Кострюков Андрей Александрович, д-р ист. наук, канд. богосл., вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ, доцент кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ.
a.kost@mail.ru
Епископ Нолинский Александр (Малинин):
ЗАБЫТЫЙ ИСПОВЕДНИК
А. А. Кострюков
Статья посвящена жизненному пути викария Вятской епархии епископа Нолинского Александра (Малинина). В настоящее время судьбы многих архиереев, рукоположенных в 1920—1930-е гг., еще не исследованы. Одной из проблем жизнеописания епископа Александра стала ошибка митрополита Елевферия (Богоявленского), в книге «Неделя в Патриархии», назвавшего этого иерарха Иоанном. В результате во всех справочниках по русской иерархии епископ Александр оказался упомянут дважды — под своим именем и под именем «епископа Глазовского Иоанна». Жизненный путь епископа Александра до недавнего времени был практически неизвестен. Тем не менее удалось в целом восстановить его биографию. Согласно следственному делу, через две недели после архиерейской хиротонии, в ночь с 10 на 11 декабря, он был арестован, причем поводом для ареста стало его неосторожное высказывание во время наречения во епископа. В своей речи архипастырь сказал о гонениях на Церковь и об арестах архиереев. Отягчающим обстоятельством стало то, что речь была произнесена в присутствии зарубежного иерарха — архиепископа Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского). Епископ Александр был обвинен в попытке передать за границу сведения о гонениях на Православную Церковь, приговорен к трем годам концентрационного лагеря и умер вскоре после прибытия к месту заключения. В статье делается вывод о том, что к источникам личного происхождения, каковым, в частности, является книга «Неделя в Патриархии», необходимо подходить с особой осторожностью. Кроме того, автор обращает внимание, что до недавнего времени имя епископа Александра отсутствовало в мартирологах жертв коммунистических репрессий, что говорит о необходимости более активных исследований подвигов Новомучеников и исповедников Российских.
1920—1930-е гг. вошли в историю не только как период гонений на Церковь, но и как годы странного на первый взгляд явления — значительного увеличения количества русских архиереев. Если в 1917 г. в Российской Церкви их было около 180, то в период 1927—1937 гг. — около 350. Профессор ПСТГУ доктор технических наук Н. Е. Емельянов объяснял количественный рост епископата несколькими причинами. Во-первых, первоиерархи рукополагали епископов не только взамен убитых, но и взамен попавших в заключение, сосланных и ушедших в раскол. Во-вторых, митрополит Сергий (Страгородский), запрещавший в священно-служении архиереев правой оппозиции, рукополагал на их место своих сторон-
ников, в то время как «запрещенные» им продолжали служить. В-третьих, число архиереев пополнялось за счет возвращавшихся из обновленческого раскола. Значительное число православных архипастырей и условия гонений привели к тому, что сведения о многих архипастырях запутанны, а судьбы — доподлинно неизвестны. По глубокому убеждению Н. Е. Емельянова, жизненный путь около ста иерархов остается белым пятном в истории Русской Церкви1. К числу таких архиереев относится и епископ Нолинский Александр (Малинин), викарий Вятской епархии, сведения о котором весьма скудны. Данные о нем содержатся в основном в справочных изданиях, причем повсюду говорится о неизвестности его судьбы после хиротонии2.
Однако прежде чем говорить о судьбе этого архиерея, следует сказать об одном интересном фрагменте книги митрополита Елевферия (Богоявленского) «Неделя в Патриархии», который до сих пор ставит в тупик исследователей русской иерархии и который напрямую касается жизни епископа Александра. Книга «Неделя в Патриархии», вышедшая в Париже в 1933 г., вызвала неподдельный интерес, ведь написана она была православным архиереем, посетившим советскую Россию. В те годы такой визит был событием исключительным. В течение недели, с 23 по 30 ноября 1928 г., архиепископ Елевферий участвовал в богослужениях, в заседаниях Синода, беседовал с архиереями. Тогда же, 28 ноября, архипастырю был пожалован титул митрополита3. Архиереи, беседовавшие с ним, хотя и не отрицали факт репрессий против духовенства, в целом говорили о спокойном и независимом от государства существовании Церкви. Сам митрополит Елевферий увидел в Москве то, что хотел увидеть, — Церковь, свободную от давления государства. По возвращении в Литву митрополит Елевферий сел за книгу, ставшую апологией митрополита Сергия (Страгородского).
