Научная статья на тему 'ESG-ПОВЕСТКА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ: ПОЛИТИКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАПРОС'

ESG-ПОВЕСТКА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ: ПОЛИТИКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАПРОС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ESG-повестка / цели устойчивого развития / заинтересованные стороны (стейкхолдеры) / устойчивое развитие / государственная политика / ESG agenda / sustainable development goals / stakeholders / sustainable development / public policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лекторова Юлия Юрьевна, Семенова Дарья Михайловна, Прудников Андрей Юрьевич, Герасимова Юлия Алексеевна

Актуальность исследования связана с развитием ESG-повестки в России в условиях поиска баланса между основными стейкхолдерами: государством, крупными предприятиями и обществом. Основное влияние на перспективы реализации ESG-повестки оказывают решения, принимаемые государственными институтами и крупными предприятиями. Контекст общественных ожиданий относительно ESG-проектов выступает неотъемлемым условием эффективного развития территории. Цель данного исследования – реконструировать ESG-политику промышленных предприятий России и определить ее соответствие текущим запросам общества и государственному курсу. С помощью контент-анализа открытых годовых отчетов промышленных предприятий, опубликованных на официальных сайтах, были реконструированы цели устойчивого развития, разделяемые предприятиями. Методом исследования общественного отношения к ESG-повестке является социологический (анкетный) опрос. Мониторинг ESG-политики государства выполнен при помощи контент-анализа нормативной правовой базы действующего законодательства в области устойчивого развития и текстов выступлений главы государства. Проведенное исследование показало корреляцию между ESG-повесткой государственной политики, промышленных предприятий и общественного запроса, что можно рассматривать как фактор устойчивого развития территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESG AGENDA IN THE TERRITORY MANAGEMENT SYSTEM: INDUSTRIAL POLICY AND PUBLIC DEMAND

The study's relevance lies in the current development of the ESG agenda in Russia in the context of finding a balance between the main stakeholders: the state, large enterprises and society. Decisions made by government bodies and large companies have the greatest impact on the prospects for implementing the ESG agenda. The context of public expectations regarding ESG projects is an integral condition for the effective development of the territory. This study aimed to characterize the ESG policies of Russia's state and industrial enterprises and determine their alignment with the needs of society. Using the content analysis of open annual reports of industrial enterprises published on the official websites, the goals of sustainable development shared by enterprises were reconstructed. The method for studying public attitudes towards the ESG agenda was a sociological survey. The monitoring of the state's ESG policy was carried out through a content analysis of the regulatory framework of current legislation in the field of sustainable development and the texts of speeches of the head of state. The study showed a correlation between the ESG agenda of state policy, industrial enterprises and public demand, which can be considered as a factor in the sustainable development of the territory

Текст научной работы на тему «ESG-ПОВЕСТКА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ: ПОЛИТИКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАПРОС»

УДК-32.019.5(470+571)

DOI: 10.17072/2218-1067-2024-4-140-152

ESG-ПОВЕСТКА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ: ПОЛИТИКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАПРОС

Ю. Ю. Лекторова, Д. М. Семенова, А. Ю. Прудников, Ю. А. Герасимова

Лекторова Юлия Юрьевна, кандидат политических наук, доцент кафедры иностранных языков и связей с общественностью,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия. E-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0002-6869-1923).

Семенова Дарья Михайловна, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления и истории,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия. E-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0002-0759-7618. ResearcherID: HZJ-8390-2023).

Прудников Андрей Юрьевич, кандидат политических наук, директор департамента науки, ТОО Евразийский технологический университет, Казахстан. E-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0002-8199-1736).

Герасимова Юлия Алексеевна, магистр кафедры иностранных языков и связей с общественностью, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия. E-mail: [email protected] (ORCID: 0009-0008-1064-974X).

Аннотация

Актуальность исследования связана с развитием ESG-повестки в России в условиях поиска баланса между основными стейкхолдерами: государством, крупными предприятиями и обществом. Основное влияние на перспективы реализации ESG-повестки оказывают решения, принимаемые государственными институтами и крупными предприятиями. Контекст общественных ожиданий относительно ESG-проектов выступает неотъемлемым условием эффективного развития территории. Цель данного исследования - реконструировать ESG-политику промышленных предприятий России и определить ее соответствие текущим запросам общества и государственному курсу. С помощью контент-анализа открытых годовых отчетов промышленных предприятий, опубликованных на официальных сайтах, были реконструированы цели устойчивого развития, разделяемые предприятиями. Методом исследования общественного отношения к ESG-повестке является социологический (анкетный) опрос. Мониторинг ESG-политики государства выполнен при помощи контент-анализа нормативной правовой базы действующего законодательства в области устойчивого развития и текстов выступлений главы государства. Проведенное исследование показало корреляцию между ESG-повесткой государственной политики, промышленных предприятий и общественного запроса, что можно рассматривать как фактор устойчивого развития территории.

Ключевые слова: ESG-повестка; цели устойчивого развития; заинтересованные стороны (стейк-холдеры); устойчивое развитие; государственная политика.

Введение

В текущем отечественном и международном дискурсе тема устойчивого развития становится доминирующим нарративом в риторике как на уровне принятия государственных решений, так и на уровне оптимизации бизнес-процессов. ESG-повестка требует комплексного подхода, и на текущий момент ее эффективная реализация возможна только при участии как государственных структур, так и представителей различных групп интересов - заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Одним из самых активных стейкхолдеров на данный момент в России и субъектом реализации ESG-повестки

© Лекторова Ю. Ю, Семенова Д. М., Прудников А. Ю., Герасимова Ю. А., 2024

являются промышленные предприятия. Если посмотреть на ESG-рэнкинги российских компаний1, то можно отметить, что промышленные компании традиционно преобладают (например, в топ 20 только пять компаний финансового и непромышленного секторов, а остальные крупные промышленные предприятия).

