ких культурах как об уникальных и самоценных образованиях, значимых именно своей спецификой и непохожестью на другие. В число функций этой научной сферы можно включить и распространение сведений об уже нанесенном и возможном вреде отдельным культурам при бесконтрольной эксплуатации их ресурсов другими культурами, в связи с чем ресурсы материальной культуры - памятники зодчества, изобразительного искусства и т.д. разрушаются, ресурсы духовной культуры обесцениваются и нивелируются, и даже сами люди - представители данной этнической культуры - теряют культурную и этническую идентичность. Таким образом, культурная антропология непосредственным образом ставит вопрос об этике культурных процессов в целом и процесса познания в частности, демонстрируя объективную зависимость процесса и результата человеческой деятельности, в том числе познавательной, от нравственных основ, заложенных, в числе прочего, и в теоретических посылках исследования.
Общегуманитарная и гносеологическая значимость культурной антропологии проявляется и в том, что данную научную сферу интересовал и продолжает интересовать человек, существо которого часто пытаются раскрыть с помощью его культурной среды. Этот способ рассмотрения позволяет сравнить культурную антропологию современности с гуманистическими концепциями Ренессанса, постулировавшими примат значимости знания о человеке, для человека и сквозь призму человека. В связи с тем, что социальное и культурное в широком понимании этих терминов, поведение человека складывается под воздействием культурной окружающей среды, культурная антропология поставила во главу угла вопрос о характерных чертах каждой культуры и культуры человечества в целом, соединив в своих подходах категориальную специфику единичного, общего и всеобщего. Культурная антропология, особенно последнее время, стремилась к анализу фундаментальных проблем, к построению предельно широких систематизированных концепций, объе-
Библиографический список
диняющих подчас далеко не смежные области. Исходя из этого, объектом культурной антропологии можно счесть целостную специфику человека как биосоциального существа, создавшего культуру, во всем многообразии его аспектов. Подобный предельно широкий подход может быть спроецирован на теорию познания в целом, уже обладающую потенциалом пересмотра принципов основания деления отраслей знания, построения интегральных сфер, объединенных целостностью социальной и гуманитарной значимостью их объекта и предмета.
Однако в данной статье мы не напрасно демонстрируем специфику концептуальных подходов культурной антропологии посредством гносеологического анализа: большинству антропологов остается свойственно и внимание к частнокультурной проблематике, к непосредственному этнографическому эмпирическому материалу [6]. В современной гуманитарной научной сфере достигнут диалектический баланс, заключающийся в опоре на проверяемые факты и естественнонаучное знание вместе с качественно гуманитарными выводами собственно культурно -антропологического характера. Однако подобные исследования появились только после прохождения всей системой социально-гуманитарного знания непростого этапа стабилизации своих теоретических принципов.
Как можно убедиться, культурная антропология представляет собой показательный срез гуманитарных наук, повышающих уровень теоретического обобщения и подходящих к возможности взвешенного и практико-ориентированного исследования такой сложной проблемы, как гармонизация межкультурного взаимодействия на основе полномасштабного учета специфики и различий национальных культур. Беспристрастность учета фактического материала в соединении с высоким гносеологическим потенциалом делает, по нашему мнению, данную дисциплину наиболее адекватным концептуальным ядром прикладных исследований в области межкультурных коммуникаций и диалога культур.
1. Абдулатипов, Р.Г. Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии: монография. - Н. Новгород, 2006.
2. Тишков, В.А. Этнология и политология. - М., 2001.
3. Марков, Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. - СПб., 1997.
4. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000.
5. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология. - М., 1998.
6. Ерасов, Б.С. Социальная культурология. - М., 1994. - Ч. 1.