В своей книге митрополит Елевферий рассказал о своем участии в хиротонии некоего епископа Иоанна 25 ноября 1928 г. Литургию и хиротонию в этот день возглавил митрополит Сергий (Страгородский). Митрополит Елевферий описал наречение и хиротонию очень подробно. Он записал, что о. Иоанн был рукоположен для Вятской епархии викарием, однако название викариат-ства не указал. Архипастырь сообщил также, что рукополагаемый был сыном сельского псаломщика, что он участвовал в Первой мировой войне. Митрополит Елевферий привел выдержки из речи, произнесенной новопоставленным иерархом, а также сообщил, что он совершил дьяконскую хиротонию некоего
1 См.: Емельянов Н. 30 000 за Христа пострадавших в Базе данных ПСТГУ. Анализ подвига русского народа // Материалы Международной научной конференции «1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного Собора и избрания Патриарха Тихона». М.: ПСТГУ, 2008. С. 226-227.
2 См., напр.: Русские Православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно).
Ч. I / Сост. М[итрополит] М[ануил]. Куйбышев, 1966. С. 70; Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. Кн. 9. М., 1997. С. 719.
3 См.: Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии // Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в ХХ столетии. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995. С. 211.
сирийца. В тот же день новый владыка присутствовал на праздничном обеде в Патриархии4.
Но какова была судьба этого иерарха до хиротонии? И как в дальнейшем сложилась его жизнь? И здесь мы сталкиваемся с загадкой, ибо никаких сведений о его судьбе не имеется.
В книге «Русские Православные иерархи» митрополита Мануила (Леме-шевского) о епископе Иоанне говорится очень мало: «Годы пострижения в монашество и рукоположения в священный сан неизвестны. 15 ноября н/ст 1928 г. хиротонисан во епископа Глазовского, вик[ария] Вятской епархии. Хиротония совершена в Москве в храме Воскресения <...> В списках Патриарха Сергия и других епископ Иоанн совершенно не значится, хотя о его хиротонии ясно указывает митр[ополит] Елевферий в своей книге “Неделя в Патриархии”. Печально только, что последний не указал ни фамилии новонареченного епископа, в хиротонии которого он сам участвовал, ни кафедры, на какую посвящали епископа Иоанна. Дальнейших сведений о нем не имеем»5.
Таким образом, сведения о епископе Иоанне митрополит Мануил привел в своем справочнике на основании одного только свидетельства митрополита Елевферия. Обратим внимание, что митрополиту Мануилу была неизвестна и кафедра, на которую был рукоположен новый архиерей. По-видимому, привязка к Глазовской кафедре была сделана митрополитом Мануилом условно, поскольку она в тот момент была вакантна.
Обращает на себя внимание, что митрополиту Мануилу никто не смог предоставить сведений об этом архиерее. Маловероятно, чтобы митрополит не наводил справок о владыке Иоанне. В годы составления справочника были живы некоторые современники и даже участники тех событий, например Патриарх Алексий I. То, что никто не смог вспомнить епископа Иоанна, выглядит очень странно. Ведь поставить архиереем человека со стороны митрополит Сергий не мог. А значит, иеромонах Иоанн еще до своей архиерейской хиротонии должен был многим быть известен, как верный Церкви священнослужитель. Удивительно, что неизвестны и другие данные об этом архиерее. Неизвестна ни дата рождения, ни дата священнической хиротонии, ни дата пострига, ни фамилия и мирское имя, ни место служения перед архиерейской хиротонией, ни кафедра, ни дальнейшая судьба. В результате закрадывается сомнение в существовании епископа Иоанна. Однако имя этого архиерея вошло в справочники. Вслед за митрополитом Мануилом информацию о епископе Иоанне стали повторять и другие издания. Так, он упомянут в сборнике «Русская иерархия», в приложении к «Истории Русской Церкви» протоиерея Владислава Цыпина. И повсюду говорится о неизвестности судьбы этого архиерея6. Что на самом деле стало с этим архиереем? Умер он вскоре после хиротонии? Был расстрелян? Отпал в раскол? Сколько священнослужителей так и сгинули в те годы в водовороте го-
4 См.: Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии... С. 192, 193, 196—198.
