Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
УДК 324, 327 Людмила БАБЫНИНА
ЕС - ГЛОБАЛЬНЫЙ АКТОР ИЛИ ГРАЖДАНСКАЯ СИЛА?
Аннотация. Длительный период своего развития Европейский союз выступал на международной арене как мощное экономическое объединение, проводившее ценностно ориентированную внешнеполитическую деятельность. Отсутствие серьёзной военной составляющей в интеграционном процессе позволяло охарактеризовать ЕС как гражданскую силу (Civilian power). Заметная активизация сотрудничества в сфере обороны в начале XXI в., а также усиление роли ЕС в решении глобальных проблем современности позволяет говорить об изменении статуса Евросоюза на международной арене.
Ключевые слова: Европейский союз, гражданская сила, глобальное управление, глобальная стратегия.
Согласно известной работе Гарниша и Мауля, внешнеполитическая деятельность государства, которое позиционирует себя как гражданскую силу, характеризуется шестью элементами:
1. усилиями по ограничению применения силы на основе сотрудничества и мер коллективной безопасности;
2. усилиями по укреплению верховенства права на основе многостороннего сотрудничества, интеграции и частичной передачи суверенитета;
3. продвижением демократии и прав человека как внутри государств, так и международной арене;
4. содействием ненасильственным формам регулирования и разрешения конфликтов;
5. содействием социальному равенству и устойчивому развитию;
6. содействием взаимозависимости и разделению труда1.
Деятельность Европейского союза в рамках политики содействия развитию, оказания гуманитарной помощи, миротворчества, продвижения демократических принципов и прав человека, сотрудничества с международными организациями, в первую очередь с ООН, политически обусловленной политики соседства и расширения позволяет охарактеризовать его как гражданскую силу. Однако изменение общемировой ситуации в начале XXI в. и появление новых угроз безопасности заставило ЕС усилить свою активность на международной арене и расширить сферы её применения.
В Стратегии безопасности 2003 г. Европейский союз впервые заявил о приверженности «эффективной многосторонности»,2 которая подразумевает «действенность международных организаций, режимов, договоров и форумов в противостоянии глобальным вызовам и угро-зам»3 и позволяет реализовывать концепцию глобального управления, в первую очередь, че-
© Бабынина Людмила Олеговна - кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра политической интеграции Отдела исследований европейской интеграции ИЕ РАН; доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected].
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520181014
1 Harnisch S. & Maull H. (eds.). Germany as a Civilian Power? The foreign policy of the Berlin Republic. Manchester University Press, 2001. P.4.
2 A Secure Europe in a Better World. European Security Strategy. Brussels, 12 December 2003. P. 10.
3 Европейский союз в глобальном экономическом управлении. Отв. ред. М.В. Стрежнева. М., ИМЭМО РАН, 2017. С. 6.
рез работу международных организаций, где активность Евросоюза значительно возрастает. В документе также было подчёркнуто, что, в отличие от очевидной угрозы времён холодной войны, современные угрозы не носят чисто военного характера и не поддаются решению военными средствами1. Тем не менее, в именно этот период ЕС начинает активно развивать оборонную составляющую и формировать силы быстрого реагирования для проведения военных операций и гражданских миссий, направленных на предотвращение кризисов и посткризисное урегулирование.
В 2016 г. ЕС принял новый, основополагающий для внешней политики, документ - Глобальную стратегию2. В нём определены пять приоритетов внешней деятельности Евросоюза: создание надёжной европейской обороны, поддержание устойчивости соседних государств, предотвращение конфликтов и посткризисное урегулирование, сотрудничество с региональными организациями, главенствующая роль ООН в глобальном управлении и соблюдение прав человека.
