Научная статья на тему 'ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ ПОРОКИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ. Рец. на кн.: ЭРНСТ Э. ПРИЧУДЛИВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ИДЕИ ... И СТРАННЫЕ ЛЮДИ, ИЗОБРЕТШИЕ ИХ'

ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ ПОРОКИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ. Рец. на кн.: ЭРНСТ Э. ПРИЧУДЛИВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ИДЕИ ... И СТРАННЫЕ ЛЮДИ, ИЗОБРЕТШИЕ ИХ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
15
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доказательная медицина / альтернативная медицина / псевдонаука / конспирологические убеждения / свидетельство / обоснование / эффективность / evidence-based medicine / alternative medicine / pseudoscience / conspiracy beliefs / evidence / foundation / efficiency

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Думов Александр Витальевич

Книга Э. Эрнста, почетного профессора Эксетерского университета, крупнейшего исследователя альтернативной медицины, посвящена рассмотрению деформаций обоснования, характерных для альтернативных медицинских подходов. Противопоставляя такие подходы доказательным, Эрнст демонстрирует сопутствующие позиции «альтернативного» медицинского исследователя проявления иллюзорных и конспирологических убеждений. Одно из интересных новшеств Эрнста заключается в указании на необходимость более детальной классификации альтернативных медицинских концепций, исключающей их обобщенное рассмотрение как необоснованных и вредоносных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EPISTEMIC VICES OF ALTERNATIVE MEDICINE. BOOK REVIEW: ERNST E. BIZARRE MEDICAL IDEAS ... AND THE STRANGE MAN WHO INVENTED THEM

The book by E. Ernst, Emeritus Professor at the University of Exeter and a leading researcher in alternative medicine, examines the justification problems inherent in alternative medical approaches. Contrasting such approaches with evidence-based ones, Ernst demonstrates that the position of an “alternative” medical researcher is accompanied by manifestations of illusory and conspiratorial beliefs. One of Ernst's interesting innovations is to point out the need for a more detailed classification of alternative medical conceptions, excluding their generalization as unfounded and harmful.

Текст научной работы на тему «ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ ПОРОКИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ. Рец. на кн.: ЭРНСТ Э. ПРИЧУДЛИВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ИДЕИ ... И СТРАННЫЕ ЛЮДИ, ИЗОБРЕТШИЕ ИХ»

УДК 168:615

DOI: 10.31249/rphil/2024.04.12

ДУМОВ А.В.* ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ ПОРОКИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ. Рец. на кн.: ЭРНСТ Э. ПРИЧУДЛИВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ИДЕИ ... И СТРАННЫЕ ЛЮДИ, ИЗОБРЕТШИЕ ИХ

Аннотация. Книга Э. Эрнста, почетного профессора Эксе-терского университета, крупнейшего исследователя альтернативной медицины, посвящена рассмотрению деформаций обоснования, характерных для альтернативных медицинских подходов. Противопоставляя такие подходы доказательным, Эрнст демонстрирует сопутствующие позиции «альтернативного» медицинского исследователя проявления иллюзорных и конспирологических убеждений. Одно из интересных новшеств Эрнста заключается в указании на необходимость более детальной классификации альтернативных медицинских концепций, исключающей их обобщенное рассмотрение как необоснованных и вредоносных.

Ключевые слова: доказательная медицина; альтернативная медицина; псевдонаука; конспирологические убеждения; свидетельство; обоснование; эффективность.

DUMOV A.V. EPISTEMIC VICES OF ALTERNATIVE MEDICINE. BOOK REVIEW: ERNST E. BIZARRE MEDICAL IDEAS ... AND THE STRANGE MAN WHO INVENTED THEM

Abstract. The book by E. Ernst, Emeritus Professor at the University of Exeter and a leading researcher in alternative medicine, examines the justification problems inherent in alternative medical

* Думов Александр Витальевич - лаборант научно-проектного отдела научно-инновационного управления ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук» (ГАУГН; [email protected]

approaches. Contrasting such approaches with evidence-based ones, Ernst demonstrates that the position of an "alternative" medical researcher is accompanied by manifestations of illusory and conspiratorial beliefs. One of Ernst's interesting innovations is to point out the need for a more detailed classification of alternative medical conceptions, excluding their generalization as unfounded and harmful.

