ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР: НА ПУТИ К ПРОДАЖЕ ВСЕХ АКТИВОВ
Алёна Рыбкина
Резюме
2011-й год начался с противостояния Беларуси и России в области нефтяных поставок и закончился противоречиво. С одной стороны, в конце года Беларусь подписала нефтегазовые соглашения на достаточно выгодных для себя условиях, предусматривающие значительные ценовые скидки и гарантирующие определённые объёмы поставок на ближайшие несколько лет. С другой стороны, за эти скидки страна вынуждена платить огромную цену - начиная от снижения общей конкурентоспособности экономики ввиду невыгодных условий вступления в Единое экономическое пространство (ЕЭП) для большинства отраслей экономики и до полной потери активов в топливно-энергетическом секторе.
Тенденции:
• увеличение зависимости от России в области поставок топливно-энергетических ресурсов и цен на них;
• рост зависимости экспорта товаров от экспорта нефтепродуктов;
• полная потеря контроля над транзитом газа;
• рост перекрёстного субсидирования и убытков в энергетическом секторе.
Нефтяной сектор
В январе 2011 в Беларусь не поступала российскую нефть, местные НПЗ работали на остатках складских запасов. Однако уже в конце месяца, когда практически исчерпались запасы нефти, конфликт был урегулирован. Причём на российских условиях — несмотря на отмену российской нефтяной пошлины, Беларусь получила дополнительные USD 45 к цене нефти (т. н. премия поставщикам) и обязательство выкупить 20 млн т нефти (цена нефти привязана к объёму поставки). Новые условия поставки частично снизили выгодность нефтепереработки для НПЗ и бюджета, а также существенно ограничили возможности страны по экспорту нефти из Венесуэлы и Азербайджана (НПЗ страны при самой максимальной загрузке могут переработать не более 22 млн т нефти).
Поскольку российская нефть оказалась самой дешёвой, то в 2011 году Беларусь импортировала через Украину только чуть более 1 млн т нефти сорта azeri light, хотя, согласно соглашению с Украиной, Беларусь оплачивает использование нефтепровода «Одесса — Броды» исходя из годового объёма 4 млн т нефти, независимо от фактических объёмов прокачки. Таким образом, страна переплатила порядка USD 30 млн. Через эстонский порт Мууга Беларусь импортировала около 900 тыс. т венесуэльской нефти (11 танкеров по 80 тыс. т каждый).
В целом, благодаря более выгодным — по сравнению с 2010 годом — поставкам российской нефти, физический объём импорта нефти за год вырос на 38.5% и составил 20.4 млн т. Соответственно, поскольку внутреннее потребление нефтепродуктов на протяжении ряда лет остаётся примерно одинаковым (около 8 млн т), Беларусь увеличила экспорт нефтепродуктов (рост на 39.2% по сравнению с 2010-м). Всего Беларусь экспортировала 15.6 млн т нефтепродуктов, из них 3.3 млн т в страны СНГ (рост на 38.1%) и 12.3 млн т в страны вне СНГ (рост на 39.6%).
Более всего физический объём экспорта белорусских нефтепродуктов увеличился в Нидерланды: с 5 млн т в 2010 до 7.2 млн т в 2011, в Латвию — с 853 тыс. до 1.9 млн, в Италию — с 182 тыс. т до 653.6 тыс. т соответственно. Увеличению экспортной выручки способствовал и тот факт, что в 2011 на внешних рынках средние цены на нефтепродукты выросли на 35%.
Рост физического и стоимостного объёмов экспорта нефтепродуктов позволил Беларуси обеспечить существенное положительное сальдо в торговле с Западом. Кроме того, закрыв собственные потребности в нефти поставками из России, Беларусь, которая добывает на своей территории около 1.7 млн т нефти, смогла её экспортировать. В 2011 Беларусь почти всю свою нефть на сумму USD 1.29 млрд поставила в Германию, в результате чего общий белорусский экспорт в Германию вырос в четыре раза.
Суммарно, в 2011 нефтяной экспорт Беларуси (нефть плюс нефтепродукты) в Евросоюз составил около USD 10.4 млрд. Таким образом, белорусский экспорт в Евросоюз на две трети является нефтяным (табл. 1).
Таблица 1. Динамика экспорта нефтепродуктов
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Доля экспорта нефтепродуктов в общем объёме 30.4 34.1 31.6 33.0 28.2 26.5 30.5
экспорта товаров, %
Источник: БЕЛСТАТ, собственные расчёты автора.
Вследствие валютного кризиса и почти трехкратной девальвации национальной валюты, в 2011 внутренние цены на бензин поднимались очень часто, однако они так и не достигли докризисного уровня в долларовом эквиваленте. Более того, цены на бензин являются самыми дешёвыми в регионе. Так, в декабре 2011 литр 95-го бензина стоил USD 0.73 (номинально подорожав в 1.9 раза). Кроме того, в целях борьбы с вывозом бензина введён запрет на вывоз бензина более одного бака, а также ограничения по частоте поездок — путешествия на машине чаще одного раза в десять дней ведут к уплате пошлины на экспорт бензина.
