Научная статья на тему 'Энергетический сектор Китая: структура и проблематика'

Энергетический сектор Китая: структура и проблематика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4021
919
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ГАЗ / УГОЛЬ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / МЕЖТОПЛИВНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ENERGY MARKET / NATURAL GAS / COAL / PRICING / FUEL COMPETITION / ELECTRICITY / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаков Дмитрий Николаевич

В статье исследуются структура, ценообразование и последние тенденции энергетического рынка Китая, в особенности межтопливная конкуренция между углем и газом. Понимание этого контекста является важным для определения драйверов и перспектив российско-китайского энергетического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Energy Sector of China: Structure and Challenges

The article investigates the state of the structure, pricing and the latest trends of the energy market in China, particularly fuel competition between coal and gas. These factors determine the drivers and prospects of energy cooperation between Russia and China.

Текст научной работы на тему «Энергетический сектор Китая: структура и проблематика»

УДК 338.45:620.9(510)

Д.Н. Щербаков

Энергетический сектор Китая: структура и проблематика

В статье исследуются структура, ценообразование и последние тенденции энергетического рынка Китая, в особенности межтопливная конкуренция между углем и газом. Понимание этого контекста является важным для определения драйверов и перспектив российско-китайского энергетического сотрудничества.

The article investigates the state of the structure, pricing and the latest trends of the energy market in China, particularly fuel competition between coal and gas. These factors determine the drivers and prospects of energy cooperation between Russia and China.

Ключевые слова: энергетический рынок, газ, уголь, ценообразование, межтопливная конкуренция, электроэнергия, импортозамещение.

Key words: energy market, natural gas, coal, pricing, fuel competition, electricity, import substitution.

Китай, бесспорно, является одним из лидеров современной мировой экономики. Наличие большого числа низкооплачиваемых работников, обеспечение льготных условий иностранным инвесторам и создание районов экспортной ориентации позволили Китаю начать масштабную индустриализацию, которая продолжается и в настоящее время. Помимо людских, в этом процессе задействованы значительные объемы природных ресурсов. Являясь страной с самым большим населением, Китай также является крупнейшим потребителем первичной энергии и лидером по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

Будучи относительно бедной ресурсами страной, Китай является чистым импортером природных ресурсов. Кроме того, собственные ресурсы распределены по территории неравномерно, что создает необходимость в дополнительной инфраструктуре и ценовом регулировании потребительского рынка энергии. Абсолютное преобладание в энергетическом балансе угля - наиболее опасного с точки зрения экологии вида топлива - побуждает Китай развивать альтернативные источники энергии.

При сохранении политического курса на повышение экологической эффективности экономики, межтопливная конкуренция на энергетическом рынке КНР приведет к постепенному переключению спроса с угля на более чистое и эффективное топливо, прежде всего природный газ. Китай собирается добиться улучшения экологической ситуации и повышения энергоэффективности при отказе от

© Щербаков Д.Н., 2014

угля, к 2020 г. он должен потреблять не менее 500 млрд кубометров газа в год. Однако поставок газа из стран Латинской Америки и Центральной Азии недостаточно, чтобы покрыть потребности Китая. Соответственно, поставки российского газа играют важную роль в энергообеспечении Китая. В данных условиях Китай может приобрести статус одного из главных импортеров российского газа, что и обусловливает актуальность темы исследования.

Из соображений национальной и экологической безопасности, а также социальной стабильности, Китай сохраняет значительное государственное присутствие в сфере добычи и производства энергии. За регулирование различных сфер энергетики отвечают несколько органов: Государственный комитет по развитию и реформе КНР, Министерство земельных и природных ресурсов, Министерство защиты окружающей среды и др. Тем не менее, в ходе общего процесса рыночных реформ были проведены преобразования, направленные на либерализацию и повышение эффективности энергетического сектора.

