УДК 130.2
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МУЗЫКИ И ТЕАТРА: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
З.Я. Свади
Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород
e-mail: [email protected]
В рамках данной статьи анализируются всеобщие принципы эстетичного характера, которые существуют в музыкальной и театральной сфере. К примеру, происходит анализ концептов выразительности, красоты и гармонии, а также того, как они проявляются в данной сферой. Кроме того, происходит анализ воздействия факторов социокультурного характера на процессы восприятия и последующего определения эстетических принципов в театре и музыке. В статье проводится аналогия данных принципов в двух типах искусства: музыке и театре. Говорится о роли исследования данных принципов для того, чтобы более глубоко провести анализ искусства, в частности. Подразумевается, что данная статья будет представлять интерес для исследователей и специалистов в различных сферах деятельности.
Ключевые слова: эстетика, музыка, театр, восприятие, интерпретация, социокультурные факторы, индивидуальные особенности, перспективы исследований.
Введение
Театр и музыка являются двумя типами искусств, которые в течение не одного столетия вдохновляют и очаровывают большое количество людей. Благодаря им человек испытывает чувство эстетического наслаждения, а также думает о различного рода вопросах философского характера.
В этом исследовании проведен мониторинг эстетических факторов театра и музыки через философскую призму. Будем проведено исследование того, что подразумевается под эстетического принципами, их роли в формировании и последующем восприятии искусства, каким образом они связаны между собой в театральной и музыкальной сферах, и какие у них существуют отличия.
Цель исследования: проанализировать эстетические принципы музыки и театра с точки зрения философии.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и значение эстетических принципов в музыке и театре.
2. Рассмотреть различные философские подходы к анализу эстетических аспектов музыки и театра.
3. Исследовать влияние эстетических принципов на восприятие и понимание музыкальных и театральных произведений.
4. Проанализировать взаимосвязь между музыкой и театром с точки зрения философии эстетики.
I
Обратимся к понятиям философии и эстетики. Философия (любовь к мудрости) - одна из древнейших наук, помогающая человеку совершенствоваться и вырабатывать мировоззренческие,
духовнонравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Безусловно, что философия включает в себя многообразие философских учений, школ, течений, направлений. Что касается эстетики, то это невполне наука, так как не поддаётся рациональному осмыслению и вербальному (языковому) описанию. Эстетика (1750-1758 гг. опубликована «АеэШейса» немецкого философа Александра Баумгартена) - это особая форма бытия-сознания, ведь сам термин обозначает «чувственный». Эстетика непосредственно связана с творческим отношением человека к действительности, существенной частью её духовного поля составляет искусство, а следовательно, в том числе и музыки.
В силу того, что человек, будучи вершиной эволюции, заключает в себе все уровни, этапы и т. д. эволюционного развития, музыкальное искусство следует трактовать как отражение в указанном выше смысле не только человека, но и мира в целом. Учитывая же то, что мир в единстве его уровней, слоев и проч. есть живое, жизнь, можно в конечном счете, следующим образом определить, что такое музыкальное искусство. Музыка, музыкальное искусство есть звуковое отражение человека-мира/жизни. Собственно, так всегда и понималось музыкальное искусство в истории развития человечества, правда на отдельных этапах этого развития доминировало представление о музыке как прежде всего о соответствующем отражении человека и только потом мира, жизни, на других этапах наоборот мира, жизни и лишь потом человека [2, с. 57].
В первой половине XIX века музыка, как и в эпоху Возрождения, интерпретируется, главным образом, в качестве отражения человека, человеческой индивидуальности (в связи с этим мира, жизни), однако, в отличие от подобной интерпретации в эпоху Ренессанса, человека,
человеческой индивидуальности не как телесно-пластического существа, а душевного (духовного).
Эстетические принципы олицетворяют собой основные концепции, которые пронизывают искусство, делая его привлекательным и вдохновляющим. Они направляют наше восприятие и взаимодействие с художественными произведениями, придавая им особую глубину и значение. Эти принципы являются ключевыми факторами, определяющими, что делает произведение искусства красивым, гармоничным и способным вызывать у нас эстетическое наслаждение.
Рис. 1. Эстетические принципы
Эстетические принципы оказывают глубокое влияние на процесс создания и восприятие искусства, играя роль своеобразного компаса как для творцов, так и для публики. Они пронизывают каждый аспект художественного творчества, не только определяя, что делает произведение красивым, гармоничным и привлекательным, но и обогащая наше эмоциональное и интеллектуальное взаимодействие с ним.