Keywords: evidence-based medicine; alternative medicine; pseudoscience; conspiracy beliefs; evidence; foundation; efficiency.

Для цитирования: Думов А.В. Эпистемические пороки альтернативной медицины. [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2024. -С. 105-118. - Рец. на кн.: Ernst E. Bizarre Medical Ideas ... and the Strange Man Who Invented Them. - Cham: Springer, 2024. - 255 p. - DOI: 10.31249/rphil/2024.04.12

Работа Эдзарда Эрнста1 «Причудливые медицинские идеи ... и странные люди, изобретшие их», может рассматриваться и как опыт эпистемологической рефлексии альтернативной медицины, позволяющий конкретизировать ее соотношение с доказательной медициной, и как емкий обзор содержания существующих альтернативных подходов к пониманию болезни, осуществлению диагностических и терапевтических мероприятий. Отправной точкой повествования становится обращение к совокупности эпистемиче-ских и методологических особенностей, присущих доказательной медицине. Предварительно Эрнст предлагает выделить три периода в истории развития медицины как отрасли знания и практики (с. 3). Первый период отличается крайне низкой эффективностью используемых методов, уступающей плацебо. Второй период связан с появлением методов, эффективность которых сравнима с плацебо.

1 Подробно ознакомиться с содержанием работ Эрнста, посвященных популяризации медицинских и естественнонаучных знаний, можно на его персональной странице: https://edzardernst.com/about/. Эрнст известен отечественному читателю по переведенной А.М. Бродоцкой в 2017 г. работе, написанной им в соавторстве с Саймоном Сингхом. См.: Сингх С., Эрнст Э. Ни кошелька, ни жизни. Нетрадиционная медицина под следствием. - Москва: АСТ, Corpus, 2017. -512 c.

Наконец, третий период характеризуется возникновением методов лечения, превосходящих плацебо по своей эффективности.

Исторически наблюдающийся рост эффективности лечения непосредственно определяется внедрением научного метода в медицину, а поистине революционные достижения, полученные на этом пути, связаны с длительным предварительным совершенствованием знаний о строении и функционировании различных систем человеческого организма. В качестве последней из наиболее значимых вех научного развития медицины Эрнст предлагает рассматривать формирование концепции доказательной медици-ны1, предполагающей отвечающую определенным исследовательским стандартам (точности, интерсубъективности и т.д.) оценку научных свидетельств (evidence) эффективности и безопасности методов лечения. Доказательная медицина рассматривается Эрнстом как идеал развития медицинской теории и практики, а ее возникновение оценивается им как важнейший этап превращения медицины из искусства, черпающего свою силу из различных источников (в том числе иррациональных), в разновидность научной (как на уровне организации, так и на уровне обоснования) деятельности.

Становление и развитие медицины (в том числе формирование идеала доказательности) связывается Эрнстом с деятельностью ряда выдающихся специалистов, называемых им «иконами медицины» (c. 9-17). Что служит отличительными чертами их исследовательской и практической активности? Эрнст выделяет в числе таких черт правдоподобие развиваемых концепций и вводимых положений, опору не на интуицию, а на эмпирические свидетельства, отсутствие обвинений и осуждения в адрес каких-либо других исследователей или их изобретений / представлений, стремление к сотрудничеству и здоровый критицизм, фактуальную

1 Возникновение концепции доказательной медицины связывается Эрнстом со статьей Г. Гайята 1991 г., в которой был систематически использован сам термин и раскрыто его ключевое содержание. В числе пионеров формализации и уточнения концепции им также упоминается Д. Саккет. См.: Guyatt G.H. Evidence-based Medicine // ACP Journal Club. - 1991. - Vol. 114, N 2. - A16. Интересный краткий обзор истории концепции доказательной медицины представлен в статье Р.Л. Сура и Ф. Дама. См.: Sur R.L., Dahm P. History of Evidence-based Medicine // Indian Journal of Urology. - 2011. - Vol. 27. N 4. - P. 487-489.