Сейчас у рынка каждого из видов топлива и рынка электроэнергетики имеются свои особенности регулирования и порядки ценообразования. Наиболее фрагментированным и высококонкурентным является рынок угля. Разработка нефтяных и газовых месторождений и переработка полученных продуктов, напротив, представляет собой олигополию государственных корпораций, среди которых крупнейшими являются China National Petroleum Corporation (CNPC), Sinopec Group (SG), China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) (табл. 1). Вместе они отвечают почти за всю внутреннюю добычу нефти и газа, представляют Китай за рубежом. Через эти компании государство поддерживает нефтегазовый рынок конкурентоспособным с углем.

Таблица 1

Основные показатели деятельности крупнейших компаний Китая в сфере добычи и переработки нефти и газа (2013 г.)*

Компания Выручка, млрд юаней Объем добычи нефти, млн бар. Доля компании в общей добыче нефти, % Объем добычи газа, млрд куб. фут Доля компании в общей добыче газа, %

CNPC 2485 1125 64,66 3184 75,81

SG 2572 337 19,37 539 12,83

CNOOC 264 256 14,71 385 9,17

Итого 5321 1718 98,74 4108 97,81

* По данным официальных сайтов компаний CNPC, SG, CNOOC.

124

Помимо анализа ресурсного потенциала и общемировых тенденций, прогнозирование будущего энергетики Китая необходимо осуществлять, основываясь на политических решениях правительства. Показатели энергетики включены в законы и официальные планы развития КНР.

Одним из основных пунктов нового 12-го пятилетнего плана является реализация долгосрочной стратегии избавления от излишних производственных мощностей, в том числе - небольших предприятий по добыче угля и старых электростанций.

Кроме того, согласно этому плану, будут осваиваться новые месторождения в секторе добычи нефти и газа, а именно в бассейнах Сунляо, Бохай, Сычуань и др. Также предполагается ввод в эксплуатацию новых транспортировочных нефте- и газопроводов, газопровод «Запад-Восток» достигнет 150 тыс. км к 2015 г.

В секторе добычи угля планируется открытие новых производственных центров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, улучшение показателей утилизации за счет извлечения угольного метана. В долгосрочном плане к 2050 г. поставлена цель сократить долю угля в производстве энергии до 47 % (в 2005 г. - 74 %).

Особое место в 12-м пятилетнем плане уделяется развитию неорганических и возобновляемых источников энергии. Несмотря на временную заморозку проектов по развитию ядерной энергетики, «общая мощность АЭС к 2015 г. должна составить 40 ГВт. Мощность гидроэлектростанций планируется увеличить с 50 до 120 ГВт, добычу солнечной энергии до 5 ГВт, количество ветровых станций на 8. Рост доли неорганических источников энергии в общих обозначен 11,4 % к 2015 г. (8,3 % в 2010 г.)» [11, с. 695].

В плане также поставлена цель сокращения выбросов СО2 на единицу ВВП на 16 % к 2015 г. Между 2006 и 2010 гг. их удалось сократить на 19 % (в плане - 20 %).

Одним из следствий экспортоориентированной политики Китая является проблема дисбаланса развития регионов. Создание районов экспортной ориентации привело к колоссальной разнице в поступлении инвестирования и доходах населения разных регионов. С точки зрения уровня жизни, провинции Китая можно разделить на три большие группы. В первую группу входят 10 регионов с ВРП на душу более 40 тыс. юаней, во вторую - 9 (25 и 40 тыс. юаней) и в третью - 12 (менее 25 тыс. юаней). Наиболее богатые регионы представлены в основном восточными прибрежными провинциями (Шаньдун, Фуцзянь и т. д.) и городами центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзин), а самые бедные включают южные и центральные провинции (Юньнань, Хайнань, Сычуань и т. д.).