5 Русские Православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Ч. III. С. 348. Митрополит Мануил ошибся в дате хиротонии, отнеся ее не к 25, а к 15 ноября.
6 См.: История иерархии Русской Православной Церкви. М.: ПСТГУ, 2006. С. 141, 676; Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917—1997. Кн. 9. М., 1997. С. 742.
S4
сударственной антицерковной политики. Долгие годы загадка епископа Иоанна казалась неразрешимой.
Только теперь стало возможным утверждать, что загадки «владыки Иоанна» больше нет. Основанием для такого заявления является ряд источников, первый из которых — письмо митрополита Сергия (Страгородского) митрополиту Елев-ферию (Богоявленскому). В 1934 г. митрополит Сергий ознакомился с книгой «Неделя в Патриархии», дал ей высокую оценку, но высказал и очень интересное замечание. Митрополит Сергий писал: «Очень интересно было прочитать Вашу “Неделю в Патриархии”. Есть в ней маленькие ляпсусы. Напр[имер], в архиереи мы с Вами ставили не Иоанна, а Александра. Но без этого нельзя. В общем же спаси Вас Господи за доброе слово о всех нас»7. Таким образом, митрополит Сергий засвидетельствовал, что в книге «Неделя в Патриархии» содержится ошибка, после которой на многие десятилетия и поселился в справочниках мифический «епископ Иоанн».
Итак, письмо митрополита Сергия свидетельствует, что 25 ноября 1928 г. был рукоположен не «епископ Иоанн», а епископ Александр (Малинин). Однако и о нем до недавнего времени практически ничего не было известно. И только теперь есть возможность частично восполнить этот пробел.
В миру будущего архиерея звали Александр Павлович Малинин. Родился он в семье псаломщика с. Бусаево Рязанского уезда Рязанской губернии 26 марта 1880 г., окончил Рязанское духовное училище, а в 1901 г. — Рязанскую духовную семинарию8. Но принимать священный сан А. П. Малинин не спешил. В 1901-1902 гг. он учился в Казанском ветеринарном институте, однако покинул это учебное заведение, вернулся в Рязань и в течение нескольких лет трудился учителем церковно-приходской школы. Интересный отзыв о нем оставил председатель Рязанского уездного отделения Епархиального училищного совета протоиерей Александр Боголюбов: «Александр Малинин по характеру своему человек добрый, сердечный, в обращении с учениками весьма гуманен, поведения самого скромного. Человек он в высшей степени религиозный и как педагог-воспитатель чудный, но как преподаватель — слабый. Мало знаком с лучшими приемами преподавания. В частных рассуждениях он иногда проявляет некоторые странности, но не дурного направления»9.
С 1908 г. Александр Павлович Малинин был вольнослушателем Казанской духовной академии, а в 1910 г. заявил о своем желании поступить в число ее студентов. Вступительные экзамены были сданы будущим иерархом вполне успешно для поступления. С 1910 г. Малинин начал обучение в академии. Однокурсником будущего иерарха был иеромонах Иона (Покровский), впоследствии епископ Ханькоуский, умерший в эмиграции в 1925 г. и причисленный к лику святых Русской Зарубежной Церковью. Надо отметить, что и тот, и дру-
7 Сергий (Страгородский), митр. Письмо митр. Елевферию 28.02.1934 // Архив ОВЦС. Дело «Митрополит Сергий. Переписка. Западная Европа». Папка «1934 г.». Л. 224 об.
