щает концепцию предварительного диагноза. Далее в отсутствии больного намечается план обследования, докладываются результаты дополнительных методов. Разбор больного при участии преподавателя заканчивается формулировкой развернутого клинического диагноза, основанного на результатах всеобщего обсуждения, полученных данных. В процессе подготовки к заседанию кружковцы учатся самостоятельно работать с больными, представлять их аудитории, отвечать на возникающие у присутствующих вопросы. Такой подход способствует формированию клинического мышления. Помимо этого, контакт с больными дает наглядное представление и по вопросам биоэтики и деонтологии. Тем самым суммарно достигается наилучший эффект — студенты дополняют и закрепляют свои знания, по обсуждаемым вопросам.
Второй составляющей работы молодежного научного кружка является стимуляция соревновательной активности студентов через предметные олимпиады. Для реализации этой задачи, как правило, выбираются те разделы учебной программы, которые нуждаются в значительных усилиях для изучения. Примером может служить олимпиада по электрокардиографии (ЭКГ) на кафедре пропедевтики внутренних болезней [5]. Мероприятие проводится в заранее известный день, во вне учебное время. Все участники одновременно вскрывают полученные пакеты с заданиями. В пакете находятся три электрокардиограммы из трех разделов: нарушение функции возбудимости, проводимости, ЭКГ при инфаркте миокарда. Необходимо по каждой ЭКГ представить алгоритм расшифровки и написать ЭКГ — заключение. Жюри из преподавателей кафедры по трехбалльной шкале оценивают правильность ЭКГ — заключения, полноту описания алгоритма и время, затраченное на расшифровку. Три студента, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями. После подведения итогов в торжественной обстановке, обычно на общекурсовой лекции, вручаются дипломы. Участие в олимпиаде требует от студента дополнительного, углубленного знакомства с темой, что побуждает его к самостоятельной познавательной деятельности, развивает умение логически и оперативно мыслить. Участие студента в конкурсе по предмету не только способствует усвоению учебного материала, но и развивает в нем
характер «борца», стремящегося к достижению поставленной цели.
Третьей составляющей деятельности кружка является научно-исследовательская работа студентов. Основой ее проведения является уже не программный материал и не репродукции ранее известного. В ходе выполнения научно-исследовательской работы идет создание новых, часто ранее не известных знаний. Проходя все этапы научно-исследовательской работы [1], студент учиться организации и анализу своей деятельности. У него формируются самые разнообразные дополнительные навыки, которые не предусмотрены в рамках обычного учебного процесса. Например, студент получает навык библиографического поиска, перевода и реферирования иностранной специальной литературы, выполнения самого исследования с использованием клинических, лабораторных или инструментальных методик, статистической обработки полученного материала. Выступая с докладом на студенческой научной конференции, студент осваивает технику публичного выступления, а при написании тезисов и статей — краткого и точного изложения материала. Научный анализ позволяет полнее раскрыть творческий потенциал студента. В свою очередь, успешная творческая деятельность тесно сопряжена с ростом уверенности в себе, повышением самооценки и уважением со стороны сокурсников. Студенческий научный кружок не редко является первым шагом на пути в большую науку. Часто первая студенческая научная работа становится началом большого творческого пути с последующей защитой кандидатской и докторской диссертаций.
Нельзя не отметить, что посещая молодежные научные кружки на разных кафедрах, студент получает наиболее широкое представление о различных врачебных специальностях, что способствует его более точной профессиональной ориентации. Работа в кружке позволяет проверить себя и не допустить ошибки выбора.
Студенты-кружковцы, как правило, выделяются среди других студентов глубиной и широтой знаний, лучше владеют речью, более активны и целеустремленны. Молодежный научный кружок обеспечивает формирование более ранней профессиональной зрелости, что способствует максимальному раскрытию потенциала и возможностей будущего специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриев А.Н. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. — М.: МГОПУ, 2001. — 112с.
2. Калягин А.Н., Горяев Ю.А. Студенческий научный кружок — эффективная форма углублённого изучения предмета // Учебно-методическая работа в Иркутском государственном медицинском университете / Под ред. Ю.А. Горяева, И.В. Малова. — Иркутск: ИГМУ, 2001. — С. 63.
3. Калягин А.Н. Студенческий научный кружок кафедры пропедевтики внутренних болезней: вехи на историческом пути и перспективы (к 80-летию со дня основания) // Вопросы экспериментальной и клинической медицины. Сборник тезисов 70-й итоговой научной студенческой конферен-
ции СНО им. И.И. Мечникова. — Иркутск: ИГМУ, 2004. — С. 15-16.
4. Копысова Л.А. Развитие мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в медицинском ВУЗе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 59. — С. 38-43.