При этом необходимо учитывать, что ESG-повестка уже вышла за рамки традиционных экологических проблем и включает в себя широкий круг потребностей общества, подразумевая ответственное управление и ориентацию на улучшение качества жизни людей. Рассматривать ESG-повестку в контексте исключительно бизнес-сферы представляется нецелесообразным, поскольку государство задает рамки и ориентир в развитии данного направления, а общество, как ключевой стейкхолдер, с одной стороны, может давать оценку, реализуемой политики, с другой - предъявлять свои требования к реализации.

Цель данного исследования - реконструировать ESG-политику промышленных предприятий России и определить ее соответствие текущим запросам общества и государственному курсу.

Исследовательской гипотезой является предположение о том, что устойчивое равновесие развития территории возникает в случае синхронизации основных направлений ESG-повестки со стороны власти, бизнеса и общества. В целом, реализация ESG-политики в государстве представляется возможной только при существовании баланса интересов общества, бизнеса и государства.

Методология (теоретическая основа) исследования

Концептуально ESG-политика может быть рассмотрена как способ реализации общественного договора. Теория общественного договора сформировалась в XVII-XVIII вв. Философы Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо представили разные версии этой теории, подчеркивая различные аспекты социального контракта и его важность для формирования и функционирования государства. Для поддержания стабильности и развития государства необходимо сохранять баланс между интересами государства и общества. Государство должно осознавать свою ответственность перед гражданами и учитывать их потребности и интересы в своей деятельности. Общество, в свою очередь, должно контролировать действия властей и активно участвовать в политическом процессе. Взаимодействие этих двух сторон является ключом к успешному функционированию государства и обеспечению благополучия нации. Также теоретической основой данного исследования может служить теория общественного выбора в интерпретации Дж. Бьюкенена. В современном мире ESG-принципы учитывают экологические, социальные и корпоративные аспекты деятельности компаний и государственных органов, которые направлены на устойчивое развитие и поддержание социального благополучия.

Исследование ESG-повестки вызывает все более пристальный интерес у российских и зарубежных исследователей. Изучению тенденций развития ESG-политики посвящены работы таких зарубежных исследователей, как A. Sumudu (2019), J. E. Fisch (2019), C. L. Bell, J. Voorhees (2021), M. K. Scanlan (2021). Российские исследователи акцентируют внимание на отношении государственных структур к ESG-повестке: И. В. Разинкина (2022), А. Л. Баранников, М. В. Данилина, Л. И. Донскова (2024), а также на отдельных аспектах этой проблематики, включая специфику реализации ESG-стратегий отечественными компаниями в условиях введенных санкций (Измайлова, 2022). Наработаны результаты исследований влияния ESG-курса на инвестиционные процессы: Б. С. Батаева, А. Д. Кокурина, Н. А. Карпов (2021), Е. О. Вострикова, А. П. Мешкова (2020), С. С. Галазова (2018), Е. С. Деревянкина, Д. Г. Янковская (2021), Е. А. Третьякова (2022).

Практически во всех исследованиях поднимается вопрос об эффективности взаимодействия бизнеса и государства в ходе реализации ESG-политики, вопросы разграничения полномочий и обязанностей в данной сфере. Без взаимовыгодного сотрудничества и единообразного понимания концепции ESG ее реализация представляется невозможной.

В отечественной науке понимание ESG-повестки достаточно размыто. Авторами статьи разработано следующее определение: ESG-повестка - это совокупность приоритетов, ориентированных на экологическую, социальную и управленческую ответственность, разделяемых промышленными предприятиями, государственными институтами и общественностью.

1 ESG-рэнкинг российских компаний (январь 2024 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://raex-rr.com/ESG/ESG_companies/ESG_rating_companies/2024.1/?ysclid=m28qxxt4kf317578619 (дата обращения: 14.10.2024).

Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 г., содержит 17 основных целей устойчивого развития (ЦУР), а также 169 задач, которые необходимо достичь до 2030 г.2.

На национальном уровне ключевые аспекты Б80 зафиксированы в Навигаторе, разработанном Аналитическим центром при Правительстве РФ3 (2022). Навигатор включает дорожную карту нормативно-правового сопровождения Б80 как в мире, так и в России, провайдеров принципов ответственного инвестирования, рейтинги, стандарты и материалы. Основные термины в области Б80-тематики зафиксированы в Глоссарии Банка России4' авторами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ описаны основные тренды Б80 в стране, доказана эффективность реализации данного курса при тесном взаимодействии власти и бизнеса.

С помощью контент-анализа открытых годовых отчетов промышленных предприятий, опубликованных на их официальных сайтах, были реконструированы цели устойчивого развития, разделяемые отечественным бизнесом. В качестве эмпирического материала исследования были определены годовые отчеты компаний в области электроэнергетики5, металлургии и горнодобывающей промышленности6' химической7 и нефтегазовой промышленности за период с 2017 по 2022 г.8. Данный период интересен тем, что Б80-повестка активно развивалась в России в международном контексте в соответствии с международными правилами и требованиями. После 2022 г. Россия была исключена из международных рейтингов и на текущий момент находится в стадии определения своей собственной методологии расчета эффективности реализации Б80-политики. Предприятия, выбранные для анализа, являются традиционными лидерами в Б80-рэнкингах9.

Методом исследования общественного отношения к Б80-повестке является социологический (анкетный) опрос.