Таблица 2

Структура добычи и потребления энергетических ресурсов Китая по типу и региону, %*

Вся

Регион Уголь Газ Гидро-энергия Нефть произ- водимая энергия Вся потреб-ляемая энергия Баланс производства и потребления энергии

Север 64 2 1,8 14,4 43,9 17,3 26,6

Северо-Восток 3,1 1 1,8 48,3 3,8 8 -4,2

Восток 6,5 2 4,4 18,2 6 32,4 -26,4

Юг и Центр 3,7 55,2 9,5 2,6 5,6 23,6 -18

Юго-Запад 10,7 38,3 70 2,5 28,6 10,3 18,3

Северо-Запад 12 1,5 12,5 14 12,1 8,4 3,7

Итого 100 100 100 100 100 100 -

В отношении наличия энергетических ресурсов провинции также занимают неравное положение, однако оно не соответствует представленной выше классификации по уровню жизни. Развитые восточные провинции производят только 6 % энергии (табл. 2), а отстающие юго-западные - 28,6 %, где сосредоточена большая часть гидроэнергетического производства. Больше всего энергии производится в северной части Китая, где происходит более 60 % добычи угля. Внутри самих регионов ресурсы также представлены неравномерно: в северном регионе преобладает производство угля, в северо-восточном и восточном - нефти, в юго-западном и центрально-южном - гидроэнергии. Только в северо-западном регионе относительно одинаково представлено производство угля, нефти и гидроресурсов.

Объемы производимой и потребляемой энергии не соответствуют друг другу. Самый энергоинтенсивный восточный регион потребляет в пять раз больше энергии, чем производит, а потребление энергии самым богатым ресурсами северным регионом в два с половиной раза меньше его производства.

Согласно данным по доказанным запасам источников энергии на 2011 г., на суше и прибрежных территориях Китая находится 32,4 млрд т нефти, 4021 млрд м3 природного газа, 215,8 млрд т угля, 19,3 млрд т железа. Половина каждого вида из этих ресурсов сконцентрирована в двух-четырех провинциях. Самыми богатыми ре-

* Разработка по: Understanding the Chinese Economies, 2013, Государственное статистическое управление КНР.

126

сурсами провинциями, очевидно, являются Внутренняя Монголия, где сосредоточено 20 % запасов газа и 17,1 % запасов угля, Синьцзян-Уйгурский автономный район - 17,4 % нефти и 21,9 % газа и Сычуань - 19,8 % газа и 15,1 % железа. Главной «угольной» провинцией является Шаньси, «нефтяной» и «газовой» - Синьцзян-

\ / W W W W

Уйгурский автономный район.

Самыми бедными ископаемыми ресурсами провинциями являются Цзянсу, Чжэцзян, Цзянси, Хунань, Гуандун, Гуанси, Хайнань и Тибет, так как там находится менее одного процента по каждому виду вышеперечисленных ресурсов.

Существует большое количество классификаций регионов Китая по энерго- и экоэффективности ВРП. «В одном из таких иссле-

w W /ъ W

дований китайские специалисты выделяют 3 группы провинций на основе их вклада в ВВП и доли в потреблении энергии, а также учитывая исторические результаты и приоритеты на будущее» [14, с. 107]. Согласно этой классификации самой эффективной является «группа восточных провинций и городов центрального подчинения, которые отвечали за 60 % ВВП Китая и 50 % потребления энергии в 2010 г. В остальных двух группах - центральной и западной - доля в потреблении энергии превышает долю в ВВП, 25 % ВВП против 30 % потребления и 15 % против 20 % соответственно»1. Западная группа названа наименее развитой, несмотря на то, что занимает половину территории Китая. Такая классификация является вполне релевантной и актуальной.

В этой связи особый научный интерес в энергетическом секторе Китая представляет для нас такое явление, как межтопливная конкуренция. Под межтопливной конкуренцией в современной науке понимается выбор между теми или иными видами энергетических ресурсов в качестве источников энергии для определенных секторов экономики с учетом их эффективности, цены, доступности, воздействия на окружающую среду и конечной максимизации выгоды агентов.

Традиционно в экономических исследованиях в области энергетики оценивалось замещение энергии трудом и капиталом, т. е. межфакторная конкуренция. Однако в период нефтяных шоков и дерегулирования цен на газ в 1970-х начали появляться первые исследования в области межтопливной конкуренции, например, работа Noel D. Uri по оценке эластичностей замещения с помощью транслоговой функции [7].