обоснованность вводимых утверждений, альтруизм, критичность к собственным суждениям (с. 16-17). Примерами «икон медицины», по мнению Эрнста, являются такие крупные деятели прежних эпох, как У. Гарвей, Р. Лаэннек, Э. Дженнер, Л. Пастер, Ф. Най-тингейл, А. Флеминг, Дж. Сноу и др. В числе современных ученых им особо выделяется К. Карико, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, американская исследовательница РНК, чьи результаты легли в основу разработки вакцин против СОУГО-191. Перечень тех, кто может быть причислен к «иконам медицины», является открытым.

Обращаясь к обсуждению альтернативной медицины, Эрнст указывает на то, что с данным термином связаны существенные затруднения и противоречия. Дело в том, что если некий метод лечения (или совокупность таковых) не является эффективным, то его нельзя рассматривать как альтернативу признанным в силу своей результативности методам. А если он демонстрирует эффективность, то он принадлежит к сфере доказательной, а не альтернативной медицины2 (с. 19). Ввиду этого Эрнст полагает необходимым отказаться от использования термина «альтернативная медицина» как вводящего в заблуждение и предпочесть ему термин «так называемая альтернативная медицина» (но в данной работе он продолжает использовать устоявшийся термин, стараясь избежать усложнения излагаемого материала). Констатируется сложившаяся ситуация «вавилонского смешения» терминов: для

1 Нобелевская премия присуждена К. Карико совместно с Д. Вайсманом за исследования РНК, результаты которых были опубликованы в 2000-х. См., например: Incorporation of Pseudouridine Into mRNA Yields Superior Nonimmuno-genic Vector With Increased Translational Capacity and Biological Stability / Kariko K., Muramatsu H., Welsh F.A., Ludwig J., Kato H., Akira S., Weissman D. // Molecular Therapy. - 2008. - Vol. 16. - N 11. - P. 1833-1840.

2 Во втором тезисе имеет место упрощение: несмотря на то, что все методы доказательной медицины демонстрируют эффективность (т.е. она регистрируется установленными для этого средствами), это не может рассматриваться в качестве достаточного критерия собственно доказательности, которая подразумевает оценку фактических данных, определенным образом организованную работу по их сбору, обработке, представлению. Иными словами, доказательность подразумевает анализ и научно обоснованную оценку представляемых свидетельств в пользу эффективности / безопасности метода (подхода, конкретного средства и т.д.), а не только наличие таких свидетельств.

описания данной группы направлений в медицине (роднит которые только то, что их использование лежит за пределами официального здравоохранения (с. 19)) используются такие наименования, как «комплементарная медицина», «эзотерическая медицина», «неортодоксальная медицина», «недоказательная медицина» и др. Сам Эрнст не обращается к вопросу о необходимых содержательных дистинкциях между этими терминами, но представляется, что этот вопрос может рассматриваться как актуально значимый для философского обоснования исследований альтернативной медицины.

Эмпирически фиксируемый рост популярности1 альтернативной медицины (с. 21), с точки зрения Эрнста, детерминируется несколькими факторами. Первый - систематическая дезинформация потребителей медицинских товаров и услуг: нельзя не отметить различных намеренно поддерживаемых их поставщиками и производителями когнитивных искажений и ошибок, например, соотнесения альтернативной медицины с «естественным», «натуральным», «природным» в противовес соотнесению методов и инструментов официальной медицины с «искусственным», «противоестественным», «техническим». Очевидно, что отнюдь не все, что имеет натуральное происхождение, является безвредным, а тем более - полезным. Более того, нет ничего естественного в содержании ряда альтернативно-медицинских практик (например, акупунктуры или мануальной терапии). Тем не менее такие заявления составляют значимый элемент ряда маркетинговых стратегий, связанных с альтернативной медициной.