Среди методов исследования был задействован анкетный опрос (заочный опрос-анкета на самозаполнение). В соответствии с методикой исследования респондентам предлагалось ответить на вопросы, связанные с их отношением к экологическим проектам, социальной ответственностью предприятий и эффективным управлением на производстве и в городской среде. Для обоснования выборки использовался квотный отбор. Предварительно были выделены две возрастные группы респондентов - 16-25 лет (преимущественно возраст обучения в школе и вузе) и 26-45 лет (средний возраст активно работающего населения). Совокупная выборка составила 101 респондент - жители города Перми10. Город Пермь интересен с точки зрения исследования как промышленный центр, на территории которого расположены крупные промышленные предприятия - Б80-лидеры. Например, ключевые активы группы «Уралхим» - АО «ОХК „Уралхим" и ПАО „Уралкалий"» - традиционно попадают в высшую группу ESG-индекса. Опрос проводился в период с 19 ноября по 28 ноября 2022 г.

Мониторинг нормативного правового поля, в том числе национальных проектов, в отношении реализации устойчивого развития выполнен с помощью метода контент-анализа. Для интерпретации государственной политики в области Б80-задач исследование правовых норм дополнено анализом публичных текстов - посланий главы государства Федеральному Собранию РФ.

Результаты исследования

Власть

На государственном уровне интерес к Б80-повестке возникает еще в 2010-е гг., что подтверждается принятием ряда стратегических мер, например' подписанием президентом указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в 2018 г. Затем последовали нацпроект «Экология» (2019), стратегия по декарбонизации (2021). Дан-

270/1. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. URL: https://www.un.org/en/development/desa/ population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_70_1_E.pdf (accessed 24 March 2024).

3 Навигатор ESG [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/pdf/ESG.2.0.pdf (дата обращения: 24 марта 2024).

4 Глоссарий Банка России [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/oper_br/voc/ (дата обращения: 24 марта 2024).

'Электроэнергетика: «Энел Россия», «Росатом», ПАО «РусГидро», ПАО «Россети», ПАО «Т Плюс».

6Металлургия и горнодобывающая промышленность: «Полиметалл», Группа НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат), ПАО «Полюс», ПАО «Норникель», «ЕВРАЗ».

7Химическая отрасль: «Уралкалий», «СИБУР Холдинг», «Фосагро», ПАО «Пигмент», «УралХим».

8Нефтегазовая отрасль: «Лукойл», «Роснефть», «Газпром», «НОВАТЭК», «Сахалинская энергия».

9 ESG-рэнкинг российских компаний (январь 2024 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://raex-rrxom/ESG/ESG_compames/ESG_ratmg_compames/2024.1/?yschd=m28qxxt4kf317578619 (дата обращения: 14 октября 2024).

10Возрастной портрет респондентов: 51 % в возрасте 16-25 лет и 50 % в возрасте 26-45 лет.

ные меры создают условия для реализации ESG-повестки на предприятиях России, а также благодаря им ESG-повестка попадает в общественный дискурс.

В ходе исследования авторы расширили рамки исключительно экологического контекста и посмотрели стратегическое развитие России в целом на соответствие целям устойчивого развития. С помощью контент-анализа авторами было выявлено соответствие национальных проектов РФ международным целям устойчивого развития:

1. обеспечение здорового образа жизни (ЦУР № 3): Здравоохранение, Демография, Безопасные и качественные автомобильные дороги;

2. обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех (ЦУР № 4): Образование, Демография, Культура;

3. достойная работа и экономический рост (ЦУР № 8): Малое и среднее предпринимательство, Производительность труда и поддержка занятости;

4. индустриализация и инновации (ЦУР № 9): Безопасные и качественные автомобильные дороги, Наука, Цифровая экономика, Туризм и индустрия гостеприимства, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;

5. обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов (ЦУР № 11): Безопасные и качественные автомобильные дороги, Культура, Жилье и Городская среда, Экология, Туризм и индустрия гостеприимства;

6. ответственное потребление и производство (ЦУР № 12): Экология.

Анализ национальных проектов РФ по целям устойчивого развития показал востребованность всех направлений: социального, экологического и управленческого.

Анализ президентского указа «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.»11 позволяет определить следующие актуальные для государства направления ESG-политики: ЦУР № 3, ЦУР № 4, ЦУР № 8, ЦУР № 9, ЦУР № 11. Согласно указу, экологическое направление уступает социальным задачам развития страны.

Дополнительно в российском правовом поле существует ряд нормативных актов, ориентированных исключительно на вопросы экологии. Среди них стратегии экологической безопасности12 и развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и по-требления13, а также указы, касающиеся сокращения выбросов парниковых газов»14 и мер по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития и климатических изменений15.

В президентских посланиях к Федеральному Собранию ESG-повестка - одна из определяющих тем. Анализ текстов обращений президента РФ с 2020 по 2024 г. выявляет приоритетные направления ESG-повестки: первоочередные задачи связаны с решением экологических вызовов, модернизацией экономики и социальным развитием страны.

11 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.» [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 № 474. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 16.03.2024).

12 Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879 (дата обращения: 16.03.2024).

13 Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжением Правительства Российской Федерации

от 25 января 2018 г. N 84-р URL: http://static.govemment.ru/media/files/y8PMkQGZLfbY7jhn6QMruaKoferAowzJ.pdf (дата обращения: 16.03.2024).

14 «О сокращении выбросов парниковых газов» [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 04 ноября 2020 г. № 666 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49910/print#:~:text=%D0%A3%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BC%20%D0 %9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%20%D0%A0%D0%BE%D1%81% D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B 0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BE%D1%82,%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%20%D0%A1%D0%9E2%2D%D 1%8D%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0). (дата обращения: 16.03.2024).

15 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений» [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 08 февраля 2021 г. № 76 URL: http://kremlin.ru/acts/news/64978 (дата обращения: 02.04.2024).