1 Группа Запад включает провинции Хэбэй, Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Шаньдун, Гуандун, Хайнань и города центрального подчинения Пекин, Шанхай, Тяньцзинь. Группа Центр объединяет автономный район Внутренняя Монголия, провинции Шаньси, Аньхой, Цзянси, Хэнань, Хубэй, Хунань и Шэньси. Группа Восток состоит из провинций Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань, Ганьсу, Цинхай, Гуанси-Чжуанского, Нинся-Хуэйского и Синьцзян-Уйгурского автономных районов и города центрального подчинения Чунцин.

Межтопливная конкуренция имеет определенную специфичность по сравнению с обычной конкуренцией на рынках товаров и услуг. Во-первых, она зависит от принятия инвестиционных решений на долгосрочный период, таких как выбор типа оборудования под переработку и использование определенного топлива. Во-вторых, возможности межтопливной конкуренции сильно зависят от сектора, использующего энергетические ресурсы: в некоторых случаях вид топлива является практически незаменимым. В-третьих, ввиду большого влияния госсектора в сфере энергетики многих стран, межтопливная конкуренция не всегда является эффективной с точки зрения максимизации прибыли компаний. Подобным примером является энергетический рынок Китая, где выбор топлива определяется не простыми решениями агентов, стремящихся к коммерческой выгоде, а в рамках государственного планирования, принимающего во внимание ряд других вопросов. В этом случае некоторые экономисты будут склонны считать, что нет конкуренции вообще, поскольку нет рыночной свободы определения цены, однако именно для этого вида конкуренции цена может не иметь решающего значения. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Энергетическая структура Китая в 2012 г. выглядела следующим образом: 70 % - уголь, 20 % - нефть, 4 % - газ, 6 % - все остальное, включая ядерную энергию и альтернативные источники. Такое соотношение видов топлива в первичном потреблении не меняется уже несколько десятилетий (рис. 1) и вызывает опасения как самого Китая, так и всего мирового сообщества.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

ОООГЧ^ЮОООГЧ^ЮОООГЧ^ЮООО

слслслслслслслслслслслоооооо

тН^НтНтНтНтНтНтНтНтНтНСЧСЧСЧСЧСЧСЧ

Уголь ■ Нефть ■ Остальные источники ■ Газ

Рис. 1. Структура первичного потребления энергии 1978-2011 гг., %*

В настоящее время перед Китаем стоит сложная задача: поддержать высокие темпы развития экономики и уровня жизни населения, которые требуют больших вложений энергетических ресур-ресурсов, и при этом не допустить высокого уровня зависимости от сырьевого импорта и ухудшения экологии страны и мира в целом. Такие трудносопоставимые цели приводят к необходимости планового вмешательства со стороны китайского правительства. Регулируя цены энергетических рынков и субсидируя отдельные отрасли, оно искусственно поддерживает конкуренцию угля с другими видами топлива.

Китай невероятно богат углем. Согласно данным китайской статистики 2011 г., на территории Китая находится более 215 млрд т доказанных запасов угля, правда в основном в западных и северных районах - слабо развитых и уязвимых с точки зрения экологии.

3000,0 2500,0 2000,0 1500,0 1000,0 500,0 0,0

250%

Потребление

Производство

Импорт

Прирост импорта

2007

2008

2009

2010

2011

Рис. 2. Потребление природного угля в Китае 2007-2011, млрд м3, %*

Между 2007 и 2011 гг. потребление угля выросло на 39 %, пик прироста импорта пришелся на 2009 г., когда кризис вынудил Китай переключиться на более дешевый вид топлива (рис. 2).

Цены на уголь непосредственно связаны с ценами на электричество. На сегодняшний день Государственный комитет КНР по развитию и реформе установил предельную цену для электроэнергетического угля.

Таблица 3

Средние цены на местный и импортный уголь в КНР, 2014 г.*

Средние цены на импортируемый уголь, апрель 2014 г.