Красота и гармония, среди ключевых принципов, становятся не просто абстрактными понятиями, а направляют наше внимание к формам, цветам и звукам произведений, вдохновляя нас к осмыслению их уникальности и
значимости. Эти принципы создают основу для того, чтобы погрузиться в мир искусства и почувствовать его эмоциональное обогащение [1, с. 64].
Гармония и целостность произведений не только создают приятное восприятие, но и помогают нам открывать новые смыслы и переживать эмоциональные реакции. Они являются результатом взаимодействия с культурным и историческим контекстом, отражая наше представление о красоте и гармонии, а также способствуя эволюции культурного наследия [7, с. 89].
Сегодня у эстетических принципов имеется особенная значимость в процессе становления общего культурного образа и всеобщего коллективного сознания. Они существуют в повседневной действительности каждого человека, отражаясь в ряде сфер деятельности. Данные принципы оказывают определяющее значение на всё то, что является гармоничным и красивым, а также считаются базой для восприятия окружающей действительности человеком.
Осознание различного рода эстетических принципов помогает общему самопознанию, возможности к восприятию и ценности различных выражений культурного характера. Они способствуют формированию баланса среди отношений между людьми в социуме, помогая добиться сотрудничества и обогащения в культурном плане [3, с. 55-60].
Театр - это площадка, в которой можно увидеть идентичность, историю и культуру того или иного народа. Он даёт возможность глубоко увидеть проблемы общества, различного рода несправедливость, а также определять и критиковать их, оказывает стимулирующее воздействие на отношения и толерантность внутри социума.
Итак, различного рода эстетические принципы делают крепче культурную идентичность, а также являются инструментом для коммуникации среди разнообразных культур, объединяет их, формирует баланса среди общества.
II
В настоящее время существуют два основных философско-эстетических подхода: аналитический и феноменологический. Рассмотрим их наиболее подробно ниже на рисунке.
Рис. 2. Походы к анализу эстетических аспектов музыки и театра
В музыке и театре эстетические принципы имеют непосредственную связь с процессами интеллектуального и эмоционального восприятия сферы искусства. Как театр, так и музыка имеют возможность вызвать у каждого человека большой спектр эмоций, и это считается главным компонентом эстетической силы данных направлений. Данные реакции и эмоции зависят от ряда принципов эстетического характера, благодаря которым происходит становление эмоционального впечатления от восприятия того или иного произведения искусства.
Кроме влияния эмоционального характера, как театр, так и музыка оказывают стимулирующее воздействие на процессы интеллектуального восприятия человека и на его мышления. Принципы эстетического характера, к которым относятся целостность и ясность способствуют осознанию основного содержания и смысла различных произведений, определяют их основные значения. Исследование данных принципов с точки зрения восприятия помогает осознавать и определять существующий эстетический опыт на уровне, который является более разносторонним и глубоким [4, с. 36].
Связь, существующая среди процессов когнитивного восприятия и эмоциями в искусстве, отличается собственной многогранностью и глубиной. Эмоции, которые человек переживает в процессе контакта с различными произведениями искусства, отличаются разнообразием и оказывают воздействие на процесс человеческого восприятия.
Кроме того, благодаря когнитивному фактору восприятия можно проводить исследование и осознавать различные проведения искусства непосредственно на уровне разуме.
Комплекс когнитивного и эмоционального восприятия искусства даёт возможность для того, чтобы добиться полного и глубокого опыта воздействия искусства на человека. Оно позволяет получить возможность насладиться эстетическими факторами различных произведений, а также осмыслять их на достаточно глубоком уровне. Данное взаимодействие даёт возможность для искусства являться наиболее значимым элементом культурной действительности, а также позволяет личности развиваться.
В сфере искусства различного рода эстетические принципы имеют связь с контекстом социокультурного характера. Культуры, у которых существует ряд уникальных точек зрения и ценности, оказывают определяющее значение на всё то, что является выразительным, красивым и гармоничным.
Нормы социального характера воздействуют на процессы интерпретации и восприятия искусства. Также они будут определять то, какие формы искусства и темы будут отвечать различным ожиданиям и стандартам в социуме. Исторический фактор будет создавать характерные черты и основные направления для развития искусства в тот или иной момент.
