© Коллектив авторов, 2015 УДК 616.89-036.22-053.2
Для корреспонденции
Филиппова Наталья Валерьевна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112 Телефон: (917) 201-12-05 E-mail: natdoc@mail.ru
Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, Е.В. Бачило, А.С. Исмайлова
Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте
Epidemiology of mental impairment in childhood
N.V. Filippova, Yu.B. Barylnik, E.V. Bachilo, A.S. Ismailova
ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет
им. В.И. Разумовского» Минздрава России
V.I. Razumovsky Saratov State Medical University
Нарушения психического развития в детском возрасте на протяжении многих лет остаются, несомненно, важной медико-социальной проблемой. Множество классификаций и неоднородность расстройств, входящих в эту группу, обусловливают значительные различия эпидемиологических данных как по всему миру, так и на территории отдельных районов одной и той же страны. Проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований по эпидемиологии нарушений психического развития показал, что имеется много пробелов и противоречивых результатов в изучении их эпидемиологических аспектов. Для организации эффективной помощи детям, имеющим подобные нарушения, крайне важными представляются дальнейшее изучение заболеваемости и инвалидности, а также совершенствование социально-медицинской помощи в регионах как в целях своевременной коррекции подобных нарушений, так и для создания достойного уровня жизни лицам, имеющим те или иные нарушения психического развития. Ключевые слова: нарушения психического развития, классификация, факторы риска, эпидемиология
Ф
Impaired mental development in children of many years' duration still remains an important medical and social problem. Many classifications and heterogeneity of disorders in this group are responsible for significant differences in epidemiologica data both worldwide and in the territory of individual regions of the same country. A survey of domestic and foreign research on the epidemiology of impaired mental development has shown that there are many gaps and contradictory results in the study of their epidemiological aspects. For effective assistance to be rendered to children with similar disorders it is crucially important to conduct further study of the morbidity and disability as well as to improve social and medical services in the regions both for timely correction of such disorders and for creating a decent standard of living for people with certain mental development disorders Keywords: impaired mental development, classification, risk factors, epidemiology
Российский психиатрический журнал № 6, 2015 45
Нарушение психического развития (НПР) - это психическое состояние личности, характеризующееся измененными темпами формирования психических функций, а также нарушениями познавательной и умственной деятельности. В литературе также фигурирует такой термин, как «психический дизонтогенез», обозначающий патологию психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Психиатры используют данный термин в отношении задержек и искажений психического развития. В понятие «задержки психического развития» входят состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К «искажениям психического развития» относятся патологические состояния, отличающиеся диссоци-ативностью развития некоторых психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие - задержкой развития [31].
Классификации нарушений психического развития в детском возрасте
Существует множество классификаций нарушений психического развития. С позиций патогенеза нарушений развития личности Г.Е. Сухарева [29] различает 3 вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие. L. Кэппег [39] выделил недоразвитие и искаженное развитие. Эти 2 классификации легли в основу современной, наиболее полной классификации нарушений психического развития, представленной В.В. Лебединским [16]. Она дифференцирует отдельные варианты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития.
1. Аномалии, вызванные отставанием развития:
- недоразвитие, наблюдаемое у детей с умственной отсталостью;
- задержанное развитие, наблюдаемое у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
2. Аномалии, в которых ведущим признаком является диспропорциональность развития:
- искаженное развитие, наблюдаемое при раннем детском аутизме (РДА) и характеризующееся сочетанием общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций;
- дисгармоническое развитие, основывающееся на врожденной или приобретенной в раннем возрасте стойкой диспропорциональности психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Данный вид аномалий характерен для психопатий и невротического развития личности.
3. Аномалии, вызванные поломкой, выпадением отдельных функций:
- дефицитарное развитие, отмечающееся у детей с недоразвитием анализаторных систем (слуховых, зрительных, двигательных);
поврежденное развитие, спровоцированное патологическим воздействием на мозг ребенка в возрасте 2,5-3 лет, когда большая часть мозговых систем уже сформирована; иными словами, это развитие психики ребенка с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Такой вид развития наблюдается у детей с минимальной мозговой дисфункцией, нарушениями межполушарного взаимодействия, локальными поражениями головного мозга, эпилепсией и др. [1, 16].