Страна долл./т мбте/т долл./мбте

Австралия 114,3 19,83 5,76

Индонезия 90,4 19,03 4,75

60,0 15,07 3,98

Местный энергетический уголь, апрель 2014 г.

Шаньси 85,7 19,83 4,32

119,0 23,79 5,00

Шаньдун 68,3 19,83 3,44

142,9 23,79 6,00

Внутренняя Монголия 63,5 21,81 2,91

73,0 23,79 3,07

Шэньси 85,7 23,79 3,60

Цены на уголь в Китае сильно отличаются в зависимости от провинции, но при этом вполне соответствуют международному рыночному уровню.

Помимо сравнения цен, еще одним важным пунктом с точки зрения выбора между углем и другими видами топлива является объем выбросов загрязняющих веществ при сжигании единицы вещества. Чем меньше использование угля в качестве сырья для генерации электричества, тем ниже уровень эмиссии СО2. Соответственно, сокращение потребление угля инспирирует получение экологической выгоды по ряду параметров.

Сравним рынок угля с рынком природного газа.

Потребление газа Китаем увеличилось в два раза между 2007 и 2011 гг., импорт за этот период вырос еще значительнее - с 4 до

о

31 млрд м3 (рис. 3). «В 2012 году темпы роста потребления природного газа опередили темпы роста общего потребления энергии, электричества и других топливных источников: 10,2 % против 3,9 % общих, 5,5 % электричества, 2,5 % угля и 6 % нефти» [4]. Тем не менее, потребление газа на душу населения в Китае сейчас ниже, чем во многих странах, например, «в 35 раз меньше, чем в России, и в 25, чем в США» [6, с. 8]. Урбанизация и растущие доходы населения стимулируют его дальнейшее потребление. Существует три системы газоснабжения потребителей: угольный газ (100 городов), сжиженные углеводородные газы (117 городов), но преобладает природный газ (439 городов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Таможенная статистика КНР, China coal resource, собственные расчеты.

130

Рис. 3. Потребление природного газа в Китае 2007-2011, млрд м3, %1

Согласно 12-му пятилетнему плану, китайское правительство намеревается к 2015 г. удвоить объем потребления газа до 260 млрд. м3 по сравнению с уровнем 2011 года и его долю в суммарном потреблении первичных источников энергии. Это политическое начало открывает широкие перспективы для усиления межтопливной конкуренции между углем и газом в китайской энергетике.

Если на рынке угля цена в целом определяется рыночными механизмами спроса и предложения, то система ценообразования газового рынка Китая довольно сложна и сейчас находится в процессе реформирования. Существует три компонента цен:

1. Отпускная цена месторождения или завода. «Она контролируется центральным правительством и определяется с учетом издержек добычи и нормы прибыльности (12 %)» [18, с. 22]. По состоянию на март 2014 г. средняя отпускная цена газа составила

о

216,9 долл./тыс. м3 (6,1 долл./мбте) для промышленного и

о

164,9 долл./тыс. м3 (4,6 долл./мбте) для непромышленного использования (табл. 4).

2. Транспортировочный тариф. Он также регулируется центральным правительством и определяется исходя из затрат на строительство и поддержание трубопроводов и нормы прибыльности (12 %).

Сумма цены с месторождения/завода и транспортировочного тарифа - city gate price - представляет собой фиксированную цену,

ICIS.

компоненты которой могут быть пересмотрены, но, как правило, это происходит нечасто [14, с. 24].

3. Конечная цена потребителей. В отличие от двух предыдущих, она контролируется региональными властями и учитывает издержки распределения, цену импортного газа и альтернативных источников топлива, а также другие факторы. Таким образом, конечная цена газа отличается от региона к региону.

Зависимость от импортных поставок газа, безусловно, имеет негативные последствия. Цены импортируемого газа от большинства поставщиков значительно выше регулируемых правительством цен на местных месторождениях (табл. 4).

