Научная статья на тему 'Эргономика и биотехнические системы: 40 лет рядом'

Эргономика и биотехнические системы: 40 лет рядом Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
335
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / BIOTECHNICAL SYSTEMS / НАУКА / SCIENCE / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / ЭРГОНОМИКА / ERGONOMICS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Падерно Павел Иосифович

Дана краткая характеристика проблемной области «Эргономика». Описана история взаимодействия двух направлений отечественной науки и техники, эргономики и биотехнических систем, непосредственно изучающих различные аспекты человеческого фактора. Приведены основные направления перспективного развития современной эргономики. Показаны области взаимодействия направлений эргономики и биотехнических систем на протяжении последних 40 лет как в сфере науки, так и в области подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ergonomics and biotechnical systems: 40 years nearby

The short characteristic of the problem area «Ergonomics» is given. The history of interaction of two directions of a domestic science and equipment, ergonomics and the biotechnical systems which are directly studying various aspects of a human factor is described. The main directions of perspective development of modern ergonomics are given. Areas of interaction of the directions of ergonomics and biotechnical systems for the last 40 years both in the science sphere, and in the field of preparation of future experts are shown.

Текст научной работы на тему «Эргономика и биотехнические системы: 40 лет рядом»

УДК 519.81

П. И. Падерно, д-р техн. наук, проф.,

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

Эргономика и биотехнические системы: 40 лет рядом

Ключевые слова: биотехнические системы, наука, обучение, эргономика. Key words: biotechnical systems, science, education, ergonomics.

Дана краткая характеристика проблемной области «Эргономика». Описана история взаимодействия двух направлений отечественной науки и техники, эргономики и биотехнических систем, непосредственно изучающих различные аспекты человеческого фактора. Приведены основные направления перспективного развития современной эргономики. Показаны области взаимодействия направлений эргономики и биотехнических систем на протяжении последних 40 лет как в сфере науки, так и в области подготовки будущих специалистов.

Эргономика — междисциплинарная наука

Предметом эргономики является изучение системных закономерностей взаимодействия человека или группы людей с техническими и информационными средствами, предметом деятельности и средой в процессе достижения поставленной цели или профессиональной подготовки к ее выполнению.

Для эргономистов областью деятельности является сфера взаимодействия человека с техническими, технологическими, информационными и социотехническими (организационно-технологическими) системами. Следовательно, эргономика — научно-практическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением деятельности человека в системе «человек — техника — среда» (СЧТС). Исследования процессов, средств и условий деятельности человека в интересах создания комфортных и высокоэффективных СЧТС имеют межотраслевой характер.

Эргономика и биотехнические системы — очень близкие области, в том числе благодаря системному

подходу к проведению исследований. Обе области относятся к группе наук междисциплинарного типа, сочетающих в себе черты научной дисциплины и практической деятельности.

Эргономика обеспечивает:

• большую социальную ориентацию технического прогресса;

• повышение качества СЧТС;

• сокращение сроков подготовки человека к обслуживанию СЧТС;

• снижение числа аварий и катастроф, вызванных несовершенной организацией взаимодействия человека с информационно-программно-техническими комплексами;

• снижение напряженности и повышение привлекательности труда;

• улучшение условий труда и снижение профза-болеваемости;

• повышение спроса на товары и услуги.

На рисунке приведены основные области знаний, с которыми взаимодействуют эргономика и биотехнические системы.

История взаимодействия

Взаимодействие началось со знакомства лидеров этих двух направлений, профессоров, капитанов I ранга В. М. Ахутина и А. И. Губинского на симпозиуме «Эффективность, качество и надежность систем "человек — техника"», проведенном АН СССР в 1971 году. С 1979 года они работали параллельно, взаимно дополняя друг друга, развивали различные направления программ «Авангард» (головная организация «Эргоцентр», Тверь), направленных на повышение эффективности современных систем вооружения за счет всестороннего учета человече-

44

От электронно-медицинской аппаратуры

— до биотехнических систем

Смежные области знаний, объединяющие направления «Эргономика» и «Биотехнические системы»

ского фактора. Каждый руководил своей секцией в Научном совете по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме АН СССР. Это обусловило знакомство и сотрудничество возглавляемых ими коллективов: отдела эргономики ОКБ БИМК, кафедры БМЭ и ОС и межвузовской лаборатории эрготехнических систем ЛЭТИ. Специалисты, развивавшие оба направления, обменивались опытом в рамках Советской эргономической ассоциации (впоследствии Межрегиональной эргономической ассоциации), представлявшей интересы отечественных эргономистов на международной арене. Оба направления развивались и взаимодействовали как в рамках ЛЭТИ, так и за его пределами.

В результате тесного и плодотворного сотрудничества было принято решение о введении специальности «Эргономика» в диссертационный совет, который являлся и является до сих пор единственным по данной тематике в нашей стране. В этом совете были защищены диссертации практически всеми ведущими эргономистами нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья (более 10 докторских и 20 кандидатских диссертаций).

