Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)'

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
69
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА / СОЦИОЛОГИЯ МОДЫ / КИНЕМАТОГРАФИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА / СОЦИОЛОГИЯ КИНО / МОДЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС В АЗЕРБАЙДЖАНЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО АЗЕРБАЙДЖАНА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мамедова Рена Октаедр Гызы

Рассматривается сущность эстетических отношений как разновидность общественных отношений. Анализируется природа эстетических ценностей. Автором детально изучена сущность такого раздела эстетики, как социология искусства. При этом отмечается, что социология искусства изучает отношения между искусством и обществом. Проанализированы такие самостоятельные виды искусства и эстетические феномены, как мода, кинематограф, музыкальное искусство. Анализируются процессы развития моды, отечественной киноиндустрии и музыкального искусства в Азербайджане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC RELATIONS IN THE MODERN AZERBAIJAN SOCIETY (SOCIOLOGICAL APPROACH)

The article discusses the essence of aesthetic relations as a kind of public relations. It analyzes the nature of aesthetic values. The author studies in detail the nature of such section of aesthetics, as sociology of art. It is noted that the sociology of art studies the relationship between art and society. The idea of some famous sociologists about the development of fashion and cinema is examined. The paper analyzes such independent arts and aesthetic phenomena like fashion, cinema, music art. As a result, by analyzing the processes of development of fashion, the study of national film and music in Azerbaijan, it is concluded that in the field of aesthetic relations still exists a number of unresolved problems.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)»

порта Анапы — 400 пассажиров в час. Ввод нового терминала в эксплуатацию позволит увеличить площадь аэровокзального комплекса почти в 3 раза. Общая площадь нового аэропорта составит 14 000 м ., пропускная способность в 2015 году увеличится до 1 100 пассажиров в час.

2012 году построен аквапарк в с. Витязево, оборудованный современными горками канадского производства, рассчитанный на посещение детей и взрослых. На Пионерском проспекте построен анапский дельфи-нарий с трибунами на 800 мест и гостиничный комплекс на 150 мест. В 15 км от Анапы построен этнографиче-ский парк «Добродея». Местом создания комплекса выбрана площадь размером 1,8 га. Парк включает в себя гос-тиничный комплекс на 170 мест, кафе-столовую на 120 мест, закусочную в летнем исполнении на 100 мест, ко-нюшню на 30 коней, торговый ряд на 20 мест, автостоянку, бассейн, баню, несколько детских игровых площадок

декоративно-прикладных экспозиций по актуальной историко-культурной тематике: «Казачий хутор», «Царство Берендея» и «Доброград». Приоритетным проектом строительства Краснодарского края остается создание парка развлечений «Тукан» на Пионерском проспекте. Он будет включать в себя развлекательный центр с аквапарком, крытый дельфинарий и ледовый каток. Площадь парка 12 га. В перспективе для привлечения отдыхающих и уве -личения налоговых поступлений в бюджет города и края необходимо осуществить ряд мероприятий:

• обеспечить прямое железнодорожное сообщение между городами черноморского побережья (в том числе Анапа, Новороссийск, Геленджик);

• расширить автотранспортные магистрали, связывающие краевой центр и город Анапу; •

расширить морское сообщение между курортами края;

• разработать одно- и двухдневные морские круизы вдоль побережья Краснодарского края; маршруты посещения Крыма и достопримечательностей Абхазии;

• модернизировать городскую инфраструктуру, обеспечивающую бесперебойное снабжение водой, электроэнергией и газом;

• при реализации проектов по строительству развлекательных центров, крупных гостиничных комплексов учитывать экологическую безопасность [4] ;

• обеспечить туристские предприятия Анапы квалифицированными кадрами, способными соответствовать мировым стандартам качества обслуживания клиентов [5].

Список литературы

Захарова И. Ю. Проблемы и перспективы экономического развития туристской подотрасли Краснодарского края / Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 1. - С. 24-27

Курортно-туристский комплекс Краснодарского края 2009-2013 / Статистический сборник. - Краснодар, 2014. - 104 с.

