Научная статья на тему 'Эссеистика поэтов Серебряного века об А. С. Пушкине: проблема жанровой модели и текстообразования'

Эссеистика поэтов Серебряного века об А. С. Пушкине: проблема жанровой модели и текстообразования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
547
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / АЛЕКСАНДР ПУШКИН / ТЕКСТООБРАЗОВАНИЕ В ЖАНРЕ ЭССЕ / A. PUSHKIN / SILVER AGE / TEXT-PRODUCTION IN THE ESSAY GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сподарец Надежда Викторовна

В статье прослежено, как процесс модернизации критического сознания поэтов Серебряного века, выраженный интенцией к эссеизации, означивается в текстообразовании статей о Пушкине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essays about Alexander Pushkin by the poets of Silver Age: the problem of the genre and text-production

The article traces the process of modernization of critical consciousness of the Silver Age poets. This process is expressed by the intention to writing essays and is signified in text-production of the articles on A. Pushkin.

Текст научной работы на тему «Эссеистика поэтов Серебряного века об А. С. Пушкине: проблема жанровой модели и текстообразования»

Русская классика: динамика художественных систем Н.В. СПОДАРЕЦ

(Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова, г. Одесса, Украина)

УДК 821.161.1 ББК Ш5(2Рос=Рус)5

ЭССЕИСТИКА ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ОБ А.С. ПУШКИНЕ:

ПРОБЛЕМА ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ И ЖАНРОВОЙ МОДЕЛИ

Аннотация. В статье прослежено, как процесс модернизации критического сознания поэтов Серебряного века, выраженный интенцией к эссеиза-ции, означивается в текстообразовании статей о Пушкине.

Ключевые слова: Серебряный век, Александр Пушкин, текстообразова-ние в жанре эссе.

Модерные интенции поэтов Серебряного века эксплицировались не только в поэтической, но и в литературно-критической практике, которая часто характеризовалась склонностью к эссеистичности. По мере становления модернистского типа сознания в многообразии жанровых форм литературной критики преобладающим оказывался жанр эссе.

Во-первых, почему именно этот жанр? Как в процессе модернизации литературного сознания поэтов Серебряного века изменяется стратегия текстопорождения и, соответственно, жанровые модели их литературно-критических статей? Ответы на эти вопросы будут даны в процессе нашего анализа критических статей Ин.Ф. Анненского, Д.С. Мережковского, В.Я. Брюсова, посвященных А.С. Пушкину.

В осмыслении феноменологии эссеизма значимы заключения М. Эпштейна, который отмечал, что «эссе... стало особо популярным в романтических и экзистенциальных системах мировоззрения, продолживших и углубивших движение индивидуальности к самообосно-ванию»1. Это движение как путь многовекторной творческой самоидентификации писателей своеобразно означивался и в плане содержания, и в плане выражения всех форм их литературной деятельности.

В объяснении актуализации эссе, а точнее интенции к эссеизации в критической практике поэтов Серебряного века, необходимо учитывать структурно-функциональные особенности данной жанровой модели и сам тип модерного творческого сознания, историческое бытие

1 Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии. М. : Сов. писатель, 1988. С. 336.

Русская классика: динамика художественных систем

которого концептуально и поэтологически идентифицировалось только в определенных жанрово-стилевых системах.

Обращение поэтов к эссеистике связано, очевидно, с онтологическими возможностями текстопорождения в рамках данной жанровой модели, к которой в поисках адекватности интуитивно вышел модернистский тип творческого сознания, с доминирующим в нем рефлексивным началом. Рефлексия есть обращенность мышления на самого себя - собственное знание, его содержание, способы познания и идентификации, подвергая критическому анализу содержательную и инструментальную стороны сознания.

В период смены аксиологических ориентиров культурного сознания конца XIX - начала XX веков, сопровождающейся рефлексивной активностью, творческий субъект в большей мере обращался к своему внутреннему опыту, в структуре которого для поэтов-модернистов значимым был и его художественно-эстетический потенциал как основа творческой креативности.

Л.Г. Кайда, исследуя феномен эссеизма в русской литературе, отмечает: «Многовековой путь трансформации жанра эссе на российской почве - от “Слова о...” до наших дней - привел к сосуществованию

двух типов эссеистики: литературной - в художественной словесности

~ 2

и нелитературной - в нехудожественной» .