Факторы риска нарушений психического развития у детей
В.И. Лубовский и соавт. [20] среди явлений, оказывающих отрицательное влияние на психическое развитие, отмечают осложненное течение беременности, генетические факторы, недостаточное питание, нейроинфекции, хронические соматические заболевания, черепно-мозговые и тяжелые психологические травмы в ранний период жизни ребенка, а также исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуальную особенность развития ребенка. По данным С.Я. Волгиной [7], у детей с низким интеллектом уровень перинатальной отягощенности достигает 83%, в то время как у детей с нормальным уровнем развития интеллектуальных функций такой показатель составляет 56%.
В литературном обзоре Л.А. Прониной [26] отмечено, что в перинатальном и постнатальном периодах факторами риска для нарушения психического развития могут явиться асфиксия в родах, родовые травмы, рождение путем кесарева сечения, недоношенность или сочетание этих факторов. По мнению автора, выраженность нарушений в психическом развитии детей находится в прямой зависимости от интенсивности и продолжительности отрицательных влияний. По данным Т.И. Покровской и Р.М. Нарицыной [25], при токсикозе беременных органическое поражение ЦНС наблюдалось у 1,2% детей, при патологии родов - у 2,1%, а при сочетании данных факторов - у 10%.
В связи с тем что изложенные факторы риска начинают проявляться в раннем детском возрасте, крайне важным в коррекции нарушений психического развития представляется сотрудничество психиатров с педиатрами. Еще в 1979 г. эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) рекомендовали как можно раньше осуществлять диагностику физических и психических недостатков у детей путем регулярных осмотров беременных, обследования ребенка в первые часы после рождения и наблюдения за его ранним развитием [26]. Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров,
46
в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них», все дети, достигшие возраста 12 мес, подлежат обязательной диспансеризации, включающей осмотр врача-психиатра. Таким образом, наиболее ранняя и точная диагностика и своевременно назначенное лечение выявленных нарушений будут способствовать улучшению состояния психического здоровья детей и их качества жизни в целом [34].
Эпидемиологические аспекты нарушений психического развития в детском возрасте
Перед рассмотрением вопросов эпидемиологии отдельных форм нарушений психического развития следует выделить некоторые дифференциально-диагностические критерии, применимые в отношении данной категории расстройств. В первую очередь диагноз умственной отсталости зачастую приходится отграничивать от ЗПР, для которой, как отмечают Н.Н. Иванец и соавт. [12], характерны большие адаптационные резервы и способность к обучению. При олигофрении наблюдается первичная тотальная недостаточность абстрактного мышления, в то время как при ЗПР прослеживается четкая тенденция к сглаживанию интеллектуального дефекта, вплоть до полной компенсации.
По мнению В.С. Кукушина и соавт. [15], умственной отсталости свойственна тотальность нарушений психических функций, в то время как для ЗПР характерна мозаичность нарушений. Неотъемлемым критерием диагностики ЗПР является возможность принимать и использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить его на идентичные задания.
Не является редкостью дифференциация аутис-тических расстройств от ЗПР в связи с аутопо-добными проявлениями (эхолалии, двигательные стереотипии, консервативные схематичные игры предметами неигрового назначения и др.) некоторых форм последних. Однако важным диагностическим критерием в пользу ЗПР является сохранная потребность ребенка в общении с окружающим миром; дети с ЗПР не избегают визуального контакта, что так характерно для детей, страдающих аутизмом [10].
Эпидемиология задержек психического развития. Несмотря на длительное изучение данной категории расстройств, эпидемиологические данные относительно нарушений психического развития до настоящего времени значительно разнятся, что в большей степени обусловлено неоднородностью состояний, объединенных в эту группу. Следует отметить, что ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психических расстройств
в детском возрасте. Количество детей, у которых наблюдается ЗПР, неуклонно растет с каждым годом, и к настоящему моменту частота ЗПР среди детского населения составляет 1-2% (как самостоятельной группы состояний) и 8-10% в общей структуре психических расстройств [28]. Как отмечают В.А. Чвякин и соавт. [35], пик выявляемости ЗПР приходится на начало обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе. По данным Т.А. Власовой и соавт. [6], среди детей подготовительных групп детских садов распространенность ЗПР составляет 5%, а в младшем школьном возрасте - 4-8%.