Хайрулина Н. Г., Конова Т. А. Обзор статей журнала «Известия вузов. Социология. Экономика. Политика» (2010-2013 гг.). // Известия Высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - Тюмень, - 2014. - N° 1, - С. 126-127.

Голик В. И. Экономические аспекты рационального природопользования. Учебное пособие. Голик В. И., Шевченко Е. В., Ткачева Е. Н. - Краснодар, 2012. - С. 24-26.

Лазовская С. В. Интеграционный механизм формирования конкурентных преимуществ сферы услуг современной России (на материалах образовательного и туристско-рекреационного комплексов). - Краснодар, 2013. - С. 15-17.

Сведения об авторах

Захарова Ирина Юрьевна, к. э. н., доцент, Южный институт менеджмента, г. Краснодар, тел. 89054723079, e-mail: [email protected]

Баранов Юрий Анатольевич, аспирант, Южный институт менеджмента, г. Краснодар, тел. 89883366224, e-mail: [email protected]

Zakharova I. Yu., Candidate of Science in Economics, associate professor of the Yuzhny Institute of Management, the town of Krasnodar, phone: 89054723079, e-mail: [email protected]

Baranov Yu. A., postgraduate of the Yuzhny Institute of Management, the town of Krasnodar, phone: 89883366224, e-mail: [email protected]

УДК 316.472

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД) AESTHETIC RELATIONS IN THE MODERN AZERBAIJAN SOCIETY

(SOCIOLOGICAL APPROACH)

О. Мамедова

R. O. Mamedova

Ключевые слова: эстетические отношения, социология искусства, социология моды, социология кино, модельный бизнес в Азербайджане, кинематография Азербайджана, музыкальное искусство Азербайджана Key words: aesthetic relations, sociology of art, fashion sociology, sociology of cinema, fashion business in Azerbaijan, Azerbaijan cinematography, musical art of Azerbaijan

Рассматривается сущность эстетических отношений как разновидность общественных отношений. Анализируется природа эстетических ценностей. Автором детально изучена сущность такого раздела эстетики, как социология искусства. При этом отме-

70

чается, что социология искусства изучает отношения между искусством и обществом. Проанализированы такие самостоятельные виды искусства и эстетические феномены, как мода, кинематограф, музыкальное искусство. Анализируются процессы развития моды, отечественной киноиндустрии и музыкального искусства в Азербайджане.

The article discusses the essence of aesthetic relations as a kind of public relations. It analyzes the nature of aesthetic values. The author studies in detail the nature of such section of aesthetics, as sociology of art. It is noted that the sociology of art studies the relationship between art and society. The idea of some famous sociologists about the development of fashion and cinema is examined. The paper analyzes such independent arts and aesthetic phenomena like fashion, cinema, music art. /As a result, by analyzing the processes of development of fashion, the study of national film and music in Azerbaijan, it is concluded that in the field of aesthetic relations still exists a number of unresolved problems.

Эстетическое отношение людей к действительности проявляется во всех областях их жизни и деятельно-сти, и высшей формой его выражения является искусство. Эстетическое отношение к действительности пред-ставляет собой одну из форм обусловленного практикой отношения человека к миру. Под эстетическим отно-шением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего практического интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства [1].

Эстетические ценности — это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства. Термин «эстетика» появился в середине XVIII в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен впервые ввел термин «эстетика» для обозначения теории прекрасного и явился родоначальником эстетики как особого раздела философии.

Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего практического интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерца -ния гармонии и совершенства. Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека (знаменитая чеховская фор -мула: в человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли), а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства.

Социология предполагает более конкретный анализ эстетического: выявление его зависимости от структуры и истории общества; основным в ней становится онтологический анализ эстетического, то есть рассмотрение его на уровне бытия ценностей. Социология эстетического предполагает познание закономерностей по -рождения эстетических ценностей общественной жизнью. Эстетические ценности зависят от общественной жизни. Объект эстетической ценности в той или иной мере произволен (если не прямо произведен) от общест -ва, находящегося на исторически определенном этапе своего развития. В конечном счете и духовные потребности личности, их содержание зависят от объективных социальных факторов.

