Наталья ПУТИЛИНА
ЕС: РАЙОН БАЛТИЙСКОГО МОРЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ
С середины 70-х годов XX века Европейский Союз уделяет значительное внимание региональной политике. Важнейшие этапы на этом пути: учреждение в 1973 году Европейского фонда регионального развития; проведение радикальной реформы Структурных фондов (СФ) в 1989 году; учреждение согласно Маастрихтскому договору в 1993 году Фонда сплочения и в 1994 году Комитета регионов.
В настоящее время региональное измерение европейской интеграции выражается в формировании и проведении политики регионов, направленной на сокращение региональных различий, усиление трансграничного и межрегионального сотрудничества, развитие общей инфраструктуры и экономических связей. Так, например, регион Балтийского моря, включающий в себя не только страны севера Европы, но и государства Балтии, а также северо-запад России, стал одним из основных проводников интеграционных процессов в Европе, и, в частности, региональной политики ЕС. Функционирование здесь таких региональных организаций, как Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева\ Евроарктического региона, специальных органов управления - Северного совета (консультативный орган сотрудничества между парламентами и правительствами), а также Совета министров Северных стран, реализация инициативы ЕС "Северное измерение"
- всё это позволяет говорить о том, что страны этого района уделяют особое внимание развитию региональной интеграции на севере Европы1.
Важную роль в осуществлении региональной политики играет новая инициатива Европейского Союза - по Балтийскому морю.
Предпосылки возникновения
Первая инициатива Евросоюза, направленная на развитие Балтийского региона, - "Северное измерение" (далее СИ), была представлена премьер-министром Финляндии П. Липпоненом в сентябре 1997 года на межправительственной конференции "Балтийский регион сегодня", в июне же 1999 года основные положения по её реализации были одобрены на встрече глав стран ЕС в Кельне2. Географическая зона действия СИ охватывает территорию Дании, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии, Польши, трёх стран Балтии и России3. В реализации проектов в рамках СИ теоретически могут принимать участие и третьи страны. Эта региональная инициатива аккумулирует финансовые и материальные ресурсы организаций ЕС и региона, включая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Северный инвестиционный банк (СИБ), способствуя их наиболее эффективному использованию. Её цель -укрепление стабильности, благополучия и устойчивого развития на Севере Европы. СИ сфокусировано на конкретном сотрудничестве для решения вопросов, связанных с общими вызовами и возможностями. Такое взаимодействие полезно не только для стран этого макрорегиона, но и для Европы в целом.
На саммите "Северного измерения", проведённом в Хельсинки в ноябре 2006 года, в период председательства Финляндии в Европейском Союзе, руководители стран-участниц одобрили для СИ новые основополагающие документы: Рамочный документ и Политическую декларацию. Принятые документы, которые действуют на постоянной основе, заменили планы действий "Северного измерения" на 2000-2003 и 2003-2006 годы и служат
" 4
руководством для его реализации в дальнейшем .
1 Разумнова Л., Балтенкова О. Расширение Европейского Союза: "Северное измерение". // МЭ и МО 2000. № 12.
© Путилина Наталья Александровна - аспирантка Высшей школы экономики.
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: стратегия ЕС по региону Балтийского моря, план действий, участие России.
2 Дерябин Ю. "Северное измерение" и интересы России [Электронный ресурс] // Современная Европа. 2000. № 2. http://www.ieras.rujoumal/joumal2.2000/6.htm
3 http://ec.europa.eu/comm/external_relations/north_dim/ndap/06_00_en.pdf
СИ продолжает акцентировать внимание на проблемах, имеющих особое значение для северных регионов, таких как уязвимая окружающая среда, здравоохранение и социальное благополучие, культурное разнообразие и вопросы коренных народов. Цель обновления основополагающих документов СИ - активизация политики "Северного измерения" и укрепление приверженности ей всех участвующих партнёров.
Инициатива СИ, направленная на расширение и укрепление всесторонних связей на севере Европы в сфере экологии, экономики, здравоохранения и транспорта, послужила основой для углубления сотрудничества между странами, а главное - для создания и начала осуществления первой всеобъемлющей стратегии ЕС на уровне "макрорегиона" - стратегии по Балтийскому морю. Она является внутренней для ЕС, но достижение конкретных результатов во многих её секторах требует сотрудничества с Россией и другими государствами. Кроме того, в опубликованном Европейским советом в декабре 2009 года поручении, касающемся стратегии, отмечается, что её внешние направления будут осуществляться в том числе и с участием структур Северного измерения1.