Таблица 4

Средние цены на местный и импортный газ в КНР, 2014 г.*

Источник поставки Долл./1000 м3 Долл./мбте

для промышленности для бытового потребления для промышленности для бытового потребления

Импортируемый газ

Австралия 152,5 147,8 4,3 4,1

Индонезия 160,0 151,1 4,5 4,2

Малайзия 351,0 331,6 9,8 9,2

Катар 691,5 649,5 19,3 18,1

Туркменистан 367,5 312,2 10,2 8,7

Узбекистан 343,1 330,1 9,6 9,2

М естный газ

Чуанью 247,6 183,0 6,9 5,1

Цинхай 204,5 140,0 5,7 3,9

Синьцзян 190,2 125,6 5,3 3,5

Запад-Восток 190,2 125,6 5,3 3,5

Шэньси-Пекин 233,3 168,7 6,5 4,7

Сычуань-Шанхай 240,4 240,4 6,7 6,7

В настоящее время удержание цен на китайский газ низкими и возмещение убытков от импорта иностранного газа стимулирует его потребление и переключение с угля на газ. Однако в дальнейшем правительством планируется снизить контроль над рынком газа.

Пока стратегия либерализации включает два экспериментальных направления: открытие терминала спотовой торговли СПГ и СНГ в Шанхае и пилотные проекты определения конечных цен в провинциях Гуанси и Гуандун.

* Таможенная статистика КНР, собственные расчеты.

132

Для понимания масштабов межтопливной конкуренции между углем и газом, необходимо учитывать ряд ценовых и неценовых факторов (табл. 5).

Таблица 5

Сравнительная характеристика положения газа и угля в китайской экономике

Параметр Уголь Газ

Основные области применения Электроэнергия, химическая промышленность, металлургическая промышленность, строительство Электроэнергия, химическая промышленность, автомобильное топливо

Цена Примерно одинаковы для местного и импортного угля: 3-6 долл./мбте (110-220 долл./ тыс. м3) Местные промышленные цены на месторождениях регулируются и составляют 5-7 долл./мбте (180250 долл./тыс. м3). Импортные цены сильно колеблются в пределах 4-20 долл./мбте (140-720 долл./ тыс. м3)

Качество Качество угля (мбте/тонна) сильно отличается в зависимости от месторождения Качество природного газа и СПГ примерно однородно по всем источникам

Выбросы 134 кг/ГДж 75 кг/ГДж

Инфраструктура Старые углевые электростанции, развитая сеть железных дорог Маленький процент электростанций, способных перерабатывать газ, необходимость строительства новых газопроводов

Конкуренция Большая степень конкуренции, государство периодически устанавливает потолки цен Регулируется государством, начальная стадия рыночных преобразований

Импортная зависимость Менее вероятна в силу высокой степени конкуренции и наличия огромных собственных резервов Наблюдается постоянно и усиливается с течением времени

Политические инициативы Развитие высокотехнологичной добычи, закрытие старых и наиболее энергоинтенсивных производств Удвоение потребления к 2015 г. (от уровня 2011 г.) и доли в общем потреблении, экоцивилизо-ванная ориентация экономики

Сфера применения газа включает многие области применения угля, самой перспективной для переключения считается электроэнергетика. Электроэнергетический сектор признан драйвером роста потребления газа в Китае как в прогнозах МЭА, так и в

133

долгосрочной стратегии развития электроэнергетики Китая, согласно которой мощность газовых электростанций предполагается увеличить до 70 ГВт к 2020 г. Однако сейчас цена на электроэнергию, произведенную на газовых станциях, в два раза выше цены электроэнергии, произведенной на угольных предприятиях.

Сжигание газа производит намного больше энергии и меньше выбросов, чем сжигание угля, поэтому газ является более выгодным топливом с точки зрения качества и экологии, а также поощряется политическими инициативами. Уголь сейчас имеет ценовое преимущество, меньшую опасность усиления импортной зависимости и развитую инфраструктуру для применения, например: электростанции, транспортировочные пути. Но из-за подорожания угля и регулирования рынка газа ценовое преимущество постепенно пропадает, а государственные инвестиции и стимулирование частных инвестиций в газовый сектор сглаживают инфраструктурные дисбалансы. Благодаря данным преимуществам газа над углем экономика Китая постепенно переключается на более эффективное и чистое топливо.

