Энергосбережение в АПК - это повышение рентабельности производства сельскохозяйственной продукции
Е.А. Воронкова, соискатель, Оренбургский ГАУ
Отечественный и зарубежный опыт ведения сельского хозяйства свидетельствует о целесообразности пропорционального развития отраслей аграрного сектора в условиях рыночной экономики. Это даёт возможность обеспечения полного использования энергетического потенциала, а также удовлетворения различных потребностей промышленности в сельскохозяйственном сырье, в целом расширяет перспективы повышения эффективности производства АПК.
Низкий уровень эксплуатации и бесхозность сельских электрических сетей существенно влияют на уровень потребления электроэнергии сельским хозяйством. Поэтому рациональное, достаточно полное использование производственных ресурсов (и в первую очередь энергетических) требует возврата в практику планирования результатов хозяйственной деятельности стоимостных критериев равновесия, в частности межотраслевого энергетического баланса.
В Оренбургской области практика планирования энергетических ресурсов в АПК (и в це-
лом по отраслям промышленности) находится в поле зрения руководящих органов: утверждена областная программа «Сбережение энергетических ресурсов в Оренбургской области на 2005— 2010 годы» [1], принят Закон «Об энергосбережении в Оренбургской области» от 20 июня 2008 г. № 2293/468-ГУ-ОЗ [2], начато построение прогнозного топливно-энергетического баланса на основе комплексного прогнозирования спроса и предложения на энергоресурсы с учётом тенденций развития ТЭК и показателей социально-экономического развития региона.
Также разработана энергетическая стратегия Оренбургской области, которая наиболее полно выражена в Концепции областной целевой программы «Повышение эффективности энергопотребления и энергоресурсосбережение в Оренбургской области на период 2010— 2015 гг.» [3].
Следует отметить, что внимание к энергопотреблению в АПК Оренбургской области является продолжением общей политики развития электроэнергетики в России. Основные изменения в развитии рынка электроэнергетики, которые отразились и на секторе АПК Оренбургской области, произошли в 2005—2008 гг.: была реорганизована структура управления энергетическим сектором, проведён выход региональной генерации на оптовый рынок, запущен конкурентный рынок мощности, проведён запуск рынка системных услуг и смены тарифов (рис. 1).
В результате, в рамках реформирования Оренбургской энергосистемы проведены структурные преобразования с выделением в самостоятельные предприятия генерирующих мощностей (ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания», «Ириклинская ГРЭС — филиал ОАО «ОГК-1»), электросетевые компании («Оренбург-энерго» — филиал ОАО «МРСК Волги»), сбыто-
вые компании (ОАО «Оренбургэнергосбыт»), сервисные компании.
Эти преобразования направлены на повышение инвестиционной привлекательности, эффективности работы и обеспечение надёжности электроснабжения потребителей области.
Электроэнергетика в Оренбургской области является избыточной, доля произведенной электроэнергии и потребляемой в области составляет 94%, отпущенной за пределы области — 6% [4]. Электробаланс потребления в области неравномерный, основная доля потребления приходится на промышленность — 91%, в сельском хозяйстве потребляется всего около 4% от всего электропотребления (рис. 2) [4]. При этом в животноводстве потребляется около 63%, а в растениеводстве 37% от всей потребляемой электроэнергии в сельском хозяйстве области.
