1.5. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ
Ромашкова Ирина Ивановна, канд. юрид. наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности
Место работы: Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
Беседкина Наталья Ивановна, канд. юрид. наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности
Место работы: Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
Аннотация: в статье рассматривается формирование энергетического сектора экономики в аспекте системы правовых норм, регулирующих государственную деятельность, связанную с развитием рыночного механизма в ТЭК, деятельность хозяйствующих субъектов энергетического рынка России и его инфраструктуры. Авторы анализируют юридический комплекс правовых норм, составляющий современное энергетическое законодательство России, и практические аспекты законодательных требований использования эффективного и безопасного светотехнического оборудования. В статье делается вывод о необходимости стабилизации энергетического права и обеспечения правового регулирования развивающейся области общественных отношений в сфере энергетики. Авторы отмечают необходимость совершенствования законодательства в сфере производства энергоэффективного светотехнического оборудования, с целью стимулирования развития научной деятельности и правовой поддержки разработки новых продуктов, необходимых потребителю. Ключевые слова: энергетика, энергетическое законодательство, светотехническое оборудование, энергетический рынок, энергоресурсы, стимулирование производства, альтернативные источники энергии, экономия энергии.
ENERGY SECTOR: THE RUSSIAN LEGAL MODEL
Romashkova Irina I., PhD in law, associate Professor of the Department of legal regulation of economic activity Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation
Besedina Natalia I., PhD in law, associate Professor, associate Professor of the Department of legal regulation of economic activity Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation
Annotation: the article deals with the formation of the energy sector of the economy in terms of the system of legal norms governing the activities of the state on the formation and development of the market mechanism in the fuel and energy sector, as well as the activities of economic entities of the energy market of Russia and its infrastructure. The authors analyze the legal complex of legal norms that make up the modern energy legislation of Russia, and the practical aspects of the legislative requirements for the use of effective and safe lighting equipment. The article concludes that it is necessary to stabilize the energy law and ensure the legal regulation of the developing field of social relations in the field of energy. The authors note the need to improve legislation in the field of production of energy-efficient lighting equipment, in order to stimulate the development of scientific activities and legal support for the development of new products required by the consumer.
Keywords: energy, energy legislation, lighting equipment, energy market, energy resources, production stimulation, alternative energy sources, energy saving.
Отношения в сфере энергетики представляют собой сложную совокупность процессов добычи, преобразования, распределения и использования всех имеющихся видов энергетических ресурсов. Энергетическая стабильность и независимость является гарантией успешного развития экономики, обеспечивает формирование и функционирование практически всех технологических процессов. Вследствие указанных аспектов ведущее значение энергетической отрасли для экономики любого государства сегодня не оспаривается. Вне зависимости от роли государства на энергетическом рынке влияние мировых цен на энергоресурсы будет оказывать давление и на внутренний рынок. Стоит отметить, что уже с 1990-х годов рынок энергоносителей в России характеризовался несбалансированностью ценовых индикаторов. Наиболее интегриро-
ванными с внешним рынком стали цены на продукцию нефтяного сектора, которые были практически освобождены от прямого воздействия государства и формировались по принципу нетбэк. Рыночное ценообразование преобладает и в угольной отрасли России. Однако, цены на газ в основном регулируются государством, и его политика за последние два десятилетия менялась трижды - от жесткого сдерживания цен (для обеспечения социальной стабильности и конкурентоспособности промышленности) к опережающему росту в 20022013 годах и, наконец, опять к замораживанию цен в связи с торможением роста экономики [1].
На развитие энергетики оказывают влияние множество объективных и субъективных факторов, имеющих как внутреннюю, так и внешнюю природу. Стоит отметить, что обладая
Ромашкова И. И., Беседкина Н. И.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ
некоторой общей неизменностью составляющих элементов, пропорциональность влияния тех или иных факторов меняется с течением времени. Так, например, в настоящее время возрастает роль таких факторов, как экологическая безопасность, политическая целесообразность и законодательное регулирование. При рассмотрении вопросов энергетической эффективности обычно игнорируется еще один немаловажный аспект -использование экономичного и безопасного светотехнического оборудования, в частности, законодательное регулирование данного вопроса.
В связи с этим, в настоящей статье предпринята попытка рассмотреть существующий энергетический сектор экономики Российской Федерации и его правовое регулирование. С данной целью авторами проводится анализ законодательных требований по внедрению эффективного светотехнического оборудования, а также вопросы защиты потребителей энергии за счет возможности поиска альтернативных источников энергии.
