Humanity space International almanac VOL. 8, No 5, 2019: 540-544
Энциклика Папы Римского «Laudato si'» и ее осмысление с позиции православного ученого
А.Н. Гуня1, А.Б. Ефимов2
'Институт географии Российской академии наук 11901, г. Москва, Старомонетный пер., д. 29 Institute of Geography, Russian Academy of Sciences Staromonetny side street, 29, Moscow 119017 Russia e-mail: gunyaa@yahoo.com
2Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6 стр. 1
Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities
Likhov side street, 6, building 1, Moscow 127051 Russia
e-mail: missioner2017pstgu@gmail.com
Ключевые слова: энциклика, экология, окружающая среда, экологический кризис, религия, наука.
Key words: encyclic, ecology, environment, ecological crisis, religion, science. Резюме: В основу данной статьи положен анализ энциклики Папы римского Франциска «Laudato Si'» (2015). Дан критический анализ некоторых положений об экологическом состоянии в мире, корнях экологического кризиса, концепции интегральной экологии, связи религии и науки, экологическом воспитании и др. Подчеркнута необходимость более глубокого изучения документа для выработки позиции российских богословов и ученых по ключевым вопросам экологии и развития.
Abstract: This article is based on the analysis of Pope Francis Encyclical "Laudato Si'" (2015). A critical analysis of some statements on the ecological situation in the world, the roots of the ecological crisis, the concept of integral ecology, the connection of religion and science, ecological education, etc. is given. The need for a deeper study of the document to develop the position of Russian theologians and scientists on key environmental and development issues is emphasized. [Gunya A.N.1, Efimov A.B.2 Encyclic of Pope of Rome "Laudato si'" and its understanding from the position of orthodox scientist]
1. Введение
Одним из подарков, которыми обменялись по завершении встречи Предстоятели Русской Православной и Римско-Католической Церквей на Кубе 12 февраля 2016 года, стала энциклика Папы Laudato si' (Хвала Тебе). Это вторая энциклика Папы римского Франциска, опубликованная в 2015 году и посвящённая проблемам экологии и защите окружающей среды.
А.Н. Гуня, А.Б. Ефимов / A.N. Gunya, A.B. Efimov
Она переведена на многие языки, в том числе и на русский (Энциклика, 2015). Важность этого дипломатического знака стоит еще осмыслить, как и стоит детально проанализировать весьма внушительный труд Предстоятеля Римско-Католической Церкви. Эта работа - своеобразная рефлексия и, в какой-то мере, исповедь западного христианства, касающегося нынешнего положения человечества. Сам факт замаха такой работы вызывает множество вопросов политического и теологического характера. Уже во вступлении Папа римский сравнивает нынешнее экологическое положение в мире с ситуацией 50-летней давности, когда была угроза ядерной воны. Тогда Папа Иоанн XXIII написал энциклику, в которой не ограничился простым осуждением войны, а пожелал обратиться с предложением мира. Такая аналогия подчеркивает важность экологических проблем, требующих неотложного разрешения. И в этом, безусловно, можно согласиться. К сожалению, в России этот документ прошел почти незамеченным в научных и богословских кругах. Поэтому авторы предложили инициировать дискуссию по широкому кругу вопросов, поднятых в труде Папы Франциска.
2. Методы и данные
В основу данной статьи положен анализ энциклики Папы римского, данная в переводе издательства францисканцев (Москва, 2015). Дан критический анализ некоторых выводов, важных для выработки позиции российских богословов и ученых по данному документу.
3. Laudato si'
Энциклика подразделяется на вступление, шесть глав и молитвы, дающиеся в конце. Важно подчеркнуть, что во всех главах автор анализирует ситуацию, опираясь на научную терминологию и новейшие научные результаты.
В первой главе «Что происходит с нашим домом», выделены приоритетные проблемы экологии: загрязнение и климатические изменения, отходы, проблема воды, утрата биологического разнообразия, ухудшение качества человеческой жизни и социальная деградация, глобальное неравенство и др. При этом подчеркивается весьма слабая реакция человечества на эти и другие проблемы, отсутствие
единства и превалирование финансовых механизмов при решения проблем. Вмешательство человека и применения современных технологий только ухудшает ситуацию, а попытки выработки коллективной стратегии на всемирных саммитах - не эффективны. Часть выводов, приведенных в главе, представляются весьма дискуссионными, например, необходимость равномерного расселения людей по Земле, справедливого распределения таких ключевых ресурсов, как вода и др. Папа Франциск отмечает, что для разрешения современного кризиса нет пока должной культуры и лидерства. Здесь усматривается намек на возможное лидерство (западного?) христианства и делается своеобразный переход к следующей главе.
