Карнаушенко Леонид Владимирович
доктор исторических наук, профессор, начальник управления учебно-методической работы Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612585079)
Естественное и позитивное право в условиях духовно-нравственного кризиса общества: аксиологический аспект
Рассматриваются особенности существования естественного и позитивного права в условиях трансформирующегося общества начала XXI в. Отмечается, что в этой ситуации, с одной стороны, возрастает значимость правовых ценностей, с другой - обостряется проблема кризисного состояния духовно-нравственной сферы общества, что оказывает непосредственное воздействие на правовую подсистему общества.
Ключевые слова: трансформирующееся общество, общество риска, духовно-нравственный кризис, право, естественное право, позитивное право, правовая аксиология.
L.V. Karnaushenko, Doctor of History, Professor, Head of the Department of Educational and Methodical Work of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612585079.
Natural and positive law under the conditions of spiritual and moral crisis of society: the axiological aspect
They consider peculiarities of natural and positive law in the context of transforming society of the early XXI century. They note that in these conditions, on the one hand, increases the significance of legal values, on the other hand, exacerbates the problem of the crisis state of spiritual and moral sphere of society that has a direct impact on the legal subsystem of society.
Key words: transforming society, risk society, spiritual and moral crisis, law, natural law, positive law, legal axiology.
В конце XX - начале XXI в. все отчетливее стали проявляться признаки генезиса глобального информационного общества под воздействием научно-технической революции, роста социальной значимости Интернета и прогресса информационно-компьютерных технологий. Российское общество, будучи интегрированном в структуры современного глобального миропорядка, оказалось в достаточно специфическом положении, детерминированным, с одной стороны, высокими скоростями социальных преобразований, а с другой стороны, усиливающимся разрывом между существующими институциональными структурами и нарастающими потребностями, запросами нового общества. Особенно сложная ситуация сложилась в духовно-нравственной сфере социума. В данном случае сказался комплекс отрицательных факторов, в числе которых вакуум и дюркгеймов-ская аномия вследствие разрушения советской моностилистической культуры и проблем, связанных с генезисом российской полистилистической культуры [1]; деструктивное, агрессивное воздействие на аудиторию со стороны массовой потребительской культуры; дисфунк-циональность процесса социализации подрастающего поколения вследствие кризиса инсти-
тутов семьи и образования; криминализация сознания и социальных практик.
В условиях нестабильного трансформирующегося общества особенно возрастает роль института права и в целом социокультурной правовой подсистемы (правовая культура, правовая идеология, правовые ценности, правовое сознание), которые призваны служить успешному преодолению негативных социальных трендов, угроз и рисков. Вместе с тем, нарастающий духовно-нравственный кризис фактически блокирует функционирование данных институтов и подсистем и приводит к их дис-функциональности, дезорганизации.
Между тем, исследователи справедливо указывают: для успешного формирования гражданского общества и правового государства необходимо стремиться к тому, чтобы в ходе духовного развития индивида происходило осознание им нравственных установок естественного права, которые выполняют телеологическую функцию, задавая цели и ориентиры для его общественной деятельности. Если естественное право выступает в качестве внутреннего духовно-нравственного детерминанта правовой социализации человека, будучи также еще идеальной основой всего правопорядка, то позитивное право является по отно-
8
шению к правосознанию индивида внешним значительным фактором, во многом обусловливающим процесс усвоения им юридических знаний, норм и ценностей [2].
Стоит отметить, что естественное право представляет собой симбиоз неотъемлемых принципов и прав, связанных с особенностями природы человека и в целом независимых, тогда как позитивное право является искусственным по своей сути, его атрибутивной характеристикой выступает серьезная дифференциация в зависимости от страны и общества, где оно существует. Естественное право представляет собой некий идеал, фундаментальный институциональный элемент социокультурной системы, тогда как позитивное право является изменчивым, преходящим элементом государственного и общественного устройства.