Анализ энергетического рынка
Россия располагает наибольшей в мире территорией (11%), на которой открыто и подготовлено к использованию до 15% разведанных мировых запасов топлива. На сегодняшний день Россия среди развитых стран имеет самую высокую обеспеченность относительно дешёвыми энергоресурсами. Вместе с тем, ситуация в целом по стране не одинакова. Стоит отметить, что не более 18% регионов страны обеспечены собственными энергоресурсами. Большинство регионов завозят ресурсы из других регионов, расположенных за сотни и тысячи километров [1]. Связано это с тем, что российский ТЭК в основном создавался во времена СССР. На момент создания ТЭК считался самым крупным мировым производителем энергоресурсов и вторым по их потреблению. Однако, после распада СССР ТЭК вместе со всей экономикой пережил спад - на 40-50% по производству основных энергоресурсов.
В результате сложившейся ситуации и плохой организации экономики, а также из-за гипертрофированно сырьевой структуры при большом технологическом отставании Россия в настоящее время потребляет 5,5% мировых энергоресурсов. Несмотря на данный показатель, энергоёмкость ВВП России (по паритету покупательной способности рубля) в 1,9 раза выше среднемировой, вдвое выше энергоёмкости США и втрое -ведущих стран Европы. Все вышесказанное, в сочетании с признанной экспортной ориентацией энергетики (вывозится до половины производимых энергоресурсов), нагрузка на экономику оценивается в 4,5 раза выше среднемировой: в частности, капиталовложения в энергетику достигают 6% от ВВП России при 1,3% по миру в целом [1].
Наличие субъективных элементов, оказывающих давление на развитие энергетики, является дестабилизирующим фактором, воздействие которого следует минимизировать с целью обеспечения устойчивого и независимого энергетического рынка. Специфика мирового энергетического рынка заключается в невозможности изменения статуса его участников. Большинство стран мира не в состоянии самостоятельно обеспечивать себя ресурсами для выработки энергии, вследствие чего вынуждены покупать недостающие объемы у других стран. Страны-экспортеры также заинтересованы в стабильности энергетического рынка, поскольку он обеспечивает значительную часть национального дохода. По данным национального исследования «Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года» [1] Россия обеспечивает 10%
мирового производства и 5% мирового потребления энергоресурсов, вследствие чего после ОПЕК, Китая и США она признается четвертым крупнейшим производителем энергоресурсов в мире и шестым крупнейшим потребителем (после Китая, США, ЕС, ОПЕК и Индии).
Оптимальная модель современного энергетического рынка включает не только производство, но и рациональное использование полученной энергии. Данное положение обусловлено тем фактором, что конечные потребители в любой стране заинтересованы не только в надежных и стабильных поставках энергии по приемлемым ценам, но и в эффективном ее использовании. Страны-импортеры, находясь в определенной зависимости от экспортеров, вынуждены искать альтернативные источники энергии и разрабатывать энергоемкие технологии для сохранения экспортируемой энергии. Можно сказать, что энергетическая зависимость, а вернее попытки ее ослабить, косвенным образом способствовали технологическому прогрессу в сфере энергетики, направленному на поиски решений по оптимальному использованию и сохранению купленной энергии. Стоит отметить, что увеличение доли альтернативных источников энергии, в том числе возобновляемых, не всегда является экономически обоснованным - в большинстве случаев для широкого внедрения таких источников используется государственная поддержка. Проводимая рядом стран политика государственной поддержки позволяет, даже при низких экономических показателях, рассматривать возобновляемую энергию в качестве привлекательной для производителей и потребителей. Данный подход сохраняется даже при условии, когда исходные показатели, без учета механизмов поддержки, налогообложения и т.д. остаются более чем на 50% хуже, чем при использовании традиционных источников. Как ни парадоксально звучит, но в данном случае, на этапе внедрения возобновляемых источников энергии странам импортерам психологически выгодны высокие цены на энергоресурсы, т.к. позволяют оправдать затраты по переходу на альтернативные источники энергии. По данным Аналитического Центра при Правительстве РФ рост альтернативных источников энергии в период до 2040 года составит 93% при прогнозируемом общем повышении спроса на энергию на 47% [1].