Развитие и достижения направления «Эргономика»

Эргономика, как наука и практическая дисциплина, развивалась по следующим основным научным направлениям (некоторые из них активно

разрабатывали и специалисты биотехнического направления):

• автоматизация эргономических исследований и испытаний;

• моделирование и оценка человеко-машинных систем;

• оптимизация человеко-машинных систем;

• разработка банка и баз эргономических данных и знаний;

• создание перспективных эргономических средств и технологий поддержки принятия решений;

• эргономическое обеспечение (в том числе разработка необходимых нормативно-методических документов) создания и проектирования перспективных образцов техники и технологий (органов управления, систем отображения информации, тренажеров и др.);

• разработка новых методов, средств и систем управления и отображения информации с использованием современных информационных технологий и технологий виртуальной реальности;

• эргономический реинжиниринг объектов и эргономическое совершенствование информационных и программных средств;

• эргономическая экспертиза продуктов, систем и технологий.

Специалисты, работающие в СПбГЭТУ, по-прежнему занимаются в первую очередь эргономикой в области информационных продуктов и технологий, эргономической экспертизой, проектированием и реинжинирингом рабочих мест, эргономическим

№ 2 (20)/2012 |

биотехносфера

обеспечением поддержки принятия решений, разработкой интерфейсов.

В последние годы сделано многое для совершенствования обобщенного структурного метода (учет изменения характеристик дискретной деятельности оператора, моделирования различных типов и видов ошибок, использование нечетких и интервальных оценок). Получены существенные результаты в области экспертных оценок, некоторые из них нашли применение при оценке и обосновании выбора систем медицинского назначения. Формализуются основные процедуры оценки, эргономического обеспечения создания и проектирования интерфейсов.

Образовательный аспект направления «Эргономика»

Подготовка эргономистов (в рамках второго высшего образования) велась в ЛЭТИ в 1982—1988 годах. Однако ни тогда, ни позднее системной подготовки инженеров-эргономистов не было. Необходимость в ней уже давно стала очевидной и для эргономистов, и для специалистов в области биотехнических систем.

С 2002 года ведущие ученые и профессора занимались подготовкой к тому, чтобы ввести соответствующую образовательную программу для специалистов в области эргономики. С 2004 года в СПбГЭТУ и Российском государственном техническом университете «МАТИ» приступили к подготовке специалистов в области эргономики, с присвоением квалификации «инженер». Благодаря тесным историческим взаимосвязям с направлением «Биотехнические системы» подготовка в ЛЭТИ осуществлялась на кафедре биотехнических систем, к сотрудничеству привлекали ведущих специалистов.

Был разработан комплекс учебников и пособий для всестороннего методического обеспечения учебного процесса. Среди их авторов — ведущие профессора, усилия которых были оценены премией Правительства РФ в области образования за 2006 год.

В 2004—2011 годах проводилась планомерная подготовка инженеров-эргономистов. За это время было выпущено 5 групп специалистов, многие из которых после получения диплома продолжили работать в области эргономики или в смежных областях. Они трудятся в Европейском космическом агентстве (разработка интерфейса для программы «Марс-500», эксперименты по моделированию пилотируемого полета на Марс), ЗАО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» (охрана труда), ООО «Центр экспертизы условий труда» (аттестация рабочих мест); ОАО «Концерн «Гранит — Электрон» (4 человека, эргономическое обеспечение, стандартизация и надежность); ОАО «Концерн "Аврора"» (эргономическое проектирование); Digital Design,

ОАО «Интелтех», ООО «РОЛИС» (проектирование интерфейсов) и многих других.

Возможностью выбирать свое среди разных направлений деятельности выпускники пользуются благодаря достаточным фундаментальным знаниям, умениям и навыкам, полученным в процессе обучения в области эргономики и смежных областях.

Для подготовки кадров высшей квалификации открывается аспирантура по специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология и эргономика» (технические науки).

В рамках направления «Биомедицинская инженерия» действует промежуточная магистерская программа «Эрготехнические системы», в которую, кроме общенаучных и инженерных предметов, включены:

• системотехнические и компьютерные дисциплины: системный анализ, методы моделирования процессов и систем, теория управления, компьютерные технологии, компьютерный дизайн, инженерия знаний, методы оценки качества, математическая статистика и планирование эксперимента, системы и методы поддержки принятия решений, экспертные оценки.

• эргономические дисциплины: введение в эргономику, эргономика социотехнических систем, системы отображения информации, надежность, эффективность и качество систем и технологий, эргономическая экспертиза, основы конструирования и дизайна технических систем и промышленных изделий, обеспечение нормативных условий обитаемости, измерения в эргономике, профессиональный отбор и подготовка операторов, перспективные технологии обучения;

• психологические и биологические дисциплины: биология человека и животных, биохимия, биофизика, эргономическая антропометрия и биомеханика, основы физиологии, гигиены и психологии труда, практическая психология, инженерная психология и психология труда.

После окончания обучения в магистратуре выпускники могут заниматься управленческой, проектировочной, эксплуатационной и научной деятельностью в области эргономики, они найдут применение своим знаниям в области реинжиниринга, организации труда, инженерной психологии, обучения и менеджмента персонала, в сфере проектирования и производства медицинской, экологической техники, а также в других областях.

Повышение эффективности, надежности и качества современных сложных систем и технологий возможно только за счет всестороннего учета характеристик человека на всех этапах их разработки, проектирования и эксплуатации. Этому девизу и следуют сотрудники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и представители предприятий — стратегических партнеров в системе подготовки специалистов эргономического профиля как для науки и промышленности, так и для здравоохранения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.