Щербакова Ирина Васильевна ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ...
УДК 373.1
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХСЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2016
Щербакова Ирина Васильевна, магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Статья посвящена эстетическому развитию обучающихся, которая определяет компетентную эстетическую реализацию общеразвивающих программ дополнительного образования. В статье рассматривается процесс обучения учащихся на основе авторских программ дополнительного образования, разработанных педагогами дополнительного образования. Концепцией развития дополнительного образования детей, выделена необходимость приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формирования и развития творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирования культуры, здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья и организация их свободного времени. Педагогами дополнительного образования сформирована своя педагогическая система, в которой, наряду с образовательной деятельностью, большое внимание уделяется воспитательной работе с детьми: беседам, встречам с интересными людьми, композиторами (вокальное отделение), совместным посещениям музеев и художественных галерей, концертов, выставок и т.д. Синтез искусств и культуры, богатый спектр возможностей для творческого развития любого ребенка, дал возможность в реализации творческих достижений учащихся на конкурсах и фестивалях, выставках, реализации значимых проектов не только учреждения, но и для города, области в целом. То есть дают возможность практического применения собственных знаний, умений и навыков, демонстрируя свои творческие результаты. Воспитанники МБУ ДО Детского Дома культуры г.о.Тольятти участвуют в конкурсах наравне с профессионально ориентированными учащимися художественных школ, школ искусств, музыкальных школ. Они являются неоднократными Лауреатами международных, всероссийских, региональных, городских конкурсов и фестивалей, победителями Грантовых конкурсов, творческих и образовательных проектов. Учащиеся МБУ ДО Детского Дома культуры отмечены стипендиями мэра городского округа Тольятти и Губернатора Самарской области, их имена записаны в Золотую книгу Самарской губернии. Это результат эстетического развития культурной личности в МБУ ДО Детском Доме культуры г.о.Тольятти.
Ключевые слова: общеразвивающие программы, эстетическое развитие, обучающиеся, дополнительное образование, Детский Дом культуры, творчество, склонности ребенка, формирование культуры.
AESTHETIC DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE IMPLEMENTATION OF GENERAL DEVELOPMENTAL PROGRAMS OF ADDITIONAL EDUCATION
© 2016
Scherbakova Irina Vasilievna, graduate student of the department of pedagogy and teaching methods
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The article is devoted to the aesthetic development of the students, which is determined by the competent aesthetic realization of general developmental programs of additional education. In the article the students a learning process based on the author's additional education programs developed by the teachers of additional education. Concept development of additional education for children, highlighted the need of familiarizing of pupils to national Russian values and traditions, the formation and development of creative abilities of children, to meet their individual needs in intellectual, moral and physical improvement, the formation of culture, a healthy and safe lifestyle, health promotion and the organization of their free time. Teacher of additional education has its own educational system is formed, which, in addition to educational activities, great attention is paid to the educational work with children, conversations, meetings with interesting people, composers (vocal department), joint visits to museums and art galleries, concerts, exhibitions and so on. The synthesis of the arts and culture, a rich range of possibilities for the creative development of any child given the opportunity to realize their creative achievements of students at competitions and festivals, exhibitions, realization of important projects not only institutions but also for the city, the region as a whole. That is, it enables the practical application of their knowledge and skills, demonstrating their creative results. Pupils MBU DO to the Children's House of Culture g.o.Tolyatti participate in competitions on a par with professionally-oriented students of art schools, art schools, music schools. They are a multiple winner of international, national, regional, city competitions and festivals, winners of the grant competition, creative and educational projects. Students MBU DO to Children's House of Culture awarded scholarships mayor of city district Togliatti and Samara Region Governor, and their names are written in the Golden Book of the Samara province. This is a result of the aesthetic development of cultural identity in the MBU DO to the Children's House of Culture g.o.Tolyatti.
Keywords: general developmental programs, aesthetic development, studying, further education, Children's House of Culture, creativity, and the inclination of the child, the formation of culture.
Актуальность исследования эстетического развития обучающихся - один из важнейших аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие и реализацию общеразвивающих программ в дополнительном образовании. В системе дополнительного образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников направлен на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей эстетических и базовых национальных ценностей. Под эстетическим развитием понимаются направленность общеразвива-ющих программ дополнительного образования согласно склонностям ребенка, основанные на критериях гармонии, искусства, творчества в природе и в жизни, чувственно-образного восприятия действительности с теми
или иными особенностями и закономерностями [1].
Проблема эстетического развития обучающихся в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных историческим ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития диктует необходимость эстетического воспитания и формирования культуры.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и дополнительного образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества[2].
Программа развития ДДК является социально-вос-
Щербакова Ирина Васильевна педагогические
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ... науки
требованной и определяется как мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющая человеку приобрести устойчивую потребность в познании, в творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, личностно. Обучение учащихся осуществляется на основе образовательных программ дополнительного образования детей, разрабатываемых, как правило, самими педагогами (авторские программы).