В 2011 так и не получила своего разрешения интрига с приватизацией белорусских НПЗ. Однако в конце 2011, в рамках гарантий по синдицированному кредиту «Сбербанка» России в USD 1 млрд для «Беларуськалия» (весь кредит пошёл на увеличение золотовалютного резерва (ЗВР)), банк получил контрольный пакет акций Новополоцкого НПЗ со значительным дисконтом (в отличие от Мозырского НПЗ, 100% акций которого принадлежат государству). Если до конца 2012 кредит не будет возвращён, контрольный пакет акций Новополоцкого НПЗ перейдёт в собственность «Сбербанка».
Газовый сектор
В 2011 Беларусь импортировала 20 млрд м3 газа (на 7.3% меньше, чем в 2010 году). Поскольку стоимость нефтяной корзины, к которой привязана цена на газ, изменяется ежеквартально, ежеквартально менялась и цена на газ для Беларуси. Среднегодовая цена составила USD 265, в четвертом квартале —
USD 310 за 1000 м3 (для сравнения: в 2010 - USD 185/1000 м3, то есть рост по году составил 42%). Таким образом, в 2011 цены на газ для Беларуси хоть и были ниже, чем для Украины, Польши или Литвы, однако активно к ним приближались, оказывая негативное влияние на валютный рынок и торговый баланс страны.
В конце 2011 Россия и Беларусь подписали пакетное межправительственное соглашение. Результаты сделки для «Газпрома»:
• «Газпром» купил остающиеся 50% акций ОАО «Белтранс-газ», заплатив USD 2.5 млрд.1 В результате, Беларусь стала первой страной в регионе, полностью утратившей свои транзитные преимущества2;
• «Газпром» получил в собственность все газовые трубы Беларуси и исключительное право на закупку природного газа, что ставит точку во всех дискуссиях о возможном импорте сжиженного газа в страну;
• до 1 января 2015 экспорт за пределы Таможенного союза электроэнергии, произведённой на российском газе, будет осуществляться только через структуры «Газпрома»;
• «Газпром» чётко оговорил блок политических условий сделки, нарушение которых со стороны Беларуси даёт право российской газовой монополии требовать аннулирования сделки и возврата USD 5 млрд, а также компенсации убытков, возникших в этой связи3.
1 По итогам покупки «Газпром» принял решение переименовать компанию «Белтрансгаз» в «Газпром трансгаз Беларусь».
2 Хотя формально за «Белтрансгазом» сохраняется функция оператора газопровода «Ямал — Европа», а также обязательства по строительству и развитию газопроводов и связанных с ними объектов, в том числе объектов подземного хранения газа в Беларуси.
3 В частности, Беларусь обязалась не вводить золотую акцию и иные административные меры, нарушающие или ущемляющие права владельца «Белтрансгаза»; не допускать несанкционированного отбора газа, транспортируемого через территорию Республики Беларусь, и обеспечить беспрепятственный и бесперебойный транзит российского газа, включая отказ от изменения условий пользования земельными участками под газопроводом «Ямал — Европа». Кроме того, белорусские власти взяли на себя обязательство не осуществлять перепродажу российского газа третьим странам.
Беларусь, вдобавок к перечисленным USD 5 млрд, получила право на существенную скидку в период 2012 — 2014 (например, в 2012 цена на газ составит USD 165), а также обещание «Газпрома» обеспечить максимальную загрузку транзитных газопроводов. Таким образом, выгоды для Беларуси имеют ярко выраженный фискальный краткосрочный характер, в то время как для «Газпрома» — это существенная плата за ещё одно звено в реализации давно намеченной долгосрочной стратегии.
Следует отметить, что полученные от продажи «Белтранс-газа» деньги стали весомым подспорьем для оскудевших ЗВР страны и позволили осуществить выход на единый курс и стабилизировать ситуацию на валютном рынке осенью 2011 года. Стабилизация макроэкономической ситуации в Беларуси, пусть и относительная, также лежит в сфере прямых российских интересов. Таким образом, сделки «активы в обмен на реальные деньги» оказались выгодными для обеих сторон.
В 2011 объём транспортировки российского газа через Беларусь (и по трубопроводу «Ямал — Европа», и по сетям «Белтрансгаза») составил 44.3 млрд м3 (рост на 2.5% по сравнению с 2010-м).
Несмотря на валютный кризис и девальвацию, цены для потребителей в течение года не изменялись, уменьшаясь в валютном эквиваленте для населения (для промышленных предприятий они зафиксированы в долларах). Так, на конец года население платило примерно USD 58 за 1000 м3, промышленность — USD 274/1000 м3. Таким образом, 2011 год стал убыточным для поставщиков газа, а перекрёстное субсидирование в секторе не только не снизилось, но значительно увеличилось (несколько лет назад население платило более USD 100 за 1000 м3).
Электроэнергетика
Белорусская энергосистема включает шесть самостоятельных РУП — облэнерго4 (по числу областей) — и имеет высоковольтные
РУП — Республиканское унитарное предприятие. Все облэнерго являются государственными предприятиями; возможность их акционирования в настоящее время даже не рассматривается.
