представлен педагогический эксперимент, содержащий диагностику уровня эстетической воспитанности при помощи методики «Интервью» Б.И. Додонова, теста «Ван Гог» Е.К. Торшиловой и Т.М. Морозовой, анализ продуктов творческой деятельности Т.С Комарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Евдокия Эдуардовна, Абрамова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF ACKNOWLEDGMENT WITH THE CREATIVITY OF THE ARTIST A.N. OSIPOVA

The article reveals the concept of aesthetic values, describes the mechanisms of formation of aesthetic values of younger students in the process of familiarization with the work of the artist A.N. Osipova. Also, a pedagogical experiment is presented containing a diagnosis of the level of aesthetic upbringing with the help of the B. Interview methodology. Dodonov, test "Van Gogh" E.K. Torshilova and T.M. Morozova, analysis of the products of the creative activity of T.S. Komarov.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА А.Н. ОСИПОВА»

Педагогика

УДК: 373

магистрант группы МТО-18 Сидорова Евдокия Эдуардовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова" (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Абрамова Наталья Андреевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова" (г. Якутск)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С

ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА А.Н. ОСИПОВА

Аннотация. В статье раскрывается понятие эстетические ценности, дается описание механизмов формирования эстетических ценностей младших школьников в процессе ознакомления с творчеством художника А.Н. Осипова. Также, представлен педагогический эксперимент, содержащий диагностику уровня эстетической воспитанности при помощи методики «Интервью» Б.И. Додонова, теста «Ван Гог» Е.К. Торшиловой и Т.М. Морозовой, анализ продуктов творческой деятельности Т.С Комарова.

Ключевые слова: младший школьник, эстетическое воспитание, эстетические ценности, художественное наследие, творчество, творческие способности.

Annotation. The article reveals the concept of aesthetic values, describes the mechanisms of formation of aesthetic values of younger students in the process of familiarization with the work of the artist A.N. Osipova. Also, a pedagogical experiment is presented containing a diagnosis of the level of aesthetic upbringing with the help of the B. Interview methodology. Dodonov, test "Van Gogh" E.K. Torshilova and T.M. Morozova, analysis of the products of the creative activity of T.S. Komarov.

Keywords: primary school student, aesthetic education, aesthetic values, artistic heritage, creativity, creative abilities.

Введение. Проблема эстетического воспитания в школе актуальна, поскольку одной из основных задач современной начальной школы является воспитание личностных качеств у ребенка, формирование эстетических и этических ценностей. Во ФГОС НОО рекомендуется обратить особое внимание обогащению ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием. Эстетическая культура, будучи составной частью духовной культуры, предполагает умение отличать прекрасное не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни. Эстетический опыт, который ребенок приобретает ведет к целостности и зрелости личности, помогает росту творческих способностей.

Изложение основного материала статьи. Эстетическое воспитание и образование мы понимаем, как систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, которые расширяют возможность ученикам наслаждаться красотой и самим создавать ее. Оно направлено на воспитание в человеке гуманности, интереса и любви к жизни во всем ее многообразии. Эстетические ценности - это не только формальные особенности произведений искусства, но все чаще считается, что они зависят от прочих свойств или могут взаимодействовать с различными другими аспектами, в первую очередь с контекстуальными, когнитивными и моральными факторами [3, с. 104].

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Так, в произведениях А.Н.Осипова воспитывается любовь к родине, к природе, его картины учат воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.

В музее народного художника СССР, академика АХ Афанасия Николаевича Осипова, который находится в родном селе Дикимдя Республики Саха (Якутия) находится около 190 работ, чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство, основанное на его произведениях. Научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, в произведениях искусства, в природе это значит положить задел долгосрочному процессу эстетического воспитания личности. Именно с этого и начинают педагоги начальной школы, заинтересованные в выращивании поколения, трепетно относящегося к красоте.

Особую роль в эстетическом воспитании мы можем отнести музейным урокам — это урок в музее или с использованием переносной музейной выставки с применением интерактивных технологий. Он меняет привычную форму ведения традиционных мероприятий, делает изучение жизни выдающихся земляков более интересным и содержательным. На музейных уроках используются методы создания игровых ситуаций, организуется интерактивный диалог, театрализация, самостоятельная познавательная деятельность. Эти методы соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

Творчески работающий учителя может успешно сочетать развитие эстетических вкусов детей средствами изобразительного искусства с показом прекрасного в общественной жизни и природе. С этой целью широкой популярностью обладают экскурсии в природу, на предприятия, по родному городу и т. д. Проводятся экскурсии в парк или в лес осенью, зимой и весной, обращая внимание детей на изменения, происходящие в природе, связывают получаемые детьми представления с тем, что они уже видели на картинах художника. Осенью, когда лес надевает свои желто-красные одежды, учителя напоминают детям о пейзажах А. Осипова сумевшего запечатлеть на своих полотнах красоту и прелесть нашей Родины. Все это развивает воображение детей, учит видеть красивое в природе и прививает любовь к родному краю [2, с. 8].