Н.Б. Руженцева, развивая аргументацию М.Н. Эпштейна, делает заключение: «...в любом типе эссе... жанрообразование и текстопорож-дение идет одновременно», «рождается не только высказывание, но и сам тип его - научный или художественный, дневниковый или пропо-ведческий» (М.Н. Эпштейн)»3.

В жанровых типологиях эссе чаще всего относят к специфической форме очерка или статье-размышлению, в которых «предмет... рассматривается не в упор, как в научном сочинении, а сбоку, служит предлогом для разворачивания мысли, которая, описав полный круг, возвращается к самой себе, к автору как точке отбытия и прибытия... Подлинный, хотя и не всегда явный предмет эссе - это сам автор», -отмечает М.Н. Эпштейн4.

Вспомним, что инстанции автора в литературном тексте могут быть очень широкими: это и герой, и субъект сознания, и субъект

2 Кайда Л.Б. Эссе: стилистический портрет // ИКЬ : http://www.libma.ru/ ]а/уко/паше/уе88е_8ЙН8ЙЛе8кп_рогМ/т11ех.р11р

3 Руженцева Н.Б. Прагматическая и речевая организация русского литературнокритического эссе XX века: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Екатеринбург, 2001. С. 8.

4 Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии. С. 338.

Русская классика: динамика художественных систем

оценки объектно-предметного и субъектного ряда, моделируемого в тексте мира, и субъект речи с характерными речевыми тактиками и стратегиями, и коммуникант внутритекстовой и межтекстовой коммуникации и др. Следовательно, в тексте, где предметом становится авторская оценка, как, например, в эссе, фактором его жанровой модели может выступать любая из отмеченных авторских инстанций, практически - это всегда ряд инстанций, означенных в плане содержания и в плане выражения текста. И так как предмет авторской рефлексии в эссе - неограниченный спектр объектов и вопросов бытия, то содержательный уровень текстов дает очень слабые основания для концептуальной разработки системных типологических признаков жанра и, следовательно, основ жанрового кода. В этой связи за эссе закрепилась репутация «максимально свободной, “аморфной” литературной формы»5, а некоторые теоретики поставили под сомнение жанровый статус эссе вообще.

Представляется, что в плане выражения писательской эссеистики означиваются их художественно-эстетические интенции. В процедуре литературоведческой идентификации авторских жанровых моделей писательской критики творчески реализованные коды этих интенций могут быть прочитаны в систематике показателей письма, дискурсии, архитектоники и речевой стихии текста, вплоть до функции и структуры образа автора - организатора прагматической ситуации текста, его рецептивно-эстетического потенциала и стратегии.

Прагматическая ситуация порождения текста любого жанра определяется фактором субъекта, адресата, цели и объекта (содержанием коммуникации). Прагматическая же стратегия эссе в значительной степени задается аксиологией автора, представленного в тексте определенной субъектной формой сознания и речевого действия. Вместе с тем, эссеист раскрывается и как человек с характерным типом мышления, и как субъект, нацеленный на разные коммуникативные тактики, и как личность особого эмоционального строя, на что в своей докторской работе обратила внимание Н.Б. Руженцева6.

Руководствуясь данной теоретической установкой, проследим, как процесс модернизации критического сознания поэтов Серебряного века эксплицируется в текстообразовании литературно-критических исследований об А.С. Пушкине и что отличает их авторские жанровые модели.

5 Руженцева Н.Б. Прагматическая и речевая организация русского литературнокритического эссе XX века. С. 12.

6 Там же. С. 9-11.

Русская классика: динамика художественных систем

Для всех представителей Серебряного века, в силу образовательной традиции воспитанных на классическом искусстве, но аксиологи-чески нацеленных на разработку новой поэтической культуры, новых принципов творчества, художественное наследие А.С. Пушкина и его культурный миф оказались особо притягательными, несмотря на неоднозначное отношение к ним.

В целом модернистская литературная критика в своей оценочной позиции не ограничивалась формулой «или-или», а иллюстрировала многообразие подходов к явлению, которое охватывалась по принципу «и.. .-и...», тем самым, закладывалась опция интегрирующего взгляда, ставшая продуктивной в критическом сознании XX века.

