= 22
Энергобезопасность и энергосбережение
УДК 621.31 : 330.131 (045)
Энергоэффективность: действительность и возможности
Я. М. Щелоков,
кандидат технических наук, доцент,
технический директор «ЭПП «Новатор», г. Екатеринбург
Рассмотрена роль энергоэффективности при модернизации российской экономики в рамках мер, намечаемых в законопроекте о повышении энергоэффективности. Показано, что возможности ресурсной (энергетической) эффективности значительно шире и выше предлагаемых к реализации на официальном уровне мер.
Ключевые слова: экономика, потенциал энергосбережения, энергетический анализ, ресурсная эффективность.
В июле 2009 года состоялось заседание Президиума Госсовета РФ по энергоэффективности. В отличие от действующего закона (ФЗ от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении») в новом законопроекте (о повышении энергоэффективности) намечен ряд конкретных мер.
Основные из них: запрет на оборот ряда видов продукции, неэффективно использующих энергию, в том числе лампы накаливания (выше 100 Вт); введение норм ответственности застройщиков по обеспечению характеристик энергоэффективности зданий в период их эксплуатации. Возможно введение некоторых налоговых льгот. После принятия данного законопроекта он должен пройти экспериментальную проверку в ряде регионов.
По сути, рассматривается вопрос о введении мер по ресурсному регулированию экономики, пока в экспериментальном порядке. Именно такие задачи и ставились в указе Президента РФ от 04.06.2008 г. № 889:
- обеспечить техническое регулирование энерго-и экологической эффективности в ЖКХ, электроэнергетике и др.;
- принять новые федеральные законы, стимулирующие применение энерго- и экологически чистых технологий.
ЙЯИДщ
Но перечисленные выше меры вряд ли можно назвать экспериментальными. Все они и многие другие действуют в развитых странах на протяжении уже нескольких десятилетий. Последовательно вводиться они начали практически сразу после «первого энергетического кризиса капитализма» (1973-1975 гг.). Если эти меры будут применяться начиная с 2011-2012 гг. в виде локальных экспериментов, то перспектива снижения энергоемкости ВВП РФ на 40 % к 2020 году выглядит достаточно проблематичной (указ Президента РФ от 04.06.2008 г. № 889). Рассмотрим эту перспективу подробнее.
В 1998 году появилась Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998-2005 годы». Потенциал энергосбережения был определен в 350-460 млн. тонн условного топлива при общем внутреннем потреблении около 850 млн. тонн условного топлива/год, т.е. 41-54 %. Затем эта программа была официально закрыта с целью экономии федеральных средств. Тем не менее проблема осталась. Сейчас технический потенциал повышения энергоэффективности определяют в 420 млн. тонн условного топлива, или 45 % от сегодняшнего уровня потребления [1]. То есть соотношения потенциальных энергетических потерь в физических объемах строго
Энергоресурсосбережение и энергоэФФективность 23 =
соблюдаются. Но в перспективе будет обеспечена рав-нодоходность поставок газа ОАО «Газпром» на внутренний и внешний рынок (цены net-back) [2]. А именно потери природного газа оцениваются в 240 млрд. кубических метров (55 %), что соответствует примерно 125 % от объемов нашего годового экспорта этого энергоресурса [1]. Более 40 % всего используемого в России газа - это нужды теплоснабжения. И именно здесь сосредоточился основной потенциал энергосбережения. Только в зданиях (жилые и сферы услуг) потенциал энергоэффективности около 100 млн. тонн условного топлива. [1]. К 1998 году весь потенциал в жилкомбыте оценивался до 75 млн. тонн условного топлива. Более того, к настоящему времени основные фонды ЖКХ превышают 30 % всех основных фондов и значительно выше основных фондов промышленности.