Другой фактор связан с неспецифическим действием консультативных мероприятий на потребителя альтернативно-медицинских услуг. Контекст, связанный с коммуникацией со «специалистом», ряд формируемых и фиксируемых в ходе коммуникации убеждений о своем состоянии и возможностях работы с ним, психологическая «атмосфера» взаимодействия с альтернативной медициной - все это может (в отличие от самих предлагаемых

1 Эрнст ссылается на данные аналитической и консалтинговой компании Grand View Research, согласно которым в 2023 г. мировой рынок альтернативных медицинских продуктов составит ок. 700 млрд долл. США. Для ознакомления с содержанием отчета см: https://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/comp lementary-alternative-medicine-market

средств) оказывать влияние на клинический результат1. Третий, не менее значимый фактор, связан с разочарованием в возможностях официальной медицины. Констатация неизлечимости заболевания, существенные побочные эффекты назначенного лечения, недостаточная эмоциональная вовлеченность врача или поверхностность его внимания к содержанию жалоб - все это может послужить предпосылкой для обращения пациента к ресурсам альтернативной медицины, которая нередко позиционируется ее сторонниками как свободная от подобных недостатков и ограничений в силу ее «холистичности» (с. 26).

Для более подробного ознакомления с возможным содержанием запросов и пожеланий пациентов, обратившихся к альтернативной медицине, Эрнст отсылает читателя к собственному систематическому обзору исследований данной проблематики2. Важным является замечание Эрнста о том, что разочарование пациентов во все времена существования медицины являлось маркером недостатков актуального состояния ее ресурсов, выражающим потребность в совершенствовании. Многие успехи медицины порождены именно осознанием этой потребности, но в ходе попыток ее удовлетворения были получены и менее успешные результаты. В большинстве своем подобные результаты, по мнению Эрнста (с. 28), и составляют содержание того, что называется альтернативной медициной.

Переходя к критическому обсуждению разновидностей альтернативной медицины, Эрнст утверждает о наличии возможности выявления общих черт, в той или иной мере проявляющихся в каждом из ее направлений. Для иллюстрации этого тезиса им предлагается вымышленная история о создателе «пателлопатии» профессоре Питере Хамбаге3 (с. 33-37). Состоявшись как врач и ученый, Хамбаг никогда не был удовлетворен состоянием медици-

1 См.: Homeopathy Has Clinical Benefits in Rheumatoid Arthritis Patients That Are Attributable to the Consultation Process but Not the Homeopathic Remedy: a Randomized Controlled Clinical Trial / Brien S., Lachance L., Prescott P., McDermott C., Lewith G. // Rheumatology. - 2011. - Vol. 50. - N 6. - P. 1070-1082.

2 См.: Ernst E., Hung S.K. Great Expectations: What Do Patients Using Complementary and Alternative Medicine Hope For? // The Patient. - 2011. - Vol. 4, N 2. -P. 89-101.

3 Англ. humbug - мошенник, обманщик, также вздор, надувательство.

ны и здравоохранения своей эпохи. Это побудило его к изучению альтернативных направлений, таких как гомеопатия, антропософская медицина, рэйки1. В ходе своих исследований он столкнулся с тем, что, как ему казалось, оставалось вне поля досягаемости для врачей всех прежних школ и эпох: с ролью коленной чашечки (лат. patella) в управлении человеческим здоровьем. «Прорывное» медицинское достижение Хамбага заключалось в установлении связи между аномалиями коленной чашечки пациентов и их склонностью к заражению определенными инфекциями.

Изучая древние медицинские трактаты и современные работы, Хамбаг находил все больше подтверждений тому, что коленная чашечка - это нечто большее, чем простая кость: она связана с жизненной силой, а также с тем, что в китайской традиции называется энергией ци. Работая с пациентами, он стремился собрать все больше свидетельств в пользу своих предположений. Однажды во сне ему явился Желтый Император2 и приобщил его к знанию о роли коленной чашечки: она представляет собой «антенну» для приема энергий инь и ян. «Интегрируя» аюрведу, древнекитайскую медицину и современную науку, Хамбаг создал «холистическую пателлопатию», медицинское направление, предполагающее возможность устранения патологических состояний с помощью гармонизации энергий, достигаемых посредством правильной работы с коленной чашечкой и излечения ее дефектов.