По данным департамента образования Москвы, при поступлении в школу до 60 % детей не обладают необходимым уровнем запаса знаний. И.И. Сергеев и соавт. [27] опубликовали данные о том, что более 70% учащихся в учреждениях среднего образования испытывают значительные затруднения в усвоении базовой школьной программы. По данным как отечественных, так и зарубежных авторов [19, 24, 41], в 5-14% случаев школьники испытывают те или иные затруднения в обучении. Л. Тарно-пол [30] отмечает, что около 2% всех поступающих в первые классы школ США нуждаются в обеспечении специальных условий обучения.
В 1970-е гг. на территории СССР проводились исследования в области изучения эпидемиологии ЗПР, по результатам которых пограничная интеллектуальная недостаточность (задержка психического развития) отмечалась у 5% детей дошкольного возраста [32]. Но в процессе обследования идентичной категорий детей в 1990-х гг. было обнаружено, что количество детей с ЗПР достигло 15-16% [35]. Позднее Т.В. Волосовец и соавт. [8] провели исследования, продемонстрировавшие 5-кратный рост числа детей с ЗПР, обучающихся в специальных классах общеобразовательных школ.
В.А. Чвякин и соавт. [35] опубликовали наглядную статистику распространенности ЗПР среди отечественных школьников. Так, из первоклассников одного городского района у 4,6% детей наблюдалась ЗПР; среди учащихся начальных классов 16 школ ряда городских и сельских районов различных республик - у 5,8%; среди учащихся начальных классов одной городской школы - у 8,2% [35].
К.С. Лебединская [17] приводит данные исследований, проведенных в 1970-х гг. НИИ дефектологии АПН СССР в ряде городов и сельских местностей (Москва, Иркутская область, Литва, Армения), по результатам которых среди 5076 учащихся начальных классов массовых школ было выявлено 589 (11,5 %) детей, испытывающих трудности в обучении. У 50,5% неуспевающих учеников (или 5,8% всех учащихся младших классов) была диагностирована ЗПР [17].
В качестве синдрома ЗПР встречается значительно чаще. Однако прослеживается характер-
Ф
47
ная тенденция к прогрессивному уменьшению симптоматики ЗПР по мере взросления ребенка [2].
Эпидемиология умственной отсталости. Распространенность умственной отсталости (олигофрении) также значительно разнится как по всему миру, так и на территории отдельных районов одной и той же страны. Среди причин таких колебаний нужно отметить степень выявляемости больных, различные критерии диагностики, а также культуральные особенности и вытекающие из них системы обучения и воспитания, создающие предпосылки для адаптации больных и коррекции нарушенных функций и отражающие разную степень толерантности общества к умственно отсталым [31].
По материалам ВОЗ середины прошлого столетия, распространенность умственной отсталости в мире составляла 1-3% [9].
В зависимости от тяжести процесса распространенность умственной отсталости внутри данной нозологии выглядит следующим образом: легкая степень - 88%, умеренная - 10%, тяжелая -2% [40]. Соотношение по полу также различается в зависимости от степени олигофрении (превалируют мальчики): при тяжелой степени - 1:1, при умеренной - 1,2:1, при легкой - 1,5:1 [21, 31].
А.А. Чуркин [36] обнаружил, что в России распространенность умственной отсталости составила 608 на 100 тыс. населения (0,6%) и заболеваемость - 0,4%. Продолжая исследовать этот вопрос, автор выявил увеличение количества лиц, страдающих олигофренией, на 17,3% [36]. И.Я. Гурович и соавт. [11] также проследили рост распространенности интеллектуальной недостаточности в России: за период с 1991 по 2000 г. число впервые выявленных случаев возросло с 77,6 до 139,8 на 100 тыс. населения.
По данным официальной статистики, в 2007 г. умственная отсталость была зарегистрирована у 16,5% детей и у 23% подростков [22].