Во второй главе «Евангелие творения» рассматриваются огромные духовно-нравственные возможности христианства в разрешении накопившихся проблем. Автор отмечает, что не стоит сводить понятие природы только к некоей системе физических и других элементов; в природе самое главное - дар Божий. Сложность экологического кризиса требует объединения усилий ученых, философов и богословов. Папа Франциск приводит в пример социальное учение католической церкви, призываемого активно использовать достижения науки и реагировать на современные вызовы. Это, несомненно, важный аспект и для нынешнего состояния Православной церкви, развития ее социальных связей с обществом и государством на разных уровнях, в том числе и на уровне местных приходов. Можно отметить, что имеется определенный задел в продвижении экологических проектов в рамках православных общин.
Третья глава «Человеческие корни экологического кризиса» подчеркивается увлечение человечества технократическими подходами, иллюстрирующими
человеческую самоуверенность и самодостаточность. Автор подчеркивает, что ядерная энергия, биотехнология, информатика, расшифровка нашей ДНК дают страшную власть, человек не знает еще, как правильно пользоваться этой властью. К тому же, логика рыночной системы, воспроизводящая неравенство, делает заведомо тупиковыми любые технические
решения экологических проблем. Более эффективный путь, предложенный в энциклике, - сообщество мелких производителей и непотребительская модель жизни, счастья и сосуществования.
В четвертой главе "Интегральная экология», выражена главная идея Папы римского по концептуальному разрешению насущных экологических проблем в рамках социо-экологического понимания кризиса, где человеческие и социальные аспекты неразрывно связаны с экологическими вопросами. В работе активно используются такие важные термины, как экология социальной сферы, культурная экология, экология повседневной жизни и др.
В пятой главе «Некоторые ориентиры и линии действия» Папа Франциск предлагает начать на всех уровнях социальной, экономической и политической жизни всесторонний диалог, в том числе диалог религии и науки. Принятые решения, будь они очень правильными (как, например, решения конференции ООН в 1992 году), плохо реализуются. Однако, что делать? Вывод Папы о том, что нужна настоящая всемирная политическая власть, требует пояснений.
Шестая глава «Экологическое воспитание и духовность», подчеркивается, что ни один проект не может быть эффективным, если он не осуществляется ответственной совестью. Воспитание детей должно осуществляться ради союза между человечеством и окружающей средой. Папа упоминает Франциска Ассизского, как пример отношения человека с природой - творением Божиим.
В заключении своего труда Папа Франциск предлагает общую молитву о нашей земле. 4. Заключение
Человечество вошло в новую фазу борьбы за передел ресурсов, в которой грани мира и войны все больше стираются. С этой точки зрения подаренный Предстоятелю Русской Православной церкви документ имеет большое значение для обеспечения взаимодействия различных стран и культур по вопросам экологии развития. Многие выводы энциклики хорошо аргументированы и в целом справедливы. Остается только реализовывать эти и другие идеи. И здесь возникает
А.Н. Гуня, А.Б. Ефимов / A.N. Gunya, A.B. Efimov
вечная проблема о расхождении слов и дел (...по плодам их узнаете их, Матф. 7:20). Конечно, не стоит пассивно ждать «плодов» западной цивилизации. Многие положения энциклики, такие как связь религии и науки, социальная функция церкви, необходимость духовно-экологического воспитания и др. необходимо активно использовать в России. Справедливо сказать, у Православной церкви уже имеются важные документы, разработанные и принятые в последние десятилетия: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000), «Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека» (2008), «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии» (2013). Однако обобщающих трудов, основанных на современных научных концепциях и освещающих всесторонние аспекты человека и окружающей среды, исходя из православной точки зрения, пока нет. Солидный труд Папы рисского Laudato si', несомненно, должен быть детально проанализирован российскими учеными и богословами для выработки православной точки зрения на современные проблемы экологии и развития.
ЛИТЕРАТУРА
Энциклика Папы Римского "Laudato si'" о заботе об общем доме.
М.:Некоммерческая организация «Издательство Францисканцев».
2015. 679 с.
Получена /Received: 02.04.2019 Принята /Accepted: 26.04.2019