ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ
УДК 327
Михаил НОСОВ
ЕС - АВСТРАЛИЯ: ОТ НАСТОРОЖЕННОСТИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
Отношения ЕС с Австралией никогда не были приоритетной проблемой для Брюсселя. Определялось это всегда существовавшей и сегодня сохраняющейся, хотя и в меньшей степени, чем раньше, её исторической ориентацией на Великобританию. Ещё одной причиной второстепенное™ этих отношений для ЕС был относительно небольшой объём политических и экономических связей с Австралией. Сегодня отношения между ними играют всё большую роль, как для Брюсселя, так и для Канберры. Австралия стала одной из ведущих держав мира, членом 0-20, страной, входящей в 15 крупнейших экономик мира. Особый интерес для ЕС представляют и возрастающее с каждым годом влияние Австралии в Азиатско-Тихоокеанском регионе и прежде всего в регионе Океании, стабильность которого, как показал кризис 2006 г. в Тиморе Лесте стала частью глобальной безопасности. Для Австралии, которая остаётся частью европейской цивилизации и Западного мира, Европа всегда играла и продолжает играть огромную роль в её политике, экономике, образовании и культуре.
Первые европейцы вступили на землю Австралии, Новой Зеландии и островов Океании ещё в XVII в., когда голландцы Биллем Янсзон и Абел Тасман открыли и описали новые земли. В ходе трёх кругосветных экспедиций английский исследователь Джеймс Кук в 1776-1779 гг. неоднократно плавал в водах южной части Тихого океана и посещал Австралию и Новую Зеландию, которые по праву "ничейной земли1" стали фактически принадлежать британской короне. В 1788 г. одиннадцать британских кораблей высадили около тысячи заключённых, офицеров, солдат и гражданских чиновников на берег в юго-восточной Австралии, названного Новый Южный Уэльс. За отдалённость от Англии это место было выбрано для расселения там преступников.
1 Ничейная земля - terra nullius в международном праве земля, которая никогда не была чьей-либо собственностью.
© Носов Михаил Григорьевич - член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Европы РАН. Адрес: 125993 Москва, Моховая, ул., д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected] Ключевые слова: Австралия, Великобритания, Евросоюз, политика, экономика. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320153242
Колонизация Австралии, как, впрочем, и других жемчужин английской короны, шла примерно по схеме, описанной в сатире "Путешествия Гулливера" Джонатана Свифта. "Юнга открывает с верхушки мачты землю; пираты выходят на берег, чтобы заняться грабежом и разбойничеством; они находят безобидное население, оказывающее им хороший приём; дают стране новое название, именем короля завладевают ею, водружают гнилую доску или камень в качестве памятного знака, убивают две или три дюжины туземцев, насильно забирают на корабль несколько человек в качестве образца, возвращаются на родину и получают прощение. Так возникает новая колония, приобретённая по божественному праву".
Дальнейшее освоение континента англичанами в чём-то повторяло историю колонизации Америки, но во многом отличалась от неё. Похожим было столкновение европейской политики и культуры с интересами коренных жителей. Ни индейцы Америки, ни аборигены Австралии не испытывали особой радости от появления пришельцев. Кук, который в конце концов сам в 1779 г. был убит аборигенами на Гавайях, считал, что коренное население Тихого океана "намного счастливее нас, европейцев; не имея никакого представления не только об излишествах, но даже о самых необходимых удобствах, к которым так стремятся в Европе, они счастливы в том, что не знают их" [Макинтайр, 2011: 43].
Отличалась колонизация континентов тем, что в Австралию прибыли каторжники, солдаты и чиновники, а в Америку - религиозные пуритане, что определило то, что в Австралии изначально создавалась исправительная колония, а прибывшие в Америку строили "храм на холме" и мечтали о независимости, без которой его создание было невозможным. Отличалась колонизация и тем, что Америка принимала иммиграцию со всей Европы, тогда как в Австралию до конца Второй мировой войны ехали в основном жители Великобритании, что долгое время определяло политическую и экономическую неразрывность новой колонии и метрополии. Первая волна иммигрантов из континентальной Европы стали массово приезжать в Австралию, после того как премьер министр Австралии Роберт Мензис в 1949 г. принял программу привлечения переселенцев из Европы.
Исторически Америка формировалась как независимое государство, а Австралия, даже получив в 1901 г. статус доминиона, а в 1931 г. по Вестминстерскому статуту став полностью самостоятельной, в качестве формального главы государства сохраняет королеву Великобритании, которую представляет генерал-губернатор, правда, назначенный по рекомендации австралийского правительства. По определению Верховного судьи Австралии М. Кирби страна юридически стала полностью независимой лишь после принятия конституционного "Закона Австралии 1986", в соответствии с которым, "Парламент Великобритании перестал обладать правом юридической власти в отношении Австралии" [ЮгЫ, 69].