Из вышеизложенного следует, что в течение последних десятилетий отмечается тенденция к увеличению распространенности умственной отсталости. А.С. Тиганов [31] выделяет несколько основных причин такого явления:
1) усовершенствование психиатрических служб, улучшение выявляемости психической патологии;
2) улучшение служб родовспоможения, охраны здоровья матери и ребенка и медицинской помощи, обеспечивающее лучшую выживаемость детей даже с тяжелыми пороками развития;
3) увеличение количества женщин, продолжающих курить и алкоголизироваться во время беременности. Существуют данные о том, что в 25% случаях беременность курящих приводит к преждевременным родам, которые являются значительным фактором риска в отношении формирования умственной отсталости ребенка;
4) неблагоприятная экологическая обстановка, приводящая к возникновению мутаций в генах;
5) рост наследственных форм умственной отсталости (по некоторым данным, 36,1% всех умственно отсталых получают интеллектуальный дефект от предыдущего поколения). Также существует мнение о более высокой средней плодовитости умственно отсталых (женщин) в сравнении с общей популяцией [14, 23, 31].
По мнению Л.А. Прониной [26], умственная отсталость достоверно чаще встречается в сельской местности. Особая роль при этом принадлежит селективной миграции, т. е. семьи с детьми, страдающими умственной отсталостью, остаются жить в сельской местности, а жители мегаполисов с аналогичной патологией переезжают в менее населенные районы. Стабильность и малочисленность сельского населения приводят к тому, что вступающие в брак оказываются родственниками в той или иной степени, и, как следствие этого, происходит увеличение частоты рецессивных заболеваний, включая умственную отсталость.
В некоторых регионах отмечается превалирование случаев умственной отсталости в городской популяции над сельской. Е.Н. Лексин [18] объясняет этот феномен поздней диагностикой аномалий умственного развития среди детей и подростков в сельской местности.
Эпидемиология аутистических расстройств. Результаты исследований в области распространенности аутизма значительно отличаются в зависимости как от критериев диагностики и возраста детей, так и от геополитического развития страны [33].
По данным большинства как отечественных, так и зарубежных авторов [4, 13, 31, 33, 37], распространенность детского аутизма составляет 4-5 случаев на 10 тыс. детей (0,04-0,05%). Следует отметить, что официальная статистика признает относительную стабильность этих показателей в течение последних десятилетий. Однако, согласно другим источникам, распространенность аутизма составляет 1-2 на 1000 детского населения, а расстройств аутистического спектра (РАС) -около 6 на 1000 [42]. Е.С. Иванов и соавт. [13] приводят данные о частоте встречаемости аутисти-ческих расстройств в 20 случаях на 10 тыс. детей. У мальчиков детский аутизм диагностируется чаще, причем соотношение его частоты у мальчиков и девочек колеблется от 2,6:1 до 4:1 [31].
По данным статистики НЦПЗ РАМН на 1999 г., в России распространенность аутизма составила 26 случаев на 10 тыс. человек (1/385) [5], в то время как, по последним данным Кембриджского университета, подобный показатель составил 57 случаев на 10 тыс. детской популяции [21]. В США также проводились исследования, в результате которых был выявлен заметный рост распространенности аутизма [44].
48
Такие тенденции вызвали значительный интерес исследователей, выявивших возможные причины увеличения распространенности аутистических расстройств в популяции, к которым были отнесены:
• увеличение выявляемости случаев аутизма в результате повышения осведомленности о данном расстройстве и финансирования;
• более частая диагностика расстройств в связи с изменением диагностических критериев вследствие перехода с DSM-Ш-R на DSM-IV [38];
• неблагоприятная экологическая ситуация: употребление в пищу генномодифицированных продуктов, некоторые инфекционные заболевания, пестициды, MMR-вакцины и вакцины, содержащие консервант тимеросал [42]. Однако существует огромное количество научных данных против MMR-гипотезы, а также отсутствуют какие-либо убедительные научные доказательства для гипотезы тимеросала, что, тем не менее, не исключает влияния иных, пока невыявлен-ных экологических факторов риска [43].