По мнению В.Н. Гуляихина, естественное право выступает в качестве важнейшего социокультурного ориентира, оказывающего значительное воздействие на социализацию и, прежде всего, процесс социального взросления подрастающего поколения. Как отмечает автор, установки естественного права должны быть нравственными ориентирами правовой социализации, благодаря которым человек может быть в своей деятельности адекватен исторически сложившейся общественно-правовой ситуации. Если объективное право не соответствует критериям добра и потеряло свой авторитет, то граждане будут стремиться преобразовать имеющуюся политико-правовую систему, ставшую преградой на пути движения общества к прогрессу [2].
Вместе с тем, В.Н. Гуляихин отмечает, что позитивное право, в свою очередь, должно быть не закрепощающей, а освобождающей силой, т.е. устраняющей препятствия для духовного и физического развития человека. Исходя из общественного блага, социум должен определять границы свободы, предоставляемой им индивиду. Естественное право не требует, чтобы эти границы были всегда одинаковы и не зависели от исторических условий и социокультурной среды жизнедеятельности субъекта. Но в позитивном праве должен быть закреплен исторически сложившийся баланс между требованием максимально возможной внешней свободы для человека и общественным благом [2].
Ключевое значение естественного права в социокультурной системе современного общества объясняется духовно-нравственными потребностями человека. Естественное право, рассматриваемое в ценностном аспекте, является идеальным критерием оценки существующего правопорядка. В свою очередь, позитивное право выступает по отношению к личности как внешняя необходимость, нуждающаяся в непрерывном улучшении [2].
Стоит подчеркнуть, что элементы естественного и позитивного права взаимодействуют в системе ценностей как отдельной личности, так и общества в целом. Естественное право целесообразно рассматривать в качестве идеальных типов (ценностей-целей), которые формируют аксиологическую матрицу подсистемы права в обществе, определяют основные векторы развития личности, государства и общества. В свою очередь, позитивное право при определенных допущениях можно рассматривать как ценности-средства, которые отражают практический полюс правовой аксиологии.
Одной из актуальных задач социокультурной системы современного трансформирующегося общества, по мнению С.В. Шестопалова, выступает необходимость освободить право от отвлеченных идеологем, согласовать его с абсолютными ценностями нравственного сознания личности, с национальной культурной традицией и практикой строительства государственности [3].
Достаточно серьезным препятствием на пути роста влияния естественного права в социокультурной системе ценностей выступает именно духовно-нравственный кризис общества. Происходящая девальвация моральных ценностей, рост значимости материальных потребностей в ущерб духовным приводят к отторжению установок естественного права, т.к. «идеальная» правовая картина существенно отличается от того, что происходит в государстве и обществе.
Стоит отметить, что естественное и позитивное право, несмотря на имеющиеся в современных общественных науках подчас противоречивые концептуальные построения, достаточно глубоко интегрированы в аксиологическую матрицу подсистемы права в обществе. В этой связи вполне закономерным выглядит тот факт, что современная правовая аксиология, субъектом и объектом которой выступают данные системы ценностей, уделяет значительное внимание сложившейся проблемной ситуации.
Правовая аксиология предполагает различение ценности и оцениваемого факта (явления, события, отношения и т.д.) и определение - с позиций и в контексте соответствующей иерархии и системы ценностей - его ценностного значения и смысла. Ценность при этом относится к сфере целей, смыслов, значений и т.д. -в ее различении со сферой эмпирически сущего, фактичности и т.д. [4, с. 5].
Предметная сфера и основная тематика правовой аксиологии - это проблемы ценности права, ценностного значения закона (позитивного права) и государства, поскольку юридическая аксиология включает в предмет своего рассмотрения не только право, но и государство в качестве правового явления, а именно -как правовой организации (правовой формы
9
организации) публичной власти свободных членов данного общества. Это учение о ценности права, о правовом (ценностно-правовом) значении закона и государства [4, с. б].
И.В. Тимошкина отмечает, что аксиологическая рефлексия права российского социума показывает, что с 90-х гг. XX в. правовые реформы в России осуществляются неоптимально. В них преобладают парциальные подходы к праву, нарастают конфликтогенность общественных отношений и кризис социопри-родных взаимосвязей. В праве России обостряется противоречие сущего и должного, не учитываются требования концептуальной схемы аксиологии права. Отечественное право на сегодняшний день не способно обеспечить полноценный правопорядок в стране [5, с. 10].