Большая часть сегодняшних австралийцев до определённой степени ощущают свою общность с Европой и в первую очередь с Великобританией, с которой её связывает долгая история и членство в Содружестве Наций, куда входят бывшие колонии британской империи. До конца Второй мировой войны главным источником иммиграции в Австралию была Великобритания, а с середины 1940-х значительное число людей переселилось сюда из континентальной Европы. В 1945 г. правительство Австралии направило специальную миссию в Европу в поисках источников иммиграции. В то время численность населения страны составляла 7,5 млн человек, и приток переселенцев из Великобритании уже не обеспечивал прироста населения. Австралия была готова принимать по 70 тыс. человек в год, что позволило увеличить население в 1951 г. до 8,4 миллиона.
Современная Австралия была создана переселенцами из Европы, из потомков которых сегодня состоит 70% живущих в стране, что до сих пор определяет её
общность с Европой и её принадлежность к Западу. По официальной статистике на июнь 2014 г. в Австралии проживало 23,8 млн человек, из которых 6,6 млн были рождены вне страны. Из Европы приехало около 2 млн человек, включая 1,2 млн из Великобритании [Migration Australia, 2015]. Второй по значению группой иммигрантов, являются выходцы из Китая - около полумиллиона человек.
Отношения Австралии с послевоенной Европой, а затем с ЕС прошли несколько этапов. До вступления Великобритании в Европейский Союз Великобритания оставалась основным внешнеполитическим и экономическим партнёром Канберры. До начала Второй мировой войны дипломатическая служба Австралии находилась в зачаточном состоянии. В 1939 г. существовало лишь представительство внешнеполитической службы в Лондоне и в Вашингтоне при Британском посольстве. В 1940 г. были учреждены посольства в Вашингтоне, Оттаве, Лондоне и Токио. Во время войны к ним добавились посольства в Москве, Чунцине и в Нумеа в Новой Каледонии.
Процесс формирования ЕЭС, начатый в 1950-х гг., долгое время не слишком волновал Канберру, чья политика и экономика была традиционно ориентирована на Великобританию. Однако ситуация изменилась, после того как Лондон в 1960-х гг. начал переговоры о вступлении в сообщество. Канберра внимательно, и с определённым чувством ревности, следила за перипетиями начавшихся переговоров. Наибольшее беспокойство у неё вызывала проблема экспорта сельскохозяйственной продукции, поскольку Великобритания являлась основным потребителем австралийской шерсти, мяса и других сельхозпродуктов и крупнейшим торговым партнёром страны, на которую приходилось более 30% австралийского экспорта и импорта. Являясь членом Британского Содружества наций, Австралия с большой пользой для себя пользовалась преференциальными тарифами на ввоз продукции сельского хозяйства в Великобританию.
В случае вступления Англии в ЕЭС Австралия опасалась не только потерять английский рынок, но и попасть под действие принятой ЕЭС в 1962 г. Общей европейской сельскохозяйственной политики (European Common Agricultural Policy -CAP), согласно которой, с одной стороны, устанавливались высокие ввозные тарифы на ввоз сельхозпродукции в содружество, а с другой - предоставлялись субсидии для собственных производителей.
В Канберре, несмотря на две неудачные попытки Великобритании в 1961 и 1967 гг. присоединиться к Европейскому Союзу, допускали её вступление в Сообщество, и распространение на неё сельскохозяйственной политики ЕЭС. Это заставляло Австралию начать как политику диверсификации своей политики и торговли, так и установления рабочих связей с ЕЭС.
В мае 1960 г. было принято решение направить видного дипломата сэра Эдвина МакКартнн послом Австралии, что, по словам министра иностранных дел Австралии Гарфильда Барвика, было "продиктовано огромным интересом к тому, что происходит с этой европейской организацией" [Barwik]. Однако прошло почти два года, прежде чем МакКартни приехал в Брюссель, и 1962 год считается годом установления дипломатических отношений между Австралией и ЕС.
Несмотря на этническую близость к Европе, географическая отдалённость Австралии не способствовала глубокому пониманию процессов, идущих в странах "исхода". В итоге Австралия сохраняла традиционные отношения с Лондоном, а её отношения с ЕЭС долгое время носили достаточно формальный, а временами напряженный характер, Связано это было прежде всего с ожиданием того, что вступление Британии в ЕЭС отрицательно скажется на экспорте Австралии.
Политика диверсификации рынков, главной целью которой было сокращение торговой зависимости от Великобритании, проводилась достаточно успешно, совпав с началом широкого выхода Австралии на сырьевые рынки. С 1958 по 1972 г. её экс-
порт в Англию сократился с 31,4% до 9,6%, а импорт - с 38,6% до 18,6% [EP Report, 1979]. В 1966 г. Великобритания уступила первое место в экспорте Японии, а крупнейшим импортёром стали Соединённые Штаты [Tweedie, 171]. Одним из последствий этой диверсификации стало признание Австралией КНР в 1973 г., что во многом было связано с попыткой переориентировать австралийскую торговлю, а возможно, и политику на Азию.