Bibliography
1. Abdulatipov, R.G. Dialog civilizaciyj: bazovihe konceptih, idei, tekhnologii: monografiya. - N. Novgorod, 2006.
2. Tishkov, V.A. Ehtnologiya i politologiya. - M., 2001.
3. Markov, B.V. Filosofskaya antropologiya. Ocherki istorii i teorii. - SPb., 1997.
4. Flier, A.Ya. Kuljturologiya dlya kuljturologov. - M., 2000.
5. Arutyunyan, Yu.V. Ehtnosociologiya. - M., 1998.
6. Erasov, B.S. Socialjnaya kuljturologiya. - M., 1994. - Ch. 1.
Статья поступила в редакцию 18.11.11
УДК 37.0+371
Ezhov V.S. AESTHETICAL INTERACTION OF CULTURE DIALOGUE. This paper presents a philosophical analysis dialogue cultures. Creation of new integrity of the Russian society made actual a problem of understanding the sources of human activity. At the given stage of historical development of the Russian society we observe human activity of aesthetics which dominates myth creativity. All the life people try to achieve clear world they are in unconscious soothing (calming) in a myth. An important role in the historical context is acquired by the development and enrichment of the aesthetic culture of the person, its consciousness. Search of new forms in life shows activity under laws of beauty.
Key words: culture, traditional values, conditions, modern society, spiritual perfections, personality, artistic activity, creativity, imagination, image, irrationality, aesthetic.
B.C. Ежов, проф. СибГУТИ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОПРЯЖЕННОСТЬ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
В данной статье предлагается философский анализ диалога культур. Созидание новой целостности российского общества актуализировало проблему понимания истоков деятельности человека. На данном этапе исторического развития российского общества мы наблюдаем активность людской эстетики, в которой господствует мифотворчество. Если в рациональном современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, то в мифе он находит бессознательное успокоение. Важную роль в историческом контексте приобретает развитие и обогащение эстетической культуры человека, его сознание. Поиск новых форм жизни являет деятельность по законам красоты.
Ключевые слова: культура, традиционные ценности, преемственность, современное общество, духовные совершенства, личность, художественная деятельность, творчество, воображение, образ, иррациональность, эстетика, мифология.
Наступившее тысячелетие располагает к размышлению о прошлом и будущем для осознания настоящего. Смена тысячелетий обостряет поиск новых исследовательских подходов, методов, позволяющих «найти связующее нечто, из которого мир прорастает в своем многообразии» (Альфред Вебер). Социум как творение и творец культуры выработал определенные способы обращения к опыту диалога культур, в частности традиционной (архаической) и современной (технологической). Принципиальное различие между традиционалистскими обществами и современным обществом в динамичной сменяемости кардинальных изменений последнего в пределах жизни одного поколения [1]. Познание принципов развития культур путем использования социокультурной парадигмы дает возможность решения их совместного существования и выхода из кризисного состояния становящегося российского общества.
Социокультурная интеграция феномена культуры основывается на признании альтернативности культурных форм при наличии общего основания культурных оппозиций универсальности, их единства в процессе развития цивилизации. Отправным пунктом становления современной философской парадигмы стала ее способность познать как причину множественности различных форм над - витального бытия, так и то, что их объединяет. В настоящее время «мало охранять ставшее многообразие культур, а нужно еще поддерживать хрупкое, беспрецедентное, становящееся ноосферное, диалогическое единство многообразия» [2].
Данная парадигма дает ключ к познанию исторического бытия как события, иначе говоря, как поиск культурных констант, универсалий. Это возможно в использовании диалоги - ма как просветленного, проясняющего мышления. Основной мыслью социокультурного подхода к феномену культуры является открытие других мировоззрений и мироощущений, вообще других «миров» и «голосов», их со - причастность друг к другу. Например, исторический процесс «срощенности» мировоззренческих (эстетических) традиций народов Севера и русского народа является главным признаком культуры Сибири. Исторический процесс срастания этих духовных традиций вовсе не равнозначен ассимиляции. «Напротив, мы убеждены, что в евразийской российской цивилизации, особенно в период ее чрезвычайного драматического перехода к новым формам общественной жизни, способны стать формами устойчивого социально - экономического и культурного развития, где эта «срощенность» является условием и источником существования и воспроизводства самобытных культур северных народов» [3].