И если «эстетический культ Пушкина был родовой метой двух последних десятилетий X1X века»7, то поэты-модернисты, включаясь своей критикой в эту оценочную линию, расширяли область концептуализации феномена А.С. Пушкина: художника слова, связанного с определенными культурными и литературными традициями и закладывавшего новые традиции; глубокого мыслителя, представленного в горизонте национальной и общеевропейской культуры, поднимавшего и решавшего сложнейшие онто-экзистенциальные проблемы; личности, связанной с исторически конкретным и культурным бытием и др.

Для модернистов феномен А.С. Пушкина - это не только проблема творческого гения во всей ее парадигме, это и вопрос сущности личностного, исторического и национального бытия, который этот гений постиг и оказался способным художественно раскрыть в своих произведениях; проблемы генетической связи творческих явлений прошлого и настоящего и др.

Очевидно, что у каждого писателя вообще, и у поэтов Серебряного века в частности, сложилось свое отношение к А.С. Пушкину как культурному мифу и своя степень освоения его художественного наследия. Глубоко личностным переживанием и отношением характеризуются индивидуально-авторские концепции образа и творчества

А. Пушкина, представленные в литературной критике данного периода. В этом мы убеждаемся, обратившись к текстам статей Д. С. Мережковского «Пушкин» (1896), Ин.Ф. Анненского «Пушкин и Царское Село» (1899) и В.Я. Брюсова «Пушкин в Крыму» (1908).

Для Д.С. Мережковского А.С. Пушкин - мыслитель и мудрец, как и каждый гений, одаренный божественным даром в творческом акте постигать сущностное. Его «мудрость» выражалась в пафосе творче-

7 Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. С. 167.

Русская классика: динамика художественных систем

ства «заздравной песней Вакху во славу жизни, вечного солнца, золотой меры вещей - красоты»8. «Искусство для него - вечная игра. Веселая мудрость Пушкина не имеет ничего общего с едкой иронией Байрона. Веселость Пушкина лучезарная, играющая, как пена волн, из которых вышла Афродита. В сравнении с ним все другие поэты кажутся тяжкими и мрачными - он один, светлый и легкий, почти не касаясь земли, скользит по ней, как эллинский бог.»9. Этот критический дискурс показателен оценочным лексиконом, вызывающим ассоциации с понятийным рядом досократиков и гностиков. В систематике этого дискурса моделируется художественно яркий, эстетически выразительный и потому рецептивно продуктивный образ поэта. Но дискурс статьи при этом становится знаком оценочного горизонта Д.С. Мережковского, в критическом мышлении которого очевидны интенции к эссеизации.

Согласимся с Н.П. Лебеденко: «Можно с полным правом говорить о том, что статья Д. Мережковского “Пушкин”, предлагающая первую символистскую концепцию творчества гениального русского поэта, легла в основу всех последующих интерпретаций его творче-

ства»10.

Примечательно, что Д.С. Мережковский в конце статьи ставит вопрос своим современникам: «Все готовы почтить его (Пушкина) мертвыми устами, мертвыми лаврами - кто почтит его духом и серд-цем?»п

Представляется, что Ин.Ф. Анненский в своей статье стремился найти ответ на этот вопрос. Для Ин.Ф. Анненского, давшего оценку А.С. Пушкину в единственной юбилейной статье (1899) - это человек «горячего и смелого сердца, которому бог дал . дивный дар мелодией слов сладко волновать сердца»12. Столь образная оценка поэта отвечает тому понятийному ряду, какой критик связывал с проблемой коммуникативно-эстетического потенциала искусства и деятеля искусства, к миру которого приобщается читатель. Образ сердца в тексте статьи выступает символическим маркером пространства встречи А.С. Пушкина - человека «горячего» сердца, носителя божественного поэтического дара и его читателей, которые способны постичь во всей полноте

8 Мережковский Д.С. Пушкин // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М. : Сов. писатель, 1991. С. 157.

9 Там же. С. 158.

10 Лебеденко Н.П. Пушкин и русский символизм. Одесса : Маяк, 1998. С. 102.