Анализ содержания ESG-повестки в текстах посланий Президента РФ Федеральному Собранию за 2020-2024 гг.16

Год Экологическое направление Корпоративное управление и экономическое развитие Социальное направление

202017 - Разработка системы экологического мониторинга по всей стране. - Переход промышленных предприятий к сокращению вредных выбросов на производстве. - Внедрение системы раздельного сбора мусора. - Переход к экономике замкнутого цикла - Запуск нового инвестиционного цикла и достижение показателей роста ВВП. - Закрепление сроком на 20 лет неизменных налоговых условий для крупных инфраструктурных проектов. - Поддержка малого и среднего бизнеса. - Внедрение системы инвестиционных налоговых вычетов. - Развитие инфраструктуры территорий. - Разработка механизмов экспериментальных правовых режимов для технологичных производств. - Введение механизмов государственной поддержки прямого и венчурного финансирования. - Поддержка высокотехнологичного экспорта - Решение демографической проблемы. - Открытие новых мест в дошкольных учреждениях (яслях). - Введение ежемесячных выплат на детей от 3 до 7 лет. - Разработка механизмов региональных социальных контрактов. - Поддержка молодых семей. - Предоставление бесплатного горячего питания для учащихся с 1 по 4 класс. - Мониторинг количества необходимых школьных мест. - Цифровизация системы образования. - Внедрение системы профессионального роста педагогов. - Рост числа бюджетных мест в вузах. - Строительство ФАП. - Модернизация первичного звена здравоохранения. - Решение кадрового вопроса в здравоохранении. - Обеспечение лекарствами нуждающихся. - Рост доходов населения

202118 - Разработка законодательной базы в части установления финансовой ответственности в отношении предприятий, причиняющих вред экологии. - Введение системы квотирования вредных выбросов для городов. - Разработка системы государственных гарантий для поддержки бизнес-проектов по экологической модернизации. - Снижение страховых взносов для малого и среднего бизнеса. - Строительство заводов под ключ. - Строительство дорожного полотна. - Развитие туристического потенциала - Решение проблем социального неравенства, бедности. - Сохранение демографического потенциала страны. - Поддержка семей с детьми. - Строительство школ, техническая модернизация объектов среднего специального образования. - Ремонт и модернизация объектов культуры. - Увеличение числа бюджетных мест. - Финансирование фундаментальных научных исследований. - Развитие программы газификации

16 В 2022 году Президент Российской Федерации не обращался к Федеральному Собранию с ежегодным посланием.

17 Послание Президента РФ от 15.01.2020 б/н [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45148 (дата обращения: 16.03.2024).

18 Послание Президента РФ от 21.04.2021 б/н [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46794 (дата обращения: 16.03.2024).

- Разработка цифрового проектирования для энергоэффективных материалов. - Внедрение и использование системы чистых источников энергии. - Внедрение водородной энергетики. - Сокращение парниковых газов

202319 - Пролонгация программы «Чистый воздух». - Оздоровление уникальных водных объектов. - Развитие индустрии экотуризма - Модернизация восточного направления железных дорог. - Внедрение системы промышленной ипотеки. - Введение режима промышленных кластеров. - Введение налоговых льгот для высокотехнологичных производств - Укрепление гарантий для трудовых коллективов. - Развитие индустрии экоту-ризма. - Внедрение жилищных сертификатов для молодых ученых

202420 - Развитие системы газификации регионов. - Внедрение экологических стандартов для общественного транспорта. - Ликвидация крупных свалок. - Рост заработной платы для лиц, занятых вопросами экологического благополучия. - Поддержка общественных экологических инициатив. - Пролонгация программы «Чистая вода». - Завершение сортировки твердых бытовых отходов. - Сохранение исчезающих видов растений и животных. - Развитие инфраструктуры экологического туризма - Внедрение цифровых технологий для модернизации производств. - Внедрение проектов по повышению производительности труда. - Использование потенциала передовых инженерных школ для перевооружения производств. - Повышение уровня валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. - Развитие мер поддержки для индустриальных проектов. - Расширение промышленной ипотеки. - Финансовая поддержка высокотехнологичных проектов. - Развитие индустриальных технопарков. - Развитие фондового рынка. - Формирование цифровых платформ для ключевых отраслей экономики и социальной сферы. - Обеспечение технологического суверенитета страны. - Увеличение инвестиций для отечественных ^-компаний - Сокращение социального неравенства. - Рост доходов населения. - Решение проблемы бедности

19 Послание Президента РФ от 21.02.2023 б/н [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010 (дата обращения: 16.03.2024).

20 Послание Президента РФ от 29.02.2024 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/73585 (дата обращения: 16.03.2024).

Бизнес

Для проведения контент-анализа открытых годовых отчетов промышленных предприятий,

опубликованных на официальных сайтах, были отобраны предприятия - лидеры ESG-рэнкинга рос" "21 сийских компаний .

В ходе исследования были выявлены следующие результаты: цели, заявленные в Положении ООН, совпадают с реализуемыми направлениями ESG-повестки российских промышленных предприятий, и система приоритетов выглядит следующим образом: социальная политика, затем задачи управления и, наконец, экологическая ответственность.

Анализ выполнен на материале годовых отчетов промышленных предприятий, где на оси Х указано количество программ промышленных предприятий, реализующих конкретную цель устойчивого развития. Общее количество анализируемых предприятий - 20 единиц. Соответственно, ЦУР № 3 (обеспечение здорового образа жизни) реализуют все 20 промышленных предприятий, тогда как ЦУР № 1 (борьба с нищетой) - только одно промышленное предприятие (рис. 1).

