Научная статья на тему 'Эстетическое развитие в процессе социализации подростков'

Эстетическое развитие в процессе социализации подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
397
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическое развитие / художественно-эстетическое пространство / подростковый период / социализация в подростковом возрасте / социокультурные способности / коллективистская идентификация / the aesthetical development / the artistic and aesthetic space / the period of pubertata / the socialization / socialization at the teenage period / the sociocultural abilities / the collectivist identification

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермакова Алевтина Анатольевна

Статья посвящена проблеме успешной социализации детей. Анализируются психолого-педагогические особенности процесса социализации, проводимого методом формирования эмоциональной компетентности детей подросткового возраста в ходе их эстетического развития. Описываются механизмы, формирующие социально значимые качества личности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetical development in the of process socialization of teenagers

The article of Ermakova A. A. is devoted to the problem of successful socialization of teenagers. It examines the analysis of psychologicаl and pedagogical special features of thе process of socialization teenagers by the method of formation the emotional competence in the course of the aesthetic development. The description of mechanisms that form socially meant personal qualities of teenagers takes place.

Текст научной работы на тему «Эстетическое развитие в процессе социализации подростков»

УДК 371.037: 371.015 ББК 74.200.54: 88.840

Ермакова Алевтина Анатольевна аспирант г. Челябинск Ermakova Alerti^ Anatolievna

Post-graduate Chelyabinsk

Эстетическое развитие в процессе социализации подростков Aesthetical development in the of process socialization of teenagers

Статья посвящена проблеме успешной социализации детей. Анализируются психолого-педагогические особенности процесса социализации, проводимого методом формирования эмоциональной компетентности детей подросткового возраста в ходе их эстетического развития. Описываются механизмы, формирующие социально значимые качества личности подростков.

The article of Ermakova A. A. is devoted to the problem of successful socialization of teenagers. It examines the analysis ofpsychologicаl and pedagogical special features of h process of socialization teenagers by the method offormation the emotional competence in the course of the aesthetic development. The description of mechanisms that form socially meant personal qualities of teenagers takes place.

Ключевые слова: эстетическое развитие, художественно-эстетическое пространство, подростковый период, социализация в подростковом возрасте, социокультурные способности, коллективистская идентификация.

Key words: the aesthetical development, the artistic and aesthetic space, the period of pubertata, the socialization, socialization at the teenage period, the sociocultural abilities, the collectivist identification.

Задача воспитания самостоятельной, ответственной личности, движимой мотивами высокой морали и нравственности, способной к успешной социализации остро стоит в современной российской педагогике. Являясь культурно-историческим явлением, художественно-эстетическое пространство, безусловно, создает благоприятную среду для ее решения. Оно дает возможность педагогу

передать ребенку культурно-исторические знания, привить этические и эстетические навыки, развить черты и качества гармоничной личности, творческую и социальную активность.

Педагогическая работа по освоению художественно-эстетического пространства особенно важна в подростковой среде, т. к. именно в подростковом возрасте идет активный процесс накопления личностных показателей, процесс вхождения в социум. От того, с чем и каким войдет подросток в общественную жизнь, зависит его собственная судьба и судьба общества в целом.

В условиях современной действительности, когда средства массовой информации действуют в интересах шоу-бизнеса и предоставляют зрителю художественную продукцию низкого качества, теряются истинные ценностные ориентиры. Демонстрация в печати, на экранах и сценах антиэстетических человеческих взаимоотношений приводит к серьезным деформациям в социально-культурной сфере. Негативизм, свойственный детям подросткового возраста, под влиянием массовой культуры несет в себе опасность отрицания того позитивного эстетического прошлого, которое в первую очередь должно лечь в основу развития культурной личности, стать ее созидающим началом. Следствием вышесказанного является обострение проблемы нравственной устойчивости личности и затруднение процесса успешной социализации молодого человека.

Именно поэтому правильно выстроенная работа педагога по нравственному и эстетическому развитию подростка становится особенно актуальной. Эстетическое воспитание, его гуманистическая направленность способствует формированию мировоззрения личности, способной сохранять и приумножать общечеловеческие культурные ценности, беречь национальные традиции. Подростки нуждаются в приобретении умений правильно анализировать продукт эстетической, а следовательно, и социальной деятельности, в воспитании навыков позитивного социального взаимодействия. Именно в связи с этим важно грамотно создавать педагогические условия для оптимального сочетания двух образовательных направлений - интеллектуально-умственного и аффективно-эмоционально-волевого.