5. Онучина Е.В., Калягин А.Н., Казанцева Н.Ю., Синды-хеева Н.Г., Осипок Н.В. Олимпиада по электрокардиографии как стимул к качественному изучению ЭКГ в курсе пропедевтики внутренних болезней // Воспитательная работа в ИГМУ. Материалы учебно-методической конференции. — Иркутск, 2007. — С. 52-53.
Информация об авторе: Онучина Елена Владимировна — д.м.н., ассистент кафедры факультетской терапии, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: elonu@mail.ru
© УСОВ Л.А., УСОВА Н.Ф. — 2013 УДК: 378.184:378.661 (571.53)
ЕЩЁ РАЗ О ПРОБЛЕМАХ И ЗАДАЧАХ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лев Акимович Усов, Нэлли Федоровна Усова (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов)
Резюме. Рассмотрен вопрос повышения культурного уровня студента, более совершенной профориентации в ходе обучения, оптимизация приёмов самообразования специалиста.
Ключевые слова: высшая школа, медицина, образование.
ONCE MORE ON THE PROBLEMS AND TASKS OF HIGHER MEDICAL EDUCATION
L.A. Usov, N.F. Usova (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. The problem of raising the cultural level of a student, more perfect vocational guidance during training, optimization of techniques of self-education of a specialist have been considered.
Key words: higher education, medicine, education.
Борис Жутовский, известный художник — портретист и книжный иллюстратор, человек из круга Игоря Губермана, в телепередаче, посвящённой его юбилею, говоря о воспитании молодых людей заявил: «Надо научить их стилю, а мастерству их научит жизнь». Это в высшей степени справедливо в отношении людей искусства. А вот приложима ли эта идея к подготовке врача? Если подойти к проблеме формально, ответ однозначен — нет и нет. А если исходить из того, что врач как личность формируется в ходе постоянного, фактически пожизненного, самосовершенствования? А мы все, от заслуженного профессора и до ассистента, без учёной степени лишь помогаем им, да и то на первых порах. В этот начальный период нам надо поделиться со студентами своей любовью или хотя бы увлечённостью своим предметом. При этой нашей погруженности в свой предмет мы зачастую словно бы спелёнуты ею. А ведь любой предмет — это лишь доля от энциклопедической глыбы знаний, что призван дать будущему врачу ВУЗ. Нередко предмет это всего — то около 2%. Но и эти малые величины должны не просто соприкасаться со смежными дисциплинами, а быть в неразрывном взаимопроникновении. Только немногие из наших учебных дисциплин естественным образом сливаются с прочими предметами. Это и медицинская биология с её информацией о клетке, видах обмена и основами генетики. Это и общая патология. Грубо говоря, это альянс патологической анатомии и патофизиологии, что почти вопреки учебным планам и программам по редкому счастью в нашем вузе являют единую кафедру. Это и фармакология, смыкающаяся со многими дисциплинами. Это хотя и предусмотрено ныне существующими программами, но их никак нельзя назвать современными. Ясно, что эти программы, написанные, возможно, и лучшими кафедрами страны, перегружены специфичной информацией. Она зачастую носит чисто справочный характер. И тут одна из забот высшей школы — оставить самое существенное — современное, притом согласно известной формуле «сколько необходимо и достаточно», как это принято в точных науках. Это дело каждой кафедры — отсечь то, что не помогает формированию образа мышления современного эскулапа, но и никогда ему не потребуется в реальной работе. «Доводить» свою программу до идеала, т.е. максимально направленной на воспитание врачебного мышления — это, что говорится — «резать по живому». Но ведь объём любой дисциплины удваивается каждое десятилетие. А мозг, увы! И тут не помогут самые совершенные планшетники и айфоны (да и они требуют умения!)
В этом «ужимании» программ самым дельным образом могут и должны помочь им в выборе будущего профиля — инфекции ли, неврология, глазные болезни или что другое.
В этом случае необходимо сознательно акцентировать внимание на том, что важнее для каждого медицинского профиля. К примеру — необъятную ныне фармакологию удастся сократить, и намного. Избранные препараты нужны базовые (без аналогов).
Притом не лишне помнить, что к моменту окончания вуза и некоторые препараты исчезнут как таковые, у иных изменится дозировка, откроются противопоказания. Следует задуматься над шутливой мыслью Edens «Спешите воспользоваться новым препаратом, пока не открылись его побочные свойства». В этой шутке про-
слеживается и нынешняя тенденция околомедицинского бизнеса.
А один из путей сокращения объёма рабочих программ — обучение студентов находить справочные материалы через интернет, тем готовя их к жизни, а не только к экзамену.