Рис. 1. Приоритетные цели устойчивого развития, реализуемые отечественными промышленными предприятиями

Приоритетными направлениями ESG-повестки для отечественной промышленности стали следующие цели устойчивого развития (ЦУР) ООН22: № 3, № 8. Далее по частотности: № 13, № 9, № 12, № 7, № 4, № 6, № 17, № 11, № 5, № 15, № 14, № 2, № 16, № 10, № 1.

В сфере электроэнергетики обеспечение ЦУР № 323достигается путем поддержки предприятиями больничных комплексов в Тверской области и Ставропольском крае («Энел Россия»); реализации специальных проектов «Бережливая поликлиника» («Росатом») и «Рожденные энергией» («Рус-Гидро»); осуществления корпоративных программ санаторно-курортного лечения сотрудников и предоставления полисов ДМС («Россети», «Т Плюс») и т. д.

В нефтегазовой отрасли ЦУР № 824 осуществляется с помощью следующих практик: создание условий для полной занятости и экономического благополучия («ЛУКОЙЛ», «Газпром»); запуск корпоративной ипотечной программы для сотрудников («Роснефть»); обеспечение безопасных условий труда («НОВАТЭК») и т. д.

В химической отрасли ЦУР № 1325 включает программы по сокращению уровня выбросов парниковых газов, реализации «зеленой» электроэнергии («Уралкалий»), развитию возобновляемых источников энергии («Сибур Холдинг»), возведению инфраструктурных объектов возобновляемой энергии («ФосАгро»), разработке системы оценки выбросов парниковых газов («Уралхим»).

21 ESG-рэнкинг российских компаний (январь 2024 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://raex-rr.com/ESG/ESG_companies/ESG_rating_companies/2024.1/?ysclid=m28qxxt4kf317578619 (дата обращения: 14.10.2024).

22The 17 Sustainable Development Goals. URL: https://sdgs.un.org/goals (accessed 2 June 2023).

23 Обеспечение здорового образа жизни.

24 Достойная работа и экономический рост.

25 Борьба с изменением климата.

В металлургической отрасли ЦУР № 926 реализуется с помощью следующих решений: группа НЛМК инвестировала 80 млрд руб. в рамках экологической программы на 2019-2023 гг.; ПАО «Нор-никель» увеличил расходы на цифровизацию бизнеса до 100 млн долл., на научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты - до 2 млн долл.; «Полиметалл» в годовом отчете заявил о модернизации инфраструктуры.

Общество

Анализ общественного отношения к Б80-повестке выявил следующие результаты. Терминология Б80 больше известна молодой аудитории - в возрастной группе 16-25 лет (53 % знают значение термина; 27 % - приблизительно понимают; 20 % - не знают). В группе 26-45 лет тенденция противоположная (6 % - знают; 27 % - приблизительно понимают; 67 % - не знают). При этом обе группы респондентов считают, что промышленные предприятия должны нести максимальную ответственность за экологическую обстановку в стране: 43 % (16-25 лет) и 51 % (26-45 лет). По мнению респондентов, органы государственной власти в меньшей степени ответственны за экологию - 12 % (16-25 лет) и 27 % (26-45 лет).

Обе группы респондентов единодушны в определении основных источников загрязнения окружающей среды (промышленные производства и транспорт). Так, промышленные предприятия, по мнению большинства респондентов, негативно влияют на загрязнение почвы, воздуха и воды, изменение климата, образование большого объема отходов и сокращение природных ресурсов.

В ходе социологического опроса респондентам предлагалось назвать пермские промышленные предприятия, которые, по их мнению, занимаются вопросами экологии: 51 % молодых респондентов (16-25 лет) смогли назвать предприятия, в средней возрастной группе (26-45 лет) респондентов с этой задачей справились только 27 %.

Рейтинг самых экологичных предприятий для молодой группы респондентов включает: ПЦБК (3 %), «Сибур» (12 %), «Уралхим» (7 %), «ЛУКОЙЛ» (14 %), «Метафракс» (5 %), «Нестле» (2 %). Средняя возрастная группа опрошенных вспомнила только «ЛУКОЙЛ» (11 %), «Уралхим» (6 %) и «Сибур» (4 %). Таким образом, лидером в номинации «самое экологичное производство» оказалась компания «ЛУКОЙЛ». Результаты опроса выявили большую информированность молодежи об экологической политике промышленных предприятий.

В рамках исследования важно было определить приоритет социального, экологического и управленческого аспектов в сознании респондентов. Для обеих групп важным являются все три параметра: экологический, социальный, управленческий - 54 % (16-25 лет) и 50 % (26-45 лет).

Однако критерии ответственности за сотрудников респонденты понимают по -разному (рис. 2).

В чем проявляется ответственность за сотрудников?

Тендерное равенство Обеспечение общения персонала Корпоративные мероприятия Инновации в производстве Обеспечение питанием Карьерные возможности Финансовые программы поддержки Безопасность данных Доп страхование здоровья Охрана труда Условия работы и обучение

74%

72%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тендерное равенство Обеспечение общения персонала Проведение мероприятий Инновации в производстве Обеспечение питанием Карьерные возможности Финансовые программы поддержки Безопасность данных Доп страхование здоровья Охрана труда Условия работы и обучение

! 52% I 52%

80% 82%

16-25 26-45

Рис. 2. Критерии социальной ответственности предприятий

26 Внедрение инновационных технологий в производстве.

Обе группы респондентов уверены, что предприятие обязано создавать необходимые условия для работы и обучения на рабочем месте, гарантировать охрану труда, обеспечивать программами дополнительного страхования здоровья на производстве и безопасности данных. Для более молодой группы респондентов в рейтинге ответственности предприятия появляются вопросы тендерного равенства, обеспечения условий общения на предприятии и карьерных возможностей.

Формула эффективного управления на предприятии для каждой группы респондентов представляется по-разному (рис. 3).

В чем заключается эффективное управление на предприятии?