Автор исследует эстетическую сторону диалога традиционной культуры с современной культурой, в частности генезис эстетического сознания в процессе развития первобытной практики. Обращение исследователя к «седой древности» является постоянным парадоксом современной жизни. Его становление способствовало утверждению универсалий, констант, например, эстетических позиций извечности древнего искусства.
Проникновение в сущность эстетического способствует углублению научного подхода к рассмотрению в методологическом плане различных аспектов культуры в ее историческом развитии.
Эстетика становится «научной философией культуры». В ее предмет исследования и - начально включены:
1. Онтологический аспект, т.е. объективное природно - социальное основание, природно - биологические предпосылки;
2. Гносеологический аспект, т.е. творчески преобразующая практика субъекта эстетической деятельности, теоретический уровень его сознания;
3. Изучение универсальных оснований искусства и художественного творчества по «законам красоты».
Палеолитическая культура есть универсальное первобытное основание (первая бытность) всех последующих цивилизаций. В авторском понимании первобытность есть процесс сохранения и воспроизводства наличных форм жизнедеятельности (выживания), знаково оформленных под влиянием природных сил [4].
В ее универсальности сокрыта извечная тайна древнего искусства, к которому можно отнести различные материальные памятники, а также мифы. В них первобытное общество выражало свои эстетические позиции. В авторской концепции - это ценностная соотнесенность наличной ситуации к безличному. Эстетические позиции способствовали формированию механизма ценностного самоосуществления, одухотворенной и мотивационной интеграции (универсализации) социальной общности, гармонии
ее с окружающей средой (гомеостаз). Эстетическое в авторской концепции - это целесообразная целостность формообразующей жизнедеятельности древних людей, связанная с познанием, творческой свободой и духовным наслаждением [5].
Главнейшим основанием разнообразных эстетических позиций первобытности является отображение духовно - практической деятельности (искусства) универсального космизма человека. Материя в своем эволюционном развитии сотворила мыслящие, рефлексирующие существа, способные познать ее тайны и передать следующим поколениям. Палеолитическое искусство - первоначальная форма познания преобразующей деятельности, сохранившейся в веках. Ars lango, vita brevis (жизнь прекрасна, искусство вечно).
Изначально (субстанционально) процесс эстетического осмысления действительности как особого качества мировоззрения в первобытности принадлежал мифологии, которая является вечно становящимся мышлением человека. Исконно начало субъективно. Мифол - гическое сознание выступало как сложная форма освоения действительности при доминировании иррационального основания.
В мифологическом сознании кроется глубокое внутреннее противоречие зарождающегося эстетического при дальнейшей дистанционной удаленности. На стадии первично - природных оснований древний человек не отделял себя от природных прообразов [6].
Иррационализм, согласно традиции «философии жизни», открывает осмысленную континуальность жизни, ее универсальную целостность интуитивно - бессознательно. Рационализм (критическая рефлексия) открывает возможность дискретного понимания жизни, наличной ситуации или позиции.
Становление содержательной эстетической формы как ценности являлось результа - том развивающихся эстетических отношений, гармонизирующих окружающую среду. Но форма есть носитель, а еще не сама эта ценность. Форма предмета имеет онтологический статус, она существует объективно, вне и независимо от субъекта, его потребностей, интересов, сознания, ценность же характеризует позитивную значимость объекта, включенного в жизнедеятельность исторических субъектов.
Это внутреннее устремление субъекта к адекватному познанию определяется понятием "интенциональность", отражающего специфическое представление о предметной природе сознания. Интенциональность - свойство любого акта сознания (интенционального акта), который характеризуется субъективной соотнесенностью намерения, цели, замысла субъекта с предметом, направленностью на соответствие его восприятия объекту.