Разделом эстетики, изучающим отношения между искусством и обществом, является социология искусства. Искусство не существует само по себе изолированно от общества. Художники, создающие произведения искусства, зависят, как и все остальные люди, от общественных отношений. Формирование художественных вкусов зависит от особенностей социальной группы, уровня образования, возраста, пола.

По мнению поэта и публициста Н. П. Огарева, искусство — явление историческое, содержание его общественное, форма же берется из формы природы [2].

современном Азербайджане эстетические отношения развиваются в разных сферах общественной жизни с различной скоростью и разной степенью воздействия на умонастроения людей.

Самостоятельным видом искусства и эстетическим феноменом выступает мода. Мода является одним из самых широко известных феноменов социальной жизни, неизменно пользующихся живым интересом не только со стороны ученых, но и со стороны людей, сталкивающихся с ним в обыденной жизни. Мода представляет собой корпус, систему знаков, операцию по созданию очерченного пространства, где вещи конструируются как знаки.

Изучению вопросов, связанных с развитием моды, модельного бизнеса в Азербайджане, посвящено большое количество публикаций. В частности, на страницах сети Интернет опубликованы материалы о деятельности азербайджанских модельеров, о развитии модельного бизнеса в нашей стране. Многие исследователи посвятили свои работы изучению особенностей азербайджанского национального костюма.

Вопросы, связанные с историей развития моды также подробно рассмотрены в трудах многих исследователей. Социологический анализ моды как общественного феномена представлен в трудах немецкого социолога Георга Зиммеля.

Большинство социологов считают, что феномен моды возник в период зарождения капиталистических отношений, когда в результате мануфактурного производства выпуск одежды (как и предметов роскоши) упро -стился, а значит, появилось больше возможностей для низших слоев общества подражать высшим [3].

истории развития социологии моды можно выделить два основных этапа: классический этап социологического анализа XIX — начала XX вв.; современный этап — второй половины XX — начала XXI вв.

Первый, классический, этап развития социологии моды связан с концепциями моды Г. Спенсера, Г. Тар-да, Г. Зиммеля. Эти социологи заложили основы теоретического подхода к исследованию моды как механизма интеграции и дифференциации, а также указали на основной механизм ее распространения — подражание.

71

работах Т. Веблена и В. Зомбарта было расширено социологическое понимание феномена моды. Эти социо -логи осуществили связь моды и потребления, а также выявили преимущественно экономические и социально-психологические механизмы ее распространения.

Современный этап развития социологии моды во второй половине XX — начале XXI вв. связан с именами таких социологов, как Г. Блумер, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Ж. Липовецки. Мода в работах этих социологов рассматривается в перспективе символического интеракционизма, структурализма и постмодернизма как символическая, знаковая совокупность социальных взаимодействий, структурируемых либо системой потребления, либо различными формами социального неравенства; как символический обмен.

Зарубежными исследователями выделяются 4 основных подхода к определению феномена моды: концепция подражания (Г. Тард, Г. Зиммель); теория демонстративного поведения (Т. Веблен, В. Зомбарт); концепция объяснения моды на основе коллективного поведения (Г. Блумер); семиотический подход к изучению моды (Р. Барт, Р. Сеннет, Ж. Бодрийяр) [3]. Разнообразие научных подходов имеет в своей основе различные теоретические конструкты, задающие соответствующие векторы исследований. Наиболее приемлемым, по мнению автора, является семиотический подход к объяснению моды. В его основе лежат такие социологиче -ские явления, как «знак» и «статус». Другими словами, мода рассматривается как совокупность знаков, которые характеризуют положение человека в обществе, что является социологическим предметом анализа.

Мода (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное господство определенного стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Мода определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, архитектуры, развлечений, который популярен в обществе в определенный период времени. Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность.

Мода имеет огромное социокультурное значение и оказывает влияние на различные слои населения. По мнению автора А. Хаустовой, особенно актуальна мода в молодежной среде, в частности среди студентов [3].

По мнению исследователя В. И. Ильина, мода — это одна из социальных норм, характерных прежде всего для индустриального и постиндустриального общества [4]. В качестве социальной нормы мода предписывает членам данного общества определенную модель потребительского поведения. Мода как социальная норма носит внешний по отношению к индивиду характер.

