Научная статья на тему 'Ессейские якуты в начале XXI века: к вопросу об этнической идентификации'

Ессейские якуты в начале XXI века: к вопросу об этнической идентификации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
580
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕССЕЙСКИЕ ЯКУТЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СИБИРИ / ESSEYSKY YAKUTS / ETHNIC IDENTITY / INDIGENOUS PEOPLES OF THE SIBERIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бахтин Сергей Александрович

В работе на основе полевых исследований автора раскрыты вопросы этнической идентичности ессейских якутов на современном этапе. Результаты исследования могут служить основой для решения вопроса о проблеме наделения ессейских якутов статусом коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которая решается на уровне администрации Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Esseysky yakuts in the beginning of the xxi-st century: the problem of ethnic identification

In this work, on the bases of field studies carried out by he author, the questions of ethnic identity of the Esseysky Yakuts are discussed. The results of the research can serve as the basis for solving the problem of providing the Esseysky Yakuts the status of indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East. This question is quite topical and is being discussed now at the Krasnoyarsk Region Administration.

Текст научной работы на тему «Ессейские якуты в начале XXI века: к вопросу об этнической идентификации»

ЕССЕЙСКИЕ ЯКУТЫ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА:

К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Ессейские якуты, этническая идентичность, коренные малочисленные народы Севера, Сибири

и Дальнего Востока.

Ессейские якуты являются субэтносом якутского этноса, проживающим на севере Эвенкийского муниципального района Красноярского края в пос. Ессей, а также отдельными группами в пос. Чиринда и Тура. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., их насчитывалось 949 человек во всей Эвенкии. А по данным нашего исследования 2008 г., их численность составила 1002 человека. Численность ессейских якутов была установлена в ходе анализа похозяйственной книги пос. Ессей, материалов ЗАГСа и отдела статистики в пос. Тура.

В течение 2005-2010 гг. автором реализуется проект «Этническое самосознание коренных малочисленных народов Средней Сибири», в рамках которого в 2008 г. было проведено исследование ессейских якутов, осуществленное при финансовой поддержке гранта Красноярского краевого научного фонда № 18G138 и гранта Фонда культурных инициатив «Фонд Михаила Прохорова».

Исследование ессейских якутов как субэтнической группы якутов весьма актуально ввиду изолированности их проживания и обсуждения вопроса о наделении их статусом коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Для проведения исследования был использован опросник, в который входили такие вопросы, как: фамилия, имя, отчество, возраст, пол, национальность, родной язык, основной язык, степень владения языком, употребление языка в разных ситуациях, схожие народы, а также вопросы об этнической идентификации и этнодифференцирующих и этноконсоли-дирующих факторах. Данный опросник успешно апробирован при изучении этнического самосознания тофаларов [Бахтин, 2008].

В ходе исследования было опрошено 157 представителей ессейских якутов в возрасте от 18 лет в пос. Тура и Ессей, что составило 25 % от общего числа взрослого населения.

В данной работе мы рассмотрим отдельные элементы этнического самосознания ес-сейских якутов, связанные с этнической идентичностью и этноязыковыми процессами.

Этноязыковые процессы являются одной из важнейших составляющих этнического самосознания. По данным нашего исследования, якутский язык признало родным 91,7 % опрошенных. 8,3 % признали в качестве родного языка русский и якутский. Никто не выбрал русский язык как единственный родной. Это можно объяснить тем, что среди опрошенных не оказалось людей, не владеющих якутским языком. Таким образом, мы можем говорить о фактическом отсутствии языковой ассимиляции со стороны русскоязычного населения.

Настоящее использование и функционирование якутского языка обусловлено несколькими факторами: во-первых, проживанием большей части ессейских якутов в мононациональном пос. Ессей, находящемся в удалении от других населенных пунктов Эвенкийского муниципального района; во-вторых, с тем, что ессейские якуты, проживающие в районом центре - пос. Тура, используют в общении с людьми своей национальности родной язык.

Важной особенностью этнического самосознания является проблема самоидентификации. На вопрос «Что, по Вашему мнению, должно быть главным при определении национальности человека?» ответы были следующими: 34,2 % выбрали в качестве главного фактора самоидентификации национальность отца, 14,1 % - собственное желание, 13,9 %

затруднились с ответом, 11,8 % - место проживания, 10,9 % - общее историческое прошлое, 10,5 % - национальность матери, 4,6 % - принятый в семье язык.

В качестве важного эмпирического индикатора этнического самосознания ессейских якутов выступили и их представления об этноконсолидирующих и этнодифференциру-ющих признаках (табл. 1).

Таблица 1

Этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки по возрастным группам (в %)

Признаки Показатели

этноконсолидация этнодифференциация

все опрошенные 18-35 лет старше 35 лет все опрошенные 18-35 лет старше 35 лет

Язык 39,5 44,8 32,9 74,5 78,2 70,0

Культура 4,5 4,6 4,3 0,6 0,0 1,4

Обряды, обычаи 7,6 10,3 4,3 2,5 2,3 2,9

Родная земля, природа 43,9 36,8 52,9 9,6 9,2 10,0

Черты характера, психология 1,3 1,1 1,4 2,5 1,1 4,3

Религия 0,0 0,0 0,0 0,6 0,0 1,4

Исторические судьбы, прошлое 0,6 0,0 1,4 1,9 1,1 2,9

Общая государственность 2,5 2,3 2,9 0,6 0,0 1,4

Внешний облик 0,0 0,0 0,0 7,0 8,0 5,7

Всего 100 100 100 100 100 100

Важнейшим этноконсолидирующим признаком, т. е. признаком родства с людьми свой национальности, для ессейских якутов является «родная земля, природа», его указали 43,9 % опрошенных. Второе ранговое место занял признак «язык», его указали 39,5 % опрошенных. Остальные признаки называли значительно реже.