Он стремился поделиться с научным и медицинским сообществом своим открытием, но ни одно респектабельное издание не приняло его статей, раскрывающих его суть. Хамбаг увидел в этом проявление «заговора» специалистов и решил самостоятельно из-

1 Рэйки - японская духовная практика и направление альтернативной медицины, основанное на представлении о возможности исцеления посредством передачи энергии путем определенных касаний ладонями. Основано Микао Усуи в 1922 г. В данной работе анализу истории и содержания рэйки Эрнст уделяет лишь несколько абзацев [c. 211-212].

2 Желтый Император, также Хуан-ди - персонаж древнекитайской мифологии, легендарный предок всех китайцев, которому приписывается функция родоначальника различных форм знания, в. том числе медицинского: как принадлежащий его авторству преподносится содержащий основы китайской традиционной медицины трактат «Нэй цзин» («Книга о внутреннем», «Внутренний канон»). См.: Кэ Ю. Мифы древнего Китая. - Москва: Наука, 1965. - 496 с.; Нэй цзин // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. - Москва: Наука, 1990. - С. 33-35.

дать книгу, посвященную рассмотрению его медицинских достижений. Книга принесла ему международную известность: его портрет появляется на обложке Time, а британский монарх в знак признания заслуг посвящает его в рыцари. Но к этому моменту профессиональным сообществом медиков было собрано более чем достаточное количество свидетельств для подтверждения недобросовестности Хамбага и опасности его методов для пациентов. В ответ на обвинения в неправдоподобии его представлений и бездоказательности используемых методов в части эффективности и безопасности, Хамбаг и его последователи лишь указывали на то, что все подобные обвинения - лишь клевета, плод зависти бездарей от академической науки и дискредитировавшей себя официальной медицины.

Превратившись в гуру альтернативной медицины, Хамбаг стал активно дискредитировать официальное здравоохранение и его научные основы. Он обвинил современное ему медицинское сообщество в вызванной редукционизмом неспособности раскрытия и устранения истинной причины человеческих страданий, а равно и в корыстном стремлении к обогащению за счет распространения опасных и вредных лекарственных средств. Тем временем созданная и продаваемая его компанией продукция для лечения коленной чашечки распространялась с невероятным успехом. Огромным спросом пользовались и его авторские курсы. Вскоре его состояние приблизилось к 10 млн долл. США. Успех Хамбага был огромен, а его цена (полный разрыв отношений с профессиональным сообществом) казалась ему попросту смешной. И даже находясь в возрасте 84 лет, на смертном одре, Хамбаг делился с последователями мыслями о неминуемом крахе сговора против него и скором торжестве идей холистической пателлопатии.

С помощью истории о профессоре Хамбаге Эрнст обобщает те характеристики, которые являются общими для различных направлений альтернативной медицины (что может быть установлено на основе анализа их истории и биографии родоначальников). Эти характеристики таковы (c. 36-37):

1. Представляемые идеи бросают вызов науке своей эпохи (нередко поражая своей абсурдностью).

2. Присутствует вера в некую жизненную силу, имеющую определяющее значение для состояний здоровья и болезни.

3. Создатель направления полагается на интуицию, а не на научное познание и его методы.

4. Для создателя направления характерны критические выпады в адрес официальной медицины и заявления о том, что у ее представителей попросту недостает экспертности.

5. Упорно отвергаются все свидетельства, опровергающие ключевые положения направления.

6. Создатель направления (или его ведущий представитель) приобретает статус гуру, вокруг него образуется специфический культ.

7. Формулируется и аргументируется идея существования заговора представителей официальной медицины и науки против направления.

8. Представителями направления делаются заявления, имеющие высокую степень экстравагантности.