К сожалению, проблемы эстетического развития долгое время находились на периферии общественной практики. И актуальными их считали, пожалуй, лишь специалисты, работающие в данном направлении. По мнению академика Д. С. Лихачева, эстетическое развитие необходимо для становления социально-культурной личности, то есть «человека, у которого чрезмерно развито чувство другого - чувство благоговения перед тайной чужой жизни» [4, с. 435]. Современному же российскому обществу на пути его социальных преобразований сопутствует дефицит эстетического воспитания, дефицит воспитания эстетики поведения и человеческих взаимоотношений.

Огромную роль в формировании культурной личности, способной к полноценному положительному функционированию в общественной среде, безусловно, играет искусство.

Особенно велико значение искусства как воспитательного средства в период детства. Дети постигают действительность и ее законы через эмоционально-чувственное переживание образов окружающего мира. Грамотная организация эстетической, художественно-образной среды способствует созданию благоприятного воспитательного фона, ситуации эмоциональной комфортности для ребенка, столь важной в формировании позитивного и гармоничного мироощущения. Художественные образы затрагивают самые разнообразные стороны личности ребенка, оказывают влияние на развитие его нравственности и мировосприятие. Опора в воспитательном процессе на образы искусства, воплощающие гармонию мира природы и мира взаимоотношений людей, эталоны доброго, чуткого, ответственного отношения ко всему живому, ко всему окружающему, утверждающие ценность человеческой жизни и индивидуальности - эффективный путь социализации подростков с учетом природы самого ребенка.

Период пубертата достаточно труден, подростковый возраст является критическим возрастом, так как связан с серьезными изменениями, происходящими в физиологии и психике ребенка. С одной стороны, сохраняются свойства младшего школьника - внушаемость, податливость, доверчивость, склонность к подражанию. С другой, - появляется противоречивость в поведении, связанная

с изменениями в физиологическом развитии. Физиологические изменения повышают тревожность подростка, обостряют его неуверенность в себе, замкнутость. Л. С. Выготский говорит, что в период пубертата происходят большие изменения в сфере пристрастий. У ребенка появляется интерес к собственной личности, интерес к масштабным перспективам, отмечается стремление к борьбе, выражаемое в упрямстве, к новому, к рискованному. Подросток требует к себе отношения как к взрослому человеку, стремится к положительному утверждению себя в социуме. Ему важно мнение окружающих сверстников. В зависимости от избранного идеала и желания подражать ему поведение подростка может наполняться положительными или отрицательными проявлениями. Общение и самоутверждение в общении являются значимой деятельностью для детей данного возраста [2, с. 340].

Именно с учетом возрастных особенностей должно вестись формирование культуры личности подростка, что позволит ребенку благоприятно вписаться в систему человеческих и общественных связей.

Современная педагогика активно ищет пути успешной социализации подростков. В ходе исследования проблемы успешной социализации личности подростков средствами эстетического развития нами был проведен анализ научных публикаций, который позволил отметить неразработанность ряда аспектов данного педагогического направления.

В своих изысканиях мы опираемся на исследования социализации таких выдающихся ученых, как Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, У И. Томас, Ф. Знанецкий, Ч. Х. Кули и др.

Американский ученый О. Г. Брим определяет социализацию в подростковом возрасте как процесс:

1) формирования базовых ценностных ориентаций;

2) усвоения и оценки норм общества и своего окружения;

3) выполнения определенных правил, установленных взрослыми, и приспособления к требованиям различных ролей в школе, дома и т. д.;

4) мотивации поведения.

Выше мы говорили, что эстетическое воспитание способствует развитию индивидуальности и социальных качеств личности подростка, а также ее социальной интеграции. При условии, что центральным звеном системы эстетического воспитания является формирование эмоциональной компетенции, перед нами предстает стройная модель воспитания успешно социализируемой личности, обладающей набором следующих видов способностей и умений, описанных психологами Саарни и Хейвигхерстом, о исследованиях которых писал в своей работе «Эмоциональный интеллект» Х. Вайсбах:

1) осознанием собственных эмоциональных состояний;

2) способностью различать эмоции других людей;

3) способностью использовать словарь эмоций и формы их выражения, принятые в данной культуре, на более зрелых стадиях - способностью усваивать культурные сценарии и связывать эмоции с социальными ролями;

4) способностью симпатического и эмпатического включения в переживания других людей;

5) способностью отдавать себе отчет в том, что внутреннее состояние необязательно соответствует внешнему выражению как у самого индивида, так и у других людей, а на более зрелых стадиях - способностью понимать, как выражение собственных эмоций влияет на других людей, и учитывать это в собственном поведении;

6) способностью справляться со своими негативными переживаниями, используя стратегии саморегуляции, которые минимизируют интенсивность или длительность таких переживаний (снимают «тяжесть переживания»);

7) осознанием того, что структура или характер взаимоотношений в значительной степени определяются тем, как эмоции выражаются во взаимоотношениях;

8) способностью быть эмоционально адекватным, то есть принимать собственные эмоции, какими бы уникальными, культурно детерминированными они ни были, и соответствовать собственным представлениям о желательном эмоциональном «балансе».

