ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ И ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭПОХ
Николай Николаевич Кожевников,
доктор философских наук, профессор Северо-Восточного федерального университет а им. М.К. Аммосова.
Вера Софроновна Данилова,
доктор философских наук, профессор Северо-Восточного федерального универстет а им. М.К. ААммосова.
Новым временем в узком смысле называют XVII в., а в широком - XVII, XVIII и XIX вв. (ХХ и XXI столетия принято называть современностью). Новое время обладает удивительной внутренней целостностью и многоуровневой системностью. В этот период произошло формирование классической науки и классической философии, их глубокая институционализа-ция в основы общественной жизни и техносферу, сформировалось фундаментальное позитивистское мировоззрение.
Эпохе Нового времени предшествовала не эпоха Возрождения, как утверждается в поверхностных исследованиях. По мнению Б.Ф. Порш-нева, ни хронологически, ни стадиально Возрождение не следует на смену феодальному средневековью. Напротив, правильнее говорить о большом трехсотлетнем периоде, принадлежащем одновременно и истории средних веков, и истории Нового времени» [1]. Процесс становления Нового времени происходил в острой борьбе между структурами и ценностями Средневековья, которое обладало огромными внутренними резервами, ренессансно-гуманисти-ческой культурой и различными формами «свободомыслия» XVII в. [1]. Ренессансная культура, несмотря на свои яркие достижения, была неустойчивой. Она не выработала фундаментальных идей и ценностей, подобных тем, которые были в Средневековье, и которые затем сформировало Новое время. Эта культура «во многом подгот овила (во всяком случае - расчистила) почву для культ у-ры и цивилизации Нового времени, но, как т аковая, она родилась и умерла в пределах средневековой цивилизации» [2, с. 10].
Общество эпохи Средневековья и Возрождения разрушалось накопившимися в нем внутренними противоречиями, однако переход к Новому времени был предопределен, прежде
Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова
всего, открытиями пороха, компаса и книгопечатания. Это позволило начать формирование целостного взгляда на планету Земля и способствовало невиданному прежде распространению знаний. Характеризуя исторический переворот XVI в., стоящего у истоков Нового времени, А. Н. Уайтхед обращает внимание на «т ри обст оятельства: возникновение математики, бессознательная вера в скрупулезный порядок природных событий и неукротимый рационализм позднего средневековья. Чтобы дать краткий и дост аточно т очный образ интеллектуальнойжизни европейских народов за последние два с четвертью века, следует сказать, чт о они жили, используя накопленный гением XVII в. капит ал идей. Люди т ой эпохи восприняли идейную закваску, рожденную историческим переворотом XVI в., и оставили в качестве своего завещания целостные системы, объемлющие все аспекты человеческой жизни. То был единственный век, который, последовательно используя всю сферу человеческой деятельности, породил интеллектуального гения, дос-т ойного величия исторических событий» [3, с. 95].
Основной темой в философии Нового времени стала тема «познания», в рамках которой сложились два основных течения: эмпиризм и рационализм. В них по-разному трактовались источники и природа человеческого знания. У истоков первого стоял Ф. Бэкон, однако сама его философия в это направление не входит. Наибольшее развитие идеи эмпиризма получили в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Беркли, И. Ньютона, Д. Юма. Эмпиризм - это теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт, и которую можно свести к кратким формулам: «все из опыта» и «нет ничего в разуме, чего не было
шт
ш
»
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французский писат ель и мыслит ель. Разработал прямую форму правления народа государством - прямую демократию, кот орая использует ся и по сей день, например, в Швейцарии.
до эт ого в ощущениях человека». Сторонники эмпиризма не отрицали роли разума, но выдвигали на передний план наблюдающий и экспериментальный разум. В течение длительного времени главной формой эмпиризма был сенсуализм, согласно которому ощущения являются единственным источником и основанием знаний, а все формы познания сводятся, в конечном счете, к чувствам. Согласно сенсуализму, духу ничего не присуще от рождения, он чист от природы как «tabula rasa» (чистая доска) и получает все идеи только при помощи внешнего или внутреннего восприятия.