8 Митрополит Мануил ошибочно указывает, что будущий архипастырь окончил Казанскую духовную семинарию (см.: Русские Православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Ч. I. С. 70).
9 Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 10. Оп. 1. Д. 10972. Л. 185 об., 203. Ксерокопия документа предоставлена канд. ист. наук М. А. Кострюковым (г. Москва).
гой были приняты в академию за свой счет10. Академию А. П. Малинин окончил в 1914 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Тунгусы и история распространения христианства между ними». Будущему епископу предоставлялось право преподавать и занимать административные должности по духовноучебному ведомству, но при соискании степени магистра богословия держать новый экзамен11. Несмотря на открывшиеся перспективы, А. П. Малинин вновь не стал спешить с принятием священного сана. Дальнейшую его судьбу определила начавшаяся война, и вчерашний выпускник академии предпочел идти на фронт. Будущий архипастырь стал санитаром, через полгода попал в плен, где находился до 1918 г., затем вернулся на родину12.
Дальнейшая жизнь о. Александра была связана с Покровским монастырем в Москве. Здесь в 1924 г. он был пострижен в монашество с именем Александр. Постриг совершил известный миссионер, а впоследствии и мученик, архиепископ Гурий (Степанов). В том же году о. Александр стал иеромонахом и начал свое служение в храме Покровского монастыря13. Интересный портрет о. Александра оставил епископ Вениамин (Милов) — в те годы настоятель храма Покровского монастыря. Архипастырь писал об иеромонахе Александре: «Говорил он под нос, чуть слышно, дикцией не занимался. Но людская тяга к нему как к проповеднику была огромная. Железным, плотным кольцом окружал его народ, когда он выходил говорить поучения. Женщины освобождали уши от платков, чтобы расслышать тихо произносимые фразы. Секрет его успеха заключался в необыкновенной детской простоте слова, в темах, взятых буквально из жизни, в искреннем христианском сочувствии горю и нуждам предстоящих»14.
В 1927 г. иеромонах Александр резко выступил против «Декларации» митрополита Сергия. Единомышленником о. Александра стал член церковного совета Покровского монастыря Михаил Александрович Жижиленко15. Однако пути иеромонаха Александра и М. Жижиленко разошлись. Последний прекратил общение с митрополитом Сергием, примкнул к оппозиции митрополита Иосифа (Петровых), принял монашество с именем Максим, стал архиереем и был расстрелян в 1931 г.16 Иеромонах Александр избрал другой путь. Несмотря на отрицательное отношение к политике компромиссов, он все же не пошел на разрыв с митрополитом Сергием и со временем смягчил свою позицию.
А спустя год, в ноябре 1928 г., было принято решение о хиротонии иеромонаха Александра во епископа Нолинского, викария Вятской епархии. Сам иеромонах Александр узнал о своей хиротонии за три дня до назначенной даты
10 См.: Православный собеседник. 1912. Октябрь. С. 209.
11 См.: Там же. 1914. Ноябрь. С. 30.
12 ЦА ФСБ. Д. Р-43644. Л. 5 об.
13 См.: Русские Православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Ч. I. С. 70.
14 Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999. С. 48.
15 См.: Там же. С. 38.
16 См.: Православное церковное сопротивление в СССР: Биографический справочник. 1927-1988 гг. / Авт.-сост. М. В. Шкаровский и Д. П. Анашкин. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. С. 45.
от епископа Вятского и Слободского Павла (Борисовского)17. 25 ноября и состоялась та самая хиротония, в которой принял участие архиепископ Елевферий (Богоявленский).
