УДК 376.23:796(47)
Эпистемологический анализ понятия «тактика» и проявление компонента в теории и практике физической культуры КипрушинаИ.И.1, Смирнова Г.Н.1, Пугачев И.Ю.2*, Родичкин П.В.1
1 Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0002-5784-6096, [email protected] ORCID: 0000-0002-0215-0737, [email protected]
ORCID: 0000-0003-1181-3800, [email protected] 2Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина
г. Елец, Россия ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*
Аннотация: Отмечается, что в толковании понятия «Тактика» на поверхности суждений усматривается противоречие или проблемная ситуация: с одной стороны, дефиниция представлена смысловым определением, отражающим сущность понятия и наукоёмкость; с другой стороны, - имеет место абстрактность его инвариантного проявления. Целью работы являлось изучение положений, отражающих дефиницию «Тактика» в исследованиях по физической культуре и спорту и представление авторской позиции взглядов. Материалы и методы исследования: в процессе работы применялись методы логической обработки информации (распределение; группировка; сравнение; обобщение; абстрагирование); ретроспективный, эпистемологический, системный и контент-анализы; сжатия информации; аналитическое прогнозирование; оптимизации информации. Результаты. Установлено, что термин «Тактика» в «Толковом словаре Ожегова» трактуется в транскрипциях трёх проявлений реальности: как составная часть военного искусства: теория и практика подготовки и ведения боя; как общий план подготовки и ведения боя, боевых операций; как совокупность средств и приёмов для достижения намеченной цели. Заключение. Выявлены две позиции проявления компонента в теории и практике физической культуры: в широком философско-педагогическом понимании - как приближенный синоним понятий «Успешность жизнедеятельности»; «Творческая задумка»; «Неординарно-рациональная организация труда или производства», в частности, элементы менеджмента тренерским штабом; несколько отличных от дефиниций «Спорт», «Соревнование»; в узком смысле, применительно к сфере физической культуры - как конкретное понятие отдельно-самостоятельной стороны спортивной подготовки атлета; последнее толкование термина унаследовано из теории военного искусства, поскольку геополитические войны зародились раньше, чем олимпийское движение и непрерывно продолжаются и сейчас. Научная новизна: установлено, что при проведении обыденных физкультурных занятий в школах, дошкольных учреждениях, вузах, тактический компонент реализации педагогом не ограничен в творческом проявлении инвариаций; при непосредственном же участии лиц в соревнованиях любого ранга рамки проявления компонента ограничены «Правилами по виду спорта». Практическая значимость: изученные внутренние детерминанты сущности понятия «Тактика» раскрывает новые горизонты мировоззрения в творческой и полноценной реализации искомого феномена как аналоговых элементов искусства.
Ключевые слова: тактика; методология; эпистемологический анализ; физическая культура; спорт; смысловая трактовка.
Для цитирования: Кипрушина И.И., Смирнова Г.Н., Пугачев И.Ю.*, Родичкин П.В. Эпистемологический анализ понятия «тактика» и проявление компонента в теории и практике физической культуры Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; (?)