Следование моде выявляет отношение человека к обществу, к окружающему миру, к самому себе. Аме -риканский социолог Дж. К. Гэлбрейт указал на то, что обладание модными стандартами и образцами связано с определенной психической реакцией [5]. Эти блага вызывают у потребителя чувство личного успеха, равенства с соседями, освобождают его от необходимости думать, вызывают сексуальные потребности, обещают ему престиж в обществе, улучшают его физическое самочувствие, содействуют пищеварению, сообщают внешнему облику привлекательность в соответствии с общепринятыми стандартами, удовлетворяют психические запросы. В противном случае индивид чувствует себя ущемленным, вне нормы.

Специфика национальной культуры проявляется в различных сферах жизни и, в частности, в народной одежде. В формах и типах народного костюма раскрываются художественные и эстетические вкусы этноса. Азербайджанская национальная одежда — плод народной материальной и духовной культуры, прошедшей долгий и очень сложный путь развития. Национальные костюмы больше, чем все другие элементы материаль -ной культуры, отражают национальные особенности народа и принадлежат к числу стабильных этнических признаков.

Среди известных отечественных профессионалов, вносящих весомый вклад в развитие моды в нашей стра-не, особо хотелось бы отметить заслуженного деятеля искусств Азербайджана, модельера Фахрию Халафову. Ди-зайнер изучила все тонкости национальной одежды и умело переплела их с европейской свадебной модой.

Как сообщает lnews.az со ссылкой на «Новости-Грузия», четвертая неделя высокой моды «Georgian fashion week» прошла с 31 марта по 3 апреля 2011 года в Тбилиси в Государственном академическом театре им. Шота Руставели. В показе приняли участие 15 грузинских и 3 зарубежных модельера и дизайнера, которые пред-ставили коллекции одежды «осень — зима 2011/12». В тройку зарубежных дизайнеров вошла и известный азер-байджанский модельер Фахрия Халафова, которая представила в Тбилиси новую коллекцию «Caspian rose» [6].

Азербайджане существует несколько Домов моды и ателье. Хотелось бы перечислить некоторые из них: BELLEZZA, CAPRICE BOUTUQUE, DEFANS (ЧП HESENOV P.E.), EMILAND, FAKHRIYA KHALAFOVA wedding & evening, LEYLA Ателье Мод, LE SALON, NAIRA Studio, SHANTI MODA EVI, и т. д.

Если говорить об эстетических отношениях в современном азербайджанском обществе, то, на наш взгляд, необходимо рассмотреть также и влияние кинематографии как вида искусства на процесс формирования эстетического вкуса населения. Кинематография появилась в XIX веке во Франции. Само слово состоит из греческих слов «Кинема» — движение, и «Графи» — писать, изображать, и означает находящееся в движении изображение. Именно телевидение и кино сегодня оказывают серьезное влияние на общество.

Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев сыграл огромную роль в развитии азербайджанской кинематографии. Среди видов искусства он очень высоко ценил кино и при этом особо под-

черкивал, что деятелями азербайджанской кинематографии созданы десятки высококачественных экранных произведений, рассказывающих об историческом прошлом и современной жизни нашего народа. Еще в 197080-е годы, когда Гейдар Алиев был руководителем Азербайджана, он с особой заботой и уважением относился к труженикам киноискусства, всячески способствовал развитию этого вида искусства.

Изучение влияния кинематографа на становление и развитие личности в современном обществе является актуальной задачей, стоящей перед исследователями. Среди азербайджанских исследователей, занимающихся изучением проблем кинематографии, можно назвать имена таких ученых, как А. Кязымзаде, Дж. Гулиева, Р. Мамедова

Социология кино представляет собой отрасль социологического знания. В узком смысле социология кино — сфера исследований, целью которой является изучение социально-демографической структуры кинопублики (пол, возраст, образование, социальное положение), частоты посещения кино, отношения зрителей к определенным фильмам, жанрам, темам и т. д. В широком смысле социология кино — исследование социальных факторов функционирования кино, оказывающих воздействие на его развитие. В этом случае объектом изуче -ния социолога могут быть разные звенья кинематографического процесса — создание, функционирование, восприятие и воздействие кино.