Таким образом, в ходе изучения энергетического рынка Китая, его структуры производства и потребления различных видов топлива по регионам и отраслям, более подробного анализа рынков угля и газа, а также определения места Китая на мировом рынке энергетики и возможных перспектив в сотрудничестве Китая с Россией, можно сделать ряд следующих выводов:

•Межтопливная конкуренция и меры ее поддержки различаются в зависимости от региона Китая. Это вызвано неравномерностью распределения ресурсов по территории и разницей в экономическом развитии провинций.

•Самой перспективной отраслью для межтопливной конкуренции между углем, газом и ВЭИ является электроэнергетика, так как, во-первых, она стремительно развивается с ростом производства и увеличением уровня жизни населения, во-вторых, туда направляются государственные и частные инвестиции, внедряются новые тех-

РЧ и и I V и

нологии. Другой важной платформой межтопливной конкуренции являются самые энергетически интенсивные производства.

•Для обеспечения существования межтопливной конкуренции между углем и газом, рынок газа находится под значительным государственным контролем. В целях поддержания низких цен на электричество и обеспечения конкурентоспособности с углем, цены на местный газ занижены. Импортируемый газ стоит гораздо дороже и объемы его импорта неизбежно растут.

Таким образом, представленная китайская структура потребления энергии, межтопливная конкуренция, создаваемая государственным планированием, обозримые перспективы либерализации

ценообразования в электроэнергетике, стратегическая ориентация на экологическую безопасность позволят Китаю со временем перейти с угля на более эффективные с точки зрения получения энергии и экологической безопасности виды топлива, прежде всего природный газ. В планах Китая потребление газа к 2020 г. должно составить не менее 500 млрд кубометров газа в год. Соответственно, необходимо добиться стабильных поставок газа в объемах, соответствующих энергетическим потребностям Китая, и по ценам, позволяющим газу эффективно заменять уголь. Таким образом, долговременное сотрудничество по поставкам газа необходимо Китаю не меньше, чем России, а заключенный российско-китайский контракт на поставку газа является важным элементом стратегии энергообеспечения Китая.

Список литературы

1. Государственный комитет по развитию и реформе КНР. - URL: http://www.ndrc.gov.cn/

2. Государственное статистическое управление КНР. - URL: http://www.stats.gov.cn/

3. Кушкина К., Чоу Э. Золотой век газа в Китае? О дальнейшем расширении экспортных поставок природного газа в Китай // USRF, IREX, 2014.

4. Международное энергетическое агентство. - URL: http://www.iea.org/

5. Министерство охраны окружающей среды КНР. - URL: http://www.mep.gov.cn/

6. Попов С. П. География газовой промышленности Китая // Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева Сибирского отделения РАН.

7. Barclays, China's commodity intensity // Cross Currents, 2012.

8. Bloomberg L.P. - URL: http://www.bloomberg.com/

9. China coal resource. - URL: http://www.sxcoal.com/

10. ICIS Heren. - URL: http://www.icis.com/

11. Roberts I., Rush A. Understanding China's demand for resource imports // China Economic Review. - № 23. - 2012. - P. 566-579.

12. Sina Corp. - URL: http://www.sina.com/

13. Uri N. D. Interfuel substitution possibilities: short-term prospects // Applied Energy. - Vol. 4. - № 4. - 1978.

14. Wang J. et al., China's natural gas: Resources, production and its impacts // Energy Policy. - № 55. - 2013. - P. 690-698.

15. Wang K. Energy and emissions efficiency patterns of Chinese regions: A multi-directional efficiency analysis // Applied Energy. - Vol. 104. - 2013. - P. 105116.

16. Xinhua news agency. - URL: http://www.xinhuanet.com/

17. http://www.irex.ru/files/Gaidarfellowship/2012/Kushkina-Rus.pdf

18. http://sei.irk.ru/app/enia/popov_china_gas_v1.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.