Научная статья на тему 'Естественно-правовые преобразования в социально-политической системе России прошлого и настоящего'

Естественно-правовые преобразования в социально-политической системе России прошлого и настоящего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
466
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВО / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО / ЗАКОН / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Войтюль Наталия Львовна

Становление правового государства и гражданского общества в России осуществляется через признание и воплощение основных положений естественно-правовых идей. Речь идет о провозглашении незыблемости фундаментальных прав человека. Эти права, согласно Конституции Российской Федерации, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Права и свободы человека и гражданина стали главными приоритетами во взаимоотношениях российского государства и личности в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Естественно-правовые преобразования в социально-политической системе России прошлого и настоящего»

УДК 340.122(470+571)(091)

ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

THE NATURAL-LEGAL TRANSFORMATION IN THE SOCIO-POLITICAL SYSTEM OF RUSSIA IN THE PAST AND PRESENT

Н. Л. Войтюль N. L. Voytyul

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Становление правового государства и гражданского общества в России осуществляется через признание и воплощение основных положений естественно-правовых идей. Речь идет о провозглашении незыблемости фундаментальных прав человека. Эти права, согласно Конституции Российской Федерации, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Права и свободы человека и гражданина стали главными приоритетами во взаимоотношениях российского государства и личности в современном обществе.

Abstract. Formation of a legal state and civil society in Russia is realized through the recognition and implementation of basic points of the natural legal ideas. This is about proclaiming the inviolability of fundamental human rights. These rights according to the Constitution of the Russian Federation determine the meaning, content and application of laws, the activities of the legislative and executive branches. Rights and freedoms of a man and a citizen became a top priority in the relationship of the Russian state and the individual in the modern society.

Ключевые слова: правовое государство, гражданское общество, право, естественное право, позитивное право, закон, социально-политическая система.

Keywords: legal state, civil society, right, natural right, positive right, law, socio-political system.

Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, что сегодня тема, связанная с формированием правового государства, гражданского общества и нового правового сознания, является наиболее значимой в социально-политической системе России. Все это и определяет значимость углубленного изучения вопросов истории отечественной философской мысли. Поэтому и существует потребность обращаться к классическим идеям естественно-правовой теории в области государства и права, которые представляют особенности российской правовой культуры и затрагивают сложные процессы преобразования социально-политической системы. Следует отметить, что естественноправовые преобразования играют важную роль в формировании правового государства и гражданского общества, являясь самыми главными в современном обществе. Данные

преобразования приводили к противоречивым процессам как в прошлой, так и в современной России. Осуществляемые естественно-правовые преобразования позволяют объективно оценивать их значение для отечественной философской мысли с позиции общечеловеческих ценностей, давая им новое развитие в решении существующих задач правового строительства современного правового государства.

Материал и методика исследований. Изучение идей естественно-правовых преобразований в России опиралось на развитие отечественной философии и теории права (П. И. Новгородцев, Е. Н. Трубецкой, Б. Н. Чичерин и др.). Историко-правовые проблемы, непосредственно связанные с преломлением естественного права и его значением для позитивного права, осмысливались в трудах таких видных представителей, как Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, Г. Ф. Шершеневич и др. Рассмотрение поставленных проблем осуществляли на основе историко-философского анализа.

Результаты исследований и их обсуждение. Потребность в осуществлении естественно-правовых преобразований возникает в периоды социально-политических кризисов, когда становится очевидно, что государственная власть неспособна эффективно управлять обществом даже с помощью правовых механизмов. В России подобная ситуация наблюдается на рубеже ХІХ-ХХ вв. Следует отметить, что положения естественноправовой идеологии имеют исключительно важное как методологическое, так и прикладное значение. Русские правоведы, создавшие естественно-правовую концепцию после ее упадка в ХІХ в., пытались найти определенный критерий для критической оценки существующего правопорядка. Они также придали ей значимость фундаментальной теоретической основы построения правовой системы, которая соответствует гуманизации государственной власти. Известный российский юрист Е. Н. Трубецкой утверждал: «Человек в своем сознании обладает нормой должного, которой он измеряет и оценивает существующее. Словом, прогресс, развитие в праве возможны лишь постольку, поскольку над правом положительным есть высшее нравственное или естественное право, которое служит ему основой и критерием. И в самом деле, в истории права идея нравственного права играет и играла роль мощного двигателя: оно дает человеку силу подняться над его исторической средой и спасает его от рабского преклонения перед существующим» [3, 322]. Здесь можно сказать, что, отвергая естественное право, мы лишаем себя критерия для оценки всего действующего права. Эти проблемы были существенными как для России конца XIX - начала XX в., так и для современной России.