В январе-марте 2009 г. в связи с кризисной ситуацией в стране индекс производства по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в Оренбургской области, по сравнению с соответствующим периодом 2008 г., снизился и составил всего 85,3%. Однако, несмотря на кризис, показатели производства продукции в АПК области оказались достаточно высокими. Объём производства продукции сельского хозяйства всеми категориями хозяйств Оренбургской области в действующих ценах за 2008 г. составил
56474,9 млн. руб., или 118,2% в сопоставимой оценке к уровню 2007 года (табл. 1) [5]. Было намолочено 3717,8 тыс. т зерна в весе после доработки, собрано 425,5 тыс. т подсолнечника на зерно, 314,9 тыс. т картофеля, 230,7 тыс. т овощей, что составляет к 2007 г. соответственно 117,8; 168,3; 104,6 и 118,7% [5]. Основными производителями зерна и подсолнечника остаются сельскохозяйственные организации. Их доля в про-
2005
Запуск сектора
Запуск
балансирующего
рынка
2006
Выход региональной генерации на оптовый рынок
Запуск регулируемых договоров + преобразование конкурентного сектора
Принятие правил розничного рынка
Трансляция цен оптового рынка на розничный рынок
2007
Долгосрочные
регулируемые
договоры
Перекрестно-
бюджетное
финансирование
Запуск пилотных проектов по системным услугам
Запуск конкурентного рынка мощности
2008
Долгосрочные сетевые тарифы
Тарифы генерации в долгосрочных регулируемых договорах на основе формулы цены (индексация тарифов)
Запуск рынка системных услуг
Рис. 1 - Этапы формирования нового рынка электроэнергии в Оренбургской области
шш х шш
■ шш
Рис. 2 - Структура потребления электроэнергии по отраслям в Оренбургской области
изводстве зерна составила 73,4%, подсолнечника - 65,9% [5].
Производство скота и птицы на убой в живой массе во всех категориях хозяйств увеличилось к уровню 2007 г. на 5,5%, молока — на 4,3%.
С учётом кризисных явлений в экономике в областном бюджете на поддержку АПК было выделено более 2,5 млрд. руб., в том числе на субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам —163 млн. руб. [6]. Серьёзным подспорьем служит и помощь федерального центра, который из бюджета направил на поддержку АПК Оренбургской области 1 млрд. руб.
Одна из проблем, которая стоит сегодня перед сельским хозяйством области , — это рост производственных затрат на единицу сельскохозяйственной продукции из-за увеличения энерготарифов. Цены реализации не возмещают издержек производства, снижается валовой выход энергии с одного гектара. При этом одним из критериев энергоэффективности в электроэнергетике является возможность снижения себестоимости производимой продукции за счёт снижения потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на нужды сельхозпредприятий. Известно, что в сельском хозяйстве около 20% энергопотребления расходуется нерационально, что еще в большей степени увеличивает производственные затраты.
Работа по энергосбережению невозможна без направленного управления в области энергопот-
ребления, которая должна включать последовательные стадии:
измерение количества потребленных ТЭР; проведение энергетических обследований с целью выявления резервов снижения потребления ТЭР;
выбор энергосберегающих мероприятий, снижающих объём потребления ТЭР;
реализация энергосберегающих мероприятий; мониторинг энергетической эффективности реализуемых мероприятий.
Энергетический менеджмент является одним из путей повышения эффективности энергопотребления, помогая развивать кооперацию и интеграцию в агропромышленном комплексе, создавая реальные предпосылки и условия для более эффективного развития АПК. Например, в соответствии с соглашением между Правительством Оренбургской области, ОАО НК «РуссНефть» и ОАО «Оренбургнефтепродукт» сельхозтоваропроизводителям в течение марта-октября 2008 г. на проведение сельскохозяйственных работ было поставлено 93,1 тыс. т дизельного топлива, 12,1 тыс. т бензина по льготным ценам на сумму 2238,9 млн. рублей. В результате, экономия денежных средств в сельском хозяйстве составила 160,0 млн. рублей [7].
Также, например, в 2008 г. в области открыт крупный свиноводческий комплекс «Оренбургский бекон», оснащенный современным животноводческим оборудованием, поставленным государственной компанией «Росагролизинг» в рамках ПНП «Развитие АПК». Комплекс полностью отвечает самым высоким мировым стандартам. Новейшее оборудование, выполненное из высококачественных износостойких материалов, обеспечивает комфортные условия для содержания и выращивания племенных животных. Свинокомплекс оснащен энергосберегающими системами микроклимата, которые обеспечивают снижение затрат электро- и тепловой энергии в 2-3 раза.
Экономическая эффективность внедрения дробилки с оптимальными конструктивно-режимными параметрами процесса измельчения
1. Основные показатели деятельности АПК Оренбургской области за период 2004-2008 гг.