9. Развиваемые в рамках направления методы (диагностические, терапевтические) рассматривается как совершенные, безупречные, холистические, свободные от рисков и т.д.

10. Родоначальник и представители направления не озадачиваются поиском весомых свидетельств в пользу его ключевых положений, ограничиваясь апелляциями к опыту / практическим результатам1.

1 Здесь Эрнст допускает существенное упрощение, не охватывающее всех альтернативно-медицинских контекстов и относящееся лишь к простейшим из них. Нередко альтернативно-медицинские исследования не только имеют подчеркнуто научную стилистику, но и включают в себя анализ свидетельств эффективности / безопасности предлагаемых методов и средств. В этом случае значимым для критики предлагаемых заключений становится анализ практик сбора, обработки и интерпретации свидетельств на предмет их корректности (логической, фактуальной и т.д.) и «прозрачности». Перед критиком лженаучной медицины встают задачи выявления ошибок подтверждения, обнаружения фальсификации эмпирических данных и ошибок их статистической обработки, установления релевантности свидетельств введенным в рассмотрение гипотезам. См. примеры «доказательных» альтернативно-медицинских исследований: Tvei-ten D., Bruset S. Effect of Arnica D30 in Marathon Runners. Pooled Results from Two Double-Blind Placebo Controlled Studies // Homeopathy. - 2003. - Vol. 92, N 4. P. 187-189; Adler U.C., Acorinte A.C., Calzavara F.O. et al. Double-blind Evaluation of Homeopathy on Cocaine Craving: a Randomized Controlled Pilot Study // Journal of Integrative Medicine. 2018. Vol. 16. N 3. - P. 178-184.

11. Предлагаемые идеи и методы стали средством обогащения родоначальника направления.

12. Полагаемые в основу направления идеи и концепции продолжают существовать после смерти их разработчика.

Эрнст справедливо указывает на то, что ни одна из перечисленных характеристик сама по себе не является достаточной для рассмотрения того или иного направления альтернативной медицины как опасного обмана, а его родоначальника - как шарлатана и мошенника, однако он с определенной долей иронии предполагает, что подобные заключения могут быть оправданно получены на основе установления их совокупного присутствия (c. 37). В ходе дальнейшего рассмотрения он использует модель оценки альтернативно-медицинских направлений, называемую им «счет Хамбага» (Humbug's score). Для удобства она представляется им в табличном виде.

Характеристика Оценка степени выраженности

Абсурдность (необычность) концепции 0-2 балла

Убеждение в существовании жизненной силы 0-2 балла

Интуитивность (выход за пределы актуальных стандартов научной рациональности) 0-2 балла

Критика официальной медицины и науки 0-2 балла

Отбрасывание невыгодных свидетельств 0-2 балла

Обретение родоначальником статуса гуру 0-2 балла

Конспирологичность 0-2 балла

Экстравагантность суждений 0-2 балла

«Безупречность» концепций и методов 0-2 балла

Неспособность предоставить свидетельства в пользу эффективности и безопасности 0-2 балла

Обогащение родоначальника 0-2 балла

Формирование наследия 0-2 балла

Итого N баллов

Присвоение 0 баллов соответствует отсутствию характеристики, 2-х баллов - ее яркой выраженности1. Каждому рассматри-

1 Эрнст не рассматривает данную модель как серьезный и полноценный инструмент оценки альтернативно-медицинских направлений, однако нельзя не обратить внимание на те трудности, которые возникают в связи с возможностью произвольности в присвоении промежуточной оценки (1). Сам вопрос о доступности количественной оценки ряда представленных характеристик является дискуссионным и весьма сложным.

ваемому направлению может быть присвоен суммарный балл от 0 до 24-х. «Счет Хамбага» становится завершающим элементом всех глав книги, посвященных обсуждению отдельных направлений.