Теория естественного права, положения и идеи, высказанные в рамках этой теории, оказали и продолжают оказывать огромное влияние на международное право, на конституционное право всех цивилизованных стран. Уже в Древней Греции праву формальному противопоставлялось право по природе, т. е. рядом с правом, установленным людьми, признавалось право, определенное природой. Аристотель разделяет все право, действующее в государстве, на две части: на изменчивые человеческие постановления и на неизменные веления природы. К примеру, к «неизменному праву» относится разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться. Это естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми. Следовательно, с одной стороны, естественное право является как бы частью всего права, с другой стороны, стоит где-то над ним и выступает только по временам, как бы в помощь положительному праву. Таким же неустойчивым оказывается понятие о естественном праве римлян. Естественное право противопоставляется общепризнанному положительному праву.

В средние века изменчивой части права, обязанной своим происхождением человеческой воле, противопоставляли неизменные установления естественного права. Философско-правовая концепция того времени была разработана Фомой Аквинским. Естественное право в представлении того времени было действующим правом, и сомнение относилось только к проблеме его соотношения с понятием божественного закона. Следует отметить, что естественное право признавалось обязательным и считалось выше любого другого.

Самый лучший период естественного права - это ХУП-ХУШ вв. Основывает это направление Гуго Гроций, а также такие оригинальные мыслители, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, С. Пуфендорф, Г. Лейбниц, Ж. Ж. Руссо. В этот период естественно-правовая теория стала идеологическим оружием буржуазии в борьбе против феодально-абсолютистских порядков. Тогда буржуазия играла прогрессивную историческую роль и выступала под лозунгами свободы, равенства и справедливости. Естественноправовые преобразования выводились из принципов нового общественного и государственного порядка.

Естественно-правовая теория наглядно представляет идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. В период борьбы буржуазии за власть данная теория сыграла определенную прогрессивную роль. Следует отметить, что в определенных преобразованиях она сохраняет свое значение и сегодня. Естественное право является исторической гипотезой. Это то право, которое действовало на самом деле в естественном состоянии, до перехода к государственному праву. Естественное право играет роль политического и юридического идеала, т. е. это такое право, которое должно бы действовать вместо исторически сложившегося порядка. Здесь естественное право выступает в качестве «действующего» права. И это именно то право, которое должно применяться там, где законы не действуют и противоречат разуму. При этом естественное право легко переходило из одного значения в другое.

В естественно-правовой теории основной идеей является проблема соотношения естественного и позитивного права, где разделяются право и закон. Вместе с позитивным правом - законами, принимаемыми государством, существует и высшее, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью и т. д.), которые выступают критериями права позитивного. Право, по существу, отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют основу права, тем самым определяют правотворческий и правоприменительный процессы. Здесь можно сказать, что источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой человеческой природе. Русский юрист конца Х1Х-начала XX в. Н. М. Коркунов писал: «Имея только политические права, хотя бы самые широкие, человек как человек не будет еще чувствовать себя свободным. Участие в составе государственных учреждений представителей народа обеспечивает служение государственной власти народным нуждам и стремлениям» [1, 418].

В России научная разработка естественно-правовых идей в философии относится к началу XVIII в. В этот период по указанию Петра I была переведена работа С. Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека». Первыми преподавателями в русских университетах были иностранцы. В основном это были немцы, которые ориентировались на положения современной им немецкой философии естественного права. Первым русским профессором права был С. Е. Десницкий (1740-1789), который полно-

стью разделял взгляды Г. Гроция о естественном праве. Важную роль в философско-правовых исследованиях сыграла «Энциклопедия законоведения» К. А. Неволина, профессора киевского университета, основателя философии права в России. Он освещал задачи научного законоведения с позиции различения естественного права и позитивного права. Естественное право он представлял как «идею законодательства», т. е. как правовое начало и правовую сущность позитивного права. Обоснование естественного права дает наиболее видный представитель юридического позитивизма в России Г. Ф. Шершеневич: «Естественное право есть правило, диктуемое истинным разумом, который дает нам понять, что данное действие согласное или нет с разумною природою, является нравственно необходимым или нравственно несообразным, а следовательно по-велеваемым или запрещенным со стороны Бога, творца природы. Естественное право неизменно. Оно не может быть изменено даже Богом» [5, 295]. Здесь обоснование естественного права заключается в поиске авторитета, который мог бы быть противопоставлен авторитету, составляющему основу положительного права, т. е. закона.

