Научная статья на тему '«ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД» В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОВЕСТКЕ'

«ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД» В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОВЕСТКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД / КЛИМАТ / ЭКОЛОГИЯ / ЭНЕРГОВЫБРОСЫ / США / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севостьянов Павел Игоревич, Матюхин Андрей Викторович

В статье показана актуальность категории «энергетический переход» для современной международной повестки в связи с климатическими изменениями и связанным с ними комплексом других мировых проблем. Особое внимание уделяется экономико-политическому балансу интересов во время «энергетического перехода», аргументируются позитивность и новые возможности «климатического» канала диалога России с США и другими странами в период обострения международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«ENERGY TRANSITION» IN THE MODERN INTERNATIONAL AGENDA

The article reveals the relevance of the category «energy transition» for the modern international agenda in connection with the processes of climate change and related complex of other world problems. Particular attention is paid to the economic and political balance of interests during the «energy transition», the positivity and new opportunities of the «climate» channel of dialogue with Russia, the United States and other key countries in a difficult period of aggravation of international relations are argued.

Текст научной работы на тему ««ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД» В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОВЕСТКЕ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2022_02_19 УДК 327

«Энергетический переход» в современной международной

повестке

Павел СЕВОСТЬЯНОВ Андрей МАТЮХИН

С определёнными допущениями можно сказать, что существует мировой консенсус о необходимости снижения энергетических выбросов.

В частности, Парижское соглашение о климате 2015 г. институализиру-ет этот консенсус, распространённый почти на 200 стран мира, с задачей максимум - достичь нулевых выбросов (zero emissions) к 2050 г. Более того, проблема потепления глобального климата стремительно приобретает и конкретные экономические очертания. Практически это означает полное технологическое перевооружение целых энергетических отраслей и технологический рывок в создании новых энергетических продуктов в ближайшие 5-7 лет. Можно с уверенностью предположить, что тренд на снижение выбросов будет раскручиваться с каждым годом, втягивая в своеобразную воронку всё новых рестрикций различные энергетические сектора. Сегодня существуют предпосылки «энергетического перехода» (energy transition) к новой фазе мирового развития, к новым решениям проблем энергообеспечения и к соответствующим изменениям на глобальном уровне социально-политических, экономических и идеологических параметров.

СЕВОСТЬЯНОВ Павел Игоревич - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова, действительный государственный советник РФ. E-mail: [email protected]

МАТЮХИН Андрей Викторович - доктор политических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории международных отношений института международных отношений и социально-политических наук (факультет) Московского государственного лингвистического университета, E-mail: [email protected]

Ключевые слова: глобальное потепление, энергетический переход, климат, экология, энерговыбросы, США, Россия.

Экологические предпосылки «энергетического перехода»

На сегодняшний день в мире существуют два основных центра, формирующих ответ на угрозу глобального потепления, - США и Евросоюз.

В 2021 г. на разных международных площадках был проведён целый ряд важных саммитов и форумов, последовательно начинающих устанавливать и новые правила.

Среди наиболее значимых необходимо упомянуть глобальный саммит по климату с участием 40 мировых лидеров, форум крупнейших экономик мира по климату, различные встречи министров энергетики и Конференцию ООН по изменению климата в Глазго.

Несмотря на тот факт, что 85% выбросов происходит за пределами США, сформированная в 2021 г. администрация президента Дж. Бай-дена не скрывает лидерских амбиций по управлению в целом глобальным «климатическим проектом». Главной задачей здесь ставится мобилизация международных усилий для удержания установленного предела повышения средней глобальной температуры на 1,5 °С выше до-индустриального уровня.

В 2021 г. американская администрация представила план международного финансирования климатической программы [1], расширяющий возможности подобных шагов в разных регионах планеты.

В соответствии с ним предполагается постоянное увеличение международного финансирования для

решения острых климатических вопросов. Таким образом, начинается международный диалог о составлении бюджетов по климату и оценке климатических рисков.

Второй блок - трансформация энергетических систем. Для ускорения этого министерствами энергетики Канады, США, Норвегии, Катара и Саудовской Аравии было принято решение о создании форума производителей Net-Zero. Главная задача форума - создание стратегий «чистого нуля», включая:

- борьбу с выбросами метана;

- формирование круговой углеродной экономики;

- внедрение технологий улавливания и хранения углерода и другие меры в соответствии с национальными условиями каждой страны.