Вместе с тем, страны, традиционно относимые к поставщикам энергетических ресурсов, в меньшей степени были озабочены вопросами диверсификации энергии и ее энергоемкостью. Традиционные источники энергии (такие как уголь, газ, нефть), являясь основными для ряда стран, доминировали на рынке, что привело к ориентированию внутренних рынков стран-экспортеров на один вид источника. Экономической потребности в диверсификации не было, поскольку альтернативные источники были менее эффективными и более дорогими, кроме того, отсутствовала необходимость в их поиске. В соответствии с данными Прогноза развития энергетики мира и России до 2040 года потребление первичной энергии в России в период с 2010 по 2020 гг. увеличится на 0,9%, в то время, как в США всего на 0,3%, а в странах Европейского союза и вовсе упадет на 0,4%. Основной проблемой энергетического сектора России является низкая эффективность, связанная с холодным климатом, большой территорией, низкой плотностью населения (и неравномерным распределением его по территории), а также сырьевой направленности экономики и устаревших технологий использования топлива и энергии.
Анализ нормативного обеспечения энергетического сектора
Нормативно-правовое закрепление энергетического сектора экономики, установление определенных единых «правил» для участников этой сферы деятельности во всем ее многообразии, играет важную роль в стабилизации сектора и формировании основных направлений его развития. Детализированное энергетическое законодательство позволяет минимизировать влияние внешних фактов и ослабить воздействие негативных «нерыночных» условий. Следует отметить, что в связи с глубоким проникновением энергетики во все сферы экономики, правовое регулирование данной отрасли представляется сложным как в теоретическом, так и в практическом аспекте, поскольку при формировании правовых норм необходимо учитывать возможные последствия не только для отдельных видов энергетического рынка, но и для всей экономики страны.
В качестве основных источников, регулирующих отношения в сфере энергетики, целесообразно отметить Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, а также подзаконные правовые акты, акты саморегулируемых организаций, которые содержат нормы права, содержащие нормы права локальные нормативные акты юридических лиц, международные договоры Российской Федерации. Кроме того, обычаи, судебные акты, доктрина представляют большой интерес.
Национальное энергетическое законодательство не может стабильно развиваться в отрыве от международного, что в свою очередь влечет проблемы унификации национального и международного энергетического права. В связи с этим можно отметить, что законодательное регулирование относится не только к внутренним факторам формирования энергетического сектора, но и вполне может претендовать на роль внешнего фактора, который в свою очередь не всегда складывается под влиянием объективных обстоятельств. Конкуренция между государствами в области энергетики порождает ряд международных проблем, необходимость решения которых очевидна.
Вопросы энергетической сферы затрагиваются в ряде международных документов, в том числе в Европейской энергетической хартии 1991 г.; Договоре к Энергетической хартии 1994 г., а также в иных документах, принятых в его развитие; Протоколе к Энергетической хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам 1994 г.; Горной хартии государств - участников Содружества Независимых Государств 1997 г.; Соглашении о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов 1997 г.; Соглашении о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр 2001 г.; Генеральном соглашении по тарифам и торговле 1947 г., Марракешском соглашении о создании всемирной торговой организации (ВТО) 1994 г., Барселонской конвенции о свободе транзита, Уставе ОПЕК, соглашении стран СНГ, а также федеральных законах Российской Федерации, отражающих этапы развития энергетической политики.
Эффективность правового обеспечения отношений, возникающих при добыче, производстве, переработке, поставке, хранении различных видов энергетических ресурсов, проектировании и строительстве энергетических объектов достигается путем постоянного совершенствования норм. Результатом комплексных правовых исследований становятся проблемные вопросы в сфере обеспечения энергетической безопасности, промышленной безопасности, антитеррористической защищенности.
В ходе реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Прави-
тельства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р, была подтверждена адекватность большинства ее важнейших положений реальному процессу развития энергетического сектора страны даже в условиях резких изменений внешних и внутренних факторов, определяющих основные параметры функционирования топливно-энергетического комплекса России. При этом предусматривалось осуществлять внесение необходимых изменений в указанную Стратегию не реже одного раза в 5 лет.
Принятие Распоряжения Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» [2] определило развитие энергетического права, регулирующего общественные отношения в сфере энергетики. Энергетическая стратегия представляет собой документ, закрепляющий важнейшие задачи и основные цели развития российского энергетического сектора, определивший направление государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации в соответствии с новыми задачами и приоритетами развития страны. Безусловно, Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. максимально учитывает колебания внешних и внутренних условий экономического развития России, появление новых технологий, обновление тенденций развития энергетики и экономики.