Как и для чего создавалась стратегия по Балтийскому морю
В декабре 2007 года заинтересованные государства - члены ЕС (Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Латвия, Литва, Польша и Швеция) обратились в Европейскую комиссию с просьбой подготовить стратегию ЕС для развития Балтийского региона. Начиная с ноября 2008 года стали проводится общественные консультации, осуществлённые Европейской комиссией через Интернет, и многочисленные общественные дебаты в восьми заинтересованных государствах - членах ЕС.
Десятого июня 2009 года Европейская комиссия обнародовала свои разработки по Балтийскому региону. Представленная Данутой Хюбнер, членом Европейской комиссии по региональной политике, стратегия направлена прежде всего на максимальное использование потенциала развития государств - членов ЕС и регионов в районе Балтийского моря, население которых без учёта прилегающих регионов России, составляет почти 100 миллионов человек. "Стратегия ЕС для Балтийского региона является большим шагом вперёд, так как она знаменует собой новый метод осуществления сотрудничества в Европейском Союзе. Она не предполагает создания новых законов или учреждений, но, скорее, основана на желании правительств и граждан государств - членов ЕС и регионов решить
4 Рамочный документ и Политическая декларация по политике "Северного измерения" представлены на официальном сайте "Северного измерения": http://ec.europa.eu/comm/extemal_relations/north_dim/ndap/06_00_en.pdf
1 http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/97669.pdf
неотложные общие задачи. Европейская комиссия предлагает комплексный план мероприятий, основанный на всесторонних консультациях с национальными и региональными правительствами, предпринимателями, общественными организациями и учёными. ЕС имеет все возможности координировать необходимую работу, чтобы направить имеющиеся ресурсы на спасение Балтийского моря, стимулирование торговли и повышения качества жизни каждого жителя этого региона", - сообщила Д. Хюбнер1.
Стратегия Европейского Союза для региона Балтийского моря сформулирована в трёх документах:
- Коммюнике Европейской комиссии, Совета и Европейского Парламента2;
- Плане действий, дополняющем Коммюнике, представленном Комиссии и Европейскому парламенту3;
- Рабочем документе организаций (институтов) Европейской комиссии, в
4
котором указаны предпосылки, подход и содержание стратегии .
Коммюнике обосновывает необходимость Балтийской стратегии, её основные цели и задачи. В нём отмечено, что при разработке были приняты во внимание меры комплексной морской политики ЕС, необходимость быстро реагировать на экологические изменения, затрагивающие Балтийское море, и применение опыта "СИ" для построения фундамента внешних аспектов сотрудничества региона.
План действий содержит первоначальный набор приоритетных мероприятий стратегии. Он будет регулярно пересматриваться государствами-участниками, в него могут быть включены мероприятия и других стран-членов ЕС и ключевых компаний-участников. Существующая версия плана, составленная в июне 2009 года, будет обновляться по мере и в контексте развития региона.
Европейская стратегия для региона Балтийского моря предусматривает развитие таких сфер, как: окружающая среда (например, решение проблемы промышленных сточных вод); экономика (в частности, поощрение внедрения инновационных технологий на малых и средних предприятиях); энергетика и транспорт (улучшение транспортного сообщения в том числе); безопасность (например, совершенствование реагирования на аварии).
Эти сферы в плане действий подразделены на 15 приоритетных направлений, включающих в себя 80 крупных региональных проектов в области энергетики, транспорта, охраны окружающей среды, инноваций, научных исследований,
1 http ://ec.europa.eu/regional_policy/cooperation/baltic/
2 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions concerning the European Union Strategy for the Baltic Sea Region.
http://ec.europa.eu/regional_policy/cooperation/baltic/pdf/communication/com_baltic_en.pdf
3 Action Plan. http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/official/communic/baltic/ac-tion2009.pdf
4 Europe's Strategy for the Baltic Sea Region. http://eu.baltic.net/Baltic_issues.3549.html
туризма, общественной безопасности5. Координация каждого из них возложена на государство-член ЕС (участвуя сразу в нескольких проектах одновременно, оно в результате несёт ответственность за все направления), которое будет работать над его реализацией в тесном контакте с другими государствами, а также местными и региональными властями, межправительственными и неправительственными организациями (см. рис.1).
Рисунок 1.