Очень быстро создаются различные партнёрства.

Наиболее яркий пример - партнёрство между США и Индией. Основная задача - достижение уровня в 450 ГВт возобновляемой энергии к 2030 г. и распространение инновационных чистых технологий.

Одновременно расширяется работа инициативы «Возобновляемые источники энергии для Латинской Америки и Карибского бассейна» (RELAC), региональные инициативы Колумбии, Чили и Коста-Рики по увеличению мощности возобновляемых источников энергии до 70% к 2030 г.

Реализация этих планов будет осуществляться через «Глобальное партнёрство» по стратегиям развития с низким уровнем выбросов

1 President Biden's leaders summit on climate. The White House // URL: https://www. whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/23/fact-sheet-president-bidens-leaders-summit-on-climate/

16

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

2/2022

(СРНВ) и Национальную лабораторию возобновляемых источников энергии США с главной целью - взаимная интеграция возобновляемых источников энергии.

Данная конструкция в виде «Глобального партнёрства для подключения промышленности США к инвестициям в энергетическую и транспортную инфраструктуру на развивающихся рынках» будет стимулировать экспорт технологий и услуг США.

Таким образом, начинают проявляться очертания будущей многокомпонентной конструкции по продвижению влияния США на международные экономические и политические отношения через сокращение финансирования углеродных проектов, экспорт «зелёных» научных технологий, а также активизацию «энергетической» дипломатии.

Большинство стран - участников основных климатических международных мероприятий в 2021 г. также обязались предпринять необходимые шаги, чтобы реализовать соответствующие планы на ближайшее десятилетие. К главам государств присоединились и лидеры стран, которые особенно подвержены климатическим воздействиям, а также страны, только начинающие разрабатывать свои стратегии перехода к нулевым выбросам. Планируется использование многосторонних и двусторонних мероприятий для оказания помощи развивающимся странам в реализации мер по сокращению выбросов, защите критических экосистем, повышению устойчивости к воздействиям изменения климата, а также поэтапный отказ от инвестиций в технологии с высоким содержанием углерода.

Стратегические договорённости и инициативы, сложившиеся на настоящий момент, можно структурировать на несколько блоков: финансовый, энергетический, транспортный и международной кооперации.

За последние несколько лет использование солнечной энергии, энергии ветра и развитие технологий хранения электроэнергии значительно увеличилось. Пока это только первые шаги.

Современная глобальная экономика базируется в целом на устранении препятствий для трансграничного перемещения товаров и капиталов, снижении тарифных и нетарифных барьеров.

В этом контексте Австралией, Ботсваной, Канадой, Перу и США была создана «Инициатива по управлению энергетическими ресурсами (ERGI)>. Её цель - построение устойчивых цепочек поставок и продвижение практики рационального управления сектором полезных ископаемых, являющееся ключевым для таких технологий, как солнечные батареи, электромобили и электроаккумуляторы. В настоящее время сфера деятельности «Инициативы» расширяется за счёт включения экологичных операций по добыче полезных ископаемых, а также повторного использования и переработки основных полезных ископаемых. Ведущую роль в данном вопросе будет иметь Межправительственный форум по горнодобывающей промышленности, минералам и металлам.

Так, извлечение химкомпонентов из угля и его отходов позволит не только получить необходимые редкоземельные элементы для «зелёных» технологий, но и реорганизовать в целом уголь-

ную отрасль, обеспечив создание новых рабочих мест взамен ликвидируемых.

Одновременно с указанными выше подходами будет расширяться трансформация транспортного сектора, что имеет наибольшую перспективу для снижения выбросов. Основные усилия будут направлены на сферу международного судоходства и авиации за счёт разработки и внедрения экологически безопасного авиационного топлива.