Выдающийся русский юрист и философ права Б. Н. Чичерин считал: «Государству всего менее следует торопиться в своих предприятиях. Государство вечно, а потому может спокойно ожидать движение перемен, доверяя будущему и охраняя права прошедшего» [4, 449]. По его мнению, именно положительное право развивается под влиянием теоретических норм, которые не имеют принудительного значения, но служат руководящим началом для законодателей. Возникает понятие о праве естественном в противоположность праву положительному. Он выступал против смешения права и нравственности, за их трактовку в качестве самостоятельных начал. По его мнению, юридический и нравственный закон, т. е. положительное и естественное право имеют общий источник - признание человеческой личности.

Так же, как и Чичерин, известный юрист и философ права П. И. Новгородцев в своих естественно-правовых воззрениях, в понимании права и государства разделял основные идеи индивидуализма и либерализма. Он писал: «Я думаю, что устанавливают законы слабые люди, это те, которые составляют большинство. Они устанавливают законы ради себя и своей выгоды, в этих видах они воздают хвалу и произносят порицание» [2, 51]. Его правовые взгляды находились под значительным влиянием естественного права, необходимость которого является основной идеей всей его философско-правовой позиции. Согласно П. И. Новгородцеву, для внедрения в современную позитивистскую философию нравственных идеалов требуется возрождение естественного права с его идеальными стремлениями и признанием государства. Он призывал к возрождению естественного права в качестве необходимой духовной и нравственной основы права. Естественное право противопоставляется праву положительному, так как в силу отставания положительных законов от развития истории и ее требований в жизни постоянно возникают конфликты между существующим порядком и новыми преобразованиями. Следует отметить, что своеобразие его позиции обусловлено противостоянием и несовпадением должного и существующего идеала (естественного права) и действительности (позитивного права, закона). Он рассматривает естественное право как право идеальное. Но вместе с тем настойчивая пропаганда идей нравственного идеализма и возрождения естественного права сыграла значительную роль в развитии дореволюционной русской социальнофилософской мысли. По его мнению, именно при помощи таких естественно-правовых преобразований можно преодолеть кризис существующего правосознания.

В начале XX в. естественно-правовые преобразования приобретают широкий размах. Это и революции, и гражданская война, и построение нового социалистического общества с его определенными идеями всеобщего равенства и правового сознания. Актуальность приобрела как антиправовая идеология, так и практика тоталитаризма. В этот период существовала идеологическая и практическая радикальность противоположностей (право - неправо, свобода - произвол, человек и власть, личность - коллектив и т. д.). Следует отметить, что данная идеология существенно задерживала развитие идей, целей и ценностей возрождения естественного права, формирования естественноправовых преобразований либерально-демократического характера. Россия находилась перед выбором между реформой и революцией, когда сталкивались самые разные представления о справедливом развитии государства. Она вошла в эпоху потрясений естественно-правовых основ, которые создавались веками. Были потеряны основные ориентиры в будущем и исторические цели в построении нового правового государства. Либеральные и консервативные преобразования часто сочетались с оригинальными естественно-правовыми концепциями. Можно сказать, что именно совмещение данных концепций с действительностью, которые состояли из компромиссов и временных предпочтений, возникала стратегия и тактика государственной власти. Конкретные политические преобразования определялись теоретическими построениями и практическими потребностями. На действия властей в сложных обстоятельствах воздействовали убеждения, взгляды и индивидуальные свойства людей, причастных к принятию политических решений. Естественно-правовые преобразования в годы первой российской революции не вели к стабильности и благополучию государства, а наоборот, усиливали беспорядки. Именно в процессе социально-политического и правового реформирования наиболее ярко прослеживается идеологическое влияние естественно-правовой концепции на развитие общественных отношений, проведение демократических преобразований и воплощение идей естественного права в законодательстве, т. е. в позитивном праве.