Следовательно, в период цен net-back независимо от экономической ситуации энергосбережение и есть, пожалуй, самый безотлагательный вид экономической деятельности, который способен обеспечить отечественной экономике так ожидаемые конкурентные преимущества. Именно повышение ресурсной эффективности и есть основное условие экономического роста страны до 2020 года. Здесь скрыты инвестиционные способности большинства регионов РФ и тем более таких энергоемких, как Уральский федеральный округ. Причем все это настолько очевидно, что весьма подробно прописано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - КДР-2020) [1]. В КДР-2020 используются два показателя энергоэффективности: энергоемкость ВВП и электроемкость ВВП. Первый показатель в 2020 году должен быть снижен на 40 % от уровня 2007 года, второй - на 28 %. В КДР-2020 снижение энергоемкости ВВП стало, пожалуй, важнейшим исходным условием формирования вариантов развития экономики на указанный период. Согласно прогнозам Минэкономразвития РФ 74-84 % прироста потребности России в энергии в 2008-2020 годы должны быть покрыты за счет повышения энергоэффективности экономики страны, что должно стать основным энергетическим ресурсом экономического роста и обеспечить к 2020 году экономию 1 млрд тонн условного топлива, что примерно соответствует объемам внутреннего потребления ТЭР в России в 2007 году.
Следовательно, целевые установки КДР-2020 по повышению энергоэффективности для инновационного сценария можно сформулировать следующим образом: снизить энергоемкость на 40 % и получить экономию энергии на уровне 1000 млн тонн условного топлива в 2020 году. Кстати, аналогичные задачи по энергоэффективности с их реализацией к 2000 году ставились в СССР в 1986 году.
Поэтому остается понять, как сделать все это реальностью, преодолев неизбежные барьеры. В целом данная проблема подробно рассмотрена в [1]. Но необходимо отметить следующее. Один из основных барьеров относится к существующей электроэнергетической системе страны. Уходя от нас, РАО «ЕЭС России» продавило ФЗ «Об электроэнергети-
ке» и Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, опять же, до 2020 года. При этом ключевые стратегические цели, которые должны быть достигнуты по ходу реализации принятой программы, по-прежнему остаются в рамках сугубо отраслевых интересов.
Принципиально изменить экономику страны вряд ли возможно без реализации КДР-2020. Для этого необходимо пересмотреть «действующее законодательство в области энергетического сектора экономики страны (топливо и электроэнергия), которое является пока независимым от общей структуры законов России». Проект новой редакции федерального закона (о повышении энергоэффективности) пока не способен обеспечить законодательное сопровождение процесса [3, 4] так, чтобы принципиально повлиять на экономику страны в части коренного изменения ситуации с энергоэффективностью. Допустим, что все же КДР-2020 будет реализовываться. Для того чтобы обеспечить успешную реализацию этого процесса, необходимы рыночные механизмы энергосбережения как самостоятельного вида экономической деятельности. Ресурс повышения энергоэффективности распределен по территории нашей страны достаточно равномерно, и повышать энергоэффективность необходимо в любом виде экономической деятельности, на каждом промышленном и коммунальном предприятии. В настоящее время на предприятиях контроль за показателями энергетической эффективности ведется посредством периодических энергетических аудитов [5]. Основная цель энергоаудитов - определение и сопоставление фактических уровней показателей с принятыми нормами и стандартами. В результате контроль должен вестись по многочисленным нормам после каждого производственного процесса. Вид анализа - статическое сравнение. Поэтому с использованием классического энергоаудита нет реальной возможности вести системный анализ динамики комплексных ресурсных показателей (ресурсоемкость, энергоемкость, электроемкость и др.). Получение этих данных на уровне страны, регионов позволит в лучшем случае проанализировать ситуацию в целом. Практика показала, что повысить качество анализа хозяйственной деятельности предприятий можно, когда наряду с финансовыми измерителями используются комплексные энергетические (энергоэкономические) показатели [5].
То есть энергия (ее расход) должна быть в числе основных комплексных характеристик как любых технологических процессов, так и результатов деятельности предприятий, территорий, крупных экономических систем.
Проведенный энергетический анализ хозяйственной деятельности (ЭАХД) ряда предприятий с помощью энергоэкономических показателей позволяет отметить, что финансовые показатели не отражают объективной картины результатов деятельности. Тем более когда для анализа хозяйственной деятельности используются показатели без предварительного их приведения в сопоставимый вид (цены базового года и т. п.).
