Научная статья на тему 'Еще раз об одной задаче моделирования эвакуации с использованием теории массового обслуживания'

Еще раз об одной задаче моделирования эвакуации с использованием теории массового обслуживания Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Таранцев А. А.

Приводятся некоторые аргументы в порядке дискуссии о применимости теории массового обслуживания к моделированию эвакуации через эскалаторы и аварийные выходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Once Again on the Problem of Evacuation Modeling with Use of the Theory of Mass Service

Arguments are given in order of the debates about applicability the theory of mass service to modeling of the evacuation process through escalators and emergency exits.

Текст научной работы на тему «Еще раз об одной задаче моделирования эвакуации с использованием теории массового обслуживания»

УДК 614.841

ЕЩЕ РАЗ ОБ ОДНОЙ ЗАДАЧЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭВАКУАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

А. А. Таранцев

Приводятся некоторые аргументы в порядке дискуссии о применимости теории массового обслуживания к моделированию эвакуации через эскалаторы и аварийные выходы.

Случилось так, что небольшой частный вопрос [1],

связанный с аналитическим моделированием эвакуации людей через эскалатор и аварийные выходы (спуски [2] — штанги, наклонные трубы, аварийные лестницы и т.п.) с использованием теории массового обслуживания (ТМО) [3-5] перерос в серьезную научную дискуссию (ей посвящены статьи [6] и [7] в №№2 и 3 настоящего журнала за 2003 г., а в № 5 — сразу 3 статьи [8-10], занявшие порядка 12% объема журнала — достаточно редкий случай).

Казалось бы, с точки зрения ТМО особых проблем нет — эскалатор (аварийные выходы: штанги, наклонные трубы, аварийные лестницы и т.п.) — типичная одноканальная незамкнутая система массового обслуживания (СМО) со случайным входным потоком (в [1] он был принят пуассоновским [3]), постоянным временем обслуживания (т.е. вида М/В/1) и очередью. Как раз для этого случая в ТМО и выведены формулы Полячека-Хинчина [3,4], позволяющие оценить длину очереди т0, время ожидания toж и время обслуживания t0 (их средние значения) для установившегося процесса, соответственно:

" (1)

2(1 -а)

toж

а

2(1 - а) й

^ = ^ + ^ж + й^

(2) (3)

где а = Х/й — приведенная нагрузка (а < 1);

X — интенсивность потока (в случае пуассонов-ского потока — параметр закона, в общем случае — величина, обратно пропорциональная среднему интервалу времени между приходом людей);

й — интенсивность обслуживания (пропускная способность канала-выхода); tэ — время подъема по эскалатору.

Необходимо сразу отметить следующее:

1. В [1, 7] рассматриваются случаи, когда скорость потока Vне зависит от его плотности В — эскалаторы, аварийные выходы.

2. Если эвакуация (как уход людей от опасности в результате действия опасных факторов пожара (ОФП), угрозы террористического акта и т.п.) происходит через аварийный выход в безопасную зону, то tэ = 0. Если в безопасную зону необходимо двигаться по эскалатору, то tэ = Ь/Vэ (Ь — протяженность эскалатора, Vэ — скорость перемещения людей по нему)—это справедливо подмечено в [9].

3. Под термином "эвакуация" (в статье [9] на с. 40 этот вопрос поставлен тоже правильно) следует понимать в рамках данной задачи не только, как это сформулировано в п. 6.2 СНиП 21-01-97*, но и что эвакуация как составная часть мероприятий по спасению людей является частным видом основных боевых действий подразделений пожарной охраны [11, с. 12, п. 1.2]. А в п. 6.3 СНиП 21-01-97* прямо сказано, что "спасение осуществляется .. .через эвакуационные и аварийные выходы". Тем более, что для заглубленных станций метрополитена (на него разделы 6-8 СНиП 21-01-97* не распространяются, там действует свой СНиП 11-40-80) эскалатор является основным путем эвакуации при пожаре — об этом сказано и в учебнике по пожарной тактике [11, п. 18.3], и в Рекомендациях [12, п. 4.1.2]. Так что терминологических неясностей быть не должно.

4. Для незамкнутой СМО вида М/Б/1 или О/Б/1 с очередью пропускная способность канала (в статьях [1, 7] — эскалатора) с точки зрения ТМО — величина постоянная и не зависящая от входного потока. Для эскалатора, согласно СНиП 11-40-80, й = 8500 чел./ч « 141,7 мин-1 — это техническая характеристика, зависящая от скорости движения ступеней. Когда автор статьи [9] говорит о "разбросе значений пропускной способности", то желательно привести вероятностный закон этого "разброса".