В любом интеллектуальном акте выделяются два аспекта, внутренне присущих сознанию - интенциональный объект и способ данности этого объекта субъекту (восприятие, фантазирование, рефлексия, любовь, ненависть). Совокупность интенци-ональных актов формирует сознание в богатстве его смысловых содержаний. Понятие "интенциональность" впервые было сформулировано в поздней схоластике, где различалась первая (постижение чувственно отдельных вещей) и вторая (постижение рационально общего, абстрактных образов) интенцио-нальность. Интенциональность - ключевое понятие, ибо дает, во-первых, специфическую характеристику (идеального) способа бытия эстетических ценностей в его предметной структурной организации (слои значений и смыслов) и, во-вторых, открывает возможность анализа способа восприятия (интенциональной данности) эстетической ценности. В эстетическом восприятии целесообразная оптимальность выявляет целостность объекта или явления действительности. Основными признаками идеальной модели эстетического восприятия является целостность, интегрирующие формы и содержание воспринимающего объекта во всех его компонентах национальных, культурно - исторических, полноте их проявления в духовной ментальности. Законы эстетического освоения действительности служили прогнозированию будущих совершенных последствий и совершаемых в обществе действий человека с позиции ответственности. В этом отношении ответственный поступок человека выступает как синтез свободы воли и самореализации творческого потенциала личности. Свобода воли - понятие означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении им тех или иных целей и задач. Брать на себя груз решения личных и общечеловеческих проблем - единственный путь выживания и дальнейшего эстетического совершенствования человека. Этот путь предполагает развитие вы-
сочайшей степени ответственности, простирающейся от узкого круга личностного ближайшего окружения до решения плане-тарно - космических задач и проблем [7].
В интуитивно - бессознательном глубинном синкретичном отношении к миру древние мастера (художники) в эстетических позициях выражали и_изображали его достоверность в мифологических образах (магических, фетишистских, анимистических, тотемных), в сущностном самовыражении и самоопределении, создавая «обнадеживающую картину мира» [8]. Мифы - это первая эстетико - поэтическая форма сознания древних людей. Они были знаками эстетических ценностей того времени, выражая в поиске их корни, потребно - сти, интересы.
Современные исследования в археологии, этнографические параллели открывают глубинные связи настоящего с прошлым художественным творчеством, палеолитическим искусством, концентрирующим уровень эстетического отношения, в котором обнаруживается гармонизирующее взаимодействие природы с развивающейся родовой сущностью человека. Внутренний мир древнего человека во многом зависел от внешних природных условий, от ощущения законосообразности природных явлений. Иными словами, в архаическом обществе окружающая среда обитания выполняла природно-культурные функции [9]. Поэтому нарушение генофонда коренных народов Сибири, изменение их природных основ ведет к затуханию развития эстетического сознания, нарушению образа жизни, их культуры. Фи-лософско-эстетический подход к анализу первобытного искусства выявил его как сложное и яркое явление в истории мировой культуры. Богатство его идейного содержания связано не только с эстетическим, эмоционально - художественным освоением мира, практической целесообразностью, но и с развитием определенного круга точных знаний о человеке и окружающей его природе. Получение эмпирических знаний о биологических основах всего живого было обусловлено реальными потребностями, социальными мотивами человека - магией, охотой. Они определили общие условия (всеобщую эстетическую форму жизнедеятельности) для художественного творчества, в частности, анималистические мотивы (частную эстетическую форму жизнедеятельности), например, перемещение в воздухе «небесных быков» из пещеры Альтамира в Испании. Палеолитический художник легко абстрагировался от передачи оптически точных картин (движение стада оленей в воде), соединил все в одной изобразительной плоскости, согласно идейному замыслу. Сложная интеллектуальная, а не «визуальная» композиция при тщательной прорисовке копыт у быков в пещере Ляско в Испании. Именно по строению копыт пытался подразделить млекопитающих на группы позднее античный философ Аристотель. Мыслящие люди, стоящие на низкой ступени культуры обладают широкой философией природы [10].
Уникальность данной эстетической позиции в том, что при непосредственной вплетенности древнего человека в естественную природу палеолитический художник интеллектуально абстрагировался в ее закономерности, что явилось основой будущей изобразительности искусства, вообще рациональной науки, символизма, математики.