Вступление Великобритании в ЕЭС в 1973 г. не слишком обрадовала Австралию, что было связано не только с проблемами экспорта сельскохозяйственных товаров, но и с решением английского премьер министра Вильсона в 1971 г. сократить, а затем к 1975 г. прекратить своё военное присутствие "к востоку от Суэца, что затрагивало вопросы безопасности Австралии. Как заявил в 1973 г. премьер-министр Австралии Роберт Мензис, "мы считаем, что вступление Великобритании в ЕЭС будет иметь далеко идущие последствия. В настоящее время это выглядит как существенный отход или даже отказ от традиционной британской политики баланса сил. Решение вступить в ЕЭС чётко демонстрирует отход от прежней политики и её вовлечение в европейские проблемы" [Neville, 637].
Расширение ЕЭС, по мнению австралийской исследовательницы Патриции Мюр-рей, "стало поворотным моментом во внешней политике страны, в её торговле, и особенно в её отношениях с ЕЭС как с коллективным институтом" [Murray, 2005: 11]. После 1973 г. отношения Австралии с союзом в основном концентрировались вокруг намерения Канберры иметь тот же уровень экспорта сельскохозяйственных товаров в европейские страны, который существовал в торговле Австралии с Великобритании до её присоединения к союзу. Австралия, и не без оснований, считала, что общая сельскохозяйственная политика принесёт ей наибольший урон среди стран-экспортёров сельхозпродукции. Со своей стороны, в ЕЭС считали её требования необоснованными и эгоистичными и отказывались идти на какие-либо уступки. Эта проблема долгое время оставалась своеобразным фоном развития отношений, поскольку именно она была основной темой визитов австралийских премьеров в Брюссель и переговоров должностных лиц ЕС в Австралии.
В сентябре 1974 г. Австралию посетил вице-президент Европейской комиссии сэр Кристофер Соме, в своё время занимавший пост министра сельского хозяйства Великобритании. В своих переговорах с руководством Австралии, он призвал их "не драматизировать ситуацию с проблемами австралийского сельскохозяйственного экспорта в Европу" и "не спеша начать выстраивать наши отношения" [Australian Foreign Affairs Record, 579]. В ходе переговоров он предложил начать проведение регулярных официальных встреч между ЕЭС и Австралией и первая такая встреча состоялась в декабре того же года, когда Европу, впервые за 15 предыдущих лет, посетил премьер-министр Австралии Гоф Уитлэм, в программе которого был визит в Европейскую комиссию. После встречи с президентом Европейской комиссии Роем Дженкинсом Уитлэм заявил, что "в Австралии и в Европе существует мнение, что Европа больше не интересует Австралию, что наши устремлению направлены исключительно в Азию, Японию и в страны, лежащие к северу от нас, однако это ложное представление" [Australian Government Digest, 1974: 1284]. В своей речи он отметил необходимость пересмотра цен на сельскохозяйственные продукты, "которые неотделимы от стоимости других товаров и в частности цен на энергоресурсы". Уитлем рассчитывал, что в условиях энергетического кризиса ему удастся получить уступки ЕЭС в обмен на поставки урана из Австралии. Однако этим надеждам не удалось сбыться.
Ставший в 1975 г. премьер министром Австралии Малкольм Фрейзер объявил одним из важнейших приоритетов необходимость доступа на рынки ЕС и развитие отношений между Австралией и Европой. Неофициальные консультации на уровне министров Австралии и ЕЭС были начаты в 1976 г., а после того как в 1980 г. ЕС от-
крыл своё дипломатическое представительство в Канберре было принято решение проводить ежегодные саммиты на министерском уровне между Австралией и ЕС, первый из которых состоялся в декабре 1981 г., став ежегодным.
Премьер-министр в 1977 г. учредил пост министра по специальным переговорам с ЕЭС, на который был назначен видный политик и будущий премьер министр Джон Говард. Новый министр был направлен в Брюссель для переговоров, повестку которых участвовавший в обсуждении председатель Европейской комиссии Рой Джен-кинс назвал "крайне грубой и глупой" [Jenkins, 145].
В качестве ответа на протекционизм ЕС и других стран в 1986 г. по инициативе Австралии и под её постоянным председательством была создана так называемая Группа Кэрнс, названная так по местечку в австралийском Квинсленде, где состоялась первая встреча представителей 19 стран, основных производителей сельскохозяйственной продукции, на которые приходится около четверти её мирового производства.
Австралия рассматривала процесс расширения ЕС как усиление позиций Брюсселя в вопросах торговли сельскохозяйственной продукцией. Комментируя расширение ЕС министр иностранных дел А. Даунер в 2003 г. назвал подход Брюсселя к этой проблеме "узким и минималистским". По его словам, "абсолютно очевидно, что расширенный и более сильный Европейский Союз усилит его возможности поддерживать нас или противодействовать нам... Это требует от нас быть бдительными и активными" [Downer]. Тем ни менее Австралия взяла курс на расширение контактов с Брюсселем, включая визиты премьер министров в Брюссель и столицы стран союза. Параллельно шла активизация связей с другими странами и существующими государственными объединениями.
