• Описать физическое явление (опыт, закон, теорию, прибор, механизм) по обобщенным планам A.B. Усовой.
Производится видеосъемка студентов во время устного ответа на занятиях, выступления на конференциях, защиты курсовых и творческих работ, а также во время педагогической практики студентов. Сначала студентам предлагается проанализировать самим выступления сокурсников, а затем видеозапись анализируется совместно с автором статьи, отмечаются поло-
жительные и отрицательные стороны выступления. Интересно, что студенты не видят те ошибки товарищей, которые сами допускают.
В данной статье затронуты наиболее общие вопросы, важные для нас на данном этапе. К сожалению, рамки нашей статьи не позволяют подробнее рассмотреть все аспекты изучаемой нами проблемы. Но очевидно, что проблема развития речи студентов-физи-ков педагогических вузов очень актуальна и требует дальнейшего исследования.
Библиографический список
1. Десяева, Н.Д. Культура речи педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова.— М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2. Костомаров, В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики / В.Г. Костомаров. — М.: Гардарики, 2005.
3. Мурашев, А.А. Культура речи учителя.— М.: Московский психолго-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2002.
Статья поступила в редколлегию 14.12.08
УДК 378
И.Ю. Павлова, канд. пед. наук, доц. КГУКИ, г. Казань
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА: КОМПОНЕНТЫ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
В статье представлен раздел диссертационного исследования, посвященного разработке теоретических основ формирования эстетической культуры личности студента вуза, обоснована актуальность проблемы в современных условиях развития нашего общества, изложены структурные компоненты и качественные показатели эстетической культуры личности студента вуза, разработанные на основе применения интегративного подхода в разработке составляющих ее элементов.
Ключевые слова: эстетическое воспитание студентов, структура, компоненты, качественные показатели.
Модернизация системы высшего образования основывается на повышении качества подготовки выпускников вузов, познавательной и творческой активности субъекта обучения, профессиональной и личностной их самореализации. Это обусловлено возникшей в последнее время потребностью в интегрированной, социально адаптированной личности, способной эффективно функционировать в профессиональной деятельности, которая предполагает значимость все более высоких требований к интеллектуальным, физическим, психическим и адаптивным ресурсам человека. Приоритетные направления развития современного высшего образования актуализируют проблему духовно-нравственного развития личности. Любые изменения в социуме оказываются не только безуспешными, но и бессмысленными, если они не находят опору в духовной жизни личности, не подкрепляются адекватными изменениями в сфере культуры, образования, в системе человеческих ценностей. Развитие личности без формирования его духовно-нравственной сферы приводит к разрушающим последствиям: личность не развивается как активный творческий субъект деятельности, способный преодолеть противоречия личностного роста; не имеет возможности выйти на новый уровень духовного развития, как творец и созидатель духовных ресурсов, а превращается лишь в пассивного потребителя социальных возможностей, в придаток технологических систем.
В современной социокультурной среде активно формируются различные молодежные субкультуры, уводящие личность далеко за рамки реальности и актуальности бытия: скинхеды (в переводе с английского — бритоголовые); рэперы — движение молодых людей, которые пиком современной музыкальной культуры
эстетическая культура личности,
считают мелодекламацию, т.е. умелый подбор рифмованных слов в такт музыкального сопровождения; брейкеры — танцы с элементами акробатики и спортивной гимнастики под ударное ритмизованное музыкальное сопровождение и т.д. Погружение личности в виртуально-экстремальную действительность, «параллельное пространство» лишает ее возможности самореализации и творческого самовоплощения в современном обществе, что обусловлено глобальными процессами вымывания истинной культуры из социокультурной среды, приводящей к бездуховности общества, потере нравственных ориентиров у молодежи, к утрате значимости творческого проявления личности.