Высокое вознаграждение IH 12%

руководства

Корпоративная этика

Открытость компании 51%

Прозрачная налоговая система 43%

Честная конкуренция 45%

Качественная работа совета

директоров

Отсутсвие коррупции 70%

Высокое вознаграждение руководства

Корпоративная этика Открытость компании Прозрачная налоговая система

Честная конкуренция

Качественная работа совета директоров

Отсутсвие коррупции

70%

16-25 26-45

Рис. 3. Отношение респондентов к эффективному управлению на предприятии

Для группы респондентов от 16 до 25 лет слагаемые успеха - это отсутствие коррупции, качественная работа совета директоров, корпоративная этика и открытость компании. Для средней возрастной группы респондентов, помимо решения вопросов коррупции и достижения качественной работы совета директоров, важно соблюдать условия честной конкуренции и прозрачной налоговой системы.

В рамках социологического опроса респондентам предлагалось смоделировать ситуацию: представить себя в роли руководителя промышленного предприятия и предложить программу улучшения качества жизни в своем городе.

Группа молодых респондентов (16 до 25 лет) выбрали экологическое направление преобразований: партнерские программы в области утилизации отходов (57 %), курс «зеленой» энергетики (49 %), проекты в области вторичного использования сырья (41 %). Средняя возрастная группа опрошенных (26-45 лет) заинтересованы как в социальных преобразованиях, так и в экологических и готовы инициировать: образовательные программы на предприятиях (64 %), инженерно-техническое образование в школах и вузах (42 %), программы вторичного использования сырья (48 %) и утилизации отходов (44 %)

Моделирование сценария, при котором респондентам было предложено принять управленческие решения для оптимизации работы на предприятии, обозначило приоритет экологической ответственности для молодой группы респондентов и синтез социально-экологических задач для средней аудитории опрошенных.

Заключение

Последние десять лет официальный государственный дискурс выстраивается вокруг транслируемых президентом РФ Федеральному Собранию задач, ориентированных на необходимость преобразований в области социальных, экологических и управленческих (корпоративных) аспектов. На этом основании в правовом поле появляются нормативные акты, закрепляющие решения обозначенных вопросов.

На уровне реализации основных постулатов устойчивого развития важная роль принадлежит промышленным предприятиям, которые являются одновременно и крупнейшими работодателями, и налогоплательщиками. Корреляция Б80-повестки между политикой предприятия и общественными

ожиданиями влияет на уровень социального напряжения в обществе. В том случае, когда управленческие решения руководства промышленного предприятия совпадают с ожиданиями жителей территории, возникают условия равновесия, то есть относительно стабильного развития территории. Сценарным условием эффективного развития территории выступает корреляция общественных ожиданий, государственной политики и политики промышленных предприятий.

В рамках данного исследования выявлено следующее соотношение политики предприятий с общественным мнением в области экологии:

1. промышленные предприятия делают акцент на: а) чистой энергии - переход на возобновляемые источники энергии, программы разработки водородных технологий, производство собственной энергии; б) борьбе с изменением климата - отслеживание выбросов парниковых газов; в) сохранении экосистем суши и воды - высадка зеленых насаждений, восстановление горных пород; г) внедрении стандартов - введение системы менеджмента качества, применение международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001; д) корпоративном волонтерстве;

2. общественность выделяет следующие приоритеты в области экологии: а) чистая энергия - увеличение возобновляемых источников энергии; б) борьба с изменением климата - технологии по переработке парниковых газов; в) сохранение экосистем суши и воды - сохранение природных ресурсов (почвы, воды). Политика предприятия по реализации стандартов и корпоративному волон-терству не вызывает интерес общественности. Жители города высказывают большую озабоченность вопросами утилизации отходов.

По вопросам преобразования социальной сферы наблюдается совпадение политики промышленных предприятий с ожиданиями общественности:

1. руководство промышленных предприятий интерпретирует социальные вопросы через: а) обеспечение здоровья на всех этапах - благотворительная поддержка медицинских учреждений, медицинское страхование (ДМС) сотрудников, санаторно-курортный отдых для сотрудников и их семей; б) обеспечение качественного образования - развитие собственных школ, профильных классов на внешнюю аудиторию, проведение курсов повышения квалификации; в) цифровизацию производства; г) модернизацию социальной инфраструктуры - строительство детских площадок, спортивных комплексов, строительство или предоставление льготных условий приобретения жилья для сотрудников;

2. общественность выделяет следующие приоритеты социальной политики, которые совпадают с курсом предприятий: а) обеспечение здоровья на всех этапах - дополнительное страхование здоровья; б) обеспечение качественного образования - непрерывное обучение на рабочем месте. В ходе социологического опроса респонденты дополнительно выразили озабоченность вопросами охраны труда (предотвращение травматизма и профилактика возможных заболеваний) и безопасности собственных данных. В годовых отчетах промышленных предприятий охрана труда и безопасность персональных данных прописаны как одно из направлений социальной политики.

Относительно корпоративного управления также наблюдается корреляция политики промышленных предприятий и запросов общественности:

3. в своей деятельности промышленные предприятия для оптимизации корпоративного управления руководствуются следующими принципами: а) антикоррупционная политика: б) внедрение кодексов корпоративной этики; в) соблюдение текущего законодательства;

4. общественный запрос применительно к политике корпоративного управления ориентирован на схожие задачи: а) реализация антикоррупционной политики; б) соблюдение корпоративной этики. Отдельное внимание общественность уделяет задачам соблюдения открытой коммуникации (диалога) между руководством и наемными сотрудниками и внедрению прозрачной налоговой отчетности со стороны руководства компании.