5. ТМО не рассматривает очередь как самостоятельный поток. Если специально ничего не оговорено, то по умолчанию принимается правило РПРО [16] ("раньше пришел — раньше обслужил-ся", в англоязычной литературе — FIFO). В теории людских потоков (ТЛП) очередь можно рассматривать как поток на участке эвакуационного пути, имеющий высокую плотность D. Но, во-первых, аварийный выход или эскалатор не является эвакуационным путем в соответствии с п.п. 6.9 и 6.24 СНиП 21-01-97*, поэтому для расчета времени движения по нему неприменимы стандартизованные методы (ГОСТ 12.1.004-91, обязательное приложение 2), а во-вторых, почему один подход должен исключать другой?

6. Для станций глубинного заложения Петербургского и Московского метрополитена в работе [18] определено свое расчетное время эвакуации хр, исходя из геометрических размеров станций, пассажиропотоков, количества эскалаторов и др., которое с определенной долей условности можно считать нормативным.

Хочется поблагодарить уважаемого автора статьи [8] за полезные замечания. Весьма интересным в его статье является пример, касающийся применимости формулы Полячека-Хинчина (1) для широкого диапазона интенсивностей X и ц. Не исключено, что это нуждается в отдельном рассмотрении. Однако, учитывая приверженность автора статьи к конкретике, хотелось бы поинтересоваться: пропускная способность чего именно в его примере [8, с. 38] равна 1000 чел./мин? Имелся ли в виду какой-то новый суперэскалатор? Или все же это абстрактный пример?

Вынужден возразить на замечание, что "А. А. Таранцев... не догадывается, что в реальности слияние людских потоков может происходить в условиях, когда векторы направлений движений потоков не совпадают, а внутри суммарного людского потока происходят динамические процессы, влияющие на его движение". Очень даже догадывается, часто будучи непосредственно элементом людских потоков в метро и вне его. А вот догадывается ли сам уважаемый г-н Апаков А. В., что разработчики ГОСТ 12.1.004-91 (см. чертеж 1 и формулу (12) Обязательного приложения 2) и авторы учебников [13, 30] тоже "не догадались" эти векторы и динамические процессы учесть? Может быть, он им еще раньше высказал такое же замечание? Или предложил адекватные модели учета этого факторы? А может быть, не так уж и плохи принятые в ГОСТ 12.1.004-91 (Обязательное приложение 2) и в [13, 30] допущения?

Выражая признательность автору статьи [8] за то, что он назвал целую теорию (!) и некоторые формулы моим именем, вынужден отказаться от этой

"чести". Речь идет, как нетрудно догадаться из [1] и [7], только об оценках некоторых характеристик процесса движения людей через выходы, где скорость не зависит от плотности потока В (эскалаторы, аварийные выходы), с использованием известных положений ТМО. И только.

А вот замечания автора статьи [9] весьма полезны. Хотя можно сколь угодно долго дискутировать, является или нет входной поток пуассоновским — при малой плотности Б и слиянии потоков эту гипотезу нельзя отвергать (см. приведенные в [7] доводы), при значительной плотности, действительно, будет иметь некоторое последействие ввиду взаимовлияния людей при движении — распределение Ф0 (?) становится эрланговским или каким-либо другим (поток Пальма), и использовать аналитические выражения затруднительно. Собственно, эту проблему и решает представленная в [7] компьютерная программа — можно задать любое вероятностное распределение интервалов времени между приходами людьми во входном потоке ф0 (?), любую интенсивность ц и получить средние значения длины очереди, времени ожидания, вероятности отсутствия очереди. Это же можно сделать и в среде ОРББ [16]. При наличии огромного статистического материала установить конкретный вид распределения ф0 (?) мои уважаемые оппоненты вполне могли бы. А можно сделать еще проще — для оценки средней длины очереди при любом ф0 (?) воспользоваться универсальной формулой М. А. Файнбер-га [15]:

mo

g 2K 2 2(1 -g)

(4)

(К — коэффициент вариации распределения ф0 (?) [17]). Хотя, судя по тону статей [8-10], их авторам вряд ли это интересно.