Важно понимать, что социокультурные факторы не являются единственными определяющими для восприятия и понимания эстетических принципов. Личный опыт, образование и индивидуальные предпочтения также играют значительную роль в том, как мы воспринимаем и оцениваем искусство. Таким образом, для полного понимания истинной сути эстетических принципов необходимо учитывать как социокультурный контекст, так и индивидуальные особенности каждого человека.
III
Театр и музыка - это достаточно неповторимые типы искусства, в которых имеются собственные характерные черты. Однако среди людей они формируют довольно похожие эстетические впечатления. Два типа искусства могут формировать целый ряд различных эмоций, к которым относятся: грусть, волнение и чувство радости. Кроме того, они дают возможности для человека освободиться от существующего у него эмоционального напряжения.
Красота зрелища и звука, баланс среди координации и мелодий в рамках актерской игры - всё это формирует для человека чувство удовольствия. Но учитывая схожие черты, театр и музыка все же разные. Восприятие музыки происходит, как правило, благодаря слуху. В свою очередь, театр подразумевает два типа восприятия: на слух и визуально [6].
Еще одно различие заключается в способе исполнения: музыка чаще всего исполняется в реальном времени, тогда как театр может быть представлен в живом исполнении или в виде записи. Кроме того, музыка может быть исполнена в любом пространстве, в то время как для театра требуется специальное место, такое как театральный или концертный зал.
Уникальные особенности музыки и театра свидетельствуют об их значимости и многообразии в мире искусства. Музыка, как форма абстрактного выражения, обогащает слушателей разнообразием мелодий и звуков, открывая перед ними бесконечные эмоциональные горизонты. Внутренний мир музыки предоставляет композиторам и исполнителям возможность выражать свои мысли и чувства, что погружает зрителей в уникальный мир звуков и эмоций.
Театр, напротив, вносит в искусство элемент интерактивного взаимодействия и драматического повествования. Основанный на сюжете и развитии персонажей, театр погружает зрителей в атмосферу интриги и эмоций, позволяя им переживать истории на сцене. Эти аспекты делают театр одним из наиболее проникновенных искусств, которое способно касаться сердец зрителей и оставлять незабываемые впечатления.
Несмотря на свою индивидуальность, музыка и театр имеют общие черты. Оба жанра объединяют людей в совместном переживании искусства, создавая общий социальный опыт и внося свой вклад в культурное наследие общества. Изучение этих двух форм искусства позволяет глубже понять их влияние на человеческую жизнь и развитие культуры в целом.
Эстетическое нельзя рассматривать лишь в виде красоты. Это комплекс ужасного и прекрасного, обыденного и возвышенного и так далее. Искусство, в рамках которого происходит воплощение эстетической картины окружающей действительности в той форме, которая является достаточно чистой и прозрачной, показывает всё то, что будет интересно для человека, что позволит увеличить существующий у него опыт.
Процесс перехода от стандартной к новой эстетике повлиял на то, что поменялась система координат, на основании которых эстетика анализирует искусство.
В качестве категорий традиционной эстетики отметим следующие: произведения искусства, само искусство и его законы, катарсис, типы искусства, жанры и многие другие компоненты. В рамках данной системы категорий имелась иерархия, которая являлась достаточно стабильной.
В свою очередь в эстетике, которая является современной, существуют все описанные выше категории, но в несколько переосмысленном виде. Она поменяла прошлую иерархию, которая являлась старой и также позволила открыть большое количество новых категорий, исключая которые нельзя добиться полного исследования текущего искусства и эстетического видения, а также искусства и видения из прошлого.
В числе новых категорий можно упомянуть: художественный стиль, тенденция в развитии искусства, художественное пространство, художественное время, игра, абсурд, лабиринт, повседневность, символ, симулякр, деконструкция и др.
Радикально изменились сама иерархия категорий эстетики. Традиционная эстетика считала основной задачей искусства формирование и развитие способности человека осмысливать окружающий мир и самого себя в ракурсе красоты. Прекрасное выступало как центральная категория искусства и его философии. Современное искусство показало, однако, что прекрасное не единственная и не главная цель искусства. В связи с этим на первый план выдвинулась более широкая категория эстетического.