Рационализм в широком смысле - это уверенность в способности разума разгадать загадки природы, познать окружающий мир и самого человека и, в конечном счете, преобразовать природу, переделать общество и человека на разумных началах. Сторонники рационализма, не отрицая значения чувственного познания и опыта, исходными и фундирующими считали идеи разума. Наиболее завершенную форму рационализм приобрел в философии Г. Гегеля, объявившего началом и сущностью мира абсолютный разум. Рационалистическая познавательная установка основывается на трех основополагающих принципах: 1) исключение из процесса познания любых субъективных привнесений; 2) недопустимость апелляций к сверхъестественному, ориентация на обнаружение естественных причин объективных явлений, их рассмотрение исходя из собственной природы; 3) последовательная приверженность логике интеллектуальной деятельности, согласование познавательных процедур с определенными нормами и правилами.
Век гениев и классического рационализма
XVII в. получил такое название, поскольку именно в 1600-е гг. были заложены основы классической науки и классической философии. Культура XVII-XVIII вв. опирается на целый ряд устойчивых научных и общественно-политических систем, таких как экспериментально-математическое естествознание, принципиально новый научный инструментарий, научно-философская концепция механицизма, идеи внесословного равенства индивидов и их политической свободы. Была разработана картина мира, сочетающая в себе научные аспекты (математические, естественно-научные) с метафизическими. Такой синтез оказался возможным потому, что создатели этой картины мира Декарт, Паскаль, Ньютон и Лейбниц были одновременно и математиками и естествоиспытателями. Философия Нового времени инициировала научно-техническое развитие на основе машинной техники, способствовала последующей модернизации различных сторон человеческой жизнедеятельности, законодательному закреплению прав и свобод человека, защите достоинства личности, развитию культуры на началах просвещения. Философия природы составляла основополагающую методологическую часть философии, как целостной системы на протяжении почти всего XIX в., даже после того как философская и естественно-научная картины мира в известной степени обособились друг от друга.
Ключевое в философии Нового времени учение о человеке пронизано характерным противоречием. С одной стороны, человеческое тело рассматривалось как одно из тел природы в физическом, биологическом, физиологическом и антропологическом аспектах. С другой, в философии Нового времени было разработано специфическое учение о человеческой сущности, или человеческой природе (Спиноза, Гоббс, Локк, французские просветители). Мощь природы понималась и как мощь всех индивидов, вместе взятых; утверждалось «естественное» право отдельного человека на самосохранение и удовлетворение фундаментально-необходимых потребностей; постулировались как ценности -врожденное равенство людей, «естественная свобода человека», право частной собственности, «общественная сущность человека».
В Новое время были сформированы представления о детерминизме - учении о всеобщей обусловленности объективных явлений, одном из основных в классической философии. Исходными в этом учении являются категории «связь», «взаимодействие», а исходной предпосылкой детерминизма в целом - существование общей универсальной взаимосвязи всех явлений. Причину можно определять как взаимодействие, следствие -как результат взаимодействий. Тогда отражение - это способность одних тел в результате взаимодействия с другими воспроизводить в своей природе особенности последних. Что касается законов природы, то это связь, котор ая характеризуется основными признаками сущностного отношения: всеобщностью, необходимостью, по вторяемостью, устойчивостью, которая может быть классифицирована по формам движения материи, по отношению к развитию, по структуре причинностного взаимодействия. Заслугой философии Нового времени является широкомасштабное исследование процесса познания и метода. Начавшееся с устремлений Бэкона и Декарта разработать несколько простых и ясных пра-
вил метода, это учение затем все более усложнялось, превратившись у Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и их последователей в концепцию диалектических категорий [4, с. 222-223].
В науке и философии Нового времени было достаточно много односторонних (тупиковых) подходов, крайностей, и именно они довольно часто принимались в качестве основных характеристик этой эпохи. Руссо призывал вернуться к природе, и был убежденным сторонником социальной революции. Ламетри развивал примитивный материализм. Нам представляется целесообразным сделать акцент на серединном пути, намеченном эпохой Просвещения, который, прежде всего, связан с именами Ньютона, Локка, Вольтера. Значение этих ориентиров сохраняется до настоящего времени, и именно они придали непреходящее очарование всей эпохе Нового времени и особенно эпохе Просвещения.
В научной картине Нового времени, завершенной И. Ньютоном, природа представляет совой огромный «часовой» механизм, направляющий движение всех небесных тел, состоящих из мельчайших неделимых частиц - корпускул, в абсолютном пространстве и времени. Последние являются математическими абстракциями, однородны, бесконечны и не вступают ни в какие взаимодействия с материальными телами. Методологические идеи Ньютона, ориентированные на математическое конструирование предмета познания, перенесли вопрос об истинности научного знания в область методологического анализа. Знаменитые высказывания Ньютона: «природа проста и не роскошествует излишними причинами», «гипотез не измышляю» следует считать основными лозунгами механистической философии.