Исследования в палеохореографии [11] истоки зарождения основ классического танца, знание законов телодвижения, отражение объективного совершенства, гармонии душевного состояния древнего человека.
Новый подход в археологии к выяснению космогонических и астрономических знаний древнего человека [12; 13] обнаруживает в палеолитическом искусстве принцип золотого сечения (при котором меньшая часть относится к большей, как это последняя к целому), закон чисел Фабаначчи, различные модуло-ры, каноны, закон спиралевидного вращения справа налево в росте растений и движении крови (жезл из мальтийской культуры). В культуре каменного века созревала в воображении
Библиографический список
и фантазии идея о трех уровнях мироздания, в эстетическом преломлении - возвышенном (небесном), прекрасном (земном), безобразном (подземном). Аналогичные представления о птичьем, зверином и рыбьем мирах особенно ярко сохранялось в фольклоре палеозийских племен. Многие народы верят в множественность миров [14]. В непосредственном восприятии человек различал Небо и Землю, но не различал их в понятиях. При нарушении вселенской Гармонии происходит господство, то светлых сил на земле, то темных, возможен и хаос. В этих мифологических воззрениях можно увидеть идею развития Вселенной, ее возрождения и упадки. Подобную идею можем найти в античности в подвиге Геракла, похитившего яблоки Гесперид. Яблоки как свадебный подарок Геи Зевсу и Иде, символизирует равновесие, гармонию отношений между противостоящими космическими силами, а именно, небесным и хтоническим, бессмертным и смертным, добром и злом, красотой и пользой. «В представлении о мире как о трех сферах, разгадка веры в триаду божественных существ как олицетворение единства мира. В этой вере искаженно отразилась в сознании людей разделение первоначального единства мира или противоположность двух сущностей, находящие свое разрешение в третъем»[15].
Исследования тазминской культуры древних хакасов выявили данную идею в эстетически богатых мифологически мно-гоплановых_образах «летающих коров», «священных колесниц» на монолитных менгирах. Эти мифы через конкретные образы взаимодействуют и взаимопроникают в оборотнической медитации [16]. В те времена подобные образы появляются и в мифах Европы и Сибири. В них органически переплетены объективное и субъективное, материальное и идеальное, абстрактное и конкретное, сознательное и бессознательное, отражен мифический принцип para prototo (часть целого есть само целое, например, у аборигенов Сибири в локальном варианте Солнце - летящее разумное тело в образе птицы).
По аналогии с современными художниками, в творчестве древних можно увидеть глубинность образов летящих людей М. Шагала, таинство эстетики А.Тарковского, оригинальную новизну выразительных средств А. Сокурова, творческие принципы абстракционистов и символистов. Тысячелетний опыт древних художников можно выразить изречением грека Зевкиса: «Рисую долго, ибо радую вечно».
Вообще многие закономерности эстетической значимости мира для людей «седой древности», их опытные данные выражались в концентрированном виде еще в палеолитическом искусстве, а позднее нашли отражение в гениальных теоретических осмыслениях древних греков: в эстетике пифагорейцев, Сократа, Платона, Аристотеля, трактате «Канон» скульптора Поликлета.
Разумеется, врожденная потребность человека в эстетическом наслаждении (теория положительных эмоций П.В. Симонова), выявленная в палеолитическом обществе, социальной среде, не имела еще самодовлеющего значения в своей бескорыстности и незаинтересованности (по Канту), а была тесно связана с пользой (психофизиологическим удовлетворением), утилитарными запросами выживания древних людей. Да и древнее искусство еще не было выражением «чистой красоты», а выражало реально полезное, земное, человеческое. Как писал Леонардо да Винчи, «тот, кто может напиться из источника, не будет пить из кувшина».
Поэтому современная развивающаяся культура должна взять из прошлого «жар, а не пепел», все то существенное, что было выделено автором в данном сообщении.
В заключение хочется напомнить, что современная тенденция интеграции науки о природе и человеке, о переплетении социальных и эстетических мотивов в современном художественном творчестве имеет истоки в палеолитическом искусстве. Тем самым в его изучении продолжает скрываться эстетический потенциал для современной культуры.