Соотношение реализуемых мер предприятия и общественного одобрения - явление многофакторное и динамическое, определяемое совокупностью условий. Мониторинг данной корреляции можно отнести к инструментам диагностики социальной ткани общества и прогнозирования сценарных условий развития территории. С целью разработки и имплементации управленческих решений целесообразно проводить подобного рода диагностику систематически и в динамике фиксировать репер-ные точки социального напряжения.

Также важным выводом исследования может являться то, что ESG-повестка, изначально пришедшая из-за рубежа, прочно укрепилась в России. Крупнейшие отечественные компании сформировали Национальный ESG-альянс, который участвует в разработке национальных стандартов ESG-отчетности и на данный момент формирует методологию оценки вклада бизнеса в достижение

национальных целей Российской Федерации. Гипотеза данного исследования подтверждается также текущими процессами по созданию методологии оценки вклада российских компаний в достижение национальных целей государства. Согласно материалам официального сайта Национального ESG-альянса, в ближайшее время будет предложен удобный и прикладной инструмент, который позволит обществу и органам государственной власти определить и оценить вклад российских компаний в достижение национальных целей развития РФ, а бизнесу - эффективно корректировать собственные стратегии устойчивого развития27. Несмотря на то, что в 2022 г. российский бизнес оказался в новых условиях, он продолжает ориентироваться на ESG-принципы и, более того, развивает их с учетом национальных особенностей.

Список литературы / References

Баранников, А. Л., Данилина, М. В., Донскова, Л. И. (2024) 'Общие тенденции по внедрению ESG-стандартов в России и за рубежом', Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, 2, сс. 172-181. [Barannikov, A. L., Danilina, M. V., Donskova, L. I. (2024) 'General trends in the implementation of ESG standards in Russia and abroad' [Ob-shchie tendentsii po vnedreniyu ESG-standartov v Rossii i za rubezhom], Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova, 2, pp. 172-181. (In Russ.)]. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-2-172-181.

Батаева, Б. С., Кокурина, А. Д., Карпов, Н. А. (2021) 'Влияние раскрытия ESG-показателей на финансовые результаты российских публичных компаний' , Управленец. 12 (6), сс. 20-32. [Bataeva, B. S., Kokurina, A. D., Karpov, N. A. [The impact of disclosure of ESG indicators on the financial results of Russian public companies [Vliyanie raskrytiya ESG-pokazatelei na finansovye rezul'taty rossi-iskikh publichnykh kompanii], Upravlenets, 12 (6), pp. 20-32 (In Russ.)] EDN: XMSDTL. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2021-12-6-2.

Вострикова, Е. О., Мешкова, А. П. (2020) 'ESG-критерии в инвестировании: зарубежный и отечественный опыт', Финансовый журнал, 12 (4), cc. 117-129. [Vostrikova, E. O., Meshkova, A. P. (2020) 'ESG criteria in investing: foreign and domestic experience' [ESG-kriterii v investirovanii: za-rubezhnyi i otechestvennyi opyt], Fi-nansovyi zhurnal, 12 (4), pp 117-129. (In Russ.)] EDN: RMMNTV.

27 Сайт Национального ESG-альянса. [Электронный ресурс]: URL: https://esg-a.ru/ru/about (дата обращения: 14.10.2024).

https://doi .org/10.31107/20751990-2020-4-117-129.

Галазова, С. С. (2018) 'Влияние ESG-факторов на устойчивое развитие компаний и финансовую результативность корпоративного сектора', Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 4 (64), cc. 81-86. [Gala-zova, S. S. (2018) 'The impact of ESG factors on the sustainable development of companies and the financial performance of the corporate sector' [Vliyanie ESG-faktorov na ustoichivoe razvitie kompanii i finansovuyu rezul'tativnost' korporativnogo sektora], Vestnik Rostovskogo gosudar-stvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINKh), 4 (64), pp. 81-86. (In Russ.)] EDN: LFGNUH.

Деревянкина, Е. С., Янковская, Д. Г. (2022) 'Раскрытие ESG-факторов в интегрированной отчетности нефтедобывающих организаций как база для принятия инвестиционных решений', Интеллект. Инновации. Инвестиции, 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raskrytie-esg-faktorov-v-integrirovannoy-otchetnosti-neftedobyvayuschih-organizatsiy-kak-baza-dlya-prinyatiya-investitsionnyh (дата обращения: 18.04.2024). [Derevyankina, E. S., Yankovskaya, D. G. (2022) 'Disclosure of ESG factors in integrated reporting of oil producing organizations as a basis for making investment decisions' [Raskrytie ESG-faktorov v integrirovannoi otchetnosti neftedobyvayushchikh organizatsii kak baza dlya prinyatiya investitsionnykh reshenii], Intelligence. Innovation. Investment. (In Russ.)].

Жукова, Е. В. (2021) 'Основные тенденции развития ESG-повестки: обзор в России и в мире', Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, 6, cc. 68-82. [Zhukova E. V. (2020) ' The main trends in the development of the

ESG agenda: an overview in Russia and in the world' [Osnovnye tendentsii razvitiya ESG-povestki: obzor v Rossii i v mire], Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics, 6, pp. 68-82. (In Russ.)] EDN: ESIWVI. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-6-68-82.

Замбровская, Т. А., Грищенко, А. В., Грищенко, Ю. И. (2022) 'Ключевые аспекты устойчивого развития Российской Федерации в контексте ESG', Менеджмент в России и за рубежом, 2, cc. 86-96. [Zam-brovskaya, T. A., Grishchenko, A. V., Gri-shchenko, Yu. I. (2022) 'Key aspects of sustainable development of the Russian Federation in the context of ESG' [Klyuchevye aspekty ustoichivogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii v kontekste ESG], Management in Russia and abroad, 2. pp. 86-96. (In Russ.)] EDN: WUFRHA.