Пример возможного пожара, приведенный в [9], когда на станции метро с одним эскалаторным тоннелем "очаг пожара находится непосредственно перед эскалатором" (пожар начался в натяжной камере эскалаторов или загорелось что-то в портале?) и путь через эскалатор блокирован, требует рассмотрения. Хотя вероятность такого пожара, как следует из статистики [18], незначительна, но это немного в стороне от темы дискуссии. Автор статьи [9] предлагает "эвакуировать людей через тоннель" (надо полагать, через перегонный или путевой тоннель). Однако с точки зрения пожарной тактики это достаточно рискованное решение, на которое РТП (руководитель тушения пожара) может пойти только в крайнем случае. Рекомендации [12] предписывают ввести сначала аварийный режим вентиляции для удаления дыма из эскалаторного тоннеля. Если это оказывается неэффективным, то эвакуация пасса-

жиров из зала станции организуется поездами — резервным из тупика или проходящими, освобожденными от пассажиров на соседних станциях (только один вагон может вместить свыше 260 пассажиров [12]). Но уж если и это не удается (полное отключение электроэнергии? авария поездов или повреждение рельсового пути одновременно с пожаром?), остается следовать рекомендациям автора статьи [9] и направлять пассажиров в тоннель, свободный от вагонов, предварительно сняв напряжение и включив аварийное освещение. А идти прий-дется по банкетке (площадка полуметровой ширины у стенки тоннеля, чуть выше рельсового пути; движение по шпалам чревато переломами конечностей), расстояния между станциями — сотни метров, в цепочку вытянулись люди разного возраста и физических возможностей. Конечно, ТМО тут не очень поможет. Как, впрочем, и ТЛП.

Также выражаю признательность автору статей [6, 10] за критику и разъяснение некоторых моментов. Конечно, несколько необычно выглядит в [10] разбор (мягко говоря) материалов, которые я имел неосторожность выслать ему в личном порядке — в научных кругах критика в печати неопубликованного — это что-то странное. Но нет худа без добра — как раз и разберем этот вопрос.

Вначале все-таки хотелось бы уточнить действительно ли фамилию А. Я. Хинчина следует читать "Хинчен", как это было два раза упомянуто автором статьи [10] нас. 45? В специальной литературе [3, 5, 16, 22] все-таки упоминается А. Я. Хитин. Где же правильно?

Теперь о задаче, хотя она и не относится напрямую к ТМО. Постановка следующая: есть горизонтальный эвакуационный путь длиной хе. На его начальном участке находятся эвакуирующиеся, расположившись случайно — плотность распреде-

ления ф0 (х), х > 0. В конце участка — выход в безопасную зону. Каждый эвакуирующийся может двигаться с постоянной только ему присущей скоростью V независимо от других — известна плотность распределения у (V). По сигналу в момент t = 0 все начинают двигаться к выходу. Требуется найти аналитические выражения для распределения ф(х, t) эвакуирующихся на пути в произвольный момент времени t и вероятность рэ того, что в момент tк (например, наступление ОФП на участке) эвакуирующийся достигнет выхода — аналогия в [23, рис. 8].

Решение данной задачи основывается на том, что расстояние, пройденное эвакуирующимся, складывается их двух случайных компонент — расстояния от начала пути на момент t = 0 и расстояния, пройденного эвакуирующимся за время t. Искомое распределение ф(х, t) является композицией [17, с. 271-274] распределений этих двух расстояний. К настоящему времени подготовлена статья с подробным математическим обоснованием данного подхода.

В заключение следует привести только некоторую статистику об успешном применении методов ТМО: строительство [21]; производство, ремонт автомобилей [17]; надежность [19, 17, 20]; АСУ [25, 26]; сельское хозяйство, рыболовство, торговля, сфера бытового обслуживания [5]; военное дело [5, 17, 27]; авиация [17]; управление воздушным движением в аэропортах [5] (а уж там "векторы направлений движений" и "динамические процессы" не меньше, чем указанные в [8], и ничего, ТМО работает); ПВО [5, 19]; биология, связь [5, 17]; пожарная охрана [28, 29]. Этот перечень можно было бы продолжать и продолжать, но что интересно — есть все-таки одна область, где возможность применения ТМО отрицается. Это эвакуация.

ЛИТЕРАТУРА

1. Таранцев А. А. Моделирование параметров людских потоков при эвакуации с использованием теории массового обслуживания // Пожаровзрывобезопасность. 2002. Т. 11. № 6. С. 54.