11 Там же. С. 211.

12 Анненский И.Ф. Книга отражений. Серия «Литературные памятники». М. : Наука, 1979. С. 304.

Русская классика: динамика художественных систем

феномен царскосельской лирики. В содержательно-смысловой структуре статьи образ сердца реализован и как сквозной мотив, и как основной концепт авторской концептосферы, и как мифологема авторского литературно-критического мифа.

Для В.Я. Брюсова, написавшего более 80 статей об А.С. Пушкине, он - в первую очередь, мастер, которого отличала высокая поэтическая культура. Статьи о мастерстве А.С. Пушкина в основном были направлены на исследование области поэтики произведений писателя. В.Я. Брюсову принадлежат работы о малоизученных вопросах пушкинистики: статьи «Стихотворная техника Пушкина», «Звукопись Пушкина». Включался он и в острую научную полемику: статьи «Гаврилиада», «Медный всадник».

Но как литератора-энциклопедиста, отличавшегося широким горизонтом знаний и творческих умений, способного прочитывать коды истинного художественного мастерства на разных уровнях анализа произведения, В. Я. Брюсова А. С. Пушкин привлекал и типом творческой личности. Отсюда интерес критика к вопросам историографии не только творчества, но и жизненного пути поэта. Литературнокритическая статья «Пушкин в Крыму» показательна оценочной точкой зрения критика по вопросу такого порядка, мерой субъективного и объективного в этой оценке, избранной В. Брюсовым позицией организатора текста сообщения, мастера письма.

В самом концептуальном охвате критикой Серебряного века А. С. Пушкина - прецедентного явления русской культуры, очевидны и общие основания. Они заданы новой эпистемологической парадигмой эпохи, расширившей горизонт трактовки понятия творческого субъекта до проблемы онтологии и функционирования его сознания, сопряжений области личностной, творческой, этноментальной, религиозной и общекультурной. Поэтому Д.С. Мережковский рассуждает об

А.С. Пушкине как о национальном гении и выразителе национального сознания. В.Я. Брюсов и Ин.Ф. Анненский также сосредоточены на факторах формирования мышления, ценностных ориентиров А. Пушкина-человека и художника, который находит отклик в русских сердцах.

План содержания статей поэтов-модернистов охватывает ряд оригинальных концептуальных решений, таких как:

- в статье Д. С. Мережковского «Пушкин» - идея гениальности А.С. Пушкина-человека и писателя, проявленной ясностью и художественной простотой слога, за которым редкая мудрость и глубина мысли. Творческий показатель этой исключительной мудрости А. С. Пушкина Д. С. Мережковский усматривает и в склонности его авторского художественного сознания к концепции примирения плоти

Русская классика: динамика художественных систем

и духа, что иллюстрируется критиком в процессе достаточно тенденциозного анализа художественных произведений поэта. Вывод Д.С. Мережковского: «Поэзия Пушкина представляет собой редкое во всемирной литературе, а в русской единственное явление гармонического сочетания, равновесия двух начал... »; «В Пушкине мыслитель и художник сливаются в одно существо»; «В настоящее время мы переживаем . убыль пушкинского духа в нашей литературе»13;

- в статье Ин.Ф. Анненского «Пушкин и Царское Село» - трактовка царскосельского периода творчества А. С. Пушкина (шесть лет: октябрь 1811 - июнь 1817 гг.; второе прибытие летом 1831 г. после женитьбы) и самого образа Царского Села как характерных локусов (парка и лицея), сформировавших способности «горячего», т.е. чуткого сердца поэта, склонного к глубокому постижению проблем жизненной реальности и к сильным внутриличностным переживаниям, дружеским порывам. С точки зрения Ин. Анненского, этими этическими, эмоциональными и интеллектуальными («мыслительными») способностями

А.С. Пушкина-человека и соответствующим строем его поэзии во многом объясняется читательское восприятие (читательская реакция «сердцем») творчества поэта;

- в статье «Пушкин в Крыму» В.Я. Брюсова - мысль о путешествии А.С. Пушкина по Тавриде не как наказании «сочинителя “возмутительных” стихов, “наводнившего” ими всю Россию», а как периода «счастливейших» дней его жизни. Весь содержательный план статьи подчинен реализации авторского концепта Крыма как места вдохновения Пушкина. При этом критик замечает, «чтобы полно охарактеризовать жизнь Пушкина в ту эпоху, необходимо разобрать его отношения к отдельным членам семьи Раевских, определить влияние на него Байрона, с которым он тогда ближе ознакомился, выяснить, насколько отразились на его творчестве новые впечатления». Цель В.Я. Брюсова - «установить, так сказать, его подробный “дорожник”», «итинерарий»14.