электроэнергетические связи между РУП (областными объединениями) и энергосистемами сопредельных государств (России, Украины, Литвы и Польши). Система управляется предприятием «Белэнерго», которое подчинено Министерству энергетики. Энергосистема Беларуси представляет собой вертикально интегрированную компанию, в которой энергетическое производство не разделено по видам деятельности -производству, передаче и распределению электроэнергии.
В 2011 производство электроэнергии в Беларуси снизилось на 7.8% по сравнению с 2010 и составило 31.9 млрд кВт-ч. В отличие от 2010 года, когда почти вся электроэнергия импортировалась из Украины, в 2011 Беларусь импортировала электроэнергию и из Украины, и из России. Импорт из Украины составил 2.5 млрд кВт-ч., что на 12.9% меньше, чем в 2010 году. Импорт электроэнергии из России вырос почти в тридцать раз, составив 3 млрд кВт-ч.
Следует отметить, что поставки электроэнергии из России несколько раз ограничивались и один раз останавливались, поскольку Беларусь («Белэнерго») не выполняла свои контрактные обязательства (вследствие валютного кризиса «Белэнер-го» не имело возможности приобретать валюту на бирже, накопив долг в USD 50 млн). Однако после полного прекращения поставок в июне 2011 валюта на бирже немедленно нашлась. При этом страна понесла значительные репутаци-онные издержки, поскольку её неплатежеспособность активно освещалась в российских и западных массмедиа.
По электрическим сетям энергосистемы Беларуси осуществляется транзит российской электроэнергии в Брянскую, Псковскую и Калининградскую области России, а также в Литву и Латвию. В 2011 объём транзита электроэнергии составил 2.8 млрд кВт-ч.
В течение 2011 тарифы на электроэнергию для населения не увеличивались, несмотря на девальвацию. В результате, тариф для населения, и так очень низкий, упал с 5 до 2 американских центов. При этом Беларусь импортировала электроэнергию по 6.15-6.2 цента за 1 кВт-ч. Электричество собственного производства обходится ещё дороже — 6.9-7.0 центов за 1 кВт-ч.
Тарифы для промышленных потребителей зафиксированы в долларах, составляя около 10—12 американских центов.
Опережающий рост цен на газ (основной вид затрат энергосистемы) по сравнению с ростом тарифов привёл к серьёзному ухудшению экономической ситуации в энергетике. Из прибыльной отрасль превратилась в убыточную.
В 2011 Беларусь подписала контракт с «Росатомом» на строительство АЭС. Согласно условиям кредитования, Россия оплатит 90% стоимости будущей АЭС. Кредит будет использоваться в течение 10 лет — срок строительства АЭС, после чего будет погашаться в течение 15 лет. Таким образом, срок кредита составляет 25 лет.
Несмотря на все задержки, Беларусь всё же начнёт строить собственную АЭС, хотя и не успеет закончить строительство в заявленные сроки (к 2017 году). Однако экономические мотивы властей по-прежнему остаются неясными: кредит является связанным (товарным) и реальных денег белорусская сторона не увидит. Энергия, вырабатываемая на АЭС, будет дорогой и неконкурентоспособной. Возможности её экспорта в страны Балтии скорее призрачны, в то время как имеющиеся мощности полностью удовлетворяют потребности внутреннего рынка. Внешний долг страны существенно вырастет, в то время как проблемы энергозависимости от России не найдут своего решения.
Заключение
Среди основных итогов года можно выделить два события: Беларусь существенно увеличила свою зависимость от России, а энергетический сектор из приносящего существенные валютные и бюджетные доходы превратился в почти убыточный. Страна продолжила получать энергетическую субсидию от России — существенную, если исходить из мировых цен, и несколько меньшую для самой России в силу более низких цен на российском рынке.
Заключённые в конце года сделки позволили улучшить финансовое состояние «Белтрансгаза» и «Белэнерго» (как основного покупателя газа), стабилизировать ситуацию на валютном рынке и более-менее сбалансировать спрос и предложение валюты в 2012 (за счёт более дешёвого импорта ТЭР и возросшего экспорта). Это, в свою очередь, несколько уменьшило потребность страны в немедленном получении нового
стабилизационного кредита от МВФ и позволило возобновить риторику о выходе из кризиса и возвращении прежних методов управления экономикой.
Среди негативных итогов года можно отметить следующие:
• возросшая зависимость экономики от состояния дел в нефтяном секторе (более 30% всего экспорта);
• снижение конкурентоспособности экономики в долгосрочном периоде — любое увеличение цен на нефть и газ или изменение условий их поставки приведут к росту внутренних цен и шоку в промышленности;
• снижение мотивации к проведению структурных реформ, реструктуризации и модернизации экономики, что в долгосрочном плане грозит стране полной деиндустриализацией.
Таким образом, в очередной раз краткосрочные выгоды перевесили долгосрочные. В конечном итоге Беларуси грозит полная потеря всех активов в энергетическом секторе — одном из наиболее ликвидных в стране.