явиеиииш
= 24
Энергобезопасность и энергосбережение
ЭАХД позволяет выбрать «ведущий критерий» среди энергоэкономических показателей конкретного предприятия. Дает возможность регулярно сопоставлять их со среднемировыми, среднеотраслевыми и другими показателями. Цель такого сравнения -определение возможного «практического минимума», который должен стать ориентиром энерготехнологического потенциала для конкретного предприятия. Выбор подобных долгосрочных ориентиров в виде финансовых показателей, как правило, не представляется возможным. Исходя из принятых энерготехнологических потенциалов следует проводить прогнозирование динамики ресурсной эффективности производства с учетом изменения регулируемых оптовых цен на энергоресурсы. В итоге - ЭАХД и его результаты должны быть обязательной частью всей системы управления деятельностью предприятия. Следует проводить прогнозирование динамики ресурсной эффективности производства с целью достижения практического минимума ведущих критериев. Приведем примеры.
Пример 1. Характерная особенность большинства предприятий - сохранение энергетических (тепловых) схем, созданных еще в период «бесплатных» энергоресурсов. Результаты расчетов показали, что эти схемы не отвечают требованиям времени:
- повышение потребления ТЭР на 10 %;
- более чем на 5 % возрастает доля технологического использования ТЭР.
Переход на современную схему с когенерацией позволяет обеспечить снижение финансовых затрат на ТЭР для крупных предприятий до 200 млн рублей год [5].
Пример 2. При экономии у конечного потребителя 1 тонн условного топлива электроэнергии по всей энергетической цепочке экономится до 5 тонн условного топлива энергоресурсов [1]. То есть при сложившихся схемах электроснабжения экономия электроэнергии становится общегосударственной задачей.
В существующих условиях наряду с финансовыми показателями нельзя обойтись без универсальных физических измерителей. На каждом предприятии должны быть выбраны «ведущие критерии» из энергоэкономических показателей предприятия.
Еще одна важная особенность современной экономической ситуации, выявленная по резуль-
татам энергетического анализа, в том, что состояние экономики России таково, что выгоднее инвестировать в эффективное использование практически всех ресурсов у потребителя, чем наращивать производство этих же ресурсов. Поэтому существующая в России стратегия инвестирования требует корректировки. Так, например, необходим срочный пересмотр энергетических схем предприятий с учетом динамики регулируемых и оптовых цен на энергетические ресурсы. А без использования методов энергетического анализа хозяйственной деятельности предприятий здесь так же не обойтись.
Выводы
Потенциал энергосбережения в экономике РФ за последние 10-12 лет практически не снизился и сохраняется на уровне 420 млн тонн условного топлива (45 % от уровня внутреннего потребления). При этом произошло перераспределение потенциала энергосбережения «в пользу» ЖКХ, электроэнергетики [1], то есть в регулируемые государством виды экономической деятельности.
В итоге настоятельно напрашивается альтернатива экспериментальной проверке основных положений законопроекта (о повышении энергоэффективности). Она заключается в том, что целесообразно экспериментальное опробование комплекса мер по формированию в РФ нового вида экономической деятельности - энергосбережения. В их числе:
- введение наряду с финансовыми энергетических и энергоэкономических показателей;
- при определении результатов экономической деятельности целесообразно дополнительное использование метода энергетического анализа хозяйственной деятельности предприятий, отраслей, регионов, да и федеральных округов;
- подготовка на основании результатов энергетического анализа обзоров для использования их при разработке управленческих и политических решений. Это позволит более полное аккумулирование на управленческом уровне результатов всех экономических процессов.
В итоге на всех уровнях существующей экономической системы появляется возможность выявления базового условия устойчивого развития - обеспечения снижения энергоемкости экономической системы, предприятия, производства любого товара.
Литература
1. Башмаков И. Российский ресурс энергоэффективности: масштабы, затраты, выгоды // Вопросы экономики.- 2009.- № 2. - С. 71-89.
2. Набиуллина Э. С. Параметры прогноза цен и роста тарифов в инфраструктурных отраслях в 2008-2011 гг. // Новости теплоснабжения.- 2008.- № 6.- С. 6-9.
3. Марченко Е. М. Об энергосбережении и повышении энергоэффективности // Энергосбережение и водо-подготовка.- 2009.- № 1. - С. 2-3.
4. Щелоков Я. М. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности // Энергосбережение и водоподготовка.- 2009.- № 2. - С. 66 - 67.
5. Щелоков Я. М. Энергетический анализ хозяйственной деятельности.- Екатеринбург: РУО АИН им. А. М. Прохорова, 2009. - 390 с.
наиеиииииИ