Следует отметить, что более современные статистические данные о количестве детей с аутистичес-кими расстройствами являются крайне неполными, таких пациентов в действительности значительно
больше. Подобное явление также может быть обусловлено несколькими причинами:
• низкая выявляемость;
• наличие стертых форм аутизма, приводящих к дефекту личности и представляющих серьезную проблему в психологии и педагогике;
• отсутствие официально утвержденных принципов учета пациентов, а также межведомственного взаимодействия;
• отсутствие достоверных данных о распространенности аутизма во взрослой популяции [3, 13].
Таким образом, проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований по эпидемиологии нарушений психического развития показал, что, несмотря на социальную значимость данной категории расстройств, имеется много пробелов и противоречивых результатов в изучении их эпидемиологических аспектов. Для организации эффективной помощи детям, имеющим подобные нарушения, крайне важным представляется дальнейшее изучение заболеваемости, инвалидности, а также совершенствование социально-медицинской помощи в регионах как в целях своевременной коррекции подобных нарушений, так и для создания достойного уровня жизни лицам, имеющим те или иные нарушения психического развития.
# Сведения об авторах
ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России»:
Барыльник Юлия Борисовна - доктор медицинских наук, заведующая кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии E-mail: juljab@yandex.ru
Филиппова Наталья Валерьевна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии E-mail: natdoc@mail.ru
Бачило Егор Вячеславович - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии E-mail: bach.87@mail.ru
Исмайлова Анна Сафаровна - кандидат медицинских наук, клинический ординатор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии E-mail: safarisa@inbox.ru
Литература
Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии : учебник. Томск : Изд-во Томск. гос. пед. ун-та, 2006. 335 с.
Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения : учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2004. 155 с. Аутизм в России. Акция Социальный заказ «Статистика 2010— 2011». URL http://www.autisminrussia.ru/html/action/action-stat-2010.htm#pressreliz.
Башина В. М. Ранний детский аутизм // Исцеление : альманах. М., 1993. С. 154-165.
5. Башина В.М. Аутизм в детстве. М. : Медицина, 1999. 238 с.
6. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей // Дефектология. 1975. № 6. С. 8-17.
7. Волгина С.Я., Менделевич В.Д. Нервно-психическое развитие недоношенных детей в отдаленные периоды жизни // Неврол. вестн. 2001. Т. XXXIII (3-4). С. 84-88.
8. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида : практическое пособие для педагогов и воспитателей. М. : ВЛАДОС, 2004. 232 с.
Российский психиатрический журнал № 6, 2015
49
1.
2.
3.
4.
9. Вроно М.Ш. Олигофрении // Руководство по психиатрии. Т. II. М. : Медицина, 1983. С. 447-454.
10. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. 2-е изд. / пер. Е.Р. Слободской. М., 2008. С. 43-51.
11. Гурович И.Я., Волошин В.М., Голланд В.Б. Актуальные проблемы детской психиатрической службы в России // Соц. и клин. психиатр. 2002. № 2. С. 15-18.
12. Иванец Н.Н., Тюльпин Е.Г., Чирко В.В., Кинкулькина М.А. Психиатрия и наркология : учебник. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. С. 603-608.
13. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. СПб. : Дидактика Плюс, 2004. 80 с.
14. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков // Руководство для врачей. СПб : Речь, 2003. 391 с.
15. Кукушин В.С., Бозаджиев В.Ю., Болдырева-Вараксина А.В. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. 2-е изд., испр. и доп. / под общ. ред. В.С. Кукушина. М. : НОУ ВПО «МПСУ», 2014. С. 118-133.
16. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учебное пособие для студентов психологического факультета высших учебных заведений. М. : Академия, 2003. 144 с.
17. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. М. : Педагогика, 1982. 128 с.
18. Лексин Е.Н. Распространенность аномалии умственного развития у детей младшего школьного возраста (по материалам МПК Мордовской АССР) // Актуальные проблемы эпидемиологических исследований в психиатрии. М., 1990. С. 36-37.
19. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. № 4. С. 10-16.
20. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. и др. Специальная психология : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., испр. / под ред. В.И. Лубовс-кого. М. : Академия, 2005. 464 с.