При выборе важнейшего признака этноконсолидации в сознании респондента возникают образы своей национальности. Таким важнейшим образом явился признак «родная земля, природа», а именно озеро Ессей и его окрестности. Данный район является территорией компактного проживания и традиционного природопользования ессейских якутов. Видимо, фактор малой родины является важнейшим для объединения данной этнической группы.

Высокое ранговое место признака «язык» объясняется тем, что в условиях моноэтнического проживания в пос. Ессей родной язык является важнейшим объединительным фактором.

Важнейшим этнодифференцирующим признаком у ессейских якутов явился признак «язык», его отметили 74,5 % опрошенных. Второе место занял признак «родная земля, природа», его отметили 9,6 % опрошенных, третьим признаком стал «внешний облик» - 7,0 %. Остальные признаки называли значительно реже. По возрастным показателям значительных различий выявлено не было.

При выборе признака отличия своего этноса от других в сознании респондентов возникают образы представителей различных этносов, с которыми прежде всего происходили непосредственное взаимодействие и контакт. Такими этносами, проживающими в одном районе вместе с ессейскими якутами, являются русские и эвенки. В данном случае высокое

ранговое место признака «язык» объяснимо большим отличием якутского языка от русского и эвенкийского.

Признак «родная земля, природа» явился важнейшим фактором этноконсолидации, но как фактор этнодифференциации его выбрали лишь 9,6 % опрошенных. Большинство указавших этот ответ - жители пос. Тура, не являющегося территорией традиционного проживания ессейских якутов.

Признак «внешний облик» имеет третье ранговое место, его указали 7,0 % опрошенных. Выбор этого признака можно объяснить различием антропологического облика, например с русскими.

Респондентам было предложено назвать национальности, которые представляются им наиболее близкими по языку и культурно-бытовым особенностям (табл. 2). Ответы на этот вопрос разделились следующим образом: 67,5 % - долганы, 17,2 % - эвенки, 9,6 % - саха. Остальные показатели оказались незначительными.

Таблица 2

Ответы на вопрос о схожих народах (в %)

Схожие народы Показатели

18-35 лет старше 35 лет все опрошенные

Долганы 71,3 62,9 67,5

Эвенки 17,2 17,1 17,2

Саха 8,0 11,4 9,6

Другие народы 2,3 8,6 5,1

Не знаю 1,1 0,0 0,6

Стоит отметить, что предпочтение было отдано тем этносам, с которыми они контактировали на протяжении длительного времени. Таким образом, лидирующее место принадлежит долганам.

Культурно-хозяйственная близость, языковое и этногенетическое родство ессейских якутов и долган имеют глубокие исторические корни.

Как показывают данные Приполярной переписи 1926-1927 гг., на момент переписи были зафиксированы две группы ессейских якутов на Таймыре в Хатангской волости. Одна из них обитала в районе Хеты, другая на станке Камень. Кроме этого, были выделены группы ессейских якутов, кочующих с долганами по Хатангскому тракту, отмеченных переписчиками на станках Урядник и Горелка [Туруханская экспедиция Приполярной..., 2005, с. 409-431]. Как замечает Б.О. Долгих: «Ессейские якуты на тракте постепенно сливаются с долганами, затундринскими якутами и крестьянами. В настоящее время по костюму, языку и бытовым особенностям мало отличаются от последних» [Савинов, 2005, с. 40]. Вероятнее всего, процесс миграции ессейских якутов на Таймыр продолжался вплоть до 1930-х гг. ХХ в. Современные долганские фамилии Бетту, Чорду, Маймаго, Ботулу, Эспек, Катыгинские имеют прямую родословную связь с ессейскими якутами [Долгих, 1963, с. 122]. Кроме этого, язык долган является ближайшим родственником якутского языка [Артемьев, 2001, с. 24-26].

В общем историческом плане можно предположить, что долганский язык во многом сохранил в себе элементы языка якутов периода первых волн их переселения на территорию нынешней Якутии, которые в дальнейшем постепенно были отодвинуты к северо-западу [Артемьев, 2001, с. 4]. Как раз эти архаичные элементы языка первых волн переселения сохранили ессейские якуты и долганы. Подавляющее большинство ессейцев считают себя частью якутского этноса, поэтому не отметили его среди родственных народов. Лишь 9,6 % решили, что якуты - другой, хотя и родственный народ.

Подводя итоги данной работы, можно констатировать наличие благоприятных условий для сохранения устойчивого этнического самосознания ессейских якутов в XXI в. Этому могут способствовать такие зафиксированные выше факты, как: компактное проживание, отсутствие ассимиляционных процессов, высокие показатели владения родным языком, сформированность представлений о дифференцирующих и консолидирующих факторах этнической идентичности.

Библиографический список

1. Артемьев Н.М. Долганский язык. Ч. 1. Введение. Общие вопросы. Фонетика и графика. Лексика. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 128 с.

2. Бахтин С.А. Опыт исследования этнического самосознания коренных малочисленных народов на примере тофаларов // Актуальные проблемы современной науки: информационно-аналитический журнал. 2008. № 3 (42). С. 29-30.

3. Долгих Б.О. Происхождения долган // Сибирский этнографический сборник. Тр. Ин-та этнографии им. Миклухо-Маклая. 1963. Т. 84. Вып. 5. С. 91-139.

4. Савинов А.И. Проблемы этнокультурной идентификации долган: на материалах традиционного искусства. Новосибирск. Наука. 2005 312 с.

5. Туруханская экспедиция Приполярной переписи: Этнография и демография малочисленных народов Севера: сб. науч. трудов / отв. ред. Д. Дж. Андерсон. Красноярск: Поликор, 2005. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.