В XX в. русский либерализм переживает один из самых сложных и драматических периодов, который выразился во взлете и падении этого течения. Носителем либерального сознания становится интеллигенция, которая наиболее остро и чутко реагировала на обострение множества социальных антагонизмов и непредсказуемость естественноправовых преобразований. Суть перемен заключалась в смене юридических ценностей, когда исследовались проблемы конституционализма, парламентаризма, связанности государства правом. Все это и дает основание говорить о зарождении концепции правовой государственности в России. Либералы открыто заговорили о необходимости очередной капиталистической модернизации России, о введении в стране парламентских институтов, раскрепощении личности и обеспечении ее гражданских и политических прав, также о цивилизованном решении национальных проблем и генерации культурных предпринимателей, способных стать ведущей политической силой страны. Достаточно четко прослеживается тенденция к демократизации либерализма и расширению его социальной базы. Разделяя идеи о создании правового государства и гражданского общества, либералы нового типа рассматривали их в контексте естественно-правовых представлений о справедливом развитии. С этой точки зрения они не отвергали этический (юридический) социализм, рассматривая его прежде всего как культурную категорию. В России происходило коренное обновление всех сфер жизни от экономики до государственного строя. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими

феодальными пережитками, устойчивыми консервативными традициями и характерной русской правовой ментальностью. Но, поскольку внутренняя политика России строилась на великодержавных принципах, нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием новых естественно-правовых и экономических преобразований.

В конце XX в. в России в процессе становления постсоциалистического естественного и позитивного права появляется целый комплекс старых и новых проблем, которые связаны с самодержавием и тоталитарным прошлым, а также со сложным развитием правового будущего. Главным достижением данного процесса стала постсоветская Конституция Российской Федерации 1993 г., которая закрепила права и свободы человека и гражданина (право частной собственности, правового государства, положения о разделении властей и т. д.). В настоящее время по достоинству признается общечеловеческая ценность и значимость этих идей и институтов. Следует отметить, что сложный путь современной России к правовому государству, к правам и свободам человека затруднен целым рядом негативных факторов, которые были унаследованы из прошлого. Среди таких факторов можно выделить и многовековые традиции деспотизма, крепостничества, произвола властей и бесправия народа, также широко распространенный правовой нигилизм, отсутствие определенного опыта свободы, права, демократии и правовой культуры. Все это значительно влияет на ход естественно-правовых преобразований и на правильные ориентиры на будущее. Но все же в ходе проводимых радикальных реформ происходит переоценка прежних ценностей и поиск новых ориентиров для развития современной России.

Резюме. Самое важное достижение России на пути перехода от тоталитаризма к правовому государству - это Конституция РФ 1993 г., которая включает в себя правовые идеи и нормы, положения о правах и свободах человека и гражданина, принципы и процедуры формирования и функционирования всей системы государственной власти. Все это существенно влияет на развитие необходимых реформ и на процесс постсоциалистических радикальных естественно-правовых преобразований в современной социально-политической системе России. До настоящего времени в нашей стране проблема путей преобразования России является наиболее дискуссионной. В этих условиях естественно-правовые преобразования, протекающие в обществе, становятся не только важными теоретически, но и значимыми практически. Конституция 1993 г. содействует становлению различных правовых форм развития в стране демократического процесса и ориентирует на формирование и закрепление правовой демократии, которая противопоставляется различным формам и проявлениям антиправовой социалистической системы тоталитарного прошлого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коркунов, Н. М. Русское государственное право : в 2 т. Т. I. / Н. М. Коркунов.- СПб. : Типография М. М. Стасюлевича,1901. - 573 с.

2. Новгородцев, П. И. Очерки по истории философии и права / П. И. Новгородцев. - М. : Типо-литогр. т-ва И. Н. Кушнарев и К., 1914. - 95 с.

3. Трубецкой, Е. Н. Труды по философии права / Е. Н. Трубецкой ; вступ. ст., сост. и примеч. И. И. Ев-лампиева. - СПб. : РХГИ, 2001. - 543 с.

4. Чичерин, Б. Н. История политических учений / Б. Н. Чичерин. - М. : Т. Рись у Яузовской части, 1877. - 609 с.

5. Шершеневич, Г. Ф. История философии права / Г. Ф. Шершеневич. - Казань : Типо-литография Императорского Университета, 1905. - 349 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.