Руководствуясь наблюдениями очевидцев путешествия и современников поэта, В.Я. Брюсов факт посещения поэтом Бахчисарая трактует как переломный в его чувственно-эмоциональном становлении, делая при этом общий вывод о значимости Крыма в творческой биографии поэта. Статья В.Я. Брюсова, мышление которого в большей степени рационально и логоцентрично, чем мышление Д.С. Мережковского и Ин. Анненского, строится как научное сообщение, вклю-

13 Мережковский Д.С. Пушкин. С. 198-212.

14 Брюсов В.Я. Пушкин в Крыму // Брюсов В.Я. Собр. соч. : в 7 т. М. : Худож. лит., 1975. Т. 7. С.30.

Русская классика: динамика художественных систем

чающее моменты фактографической конкретизации и типологизирующего порядка. Но совершенно очевидно, что поэт-модернист и в своей литературно- критической практике не смог ограничиться только целью научно-исследовательского характера.

В отмеченной нами статье В.Я. Брюсова сама форма литературно-критической оценки, мотивация отбора материала и способ его организации подчеркнуто субъективные, брюсовские, выраженные характерной полемичной модальностью текста, новой функциональной ролью автора в нем:

1) как субъекта критического сознания, в широком диапазоне переживающего свое субъективное понимание Пушкина-человека и его крымского окружения. Например, моделирование В. Брюсовым эмоциональной и психологической реакции поэта на «Г. Г еракова, смешного... литератора, гордившегося тем, что он знавал Державина и что Денис Давыдов написал к нему шесть стихов.... Вероятно, Гераков произвел на Пушкина самое неблагоприятное впечатление. По крайней мере, нигде далее в своих “записках” Гераков, который еще не раз встречался с Раевскими, не упоминает о других беседах с Пушкиным. Может быть, говоря о “колкой правде”, которую будто бы смиренно выслушивал Пушкин, Гераков разумел свои собственные речи. Пушкин, разумеется, не обратил никакого внимания на мелочные нападки “старозаветного” литератора, над которым давно перестали даже смеяться, и это-то пренебрежение и показалось Геракову “смирением”»15;

2) как субъекта речевого действия в рамках моделируемого жанрового мира статьи и адресанта сообщения, регулирующего горизонт предметно обусловленной субъектной коммуникации в системе отношений автор - читатель.

Очевидно, что содержание рассматриваемых нами статей Д.С. Мережковского, Ин.Ф. Анненского и В.Я. Брюсова о Пушкине характеризуется исследовательской направленностью. Явная установка на литературоведческое исследование в них была спровоцирована и культурной ситуацией конца XIX - начала ХХ веков, которая отличалась острой дискуссий научной мысли вокруг имени и творческого наследия А.С. Пушкина.

В полемике, намеченной еще литературной критикой XIX века вокруг проблемы А.С. Пушкин-мыслитель, Д.С. Мережковский обозначил свою позицию апологета поэта статьей «Пушкин». Ин.Ф. Анненский и В. Я. Брюсов в критических статьях доказательно решали острую научную проблему: в первой статье - фактор царскосельско-

15 Брюсов В.Я. Пушкин в Крыму. С. 33.

Русская классика: динамика художественных систем

го, во второй - крымского периодов в творческом становлении

A.C. Пушкина. Но для писателя-модерниста исследовательская задача могла быть только поводом, а не целью литературно-критической работы.

В соответствии с общей интегративной стратегией жанровородового мышления поэтов Серебряного века, их литературная критика строилась на новых представлениях о потенциальных возможностях такого вида творческой деятельности. Очевидно стремление к функциональному расширению авторских инстанций в тексте статьи - концептуально формируемом авторском мире, и в системе отношений: автор - текст - читатель. В этой связи намечались и изменения в прагматике текста.

