Научная статья на тему 'Эстетическая функция художественного стиля'

Эстетическая функция художественного стиля Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9143
947
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ARTISTIC STYLE / AESTHETIC FUNCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитина Наталья Викторовна

Статья посвящена актуальной проблеме современной стилистики и методики преподавания русского языка проблеме изучения художественного стиля. Материал статьи представляет интерес для аспирантов и исследователей функциональных стилей, преподавателей вуза, учителей русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC FUNCTION OF ARTISTIC STYLE

The article is devoted to the actual problem of modern stylistics and methods of teaching of Russian to the problem of researching artistic style. The material of article is of interest for post-graduate students and researchers of functional styles, teachers of high school and teachers of Russian.

Текст научной работы на тему «Эстетическая функция художественного стиля»

Н.В. НИКИТИНА

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ

Ключевые слова: художественный стиль, эстетическая функция.

Статья посвящена актуальной проблеме современной стилистики и методики преподавания русского языка - проблеме изучения художественного стиля.

Материал статьи представляет интерес для аспирантов и исследователей функциональных стилей, преподавателей вуза, учителей русского языка.

N.V. NIKITINA AESTHETIC FUNCTION OF ARTISTIC STYLE Key words: artistic style, aesthetic function.

The article is devoted to the actual problem of modern stylistics and methods of teaching of Russian - to the problem of researching artistic style.

The material of article is of interest for post-graduate students and researchers of functional styles, teachers of high school and teachers of Russian.

Становление художественного стиля принято относить к последней трети XVIII - первой трети XIX вв. Среди учёных нет единого мнения о выделении художественного стиля в ряду других функциональных стилей. Одни исследователи (Л.Г. Барлас, Ю.А. Бельчиков, В.Д. Бондалетов, И.Р. Гальперин, А.И. Горшков, А.Ф. Ефремов, О.В. Канарская, В.Д. Левин, Л.Ю. Максимов, Н.А. Мещерский, В.П. Мурат, Л.А. Новиков, А.К. Панфилов, В.А. Паутынская, Г.В. Степанов, Т.И. Чижова, Н.М. Шанский, Д.Н. Шмелёв, Е.Г. Эткинд и др.) рассматривают язык художественной литературы как явление особого рода, которое нельзя поставить в один ряд с функциональными стилями. Основной аргумент против отнесения языка художественной литературы к числу функциональных стилей -крайняя неоднородность его состава, включение элементов всех функциональных стилей и даже использование внелитературных языковых средств (просторечий, жаргонизмов и т.п.), что выводит язык художественной литературы за рамки литературного языка и сближает его с языком общенародным [7, с. 267].

Однако сторонники выделения художественного стиля в ряду других функциональных стилей опровергают все эти доводы. В.Г. Адмони, Р.А. Будагов,

A.Н. Васильева, В.В. Виноградов, Б. Гавранек, К. Гаузенблас, А.Н. Гвоздев, Б.Г. Головин, М.П. Демидова, В.Я. Дерягин, А.К. Долинин, М. Елинек, А.И. Ефимов, Е.Г. Ковалевская, М.Н. Кожина, В.Г. Костомаров, М.К. Милых, Й. Мистрик,

B.П. Москвин, Л.Ф. Отинова, М.И. Привалова, С.В. Райлян, Э.Г. Ризель, А.Я. Ро-жанский, Т.И. Сильман, О.Б. Сиротинина, Л.Г. Смирнова, Г.Я. Солганик, Ю.С. Сорокин и др. говорят о правомерности выделения среди функциональных стилей художественного. По мнению М.Н. Кожиной, выведение художественного стиля за пределы функциональных стилей обедняет наше представление о функциях языка. Учёный отмечает, что если вывести его из числа функциональных стилей, но при этом считать, что литературный язык существует во множестве функций, то получается, что эстетическая функция не является функцией языка. Использование языка в эстетической сфере - одно из высших достижений литературного языка, и «от этого ни литературный язык не перестаёт быть таковым, попадая в художественное произведение, ни язык художественной литературы не перестаёт быть проявлением литературного языка» [2, с. 79-80].

Таким образом, все исследователи, говорят ли они о художественном стиле или о языке художественной литературы, признают, что основной функцией данной разновидности языка, отличающей её от других стилей, является эстетическая функция (художественная, образно-художественная, функция эмоциональ-

но-образного воздействия на читателя или слушателя), которая в других разновидностях языка если и проявляется, то не является главной. Эта функция базируется на коммуникативной и реализуется в функции изобразительности, образности.

В языкознании вопрос об эстетической функции языка рассматривался уже в середине XIX в. в работах Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, В. Гумбольдта, Я.К. Грота, Д.Н. Овсянико-Куликовского, А.А. Потебни. Но более глубокое изучение эстетической функции началось в 20-е годы XIX в. Большую роль в этом сыграли работы Ш. Балли, В.В. Виноградова, Б. Кроче, Б.А. Ларина, К. Фосслера, Г. Шпета, Л.В. Щербы, Р.О. Якобсона и других исследователей.