Международная морская организация в лице Комитета по защите морской среды приняла в 2021 г. важные поправки, которые потребуют от судов сокращения выбросов природных газов, а также ввела запрет на использование и перевозку тяжёлого топлива судами в Арктике с 1 июля 2024 г. [2]. Данные поправки сочетают комплекс технических и эксплуатационных подходов к повышению энергоэффективности судов, а также обеспечивают основные направления для будущих мер по сокращению выбросов парниковых газов. В частности, будет необходим расчёт собственного индекса энергоэффективности существующих судов с использованием технических средств для определения годового эксплуатационного показателя углеродоёмко-сти. Интенсивность выбросов углерода увязывает выбросы парниковых газов с количеством груза, перевезённого на определённое расстояние.

Важное значение будет иметь запрет на использование и перевозку в

качестве топлива масел, имеющих плотность при 15 °С выше 900 кг/ куб. м или кинематическую вязкость при 50 °С выше 180 кв. мм/ сек. Из данного запрета будут исключаться суда, участвующие в обеспечении безопасности судов или в поисково-спасательных операциях, а также суда, предназначенные для реагирования на разливы нефти.

До этого решения правила Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов запрещали использование и перевозку тяжёлого топлива в Антарктике, а в Арктике - не рекомендовалось. После вступления решения в силу обязательное регулирование, безусловно, усилит защиту окружающей среды в Арктическом регионе.

На тяжёлое топливо - мазут - приходится примерно 62% всего топлива, используемого в Арктике. Оставшиеся 38% - это лёгкое топливо, например, керосин, газойль. И когда сжигается мазут, в атмосферу выбрасываются значительные объёмы частиц сажи, которая оседает на снег и лёд, снижая отражательную способность и тем самым ускоряя потепление.

Некоторые экспертные оценки дают этому процессу почти 17% вклада в глобальное потепление [3].

Россия сможет до 2029 г. выдавать дополнительные разрешения на использование собственными судами тяжёлого топлива, но новая климатическая повестка требует новых концепций внедрения современных топливных технологий с нулевым выбросом углекислого газа.

2 Marine Environment Protection Committee (MEPC 76), 10 to 17 June 2021. International Maritime Organization // URL: https://www.imo.org/en/MediaCentre/MeetingSummaries/Pages/ MEPC76meetingsummary.aspx

3 Севостьянов П. И. Экологические проблемы Арктики: международный аспект // Международная жизнь. 2021. № 2.

Социальные и политические последствия климатических изменений

Климатические воздействия усугубляют озабоченность в сфере национальной и региональной безопасности и, как следствие, влияют на военный потенциал государств, усиливают геополитическую конкуренцию, подрывают международную стабильность и провоцируют региональные конфликты. Страны и целые регионы мира чувствительны для последствий экстремальных погодных явлений, таких как циклоны, тайфуны, засуха и общее повышение температуры. Это усиливает основные неблагоприятные политические, социальные и экономические условия, которые, в свою очередь, могут привести к отсутствию продовольственной безопасности, экстремизму и массовому перемещению населения с непредсказуемыми последствиями для уязвимых групп населения.

Экстремальные погодные условия, подъём уровня океанов и таяние льдов Арктики может дополнительно усугубить глобальную напряжённость [4].

В течение последних трёх десятилетий Министерство обороны США, как и независимые аналитические центры, отмечали ряд угроз для международной стабильности, связанные с изменением климата. Различные климатические пертурбации рассматриваются как «умножитель угроз», способные увеличивать

источники нестабильности и конфликтный потенциал между народами, этноконфессиональными группами, усиливать борьбу за контроль над природными ресурсами [5].

Так, череда засушливых лет подготовила почву для развязывания гражданской войны в Сирии (2011 г.).

Засуха в Восточной Африке регулярно порождает конфликты из-за природных ресурсов в Сомали и Кении.

Повышение уровня моря угрожает будущим кризисам с потоками беженцев в Юго-Восточной Азии.

В 2017 г. администрация Д. Трампа исключила изменение климата из своей Стратегии национальной безопасности. Но в январе 2019 г. Пентагон опубликовал доклад, в котором говорилось, что изменение климата представляет угрозу национальной безопасности США. В ежегодном докладе об угрозах безопасности интересам США «Оценка глобальных угроз» разведывательного сообщества США (2019 г.) делался вывод о том, что глобальная экологическая деградация, а также изменение климата, вероятно, будут способствовать конкуренции за ресурсы, экономическому кризису и социальному недовольству. Такие климатические опасности, как экстремальные погодные условия, более высо-

4 Севастьянов П. И., Давыдова Ю. А., Матюхин А. В. Региональные особенности приаркти-ческих государств // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. № 2.