Epistemological Analysis of the Concept "Tactics"and Manifestation of the Component in the Theory and Practice of Physical Culture
Irina I. Kiprushina1, Galina N. Smirnova1, Igor Yu. Pugachev2*, Pavel V. Rodichkin1
1Herzen State Pedagogical University of Russia
Saint Petersburg, Russia ORCID: 0000-0002-5784-6096, [email protected] ORCID: 0000-0002-0215-0737, [email protected] ORCID: 0000-0003-1181-3800, [email protected] 2Bunin State University Yelets, Russia
ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*
Abstract: It is noted that in the interpretation of the concept "Tactics" on the surface of judgments there is a contradiction or a problem situation: on the one hand, the definition is represented by a semantic definition that reflects the essence of the concept and scientific intensity; on the other hand, there is an abstractness of its invariant manifestation. Purpose was the study of the provisions reflecting the definition of "Tactics" in the study of physical culture and sports and the presentation of the author's position of views. Materials and research methods: in the process of work, methods of logical processing of information (distribution, grouping, comparison, generalization, abstraction) were used; retrospective, epistemological, system and content analyses; information compression; analytical forecasting;information optimization. Results. It is established that the term "Tactics" in the "Ozhegov's Explanatory Dictionary" is interpreted in transcriptions of three manifestations of reality: as an integral part of the war art, the theory and practice of preparing and conducting combat; as a general plan for the preparation and conduct of combat, combat operations; as a set of means and techniques to achieve the intended goal. Conclusion. Two positions of the component manifestation in the theory and practice of physical culture are revealed: in a broad philosophical and pedagogical understanding - as an approximate synonym for the concepts of "Success of life"; "Creative idea"; "Extraordinary-rational organization of work or production", in particular, elements of management by the coaching staff; several different definitions of "Sport", "Competition"; in the narrow sense, in relation to the field of physical culture - as a specific concept of a separate independent side of the athlete's sports training; The latter interpretation of the term is inherited from the theory of the war art, since geopolitical wars originated earlier than the Olympic movement and continue uninterruptedly today. Scientific novelty: it has been established that when conducting ordinary physical education classes in schools, preschool institutions, universities, the tactical component of the teacher's implementation is not limited in the creative manifestation of invariances. With the direct participation of persons in competitions of any rank, the scope of the component manifestation is limited by the "Rules of the sport". Practical significance: the studied internal determinants of the "tactics" concept essence reveal new horizons of the worldview in the creative and full-fledged realization of the desired phenomenon as analog elements of art.
Keywords: tactics; methodology; epistemological analysis; physical education; sport; Semantic interpretation.
For citation: Irina I. Kiprushina, Galina N. Smirnova, Igor Yu. Pugachev*, Pavel V. Rodichkin. Epistemological Analysis of the Concept "Tactics" and Manifestation of the Component in the Theory and Practice of Physical Culture. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4): .
Введение
В общем смысловом выражении «тактика» - это способ достижения преимущества либо успеха; действия и корректировки, которые позволяют получить наилучший результат в любой сфере деятельности [1]. По сути, это своего рода «Игра», воплощенная образами
определенных правил, принятых порядков, условностей и т. д. В толковании понятия «Тактика» нами на поверхности суждений усматривается противоречие или проблемная ситуация: с одной стороны, дефиниция представлена смысловым определением, отражающим сущность понятия и наукоёмкость; с другой стороны, имеет место абстрактность его инвариантного проявления, например, термины «Метод», «Игра», «Организация», «Менеджмент» и др., также могут являться синонимом или неким аналогом «Тактических транскрипций». По аналогии соотношения разных стилей смысловой нагрузки понятий «Психология инженера - инженерная психология», право существования имеют также выражения «Игровая тактика ^ Тактика игры»; «Тактика исследования ^ исследовательская тактика» и т. п. Можно говорить «Исследователь гениален», а можно и по-иному, «Автор применяет оригинальную тактику научного изыскания».
Цель работы - изучение положений, отражающих дефиницию «Тактика» в исследованиях по физической культуре и спорту и представление авторской позиции взглядов.
Материалы и методы
В процессе работы применялись методы логической обработки информации (распределение; группировка; сравнение; обобщение; абстрагирование); ретроспективный, эпистемологический, системный и контент-анализы; сжатие информации; аналитическое прогнозирование; оптимизации информации.