Структура стратегии Европейского Союза по региону Балтийского моря
Ьйр://ес.(
Сокращение сброса питательных веществ в море до допустимого уровня
Сохранение природных зон и биоразнообразия, включая виды рыб
Уменьшение использования и сброса опасных веществ
Превращение в модельный регион для экологически безопасного судоходства
Смягчение влияния климатических изменении и адаптация к' ним
Устранение барьеров для создания внутреннего рынка региона Балтийского моря
Реализация всего потенциала региона в сфере исследований и инноваций
Внедрение законопроекта о поддержке малого бизнеса для развития предпринимательства, усиления малого и среднего бизнеса и роста эффективности использования трудовых ресурсов
Повышение устойчивости ведения (стабильности) сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства
Улучшение доступа к энергетическому рынку, повышение его эффективности и безопасности
Совершенствование внутренних и внешних транспортных взаимосвязей
Поддержание и усиление привлекательности региона Балтийского моря
Превращение в ведущий регион в сфере безопасности на море
Предотвращение аварий на море и на суше
Снижение преступности и ущерба от трансграничных правонарушений
О я
Формирование стратегии обусловлено текущими потребностями региона и всего Евросоюза. Спустя пять лет после последнего масштабного расширения ЕС, регион всё ещё сталкивается с серьёзными трудностями. Состояние моря ухудшается из-за чрезмерных сбросов в него нитратов и фосфатов, а его биологическое разнообразие находится под угрозой. Требует улучшения взаимосвязь экономических систем присутствующих здесь стран. Статистика демонстрирует их излишнюю зависимость от торговли с ближайшими соседями. Регион страдает и от больших расстояний как внутри него самого, так и в отношении остальной Европы: например, поездка на поезде из Варшавы в Таллинн занимает 36 часов. Ещё одной проблемой является изолированность Литвы, Латвии и Эстонии с точки зрения энергоснабжения. Наконец, увеличивающееся количество нефтеналивных танкеров, использующих для своих маршрутов Балтийское море, представляет собой постоянную угрозу аварий и даже экологических катастроф.
Существует большая потребность в улучшении координации между многочисленными заинтересованными государственными органами. Многие из стоящих в настоящее время перед регионом задач лежат в сфере политики и компетенции ЕС. Программы структурных фондов ЕС, действующие в регионе, создают необходимую основу для тесного сотрудничества по реализации стратегии. Европейская комиссия обращается со своими предложениями к государствам - членам ЕС, а также признает, что многие задачи могут быть решены только в сотрудничестве с Россией.
Основной плюс стратегии заключается в том, что теперь все восемь стран ЕС, входящих в регион Балтийского моря - Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Латвия, Литва, Польша и Швеция, могут планировать свою деятельность и расставлять приоритеты, зная, что их соседи также вкладывают в развитие региона свои силы и средства.
Важно также подчеркнуть, что ЕС впервые разработал всеобъемлющую стратегию на уровне "макрорегиона". Она могла бы вдохновить применение аналогичных подходов в таких районах, как Средиземноморье или бассейн реки Дунай. В частности, она является первым шагом по направлению к региональной реализации комплексной морской политики ЕС1.
1 Directive 2008/56/EC of the European Parliament and of the Council of 17 June 2008 establishing a framework for community action in the field of marine environmental policy (Marine Strategy Framework Directive), OJ L 164, 25/6/2008. P. 19).
Основные проекты стратегии
Программы ЕС имеют большое значение для Балтийского региона и под них подводится солидная финансовая база. В период с 2007 по 2013 годы регион получит более 50 миллиардов евро инвестиций1. Сюда входят, в том числе, 27 миллиардов на улучшение доступа в регион, почти 10 миллиардов на охрану окружающей среды, 6,7 миллиарда на развитие конкурентоспособности и 697 миллионов евро на обеспечение безопасности и предотвращение рисков. Разнообразие проблем, как отмечалось на неофициальной встрече министров иностранных дел стран ЕС в Лейпциге в 2007 году, делает этот регион прекрасной моделью для применения подхода территориального сплочения.
Европейская Комиссия, выдвигая вышеупомянутый индикативный План действий, со своей стороны, согласовала его со странами-членами ЕС и региональными крупными компаниями-участниками для того, чтобы содействовать внедрению проектов.
Намеченные меры сгруппированы в четыре блока в соответствии с основными направлениями стратегии, но сделано это только для наглядности: каждый блок связан с широким набором политик и будет влиять на все другие блоки2.