Такое положение явного дефицита духовности и нравственности в молодежной среде особо актуализирует проблему эстетического воспитания студенческой молодежи, что означает в числе ее многих составляющих, воспитание гармонии интеллектуального, духовного и творческого в личности, способностей к эстетической деятельности, эстетическому саморазвитию, эстетической самоактуализации, стремление к активному участию в общественно-полезной деятельности. В этой связи, возникает необходимость глубже исследовать этот процесс в учебно-воспитательных учреждениях, в частности, в высшей школе, где факты проявления бездуховности молодежи в настоящее время, к сожалению, присутствуют. Это и отрицание патриотизма как общественной ценности, игнорирование социальных норм поведения, отрицание положительного опыта прошлых поколений, потребительский взгляд на образование, преувеличение роли материальных потребностей и путей легкого обогащения, аморальные и социальные виды деятельности, негативные личностные качества и т.д. Таким образом, проблема форми-
рования эстетической культуры личности студента вуза является особо актуальной.
В направлении нашего исследования рассмотрим сущность понятия «эстетическая культура личности». В течение длительного времени эстетическая культура рассматривалась, в основном, в социальном аспекте как функция социального целого. Эстетическая культура личности имеет глубокую сущностную определенность, связанную с процессами эстетического развития личности. В педагогической теории и практике применяется личностный подход к анализу эстетической культуры, который позволяет выявить процесс приобщения личности к культуре общества и присвоения ее ценностей. Современный студент имеет множество возможностей самостоятельного, так называемого, «эстетического развития» аудио — видео средствами, через Интернет и т.д. Это «информационное эстетическое развитие» в нашей действительности нередко воспринимается как эстетическое воспитание личности. В данном случае, мы можем утверждать, что высшее образование и уровень определенных теоретических знаний о культуре и искусстве не являются показателями сформированности эстетической культуры личности. В этом должны быть задействованы и нравственно-эстетическое восприятие, осмысление, эмоциональное и чувственное переживание, художественно-творческая деятельность, которые, в целом, и являются частью «культурного бытия» личности.
В работе современных ученых-педагогов утверждается, что эстетическая культура личности представляет собой целостное единство эстетического сознания и активной эстетической деятельности [1]. В этом исследовании, посвященном вопросам эстетического воспитания студентов в высших учебных заведениях, предложена структура эстетической культуры личности, которая состоит из следующих ее компонентов: а) эстетическое сознание; б) художественно-эстетическая деятельность. Эстетическое сознание включает в себя: а) эстетическое восприятие; б) эстетический вкус; в) эстетические потребности и интересы; г) эстетическое чувство; д) художественно-творческие способности; е) художественно — образное мышление. Художественноэстетическая деятельность состоит из следующих элементов: а) эстетический аспект всех видов деятельности; б) творческая деятельность по созданию произведений искусства и других эстетических ценностей [1]. Мы придерживаемся вышеизложенной трактовки понятия «эстетическая культура личности», но в условиях современной парадигмы образования и, исходя из задач нашего исследования, составляющие структурные компоненты эстетической культуры личности студента вуза необходимо расширить и дополнить.
Любая деятельность субъекта обучения, также как и просто личности, возможна при наличии ее физического и психического здоровья. Физическое и психическое здоровье — это основа жизнедеятельности человека в единстве и взаимодействии с природой. И процесс эстетического воспитания студента должен планироваться в соответствии с его физическими и психическими особенностями, способствовать дальнейшему укреплению и развитию здоровья личности. Уместно в данном случае привести известное выражение: «Красота — это здоровье». Здоровье, творчество и духовность — это три «кита», на которых держится социальное и профессиональное благополучие личности. Первичным, несомненно, является физическое здоровье, которое, в свою очередь лежит в основе психического развития личности, дальнейший процесс приводит к духовному развитию человека, к нравственному самосовершенствованию. Мерой духовного развития становится степень ответственности личности за свое
физическое и психическое благополучие. Проблема здорового образа жизни в студенческой среде особо актуальна, так как здоровье — это качественная предпосылка будущей успешной профессиональной деятельности, общественной и творческой активности, самореализации личности. В научном исследовании утверждается: «...во всех образовательных учреждениях необходимо внедрять здоровье-сберегающие технологии и обучать таким технологиям педагогов, особо необходимо позитивное воздействие на формирование навыков здорового образа жизни» [2, с.70]. И решающее значение в направлении развития позитивных воздействий принадлежит эстетическому воспитанию студентов.