5 DOD moves out on tackling climate adaptation, energy, and Sustainability. Breaking Defense, 2021 // URL: https://breakingdefense.com/?sponsored_content=dod-moves-out-on-tackling-climate-adaptation-energy-and-sustainability

кие температуры, засухи, наводнения, лесные пожары, штормы, повышение уровня моря, деградация почв и подкисление океанов, усиливаются, угрожая инфраструктуре, здоровью, а также водной и продовольственной безопасности. Возрастает рост напряжённости в отношениях между Россией и Китаем, поскольку увеличивается потребность в природных ресурсах Арктического региона и доступа к судоходству в нём. Таяние морского льда в Арктике, открывая новые судоходные пути, создаёт новый потенциал для напряжённости между конкурирующими державами в регионе.

Экстремальные погодные явления, например постоянное повышение уровня мирового океана, особенно сильно ударят по некоторым районам мира, непосредственно затрагивая Южную и Юго-Восточную Азию, а также Западное полушарие [6, 7].

Отсутствие стабильности в области водоснабжения и обеспечения продовольствием, усугубляемое сверхжарким климатом, засухами и наводнениями, увеличивает риск конфликтов на Большом Ближнем Востоке.

Катастрофичные наводнения в сезон дождей, засуха и опустынивание осложняют проведение многих военных операций. Повышение уров-

ня моря может затруднять активность подводного флота, функционирование телекоммуникационного оборудования и в целом логистическое обеспечение военно-морских операций.

Потепление климата значительно затрудняет учения войск на открытых пространствах в темпера-турно-уязвимых районах.

Требуется более интенсивное техническое обслуживание и ремонт техники и вооружений; лесные пожары угрожают военным базам; ураганы наносят ущерб ВМС; таяние вечной мерзлоты - военным базам в северных широтах.

Возникают новые требования для перестройки всей мировой экономики.

Так, Европейский союз с его «зелёным проектом» уже анонсировал ввод с 2023 г. углеродных налогов на импортную продукцию [8]. Вполне вероятно, что и США также предпримут попытки ввести углеродные пошлины.

Дальнейший экономический рост ведущими экспертами на Западе напрямую связывается в будущем с состоянием окружающей среды [9]. Хотя ответственность за изменение климата планеты страны большей частью является «заслугой» богатых развитых стран, именно бедным, с трудом развивающимся государствам сложнее или

6 Zhiltsov S., Shtol V., Egorov V. Energy flows in Central Asia: issues and outlook // Central Asia and the Caucasus. 2017. Vol. 18. № 3.

7 Штоль В. В. Ресурсы в борьбе за выживание человека // Обозреватель-Observer. 2019. № 10.

8 Potential new sources of revenue. European Commission - European Commission // URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/eu-budget/long-term-eu-budget/2021-2027/revenue/potential-new-sources-revenue_en

9 Nordhaus W. D. Climate Club Futures: On the Effectiveness of Future Climate Clubs //. Cowles Foundation Discussion Papers. 2619. 2021 // URL: https://elischolar.library.yale.edu/cowles-discussion-paper-series/2619

вообще не по силам противодействовать изменениям климата. Кроме того, бедные страны больше страдают от катастрофичных погодных явлений, и сильнее будут затронуты неблагоприятными изменениями климата.

Под влиянием климатических условий их валовой национальный продукт может изменяться на несколько процентов [10].

Энергетический переход сопряжён со значительными рисками для устойчивости существующей системы глобальной торговли.

Отчёт МАГАТЭ свидетельствует о резком росте спроса на минералы и редкоземельные элементы. Реализация задач Парижского климатического соглашения приведёт к четырёхкратному росту потребности в минералах для экологически чистых энергетических технологий к 2040 г., а «чистый ноль» по выбросам углекислого газа, предусмотренный к 2050 г., потребует в шесть раз больше минерального сырья, чем сегодня.

Основной источник роста спроса - электромобили и аккумуляторы, поэтому быстрее всего будет расти потребность в литии (в 40 раз), графите, кобальте и никеле (примерно в 20-25 раз) [11].