Что означало принятие архиерейства в те годы — хорошо известно. Каждый соглашавшийся быть епископом обрекал себя на скорби, гонения, лагеря и смерть. И епископ Александр хорошо понимал это. «В мирное время, — сказал он в день наречения, — отказ от сего избрания был бы принят за глубокое смирение, а теперь может быть сочтен за боязнь пить чашу Христову и креститься его крещением. Впереди на пути своем я вижу шипы и терния, но верую во всемогущую благодать архиерейства, которую Вы, Святители, по воле Пастыреначаль-ника Христа низведете в мое недостойное сердце»18.
Слова епископа Александра оказались пророческими. Через две недели после хиротонии, в ночь с 10 на 11 декабря, епископ Александр был арестован у себя на квартире в Покровском монастыре. Основанием для ареста стали речи иерарха при наречении и на обеде после хиротонии. Епископу Александру предъявили обвинение по статье 58 часть 10 за «антисоветскую пропаганду о гонениях на Церковь в присутствии приехавших из заграницы лиц»19. По-видимому, содержание речей стало известно ОГПУ от кого-то из сотрудников Патриархии. Насколько соответствовали действительности обвинения, сказать трудно, так как оба раза архипастырь выступил экспромтом. Цитаты из его речей до нас дошли только благодаря книге «Неделя в Патриархии». Согласно этой книге, епископ Александр если и не говорил о гонениях прямо, то как минимум намекал на них. Сам епископ на допросе заявил, что священнослужители в стране действительно арестовываются чаще остальных. Архипастырь признал также, что во время наречения был сильно взволнован из-за того, что не успел подготовить архиерейское облачение, а потому речь его была путаной. При этом архипастырь не стал отрицать, что мог в тот момент сказать об арестах архиереев20.
Отягчающим обстоятельством стало то, что на наречении и хиротонии присутствовал архиепископ Елевферий. Епископ Александр был обвинен в том, что в своей речи специально оклеветал советский строй в присутствии заграничного архиерея. «МАЛИНИН Александр Павлович, — говорилось в постановлении СООГПУ, — в помещении церковного центра (так называемого Сергиевского Синода) использовал религиозный обряд “наречения в епископы” для произнесения антисоветской речи на тему о гонениях на церковь и веру в СССР, о преследовании духовенства, что нет в СССР ни одного епископа, который бы не сидел в тюрьме, и т. д. Речь была сказана с целью передать присутствовавшему на обряде епископу Литовскому Елевферию, приехавшему из-за границы, заведомо ложные сведения о гонении на религию со стороны безбожного государства»21.
Епископ Александр отрицал, что между его речью и приездом архиепископа Елевферия существует какая-либо связь. При этом епископ постарался не во-
17 ЦА ФСБ. Д. Р-43644. Л. 9.
18 Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии. С. 192.
19 ЦА ФСБ. Д. Р-43644. Л. 2-3 об., 8.
20 См.: Там же. Л. 6.
21 Там же. Л. 10.
влекать в дело своих знакомых. Так, он заявил, что давно не видел Жижилен-ко, что не принимал никаких советов от архимандрита Вениамина (Милова) и в день наречения не вел бесед с членами Синода22.
11 января 1929 г. Особым Совещанием ОГПУ епископ Александр был приговорен к трем годам концлагеря23. Срок епископ Александр должен был отбывать в Вишерском лагере. По имеющимся в настоящее время сведениям, после прибытия в лагерь в начале 1929 г. епископ Александр заболел воспалением легких и через месяц скончался24.
Итак, в те самые дни, когда митрополит Елевферий готовил свою книгу «Неделя в Патриархии», когда подробно описывал хиротонию епископа Александра, последнего уже не было в живых. Думается, что митрополит Елевферий во время своей земной жизни так и не узнал, что рукополагал мученика и своим участием в хиротонии невольно поспособствовал его гибели. И не исключено, что если бы митрополит Елевферий узнал обо всем этом, его книга была бы хоть немного, но другой.