Измайлова, М. А. (2022) 'Реализация ESG-стратегий российских компаний в условиях санкционных ограничений ESG', МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 13 (2), сс. 185-201. [Izmailova, M. A. (2022) 'Implementation of ESG strategies of Russian companies under sanctions restrictions ESG', [Realizatsiya ESG-strategii rossiiskikh kompanii v usloviyakh sanktsionnykh ogranichenii (Modernization. Innovation. Development), 13 (2), pp. 185201. (In Russ.)], https://doi.org/10.18184/20 79-4665.2022.13.2.185-201).

Лисовский, А. Л. (2021) 'Переход к устойчивому развитию: эмпирический анализ факторов, мотивирующих промышленные компании к внедрению ESG-практик', Стратегические решения и риск-менеджмент, 3, сс. 262-272. [Lisovsky A.L. (2021) 'Transition to sustainable development: an empirical analysis of the factors motivating industrial companies to implement ESG practices' [Perekhod k ustoichivomu razvitiyu: empiricheskii analiz faktorov, motiviruyushchikh promyshlen-nye kompanii k vnedreniyu ESG-praktik],. Strategic decisions and risk management, 3, pp. 262-272. (In Russ.)] EDN: BZKWYK. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2021-3-262-272.

Соколова, Н. А., Теймуров, Э. С. (2021) 'Соотношение Целей устойчивого развития и

ESG-принципов', Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 12, cc. 171-183. [Sokolova N.A., Teimurov E.S. (2021) 'Correlation of Sustainable Development Goals and ESG principles'. [Sootnoshenie Tselei ustoichivogo razvitiya i ESG-printsipov], Bulletin of the O.E. Kutafn University (MGUA), (12), pp. 171183. (In Russ.)], DOI: 10.17803/23115998.2021.88.12.171-183.

Третьякова, Е. А. 'Раскрытие ESG-факторов в нефинансовой отчетности российских нефтегазовых компаний', Журнал «ЭКО», 52, cc, 130-148. [Tret'yakova, E. A. ' Disclosure of ESG factors in non-financial statements of Russian oil and gas companies' [Raskrytie ESG-faktorov v ne-finansovoi otchetnosti rossiiskikh nefte-gazovykh kompanii], Zhurnal «EKO», 52, pp. 130-148. (In Russ.)], https://doi.org/10.30680/EC00131-7652-2022-9-130-148.

Bell, C. L., Voorhees, J. (2020) 'Using Standards as a Framework for Environmental and Social Governancem', Natural Resources & Environment, pp.41-45.

Dathe, Tracy & Helmold, Marc & Dathe, René & Dathe, Isabel. (2024). Approach to ESG Policy. https://doi.org/10.1007/978-3-031-52734-0_8.

Fatemi, A., Glaum, M., Kaiser S. (2018) 'ESG performance and firm value: The moderating role of disclosure', Global Finance Journal, 38, pp. 45-64. DOI: 10.1016/j .gfj .2017.03.001.

Fisch, J. E. (2019) 'Making Sustainability Disclosure Sustainable', Georgetown Law Journal, 107, pp. 923-966.

He, Yuxuan, Liu, Yangshan, Pu, Qian (2024) 'Is ESG a 'Scam'? Correlation between ESG and Corporate Performance', Highlights in Business, Economics and Management', 24, pp. 1485-1493. DOI: 10.54097/1pbk7k84.

Scanlan, M. K. (2021) 'Climate Risk Is Investment Risk', 7, 36, pp. 1-37.

Sumudu, A. (2019) 'From "Our Common Future" to Sustainable Development Goals: Evolution of Sustainable Development under International Law', Wisconsin International Law Journal, 36 (2), pp. 215-246.

Статья поступила в редакцию: 20.06.2024

Статья поступила в редакцию повторно, после доработки: 21.10.2024 Статья принята к печати: 30.10.2024

ESG AGENDA IN THE TERRITORY MANAGEMENT SYSTEM: INDUSTRIAL POLICY AND PUBLIC DEMAND

J. Lektorova, D. Semenova, A. Prudnikov, J. Gerasimova

Julia Lektorova, Candidate of Political Science, Associate Professor of the Department of Foreign Languages and Public Relations,

Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia. E-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0002-6869-1923).

Daria Semenova, Candidate of Political Science, Associate Professor of the Department of Public Administration and History,

Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia.

E-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0002-0759-7618. ResearcherID: HZJ-8390-2023).

Andrey Prudnikov, Candidate of Political Science, Director of the Department of Science,

Eurasian Technological University, Kazakhstan.

E-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0002-8199-1736).

Julia Gerasimova, Master of Science in the Department of Foreign Languages and Public Relations,

Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia.

E-mail: [email protected] (ORCID: 0009-0008-1064-974X).

Abstract

The study's relevance lies in the current development of the ESG agenda in Russia in the context of finding a balance between the main stakeholders: the state, large enterprises and society. Decisions made by government bodies and large companies have the greatest impact on the prospects for implementing the ESG agenda. The context of public expectations regarding ESG projects is an integral condition for the effective development of the territory. This study aimed to characterize the ESG policies of Russia's state and industrial enterprises and determine their alignment with the needs of society. Using the content analysis of open annual reports of industrial enterprises published on the official websites, the goals of sustainable development shared by enterprises were reconstructed. The method for studying public attitudes towards the ESG agenda was a sociological survey. The monitoring of the state's ESG policy was carried out through a content analysis of the regulatory framework of current legislation in the field of sustainable development and the texts of speeches of the head of state. The study showed a correlation between the ESG agenda of state policy, industrial enterprises and public demand, which can be considered as a factor in the sustainable development of the territory.

Keywords: ESG agenda; sustainable development goals; stakeholders; sustainable development; public policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.