В Международном энергетическом агентстве (МЭА) отмечают как серьёзную угрозу недостаточное предложение минералов, а также пять главных рисков, которые могут привести к перебоям в их поставках и скачкам цен:

- высокая географическая концентрация добычи и обработки;

- длительная реализация проектов (в среднем 16 лет от разведки до производства);

- истощение ресурсов;

- рост социально-экологических требований к компаниям;

- высокие климатические риски при добыче сырья для новой энергетической модели.

Даже при очень оптимистичном прогнозе сохранения темпов развития ветряной и солнечной энергетики к 2040 г. получится увеличить их долю в 5 и 10 раз соответственно (до 33%). Но странам к 2050 г., в соответствии с соглашениями о нулевых выбросах, необходимо заместить ещё 33%, которые приходятся на долю угля, газа и нефти. Повысить темпы в этих областях технически нереализуемо. Самый быстрый и простой способ заместить недостающие объёмы, причиняя минимальный вред экологии, - строительство АЭС. Но для этого необходимо, чтобы темпы строительства, взятые, например, Китаем, подхватили и другие страны, в первую очередь разработчики технологий - США, Россия и Франция, а остальным странам, включая потребителей в Европе, которые заморозили новые строительства или полностью запретили использование АЭС, придётся отказаться от своих принципов. Оптимистичный прогноз, который позволит отказаться от использования углеводородов в энергетике, показан на рис.

10 Barrett S., Dannenberg A. The Decision to Link Trade Agreements to the Supply of Global Public Goods // Journal of the Association of Environmental and Resource Economists. 2021. V 9. I. 2.

11 https://www.iea.org/reports/renewable-energy-market-update-2021

Моделирование прироста мощностей ветряных электростанций

Для оценки прироста производительности ветряных электростанции была использована полиномиальная модель третьеИ степени, основанная на данных GWEC [1], а для АЭС была применена полиномиальная модель третьеи степени, использующая данные 1ЕА с 2000 по 2020 г.

Прирост производительности электростанции зависит от большого числа факторов, и описать его простоИ функциеИ не представляется возможным: нужно учитывать динамику стоимости сырья, производства комплектующих, меняющиеся цены на логистику и объём инвестиции. СеИчас все эти факторы нестабильны, в том числе из-за изменения мировой экономики вследствие пандемии коронавируса.

Для моделирования была использована полиномиальная функ-

ция. При этом фактически шло разбиение факторов по положительному и отрицательному влиянию, для каждой выделенной группы которых подбиралась степенная функция. Итоговая модель является суммой этих степенных функций, при этом чем выше степень полинома, тем больше факторов учитывается.

Главным минусом и одновременно плюсом полиномиальной модели является то, что она, подобно прогнозу погоды, основывается не на конкретных значениях поправочных коэффициентов (т. е. конкретных значениях каких-либо величин на данный момент), а на характере изменения величины во времени -на прогнозировании, базирующемся на предыдущих временных периодах.

400 350 300 250 200 150 100 50 0

-502 -100

5

X

Г"* Т тА__ 3

00 2005 \/ 2010 V 2015 2020 2025 2030 2035 20

Год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1) ^^^—Прирост ветряных электростанций по данным GWEC, ГВт

(2) ^^^»прогноз (GWEC) прироста ветряных электостанций, ГВт(полиномиальная модель 3-й степени}, ГВт

(3) ^^^«Прогноз WNA(World Nuclear Association) прироста АЭС, ГВт

(4) Прирост АЭС по данным WNA, ГВт

(5) • « "Расширенный прогноз прироста ветряных электростанций на основе данных

СШЕС(полиномиальная модель 3-й степени), ГВт

(6) в в «Прогноз прироста АЭС, исходя из требований по нулевым выбросам к 2035г., ГВт

Рис. Прирост мощности ветряных электростанций и АЭС по текущим прогнозам и прогноз прироста мощностей АЭС для возможности отказа от использования углеводородов

22

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

2/2022

Президент США Дж. Байден объявил о планах США сократить вдвое выбросы парниковых газов в течение этого десятилетия и представил новый план, устанавливающий сокращение выбросов в масштабах всей мировой экономики на 50-52% по сравнению с уровнями 2005 г. к 2030 г. [12]. Это во многом революционные цифры, которые невозможно достичь без изменения внутренней социальной структуры, поскольку нужно создавать новые рабочие места, что связано с масштабным реформированием и решением вопросов с трудоустройством работников в результате закрытия многих предприятий [13].