Современная эстетика исходит из мысли, что история искусства, как и сама человеческая история, представляет собой последовательность индивидуальных и неповторимых событий. В ней нет никаких общих законов, определяющих ее ход и предопределяющих будущее. Каким окажется будущее, во многом зависит от деятельности самого человека, от его ума и воли. В эстетике невозможны какие-либо предсказания, опирающиеся на научные законы («законы развития искусства»), хотя в ней возможны предсказания, основывающиеся на знании причинных связей и устойчивых тенденций в развитии искусства. Будущее является открытым не только для индивидов, но и для отдельных обществ, и для человечества в целом. Вместе с тем будущее в известной мере определяется каузальными связями, имеющимися между существующими явлениями и уже успевшими сложиться и проявить себя тенденциями развития. Предсказание развития искусства в будущем является сложным, во многом такое предсказание ненадежно, но, тем не менее, оно возможно.
Искусство столь же богато, как и сама жизнь, ткань которой оно пропитывает и делает ее эластичной. Его функции многообразны, и основные из них можно выделить только примерным образом: когнитивная (познавательная), экспрессивная (выражение чувств), оценочная (или оценочно-нормативная) и оректическая (возбуждение и внушение определенных чувств). Кроме того, искусство является важным средством
воспитания человека. Оно позволяет ему также отвлечься от реальности, уйти в мир вымысла и иллюзии и хотя бы какое-то время «жить чужой жизнью», жизнью героев романов, кинофильмов и т.п. Разнородность всех этих функций, а иногда и прямая их несовместимость - причина того, что далеко не каждое произведение искусства реализует их с одинаковым успехом. Но как раз широта задач искусства и его способность изменяться с изменением жизни, постоянно оставаясь столь же гибким и готовым к будущим переменам, как и она сама, не дают ему закоснеть в жестких разграничениях и абстрактных противопоставлениях прекрасного -безобразному, отображаемого - воображаемому и т. п.
В традиционной философии искусства основное внимание уделялось созерцательным, или пассивным, функциям искусства - когнитивной и экспрессивной. Современная философия искусства, как и современная философия в целом, подчеркивает прежде всего активные функции искусства - возбуждение чувств, переоценку реальности, побуждение к действию.
Традиционная эстетика мало интересовалась вопросом о развитии искусства, не пыталась выделить и проанализировать основные периоды этого развития, избегала сопоставления искусства разных эпох и стилей. В современной эстетике понятие эволюции искусства стало одним из центральных.
Одновременно новая эстетика установила более тесные связи с другими науками об искусстве - социологией искусства, психологией искусства, искусствознанием и др., а также с другими разделами философии, и в первую очередь с социальной философией и философской антропологией.
Тема влияния технологических инноваций на эстетический опыт в музыке и театре представляет собой обширное поле исследований, которое привлекает внимание исследователей и практиков искусства. Развитие современных технологий открывает новые горизонты для творчества и восприятия музыки и театральных представлений. Цифровые и электронные технологии изменяют способы создания и восприятия музыкальных произведений, предоставляя музыкантам и артистам новые инструменты и техники [5].
Современные технологические инновации неизбежно оказывают влияние на искусство, в том числе на музыку и театр. Это влияние проявляется в различных аспектах, от способов создания и исполнения
произведений до способов взаимодействия с аудиторией. В музыкальной индустрии, например, появились новые технологии для записи, сведения и мастеринга музыкальных композиций, что открыло новые горизонты для звукового дизайна и экспериментов со звуком.
Также развитие цифровых платформ и онлайн-сервисов изменило способы распространения и потребления музыки. Артисты и музыканты теперь могут достичь глобальной аудитории без привязки к традиционным звукозаписывающим студиям или крупным музыкальным лейблам. Это открывает двери для новых творческих возможностей и способствует разнообразию музыкального контента, доступного для слушателей.
В сфере театра также наблюдается технологический прогресс, включая использование компьютерной графики, проекций и спецэффектов на сцене. Эти инновации расширяют творческие возможности режиссеров и дизайнеров, позволяя им создавать более впечатляющие и зрелищные постановки. Кроме того, некоторые театральные компании экспериментируют с иммерсивными форматами и виртуальной реальностью, чтобы привлечь и заинтересовать современную аудиторию, привыкшую к интерактивным и мультимедийным развлечениям [3, с. 67].
Сегодня культурный обмен и глобализация играют ключевую роль в современном мире, внося свежие идеи, перспективы и творческие подходы в музыку и театр. Они создают возможности для обмена опытом и взаимного влияния между различными культурами, что в свою очередь способствует разнообразию и развитию искусства. Стремление художников к экспериментам и новаторству приводит к появлению новых звуковых и визуальных форм искусства, которые порой становятся результатом синтеза различных культурных традиций и влияний.