Конфликт начал смягчатся по мере диверсификации австралийской торговли. В 1991 г. была создана Комиссия высокого уровня по энергетике, в 1994 г. было заключено соглашение с ЕС по вину и Соглашение по сотрудничеству в сфере технологий и науки [Murray, 24-25]. Урегулирование вопросов торговли сельхозпродуктами проходило и в рамках глобализации мировой экономики, создания ВТО в 1995 г. и проведения уругвайского раунда переговоров об устранении барьеров в торговле товарами и услугами, начавшегося в 1986 г.
За последние годы переговоры в рамках ВТО привели к значительному устранению тех преференциальных тарифов на импорт сельскохозяйственной продукции, которые существовали в ЕС. Создание единого рынка ЕС способствовало расширению возможностей Австралии в торговле с Европой. В то же время, по словам исследователя Австралийского национального университета Дональда Кэнона, "это не значит, что Австралия и группа Керне должна прекратить отстаивать свои законные интересы в рамках раундов ВТО" [Kenyon, 18].
В 1990-е гг. обе стороны прилагали усилия по преодолению противоречий и созданию предпосылок по развитию двусторонних отношений. В 1991 г. была создана двусторонняя Комиссия высокого уровня по энергетике, в 1994 г. было подписано двустороннее Соглашение о научно-техническом сотрудничестве, а в июне 1997 г. в Люксембурге была подписана совместная Декларация об отношениях между Австралией и ЕС. Документ, в котором прежде всего подчёркивалась важность сотрудничества и "глубокая приверженность сторон к защите прав человека" носил общий характер. Важным было то, что в нем были намечены такие рамки диалога и консультаций между сторонами, как консультации на уровне министров, диалог между парламентариями. Речь шла и о саммитах, проведение которых было определено "возникновением необходимости" [Joint Declaration, 1997]. В феврале 1994 г. ЕС подписал с Австралией первое в своей истории соглашение с промышленно-развитой страной, регулирующее отношения сотрудничества в высоко технологичных сферах, включая биотехнологии, медицину и информационные технологии.
В развитие Декларации в 2002 г. в Брюсселе в рамках консультаций была принята Программа сотрудничества на пять лет. В ней шла речь о развитии сотрудничества в сфере безопасности в рамках начавшегося в том же году Стратегического диалога ЕС-Австралия о торговле и помощи развивающимся странам, об общих задачах в развитии технологий, транспорта и образования1. В 2007 г. после длительной подготовки и обсуждения появился документ "Рамки партнёрства между ЕС и Австралией", который высоко оценивал достижения предыдущих лет, развивал предыдущие два документа и бюрократизировал сложившиеся связи. Теперь ЕС и Австралия участвовали более чем в десяти совместных консультациях, встречах и заседаниях самого различного, но официального уровня. В документе отмечались "общие интересы уважения к правам человека, к фундаментальным свободам, демократии и верховенству закона". Говоря о долгосрочных и среднесрочных задачах сотрудничества, подчёркивалась "важность международного управления глобальными вызовами путём развития международных и региональных институтов и эффективного сотрудничества в их рамках". Отмечалась "необходимость обмена мнениями по вопросам региональной архитектуры Азиатско-тихоокеанского региона".
В отличие от предыдущих документов здесь были поставлены конкретные задачи и намечены пути их решения. В числе первоочередных задач сотрудничества были отмечены такие, как совместная работа по предотвращению терроризма в рамках, начавшего свою работу в 2004 г., Джакартского центра сотрудничества по предотвращению правонарушений (JCLEC), участие в региональном форуме АСЕАН, в миссии ООН в Мьянмаре, в работе Верховного комиссара ООН по правам человека. В сфере экономики предполагалось сотрудничество по устранению последствий глобального экономического кризиса в рамках G-20, сотрудничество в сфере сертификации пищевых продуктов и фармацевтики, диалог по развитию торговли и инвестиций и ряд других мер [Partnership].
В сентябре 2006 г. теневой министр иностранных дел Австралии Кевин Радд в своём выступлении в Сиднейском университете сформулировал внешнеполитическую программу оппозиционной лейбористской партии. Концепция базировалась на "Креативной дипломатии государства среднего уровня" [Crousher]. Приоритетами этой политики Радд определил как союз с США, включая военное американское присутствие в Австралии, членство Австралии в ООН и углубление вовлечённости в азиатскую политику, через АСЕАН и другие международные форумы.
Став премьер-министром в 2007 г., Радд изменил политические приоритеты и сделал укрепление отношений с ЕС важнейшей целью своей политики, сосредоточив внимание на заключении нового рамочного соглашения о сотрудничестве с ЕС. Другим приоритетом политики стало развитие отношений с Азией, где Австралия имела прочные экономические позиции. Сделав задачей своей дипломатии улучшение международного имиджа Австралии, Радд выбрал ЕС и страны Азии как площадку политической активности, где все игроки в большей или меньшей степени стремятся проводить независимую политику, соблюдая или хотя бы декларируя дистанцирование от Вашингтона.