Таким образом, трансформирующееся общество в силу стремительно проходящих процессов социальных изменений продуцирует состояние риска и неопределенности. Данное состояние затрагивает основные институты и подсистемы общества. В значительной мере риску оказывается подвержена социокультурная система общества, в том числе институциональные системы права, правового регулирования социальных действий и взаимодействий. Вследствие неустойчивого, дисфункционального состояния социокультурной системы нарастает духовно-нравственный кризис общества. В таких условиях имеет место деформация системы социокультурных координат, вследствие чего растет девиантное и преступное поведение, а нарушения законов постепенно легитимизируются в массовом сознании - не в последнюю очередь инструментами массовой культуры (фильмы, сериалы, реклама, ток-шоу и т.д.).
Стоит отметить, что сфера социальных ценностей представляет собой весьма действенный инструмент регуляции поведения людей, в том числе важная роль в данном аспекте принадлежит правовым ценностям. Однако в условиях социокультурного кризиса наблюдается девальвация значительной части правовых ценностей - как инструментального, так и
1. Ионин Л.Г. Культура на переломе // Социс. 1995. № 2. С. 72-84.
2. Гуляихин В. Н. Диалектика естественного и позитивного права как источник общественно-правового прогресса // Юрид. исследования. 2013. № 4. С. 221-238.
3. Шестопалов С.В. Аксиология права в философии российского консерватизма (Л. А. Тихомиров, И.А. Ильин): дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2009.
4. Политико-правовые ценности: история и современность / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2000.
5. Тимошкина И. В. Социально-философский аспект аксиологии права: дис. ... канд. филос. наук. Барнаул, 2004.
терминального уровня. Эрозии подвергаются ценности, связанные и с естественным, и с позитивным правом. Особую тревогу вызывает отторжение ценностей естественного права, утрата правовых идеалов, неверие в торжество права. Под воздействием коррупции, криминала, организованной преступности подрастающее поколение формирует совершенно иные картины мира, нежели те, которые необходимы для полноценного процесса преемственности и смены поколений. В сложившейся ситуации в социокультурной системе возрастает значение антиценностей (как отражения системного духовно-нравственного кризиса). В результате роста социальной значимости правовых антиценностей в российском обществе усиливаются позиции криминала, эффективно осуществляется экспансия криминальной субкультуры, создается социальная база экстремизма и радикализма. Особенно ярко негативные последствия подобных тенденций в ценностной сфере нашего общества заметны в среде подрастающего поколения. Сознание и социальные практики молодежи криминализируются, формируется толерантное отношение к тем, кто ведет противоправный образ жизни, отрицает правовые ценности. В сложившейся ситуации необходим пересмотр государственной молодежной политики (в числе первоочередных мер - принятие федерального закона о государственной молодежной политике), а также всех институциональных механизмов формирования правовых ценностей, правового сознания. При сохранении негативных тенденций последних десятилетий государство и общество рискует в ближайшем будущем столкнуться с дезорганизационными факторами, способными дестабилизировать ситуацию, разрушить институциональные структуры, базирующиеся на праве, правовой социокультурной подсистеме. В нынешней ситуации необходима консолидация усилий науки и государственных управленских структур различных уровней с целью решения проблемы.
1. lonin L.G. Culture at the fracture // Sotsis. 1995. № 2. P. 72-84.
2. Gulyaikhin V.N. The dialectic of natural and positive law as a source of social and legal progress //Legal research. 2013. № 4. P. 221-238.
3. Shestopalov S.V Axiology of law in the Russian philosophy of conservatism (L.A. Tikhomirov, I.A. Ilyin): diss.... Master of Philosophy. Tula, 2009.
4. Political and legal values: history and modernity / ed. by VS. Nersesyants. Moscow, 2000.
5. Timoshkina I.V. Socio-philosophical aspect of axiology of law: diss. ... Master of Philosophy. Barnaul, 2004.
10