1. Арутюнов, С.А. Народы и культуры, развитие и взаимосвязь. - М., 1988.
2. Тищенко, В.П. Философия культуры диалога. - Новосибирск, 1993.
3. Мархинин, В.В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика, взаимодействие культур / В.В. Мархинин, И.В. Удалова. - Новосибирск, 1996.
4. Ежов, B.C. К решению проблем генезиса эстетического сознания древнего человека // Гуманитарные науки в Сибири. - 1997. - № 3.
5. Ежов, В.С. Становление целостности эстетического сознания. - Философия и будущее цивилизации: тезисы доклады и выступлений IV Российского философского конгресса, г. Москва, 24-28 мая 2005 г. - М., 2005. - Т. 4.
6. Маслов, А.А. «Свое»/«чужое»: возможные пути эволюции взаимоотношений // Чужая вещь в культуре: мат. науч. конф. - СПб., 1994.
7. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья в Ренессансе. - М., 1965.
8. Пивоев, В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира: автореф. дис. ...док - ра филос. наук. - М., 1993.
9. Ежов, B.C. Истоки эстетического сознания этноса хакасов // Этносоциальные процессы в Сибири: тематический сборник. - Новосибирск, 1998.
10.Тайлор, Э. Первобытная культура. - М., 1979.
11. Ромм, В.В. Танец и секреты древнейших цивилизаций. - Новосибирск, 2002.
12. Фролов, Б.А. Числа в графике палеолита. - Новосибирск, 1974.
13. Ларичев, В.Е. Мальтинский универсум // Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири. - Новосибирск, 1996.
14. Анисимов, А.Ф. Космологические представления народов Севера. - М., 1959.
15. Шахнович, М.Н. Первобытная мифология и философия. - Л., 1971.
16. Кызласов, Л.Р. Древняя Хакасия. - М., 1986.
Bibliography
1. Arutyunov, S.A. Narodih i kuljturih, razvitie i vzaimo-svyazj. - M., 1988.
2. Tithenko, V.P. Filosofiya kuljturih dialoga. - Novosibirsk, 1993.
3. Markhinin, V.V. Mezhehtnicheskoe soobthestvo: sostoyanie, dinamika, vzaimodeyj-stvie kuljtur / V.V. Markhinin, I.V. Udalova. - Novosibirsk, 1996.
4. Ezhov, B.C. K re-sheniyu problem genezisa ehsteticheskogo soznaniya drevnego cheloveka // Gumanitarnihe nauki v Sibiri. - 1997. - № 3.
5. Ezhov, V.S. Stanovlenie celostnosti ehsteticheskogo soznaniya. - Filosofiya i buduthee civilizacii: tezisih dokladih i vihstupleniyj IV Rossiyjskogo filosofskogo kongressa, g. Moskva, 24-28 maya 2005 g. - M., 2005. - T. 4.
6. Maslov, A.A. «Svoe»/«chuzhoe»: vozmozhnihe puti ehvolyucii vzaimootnosheniyj // Chuzhaya vethj v kuljture: mat. nauch. konf. - SPb., 1994.
7. Bakhtin, M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kuljtura srednevekovjya v Renessanse. - M., 1965.
8. Pivoev, V.M. Mifologicheskoe soznanie kak sposob osvoeniya mira: avtoref. dis. ...dok - ra filos. nauk. - M., 1993.
9. Ezhov, B.C. Istoki ehsteticheskogo soznaniya eht-nosa khakasov // Ehtnosocialjnihe processih v Sibiri: tematicheskiyj sbornik. - Novosibirsk, 1998.
10.Tayjlor, Eh. Pervobihtnaya kuljtura. - M., 1979.
11. Romm, V.V. Tanec i sekretih drevneyjshikh civilizaciyj. - Novosibirsk, 2002.
12. Frolov, B.A. Chisla v grafike paleolita. - Novosibirsk, 1974.
13. La-richev, V.E. Maljtinskiyj universum // Noveyjshie arkheologicheskie i ehtnograficheskie otkrihtiya v Sibiri. - Novosibirsk, 1996.