Под крышей Детского Дома культуры в творческом союзе объединились хореография и живопись, эстрадный и академический вокал, театр, фольклор, эстетическое направление. Этот синтез искусств и культуры, богатый спектр возможностей для творческого развития любого ребенка, дал возможность реализовать значимые проекты не только для учреждения, но и для города в целом: «Мир искусств детям», конкурс эстрадного вокала «Открой свое сердце», конкурс для самых маленьких «Как стать звездой», хореографический конкурс «Хореографический марафон» и другие. Учреждение является социально-творческой площадкой Автозаводского района. Эстетическое становление нового поколения, подготовка детей к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» [3].
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [4].
В процессе развития эстетических ценностей учащихся особенно важен начальный период, когда субъектами дополнительного образования становятся обучающиеся. Неслучайно в основе Федерального закона «Об образовании в РФ» лежит Концепция развития дополнительного образования детей, в которой в качестве доминанты выделена необходимость приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формирования и развития творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирования культуры, здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, организация их свободного времени [3].
Концепция эстетического развития российских учащихся включает и обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания учеников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся дополнительного образования[5], а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся, что послужило фундаментом и для реферируемого обоснования исследования в условиях работы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детского 38
Дома культуры г.о.Тольятти.
Многие социальные проблемы современности [6], такие как падение уровня здоровья людей, рост преступности и различных видов зависимостей, необъяснимая и неуправляемая агрессия, являются следствиями одной причины - непонимания людьми самих себя, смысла своей жизни, неумения устанавливать свое взаимодействие со средой обитания, с внешней средой, друг с другом, в коллективе, с природой, неумением организовать свободное время и т.д.
Тем самым, эстетическое развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования [7]. Приоритетным направлением на пути становления эстетического мира ребенка в Детском Доме культуры дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, в интеллектуальном, нравственном, эстетическом, духовном совершенствовании, а также на организацию их свободного времени. Учащимся дана возможность погрузиться в удивительную творческую атмосферу дополнительного образования, попробовать себя в разных видах деятельности, при реализации общеразвивающих программ в области искусств.
В соответствии с запросами обучающихся и их родителей в ДДК выделено пять отделений художественной направленностит - хореографическое, театральное, музыкальное, изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество; социально-педагогической направленности - эстетическое. В учреждении занимается 500 учащихся. Педагогический коллектив составляет 28 человек.
Дополнительное образование детей осуществляется специалистами, профессионалами, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, результативность как практико-ориентированного образования. Успешность сложившейся системы подтверждается высокими конкурсными результатами различных уровней от городского до международного и сохранению контенгента учащихся. Именно Детский Дом культуры как культурно-просветительский центр эффективно способствует развитию в детях положительных эстетических качества.
Итак, первейшим условием развития эстетической культуры детей является дополнительное образование, которое в свою очередь является инструментом развития человеческого потенциала страны.
Акцент на поиск наиболее эффективных условий развития эстетической культуры юных граждан Отечества сделан потому, что именно на дополнительное образование ложится наибольшая ответственность найти адекватные современным условиям реализации общеразвивающих программ образования, позволяющих убедительно показать детям базовые основы эстетического развития [8]. Дополнительное образование рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа жизни - непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов. В дополнительном образовании подрастающее поколение учится мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающую действительность, стремясь в своей творческой деятельности к совершенству и гармонии. Такое образование основывается на свободе мысли и действия, творчестве, партнёрстве, уважении достоинства каждой личности [9].
Исходя из этого определена цель настоящего исследования: определить педагогические условия для эстетического развития обучающихся в процессе реализации программ дополнительного образования.
Щербакова Ирина Васильевна ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ...
Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
- уточнить понятие «эстетическое развитие»;
- выявить особенности психолого-педагогического развития обучающихся;
- создать комплекс необходимых педагогических условий эстетического развития обучающихся в процессе реализации программ дополнительного образования;
- определить эффективность применения педагогических условий в процессе реализации программ дополнительного образования соответствующей диагностикой.
В ходе исследовательской работы предполагается целесообразность следующей гипотезы:
- уровень эстетического развития обучающихся возможно повысить, если будут созданы следующие педагогические условия:
- определены содержание, формы и методы работы общеразвивающих программ дополнительного образования по эстетическому развитию учащихся;
- обеспечена тесная взаимосвязь в эстетическом развитии обучающихся между учреждением дополнительного образования и семьей.
- разработана общеразвивающая программа эстетического развития обучающихся посредством художественного, вокального, хореографического отделения и обеспечено ее внедрение в деятельность дополнительного образования;
- использованы такие методы и приёмы работы с эстетической культурой, которые организуют деятельность обучающихся на активное овладение системой эстетического развития.
Таким образом, приоритетной практической деятельностью дополнительного образования в контексте исследуемой темы становится развитие эстетических ценностей обучающихся, мировоззрения и соответствия с индивидуальным для каждого обучающегося проектом, учитывающим его конкретные физиологические, творческие и психологические особенности. Именно на этой базе появляется возможность правильно оценить личность, построить эффективную систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность.