Первый блок - экологическая устойчивость Балтийского региона реализуется на основе таких документов, как Рамочная директивная морская стратегия Евросоюза (The Marine Strategy Framework Directive) и План действий в зоне Балтийского моря Хельсинской комиссии3. Они направлены на оказание воздействия на окружающую среду, учитывая общие принципы политики ЕС в отношении сельского хозяйства, рыболовства и транспорта.
Уникальные характеристики Балтийского моря и экологическая нагрузка на него требуют макрорегионального подхода, чтобы предотвратить ухудшение ситуации в долгосрочной перспективе. Это признано уже давно. Поэтому план действий по экологии предусматривает сокращение сброса питательных веществ
1 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the regions concerning the European Union Strategy for the Baltic Sea Region/Brussels, 10.6.2009 COM(2009) 248 final. Page 5.
2 Commission staff working document accompanying the communication from the Commis -sion to the European parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions concerning the European Union strategy for the Baltic sea region Action plan, May 2010.
3 ХЕЛКОМ является руководящим органом "Конвенции по защите морской среды Балтийского моря", известной под названием Хельсинкская конвенция. Основная деятельность Хельсинкской комиссии или ХЕЛКОМ направлена на защиту морской среды Балтийского моря от всех источников загрязнений и реализуется в рамках межправительственного сотрудничества Германии, Дании, Европейского сообщества, Латвии, Литвы, Польши, России, Финляндии, Швеции и Эстонии. http://www.hel-com.ru/about .
в море до допустимого уровня; сохранение природных зон и биоразнообразия, включая отдельные виды рыб; уменьшение использования и сброса опасных веществ; превращение региона в модельный для экологически безопасного судоходства; смягчение влияния климатических изменений и адаптацию к ним.
Представление об этом дают текущие и запланированные проекты на уровне отдельных государств и в рамках региона:
• Латвия. Текущие проекты: второй этап разработки водных коммуникаций в Лиепае и в Даугавпилсе, завершаемый к концу 2010 года. Будущий проект: корректирующий вариант для канала Лиепая - Кароста.
• Эстония. Реконструкция водопроводов и очистных сооружений Нарвы.
• Литва. Первая стадия проекта обустройства речного бассейна центральной части Немана, финансируемая фондом политики Единство с 2000 по 2006 год, срок окончания: конец 2010 года.
• Польша. Проекты по строительству очистных сооружений в Варшаве (стоимость 585 миллионов евро, Щецине (282 миллиона евро), Вроцлаве (158 миллионов евро), Познани (104 миллиона евро), Гданьске (121 миллион евро) и Кракове (121 миллион евро).
• Проект, финансируемый Европейским парламентом (стоимость 3,5 миллиона евро), по защите Балтийского моря от наземных угроз путём сокращения сброса сельскохозяйственных отходов.
Второй блок - процветающая экономика, а также общая сельскохозяйственная политика (с особым акцентом на развитие сельских территорий) -ориентирован на то, чтобы превратить регион Балтийского моря в экологически устойчивый и процветающий. Политика создания Единого рынка и Лиссабонский договор, включающий Закон о малом бизнесе, составят основу соответствующих разделов стратегии, в частности, связанных с политикой развития единого Европейского исследовательского пространства. Финансирование будет осуществляться за счёт седьмой Рамочной программы Евросоюза1.
Сегодня регион Балтийского моря чётко делится на процветающие, инновационные север и запад и развивающиеся восток и юг. Тем не менее, различия между наиболее успешными в сфере инноваций регионами в ЕС, включающими страны Северной Европы и Германию, и регионами с высокообразованными молодыми кадрами, но недостаточно развитой инфраструктурой, такими как Польша и три страны Прибалтики, дают возможности для дополнительной ко-операции и развития с выгодой для обеих сторон. В частности, такая кооперация откроет реальные возможности малому и среднему предпринимательству, особенно в инновационной сфере.
1 Европейская Седьмая Рамочная Программа (7РП / FP7) является основным финансовым инструментом Европейского Союза (ЕС) для поддержки международного сотрудничества научно-исследовательской деятельности практически во всех научных областях. Это самая большая и единственная Программа для финансовой поддержки международной научно-исследовательской деятельности в Европе. Общий бюджет FP7 Программы составляет 53 миллиарда евро. Программа запущена в 2007 году и будет завершена в 2013 году.