По сути, эта политика была в русле новой попытки отхода от проведения политики поддержки той или другой великой державы и обоснования независимости австралийской дипломатии, на этот раз не от Великобритании, а от Соединённых Штатов. По определению австралийских политологов Г. Эванса и Г. Брюса, "государства среднего уровня" недостаточно сильны, чтобы в большинстве случаев диктовать свою волю, однако могут быть достаточно упрямыми, чтобы представить свою точку
1 Australia and EU: an agenda for cooperation (www.eeas.europa.eu/australia/docs/australia_cooperation_en_pdf
зрения тем, кто думает также, что позволяет им действовать соответственно" [Evans, 344]. Во многом попытка отхода от приоритетности отношений с Вашингтоном в пользу Европы и Азии была продиктована с обещанием премьер-министра вывести австралийские войска из Ирака.
В октябре 2010 г. на 8-м саммите стран АСЕМ в Брюсселе Австралия присоединилась к этой организации. Участвовавшая в саммите премьер министр Австралии Джиллард объявила о планах заменить существующее рамочное соглашение между ЕС и Австралией новым Договором о всеобъемлющем сотрудничестве, которой в будущем может стать основой для соглашения о свободной торговле (FTA). Отмечая важность готовящегося соглашения, она сказала, что всё происходящее в отношениях между Брюсселем и Канберрой до сих пор было "помолвкой к нашему браку, к которому мы готовы" [The Australian].
Это предложение было поддержано руководством ЕС. Посетивший в сентябре 2011 г. Австралию, председатель Еврокомиссии Ж. Баррозу во время встречи с премьер-министром Джиллард подчеркнул, что "отношения между Австралией и Европой основаны на взаимно разделяемых ценностях и крепких культурных, исторических, человеческих связях" и новое соглашение будет способствовать их развитию [Joint Statement, 2011].
Острота проблемы экспорта австралийской сельхозпродукции в Европу значительно снизилась, после того как в 2013 г. ЕС принял решение об отмене экспортных субсидий для сельскохозяйственных товаров. Однако возникла новая проблема, после того как в апреле 2012 г. Европарламент принял решение о том, что "любые договорные отношения с третьими странами, с промышленно развитыми и развивающимися, включая секторальные соглашения, соглашения в сфере торговли, технической или финансовой помощи должны включать в себя ясно выраженные пункты о защите прав человека и демократии, без всяких исключений"1. Австралия категорически отказалась вносить пункт о соблюдении прав человека в торговые договора между ними. В Канберре считали, что торговое соглашение между двумя демократическими обществами не нуждается в призывах к соблюдению прав человека. Австралия выступала против включения пункта о защите прав человека в двусторонние торговые соглашения, ещё и потому, что опасалась возможности для независимых профсоюзов или организаций аборигенов обращаться с жалобами непосредственно в ЕС.
С 2003 по 2012 г. импорт ЕС из Австралии вырос с 9 млрд евро до 14,5 млрд, но в 2014 г. сократился до 9,1 млрд. За тот же период экспорт ЕС в Австралию вырос с 17,5 млрд евро до 33,9 млрд евро, сократившись в 2014 г. до 29,6 млрд, что в первую очередь было связано с глобальным спадом экономической активности. В торговле Австралии с Европой в 2014 г. 87,2% пришлось на ЕС, где крупнейшими партнёрами оставалась Великобритания (24,3% от общего объёма торговли Австралии с ЕС), Германия (20,2%), Франция (9,8%), Нидерланды (6%) [Composition of Trade, 2014].
Для Австралии ЕС наряду с Китаем, Японией, Кореей и США является крупнейшим торговым партнёром. В 2013 г. в импорте Австралии ЕС занимал второе место после Китая - 17,6% от общего объёма импорта. В экспорте ЕС уступал Китаю, Японии и Южной Корее - 4,9% от объёма экспорта. В то же самое время в торговле ЕС Австралия в 2014 г. занимала лишь 35-е место в импорте - 0,5% и 15-е место в экспорте - 1,7% от общего объёма экспорта. В импорте ЕС из Австралии в 2014 г. более 60% пришлось на продукты первичной переработки, включая 21,5% на продукцию сельского хозяйства, 39,5% на минеральное сырьё. На готовые изделия пришлось 26,7%. В феврале 1994 г. было подписано важное для Австралии Соглашение
1 www.europarl.europf.eu/sides/getDoc.do?type=TA&-2012-0126&language=EN&ring=a7-2012-0086
о торговле вином, что сделало её крупнейшим экспортёром вина в Европу. Соглашение было расширено в 2010 г. В 2013 г. на Австралию пришлось более 6% импорта вина в ЕС, что сделало её крупнейшим импортёров этой группы товаров. Австралия является крупнейшим поставщиком в ЕС свинца, цинковых руд, шерсти и рапса, вторым по значению поставщиком титановых руд и баранины. В экспорте ЕС в Австралию в 2014 г. 87,1% пришлось на готовую продукцию, больше половины из которой пришлось на продукцию машиностроения и транспорт, включая автомобили.
В 2013 г. Австралия в торговле услугами ЕС имела дефицит более, чем в 10 млрд евро. Экспорт ЕС 18,8 млрд, импорт 8,2 млрд.