Культурный обмен также способствует расширению кругозора и эстетического восприятия аудитории, обогащая их опыт разнообразными художественными произведениями. Он позволяет зрителям и слушателям погрузиться в различные культурные контексты и пережить новые эмоциональные и интеллектуальные переживания. Такой обмен культурными ценностями помогает разрушить стереотипы и представления, а также способствует развитию взаимопонимания и толерантности.
Современное искусство оказывает глубокое влияние на общество и культуру, выступая не только как форма самовыражения, но и как средство для обсуждения важных общественных и политических вопросов. Художники и артисты часто используют свои произведения для выражения своего мнения о социальных проблемах, таких как неравенство,
экологические кризисы, расизм и другие. Это позволяет им поднимать важные вопросы и стимулировать общественный диалог. Современное искусство также стимулирует интеллектуальное развитие общества, вызывая новые мысли и идеи. Через свои произведения художники могут предложить альтернативные взгляды на мир и проблемы, заставляя зрителей задуматься над сложными вопросами и по-новому взглянуть на окружающую реальность. Кроме того, современное искусство часто становится местом для экспериментов и новаторства, внедряя новые технологии и формы выражения. Это позволяет художникам и артистам выразить свою креативность в самых неожиданных формах и обогатить культурное наследие общества. Все это вместе делает современное искусство, важным элементом нашей культурной жизни, способствуя развитию и эволюции общества.
Итак, в качестве вывода можно заметить, что сегодня тенденции, которые существуют в сфере искусства, демонстрируют все факторы, существующие у общества нашего времени. Здесь воздействия социального и культурного характера переплетены между собой, создавая при этом все новые направления и течения.
Заключение
Итак, основываясь на результатах исследования можно говорить о том, что различные эстетические принципы, которые касаются театра и музыки считаются достаточно многогранными и отличаются собственным многообразием. Их невозможно строго определить, а поэтому в разнообразных аспектах искусства они могут проявляться совершенно различно.
Исследование показало, что восприятие музыки и театра представляет собой сложный и активный процесс, в котором участвуют как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Социокультурные факторы и индивидуальные особенности каждого человека могут существенно влиять на способ, которым он интерпретирует эстетические принципы. Таким образом, для полного понимания эстетического опыта необходимо учитывать широкий спектр факторов.
Исследование выявило, что несмотря на явные различия между музыкой и театром, они имеют много общего. Оба вида искусства способны вызывать сильные эмоции, дарить эстетическое удовольствие и стимулировать к размышлениям. Исследование сравнивает эти два вида
искусства, позволяя выявить сходства и различия в их эстетических принципах.
Изучение эстетических принципов музыки и театра признается важным шагом в понимании сути искусства. Это позволяет развить эстетическое чувство, научиться ценить красоту и гармонию в различных формах искусства. Понимание эстетических принципов считается ключом к более глубокому и осмысленному восприятию музыки и театра.
Исследование признается отправной точкой для дальнейших исследований в области эстетики музыки и театра. Возможны дальнейшие исследования, направленные на анализ конкретных эстетических принципов в различных музыкальных и театральных жанрах, изучение влияния социокультурных факторов на интерпретацию эстетических принципов, а также разработку новых методов изучения эстетического опыта.
Исследование эстетических принципов музыки и театра признается захватывающим и плодотворным направлением исследований, оно предлагает новые перспективы в понимании и анализе искусства.
Анализ в сфере театра и музыки отличается многомерностью. Данный процесс собой охватывает разнообразные факторы данных искусств. В качестве достаточно значимого направления исследования стоит отметить исследование эстетических принципов, которые оказывают непосредственное воздействие на процесс восприятия и последующего определения театральных и музыкальных произведений.
Ученые ставят себе цель, которая связана определением того, какие компоненты создают выразительный характер искусства и его непосредственную красоту.
Помимо всего прочего, ученые осуществляют анализ воздействия аспектов социокультурного характера на процесс восприятия искусства. Здесь подразумевается исследование различного рода культурных факторов, норм общества и исторических характерных черт, которые могут оказать непосредственное воздействие на процесс восприятия и предоставления оценки театральных и музыкальных произведений. Данный подход даёт возможность для того, чтобы лучше осознать то, каким образом искусство осуществляет взаимодействие и социумом, а также то, каким образом оно будет отражать его идеалы и ценности.