В нынешних условиях, когда ЕС столкнулся с серьёзным экономическим кризисом, необходимо использовать преимущества единого рынка, с одной стороны, и максимизировать выгоду от инноваций, с другой. Стратегия создаёт возможности дальнейшего снижения барьеров для торговли и получения больших выгод от единого рынка, чтобы использовать потенциал значительных различий в развитии инноваций. Кроме того, важно поддерживать рентабельность и конкурентоспособность ключевых секторов сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства с целью увеличения их вклада в экономику и устойчивое развитие.
Для достижения высокой продуктивности, высокого уровня инновационности и устойчивого экономического роста региону Балтийского моря необходимо также укрепить интеграцию рынка труда. Высокий уровень занятости, хорошие рабочие места, наличие хорошо подготовленных и адаптирующихся кадров, отсутствие социальной исключённости - это необходимые составляющие обеспечения конкурентоспособности и привлекательности региона.
О движении в нужном направлении в рамках блока дают представление такие проекты, как:
- "Оптоволоконная долина" (финансируемый Швецией) и сопутствующий шведский проект "Testbed Gavleborg";
- сотрудничество университетов: шведская программа Ostra Mellansverige (2007-2013), финансирующая проект под названием "PRIM" (процессы и отношения в инновационных средах). Она развивает связи между университетами и бизнес-инкубаторами. Её совокупная стоимость - 6,5 миллиона евро;
- JOSEFIN - софинансирование инновационных программ предприятий малого и среднего бизнеса. Представляет собой европейский территориальный проект кооперации длительностью с января 2009 по декабрь 2011 года. Совокупная стоимость - 3,9 миллиона евро;
- поморский технопарк в Польше - совокупная стоимость 48 миллионов евро.
Третий блок мер посвящён повышению доступности и привлекательности
региона Балтийского моря. Трансъевропейские транспортные и энергетические сети являются основной составляющей его развития. Кроме того, Европейский план оздоровления экономики для выхода из кризиса предполагает дополнительную финансовую поддержку многим энергетическим инфраструктурным проектам в регионе. Кооперация с Россией в сфере рыболовства будет обеспечиваться в соответствии с Соглашением о рыболовстве между ЕС и Россией1.
Балтийское море и окружающие его прибрежные территории на протяжении всей истории были доступны для торговли и прочих коммуникаций. За два последних десятилетия в инфраструктуру сделаны значительные инвестиции, но ещё много предстоит сделать, прежде чем инфраструктура всех стран региона Балтийского моря достигнет среднего уровня стран ЕС. Наземные
1 http://ec.europa.eu/regional_policy/cooperation/baltic/
дороги и морские пути должны быть гораздо более удобными и "дружественными" к окружающей среде. Восток и север региона остаются ещё чрезмерно изолированными от остальных частей ЕС. Регион должен играть всё большую роль и как ворота в Азию, особенно за счёт развития железнодорожного сообщения.
Безопасное и стабильное обеспечение района энергией является особенно проблематичным. Несмотря на то, что некоторые страны имеют здесь собственные энергетические ресурсы, большинство из них сильно зависит от импорта. Активное развитие внутрирегиональных связей предотвратило бы возможные перебои в поставках энергии. Не менее важны и отношения между людьми, которые могут быть укреплены мероприятиями в сфере образования, туризма и здравоохранения.
Реализуемые и планируемые проекты смогут существенно продвинуть выполнение задач, входящих в третий блок. В их числе:
• Латвия. Реконструкция восточно-западного железнодорожного коридора (стоимость 100 миллионов евро), срок окончания - 2010 год; модернизация сигнальных систем латвийского восточно-западного железнодорожного коридора (стоимость 90 миллионов евро), срок окончания -2010 год.
- Будущие проекты: первый этап строительства дороги Рига - Кокнесе (оценочная стоимость 291 миллион евро); железная дорога "Балтика", в частности, реконструкция и развитие железнодорожных сетей TEN-T1 (оценочная стоимость 80 миллионов евро).
• Эстония. Разработка дороги "Via Baltica", в частности создание дороги в Пярну в Эстонии (стоимость 43 миллиона евро); улучшение доступности островов Балтийского моря, улучшение состояния гаваней и аэропортов на этих островах (стоимость 46 миллионов евро).
• Литва. Дизайн и разработка железной дороги "Железная дорога Балтика", финансируемые фондом политики Единство (2007-2013 гг.) (стоимость 135 миллионов евро). Начало проекта: 2012 год.