Творчество А.Н. Осипова как будто шло по непрерывной крутой лестнице, с каждой новой работой рывком поднимаясь сразу на несколько ступеней.

В первые годы после окончания университета Афанасий Николаевич Осипов открыл для себя нетронутый пласт народной жизни, с которым долгое время связывал свою работу. Это были его северные темы, посвященные главным образом малочисленным народам Якутии - эвенам, эвенкам, чукчам. Благодаря большому разнообразию творчества А.Н. Осипова, изучение его работ является основой для эстетического воспитания младших школьников [4, с. 6].

В школе так же, действует кружок «Палитра» (руководитель Егорова А.Я.), здесь для детей созданы благоприятные условия для занятий конкретным видом изобразительного искусства, наиболее интересным

младшему школьнику. На занятиях в кружке имеется больше времени, выше их активность и сплоченность на почве общности интересов и сравнительно одинакового уровня подготовки, более свободные формы организации работы, большая возможность общения с руководителем кружка для раскрытия талантов и способностей. Занятия в кружке способствуют полноценному и разностороннему воспитанию средствами изобразительного искусства; на них также учащиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области изобразительного искусства [1, с. 32].

Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ «Джикимдинская средняя общеобразовательная школа им. С.П. Данилова» с. Джикимдя Горного района. В эксперименте участвовало 10 учеников 3 класса.

Для выявления уровня эстетической воспитанности нами были использованы следующие методики:

- методика «Интервью» Б.И. Додонова, направленное на выявление уровня эстетической воспитанности младших школьников (когнитивный компонент);

- тест «Ван Гог» Е.К. Торшиловой и Т.М. Морозовой (эмоционально-побудительный компонент);

- анализ продуктов творческой деятельности Т.С Комарова (деятельностный компонент).

Методика «Интервью». Цель: выявить уровень сформированности когнитивного компонента художественно-эстетической воспитанности у детей младшего школьного возраста. Данная методики позволяет изучить отношение школьников к прекрасному, раскрывающему сущность эстетических качеств. Предлагается ответить на вопросы, которые характеризуют эмоции личности.

Тест «Ван Гог» Е.К. Торшиловой и Т.М. Морозовой. Цель: выявление уровня эмоционально-побудительного компонента художественно-эстетической воспитанности. Детям предлагаются пары изображений - картинки или фотографии и работы художников. В парах, подобранных для оценки, дети должны решить очень сложную задачу: выбрать между ярким и злым или добрым, но темным; понятным, но однотонным или необычным, но ярким.

К более сложным и требующим большей художественно-эстетической воспитанности Е. Торшилова и Т. Морозова относят не только необычные не только по изобразительной манере, но и эмоционально непривычные детям «грустные» картины.

Анализ продуктов творческой деятельности. Для определения уровня сформированности деятельностного компонента художественно-эстетической воспитанности учащихся при помощи анализа продуктов творческой деятельности и наблюдения мы изучили, насколько дети обладают умениями и навыками изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, проявление художественно-творческих способностей.

Полученные данные представлены в таблице.

Показатели уровня эстетической воспитанности на контролирующем этапе

Методики Компоненты Высокий Средний Низкий

художественно- уровень уровень уровень

эстетической

воспитанности

«Интервью» Б.И. Додонов Когнитивный 20% 40% 40%

Тест «Ван Гог» Эмоционально- 30% 50% 20%

Е.К. Торшиловой и Т.М. Морозовой побудительный

Анализ продуктов творческой Деятельностный 40% 60% -

деятельности

Диагностика показала, что 40% детей младшего школьного возраста имеют высокий уровень художественно-эстетической воспитанности, 30% детей имеют средний уровень художественно-эстетической воспитанности, 30% детей имеют низкий уровень художественно-эстетического воспитанности.

Итак, проведенная диагностика детей младшего школьного возраста, позволила сделать следующие выводы:

- художественно-эстетическое направление является одним из приоритетных направлений деятельности;

- у детей недостаточный уровень развития художественно-эстетической воспитанности;

- недостаточно сформировано умение чувствовать, понимать и оценивать красоту в эстетических суждениях.