Необходимо следить за культурным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от норм эстетического развития. Современные дети, как и дети всех времён, очень различны по характеру, по индивидуальным особенностям, по способностям и по склонностям [10]. При воспитании учащихся учитывают возрастные особенности и пол ребенка, в соответствии с этим происходит подбор общеразвивающих программ эстетического развития в учреждениях дополнительного образования. Мир ребенка сложен, переменчив, находится в постоянном развитии и поиске подражания[11]. Примером для воспитания эстетического развития как раз и будут педагоги дополнительного образования.
Проектная деятельность ДДК ведётся по трем основным направлениям: 1. Развитие самодеятельного творчества различных категорий граждан посредством организации конкурсно - фестивального движения.
2. Поддержка различных форм досуга и занятости молодежи, способствующих успешной социальной адаптации, получению различных практических навыков и творческой самореализации.
3. Создание и продвижение качественных продуктов и услуг в области культуры для поддержки социальной адаптации детей попавших в сложную жизненную ситуацию, социально незащищенной категории граждан.
«Если дети - национальное достояние любой страны, то одаренные дети - ее интеллектуальный и творческий потенциал» (Р.Н. Бунеев) [12].
Наш Детский Дом культуры как вид учреждения дополнительного образования детей проводит особую миссию в формировании будущего нашей страны. На протяжении более 30 лет мы открываем и развиваем таланты маленьких жителей Автозаводского района, да и
всего города. И отдаем должное тем родителям, которые приводят к нам своих малышей, не обнаружив пока в своих маленьких детях какого-то особенного дарования. Им просто хочется, чтобы ребенок получал дополнительное систематическое образование в сфере культуры и искусства. И оказываются совершенно правы, потому что не талантливых детей не бывает. В первый же год посещения детьми нашего ДДК выясняется, что одни из них хотят танцевать, другие петь, третьи рисовать. Помощь специалиста, который направит и разовьет интерес ребенка к полюбившемуся ему занятию, в данном случае бесценна, ведь оба они стоят в начале большого дела, которое возможно станет для некоторых ребят основным на всю жизнь[13-16]. И если ребенок воспринимает такие занятия, то педагог прекрасно понимает, что участвует в формировании личности. Сегодня родители и дети могут выбрать из нескольких направлений обучения наиболее для них интересное. Это может быть традиционно классическое образование. А может развивающее - общеэстетическое [17-20]. Детский Дом культуры отличается многообразием видов деятельности, он ориентирован на освоение ребенком новых социальных ролей, опыта неформального общения, формирования познавательных интересов, приобщение к культурным ценностям, свободного выбора видов и форм деятельности.
Таким образом, работа по эстетическому развитию будет выстраиваться, чтобы целенаправленно создавать обстановку, в которой в тесном взаимодействии педагогических и психологических факторов, отношений и средств эффективно осуществятся в процессе реализации общеразвивающих программ дополнительного образования обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ы1р://суЬег1ешпка.га/агйс1е/п/коШ^ерШа1пуе-polozheniya-sovremennoy-professюnalnoy-gumanitamoy-podgotovki-spetsialista : научн. ст. «Концептуальные положения современной профессиональной гуманитарной подготовки специалиста»(СПО 5 -2009)/ [Г.Н. Тараносова, профессор Тольяттинского государственного университета, докт. пед. наук]
2. Гуревич П.С. Культурология / П.С. Гуревич - М.: Гардарики, 2000.- 280с.
3. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
4. http://prospekt45.ru
5. Хайруллов Д.С., Гараев И.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития региона в современных условиях // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 126-133.
6. Васина В.В., Халитов Р.Г., Юсупов И.М. Проблема идентичности в социальном взаимодействии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 19-22.
7. Алескерова С.М. особенности проявления гуманистической сущности искусства в современную эпоху // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 10-15.
8. Чернышева А.В. Генезис культурологической мысли. Концепции культуры в их исторической ретроспективе: Учебное пособие. М.: МГОУ, 2008. - 324 с.
9. Белик А. П. Эстетика и современность. М.: 1963. -127с.
10. Текст: теория и методика в контексте вузовского образования : науч. тр. I всерос. конф. «Текст: теория и методика в контексте вуз. образования» (Тольятти, 14-16 окт. 2003) / [под ред. Тараносовой Г. Н. и др.]. - Тольятти : ТГУ, 2003. - 560 с.
11. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов / И.П. Подласый. - В 2 кн. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 276 с.
12. Селезнева А.А. Проблема функционирования и замены фамилий с социальным маркером // Балтийский
Щербакова Ирина Васильевна
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ..
гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 72-74.
13. Антипов М.А., Жарова О.С. Проблема «другого сознания»: социально-философский аспект // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 19-24.
14. Ефимова Л.В. Гендер как социальная проблема общества // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 12-14.
15. Рулина Т.К. Ментальные подходы к фасилитации больших социальных групп: проблема безопасности коллективного интеллекта сообщества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 52-55.
16. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2
17. Яковлева Е.Л. Метафизическая триада человеческой жизни // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 29-31.
18. Чичканова Т.А. Ребенок в условиях этнокультурной среды региона. Вопросы воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 81-84.
19. http://www.school6noyabrsk.ru/Odarennie_deti.pdf
20. Педагогический энциклопедический словарь.// глав.ред. Б.М. Бим-Бад. - М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002.