Вывод, который можно сделать из вышеизложенного, важен прежде всего в методологическом смысле. Случается, что для подтверждения той или иной мысли некоторые публицисты опираются именно на источники личного происхождения. Ошибка, сделанная митрополитом Елевферием, в очередной раз показывает, насколько тщательно должна проверяться информация, содержащаяся в подобных источниках. А пока представляется необходимым исправить ошибку литовского святителя и удалить из справочников имя мифического «епископа Иоанна».
История епископа Александра (Малинина) дает право сделать еще один вывод. В настоящее время в базе данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «За Христа пострадавшие» содержится около 35 тыс. имен. Но имя епископа Александра до сих пор не было включено в поименный список пострадавших. И если даже архиерей оказался неучтенным, то что говорить о священниках, монахах и мирянах, погибших за веру? Пример епископа Александра показывает, как много работы предстоит проделать исследователям, чтобы сказать всю правду о гонениях на Церковь в ХХ в.
Ключевые слова: Московская Патриархия, Казанская духовная академия, московский Покровский монастырь, Новомученики, книга «Неделя в Патриархии», патриарх Сергий (Страгородский), митрополит Елевферий (Богоявленский), митрополит Мануил (Лемешевский), епископ Александр (Малинин), епископ Максим (Жижиленко), «епископ Глазовский Иоанн».
22 Там же. Л. 9.
23 Там же. Л. 11.
24 Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999. С. 36.
The bishop of Nolinsk Alexander (Malinin):
FOGOTTEN CONFESSOR OF THE FAITH A. Kostryukov
The article describes life of Vyatka diocese vicar bishop of Nolinsk Alexander (Malinin). Currently fates of hierarch who was ordained in 1920-1930 isn’t investigated. One ofthe problems in biography ofbishop Alexander is mistake ofMetropolitan Elevfery (Bogoyavlensky). He called this hierarch John in his book “A week in Patriarhiya”. As a result, bishop Alexander was mentioned twice in all directories — under his own name and under name “bishop John of Glazov”. Life of bishop Alexander was almost unknown. But his biography was managed to establish. According to an investigative case he was arrested two weeks later, after bishop’s ordination in the night from 10-th to 11-th of December. He was arrested because he said reckless statement during his ordination. In his speech he spoke about persecution of the Church and bishop’ arrests. This speech was pronounced in the in the presence of foreign hierarch — Elevfery (Bogoyavlensky). Bishop Alexander was blamed oftrying to transmit information abroad about persecution of the Orthodox Church. He was senteneed to three years in camps. He died when he arrived of the place. In the article is concluded that we should approach to source (such as “A week in Patriarhiya”) with precautions. Moreover, author pay attention that until recently name of bishop Alexander absented in passionless of casualties of Communist repressions. So, we must explore feats of Martyrs and Russian confessors more actively.
Keywords: Moscow Patriarchate, Spirit academy in Kazan, Pokrov monastery in Moscow, New Russian Martyrs, the book “A week in Patriarhiya”, Patriarch Sergy (Stragorodsky), Metropolitan Elevfery (Bogoyavlensky), Metropolitan Manuil (Leme-shevsky), bishop Alexander (Malinin), bishop Maxim (Zhizhilenko), bishop John of Glazov.
Список литературы
1. Емельянов Н. 30 000 за Христа пострадавших в Базе данных ПСТГУ. Анализ подвига русского народа // Материалы Международной научной конференции «1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного Собора и избрания Патриарха Тихона». М.: ПСТГУ. 2008. С. 221-231.
2. История иерархии Русской Православной Церкви. М.: ПСТГУ, 2006. С. 141, 676.
3. Русские Православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно) / Сост. М[итрополит] М[ануил]. Куйбышев, 1966.
4. Православное церковное сопротивление в СССР: Биографический справочник. 1927— 1988 гг. / Авт.-сост. М. В. Шкаровский и Д. П. Анашкин. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013.
5. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917—1997. Кн. 9. М., 1997.