Усиление эссеистического компонента в текстообразовании рассматриваемых статей в первую очередь связано с расширением функционального и структурного статуса авторского Я в сравнении с классическими литературно-критическими статьями XIX века. Глубинное субъективное переживание Д.С. Мережковским, Ин.Ф. Анненским и

B. Брюсовым феномена A.C. Пушкина и его наследия не в равной степени, но актуализируется в содержательно-смысловых структурах текстов статей: наиболее выразительно и системно в статьях Д.С. Мережковского и Ин. Анненского.

Именно эссеистика, отличаясь особой пластичностью жанровостилевой структуры, позволяла поэтам-модернистам не только дать профессиональную оценку наследия конкретного писателя или отдельных его произведений, что и предполагает литературнокритическая статья, но в авторски означенном дискурсе эксплицировать свое творческое решение, а в нашем случае, - инвариант авторского творческого мифа A.C. Пушкина. В соответствии с аксиологическими доминантами творческого сознания, креативная интенция автора реализовывалась и в плане содержания такого литературнокритического текста-мифа, и в плане его выражения.

Рассматриваемые нами литературно-критические статьи характеризуются полистилевой структурой: по показателям речевой организации констатируем интегрирование описания, рассуждения, включение различных речевых жанровых подсистем, но при этом интерпретационная манера авторов тяготеет к устойчивости. В статьях Ин.Ф. Анненского и В.Я. Брюсова это обеспечено однородностью авторского письма. В статье же Д.С. Мережковского констатируем нарушение этого принципа, которое, как представляется, вызвано изменением объекта авторской рефлексии в большом тексте: в начале статьи представлена авторская рефлексия на предмет A.C. Пушкин-человек, но

Русская классика: динамика художественных систем

уже в конце первой части статьи критик переходит к проблеме А.С. Пушкин-писатель. Критический дискурс трех последующих глав формируется в режиме смены этих объектов рефлексии. С точки зрения классических представлений, здесь явно нарушена стратегия традиционной для критических статей предметной целостности текста (Пушкин-художник или Пушкин-человек). Это не упустили сразу же заметить оппоненты Д. С. Мережковского, оспаривавшие позиции авторской концепции творчества А.С. Пушкина, форму статьи, инкриминируя критику ее недоработку в целом. Но если текст статьи рассматривать как явление литературно-критического сознания переходного типа, то очевидно, что в ней означивается процесс поиска новых механизмов и стратегий текстопорождения, в котором доминирует фактор свободной и креативной творческой воли автора.

В субъектной структуре статей Д.С. Мережковского, Ин.Ф. Анненского и В.Я. Брюсова авторская позиция является определяющей, но не единственной. Это отражено и в композиционной организации текстов приемом смены точки зрения. Он позволял расширить оценочный угол зрения на феномен А.С. Пушкина. Поддержку в своей исследовательской аргументации поэты-модернисты находят в литературных источниках, оставленных современниками А.С. Пушкина: многочисленных воспоминаниях, дневниках, литературно-критических статьях, путевых заметках и т.д. Г олоса современников поэта усиливали компонент достоверности фактографического материала статей. Но для критиков показательным является не столько факт исторической достоверности, сколько отношение их авторов к А.С. Пушкину. Это особо подчеркнуто в статьях Д.С. Мережковского и Ин.Ф. Анненского: в первом случае представляющего оценочные позиции в пользу Пушкин-мыслитель и художник, во-втором - Пушкин - человек горячего сердца. Фактография литературных источников в статьях Д.С. Мережковского и Ин.Ф. Анненского направлена на документальное подтверждение авторских мифологем и концептов, что соответствует дискурсу эссе.

Функция этого компонента текста в статье В.Я. Брюсова «Пушкин в Крыму» несколько иная. В ней представлены точки зрения Г. Геракова - автора «Путевых записок», раскрывших подробности путешествия поэта по Крыму, самого А. Пушкина как автора писем, передающего свои впечатления от путешествия, А. Муравьева-Апостола, который тем же летом 1820 года пребывал в Крыму и написал «Путешествие по Тавриде» (1823), С.Б. Броневского - градоначальника Феодосии, который в 1823 году издал «Новейшие исторические и географические известия о Кавказе».