21. Макаров И.В. Клиническая психиатрия детского и подросткового возраста. СПб. : Наука и техника, 2013. С. 21 7-2 23 , 274-2 87, 368.
22. Менделевич Б.Д. Заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения детского населения Российской Федерации // Электронный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». 2009. № 11.
23. Михейкина О.В. Эпидемиология умственной отсталости (обзор литературы) // Обозр. психиатрии и мед. психол. им. В.М. Бехтерева. 2012. № 3. С. 24-33.
24. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. № 3. С. 3-9.
25. Покровская Т.И., Нарицына Р.М. Сомато-психическое развитие детей в зависимости от антенатального периода. М. : Медицина, 1978. 176 с.
26. Пронина Л.А. Эпидемиология психических расстройств у детей. Минск : Белорусская цифровая библиотека LIBRARY.BY. [Элект-
ронный ресурс] URL: http://library.by/portalus/modules/philosophy/ readme.php?subaction=showfull&id=1108669365&archive=&start_ from=&ucat=& (дата обращения: 28.06.2015).
27. Сергеев И.И., Лакосина Н.Д., Панкова О.Ф. Психиатрия и наркология : учебник. М. : МЕДПресс-информ, 2009. С. 48-50.
28. Скоромец А.П., Крюкова И.А., Семичова И.Л., Шумилина М.В. и др. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции // Леч. врач. 2011. № 5/11 [Электронный ресурс]. URL: http://www.lvrach.ru/2011/05/15435193/.
29. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1959. Т. II.
30. Тарнопол Л. Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США (Калифорния) // Дефектология. 1975. № 6. С. 40-46.
31. Тиганов А.С. Патология психического развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.drlev.ru/book/tiganov4.pdf
32. Ульенкова У.В. К проблеме ранней коррекции задержки психического развития // Дефектология. 1980. № 1. С. 3-8.
33. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Эпидемиология аутизма - современный взгляд на проблему // Соц. и клин. психиатрия. 2014. № 3. С. 96-101.
34. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10 (2). С. 256-262.
35. Чвякин В.А., Киселева Н.С. Психология детей с задержкой психического развития : учебно-методическое пособие. М. : МРСЭИ, 2014. 92 с.
36. Чуркин А.А. Психическое здоровье населения России в 1985-1995 гг. // Рос. психиатр. журн. 1997. № 1. С. 53-58.
37. Gillberg C. Clinical Child Neuropsychiatry. Cambrige : Cambrige University Press, 1995. 366 p.
38. Clarification of the definition of Pervasive Developmental Disorder Not Otherwise Specified. American Psychiatric Association, 2009.
39. Kanner L. Child Psychiatry. N.Y., 1955.
40. King B.H., Toth K.E., Hodapp R.M., Dykens E.M. Intellectual Disability // Comprehensive Textbook of Psychiatry. 9th ed. / B.J. Sadock, V.A. Sadock, P. Ruiz, Philadelphia : Lippincott Williams and Wilkins, 2009. P. 3444-3474.
41. Masland R.L. Children with minimal brain dysfunction; а national problem // Learning Disabilities: Introduction to Educational and Medical Management / ed. L. Tarnopol. Springfield, IL : Charles С. Tomas, 1969.
42. Newschaffer C.J., Croen L.A., Daniels J. et al. The epidemiology of autism spectrum disorders // Ann. Rev. Public Health. 2007. Vol. 28. P. 235-258.
43. Rutter M. Incidence of autism spectrum disorders: changes over time and their meaning // Acta Paediatr. 2005. Vol. 94, N 1. P. 2-15.
44. Wing L., Potter D. The epidemiology of autistic spectrum disorders: is the prevalence rising? // Ment. Retard. Dev. Disabil. Res. Rev. 2002. Vol. 8, N 3. P. 151-161.