Анализ альтернативно-медицинских направлений, предложенный Эрнстом, имеет следующую структуру: начиная с краткого раскрытия основных принципов и положений, Эрнст переходит к обсуждению привлекательных сторон и недостатков предлагаемых концепций и методов, после чего обращается к рассмотрению биографии родоначальника и основных вех существования направления, существующим свидетельствам, подтверждающим или опровергающим эффективность и безопасность характерных для направления методов, а также сформировавшемуся наследию (с. 37). В центре внимания оказывается множество направлений альтернативной медицины - от получивших широкую известность, таких как гомеопатия (с. 81-90), остеопатия (с. 175-182), гипнотерапия (с. 111-118), до значительно менее обсуждаемых, подобных гомотоксикологии Г.-Г. Рекевега (с. 143-148), радионике А. Аб-рамса (с. 39-46), цветочной терапии Э. Баха (с. 53-60). В силу того, что замысел Эрнста предполагает обращение к биографии создателей «причудливых» медицинских идей, читатель получает возможность ознакомиться с деталями личных историй разных деятелей альтернативной медицины - И. фон Пекцели, П. Ножье, Д.Д. Палмера, Р. Фолля, Р.Г. Хамера и др., что также является значимым достоинством работы.

Существенное значение имеет вывод Эрнста, согласно которому привычные жесткие позиции, касающиеся классификации альтернативно-медицинских направлений, являются ограниченными: нельзя говорить о том, что все используемые представителями альтернативной медицины методы являются в равной мере вредоносными и неэффективными (Эрнст приводит в пример деятельность Ф.А. Месмера, ложность путей обоснования которой не отменяет ее значимости в привлечении внимания к терапевтическим возможностям гипноза и существованию эффекта плацебо1 (с. 220)), хотя содержание обоснования их использования в действительности в подавляющем большинстве случаев оказывается

1 См. также: Котеров А.Н. Исторические этапы изобретения и использования плацебо // Фармакоэкономика. - 2022. - Т. 15, № 4. - С. 502--522.

иррациональным и глубоко ошибочным (с. 241). Опасность одних альтернативных методов заключается в том, что отсутствие у них доказанной эффективности приводит к потере значимого времени, в то время как опасность других заключается в возможности нанесения прямого ущерба состоянию здоровья пациента (с. 224-225). Суждения об относительной безвредности или, напротив, определенной вредоносности методов альтернативной медицины требуют существенной конкретизации, отсутствие которой делает их малосодержательными.

Изучение биографий родоначальников направлений альтернативной медицины также позволяет установить некоторые различия: так, одни из них (например Х. Ганеман, Э. Бах, Р. Штайнер, А. Боуэн и др.) были убеждены в правоте собственных суждений и результативности изобретений, тогда как другие (Р.Г. Хамер, Д.Д. Палмер, Э. Кребс и др.) фактически занимались преднамеренным введением в заблуждение (с. 220-221). Следует учитывать также и то обстоятельство, что отнюдь не все из них имели медицинское образование и принадлежность к сфере профессиональной медицины. Небезынтересно замечание Эрнста о том, что именно усилиями деятелей, не имеющих медицинского образования, были созданы альтернативные методы и практики, демонстрирующие хотя бы незначительную степень эффективности (с. 222): в числе подобных изобретателей он упоминает Ф. Алексан-дера («техника Александера»), Й. Пилатеса (фитнес-методика, известная как пилатес), В. Присница (водолечение), Э. Воддера (лимфодренажный массаж) и др.

Эрнстом также осмысляется и вопрос о возможности выявления общих черт альтернативно-медицинских направлений, проявляющихся в большинстве случаев даже с учетом фиксируемых различий. Как правило, история любого альтернативного направления включает в себя эпизод «озарения» или «прозрения» разработчика, произошедшего в ходе работы с пациентами или связанного с ситуацией собственного «исцеления» (с. 228). Практически всем альтернативным направлениям свойственно принятие некоторых общемировоззренческих (идеи существования «жизненных сил», «жизненных энергий» и т.д.) или профессионально-мировоз-

зренческих1 (например, представления о необходимости «выведения токсинов», «детокса» как залога успешного излечения) концепций (с. 228-229). Некритичное восприятие идей родоначальника направления, их беспрекословное принятие и упорная защита от контраргументов также рассматриваются Эрнстом как общая черта альтернативной медицины, позволяющая сравнивать ее вариации с культами (с. 230-231). В пользу такого сравнения говорят и используемые приверженцами альтернативных направлений техники дезинформации, формирующие иррациональные установки и снижающие критичность к поступающей информации, а также фактически сводящие на нет открытость к диалогу, аргументированному обсуждению позиции.