Принятие Энергетической Стратегии России на период до 2030 года привело к увеличению количества нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию поставленных стратегических задач. В качестве одного из направлений развития энергетики можно выделить принцип защиты и охраны окружающей среды. Экологически ориентированная политика находит отражение в нормативных правовых актах, посвященных проблемам энергетики. Вышеупомянутая Энергетическая стратегия до 2030 года определяет целью энергетической политики государства максимально эффективное использование энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Целостность и всесторонность нормативного правового обеспечения государственной энергетической политики проявляется в комплексных базовых законах в сфере функционирования энергетического сектора, направленных на создание современной, надежной, безопасной российской энергетики, с максимально эффективным использованием энергетических ресурсов.
На сегодняшний момент продолжается формирование правового режима энергетических ресурсов, особенности которого закреплены в ряде законодательных актов. Так Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; создает правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О газоснабжении в Российской Федерации» [4], определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворе-
Ромашкова И. И., Беседкина Н. И.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ
ния потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об электроэнергетике» [5] устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) [6] регулирует организацию, функционирование и развитие теплоснабжения в Российской Федерации. Правовые основы экономических отношений возникают в следующих сферах:
- производство, передача, потребление тепловой энергии,
- регулирование тепловой мощности,
- установка теплоносителя с использованием систем теплоснабжения,
- создание, функционирование и развитие систем теплоснабжения,
- полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения,
- права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Развитие нормативной правовой базы в области государственного регулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, с учетом иных нормативных правовых актов, а также с учетом задач, предусмотренных Государственной программой Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №321 (ред. от 30.03.2018) [7].
К задачам программы относится развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности; обеспечение потребности внутреннего рынка в надежном, качественном и экономически обоснованном снабжении электроэнергией и теплом; развитие нефтегазовой и угольной отраслей топливно-энергетического комплекса для эффективного обеспечения углеводородным и угольным сырьем потребностей внутреннего рынка и выполнения обязательств по зарубежным контрактам; содействие инновационному развитию топливно-энергетического комплекса [7].
Кроме того, в соответствии с п. 60 Указа Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [8] одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в области экономики на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, которая включает в себя устойчивое обеспечение внутреннего спроса на энергоносители стандартного качества, рост энергоэффективности и энергосбережения, конкурентоспособности отечественных энергетических компаний и производителей энергоресурсов, предотвращение дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей, производство комплектующего оборудования, стабильное функционирование систем энерго- и теплоснабжения.
Большинство из названных правовых актов остаются предметом совершенствования. Стоит отметить, что в настоящее время, законодательная политика в сфере энергетического рынка активно меняется. В частности, наряду с ужесточением
требований к производителям энергии, отмечается усиление внимания законодателя к потребителям энергии, в частности к используемому ими оборудованию. Осознание законодателем важной роли энергоемких и энергосберегающих технологий в вопросе энергетической безопасности проявляется, в перовую очередь, в принятии новых нормативных правовых актов.
Так только с 1 января 2018г. вступают в силу более 10 положений законодательных актов, прямо затрагивающих интересы российских производителей светодиодной светотехники. В том числе, Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2017 г. № 450 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1222» [9]; Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» [10]; Постановление от 10 ноября 2017 г. №1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в целях переменного тока в целях освещения» [11] и др. Анализ законодательства Российской Федерации позволяет утверждать, что российская светотехника находится на этапе активного развития и совершенствования.
Энергетический сектор экономики в любой стране является сферой государственного интереса, поэтому, как правило, находится под особым государственным контролем. Доля государства на внутреннем энергетическом рынке в различных секторах может достигать 100%. В первую очередь данное положение связано с консервативностью энергетического бизнеса - чтобы получить прибыль, необходимы объемные инвестиции и длительные сроки.
Безусловно, особого внимания требуют вопросы законодательного регулирования так называемой возобновляемой или регенеративной энергии. Вместе с тем, несмотря на принятие целого ряда нормативных актов, призванных придать определенный порядок в сфере электроснабжения с использованием возобновляемых источников энергии, говорить о существовании определённой систематизированной базы источников в данной области преждевременно. Большинство действующих нормативных актов в данной области носят декларативный характер, закрепляя лишь цель: «развитие использования возобновляемых источников энергии», а не необходимый механизм ее реализации, что приводит к затруднениям при применении данных норм. В настоящий момент технологии, действующие на основе возобновляемых источников энергии, недостаточно развиты для конкурирования на рынке, не предусматривают должного развития альтернативных поставщиков энергии, крупные поставщики не стремятся диверсифицировать поставки, предпочитая традиционные безальтернативные источники, что свидетельствует о необходимости государственной поддержки для их продвижения. Вместе с тем, внешние и внутренние проблемы, с которыми сталкивается Россия, а также изменение экономических параметров и потенциала российского энергетического сектора приводят к необходимости внесения изменений в модель его развития. По оценкам экспертов дополнительные задачи, которые связаны с необходимостью резервирования мощностей и их аккумулирования для обеспечения гибкости работы энергосистемы государства, связаны с быстрым наращиванием использования новых ВИЭ.