Исследование непосредственно разума человека, его границ, способностей и функций начал Дж. Локк, последовательно и категорично выступивший против существования врожденных идей как теоретических (научных законов) так и практических (моральных принципов, идеи Бога). Локк был убежден, что весь материал, которым оперирует разум, последовательно усваивается на протяжении всей жизни из опыта. Идеи внешнего опыта переживаются человеком вследствие получения их посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания и т.п. Внутренний опыт является глубинным, познаваемым, понимаемым. Однако Локк не доходил до отрицания существования субстанций вне разума, хотя такая позиция является весьма существенным минусом для всей его доктрины. Законы, с которыми люди, по мнению Локка, сообразуют свои действия, бывают трех типов: 1) божественные (грехи, обязанности, долг); 2) гражданские (поступки преступные или безвинные); 3) законы общепринятого мнения или репутация (добродетели, пороки). Локк часто использует в своих произведениях «чувство меры», «здравый смысл», пытается объединить разум и христианскую веру. Естественными (неотчуждаемыми) являются права человека на жизнь, свободу, собственность, на правовое равенство всех индивидов. При этом Локк считает, что законы Нового времени должны обеспечить получение частной выгоды каждым, при сохранении свободы и частного интереса для всех остальных.
Согласно основной философской программе Локка, прежде чем исследовать какое-либо явление и направлять свои действия, человек должен исследовать
инструмент, с помощью которого он собирается это делать - сам разум. Локк полагал, что необходимо определить пределы, в которых человеческий разум может и должен действовать, а также его способности, функции и пределы, за которые нельзя выходить, то есть области, закрытые для разума в силу его структуры. В отличие от античности, где идеи онтологизированы и рассматривались в качестве «мыслей высшего Разума», Локк использовал термин «идея» в соответствии с определением Декарта, как «содержание мышления человека». Локковская философия одержала победу над своими главными противниками (картезианцами и Лейбницем) благодаря престижу классической механики Ньютона. Распространение идей Локка во Франции осуществил сначала Юм, а затем еще в гораздо большей степени Вольтер.
Эпоха Просвещения
В узком смысле эпоха Просвещения - это период между 1689 и 1789 гг. В более широком - весь XVIII в., а в отдельных странах и часть XIX в. В эпоху Просвещения было продолжено развитие двух основных философских направлений Нового времени: эмпиризма (Дж. Беркли, Д. Юм) и рационализма (Х. Вольф). Однако центральное место в философии эпохи Просвещения занимает философия просветителей, которая зародилась в Англии (Джон Локк), но получила особенно широкое развитие во Франции, США, а также в Англии, Герма-
Кг
Сэр Исаак Ньют он (1642 -1727) - английский физик, мат ематик и астроном, один из создат елей классической физики, авт ор дифференциального и инт егрального исчисления, т еории цвета и многих других мат ематических и физических т еорий.
Джон Локк (1632 -1704) - английский философ и педагог, представит ель эмпиризма и либерализма, один из самых влият ельных мыслит елей эпохи Просвещения.
нии, России. Среди французских философов-просветителей следует отметить Ш. Монтескье, Вольтера, Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеция, Э. Кон-дильяка, П. Гольбаха, среди американских - Б. Франклина, Т. Пейна, Т. Джефферсона. Видными английскими просветителями были Дж. Толланд, М. Тиндаль, Б. Ман-девиль, немецкими - Г. Лессинг и И. Кант. В России на этом поприще прославились Н. И. Новиков и А. Н. Радищев.
Учитывая ту роль, которую разум и философия играли в рассматриваемое время, эпоху Просвещения часто называют веком философии. В этот период были развиты представления о «Естественной религии», «Естественном праве», «Естественном индивиде», разработана «Декларация прав человека и гражданина», во Франции издана «Энциклопедия» в 30 томах - первая в истории человечества. «Естественная религия», по мнению просветителей, представляет собой религию «здравого смысла», или «религию разума», не нуждающуюся в авторитете Священного Писания и Церкви. В ней собраны наиболее общие представления, выводимые из «человеческой природы», например, существование высшего начала. Многие богословские догмы, такие как страшный суд, бессмертие души, существование ангелов и другие подвергались критике с позиций «религии разума». К «естественной религии» примыкали, в частности, представители деизма, рассматривавшие Бога в качестве отдаленной первопричины природы и человека, и с различной степенью последовательности отождествлявшее религию с моралью. Политическая программа английского Просвещения была сформулирована Дж. Локком, которая в своей основе была воспринята и французскими просветителями.