References
1. Azbukina E.Ju., Mihajlova E.N. Basics of Special Pedagogy and Psychol- 2. Amas'janc R.A., Amas'janc Je.A. Intellectual disabilities: Tutorial. ogy: A Textbook. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo gosudarstvennogo peda- Moscow: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2004: 155 p. gogicheskogo universiteta, 2006: 335 p. (in Russian) (in Russian)
50
3. Autism in Russia. Action Social Order «Statistics 2010-2011». http:// www.autisminrussia.ru/html/action/action-stat-2010.htm#pressreliz. (in Russian)
4. Bashina V.M. Infantile Autism. Healing: Almanac. Moscow, 1993: 154-65. (in Russian)
5. Bashina V.M. Autism in childhood. Moscow: Meditsina, 1999: 238 p. (in Russian)
6. Vlasova T.A., Lebedinskaja K.S. Actual problems of clinical study of mental retardation in children. Defektologiya [Defectology]. 1975; Vol. 6: 8-17. (in Russian)
7. Volgina S.Ja., Mendelevich V.D. Neuro-psychological development of premature infants in the remote periods of life. Nevrologicheskij vestnik [Neurological Gazette]. 2001; Vol. XXXIII (3-4): 84-8. (in Russian)
8. Volosovec T.V., Sazonova S.N. Organization of pedagogical process in preschool educational institution of compensating type: a practical guide for teachers and educators. Moscow: VLADOS, 2004: 232 p. (in Russian)
9. Vrono M.Sh. Oligophrenia. Manual of Psychiatry. Vol. II. Moscow: Meditsina, 1983: 447-54. (in Russian)
10. Gudman R., Skott S. Child psychiatry. Transl. Slobodskaya E.R. Moscow: 2008, 2nd: 43-51. (in Russian)
11. Gurovich I.Ja., Voloshin V.M., Golland V.B. Actual problems of children's mental health services in Russia. Sotsial'naya i klinichiskaya psikhiatriya [Social and Clinical Psychiatry]. 2002; Vol. 2: 15-8. (in Russian)
12. Ivanec N.N., Tjul'pin E.G., Chirko V.V., Kinkul'kina M.A. Psychiatry and Drug Addiction: A Textbook. M: GEOTAR-Media, 2006: 603-8. (in Russian)
13. Ivanov E.S., Dem'janchuk L.N., Dem'janchuk R.V. Infantile Autism: diagnosis and correction. SPb: Didaktika Plus, 2004: 80 p. (in Russian)
14. Isaev D.N. Mental retardation in children and adolescents. Guidelines for doctors. SPb: Rech', 2003: 391 p. (in Russian)
15. Kukushin V.C., Bozadzhiev V.Ju., Boldyreva-Varaksina A.V. Special Education: A Training Manual for future teachers. Ed. by V.S. Kukushin. Moscow: NOU VPO «MPSU», 2014, 2nd ed. 118-33. (in Russian)
16. Lebedinskij V.V. Mental development in childhood: Proc. aid for students of psychological faculty of higher educational institutions. Moscow: Izdatel'skij centr Akademija, 2003: 144 p. (in Russian)
17. Lebedinskaja K.S. Actual problems of diagnosis of mental retardation children. Moscow: Pedagogika, 1982: 128 p. (in Russian)
18. Leksin E.N. The incidence of abnormalities of mental development in children of primary school age (based on IPC Mordovian ASSR). Actual problems of epidemiological research in psychiatry. Moscow, 1990: 36-7. (in Russian)
19. Lubovskij V.I. Higher Nervous Activity and psychological characteristics of children with developmental delay. Defektologiya [Defectology]. 1972; Vol. 4: 10-6. (in Russian)
20. Lubovskij V.I., Rozanova T.V., Solnceva L.I., et al. Ed. by V.I. Lubovskij. Special psychology: Textbook for students of higher educational institutions. 2nd ed. Moscow: «Akademija», 2005: 464 p. (in Russian)
21. Makarov I.V. Clinical Psychiatry in childhood and adolescence. SPb: Nauka i Tehnika, 2013: 217-23, 274-87, 368. (in Russian)
22. Mendelevich B.D. The incidence of mental and behavioral disorders of the child population of the Russian Federation. Jelektronnyj zhurnal «Social'nye aspekty zdorov'ja naselenija» [Electronic Journal "Social Aspects of Health"]. 2009; Vol. 11. (in Russian)
23. Mihejkina O.V. Epidemiology of mental retardation (review). Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii imeni V.M. Bekhtereva [V.M.
Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology]. 2012; Vol. 3: 24-33. (in Russian)
24. Pevzner M.S. Clinical characteristics of children with developmental delay. Defektologiya [Defectology]. 1972; Vol. 3: 3-9. (in Russian)
25. Pokrovskaja T.I., Naricyna R.M. Somatic-psychological development of children, depending on the antenatal period. Moscow: Meditsina, 1978: 176 p. (in Russian)
26. Pronina L.A. The epidemiology of mental disorders in children. Minsk: Belorusskaja cifrovaja biblioteka LIBRARY.BY. [electronic resource] URL: http://library.by/portalus/modules/philosophy/readme.php?suba ction=showfull&id=1108669365&archive=&start_from=&ucat=& (date of the application: 28.06.2015). (in Russian)
27. Sergeev I.I., Lakosina N.D., Pankova O.F. Psychiatry and Drug Addiction: A Textbook. Moscow: MEDpress-inform, 2009: 48-50. (in Russian)
28. Skoromec A.P., Krjukova I.A., Semichova I.L., Shumilina M.V., Fomina T.V. Mental retardation in children and the principles of their correction. Lechashchiy vrach [Treating Doctor]. 2011; Vol. 5/11 [electronic resource] URL: http://www.lvrach.ru/2011/05/15435193/. (in Russian)
29. Suhareva G.E. Clinical lectures on psychiatry of childhood. M., 1959. T. II. (in Russian)
30. Tarnopol L. The educational program for children with learning difficulties in the United States (California). Defektologiya [Defectology]. 1975; Vol. 6: 40-6. (in Russian)
31. Tiganov A.S. Pathology of mental development [electronic resource] URL: http://www.drlev.ru/book/tiganov4.pdf (in Russian)
32. Ul'enkova U.V. On the problem of early correction of mental retardation. Defektologiya [Defectology]. 1980; Vol. 1: 3-8. (in Russian)
33. Filippova N.V., Baryl'nik Ju.B. Epidemiology of autism - a modern approach to the problem. Sotsial'naya i klinichiskaya psikhiatriya [Social and Clinical Psychiatry]. 2014; Vol 3: 96-101. (in Russian)
34. Filippova N.V., Baryl'nik Ju.B., Ismajlova A.S. The modern view of mental retardation. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research]. 2015; Vol. 10 (2): 256-62. (in Russian)
35. Chvjakin V.A., Kiseleva N.S. Psychology of children with mental retardation: Training handbook. M.: MRSEI, 2014: 92 p. (in Russian)
36. Churkin A.A. Mental health of the population of Russia in 19851995 years. Rossiyskiy psikhiatricheskiy zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 1997; Vol. 1: 53-8. (in Russian)
37. Gillberg C. Clinical Child Neuropsychiatry. Cambrige: Cambrige University Press, 1995: 366 p.
38. Clarification of the definition of Pervasive Developmental Disorder Not Otherwise Specified. American Psychiatric Association, 2009.
39. Kanner L. Child Psychiatry. N.Y., 1955.
40. King B.H., Toth K.E., Hodapp R.M., Dykens E.M. Intellectual Disability. In: B.J. Sadock, V.A. Sadock, P. Ruiz Comprehensive Textbook of Psychiatry. 9th ed., Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, 2009: 3444-74.
41. Masland R.L. Children with minimal brain dysfunction; a national problem. In Tarnopol L. (Ed.), Learning disabilities: Introduction to educational and medical management. Springfield, IL: Charles C. Tomas, 1969.
42. Newschaffer C.J., Croen L.A., Daniels J., et al. The epidemiology of autism spectrum disorders. Ann Rev Public Health. 2007; Vol. 28: 235-58.
43. Rutter M. Incidence of autism spectrum disorders: changes over time and their meaning. Acta Paediatr. 2005; Vol. 94 (1): 2-15.
44. Wing L., Potter D. The epidemiology of autistic spectrum disorders: is the prevalence rising? Ment Retard Dev Disabil Res Rev. 2002; Vol. 8 (3): 151-61.
#