Последняя особенность тесно связана с активным распространением специфических конспирологических убеждений в среде сторонников альтернативной медицины. К таковым убеждениям, к примеру, относится миф о big pharma (с. 231), сговорах различных крупных фармацевтических компаний и исследовательских центров, направленных на сокрытие доступных и эффективных способов излечения или реализацию средств, имеющих опасные побочные эффекты. Очевидно, что этот миф легко может быть включен в различные более масштабные структуры конспироло-гического мировоззрения, чем определяется высокий потенциал социальной опасности его распространения. Помимо этого, следует отметить, что большинство разработчиков альтернативных направлений разделяли предположение об ангажированности официальной науки и медицины политическими и коммерческими интересами (что, к слову, не мешало многим из них самим иметь ярко выраженные коммерческие интересы в продвижении своих идей, методов и продуктов - такова парадоксальность мышления альтернативного исследователя) (с. 236-238). Более того, сама концепция альтернативной медицины зиждется на конспирологи-ческом представлении о существовании ценных работоспособных

1 Помимо идеи детокса, к подобным альтернативным профессионально-мировоззренческим установкам могут быть отнесены различные представления о паразитарной инвазии как причине большинства возникающих заболеваний. Об этом см., например: Козлов С.С., Турицин В.С., Ласкин А.В. Диагностика парази-тозов. Мифы современности // Журнал инфектологии. - 2011. - Т. 3, № 1. - С. 6468.

методов и объяснений их эффективности, преднамеренно игнорируемых или отвергаемых официальной медициной.

Признавая существенные трудности, связанные с формулированием определения псевдонауки (с. 238), Эрнст подчеркивает наличие у альтернативно-медицинских направлений множества типично выделяемых свойств псевдонаучного дискурса: использование лексики и способов изложения, позволяющих мимикрировать под стиль научной коммуникации, зависимость от неофициальных («анекдотических») свидетельств, выраженная претенциозность при слабости доказательной базы и неправдоподобности ключевых тезисов, введение нефальсифицируемых гипотез, отсутствие механизмов самокоррекции, равно как и стремления к привлечению экспертных мнений и развитию взаимодействия с другими исследовательскими сферами (с. 238-239). Несмотря на то, что отнюдь не все направления альтернативной медицины демонстрируют подобные отклонения от стандартов научной рациональности1 (так как некоторые из них принципиально манифестируют себя внена-учно), принципиально важным является само указание Эрнста на необходимость критической рефлексии методологии альтернативной медицины в ее соотнесении с методологией доказательной медицины.

Популярный характер изложения и особенность поставленных Эрнстом исследовательских задач не способствует подробному раскрытию многих философских и методологических проблем, возникающих в связи с анализом альтернативной медицины. Тем не менее книга Эрнста может рассматриваться в качестве весьма удачного введения в проблематику.

1 Анализу и обсуждению функционирования стандартов научной рациональности в контексте медицинских наук посвящен ряд обстоятельных и достойных внимания работ. См., например: Карпин В.А. Философские начала построения современной научной теории в биологии и медицине // Философия науки.-2005. - № 1. - С. 106-116; Тарасов К.Е., Великов В.К., Фролова А.И. Логика и семиотика диагноза (методологические проблемы). - Москва: Медицина, 1989. -272 с.; Murphy E.A. The Logic of Medicine. - Baltimore: John Hopkins University Press, 1997. - 416 p.; Ridderikhoff J. Methods in Medicine. A Descriptive Study of Physicians' Behaviour. - Dordrecht: Springer, 1989. - 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.