Еврокомиссия не позднее 1 января 2023 г. будет вводить углеродный налог на любую продукцию, в производстве которой задействованы выбросы углерода и парниковых газов. Расчёты от введения данного налога (по оценке KPMG) показывают, например, дополнительную нагрузку на российских экспортёров в 33 млрд долл. за пять лет. К 2050 г. Евросоюз должен стать полностью «углеродонейтральным».

Таким образом, всё больше и больше стран будут переходить на «зелёные» технологии. Отказ от преобладающей нефтегазовой зависимости в будущем представляется неизбежным. Это в основном и обусловливает «энергетический переход», вследствие которого потребление нефти перестанет ра-

сти, а примерно через 7-10 лет глобальное потребление нефти начнёт снижаться. Данный процесс приведёт к следующему циклу снижения цен на нефть и бюджетным проблемам для сырьевых стран.

В Европейском союзе в 2020 г. уже приняли «Водородную стратегию». Предполагается, что именно водород со временем заменит природный газ. Вопрос заключается в источнике его получения и развитии новых технологий переработки: «голубой» водород - из природного газа с отсеиванием углекислого или «зелёный» водород - из воды методом электролиза.

Сказанное выше не значит, что нефть потеряет свою ценность. Пока это достаточно далёкая перспектива. Авиационный керосин для самолётов трудно заменить электричеством, но можно биотопливом. Поэтому объём нефти в энергобалансе будет постоянно и неуклонно снижаться. Очень важную роль в скорости этого будет иметь развитие инфраструктуры, подобной той, которая сформировалась для бензиновых и дизельных автомобилей, но пока отсутствует для электрических.

Только экономический «пакет Бай-дена» выделяет сотни миллиардов долларов на развитие инфраструктуры для электромобилей, в первую очередь электрических заправок [14]. В Европе данная инфраструктура уже разворачивается полным ходом. Так, в Германии планируется с 2030 г. выпускать только электромобили.

12 The White House // URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/23/fact-sheet-president-bidens-leaders-summit-on-climate/

13 FajgelbaumP. D., Goldberg P. K, Kennedy P. J., Khandelwal A. K.. The return to protectionism // The Quarterly Journal of Economics. 2020. № 135(1).

14 President Biden Announces American Rescue Plan. The White House // URL: ttps://www. whitehouse.gov/briefing-room/legislation/2021/01/20/president-biden-announces-american-rescue-plan/

К концу 2021 г. страны ЕС составили планы восстановления своих экономик после ущерба, нанесённого пандемией коронавируса. Брюссель вы-

деляет на это 750 млрд евро из фонда восстановления ЕС [15]. Не менее 30% из этого бюджета будет направлено на переход к «зелёной» экономике.

Формирование климатического императива и некоторые ориентиры для России

Важно отметить, что нефтегазовая промышленность, как, например, строительная отрасль, с трудом поддаётся реформированию и переходу на «зелёные» параметры. У России мощный топливно-энергетический комплекс десятилетиями удовлетворял внутренний энергетический спрос страны и продолжает сегодня оставаться основным источником доходных статей национального бюджета. Но уже сейчас очевидно, что сама логика мировых тенденций, связанных со снижением выбросов, будет способствовать изменению облика российской энергетики.

Вместе с тем Россия как самая большая страна в мире имеет и наиболее широкие природные условия по созданию, в сущности, новой отрасли. В России есть и собственные серьёзные разработки, требующие дальнейшего продвижения. К примеру, одним из основных факторов, задерживающих коммерческое развитие электрического транспорта, является проблема хранения энергии. Применяемые сейчас аккумуляторы имеют тенденцию к возгораниям при повреждении, обеспечивают небольшой запас хода по сравнению с автомобилями на двигателях внутреннего сгорания и отличаются

большей стоимостью. В перспективе альтернативой литий-ионным аккумуляторам могут стать два типа способов хранения энергии.