Ценностные ориентации личности — это качественный показатель эстетической культуры студента вуза. Они выполняют роль внутренних стимулов и критериев, с опорой на которые студент осуществляет свое поведение и эстетическую деятельность. Ценностные ориентации мы относим к духовно-нравственной сфере личности студента. Духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности личности самореализовы-вать себя в поисках истины в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости. Духовность и нравственность — это первооснова культуры личности, фундамент воспитания эстетической культуры личности. В своей работе [3] ученый — педагог В.И. Андреев отмечает, что ценностные ориентации личности выступают в качестве ориентиров и критериев цепи — «Образ мира» — «Образ — Я» — «Образ будущего», и если наше воспитание будет ориентировано на то, что в эпицентре ценностных ориентаций саморазвивающейся личности будут Человек, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Справедливость, Добро, Истина и Красота, то мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям.
Ведущая роль в характеристике эстетической культуры личности студента принадлежит его потребностям. Эстетические потребности личности взаимосвязаны с проявлением мотивации, как причины побуждающие активность ее действия. Духовность и нравственность — это показатель значимости потребностей и убеждений личности, что соответственно выделяется в структуре эстетической культуры личности как ценностно-смысловой компонент. Эстетическая деятельность личности возможна при наличии у нее художественно-творческих способностей, эстетических знаний, умений и навыков. Особое внимание необходимо уделять развитию этики и правил поведения в окружающей социосреде, а также соблюдению норм морали. Развитие этих личностных качеств осуществляется в процессе эстетического воспитания студентов, в частности, в процессе их основной (учебной) и вспомогательной (внеучебной) деятельности. Любая эстетическая деятельность основывается на первоначальном восприятии, понимании, осмыслении и сопереживании эстетического объекта, что непосредственно вызывает богатство эстетических чувств и эмоций. Кроме этого, эстетическое сознание характеризуется и развитым эстетическим вкусом. В истории развития эстетической мысли вкус рассматривался как центральный элемент культуры личности. «В своей сущностной основе эстетический вкус — это постоянно действующий механизм настройки индивида на движение к цели, воплощающий в себе его концентрированное представление о прекрасном, гармоничном, совершенном, целесообразном.» [4, с 123]. Развитый эстетический вкус характеризует высокий уровень эстетической культуры личности.
Общество в современных условиях предъявляет к личности выпускника вуза особые требования — это наличие высокого творческого потенциала личности, а под этим подразумевается и высокая культура творческого саморазвития. Творческое саморазвитие личности — это интегративная характеристика ее процессов «самости», среди которых системообразующими компонентами выступают самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация. Когда речь идет о культуре творческого саморазвития личности, то это подразумевает то, что она может выступать как синоним степени полноценности знаний, умений, навыков, способностей, ценностных ориентаций, потребностей, которые в их целостной совокупности гармонизируют процесс творческого саморазвития личности. Философы и психологи обратили внимание на то, что личность целостно воспринимает, осознает себя в этом мире, как большое «Я». Путь к творчеству у личности начинается с осознания и создания «Я — концепции» творческого саморазвития [3; 5; 6].
В процессе эстетической деятельности студента важную роль играют моменты особого подъема сил, психическое состояние вдохновения. Нет никаких оснований противопоставлять вдохновение творческой деятельности, составляющей его основу. Вдохновение — это не наитие, не откровение, а момент в творчестве, возможный только в том случае, если он сбалансирован здоровым психическим состоянием и подготовлен трудом. Творческое воображение в системе качественных показателей эстетической культуры студента имеет важное значение. Творческое воображение — это такой вид умственной деятельности, который направлен на образование новых структур, идей, проектов на основе сочетания или рекомендации известных элементов. В процессе эстетической деятельности студента часто требуется высокоразвитое творческое воображение, соединенное со смелостью суждений и решительностью действий.