Русская классика: динамика художественных систем

В.Я. Брюсов в данной статье не просто апеллирует к пониманию читателя, способного вслед за автором выстроить причинноследственные связи и постичь утверждаемую идею. Обогащенный опытом развертывания интриги в художественной прозе, писатель и в этой статье использует приём столкновения точек зрения субъектов высказывания, что, во-первых, значительно оживляет картины пейзажных и путевых зарисовок. Во-вторых, авторское Я получает основание для новых оценочных ракурсов, означенных поэтичностью мышления писателя.

Показательна общность критического дискурса Д.С. Мережковского, Ин.Ф. Анненского и В.Я. Брюсова в плане функционального включения литературных цитат, обращения к культурным реминисценциям и аллюзиям, сравнениям и противопоставлениям. Речевые обертоны обыгрывания компонентов в текстах статей иллюстрируют органичную склонность творческого сознания поэтов-модернистов к образно-эмоциональной оценке. Такие источники включаются в их критический дискурс как элемент ассоциативно-образного выражения чувств и раздумий автора, что в тексте статей усиливает эссеистический компонент. Хотя в рассматриваемых нами эссе-исследованиях он не охватывает все уровни структуры статей, но и этого достаточно, чтобы тексты обрели новое типологическое качество образности и эстетической выразительности. Эстетизация мира литературно-критических статьи реализовывалась в их текстах «фактурой эссеизма»16.

В пользу эссеизации текстов статей работает и прием их открытой субъектной структуры, включавшей инстанцию читателя. Идентификация оценочной позиции авторского Я во всех статьях развернута в контексте монологизированного диалога в читателем, в тексте обозначенном разными номинациями, включая и местоименную форму Вы. Факт общей оценочной позиции с читателем, обозначен местоименной формой Мы. Например, в статье В.Я. Брюсова: «В этом приморском саду, среди колонн, горок и храмиков, мы и вправе представлять себе Пушкина в Феодосии».

Такие новации в субъектной структуре критических статей соответствовали общей тенденции мышления поэтов Серебряного века к развитию прагматической стратегии текста.

Очевидно, что каждый поэт данного периода в критической практике разрабатывал свою систему приемов, нацеленных на оптималь-

16 Кругликов В А. Возможности эссеизма в понимании культуры // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. М. : ИФ РАН, 1995. С. 180.

Русская классика: динамика художественных систем

ный рецептивный эффект текста у адресата-читателя. В рассматриваемых нами статьях авторы как определяющие участники прагматической ситуации выступают организаторами коммуникативного события, связанного с читательским постижением феномена А.С. Пушкина.

В.Я. Брюсов, например, как организатор текста стремился не столько представить разные точки зрения, а, сознательно сталкивая субъектов речи с противоположными позициями, включает и адресата-читателя в поиск решения исследуемой проблемы. Тем самым он усложняет прагматическую ситуацию текстообразования, создает напряженный, модально акцентированный дискурс. Но если текст статьи В.Я. Брюсова характеризуется единичностью обозначенных форм монологизиро-ванного диалога с читателем, то в речевой структуре статьи Ин. Анненского они доминируют.

Во всех рассматриваемых нами текстах очевидна реконструкция классической монологической схемы «субъект» - «объект» в диалогическую «субъект» - «субъект».

Подчеркнем, что новая аксиологическая ориентация модерного сознания поэтов Серебряного века координировала стратегию эссеи-стического текстопорождения, в котором нагрузка на суггестивные механизмы и прагматику в целом значительно возросла. Д. С. Мережковский, Ин.Ф. Анненский и В.Я. Брюсов тяготели к такому типу эс-сеистического письма, который не только и не столько убеждал, сколько формировал, конструировал реакцию и, следовательно, управлял уже ценностной ориентацией реципиента. Эти тексты отражают высокую филологическую культуру поэтов-модернистов, их повышенное внимание к речевой материи высказывания. Рассмотренные статьи можно определить как переходный тип литературнокритических практик поэтов-модернистов, на текстообразовательном уровне означивших аксиологические приоритеты их творческого сознания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.