Термин «эстетическая функция» был введён в науку Л.П. Якубинским. Содержание понятия, которое обозначено термином «эстетическая функция», учёными понимается по-разному. Одни исследователи (Б. Кроче, Л.А. Новиков, К. Фосслер, Д.Н. Шмелёв, Б. Эйхенбаум, Р.О. Якобсон и другие) рассматривали эстетическую функцию языка как установку на форму или на выражение. По мнению Д.Н. Шмелёва, «эстетическая функция в начальном своём виде проявляется, как только говорящий начинает обращать внимание на внешнюю форму своей речи, как-то оценивать возможности словесного выражения» [8, с. 36]. В частности, это случаи, когда высказывание сопровождается замечаниями типа «как говорится», «если можно так выразиться», «выражаясь высоким слогом», «так сказать», «как говорят поэты» и т.п.

Другие учёные рассматривают эстетическую функцию как установку на творчество. Наиболее полно эта концепция раскрыта в работах В.П. Григорьева в применении к поэтическому языку.

Иной точки зрения придерживаются Л.А. Киселёва, Г.Я. Солганик и другие. Они определяют эстетическую функцию языка как установку на воздействие. В этом смысле эстетическая функция становится собственно прагматической функцией или её элементом.

Ряд исследователей (Р.А. Буданов, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.И. Донецких, И.С. Ефимов, О.В. Загоровская, Б.А. Ларин и другие) рассматривают эстетическую функцию как функцию создания художественного образа.

В лингвистике существует также точка зрения, согласно которой эстетическая функция языка понимается как направленность языка на собственное совершенство, которое вызывает эстетическое впечатление. Если «практические» функции языка требуют работы над словом с целью как можно более точного, ясного и общедоступного выражения информации, то эстетическая функция языка требует работы над словом с целью открыть читателю и слушателю прекрасное в самом слове. [1, с. 316]. Следовательно, согласно данной концепции, язык признаётся эстетическим объектом или эстетическим феноменом. Эта точка зрения представлена в работах таких учёных, как Р.А. Будагов, Е.М. Галкина-Федорук, Б.Н. Головин, И.Б. Голуб, А.И. Горшков, Л.И. Донецких, Н.А. Кожевникова, М.Н. Кожина, Н.В. Черемисина, Н.М. Шанский, Д.Н. Шмелёв и другие [см. подробнее 3, с. 24-26].

По мнению Г.Я. Солганика, эстетическая функция свойственна в известной мере и другим стилям. Каждый из них стремится быть по-своему выразительным. Однако для художественного стиля установка на выразительность речи главная. Она определяет его языковой облик. Как утверждает учёный, слово в художественном произведении как бы двоится: оно имеет то же значение, что и в общем литературном языке, а также добавочное, приращённое, связанное с художественным миром, содержанием данного произведения. Поэтому в художественной речи слова приобретают особое качество, некую

глубину, начинают значить больше того, что они значат в обыденной речи, оставаясь внешне теми же словами. Так происходит превращение обычного языка в художественный, таков механизм действия эстетической функции в художественном произведении [6, с. 196-197].

Таким образом, основная функция художественного стиля - эстетическая. Именно эта функция является основной, главной для художественного стиля. Она определяет специфику данного стиля. Все языковые средства, которые используются в текстах художественного стиля, в том числе и нейтральные, выступают в эстетической функции.

В области фонетики. Одним из важнейших качеств текстов художественного стиля является благозвучие, или эвфония. Однако благозвучие не является само по себе выразительным и изобразительным средством. Как средства художественной изобразительности могут быть использованы звукоподражание и звуковой символизм, которые связаны между собой и находят выражение в словесной инструментовке произведения. Словесная инструментовка осуществляется с помощью приемов, основными из которых являются ассонанс, аллитерация, звуковые повторы.

В области лексики. Художественный стиль отличает богатый, разнообразный словарь. Если лексика научной, официально-деловой и разговорной речи относительно ограничена тематически и стилистически, то лексика художественного стиля, как отмечает Г.Я. Солганик, принципиально неограниченна. Художественная речь использует языковые средства всех других стилей, в том числе и типичные для них: термины, официальные выражения, разговорные слова и обороты, публицистику. Но в художественном произведении они, по мнению учёного, «подвергаются эстетической трансформации, выполняют определённые художественные задачи, используются в своеобразных комбинациях» [6, с. 197]. Таким образом, языковые средства других функциональных стилей в текстах художественного стиля выступают в эстетической функции, т.е. служат созданию системы образов. По мнению Д.Э. Розенталя, «эта многостильность языка художественной литературы вызывает необходимость свободы в использовании речевых средств» [5, с. 58]. Следовательно, принципиальных запретов или ограничений, касающихся лексики художественного стиля, не существует: может быть использовано любое слово, если оно эстетически мотивировано, оправдано.