Социология кино — развитое направление научных исследований на Западе. Среди наиболее известных представителей западной социологии кино можно назвать З. Кракауэра, Д. Прокопа, Ж. Дюрана, Э. Морена, Д. Джарви и др.

Термином «кинематограф» обозначают комплекс устройств и методов, необходимых для съемки движу -щихся объектов на кинопленку и последующего воспроизведения получаемых снимков проецированием их на экран. Когда говорят «кино», то подразумевают именно кинематограф. Понятие «кинематограф» появилось впервые в его французском варианте — «синематограф», обозначавшем систему создания и показа фильма, разработанную братьями Луи Жаном и Огюстом Люмьер.

Социализирующая функция кино проявляется в «личностных потенциалах» человека, влияет на его спо -собности к созиданию, познанию, оценке и общению, становится проводником, который помогает индивиду интегрироваться в систему общественных отношений в целом. Благодаря всем этим воздействиям в дальнейшем происходит закрепление и развитие существующей системы общественных отношений. Наконец, через демонстрацию тех или иных поведенческих паттернов кинематограф воздействует на поведенческие установки человека.

Азербайджанское кино, национальное киноискусство и киноиндустрия Азербайджана появились в конце XIX века. В целом, со времени зарождения кино в Азербайджане было снято около 240 полнометражных и бо -лее 50 короткометражных художественных фильмов, также свыше 1200 документальных и около 100 мультипликационных фильмов.

Указом Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева от 18 декабря 2000 года день 2 августа был объявлен профессиональным праздником Днем Азербайджанского кино.

1 августа 2012 года Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев подписал распоряжение о выдаче персональных пенсий за заслуги в сфере азербайджанской кинематографии Ялчыну Эфендиеву, Айды-ну Кязымову.

Однако ситуация с кинотеатрами в стране недостаточно благоприятная. По данным Государственного Комитета по статистике Азербайджанской Республики, в 2005 году в стране действовал 21 кинотеатр, в 2011 году — 11, а в 2012 — 9 кинотеатров. Из них 2 кинотеатра в Нахчыване, 6 — в Баку, 1 — в Гяндже [7]. Эти цифры свидетельствуют о том, что в данной сфере необходимо проводить соответствующие мероприятия по привлечению зрителя в кинотеатры. Для этого в первую очередь необходимо снизить цены на билеты киносеансов. Согласно последним данным, в Баку в 2014-м году самыми популярными считаются такие кинотеатры, как 28 CINEMA, PARK CINEMA (METRO PARK), PARK CINEMA (PARK BULVAR).

Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики приняло решение о том, что с 15 июля 2011 года все демонстрируемые в азербайджанских кинотеатрах фильмы будут показываться на официальном государственном азербайджанском языке. Это решение Министерства культуры и туризма распространяется на все кинотеатры страны. Однако это повлекло за собой некоторые проблемы. Решение Министерства культуры

туризма о дубляже фильмов, демонстрируемых на большом экране, затруднило работу кинотеатров. Свое мнение об этом выразил завотделом кинематографии министерства культуры и туризма Юсиф Шейхов, переда -ет AZE.az со ссылкой на ANS PRESS. «Кинотеатры могут осуществить дубляж фильмов в любом варианте. Это решение отвечает требованиям Закона о государственном языке. На проведенном с директорами кинотеатров совещании этот вопрос обсуждался. Руководителям кинотеатров дан срок около месяца, чтобы они провели подготовительные работы» — отметил Ю. Шейхов [8]. По словам представителя министерства, в первую очередь в этом процессе должен учитываться интерес зрителей. Кроме того, соответствующие структуры министерства должны проводить строгий контроль. Нет конкретных требований в каком виде проводить дубляж. Кинотеатры могут демонстрировать фильмы на азербайджанском языке в любой форме: при озвучивании, тит-

рах, подстрочном переводе. Выбор этих условий остается за кинотеатром. В «ParkSinema» неоднократно демонстрировались фильмы, переведенные на азербайджанский язык.