• Реконструкция и развитие железнодорожных сегментов TEN-T, включая 6 проектов, финансируемых фондом политики Единство (стоимость 167 миллионов евро). Все проекты будут завершены к концу 2010 года.
• Германия. Улучшение состояния гавани Любека в земле Шлезвиг-Гольштейн (стоимость 13,1 миллиона евро); расширение морского туризма в земле Шлезвиг-Гольштейн (стоимость 5,5 миллиона евро); транспортные инвестиции в строительство железной дороги Берлин - Росток (стоимость 315 миллионов евро) и скоростной автомобильной дороги A 14 (стоимость 1,4 миллиарда евро).
• Польша. Основные транспортные проекты: дорога С 22 Эльблаг -Гжехотки (116 миллионов евро) и часть железной дороги E 65 Варшава -Гданьск (1,261 миллиарда евро). Запланированы проекты: железная дорога "Балтика" (до литовской границы, 182 миллиона евро); продолжение железной
1 http://ec.europa.eu/transport/infrastructure/basis_networks/guidelines/doc/pp_implementati on_progress_report_may0 8 .pdf
дороги E 65 (Варшава - Гданьск: 801 миллион евро), автомобильная дорога С7 Гданьск - Эльблаг - 346 миллионов евро и "Via Baltica" до границы с Литвой -511 миллионов евро, а также аэропорты Гданьска (149 миллионов евро), Ольштына (74 миллиона евро), Щецина (21 миллион евро) и Косзалина (на стадии рассмотрения Зегрже - Поморске - 13,82 миллиона евро). Стоимость проектов оценочная.
Четвёртый блок стратегии посвящён безопасности в регионе. Её обеспечение будет достигаться с учётом прогнозируемых значительных перемен в ближайшие годы: по экспертным оценкам судоходство существенно возрастёт, следовательно, увеличится риск загрязнения Балтийского моря. Кооперация в этой сфере уже существует, но должна быть значительно усилена, чтобы регион стал мировым лидером в области обеспечения морской безопасности. Происшествия на море, кораблекрушения могут иметь катастрофические последствия. Расширение ЕС и углубление кооперации внутри ЕС в области уголовного права означают, что региональная деятельность по противодействию преступности должна быть сфокусирована на усилении практики трансграничного взаимодействия. Нужно также готовить регион к возрастающим экстремальным погодным условиям, связанным с изменениями климата. В числе проектов, в частности:
• Эстония. Повышение эффективности эстонских спасательных судов для борьбы с лесными пожарами, химическими и нефтяными загрязнениями и природными бедствиями - 5 разных проектов (общей стоимостью 12 миллионов евро).
• Финляндия. Развитие культуры морской безопасности - проект МЕТКУ (730,000 евро) и проект СОКО II - контроль за разливом нефтяных пятен (650,000 евро).
* * *
Стратегия ЕС для региона Балтийского моря является ключевым инструментом обеспечения территориального сплочения макрорегиона, как для морских, так и для континентальных территорий. В этом контексте она нацелена на обеспечение того, чтобы политики на всех уровнях (локальном, региональном, национальном и на уровне ЕС, на море и на суше) были ориентированы на достижение конкурентоспособности, интеграции и устойчивого развития региона. Реализация стратегии должна способствовать достижению территориальной интеграции: сокращению различий в уровне развития территорий, созданию равных условий жизни, росту диверсификации активов, определению потенциала регионов, обеспечению хорошего доступа к инфраструктуре и сфере услуг, усилению полицентризма, установлению прочных связей между городскими и сельскими территориями, обеспечению качественного управления на основе равного участия и использования общих ресурсов, сохранению экосистемы за счёт управления и планирования использования Балтийского моря.
Регион Балтийского моря - удачный пример макрорегиона, поскольку на его территории расположен ряд отличающихся стран и множество административных районов, но при этом проблемы, стоящие перед всеми ними, - общие, что делает необходимым и правильным разработку единого стратегического подхода. Другие территории ЕС также начинают всё больше идентифицировать себя как макрорегионы, поэтому подход, применённый в Балтийской стратегии, может стать маяком для разработки других макрорегиональных стратегий в ЕС.
Такой, макрорегиональный, подход определяется ЕС как инструмент инновационной политики и является хорошим примером усилий, направленных на преодоление общих проблем, стоящих перед ЕС, и более эффективной координации территориальной и отраслевых (секторальных) политик для их преодоления.