Результаты и обсуждение
Обращаясь к детализации искомого компонента отметим, что термин «Тактика» в «Толковом словаре Ожегова» [2] трактуется в транскрипциях трёх проявлений реальности: как составная часть военного искусства, теория и практика подготовки и ведения боя; как общий план подготовки и ведения боя, боевых операций; как совокупность средств и приёмов для достижения намеченной цели. Отметим, что первой задокументированной войной считается война между народом шумеров и царством Элам в 2700 г. до н. э. [3]. Об этом сообщает документ под условным названием «Список царей Шумера и Аккада». Одним из крупнейших сражений в истории Древнего мира II тыс. до н. э. была битва при Кадеше в 1274 г. до н. э. между войском египетского фараона и хеттского царя. Следовательно, понятие «Тактика» появилось раньше первых Олимпийских игр древности (776 г. до н. э.). Сегодня в теории спорта тактика трактуется как совокупность приёмов и средств, применяемая для достижения конкретно поставленной в соревнованиях цели и основанная на расчёте реальных возможностей спортсмена и его соперников [4]. Также тактику можно определить, как «Искусство ведения спортивной борьбы» [5-9]. Это определение отражает все стороны подготовленности спортсмена, уровень его мастерства, в целом.
Приведем примеры проявления искусства ведения спортивной борьбы из наследия великих чемпионов. Финал Олимпийских игр в Рио 2016 г. на дистанции 1500 м. Выиграл Мэттью Сентровиц, который не был фаворитом. Он вышел вперёд с самого старта и умышленно задал бегу крайне низкий темп. Группа поддержала его и дотянула разборки за победу до финишной прямой, где М. Сентровиц оказался сильнее.
Победа Дэйва Уоттла на Олимпиаде 1972 г. в Мюнхене. Американец начал забег очень медленно и на отметке 200 м отставал от основной группы на 10 м. Только к окончанию первого круга он достал «пелотон» и начал раскатывать темп. В итоге, когда к финишу соперники начали проседать, именно Уоттл, сэкономивший силы в начале забега, смог прибавить и выиграть.
Тактика сборной Англии на чемпионате мира по футболу 2018 г. Подопечные Гарета Саутгейта запутывали соперников необычным построением при подаче угловых. Они выстраивались в своеобразную «Очередь за хлебом», разбегаясь в последний момент. Тактика сработала: Англия забила со стандартов девять голов (шесть после штрафных и три пенальти) - это лучший результат для одной команды на ЧМ с 1966 г.
Тактика победы Владимира Куца на Олимпийских играх в Мельбурне заключалась в следующем: на дистанции 10 000 м В. Куц впервые в истории бега применил тактику «Рваного бега». По ходу дистанции он то ускорялся на 200-400 м, то резко сбрасывал скорость, когда этого никто не ожидал. Это помогло измотать главного соперника - британца Гордона Пири. К концу соревнования Пири был настолько уставшим, что не смог попасть даже в тройку сильнейших. В. Куц же установил новый олимпийский рекорд. На дистанции 5000 м рекордсмен использовал другую «Комбинацию искусства». Он с первых метров задал высокий темп и по ходу дистанции наращивал его, обходя соперников одного за другим.
Из смешанных единоборств отметим Бой Михаила Газаева против Константина Глухова. Борец Газаев не захотел рисковать драться с ударником Глуховым в стойке и вставал на одно колено. Правила запрещают в такой ситуации наносить удары ногой в голову. Из этого положения Газаев умудрялся даже бить и переводить соперника в партер. За 64 с до конца боя Глухов совершил запрещённый удар в голову Газаева, за что был дисквалифицирован. Михаил получил победу и произнёс послематчевую речь: «Здравствуйте. Мы развиваемся. Я думаю, мы взяли его хитростью».
В плавании универсально-тактическая современная победа может включать следующие варианты: интенсивное начало дистанции, что может обескуражить соперников, вынудить их изменить собственные тактические планы; замедленное проплывание начальной части средних и длинных дистанций (приём используют пловцы с высокими аэробными возможностями, чтобы избежать раннего развития утомления); отставание от плывущего
рядом пловца на 1,5-2 м, расположение у него в ногах на возможно близком расстоянии (это позволяет оказаться в зоне пониженного давления и способствует поддержанию скорости при меньших затратах усилий); преднамеренное стремление оказаться на одной из крайних дорожек, что отвлечёт внимание сильнейших пловцов, оказавшихся на центральных дорожках, облегчит возможность реализовать запланированную технико-тактическую схему.