пшеницы также позволяет снижать энергозатраты в общем на 3,67 руб. на 1 т перерабатываемого корма. В результате использования рекомендаций по снижению энергозатрат на измельчение корма в реальных условиях ОАО «Птицесовхоз «Родина» снизился расход электроэнергии на
1,9 кВт.ч на 1 т перерабатываемого сырья. При годовой производительности 80 тыс. т это составляет 93,8 тыс. рублей в год [7].
Приведенные примеры наглядно показывают, что в натурально-вещественной форме критерий эффективности энергопотребления в сельском хозяйстве Оренбургской области находит своё выражение в снижении уровня затрат энергоресурсов. При этом стоимостная и натурально-вещественная формы эффективности взаимообусловлены. Это проявляется в том, что уменьшение расхода энергоресурсов, их потерь при транспортировке (передаче) в соответствующих энергосетях ведет к экономии затрат на всех стадиях производства (приобретения), транспортировки, использования.
Поэтому внедрение современных технологий производства теплоэнергии в АПК, основанных на совместной выработке тепловой и электрической энергии, позволит не только повысить эффективность производства тепловой энергии и снизить потери при её производстве, но и децентрализовать генерацию. Это будет способствовать развитию рыночных отношений и положительно скажется на стоимости тепловой энергии.
Повышение энергетической эффективности тепловых сетей определят следующие мероприятия:
улучшение водоподготовки (переход на применение комплексонов вместо №-катионитовых фильтров);
применение частоторегулируемых приводов на насосных агрегатах;
применение пластинчатых теплообменников и другие.
На стадии потребления энергии перспективными мероприятиями являются:
внедрение приборного учета у потребителей, в том числе отдельных сельскохозяйственных производств;
введение регулирования потребления (в зависимости от температуры наружного воздуха или
температуры в помещениях, регулирование по времени суток и другие);
повышение термического сопротивления зданий и сооружений.
Важным аспектом деятельности сельхозпредприятий в программе энергосбережения Оренбургской области может стать составление и реализация собственных программ энергосбережения сельхозпредприятий. Однако, если программа энергосбережения конкретного сельхозпредприятия будет сведена только к техническим решениям — замене оборудования на высокоэкономичное, полной автоматизации процессов и т.п. — без учета человеческого фактора, без создания заинтересованности персонала, то они не дадут ожидаемого эффекта. Финансовые ресурсы, сэкономленные в результате осуществления первоочередных энергосберегающих мероприятий в сельском хозяйстве, можно будет направить на реализацию последующих работ, связанных с энергосбережением, что в целом повысит рентабельность продукции АПК области.
Литература
1. Сбережение энергетических ресурсов в Оренбургской области на 2005—2010 годы: закон Оренбургской области от 9 ноября 2004 г. № 15Э6/262-Ш-ОЗ «Об областной программе: [принят Законодательным собранием Оренбургской области 20 октября 2004 г.] (с изменениями от 5 июля 2006 г.).
2. Об энергосбережении в Оренбургской области: закон Оренбургской области от 2 июля 2008 г. № 2293/468-ГУ-ОЗ: [принят Законодательным собранием Оренбургской области 20 июня 2008 г.].
3. Об утверждении концепции областной целевой программы «Повышение эффективности энергопотребления и энергосбережение в Оренбургской области на 2010—2015 гг.»: постановление Правительства Оренбургской области от 26 августа 2009 г. № 458-п 2 // Статистический сборник «Краткосрочные экономические показатели Оренбургской области» / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2009. 8 с.
4. Краткосрочные экономические показатели Оренбургской области: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2009. 8 с.
5. Областной статистический ежегодник. 2008: стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2008. 527 с.
6. Социально-экономическое положение Оренбургской области в январе—мае 2009 г.: комплексный доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2009. 348 с.
7. Оперативная интернет-информация по Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы. ФГНУ «Росинформагро-тех». Вып. 3. Апрель 2008. Информационный сайт: http:// www.rosinformagrotech.ru/index.php