УДК: 338.482
Беспалова И.М. студент магистратуры факультет туризма и сервиса кафедра гостиничного и ресторанного бизнеса Сочинский государственный университет
Романова Л.М. доцент
кафедра гостиничного и ресторанного бизнеса Сочинский государственный университет
ЭНОГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Аннотация: В статье рассмотрены ключевые аспекты развития сферы гостеприимства в Краснодарском крае, представлен обзор лучших объектов гастронаправления.Анализируются показатели развития внутреннего туризма в России за последние 3 года, в том числе колебания спроса во внутреннем, въездном и выездном туризме. По результатам анализа отмечен рост показателя доли доходов от туризма и путешествий в ВВП России, обоснована необходимость развития потенциала Краснодарского края как стратегического направления эногастрономического туризма.
Ключевые слова: эногастрономический туризм, внутренний туризм, продукты «нулевого» километра, региональная кухня, винодельня, фермерские хозяйства.
Bespalova I.M. undergraduate The faculty of tourism and hospitality Department of hotel and restaurant business The State University of Sochi Romanova L.M. associate professor Department of Hotel and Restaurant Business The State University of Sochi
ENOGASTRONOMIC TOURISM AS A PROSPECTIVE DIRECTION OF THE TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY'S DEVELOPMENT IN KRASNODAR REGION
Abstract: The article considers key aspects of the tourism and hospitality industry development in the Krasnodar region. The article analyzes development indicators of domestic tourism for the last 3 years, including demandas fluctuations in domestic, inbound and outbound tourism. The analysis showed an increase in the share of tourism and travel income in Russian GDP, concerned the necessity of developing the Krasnodar regiones potencial as a strategic direction of enogastronomic tourism.
Keywords: enogastronomic tourism, domestic tourism, "zero kilometre^s" products, local cuisine, winery, farm industry.
С 2020 года ежеквартально происходит нарастающее падение доли въездного туризма, и одновременно постепенное падение доли выездного туризма. Однако более оптимистичная тенденция наблюдается с внутренним туризмом. По оценкам Росстата, с 2020 года наблюдается рост спроса на туризм и путешествия на 15-20% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года [1]. При этом Краснодарский край остается самым востребованным в этом направлении регионом. Так, в 2021 году в общем турпотоке российских туристов, первое место по направлениям заняли:
• внутренний туризм - Краснодарский край - принял 2,268 млн. чел., что составило 21,7% от общего турпотока среди российских туристов;
• выездной туризм - Турция - 2,502 млн. чел., что составило 23,9% от общего турпотока России [1].
Данные показатели оптимистично свидетельствуют о том, что Краснодарский край уверенно занимает место лидера вслед за Турцией в предпочтениях российских туристов.
По данным Федеральной службы государственной статистики по показателям турпотока по России в 1-3 квартале 2022 года, Краснодарский край занимает первое место (14,3%), на втором месте - Ленинградская область (11,3%), на третьем - Московская область (11,2%) [1].
В разрезе экономической эффективности, общий вклад сферы гостеприимства в ВВП страны с 2020 года показал положительный эффект:
• до начала пандемии в 2019 году, доля сферы гостеприимства составила 75,5 млрд. дол. США,
• в 2020 году, что было очевидным, доля туризма в ВВП упала до 40,1 млрд. дол. США,
• в 2021- 66 млрд. дол. США, что составило 2,4% от ВПП и позволило России выйти на 14 позицию из 20 в рейтинге по уровню доли дохода туристской сферы от общего ВПП страны [1].
Таким образом, динамика развития туризма в России свидетельствует о росте турпотока во внутреннем и въездном туризме из дружественных стран, популярности российских курортов, в частности
курортов Краснодарского края. В этой связи актуальным является формирование уникального предложения на основе конкурентных преимуществ курортов Краснодарского края.