По мере роста мастерства спортсменов увеличиваются вариативность и комбинационность их тактического арсенала. К примеру, согласно ФССП виду спорта «Рукопашный бой» на этапе начальной подготовки тактическая подготовка составляет 1-2%; на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - 2-4%; на этапе совершенствования спортивного мастерства - 3-5%; на этапе высшего спортивного мастерства - 4-6%. Принято различать общую и специальную тактическую подготовку. Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным двигательно-мыслительным приемам-задумкам, приемлемым в спорте, в целом, как интегративная система накопления тенденций (например, имитация травм, которая зачастую проявляется в футболе на последних минутах матча; выбрасывание челленджа «Кубика на ковёр» в поединках борцов вольного и греко-римского стиля, возможно с целью потребности подопечного восстановить дыхание и т. п.).
Формирование навыков тактического мышления [10], а также различных ситуаций ведет к большому выбору различных тактических действий во время соревнований. Все это повышает шансы на победу, используя правильную тактику в той или иной ситуации. Например, тактическая подготовка в смешанных видах единоборств включает в себя разработку стратегии боя, анализ сильных и слабых сторон противника, выбор тактики в зависимости от условий боя. Основными видами тактической подготовки в вариации от применяемой техники являются тактика боя в борьбе в стойке, тактика боя в партере и тактика боя на дистанции. В некоторых ситуациях бойцы принимают решение на основе своего опыта и интуиции, а не на заранее продуманных действиях. Важно отметить, что тактики могут быть эффективными только в том случае, если они адаптированы к определенным условиям, таким как уровень подготовки соперников, тип соревнований. Кроме того, тактическая подготовка также включает в себя понимание психологических и эмоциональных аспектов поединка, таких как стресс, мотивация и концентрация, что повышает требования к компетентности тренеров. На этапе тактической подготовки спортсмен должен научиться контролировать свои эмоции и сохранять концентрацию в течение всего поединка.
Заключение
Следует заключить, что, во-первых, дефиницию «Тактика» следует рассматривать в двух смыслах толкования: в широком философско-педагогическом понимании - как
приближенный синоним понятий «Успешность жизнедеятельности»; «творческая задумка»; «Неординарно-рациональная организация труда или производства», в частности, элементы менеджмента тренерским штабом; «Сноровистый контроль ситуации» по аналогии «Как он смог это сотворить или сделать?!» и др. - несколько отличных от дефиниций «Спорт», «Соревнование»; в узком смысле, применительно к сфере физической культуры - как конкретное понятие отдельно-самостоятельного вида (стороны) спортивной подготовки атлета; последнее толкование термина унаследовано из теории военного искусства, поскольку геополитические войны зародились раньше, чем олимпийское движение, и непрерывно продолжаются и сейчас. Во-вторых, при проведении обыденных физкультурных занятий в школах, дошкольных учреждениях, вузах, тактический компонент реализации педагогом (тренером; инструктором) не ограничен в творческом проявлении инвариаций в аспектах заданной им установки-задания когнитивно-моторной и антиципационной направленности; при непосредственном же участии лиц в соревнованиях любого ранга рамки проявления компонента ограничены «Правилами по виду спорта».
Список литературы
1. Alhitty A. Higher education EFL online success model: An adaptation to the DeLone and McLean IS Success Model. Technology in Language Teaching and Learning. 2024; 5(2): 76-90. DOI 10.29140/tltl.v5n2.1183.
2. Толковый словарь Ожегова. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/238998.
3. Самая "Первая война в истории". URL: https://dzen.ru/a/Wvk8X0gmd5kGktGn.