В концепции «естественного права» - юснатурализ-ма (от лат. «юс» - право) основой всех взаимоотношений первоначально признавались Природа, Бог и Обычай (триада Гроция). Природность этих трех начал постепенно становилась гомогенной и социальной. Обычай от природосообразности перешел в юридическую историю и в сферу культуры. Божественная воля перестала превышать рациональный природный разум, способный самостоятельно открывать правила справедливости. У поздних юснатуралистов не сама по себе Природа, а природа человека стала главным началом естественного права. Рациональность человека - это его разумность. Юснатурализм готовил просветительскую концепцию разума. Этим завершается соревнование природы и воли [5].
В категории «естественный индивид» выражено представление о человеке как природном существе, изолированном в естественном состоянии от других и обладающем одинаковыми с ними способностями и равными правами. Между людьми, находящимися в естественном состоянии, по свободному соглашению заключается «Общественный договор», который силой закона надежно обеспечивает их естественные, наделенные им от рождения права и дает начало их собственно гражданской жизни. Для просветителей признание природного равенства являлось основанием требований социального равноправия. Культ разума у просветителей подразумевал защиту основных положений научного и технического познания как механизмов преобразования мира ради улучшения материальной и духовной жизни человечества. Это предполагает защиту неотъемлемых прав человека и гражданина, отказ от догматических и схоластических систем, не поддающихся проверке, критику религиозных суеверий, борьбу против сословных привилегий и тирании, развитие религиозной и этической терпимости.
Особое значение имело французское просвещение как наиболее широкое, нашедшее подходы к сложным и болезненным проблемам того времени. Американское просвещение оказалось тесно связаным с французским, благодаря той поддержке, которую Франция оказывала США в борьбе за её независимость. Английское и немецкое просвещение, также как и просвещение в других европейских странах и России, оказалось более локальным, но очень важным и многомерным явлением, продолжающим оказывать влияние на нашу сегодняшнюю действительность.
Синтез положений деизма, материального и идеального миров осуществил Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), исходивший из существования непознаваемого Бога как первопричины материального мира. Природу он рассматривал, как и Ньютон, по аналогии с огромным часовым механизмом, где все неорганические и органические части движутся благодаря первоначальному механическому толчку, осуществленному некоторой внешней силой. Он не считал движение основным атрибутом материи, предпочитая ему нематериальный принцип действия. Целесообразность и совершенная гармония мира, по его мнению, обеспечивается действиями разумного существа. Бог не вмешивается в дела людей, и человеческая история - дело рук их самих, также как и окружающее их зло. Вольтер был сторонником опытного исследования природы. Феодальным порядкам, основанным на деспотизме, он противопостав-
лял идею просвещенной конституционной монархии, считая её лучшей формой государственного устройства. Он был последовательным противником и религиозного фанатизма и атеизма. Вера в Бога полезна, считал он, однако религия, особенно в тех формах, которые существовали в XVIII в. - вредна и является, в большей своей части, выдумкой, поэтому с ней нужно решительно бороться.