14. Anisimov, A.F. Kosmo-logicheskie predstavleniya narodov Severa. - M., 1959.
15. Shakhnovich, M.N. Pervobihtnaya mifologiya i fi-losofiya. - L., 1971.
16. Kihzlasov, L.R. Drevnyaya Khakasiya. - M., 1986.
Статья поступила в редакцию 16.11.11
УДК 008:001.14
Leonov I.V. REGULARITIES IN THE PATTERN GENERATION PROCESS IN THE KNOWLEDGE OF CULTURE-HISTORICAL REALITY. This article is devoted to the study of thematic pattern generation, which form the base of the cognitive process of culture-historical reality. From the founded regularities comes the analysis of the structural unity of thematic patterns, caused by the ground states of the adaptive process.
Key words: culture-historical reality, noogenesis, adaptation, intelligence, thematic structure, thematic pattern.
И.В. Леонов, канд. культурологии, докторант РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПАТТЕРНОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Работа посвящена изучению закономерностей образования тематических паттернов, лежащих в основе процесса познания культурно-исторической реальности. На основании выявленных закономерностей осуществляется анализ структурного единства тематических паттернов, обусловленных основными состояниями адаптивного процесса.
Ключевые слова: культурно-историческая реальность, ноогенез, адаптация, интеллект, тематическая структура, тематический паттерн.
Изучение процесса познания культурно-исторической реальности опирается на широкий спектр научных теорий, дающих комплексное объяснение сущности и предназначению истории. В данном случае имеются в виду те концепции культурно-исторического процесса, в которых основной акцент делается не на фиксации хронологических последовательностей и выявлении причинно-следственных связей, а на попытках его целостного осмысления на самом универсальном, макроисторическом уровне. К данной исследовательской области можно отнести работы Дж. Вико, Г. Гердера, Ж. Кондорсе, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, П.А. Сорокина, К. Ясперса, Ф. Броделя, Л.Н. Гумилева, М.С. Кагана, И. Валлерстайна и многих других.
Традиционно изучение ноогенеза в отмеченной области ведется в контексте исторического и парадигмального подходов, основанных на рассмотрении поэтапного развития знания в контексте «стрелы времени». Однако анализ отмеченных концепций показывает, что процесс познания культурно-исторической реальности нельзя рассматривать исключительно с позиций постоянного научного роста. Помимо отмеченного роста, в изучаемом ноогенезе наблюдается периодическое возвращение к одним и тем же основополагающим идеям, образующим в своей совокупности «интеллектуальный фон», служащий своеобразным базисом для создания научных концепций. Иначе говоря, процесс познания культурно-исторической реальности в своей основе опирается на определенное количество устойчивых идей
или «тематических структур». Данные тематические структуры периодически реанимируются, обретают научную популярность и, образуя «системные целостности» или «тематические паттерны», оказывают влияние на создание научных трактовок культурно-исторической реальности.
Соответственно, целью настоящей статьи является изучение логики образования отмеченных тематических паттернов, а также их влияния на процесс научного познания культурно-исторической реальности. Раскрытие поставленной цели предполагает анализ природы тематических структур, образующих паттерны. Также необходимо рассмотреть вопрос установления логики научного сопряжения тематических структур. Особого внимания заслуживает задача выявления глубинных причин, согласно которым данные структуры группируются в «системные целостности» или «тематические паттерны». На основании выявленных закономерностей процесса паттернообразования необходимо осуществить анализ структурного единства основных тематических паттернов. Решение данных аспектов, несомненно, позволит обогатить научное понимание глубинных механизмов ноогенеза в области интеллектуального освоения культурно-исторической реальности.
Теоретико-методологическое обоснование изучения природы тематических структур содержится в работах Джеральда -Холтона (р. 1922) - автора концепции тематического анализа науки [1]. Начать следует с того, что становление и развитие