Театральное искусство имеет ряд форм: балет, опера, драма и так далее. В свою очередь, музыка - это неотделимый компонент для большого количества театральных постановок, т. к. именно она на сцене будет сопровождать игру актеров и формировать для зрителей неповторимую
атмосферу. Однако, с иной стороны, музыка будет активно применять различные театральные постановки с целью продвижения собственных подразделений и формирования шоу, которые будут являться достаточно запоминающимися.
В качестве наиболее перспективного направления в сфере взаимодействия между музыкой и театром стоит отметить формирование музыкальных театров. Здесь подразумевается театр, в рамках которого особенный акцент делается на пении и музыке. В данных театрах происходят постановки мюзиклов, балетов, опер и спектаклей.
Музыкальные театры могут являться независимыми, а также являться компонентом довольно обширного театрального комплекса. Их деятельность может осуществляться на некоммерческой и коммерческой основе. В определенных ситуациях музыкальные театры осуществляют сотрудничество с рядом других, а также с различными музыкантами с целью создания совместных проектов.
Кроме того, коллаборации между музыкой и театром могут подразумевать формирование музыкальных коллективов, которые ставят различные театральные постановки. В данные коллективы могут входить профессиональные музыканты, а также музыканты, которые являются любителями. Они могут работать над целым рядом проектов.
Таким образом, коллаборация между театром и музыкой представляет собой важный процесс, который способствует развитию обоих видов искусства и созданию новых форм выразительности. Она позволяет объединять различные виды искусства для создания уникальных произведений, которые могут быть интересными и полезными для широкой аудитории. В целом, коллаборация между театром и музыкой - это процесс, который будет продолжаться, и развиваться в будущем. Он позволяет создавать новые формы искусства, которые будут интересны как профессионалам, так и широкому кругу зрителей.
Список литературы
1. История эстетики / отв. ред.: В. В. Прозерский, Н. В. Голик. - Санкт-Петербург : Изд-во РХГА, 2011. - 815 с.
2. Нехаева, И. Н. Философия музыки: особенности и перспективы развития / И. Н. Нехаева // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 314. -С. 52-58.
3. Никонова, С. Б. Эстетизация как парадигма современности. Философско-эстетический анализ трансформационных процессов в современной культуре : 09.00.04 : диссертация ...
доктора философских наук / Никонова Светлана Борисовна ; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет]. - Санкт-Петербург, 2013. - 417 с. : ил. РГБ ОД, 71 14-9/34.
4. Никонова, С. Б. Эстетическая рациональность и новое мифологическое мышление / С. Б. Никонова. - Москва : Согласие, 2012. - 416 с.
5. Обыскалова, Л. Р. Музыкальное искусство в контексте универсальной модели культуры / Л. Р. Обыскалова // Вестник ЦМО МГУ. - 2009. - № 4. - С. 60-65.
6. Овсянников, М. Ф. История эстетической мысли / М. Ф. Овсянников. - Москва : Высшая школа, 1978. - 352 с.
7. Перов, Ю. В. Философская эстетика Гегеля / Ю. В. Перов, К. А. Сергеев, Я. А. Слинин // Очерки истории классического немецкого идеализма. - Санкт-Петербург : Наука, 2000. -С. 576-656. - (Слово о сущем).
8. Хайдеггер, М. Исток художественного творения / М. Хайдеггер. - Москва : Академический проект, 2008. - 527 с.
AESTHETIC PRINCIPLES OF MUSIC AND THEATER: A PHILOSOPHICAL ASPECT
Z.Y. Svadi
Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod e-mail: [email protected]
Within the framework of this article, the general principles of aesthetic character that exist in the musical and theatrical sphere are analyzed. For example, the concepts of expressiveness, beauty and harmony are analyzed, as well as how they manifest themselves in this area. In addition, there is an analysis of the impact of socio-cultural factors on the processes of perception and subsequent determination of aesthetic principles in theater and music. The article draws an analogy of these principles in two types of art: music and theater. It talks about the role of researching these principles in order to conduct a more in-depth analysis of art, in particular. It is assumed that this article will be of interest to researchers and specialists in various fields of activity.
Keywords: aesthetics, music, theater, perception, interpretation, socio-cultural factors, individual characteristics, research prospects.