Первый - это аккумуляторы с твёрдым электролитом. Они имеют высокую плотность хранимой энергии и устойчивость к износу, а также повышенную безопасность. Повреждение оболочки аккумуляторов с твёрдым электролитом не приводит к взрыву, что особенно актуально для автомобилестроения.

Второй - это суперконденсаторы (ионисторы). Они имеют малую ёмкость по сравнению с классическими аккумуляторами, однако способны выдавать высокую мощность и могут практически мгновенно заряжаться. Этот способ хранения энергии считается наиболее перспективным для общественного транспорта, так как суперконденсаторы могут заряжаться на каждой остановке.

Эта технология уже используются в российских автобусах производства компаний ЛИАЗ и «Тролза».

Энергетический комплекс России вплотную подходит к установлению для предприятий тарифов на энерговыбросы, но чёткие параметры их введения пока не разработаны. Поли-

15 Recovery plan for Europe. European Commission - European Commission. 2021 // URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/recovery-plan-europe_en#nextgenerationeu

тика энергоэффективности прогнозируется более определённо: энергия -ценный продукт, и её нужно экономить, но энерговыбросы в основном не входят в затратную часть, т. е. отсутствует стимул для экономии. Эта ситуация будет меняться.

Защита зарубежными странами собственного производителя через внедрение трансграничных налогов (border tax adjustment) повысит издержки для российских производителей. Таким образом, снижение «энергетической ренты» повлечёт за собой изменение как всей внутри-экономической, так и социальной модели. Расчёт на низкую цену энергоресурсов несостоятелен: они сейчас недорогие, так как не установлена цена энерговыброса. После его установления ценовой баланс может измениться в пользу возобновляемых источников энергии. Но перед этим придётся пройти продолжительный период роста потребительской активности на фоне снижающейся активности инвестиционной, что будет негативно сказываться на экономическом росте.

Россия занимает шестое (6%) место в мире по запасам нефти и первое (19%) - по запасам газа. Это безусловное преимущество. Однако месторождения с высокой рентабельностью постепенно заканчиваются. Поэтому придётся пройти через неизбежное повышение цен для внутреннего потребителя в целях улучшения энергоэффективности, показатели которой у нас сейчас сильно отстают от мировых (от среднемировых значений). Внедрение современных и уже существующих технологий сможет сни-

зить первичное энергопотребление почти на 30%.

Таким образом, Россия могла бы получить высвобождающийся резерв ресурсов энергии без необходимости разработки новых месторождений.

Можно сказать, что повышение коэффициента эффективности добычи существующих энергоресурсов и снижение крайне неэкономного первичного энергопотребления с последующей модернизацией энергосистем для четвёртого в мировой истории энергетического перехода - ключевая задача на ближайшие годы.

Важно отметить, что в России существует необходимая научная база для развития этих направлений, и при надлежащем финансировании нам вполне по силам выйти в лидеры по технологическим разработкам энергетического перехода. Пока в этой области российскую промышленность не успели обогнать активно развивающиеся игроки на рынке, например, компании Samsung или Siemens.

Самим фактом ратификации Парижского соглашения 2015 г. Российская Федерация продемонстрировала свой курс на расширение международного сотрудничества в области противодействия угрозе изменений климата. Очень важно, что президент России В. В. Путин на Климатическом саммите (апрель 2021 г.) был весьма конкретен, говоря о планах России по декарбонизации и об оценках развития международного сотрудничества в области «зелёных» технологий [16].

Более того, российской стороной был предложен новый технологиче-

16 Байден воодушевлён словами Путина на саммите по климату // URL: https://rg. ru/2021/04/23/bajden-voodushevlen-slovami-putina-na-sammite-po-klimatu.html

ский инструментарий: поглощение углекислого газа, уже накопленного в атмосфере, и работа по нейтрализации выбросов метана, разогревающий эффект которого кратно выше двуокиси углерода.

Для США и лично для президента Дж. Байдена крайне важно, чтобы Россия поддержала именно американскую «зелёную повестку», которая преследует две цели: в качестве новой консолидирующей идеи для западных стран под эгидой США, и как дополнительный фактор сдерживания Китая, на территории которого находятся основные месторождения необходимых редкоземельных элементов.