2. Предтеченский В. М., Милинский А. И. Проектирование зданий с учетом организации движения людских потоков. — М.: Стройиздат, 1979.

3. Вентцель Е. С. Исследование операций. — М.: Сов. Радио, 1972.

4. Кофман А., Крюон Р. Массовое обслуживание, теория и применение. — М.: Мир, 1965.

5. Новиков О. А., Петухов С. И. Прикладные вопросы теории массового обслуживания / Под ред. Б. В. Гнеденко. — М.: Сов. Радио, 1969.

6. Холщевников В. В. Что моделируем с использованием теории массового обслуживания // Пожаровзрывобезопасность. 2003. Т. 12. № 2. С. 39.

7. Таранцев А. А. Об одной задаче моделирования эвакуации с использованием теории массового обслуживания // Пожаровзрывобезопасность. 2003. Т. 12. № 3. С. 80.

8. Апаков А. В. К вопросу о целесообразности моделирования параметров людских потоков при эвакуации с использованием теории массового обслуживания // Пожаровзрывобезопасность. 2003. Т. 12. № 5. С. 37.

9. Исаевич И. И. По поводу статьи А. А. Таранцева "Об одной задаче моделирования эвакуации с использованием теории массового обслуживания" // Пожаровзрывобезопасность. 2003. Т. 12. № 5. С. 40.

10. Холщевников В. В. О моделировании людских потоков, в частности, при эвакуации // Пожаровзрывобезопасность. 2003. Т. 12. № 5. С. 44.

11. Пожарная тактика / Под ред. Я. С. Повзика. — М.: ВИПТШ МВД СССР, 1984.

12. Рекомендации по тушению пожаров в подземных сооружениях Петербургского метрополитена. — СПб.: Санкт-Петербургский филиал ВНИИПО МВД России, 1999.

13. Пожарная профилактика в строительстве / Под ред. В. Ф. Кудаленкина. — М.: ВИПТШ МВД СССР, 1985.

14. Еремеев Ю., Белов Е., Исаевич И., Барановская Т. Выбор оптимальной производительности эскалаторов // Метрострой. № 1. 1989.

15. Вентцель Е. С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. — М.: Наука, 1988.

16. Томашевский В., Жданова Е. Имитационное моделирование в среде СРББ. — М.: Бестселлер, 2003.

17. Вентцель Е. С. Теория вероятностей. Изд. 5-е, стереотипное. — М.: Высшая школа, 1998.

18. Ильин В. В., Беляцкий В. П., Чуприян А. П. Проблема противопожарной защиты метрополитенов и ее решение. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.

19. Кузин Л. Т. Основы кибернетики. Т. 2. Основы кибернетических моделей. — М.: Энергия, 1979.

20. Гнеденко Б. В., Беляев Ю. К., Соловьев А. Д. Математические методы в теории надежности. — М.: Наука, 1965.

21. Яблонский А. А. Моделирование систем управления строительными процессами. — М.: Изд-во строительных ВУЗов, 1994.

22. Риордан Дж. Вероятностные системы обслуживания. — М.: Связь, 1966.

23. Холщевников В. В. Исследования людских потоков и методология нормирования эвакуации людей из зданий при пожаре. — М.: МИПБ МВД России, 1999.

24. Липшиц А. Л., Мальц Э. А. Статистическое моделирование СМО. — М.: Сов. Радио, 1978.

25. Денисов А. А., Колесников Д. Н. Теория больших систем управления. — Л.: Энергоатом-издат, 1982.

26. Панюков А. П., Першилов В. И. и др. Устойчивость работы автоматических систем контроля и управления. — М.: Энергия, 1975.

27. Ефремов Р. Н. Стохастические динамические модели военной кибернетики. Учебное пособие / Теоретические основы прикладной кибернетики. Вып. 8.— М.: МО СССР, 1984.

28. Брушлинский Н. Н. Системный анализ деятельности пожарной охраны. — М.: МИПБ МВД России, 1998.

29. Шаровар Ф. И. АСУ и связь в пожарной охране. — М.: ВИПТШ МВД СССР, 1987.

30. Ройтман М. Я. Пожарная профилактика в строительном деле / Под ред. Н. А. Стрельчука. — М.: ВИПТШ МВД СССР, 1975.

Поступила в редакцию 29.12.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.