В создании системы образов используются многозначные слова всех стилевых пластов лексики. Лексическое значение таких слов может быть понято из художественного контекста. Среди лексических средств широко используются народнопоэтические слова, лексические синонимы, антонимы. Художественная речь обращается также к использованию не только строго литературных, но и внелитературных средств языка - просторечия, жаргонов, диалектов и т.д. Но и они используются не в их первичной функции, а в эстетической. Писатель использует также потенциальные возможности языка и создаёт в своих произведениях слова и формы, которых нет в современном языке, - неологизмы и окказионализмы.

Таким образом, все средства, в том числе нейтральные, призваны служить в текстах художественного стиля выражению системы образов, поэтической мысли художника. Большую роль в языке художественной литературы играют тропы (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, литота и др.).

В области морфологии. Одним из специфических способов достижения художественно-образной речевой конкретизации, по мнению М.Н. Кожиной и

других, является глагольное речеведение (или сюжетоведение). Оно заключается в том, что поэтапно называется каждое физическое или психическое движение и состояние и их последовательное изменение, что способствует активизации воображения читателя, который представляет картину развивающихся событий. Поэтому в текстах художественного стиля широко используются глаголы, среди которых в связи с повествовательной манерой изложения преобладают глаголы прошедшего времени. Настоящее время часто используется в значении настоящего исторического. В художественной речи активны относительные формы времени (использование одних форм вместо других). Главную роль в создании динамизма художественной речи играют видо-временные формы глагола. Преобладают случаи совершенного вида как имеющие указание на завершённость (результативность) действия. Добавочное действие в предложениях художественного текста, усиливающее динамизм речи, оформляется с помощью деепричастий. Для выражения авторской индивидуальности используются личные глаголы и личные местоимения.

В художественной речи в основном преобладают конкретные существительные мужского и женского рода. Краткие прилагательные в художественной речи используются для обозначения непостоянного признака и состояния: рисуют героя (или предмет, явление) в какой-то определённый момент времени. Это находится в согласии с большим динамизмом художественной речи. Таким образом, все языковые средства в области морфологии подчинены задаче предать динамизм (богатство содержания) художественной речи.

В области синтаксиса. В текстах художественного стиля используются все типы простого и сложного предложения. Для достижения общей образности речи используются синтаксические конструкции с уточняющими определениями, дополнениями, вводными словами и предложениями. В художественном стиле частотны конструкции с прямой речью для передачи чужой речи. Активный стилистический фонд художественной речи составляют и средства поэтического синтаксиса (анафора, эпифора, умолчание, градация, антитеза, инверсия, оксюморон, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие, синтаксический параллелизм, именительный представления, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, композиционный стык, синтаксический параллелизм, хиазм и др.).

В целом все синтаксические средства подчинены одной цели - созданию общей образности художественной речи. Понятие «общая образность» принадлежит А.М. Пешковскому. Содержанием данного термина является требование употребления всех языковых средств в художественном стиле для выражения художественного образа [4, с. 246].

Синтаксические средства наряду с лексическими и морфологическими придают художественной речи эмоциональность и экспрессивность.

Таким образом, эстетическая функция, являясь главной в художественном силе, определяет своеобразие данного стиля.

Литература

1. Горшков А.И. Русская словесность / А.И. Горшков. М.: Астрель; АСТ, 2001. 367 с.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / М.Н. Кожина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983. 223 с.

3. Кулаева Г.М. Языковой эстетический идеал и пути его формирования в процессе обучения и воспитания в средней школе / Г.М. Кулаева. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 220 с.

4. Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики / А.М. Пешковский. М.; Л.: Госиздат, 1930. 260 с.

5. Розенталь Д.Э. Стилистика на каждый день / Д.Э. Розенталь. М.: Знание, 1976. 64 с.

6. Солганик Г.Я. Стилистика текста: учеб. пособие для студентов, преподавателей-филологов, аспирантов / Г.Я. Солганик. М.: Флинта: Наука, 1997. 253 с.

7. Стилистика русского языка / В.Д. Бондалетов и др.; под ред. Н.М. Шанского. Л.: Просвещение, 1982. 286 с.

8. Шмелёв Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. (К постановке проблемы) / Д.Н. Шмелёв. М.: Наука, 1977. 168 с.

НИКИТИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА родилась в 1980 г. Окончила Марийский государственный педагогический институт. Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы», аспирант кафедры русского языка Марийского педагогического института. Область научных интересов - методика преподавания русского языка. Автор 4 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.