Важную роль в формировании эстетической культуры личности студента вуза играют развитие способностей к самооценке своей деятельности и наличие волевых качеств личности. Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Постановка вопроса «кто Я?», «какой Я?» — закономерный результат предшествующих процессов развития. «Проявление самооценки не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению» [7, с. 166]. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности, с помощью самооценки происходит саморегуляция поведения личности. Воля — это сознательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей это, прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как целеустремленность, инициативность, смелость, решительность, организованность, способность к саморегуляции деятельности.
Выше представлены качественные показатели эстетической культуры личности студента вуза, которые необходимо сгруппировать по их характерным особенностям и признакам. Такие качественные характеристики личности студента как: а) физическое и психическое здоровье, волевые качества личности образуют психофизический компонент эстетической культуры личности; б) эстетические потребности, эстетический
интерес и мотивы эстетической деятельности — мотивационный компонент; в) духовно-нравственные качества личности, принятие и следование общечеловеческим ценностям, ценностные ориентации в культуре и искусстве — ценностно-смысловой компонент; г) художественно-творческие способности, эстетические знания, умения и навыки, творческое воображение личности и эстетический вкус образуют когнитивный компонент; д) эстетическое восприятие, понимание, осмысление и сопереживание эстетического объекта, богатство эстетических чувств, эмоций, вдохновение — эмоциональный компонент; е) эстетическую деятельность личности, соблюдение норм морали, этики и правил поведения в окружающей социосреде мы относим к деятельностно-поведенческому компоненту; ж) самооценка и саморегуляция личности, стремление к эстетическому самообразованию и саморазвитию, совершенствованию своей эстетической культуры — рефлексивный компонент. Таким образом, качественные показатели характеризуют определенный компонент эстетической культуры личности студента. Представим структурные элементы эстетической культуры личности студента вуза: а) психофизический компонент; б) мотивационный компонент; в) ценностно-смысловой компонент; г) когнитивный компонент; д) эмоциональный компонент; е) деятельностно-поведенческий компонент; ж) рефлексивный компонент. На Рис.1 представлено графическое изображение структуры эстетической культуры личности студента вуза.
В Таблице 1 представлены компоненты эстетической культуры личности студента вуза и их качественные показатели:
В нашем исследовании теоретических основ формирования эстетической культуры личности студента вуза фундаментальное значение имеет разработка составляющих ее компонентов, особенностью которых является их взаимодействие и взаимовлияние. При разработке компонентов и качественных показателей эстетической культуры личности студента вуза с целью расширения и дополнения ее традиционной трактовки мы использовали интегративный подход, который позволяет объединить такие важные в эстетическом воспитании направления развития личности, как психофизическое, мотивационное, интеллектуальное, ценностное, эмоциональное, рефлексивное и художественно-творческое. Определение компонентов эстетической культуры личности студента и их качественных показателей — это необходимое условие, позволяющее вести дальнейшее диагностическое исследование для выявления уровня сформированности эстетической культуры личности студента вуза.
Таблица 1
КОМПОНЕНТЫ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛ И
Пснхофл пгкч'кнн Физнчнгкие і: ЛСКХнчДОиК здоровье. долевые ннесгва лияностн (ідепеустренленноаіь, икиинатнвнпсть. смелость, организованность. СЦМПІКІТЛШЯ іштлнпш),
Мотн НШ ТОННИЙ Потребности к эстетической деятельности, ошалению системы ЭСТСТНЧКЖМ знаний, унений и навыков; Интерес к культуре н искусству раі.і и 'шы\ параши: |>5 шек-1ВІ111111-ІІ |ач>1 ч ие МОТИВЫ ■хлетической аеяте.пыиосги.
Цен ht ОС і НД-СН ЫСЛОЬО и Ду\С№Н1>-Нр|1ВС 1ИСННЫЁ качеишл ЛИЧНОСТИ, мрнидтне и следование общечеловеческим ІІСНКОСТИТЬ ИСНЦ[>еТИЫС ОрИСНТІШИН 6 культуре н искусстве.