Отметим, что все эти способности носят социокультурный характер и что это вовсе не исчерпывающий список способностей, входящих в эмоциональную компетентность, формируемую механизмами эстетического развития.

Социальное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими эстетической пищей. Огромную роль в социализации личности играют впечатления, способные возникать в момент высокого эмоционального напряжения, переживаемого от творческого процесса в мире искусства и культуры. Именно окружающая эстетика питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством социального развития личности. Благодаря грамотно выстроенным программам эстетического развития возможно формировать позитивное отношение к окружающей среде, обществу, духовным ценностям, к собственной душевной жизни. Профессионально сконструированный процесс эстетического развития позволяет подросткам получить положительный социальный опыт через идентификацию - важнейший механизм социализации, через процесс отождествления себя на основании установившейся эмоциональной связи с другим человеком, образом или символом, через включение другого в свой внутренний мир и принятие как собственной его системы ценностей.

Эстетическое воспитание играет огромную роль в формировании подросткового поведения, ибо как никакое другое воспитание оно способно с помощью произведений высокого искусства обогащать внутренний мир подростка, расширять круг подростковых переживаний. Педагогу важно понимать свойственное подросткам неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Педагогические условия в творческом коллективе создают возможность коллективистской идентификации подростка, выражаемой:

1) в признании подростком за другими, как и за собой, равных прав и обязанностей;

2) в оказании содействия и поддержки членам коллектива;

3) в требовательном отношении к себе и к товарищам;

4) в готовности подростка чувствовать, переживать и действовать в отношении другого так, как если бы этим «другим» был он сам.

Верно подобранные произведения искусства помогают развивать необходимый для успешной социализации процесс познания собственных внутренних состояний, направлять внимание на деятельность собственной души, формировать механизм взаимопонимания, который представляет собой процесс осмысления подростком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Социализация личности - сложный и многогранный процесс, для развития которого требуется создание средствами эстетического воспитания педагогических ситуаций, направленных на овладение элементами рефлексии, анализа художественно-исполнительского опыта и личностное его осмысление.

От того, насколько в эстетическом воспитании подростка эффективно, системно и комплексно будут реализованы оговоренные выше педагогические ситуации, насколько будут при этом учтены новейшие достижения в области психологии, педагогики, искусства и культуры, зависят успех и уровень социализации личности подростка.

Библиографический список

1. Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект [Текст] / Х. Вайсбах. - М.: Лик-Пресс, 1988. - 160 с.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

3. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.

4. Лихачев, Д. С. Об интеллегенции [Текст] / Д. С. Лихачев - СПб.: Питер,, 1997. - 446 с.

5. Лобова, А. Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку / А. Ф. Лобова. - Екатеринбург, 2001. - 140 с.

6. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение [Текст] / А. А. Реан. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 416 с.

7. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию / К. Р Роджерс. - М.: Просвещение, 1994. - 175 с.

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

Bibliography

1. Vaisbah, H. The Emosional Intellect [Text] / H. Vaisbah - M.: Lik-Press, 1988. - 160 p.

2. Vygotsky, l. S. Pedagogical psychololy [Text] / L. S Vygotsky-M.: Pedagogica, 1991 - 480 p.

3. Iliin, E. P. Emotions and Feelings [Text] / E. P. Iliin. - SPb.: Piter, 2002. - 752 p.

4. Lihachev, D. C. About Intelligence [Text] / D. C. Lihachev - S. Pb.: Piter,

1997 - 446 p.

5. Lobova, A. F. The theoretical bases of formation in the children the aesthetical relation to the man. - Ekaterinburg, 2001. - 140 p.

6. Rean, A. A. Psychology of personality. Socialization, behavior, contact [Text] / A. A. Rean - SPb.: prime-EUROSIGN, 2004. - 416 p.

7. Rodzhers, K. R. View on psychotherapy. - M.: Prosveshchenie, 1994. - 185 p.

8. Rubenstein, S. L. Bases of general psychology / S. L. Rubenstein. - SPb.: Piter, 2002. - 720 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.