ЕС является крупнейшим инвестором в экономику Австралии, что позволило создать в стране около полмиллиона рабочих мест, что с учётом мультипликационного эффекта составляет более 12% рабочей силы страны. В Австралии работает свыше 2400 европейских компаний [Joint Statesment, 2911]. На конец 2013 г. ЕС инвестировал в экономику Австралии 10,4 млрд евро, а австралийские инвестиции в ЕС составили 5,2 млрд евро. Доля накопленных инвестиций Австралии в экономике ЕС составила 27,1 млрд евро, а в австралийскую экономику ЕС вложил 122,1 млрд евро. На конец 2013 г. в накопленных прямых инвестициях в Австралии на США пришлось 26,7%, на Великобританию - 22,9%, на прочие страны ЕС - 6,2%. Австралийские накопленные зарубежные инвестиции на конец 2013 г. шли прежде всего в США (28,9%), в Великобританию (15,7%), в прочие страны ЕС (12,2%)\
ЕС и Австралия активно сотрудничают в вопросах оказания помощи как в рамках официальной помощи в рамках развития (ODA) , так и помощи странам при чрезвычайных обстоятельствах. Австралия стала первой страной, с которой было заключено так называемое соглашение о делегированной помощи, в соответствии с которым одна сторона осуществляет доставку и распределение общей помощи, что в первую очередь было связано с рациональностью использования географического расположения стран доноров и реципиентов - например, ЕС оказывал общую помощь Южному Сомали, а Австралия Фиджи.
Если говорить об общих целях и задачах торговой политики Брюсселя и Канберры, то прослеживается заинтересованность в дальнейшем устранении тарифных барьеров, прежде всего в торговле с азиатскими странами, в укреплении либерализации торговли услугами на финансовом, транспортном и телекоммуникационном рынках в рамках уругвайского раунда ВТО 1995 г. Между Австралией и ЕС уже существует ряд двусторонних соглашений в сфере науки и технологий, развивается сотрудничество в сфере взаимного признания товарных стандартов и образования. Для ЕС Австралия является опорой и проводником его политики в отношении островных государств Тихого океана. В определённой степени это относится и к отношениям между ЕС и Азией, учитывая то, что Австралия играет всё большую роль не только в экономике, но и в политике этого континента.
Во время своего пребывания в Австралии в сентябре 2011 г. председатель Европейской комиссии Баррозу отметил роль Австралии в политике ЕС в Азии. "Мы с радостью наблюдаем растущие экономические связи Австралии с Азией и хотели бы использовать ваш опыт в этом регионе" [Barroso, 2011]. Для Австралии оказывается востребованным опыт ЕС по формированию и развитию общего рынка для развития
1 Подсчитано по: International investment Australia 2013, Department of Trade Affairs and Trade, December 2014, p. 41.
2 Австралия остаётся одним из крупнейших доноров в рамках официальной помощи в сфере развития (ODA), объём которой в 2010-2011 г. составил 4,3 млрд долл. Практически вся помощь направляется в Азию, четверть которой направляется в островные страны Тихоокеанского региона (Budget 2010-2011 Australian Government (budget.gov.au).
торговли со странами Азии и островными государствами Тихого океана. Австралия пытается согласовать общую политику с ЕС в сфере торговли, что усиливало позиции и Брюсселя, и Канберры на переговорах в рамках ВТО. Это потребовало, по словам Кевина Радда, "сосредоточиться не на различиях, а на общих торговых интересах" [Rudd and Ashton, 2011].
Отношения между Европой и Австралией в сфере безопасности начали формироваться в период Первой мировой войны, когда английские доминионы оказались вовлеченными в войну, несмотря на то что происходящие в Европы события не слишком касались их интересов. Австралия отправила в Европу сначала 20-тысячный корпус, который в 1915 г. высадился на Галлиполийском полуострове и вместе с войсками Антанты вел боевые действия против Османской империи. Позже к ним присоединился Австралийский и новозеландский армейский корпус (АНЗАК), а 25 апреля, день их высадки, стало национальным праздником Австралии и Новой Зеландии - днём повиновения погибших в войнах.
Во Второй мировой войне военные действия пришли уже в Австралию, которая уже 3 сентября 1939 г. объявила войну Германии. Австралийские лётчики участвовали в "Битве за Британию", сражались в Северной Африке. Во время Тихоокеанской войны японцы высадились в Новой Гвинее у северной оконечности Австралии, бомбили Порт Дарвин, а сама Австралия стала тылом и штабом операций союзников против Японии. В эти годы сложилось военное сотрудничество между Австралией и США, что позже отразилось в создании в 1951 г. военного блока АНЗЮС, куда первоначально вошли Австралия, Новая Зеландия1 и США, а затем просуществовавшего с 1956 по 1977 гг. блока СЕАТО, куда кроме этих трёх стран вошли Великобритания, Франция, Пакистан, Таиланд и Филиппины. С точки зрения Канберры, участие в этой организации должно было служить для страны защитой от распространения коммунизма.