Краснодарский край обладает огромным потенциалом для развития эногастрономического направления. Природа щедро наградила Краснодарский край благоприятными условиями для эногастрономического туризма: комфортный климат, плодородные почвы, море, горный воздух. Все это способствует успешному развитию гастро-производства, в том числе виноделия и фермерства.
Эногастрономический туризм - это специальный вид туризма, главной целью которого является ознакомление туриста с традиционными продуктами, блюдами и, в особенности, винами местного производства, их гармоничным сочетанием и подбором, а также изучение территории и жизнедеятельности человека в выращивании, переработке, торговле и дальнейшем потреблении продуктов и вина.
С 2017 года Краснодарский край входит в Гастрономическую карту России. Это система добровольной сертификации при поддержке Федерального агентства по туризму. Проект направлен на системное продвижение культуры национальной кухни как важной составляющей турпродукта индустрии туризма и гостеприимства, развитие региональных продуктов с наибольшим экспортным потенциалом, культуры потребления продуктов питания по принципу «нулевого» километра. Проект создан для привлечения внимания к продуктам местных производителей, а также для официального признания государством кухни народов России неотъемлемой частью продвижения российской культуры, обязательной составляющей турпродукта внутреннего и въездного туризма.
В 2021 году стартовал проект 50 Best Tastes of Russia - гид по лучшим региональным производителям продуктов питания, а также объектам гастрономического туризма и связанными с гастротуризмом event-мероприятиям. Ежегодно жюри проводит отбор 50 лучших мест для гастро-направления, на основании голосования среди известных специалистов в сфере общественного питания, производства и дистрибьюции товаров и услуг, сельского хозяйства и туризма [2].
В 2022 году в числе лучших по версии 50 Best Tastes of Russia оказались 11 объектов Краснодарского края: кафе, рестораны, отели, экопарки, винодельни, в основе концепции которых лежит использование продуктов и напитков собственного производства, или «нулевого километра» [2].
Центр туризма «Абрау-Дюрсо» и курорт «Красная Поляна» заняли третье и седьмое места соответственно. Также в рейтинг попали комплекс Chateau de Talu в Геленджике, Chateau Pinot и «Винотеррия» под Новороссийском, Краснодарский ресторан «Скотина», Мацестинская чайная фабрика и форелеводческий завод «Адлер» в Сочи, центр энологии
Chateau Tamagne в Темрюкском районе, Villa Aristov в Анапе и винодельческое хозяйство «Долина Лефкадия» Крымского района [2].
По оценкам российского туроператора АЛЕАН, с 2020 года наблюдается прирост спроса на эногастрономический туризм и путешествия на 15-20% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года [3]. При этом Краснодарский край остается самым востребованным в этом направлении регионом.
Традиционно туристы выбирают пляжный отдых в Сочи, Анапе и Геленджике. В регионе продолжают внедрять стандарты «всё включено». В Краснодарском крае создаются условия для комфортного круглогодичного отдыха, курорты уже давно преодолели фактор сезонности.
Доля гастротуристов в Краснодарском крае на сегодняшний день составляет порядка 10% от общего турпотока [2]. Активно развиваются такие направления, как: сельский, винный и гастрономический туризм, создаются новые турмаршруты. Кулинарный ландшафт Краснодарского края дает широкий горизонт для развития гастрономического туризма как event-направления. Согласно опубликованной Стратегии развития Сочи до 2030 года, в горах Сочи до 2026 года планируется построить Центр гастрономического туризма и многофункциональный комплекс.
Использованные источники:
1. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень Росстата ко Всемирному дню туризма - 2022. URL.: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2022.pdf (Дата обращения -09.12.2022)
2. Официальный сайт [Электронный ресурс] // URL.: https ://www.tastesofrussia.ru/ gourmet-travel-2022/(Дата обращения -09.12.2022)
3. Статья «Пир во время пандемии. В России набирают популярность гастрономические туры» [Электронный ресурс] // URL.: https://www.atoras.ru/news/press-
centre/new/54012.html&ysclid=lbhyxice9806489967 (Дата обращения -09.12.2022)