К<ТНП1В11ЫЁ Худажеспенно-твортесюю способности, тстстіпсскис знания, умения и наныкп, ттнірчсскія; зоабршякни^, ршнншй зстгтчинин вкус.
ÍMOIJ UOIIL IbK ы ІІ Восприятие, ІКНЛЖМК, ЮШОІСИНС И баперсЯНМНВб ЗСіїтнЧКюЯ [(сммоспен, ВйлШнС положительных эмоций н чувств, вдояноиенне и увлеченность в процессе постижения 1уЦЖКТ1Ш№о6рЗЗНт солсрл'аиня ЭСТСТН'ГССКИХ 1 ІЄН ЕЮСКЙ.
Дсігс:і ь нппип- gDRfWHHKKKÍÍ ?стстн‘г«кая деятельность личности, со(\пюлскне норм миршш, ЭТИЛТН И [іраННЛ [|ОВСДСР[КЯ в окружавшей садносреде.
РйфлмвситыН Самооценка н сам-прсгуляїуія істстическок №НЛШ№ТЙ, стремление ЛНЩНП л лепети ческыу самообразованию н саморазвитию, СОГКрШСНСТВОМПИССИОСЙ істстнтсскоН культуры,
Рассмотрев сущность, определив компоненты и качественные показатели эстетической культуры личности студента, мы открываем горизонты к разработке педагогических технологий и дидактических моделей, включающих специальные педагогические условия, формы и методы, способствующие эффективному формированию эстетической культуры личности студента вуза. Успешное решение этой проблемы будет способствовать развитию гармонично развитой личности, прогнозированию успешности дальнейшей самостоятельной профессиональной работы выпускника вуза, ориентированной на деятельность во имя прогресса и процветания человечества.
Библиографический список
1. Петрова, Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях / Г.А. Петрова, Г.И. Королева. — Казань: КГУ, 1984.
2. Валиуллин, В.В. Мотивация на здоровый образ жизни в студенческой среде / В.В. Валиуллин, А.Р. Валиуллина // Молодежь и молодежная политика третьего тысячелетия: стратегии и инновации. — Казань: РЦМИПП, 2008.
3. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. — Казань: КГУ, 2000.
4. Киященко, Н.И. Эстетический вкус / Н.И. Киященко, И.Я. Лейзеров // Эстетическое сознание и процесс его формирования. — М.: Искусство, 1981.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и восприятия / Р. Бернс. — М.: Прогресс, 1986.
6. Маслоу, А. Самоактуализация личности: тексты / А. Маслоу. — М., 1982.
7. Калугина, Н.А. Психолого-педагогические особенности проявления свойств личности специалиста культуры / Н.А. Калугина // Вестник МГУКИ. — 2006. — Вып. 4.
Статья поступила в редколлегию 26.12.08
УДК 53(07)+373.161.1
Н.М. Бауэр, канд. пед. наук, докторант ЧГПУ, г. Челябинск
ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ФИЗИКЕ
Работа посвящена проблеме формирования диалектического мышления курсантов в процессе изучения курса общей физики. Выявлены возможности формирования умозаключений по индукции, дедукции, аналогии и развития причинно-следственного мышления.
Ключевые слова: научное мировоззрение, диалектическое мышление, противоречие, умозаключение, дедукция, индукция, аналогия, причина и следствие.
Процесс обучения курсантов военного вуза — будущих офицеров, направлен на решение важных образовательных задач, одной из которых является формирование научного мировоззрения. Мировоззрение как компонент структуры личности включает систему обобщенных взглядов о мире, о месте человека в нем, а также систему убеждений и идеалов, соответствующих
определенному миропониманию. Чтобы оценить, как процесс формирования миропонимания организован в вузе, необходимо выделить критерии, с помощью которых его можно отслеживать. Основными компонентами формирования мировоззрения при обучении физике можно считать 1) формирование системы обобщенных, имеющих философское звучание, знаний о