Признавая важную роль НАТО в обеспечении европейской безопасности, лидеры ЕС в последнее время всё больше внимания уделяют развитию оборонной сферы и военного потенциала. Усиление европейской обороны направлено, в первую очередь, на повышение внутренней и внешней безопасности Евросоюза, которая включает в себя в основном невоенные угрозы, а именно борьбу с терроризмом, гибридными угрозами, экономической нестабильностью, изменением климата и энергетическую безопасность. Кроме того, совершенствование европейских сил быстрого реагирования ЕС должно способствовать повышению эффективности миссий и операций в различных частях света, предотвращению кризисов и устранению их последствий.
Особое значение Европейский союз придаёт международному праву. «ЕС верит в силу закона, а не закон силы» . На практике это означает повышенное внимание к соблюдению прав человека, в мире в целом, и в отдельных странах, в частности, гендерному равенству, правам женщин. Евросоюз придерживается многостороннего порядка и признаёт важность выполнения целей ООН по устойчивому развитию. Существуют программы совершенствования отношений с региональными организациями и отдельными крупными игроками на мировой арене. ЕС играет важную роль в деятельности ВТО, где именно он, а не государства-члены, заключает официальные соглашения4.
Политика развития, которая должна способствовать повышению устойчивости государств и широкому доступу к общим благам, становится чрезвычайно важным направлением внешней деятельности ЕС в свете повышения нестабильности в странах Ближнего Востока и сахаро-сахельской зоны и обострения миграционной проблемы. Евросоюз не просто оказы-
1 A Secure Europe in a Better World. European Security Strategy. Brussels, 12 December 2003. P. 7.
2 A Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy. Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. June 2016.
3 Priorities of the EU Global Strategy. URL: https://europa.eu/globalstrategy/en/priorities-eu-global-strategy.
4 Это обусловлено тем, что Общая торговая политика находится в исключительной компетенции Союза.
5 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Proposal for a new European Consensus on Development Our World, our Dignity, our Future. Strasbourg, 22.11.2016 COM (2016) 740 final.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, N»5
вает гуманитарную помощь в нестабильных регионах, но и прилагает значительные усилия для создания рабочих мест, доступа к образованию, здравоохранению и смягчению последствий изменения климата. Конечно, не всегда его усилия имеют желаемый результат, но их наличие в любом случае продуктивнее отсутствия каких-либо программ. Евросоюз также пытается привлекать частные инвестиции в нестабильные регионы, опираясь на Европейский план внешних инвестиций. ЕС и государства-члены совместно были и остаются крупнейшим донором для слаборазвитых стран. На их долю приходится более половины средств, направленных на программы помощи развитию1.
Европейский союз уделяет большое внимание предотвращению конфликтов и посткризисному урегулированию. За почти двадцать лет Евросоюз накопил большую практику в данной сфере. Если военные операции ЕС успешно проводил в Африке и на Балканах, то география полицейских миссий, направленных на совершенствование работы различных государственных институтов и ведомств, значительно шире и охватывает практически все регионы мира. Проведение миссий и операций ЕС всегда согласовывается с ООН.
Особый интерес для Европейского союза представляет деятельность по борьбе с климатическими изменениями. В этой сфере ЕС признан полноправным участником международного регулирования и стал действительным лидером среди мирового сообщества. Во многом эти достижения обусловлены консолидированной позицией интеграционных институтов и стран Евросоюсза. Экологическая и климатическая политика ЕС имеет нормативное обоснование, а также общий интерес государств-членов2.
Ещё одним важным направлением внешней политики ЕС остаётся расширение и программа Восточное партнёрство. Здесь Евросоюз выступает как нормативная сила, транслируя свои правила, нормы и ценности странам кандидатам и партнёрам, меняя тем самым не только внутреннее устройство этих стран, но и региональные отношения. Кроме того, для государств Западных Балкан ЕС представляется гарантом поддержания мира и стабильности в регионе.