Кино и социология — два метода самопознания общества. Кино дает социологу замечательный материал для исследования современного общества, реконструкции прошлого и выявления возможных путей развития человечества в будущем. По отношению друг к другу общество и киноискусство выступают одновременно в качестве причины и следствия, кино — это и зеркало, и молот общественной реальности. Под вопросом остается лишь сущность и степень этого взаимовоздействия, а отсюда появляются различные подходы к пониманию того, как и что социология должна и может изучать в сфере киноискусства.

2012 году в Баку открылся Центр Гейдара Алиева и за короткое время расширил свою деятельность. Здесь проводятся концерты, выставки, различные форумы и встречи, оказывающие сильное влияние на формирование эстетического вкуса населения.

Музыка испокон веков являлась одним из самых популярных видов искусства в нашей стране. 7 марта 2014-го года в Лондоне в Центральном зале Вестминстера состоялся концерт азербайджанской музыки при участии Королевского филармонического оркестра под управлением народного артиста Азербайджана, профессора Ялчина Адыгезалова. Гала-концерт организован Международным банком Азербайджана (МБА) и Центром искусств «Бута» в рамках конференции «Каспийский коридор» (Caspian Corridor). «МБА как крупнейший банк страны считает своим приоритетом поддерживать и защищать эстетические ценности культурного наследия азербайджанского народа. Предоставляя азербайджанским деятелям искусств возможность выступать на лучших сценах мира, мы вносим свой вклад в популяризацию азербайджанской культуры за рубежом», — сказал председатель правления МБА Джахангир Гаджиев [9].

целом, эстетические отношения в азербайджанском обществе являют собой самостоятельный вид общественных отношений. На примере анализа процессов развития моды, изучения отечественной киноиндустрии и музыкального искусства в стране можно сделать вывод о том, что данный вид социальных отношений еще требует дальнейшего изучения, так как в этой сфере есть ряд неразрешенных проблем.

Список литературы

Эстетические отношения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.karelia2010.ru.

Мир философии. Книга для чтения. Часть II. Человек. Общество. Культура. - М.: Издательство политической литературы, 1991.

- 624 с.

Хаустова А. Мода как социальный феномен и объект социологического анализа // Власть. 2013. - № 2. - С. 103-106.

Марков А. Георг Зиммель: оживающая мода. В фокусе. К 100-летию выхода «Философии культуры» Г. Зиммеля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intelros.ru.

Мода как социальный и психологический феномен [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.po6iv.ru.

О моде в Азербайджане [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.radioazadlyg.ru.

Azarbaycanmstatistikgôstaricitari. Baki, 2013, 804 s.

Кинотеатры Азербайджана обязали дублировать фильмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aze.az.

Международный банк Азербайджана организует концерт азербайджанской музыки в Лондоне [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.1news.az.

Сведения об авторе

Мамедова Рена Октаедр гызы, доктор философии по философским наукам, доцент кафедры «Социология», Бакинский Государственный университет, г. Баку, Азербайджанская Республика, тел. +994012 5380421, e-mail: [email protected]

Mamedova R. O., Ph.D., associate professor of the chair of sociology, Baku State University, phone: +994012 5380421, e-mail: [email protected]

УДК 211.2

ВЕРА В БОГА, КАК ЦЕННОСТНЫЙ ПОСТУЛАТ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

BELIEF IN GOD AS A VALUE POSTULATE: A RETROSPECTIVE ANALYSIS

Б. Демерле

E. B. Demerle

Ключевые слова: религия, ценностный постулат, вера в Бога, нравственные ориентиры, монотеистический подход, мировоззрение Key words: religion, value postulate, belief in God, moral guidelines, monotheist approach, outlook

Рассматриваются вопросы отношения человека к религии, осознание и объяснение основы мироустройства через веру в Бога, которая в различных формах существовала на протяжении всей человеческой истории и по сей день является единственным нравственным императивом.

The issues of the attitude of a person to religion, understanding and explanation of the world order basis through a belief in God which existed in various forms throughout the whole human history until today are considered as the only moral imperative.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.