Многие идеи эпохи Просвещения наглядно проявились благодаря дискуссиям, в которых участвовал Ж.-Ж. Руссо - просветитель-еретик. Он часто выступал против просветителей (энциклопедистов), но всегда поддерживал идеи Просвещения. Его философия имела многочисленных последователей, служила ориентиром для демократических реформаторов. Руссо выдвинул понятие «естественного человека» - биологически здорового, доброго, целостного, морально честного и справедливого. Он возражал тем, кто подобно Гоббсу считал, что человек от природы зол, и что первобытное общество предполагало войну всех против всех. Однако считая «естественное состояние» идеалом человеческого общества, Руссо понимал, что возврата к нему нет. По его мнению, разум и теоретическое познание не дают человеку полного представления о мире и его сущностях, преувеличивая роль чувств. Воспитание должно следовать не искусственным цивилизационным потребностям, а развивать потребности, заложенные в человеке первозданной природой. Руссо выделял неравенства: естественное (физическое) и нравственное (социальное), уделяя особое внимание исследованию последнего. Он считал, что причина возникновения нравственного (социального) неравенства коренится в частной собственности, дальнейшее упрочнение которой привело к возникновению государства. По его мнению, единственной основой законной власти являются соглашения между людьми - «общественный договор» между всеми членами общества. Это разрушало представления о божественном характере верховной власти и обосновывало возможность революционного свержения правителя, не выполняющего свои обязанности, замену его на более способного. Он видел цель общественного договора в построении гражданского общества, в освобождении человека, возвращении ему свободы. Руссо различал религию человека, вроде христианства, и религию гражданина. Христианство он резко критиковал, поскольку оно отделяет богословие от политики, человека от гражданина, частную жизнь от общественной. По его мнению, необходима религия, подтверждающая священный характер общественно-политических отношений и учреждений, обеспечивающая их стабильность. Республика будущего в его представлении - это царство равенства и умеренных, согласованных друг с другом потребностей. В «Общественном договоре» -самом революционном сочинении своего времени, сформулирована идея народного суверенитета и обосновано право свергать тиранов.
Культура, искусство и литература Нового времени
В Новое время продолжился расцвет культуры, вступивший в свою активную фазу в эпоху Возрождения. Этот процесс опирался на устремленность общественного сознания к идеям политической свободы и граж-
данского равенства, к формированию национальной самобытности в литературе и искусстве. Особое значение имело окончательное формирование национальных языков, начавшееся еще в эпоху Возрождения вместо латыни, игравшей роль международного языка Средневековья. Основным литературным жанром данной эпохи стал роман, получивший наиболее полное развитие во многих странах Европы. Особенно блестяще зарекомендовали себя английские романисты Д. Дефо, Дж. Свифт, Г Филдинг, Т. Смоллетт, Л. Стерн, О. Голд-смит. Следует отметить в их произведениях глубину персонажей и сюжетных линий, тщательную композиционную разработанность и сбалансированность, тончайшую иронию и сатиру, острую наблюдательность быта того времени. Эти авторы оказали огромное влияние на развитие всего мирового литературного процесса. Во Франции в произведениях П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера достиг своего наиболее полного выражения классицизм, теоретически оформленный Н. Буало в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Следование античным образцам, выделение как наиболее совершенных видов произведения эпоса, трагедии и комедии, правило трех единств (места, времени, действия) объявлялось законом самого разума. Дальнейшее развитие классическая литература получила в произведениях И. Гете, Ф. Шиллера, представителей романтизма в Англии, Германии, России.
Вольтер, критикуя взгляды Паскаля и Лейбница, решительно выступал против изображения людей дурными и жалкими, считая, что Паскаль приписывает человеческой природе те черты, которые присущи отдельным людям, оскорбляя тем самым весь человеческий род. Что касается Лейбница, то в своей философской повести, трагикомедии «Кандид» Вольтер создал его
Вольт ер, урожденный Франсуа-Мари Аруэ (1694 -1778) - один из крупнейших французских философов XVIII в., писат ель, ист орик, публицист, правозащитник.
сатирический образ - философа Панглоса (всезнающего), который происходящие вокруг него зверства, стихийные бедствия, омерзительные истории, глупости объясняет естественными причинами, считая происходящее единственно возможным. Эта критика была направлена против концепции «предустановленной гармонии» Лейбница и его утверждения, что при творении универсума Бог избрал наилучший план, создав лучший из возможных миров. Следует отметить, что Вольтер утрировал взгляды Лейбница, но в целом его сатира заостряла внимание современников на узловых идеях философии XVII и XVIII вв., способствуя развитию философии в целом. Руссо вообще считал театр вреднейшим, самым безнравственным учреждением. («Письмо д'Алам-беру»). Большое значение для современников и последующих поколений имело противостояние Руссо многим современным ему философам, начиная с Вольтера и заканчивая Юмом. Руссо отрицал сущность культуры, с чем категорически не соглашался Вольтер, а споры Руссо с Юмом способствовали формированию систем Канта, Фихте и Гегеля. Идеи вольтерьянства, направленные на избавление людей от суеверий и имевшие формы деизма, пантеизма, атеизма, имели огромное значение и в эпоху Просвещения и далее, в XIX в. Социально-политическим идеалом вольтерьянства является справедливое общественное устройство, предоставляющее всем людям равные возможности и права: свободу, равенство перед законом, право собственности на результаты своего труда.