Климат уже стал важным фактором международного сотрудниче-

ства. Заявленная приоритетность климата для современной американской администрации открывает для России канал диалога с США помимо контроля над ядерными вооружениями, в непростой период двусторонних отношений, омрачённый угрозами, обвинениями и санкциями.

Несомненно, что рациональный и прагматичный характер внешней политики Российской Федерации должен выстаиваться с учётом объективных технологических изменений в сфере энергетики, что позволит достичь необходимых компромиссов и договорённостей для реализации важных национальных приоритетов России в различных сферах международной жизни.

Библиография • References

Байден воодушевлён словами Путина на саммите по климату // URL: https://rg.

ru/2021/04/23/baiden-voodushevlen-slovami-putina-na-sammite-po-klimatu.html [Bajden voodushevlyon slovami Putina na sammite po klimatu // URL: https://rg.

ru/2021/04/23/baiden-voodushevlen-slovami-putina-na-sammite-po-klimatu.html] Севостьянов П. И. Экологические проблемы Арктики: международный аспект //

Международная жизнь. 2021. № 2. С. 112-123. [Sevost'yanov P. I. Ekologicheskie problemy Arktiki: mezhdunarodnyj aspekt //

Mezhdunarodnaya zhizn'. 2021. № 2. S. 112-123] Севостьянов П. И., Давыдова Ю. А., Матюхин А. В. Региональные особенности приарктических государств // Журнал политических исследований. 2020. Т.

4. № 2. С. 116-128.

[Sevost'yanov P. I., Davydova YU. A., Matyuhin A. V. Regional'nye osobennosti priarkticheskih gosudarstv // ZHurnal politicheskih issledovanij. 2020. T. 4. № 2.

5. 116-128]

Штоль В. В. Ресурсы в борьбе за выживание человека // Обозреватель-Observer.

2019. № 10. С. 5-20. [SHtol' V. V. Resursy v bor'be za vyzhivanie cheloveka // Obozrevatel'-Observer. 2019. № 10. S. 5-20]

President Biden's leaders summit on climate. The White House // URL: https://www. whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/23/fact-sheet-president-bidens-leaders-summit-on-climate/ DOD moves out on tackling climate adaptation, energy, and Sustainability. Breaking Defense, 2021 // URL: https://breakingdefense.com/?sponsored_content=dod-moves-out-on-tackling-climate-adaptation-energy-and-sustainability

Zhiltsov S., Shtol V., Egorov V. Energy flows in Central Asia: issues and outlook //

Central Asia and the Caucasus. 2017. Vol. 18. № 3. P. 57-66. Potential new sources of revenue. European Commission - European Commission // URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/eu-budget/long-term-eu-budget/2021-2027/revenue/potential-new-sources-revenue_en Nordhaus W. D. Climate Club Futures: On the Effectiveness of Future Climate Clubs // Cowles Foundation Discussion Papers. 2619. 2021 // URL: https://elischolar. library.yale.edu/cowles-discussion-paper-series/2619 Barrett S., Dannenberg A. The Decision to Link Trade Agreements to the Supply of Global Public Goods // Journal of the Association of Environmental and Resource Economists. 2021. V 9. I. 2. P. 273-305. The White House // URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-

releases/2021/04/23/fact-sheet-president-bidens-leaders-summit-on-climate/ Fajgelbaum P. D., Goldberg P. K., Kennedy P. J., Khandelwal A. K. The return to

protectionism // The Quarterly Journal of Economics. 2020. № 135(1). P. 1-55. President Biden Announces American Rescue Plan. The White House // URL: ttps:// www.whitehouse.gov/briefing-room/legislation/2021/01/20/president-biden-announces-american-rescue-plan/ Recovery plan for Europe. European Commission - European Commission. 2021 // URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/recovery-plan-europe_ en#nextgenerationeu Marine Environment Protection Committee (MEPC 76), 10 to 17 June 2021. International Maritime Organization // URL: https://www.imo.org/en/ MediaCentre/MeetingSummaries/Pages/MEPC76meetingsummary.aspx https://www.iea.org/reports/renewable-energy-market-update-2021

Статья поступила в редакцию 24 января 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.