Основой безопасности Австралии остаётся АНЗЮС, куда кроме неё входят США и формально Новая Зеландия, которая в 1986 г. фактически приостановила членство в этой организации из-за антиядерной позиции лейбористского правительства Новой Зеландии. До сих пор американские войска размещены на севере Австралии в Дарвине и в других местах. Австралия принимала участие в войне в Корее, Вьетнаме, в первой войне в Заливе, в войне в Ираке.
Австралия направила в Афганистан более тысячи военнослужащих, а после января 2015 продолжает участие в подготовке кадров афганских служб безопасности. Австралия внесла 280 млн долл. в фонд поддержки афганской армии. ВМС Австралии участвует в силах НАТО, проводящие операции против пиратов у берегов Сомали. В октябре 2011 г. министр иностранных дел Австралии Радд вместе с Эштон председательствовали на Форуме по борьбе с пиратством в Индийском океане.
До 11 сентября 2001 г. связи между ЕС и Австралией в сфере безопасности были минимальными, какими они остаются и по сегодняшний день. В то же время в рамках глобализации террористических угроз сотрудничество связи в этой сфере между НАТО, в который входит большинство стран ЕС, и Австралией значительно выросли, особенно после того как Австралия приняла решения присоединиться к проводимой под эгидой альянса операции ISAF в Афганистане. Австралия направила около 1500 своих военных в Афганистан, что явилось наибольшим контингентом среди стран не входящих в НАТО.
В июне 2012 г. Австралия и НАТО в ходе визита генерального секретаря НАТО Андерс Расмуссена подписали политическую декларацию об углублении стратегического партнёрства перед лицом общих угроз. В документе говорилось, что "несмотря
1 Новая Зеландия в августе 1986 г. фактически вышла из блока в связи с антиядерным курсом правительства лейбористов.
на то что Австралия и страны НАТО отдалены географически, нам выгодно тесное сотрудничество в борьбе с глобальными вызовами безопасности". Затем в феврале 2013 г. стороны подписали Программу индивидуального партнёрства и сотрудничества между НАТО и Австралией, что было закреплено во время саммита НАТО в Уэльсе в 2014 г., в котором приняла участие премьер-министр Австралии Джулия Джиллард. Программа признала Австралию "ценным, умелым и надёжным" партнёром и привилегированным соратником1.
После того как министр иностранных дел Австралии А. Доунер в мае 2004 г. впервые посетил штаб-квартиру НАТО, положив начало постоянным контактам между руководством блока и высшими должностными лицами Австралии, обе стороны поддерживали интенсивные связи на самом высоком уровне. Высшие должностные лица НАТО неоднократно посещали Австралию, а министры иностранных дел Австралии наносили визит в штаб-квартиру НАТО в 2006, 2008, 2012, 2015 гг., премьер-министры Австралии встречались с руководством НАТО в Брюсселе в 2010, 2012, а с 2012 г. регулярно принимали участие в саммитах НАТО. В 2012 г. Австралия назначила посла при штаб-квартире НАТО.
Развитие связей с НАТО способствовало и вовлечению Австралии в программы ЕС в сфере безопасности, сотрудничество с которым здесь ограничивалось проведением операций по оказанию помощи. В ноябре 2014 г. ЕС и Австралия начали переговоры по проведению совместных антитеррористических операций. Сотрудничество в этой сфере между Брюсселем и Канберрой пока предусматривает прежде всего обмен информацией о существующих угрозах безопасности [Joint Deckaration].
Отношения между ЕС и Австралией пережили разные периоды развития. Амбивалентное отношение Канберры к формированию Европейского Союза, сменилось настороженностью противоречий по проблемам экспортных потерь Австралии, которые в конечном итоге получили своё разрешение. Обе стороны, между которыми не существует серьёзных противоречий, осознали выгодность и перспективность развития двусторонних связей. Сегодня общность интересов Австралии и ЕС определяется их общим подходом к глобальным проблемам, среди которых терроризм, изменение климата, нераспространение, наркотики и многие другие. Австралия активно сотрудничает с ОБСЕ и АСЕМ, что расширяет её контакты с Европой.
Можно согласиться с оценкой этих отношений, которую в 2012 г. дал министр иностранных дел Австралии Боб Kapp, сказав, что "и ЕС, и Австралия могут гордиться тем, чего мы смогли достичь в последние 50 лет. Сегодня мир во многом стал более миролюбивым и в некотором смысле это наша общая заслуга. Однако за мир и взаимопонимание надо продолжать борьбу. Мы живём в мире серьёзных и драматических изменений. Лучшим ответом, на те трудные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, будет наша совместная работа"2. Географическая отдалённость двух континентов не мешает развитию взаимовыгодных отношений в рамках процессов глобализации.
Список литературы
Макинтайр Стюарт. (2011) "Краткая история Австралии", Весь мир, М. с. 43.
References
1997 Joint Declaration on relations between Australia and the European Union (www.eeas.europa.eu/australia/docs/australia_joint_declaration_en.pdf)
Australian Foreign Affairs Record, 45,9, September 1974, p. 579.