Философия эпохи Просвещения была тесно переплетена с романтизмом, сентиментализмом и другими стилями литературы и искусства, а его девизом следует считать выражение: «Имей мужество пользоваться собственным умом». В эту эпоху живопись, скульптура, музыка, театр, архитектура достигли новых, имеющих общемировое значение, высот. В живописи и скульптуре необходимо выделить У Хоггарта, Г Гейнсборо, Ф. Буше, Ж. Пигаля, Ж. Гудона, школу русского портрета (Ф. Рокотов, А. Антропов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, Н. Гроот). По мнению Х. Ортега-и-Гассет, живопись Нового времени настойчиво шла по пути все большего углубления художественного пространства. Это нашло выражение в том, что сначала изображались предметы, а затем ощущения и, наконец, сами идеи. Внимание художника первоначально сосредоточивалось на внешней реальности, потом на субъективном, а затем переходило на интерсубъективное. В музыке сложился универсальный язык, который стал основным для последующих веков: И. Бах, Г. Гендель и далее венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). В архитектуре, наряду с классицизмом, невиданный размах получили барокко и рококо, в стиле которых построены дворцы и общественные здания во многих европейских столицах, например, творения Б. Растрелли в Санкт-Петербурге.
Следует отметить, что эпоха Просвещения была гораздо гармоничнее, чем последовавшие за ней XIX столетие и современность (XX и XXI вв.), по крайней мере, применительно к европейским странам и России. Это прекрасно иллюстрируется стихами А. Городницкого «Эпоха Просвещения в России»: Стал на дыбы буланый конь рысистый. / История Империи Российской /Пока еще брошюра, а не т ом. /Все осмот реть гот овые сначала, / Мы выйти не т оропимся из зала. / Мы знаем, чт о последует потом.
Основные идеи философии эпохи Нового времени в целом
Большинство мыслителей XVII столетия опирались на три аксиомы, казавшиеся общепринятыми и являвшимися воплощением «здравого смысла», не вызывающими сомнений. Кратко эти аксиомы сформулированы в следующем виде: «1. Естественный порядок уст ойчив и ст абилен, и разум человека приобрет ает интеллект уальное господство над ним, размышляя в соответствии с принципами понимания, которые также уст ойчивы и универсальны. 2. Материя, по существу, инертна, и активным источником или внутренним вместилищем рациональной, самопроизвольной деятельности являет ся абсолютно от личный от неё дух, или сознание, в котором локализуются все высшие интеллект уальные функции. 3. Геомет рическое знание обеспечивает исчерпывающий ст андарт, не т ребую-щий поправок точности, по которой можно судить обо всех остальных т ребованиях к познанию» [6, с. 14-15].
Xарактерными особенностями философии эпохи Просвещения было преклонение перед разумом и сциентизм, утверждающий, что научное знание - культурная высшая ценность. Господствующим мировоззрением становится рационализм, согласно основным положениям которого и инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют второстепенное значение. Идеалистический рационализм рассматривает разум, как специфическую сущностную характеристику человека, которая отделяется от его обладателя и наделяется самостоятельным существованием. Материалистический рационализм связывает законосообразное устройство мира с внутренне присущими материи свойствами. В качестве идеала государственного устройства принимался просвещенный абсолютизм, предполагавший хорошее знание монархом философских идей своего времени.
Благодаря идеям эпохи Просвещения разум, рациональность, односторонние научные концепции в XIX в. опередили все остальные стороны человеческого духа. В XX столетии многие из этих идей были подвергнуты всесторонней, последовательной, но не всегда справедливой критике.
Лит ерат ура
1. Поршнев Б. Ф. Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в. - М.: Наука, 1970.
2. Косиков Г К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы / Зарубежная литерат ура вт орого тысячелетия. 1000-2000. - М.: Высшая школа, 2001. -С. 8-39.
3. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. - 718 с.
4. Мотрошилова Н. В. Философия Нового и новейшего времени //Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. IV. - М.: Мысль, 2001. - С. 220-223.
5. Кравченко И. И. Естественное право // Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. II. - М.: Мысль, 2001. -С. 23-24.
6. Тулмин С. Человеческое понимание. Пер. с англ. -Благовещенск: Изд. БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. - 304 с.