Необходимо отметить, что степень влияния и успех продвигаемых Европейским союзом инициатив в различных направлениях внешней политики во многом зависит от степени консолидации государств-членов и интеграционных институтов. Если общая позиция достижима, то возможности ЕС как полноценного актора в мировой политике и глобальном управлении значительно повышаются. Именно поэтому наибольших достижений Европейский союз добился в сфере борьбы с климатическими изменениями и в адаптации стран-кандидатов на вступление и близких партнёров.
Последние события, в частности, создание Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO) и усилия по развитию собственного военного потенциала демонстрируют некоторый отход ЕС от концепции гражданской силы. Очевидны также увеличение активности Евросоюза в работе международных организаций и форматов, лидирующие позиции объединения в борьбе с климатическими изменениями и в рамках политики содействия развитию.
1 OECD Development Cooperation Report 2018. P. 19.
2 Европейский союз в глобальном экономическом управлении. Отв. ред. М.В. Стрежнева. М., ИМЭМО РАН, 2017. С. 137.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
Нормативная и гражданская составляющие внешней политики Европейского союза не стали в этих условиях менее значимыми, но получили новые способы реализации. На важность усиления именно гражданской силы ЕС для ответов на современные вызовы безопасности обращают внимание члены Европарламента1. Превращение Европейского союза из региональной организации в глобального игрока на мировой арене, при его ограниченном военном потенциале, позволяет рассматривать ЕС как глобальную гражданскую силу в международных отношениях.
Литература
Европейский союз в глобальном экономическом управлении. Отв. ред. М.В. Стрежнева. М., ИМЭМО РАН, 2017.
A Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy. Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. June 2016.
A Secure Europe in a Better World. European Security Strategy. Brussels, 12 December 2003.
Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Proposal for a new European Consensus on Development Our World, our Dignity, our Future. Strasbourg, 22.11.2016 COM (2016) 740 final.
Harnisch S. & Maull H. (eds.). Germany as a Civilian Power? The foreign policy of the Berlin Republic. Manchester University Press, 2001.
OECD Development Cooperation Report 2018.
The EU Global Strategy: Implications for Russia. Institute of Europe, Russian Academy of Sciences; Egmont - The Royal Institute for International Relations. Ed. by Olga Potemkina. M., 2017.
References
A Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy. Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. June 2016.
A Secure Europe in a Better World. European Security Strategy. Brussels, 12 December 2003.
Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Proposal for a new European Consensus on Development Our World, our Dignity, our Future. Strasbourg, 22.11.2016 COM (2016) 740 final.
Evropejskij soyuz v global'nom ehkonomicheskom upravlenii. Otv. red. M.V. Strezhneva. M. Strezhneva (ed.). Moscow, IMEMO RAS, 2017.
Harnisch S. & Maull H. (eds.). Germany as a Civilian Power? The foreign policy of the Berlin Republic. Manchester University Press, 2001.
OECD Development Cooperation Report 2018.
1 См., например: Strengthen Europe as a civil power. URL: https://www.greens-efa.eu/en/article/press/strengthen-europe-as-a-civil-power/
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
The EU Global Strategy: Implications for Russia. Institute of Europe, Russian Academy of Sciences; Egmont - The Royal Institute for International Relations. Ed. by Olga Potemkina. M., 2017.
The EU is a global actor or civilian power?
Author. Ludmila Babynina, PhD(Political Sciences), Leading Research Associate, Head of the Centre for Political Integration, Department of European Integration Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences; Associate Professor, Faculty of World Politics, Lomonosov Moscow State University. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. For a long period of its development the European Union acted in the international arena as a powerful economic community, which conducted value-based foreign policy activities. The absence of a serious military component in the integration process made it possible to characterize the EU as a civilian power. The noticeable intensification of cooperation in the field of defense at the beginning of the XXI century, as well as the strengthening of the EU's role in solving global problems of present time, suggests a change in the status of the European Union in the international arena.
Keywords: the European Union, Civilian power, global governance, Global Strategy.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520181014
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5