4. Салимзянов Р.Р. Словарь спортивных терминов. 2009. URL: https://gufo.me/dict/sport terms/тактика.
5. Павлов А.И., Войтов В.Г. Определение понятия "спортивная тактика". Теория и практика физической культуры. 2000; 9. URL: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2000n9/p20-21.htm.
6. Пугачев И.Ю., Смирнова Г.Н., Родичкин П.В., Разновская С.В. Подготовка мастеров смешанного боевого единоборства с использованием средств ситуационных заданий. Теория и практика физической культуры. 2024; 5: 92-94.
7. Родичкин П.В., Пономарев Г.Н., Пугачев И.Ю. Развитие пространственно-управляющей координации мастеров парусных гонок на морских ялах в период навигации. Теория и практика физической культуры. 2023; 9: 9-11.
8. Conde R., Zinaida M. Kuznetsova. Induction and deduction in the course of Jiu Jitsu matches: the reasoning processes found in the human chess. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): 62-65.
9. Keramati Moghadam M., Tayebi M., Keramati Moghadam M., Zianida M. Kuznetsova. Presenting a talent identification model in the field of championship sports in Iran with a data foundation approach. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 78-92.
10. Парамзин В.Б., Пугачев И.Ю., Разновская С.В., Северин Н.Н. Понятие «Игровая выносливость» в структуре подготовки высококвалифицированных спортсменов в игровых видах спорта. Теория и практика физической культуры. 2023; 6: 9-11.
References
1. Alhitty A. Higher education EFL online success model: An adaptation to the DeLone and McLean IS Success Model. Technology in Language Teaching and Learning. 2024; 5(2): 76-90. DOI 10.29140/tltl.v5n2.1183. [In Engl.].
2. Ozhegov's Explanatory Dictionary. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsl/ogegova/238998.
3. The very "First War in History". URL: https://dzen.ru/a/Wvk8X0gmd5kGktGn.
4. Салимзянов Р. Р. Glossary of Sports Termsю 2009. URL: https://gufo.me/dict/sport_terms/TaKraKa.
5. Pavlov A.I., Voitov V.G. Definition of the Concept of "Sports Tactics". Teoriya Ipraktika fizicheskoj kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture. 2000; 9. URL: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2000n9/p20-21.htm [In Russ., In Engl.].
6. Pugachev I.Yu., Smirnova G.N., Rodichkin P.V., Raznovskaya S.V. Training of Mixed Martial Arts Masters Using Situational Tasks. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture. 2024; 5: 92-94. [In Russ., In Engl.].
7. Rodichkin P.V., Ponomarev G.N., Pugachev I.Yu. Development of Spatial Control Coordination of Masters of Sailing Races on Sea Yawls during the Navigation Period. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture. 2023; 9: 9-11. [In Russ., In Engl.].
8. Conde R., Zinaida M. Kuznetsova. Induction and deduction in the course of Jiu Jitsu matches: the reasoning processes found in the human chess. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): 62-65. [In Russ., In Engl.].
9. Keramati Moghadam M., Tayebi M., Keramati Moghadam M., Zianida M. Kuznetsova. Presenting a talent identification model in the field of championship sports in Iran with a data foundation approach. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 78-92 [In Russ., In Engl.].
10. Paramzin V.B., Pugachev I.Yu., Raznovskaya S.V., Severin N.N. The Concept of "Game Endurance" in the Structure of Training of Highly Qualified Athletes in Team Sports. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture. 2023; 6: 9-11. [In Russ., In Engl.].
Статья поступила в редакцию: 20.11.2024
Кипрушина Ирина Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: [email protected] Смирнова Галина Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: [email protected] Пугачев Игорь Юрьевич - кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, Елец, Россия, 399770, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28.1, e-mail: pugachyov. i@yandex. ru
Родичкин Павел Васильевич - доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48, e-mail: rodichkin.pavel@,gmail. com