Для решения выявленных проблем был разработан комплекс уроков и мероприятий, направленный на создание дополнительных условий по повышению уровня таких компонентов эстетических воспитаний детей младшего школьного возраста.

Цель формирующего эксперимента - создать педагогические условия для развития эстетического воспитания младших школьников в процессе изучения произведений художника А.Н. Осипова. Данный этап работы посвящен непосредственно эстетическому воспитанию, обогащению внутреннего мира детей, на произведениях заслуженного художника А.Н. Осипова.

В рамках формирующего эксперимента мы предложили детям комплекс последовательных и взаимодополняющих занятий, созданных на основе изучения произведений А. Осипова:

1. «Волшебные краски» урок изобразительного искусства;

2. «Живопись гуашью» урок изобразительного искусства;

3. Урок беседа по произведению «Народные писатели Якутии»;

4. Урок беседа по произведению «Коневоды. Белые ночи»;

5. Урок беседа по произведению «Мунха - праздник подледного лова карасей»;

6. Музейный урок «Труды нашего соотечественника А.Н. Осипова»;

7. Внеклассное мероприятие «Афанасию Николаевичу Осипову 90 лет»;

8. Внеклассное мероприятие «Инсталляция картин академика А.Н. Осипова»;

9. Классный час «Известные произведения А.Н. Осипова».

После проведенных мероприятий и уроков, мы провели повторную диагностику, с помощью тех же методов исследования, которые использовали на констатирующем этапе, чтобы выявить динамику развития художественно-эстетической воспитанности младшего школьника.

Проведенное исследование показало, что составленные нами уроки и мероприятия позволили в целом повысить уровень художественно-эстетическую воспитанность детей. Дети стали более подробно выражать свои чувства при видя картин, начали смелее выражать образы, самостоятельно продумывать композицию рисунка, более свободно фантазировать, создавая принципиально новые образы.

Мы убедились на практике в том, что музейные, внеклассные уроки обеспечивают высокую результативность в развитии эстетического воспитания.

Проведение диагностики показало, что полученные результаты стали качественнее по содержанию и по оригинальности ответов.

Показатели уровня эстетической воспитанности на контролирующем этапе

Методики Компоненты Высокий Средний Низкий

художественно- уровень уровень уровень

эстетической

воспитанности

«Интервью» Б.И. Додонов Когнитивный 40% 40% 20%

Тест «Ван Гог» Эмоционально- 50% 40% 10%

Е.К. Торшиловой и Т.М. Морозовой побудительный

Анализ продуктов Деятельностный 60% 40% -

творческой деятельности

Выводы. Анализируя проделанную работу, направленную на изучение эстетической воспитанности младших школьников, можно отметить, что ученики с живым интересом рассматривают картины, пытаются составить анализ произведений по предложенной схеме, учатся не только увидеть сюжет, но и почувствовать настроение художника. Исследование показало, что познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, благодаря которому, происходит проникновение в детское сознание, пробуждая эстетические потребности.

Литература:

1. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28-29.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2007. - 94 с.

3. Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников / С.А. Герасимов. - М.: Педагогика, 2013. - 264 с.

4. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

5. Тимофеева В.В. Каталог Время. Пространство. Художник: 100 дарственных работ Афанасия Осипова.

6. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. - М.: Академия. -2013. - 168 с.

Педагогика

УДК: 373

старший преподаватель Сидорова Евдокия Эдуардовна

Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный

университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);

учитель начальных классов Баянаева Надежда Александровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа имени Ю.Н. Прокопьева» (Верхневилюйский улус, село Андреевский)

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

СИНГАПУРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В статье раскрываются механизмы развития навыков сотрудничества младших школьников посредством применения сингапурской технологии. Целью данного исследования является изучение эффективности применения сингапурской технологии в развитии навыков сотрудничества младших школьников. Гипотеза исследования: развитие навыков сотрудничества младших школьников на уроках будет проходить эффективно, если: в процессе учебной деятельности применить сингапурскую технологию. Также, в статье представлен педагогический эксперимент, содержащий диагностику уровня развития навыков сотрудничества у учащихся 3-го класса и реализация использования сингапурской технологии во время внеурочных занятий.

Ключевые слова: младшие школьники, навыки сотрудничества, сингапурская технология, внеурочные занятия.

Annotation. The article reveals the mechanisms of development of cooperation skills of primary school children through Singapore technology. Pedagogical conditions of development of cooperation of younger school students are defined. The potential of using Singapore technology in the development of cooperation of primary school students is experimentally substantiated. The article presents a pedagogical experiment that contains the diagnosis of the level of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.