И ещё — чем выше общая культура нашего студента, тем более он возьмёт из любого кусочка информации. Из явлений общекультурных для врача на видном, а подчас главном месте находится знание языка — и латыни, и одного из европейских, но особенно языка родного. Именно на русском языке ему предстоит общаться с пациентами и коллегами. На нём пишутся истории болезни, эпикризы и протоколы вскрытий. При сравнении медвуза с иными школами видно преимущество этой части нашего образования. Не отсюда ли врачи-писатели Антон Чехов или Викентий Вересаев?
Нам приятно здесь сказать, как много наших студентов всех факультетов активно работают над собой в Дни литературы и поэзии. Хотя и у них есть немалые задачи — ещё лучше изучить язык, значение и музыку каждого использованного ими слова.
При этом едва ли не важнейшим является воспитание человечности, сочувствие к страдальцу, больному. А мы порой видим, как юная наша студентка (в медицинском халате) где-то в автобусе лениво отводит взор от входящего человека на костылях и продолжает занимать его место. Решению, точнее, подходу к решению служит в частности славное движение в рядах наших студентов первых курсов в виде шефства над детскими домами и приютами. Но как же этого мало!
Они, наши любимые студенты, должны стать ещё и классными медицинскими психологами. В этом случае они смогут проникнуть в мысли и страдания больного, они проникновеннее соберут анамнез — эту первую дверцу в диагноз.
А это возможно лишь при прямом контакте с больным человеком. К сожалению (мы это предчувствуем!) подходит время, когда между студентом и больным возникнет некая стенка — симуляционные технологии. Они, как думается, возникли как реакция на претензии пациентов, не удовлетворённых врачебным обхождением, холодностью, а то и ошибками в диагностике, проведении процедур и манипуляций.
Вот об этом подробнее. Никакой, самый совершенный муляж не позволит «набить руку» по части техники внутривенного введения иглы или спинальной пункции. Пусть существуют в мире аппараты, способные провести операцию от начала до конца, следуя программе. Но ведь нет двух одинаковых пациентов, даже если они близнецы и даже однояйцевые!
В нашем понимании существует представление о не-ком «Синдроме Зюзиной». Зюзина — рядовая студентка лечебного факультета, что после четвёртого курса (не пятого ли?) с родителями оказалась в США, где и вынуждена была продолжить образование. А в американской высшей школе к больному допускается молодой специалист только прошедший 7-8 летнее послевузовское образование. Получилось, что совершенно рядовая наша четвёрочница поразила тамошнюю профессуру своей способностью и поставить диагноз, и назначить лечение пациенту в клинике гастроэнтерологии. Феномен, скажете Вы? Нет, это наши, Российские успехи в подготовке специалиста с хорошими зачатками врачебного мышления.
Врачебное мышление. Чем оно отличается? Это способность подойти к каждому больному (отнюдь не «случаю») как к решению научной проблемы: свести воедино данные анамнеза, показатели объективного обследования, результаты клинических анализов и аппаратурные данные в единое поле. Желательно чтобы как-то прослеживалась и динамика процесса, и реакция организма на уже проводившееся лечение. При этом ещё надо избежать гипноза предшествующего диагноза. Непременное условие : ничего на веру. И далее — выбор метода и средств врачебной помощи, исходя из традиционного — облегчить страдание больного, ибо не так уж часто усилия врача и его помощников ведут к полному выздоровлению. Эта схема в достаточной мере идеальна, чего жизнь часто не даёт.
Да, ещё о мануальных навыках, что так необходимо в хирургии (хирос — рука!) и стоматологии. Как нам известно, ручной работе студент учится на оперативной хирургии (швы разных видов и узлы шовного материала). Думается, что даже самые увлечённые хирургией,
что вяжут шёлковые нити и кетгут и на занятиях, и вне их, всё же не достигают нужной скорости и автоматизма. Да и не всякий шов надо затянуть туго-натуго! Совсем немного «рукоделье» даёт практика после третьего курса. Ну, кому повезёт с практикой в сельской больничке, те преуспеют больше. Главное они наработают уже в ординатуре и на дежурствах, если их примут на работу.
Лучше обстоят дела у стоматологов, которые сначала работают на фантомах, что позволяет освоиться с инструментами, сопротивлением твёрдых тканей зубов, свойствами лечебных паст, изолирующих прокладок, пломбировочных и слепочных материалов.
И хочется вернуться к сентенции Бориса Жуковского: «Мастерство — дело наживное». Оно справедливо, если врач воспитывает в себе Врача, делая это постоянно и испытывая любовь к себе, своему делу и пациентам.
Вот что нам подумалось после той памятной телепередачи. А каково ваше мнение, дорогие коллеги?
Информация об авторах: 664003, Иркутск, Красного Восстания,1, ИГМУ, кафедра фармакологии Усов Лев Акимович — д.м.н., профессор; Усова Нэлли Фёдоровна — к.м.н., ассистент