В заключение следует отметить, что монополизация государством энергетического сектора на сегодняшний день представляется спорной с точки зрения выгоды конечного потребителя. Не оспаривая право государственного контроля за производством и реализацией традиционных видов энергии, предлагается предоставить потребителям возможность самостоятельно искать альтернативные источники, с целью обеспечения собственных нужд в энергии. Кроме того, законодателю следует пересмотреть свою позицию относительно возможности выхода продавцов на рынки такой энергии, поскольку, анализ нормативно-правовых актов, регулирующих энергический сектор России, показывает, что в настоящее время такой возможности у участников рынка практически нет. Особенности развития энергетического сектора России привели к его огосударствлению, что в настоящее время расходится с интересами конечных потребителей. Для стабилизации отношений на рынке альтернативных источников энергии требуется кардинальный пересмотр законодательства, с учетом интересов частных поставщиков. Принимая решения о введении нового, альтернативного источника энергии, необходимо быть уверенным в его дальнейшей востребованности, стабильности и законности. Стоит отметить, что при рассмотрении нормативного обеспечения внутреннего энергетического рынка немаловажными являются вопросы энергоэффективности и энергосбережения. В частности, отмечается, что осветительные установки позволяют уменьшить потребление энергии, и что общая экономия энергии в этом случае может достигать 30% [12]. Доля освещения в общем энергопотреблении достаточно велика, поэтому применение эффективных источников света и развитие соответствующих технологий является одним из приоритетных путей решения этой проблемы. Для отдельных хозяйств выходом будет не только диверсификация энергоснабжения за счёт использования возобновляемых источников энергии и появлении на рынке новых, независимых поставщиков, но и введение в эксплуатацию безопасного и эффективного светотехнического оборудования. В данной области также стоит отметить возрастающую роль законодательного регулирования. Внедрение новых энергосберегающих технологий, в том числе и путем законодательных ограничений и прямых указаний, способствует формированию современной модели энергетического законодательства, направленного на эффективное использование произведенной энергии.
Как видно из представленного обзора законодательства, государство практически не уделяет внимания потенциалу альтернативных источников энергии, устанавливая общие правила для всех участников рынка. Кроме того, отсутствие законодательных ограничений по использованию устаревшего светотехнического оборудования также приводит к отставанию внутреннего энергетического рынка России и способствует увеличению потерь энергии для потребителей. При сохранении подобной тенденции самым распространенным способом стимулирования энергосбережения и развития
новых технологических процессов является политика повышения цен на традиционные энергоносители, что идет вразрез с интересами конечного потребителя и может вызвать рост цен на значительное количество товаров на внутреннем рынке. Введение государственных программ энергоэкономии и энергоэффективности стимулирует применение соответствующих технологий и, как следствие, проведение научных разработок в указанной сфере.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 74,11%.
Список литературы:
1. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года. ФГБУН «Институт энергетических исследований Российской академии наук» и ФГБУ «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации»// https://www.eriras.ru/files/forecast_2040.pdf. Режим доступа: свободный, дата обращения 14.06.2018 г.
2. Распоряжения Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, 30.11.2009, № 48, ст. 5836.
3. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 30.11.2009, № 48, ст. 5711.
4. Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О газоснабжении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1667.
5. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ, 31.03.2003, № 13, ст. 1177.
6. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4159.
7. Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321// Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть III), ст. 2167.
8. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.
9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2017 № 450 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1222» // Собрание законодательства РФ, 24.04.2017, № 17, ст. 2572.
10. Постановление Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 (ред. от 20.05.2017) «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» // Собрание законодательства РФ, 31.01.2011, № 5, ст. 742.
11. Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» // Собрание законодательства РФ, 20.11.2017, № 47, ст. 6992.
12. Onaygil, S., Güler, Ö. Determination of the energy saving by daylight responsive lighting control systems with an example from istanbul// Building and Environment. - 2003. - Vol. 38. - P. 973-977.