Australian Government Digest, 1 October-31 December 1974, p. 1284.
Barroso J. (President of the European Commission), Shared futures: Europe and Australia in the 21st century:
1 www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_94097.htm
2 50th anniversary of relations with the European Union, Australian Minister for Foreign Affairs Bob Carr, May 24, 2012.
keynote address at Australia National University, Canberra, 6 September 2011, viewed 1 August 2012, http://parlinfo.aph.gov.au/parlInfo/search/display/display.w3p;query=Id%3A%22library%2Fjrnart%2F1070229%22
Barwick G. (Attorney-General, Acting External Affairs Minister), Question: Trade, House of Representatives, 11 May 1960, viewed 1 August 2012, http://parlinfo.aph.gov.au/parlInfo/search/display/display.w3p;query=Id%3A%22hansard80%2Fhansardr80%2F 1960 -05-11%2F0043%22
Budget 2010-11 Australian Government (budget.gov.au)
Composition of Trade Australia 2013-14, Department of Foreign Affairs and Trade, December 2014 p. 122. Croucher G., "Australia as a creative middle power, again?" 4 May 2009, Australian Policy Online apo.org.au/commentary/
Downer A., "EU Enlargement: Meeting the Challenges of the Global Security and Trade Environment", April 16, 2003 (foreignminister.gov.au/speeches/2003/030416_eu.html)
EU-Australia Partnership Framework (www.eeas.europa.eu/australia/docs/australia_pfw_en_pdf European Parliament (EP), Report on Economic and Trade Relations between the EEC and Australia, 15 January 1979, Working Document 546/78 p. 9-10.
Evans G., Bruce G. (1991) Australia's Foreign Relations in the World of the 1990s, Melbourne University Press, Carlton Victoria, P. 344.
International investment Australia 2013, Department of Trade Affairs and Trade, December 2014, p. 41. Jenkins, R. (1989) European Diary 1977-1981, London: Collins, p. 145.
Joint Declaration. Toward a closer EU-Australia Partnership. Brussels, 22/04/2015, EU External Actions, eeas.europa.eu/statements-eeas/2015/150422_04_enen.htm
Joint statement with the President of the European Commission, Australian Government, Department of the Prime Minister and Cabinet, September 5, 2011.
Kenyon D., The EU and Australia: Prospects for a Closer Trade and Economic Partnership, ANU Natonal Europe Centre Paper No. 42, p. 18.
Kirby M. "Reflections on Constitutional Monarchy", in: Wayne Hudson and David Carter (eds.) The Republicanism Debate, New South Wales University Press, Kensington, N.S.W., p. 69. Makintajr Stjuart. (2011) "Kratkaja istorija Avstralii", Ves' mir, M. s. 43.
Meaney N., (1985) "Australia and the World. A documentary history from the 1870s to the 1970s", Longman Cheshire, Melbourne, p. 637.
Migration Australia, 2013-14, Australian Bureau of Statistics, January 31, 2015.
Murray P., (2005) Australia and the European Superpower: Engaging with the European Union, Melbourne, Melbourne University Press, p. 23-24.
Rudd K. and Ashton K., (2011) Joint press conference Canberra, Australia 31 October 2011 http;//foreignminister.gov.au/transcript/2011/kr_tr_111031_joint_press_conference.htm
The Australian, August 1, 2010 (http://parlinfo.aph.gov.au/parlinfo/search/display/display.w3p;query=id%3A%22media%2F1910276%22)
Tweedie, S., (1994) Trading Partners: Australia and Asia 1790-1993, Sydney: University of New South Wales Press, p. 171.
EU - Australia: from alertness toward cooperation
Author. Nosov M.G. Doctor of History, Corresponding Member Russian Academy of Sciences, deputy Director of the Institute of Europe Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mohovaja Str., Russia, Moscow, 125009. E-mail: [email protected]
Аннотация. Отношения между EC и Австралии никогда не были приоритетом для Брюсселя. Было установлено, что всегда существовали и до сих пор сохранились, хотя и не в таких масштабах, британская ориентация Австралии. Ещё одна причина для вторичной позиции этих отношений для ЕС является относительно небольшой масштаб экономического и политического взаимодействия. Эти отношения меняются для обеих сторон после того, как Австралия вошла в G-20 клуб, одна из 15 крупнейших экономик мира. Особый интерес для ЕС имеет расширение австралийского влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и в первую очередь в Океании. Для Австралии, которая до сих пор чувствует себя частью европейской цивилизации, Европа всегда играла большую роль в его политике, экономике и культуре.
Absract. The relationship between the EU and Australia have never been a priority for Brussels. It was determined by the pro-British orientation of Australia. On the EU side, another reason for the secondary position of these relations is relatively small scale of economic and political interaction. However the situation has been changing after Australia entered G20. Of particular interest for the EU is the Australian growing influence in the Asian Pacific region, primarily in Oceania. For Australia, which still feels itself a part of the European civilization, Europe has always played a major role in its politics, economy, and culture. Key words: Australia, Great Britain, European Union, politics, economy.