Научная статья на тему 'Энергетическая трилемма - основа устойчивого развития топливно-энергетического комплекса'

Энергетическая трилемма - основа устойчивого развития топливно-энергетического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1441
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИНДЕКС ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ТРИЛЕММЫ / ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / FUEL AND ENERGY COMPLEX / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENERGY TRILEMMA INDEX / POTENTIAL / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шилец Е. С., Кравченко В. А., Лукьяненко Т. В.

Раскрыто содержание понятия устойчивого развития топливно-энергетического комплекса. В ходе исследования проведен анализ и рассмотрены методические и практические аспекты индекса энергетической трилеммы. Определены направления, которые необходимы для достижения прогресса в области энергетической трилеммы. Сделаны выводы и даны рекомендации по регулированию топливно-энергетического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines the sustainable development of the fuel and energy complex. The methodological and practical aspects of the energy trilemma index were analyzed during the research. The directions which are necessary to achieve progress in the energy trilemma were identified. The conclusions were drawn and the recommendations on regulating the fuel and energy complex were given.

Текст научной работы на тему «Энергетическая трилемма - основа устойчивого развития топливно-энергетического комплекса»

УДК 330: 620.91

Е.С. ШИЛЕЦ, д-р экон. наук., профессор кафедры «Международная экономика», e-mail: [email protected], В.А. КРАВЧЕНКО, канд. экон. наук, доцент кафедры «Международная экономика», e-mail: [email protected], Т.В. ЛУКЬЯНЕНКО, магистрант, e-mail: [email protected]

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

ЭНЕРГЕТИЧЕКАЯ ТРИЛЕММА - ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Раскрыто содержание понятия устойчивого развития топливно-энергетического комплекса. В ходе исследования проведен анализ и рассмотрены методические и практические аспекты индекса энергетической трилеммы. Определены направления, которые необходимы для достижения прогресса в области энергетической трилеммы. Сделаны выводы и даны рекомендации по регулированию топливно-энергетического комплекса.

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, устойчивое развитие, индекс энергетической трилеммы, потенциал, государственное регулирование.

Shilets E.S., Kravchenko V.A., Luk'yanenko T.V. Energy trilemma is a basis of the sustainable development of fuel and energy complex.

The article defines the sustainable development of the fuel and energy complex. The methodological and practical aspects of the energy trilemma index were analyzed during the research. The directions which are necessary to achieve progress in the energy trilemma were identified. The conclu-

sions were drawn and the recommendations on regulating the fuel and energy complex were given.

Keywords: fuel and energy complex, sustainable development, energy trilemma index, potential, state regulation.

В условиях рыночной экономики проблема экономической устойчивости является актуальной для гармонизации отношений трех структурных подсистем - человека, экономики и окружающей среды. Проблемное понимание концепции устойчивого развития в современных условиях основано на поиске оптимального управления ресурсам при сохранении основных свойств окружающей природной среды.

Анализ научных исследований ученых, таких как Г. Дейли [1], В.И. Вернадский [2], А.Н. Дмитриева [3] и др., свидетельствует о множественности трактовок понятия устойчивого развития. Поэтому обеспечение энергоресурсами - одна из наиболее значимых проблем, стоящих перед всеми странами мира в настоящее время.

© Е.С. Шилец, В.А. Кравченко, Т.В. Лукьяненко, 2017

Целью данного исследования является рассмотрение аспектов сущности понятия устойчивого развития энергетики в контексте разработанной концепции «энергетическая трилемма».

Объектом исследования является процесс обеспечения мировой экономики энергетическими ресурсами.

Предметом исследования - механизм влияния энергетической трилеммы на развитие мировой экономики.

Экономическая динамика, неравномерность функционирования национальных экономик, стихийные, неконтролируемые процессы развития, рыночные изменения конъюнктуры экономики, глобальные проблемы в экологии сформировали предпосылки для решения стратегически важного вопроса - достижение устойчивого развития регионов и страны в целом.

Устойчивое развитие - это развитие, при котором достигается удовлетворение потребностей населения и повышение его благосостояния и сохраняются тенденции развития для будущих поколений.

Данный термин является во всем мире универсальным и воспринимается как модель цивилизованного развития.

Ведущие страны мира, а также часть стран с переходной экономикой взяли на себя значительные международные обязательства в соответствии с «Повесткой дня на XXI век», принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и Йоханнесбургской декларацией по устойчивому развитию, одобренной на мировом саммите 2002 г. Конференция ООН сформулировала определение устойчивого развития, которое включает в себя три составляющие: экономическую эффективность, социальное равенство и экологическую устойчивость [4].

Концепция устойчивого развития появилась за счет объединения трех основных систем роста - экономической, социальной и экологической. Всемирный энергетический совет (ВЭС) назвал это словом «трилемма», подчеркивая сложность переплетающихся связей между этими тремя целями. При этом под социальным равенством понимается физическая и экономическая доступность энергии для всего населения. Чтобы помочь разработчикам стратегий и отраслевым лидерам сделать оптимальный выбор, Мировой Энергетический Совет для реализации проектов устойчивой энергетики разработал концепцию «энергетической трилеммы», которая стала ответом на современную тройную энергетическую задачу, заключающуюся в поддержке безопасной, доступной и экологически чистой энергии [5]. Путем поиска оптимального решения энергетической трилеммы осуществляется формирование предсказуемой и стабильной политики. В свою очередь, это снижает риски и помогает изыскивать средства, необходимые для реализации проектов устойчивой энергетики. «Энергетическая трилемма» включает такие элементы:

1. Энергетическая безопасность. Эффективная организация поставки первичной энергии из национальных и зарубежных источников, надежность энергетической инфраструктуры и способность поставщиков энергии удовлетворить текущий и будущий спрос.

2. Энергетическое равенство. Наличие и доступность энергии для населения.

3. Экологическая устойчивость. Определяет эффективность предложения и спроса энергии, а также развитие предложения энергии из возобновляемых источников и других малоуглеродистых источников.

Индекс энергетической трилеммы количественно оценивает ее и сравнивает по 125 рангам страны с точки зрения их способности обеспечить безопасную, доступную и экологическую устойчивость энергетической системы. Кроме того, странам присваивается балльная оценка, которая показывает, насколько хорошо страна справляется с компромиссами между тремя ее элементами и определяются страны с наиболее высокими показателями оценки. Рейтинги индексов основаны на ряде наборов данных, которые фиксируют энергии производительности и энергоэффективности. Показатели энергоэффективности учитывают спрос и предложение, доступность энергии и доступ к ней, а также экологическое воздействие производства и использования энергии в стране.

Однако сложные компромиссы, которые присущи энергетической политике, а также определенные географические ограничения для достижения баланса трилеммы становятся очевидными, когда анализируются страны, которые превосходят в одном измерении, но борются за достижение баланса в другом.

В 2016 г. 10 стран, входящих в рейтинг, являются европейскими, за исключением Новой Зеландии. Восемь из десяти лучших достигают тройной оценки. Это подтверждает, что страны должны хорошо выполнять все измерения три-леммы, чтобы достичь вершины, и возможно разработать энергетическую систему, в которой политика работала бы на сбалансированный компромисс между энергетической безопасностью, энергетической справедливостью и экологической устойчивостью. Это проявляется, например, в долгосрочной, сбалансированной энергетической политике в Европе, в частности, в политике Европейского союза в области энергетики и климата до 2020 г., что способствует успеху региона в решении этой трилеммы (рис. 1).

Топ-] 0 стран по

ндексу трилеммы

Дания

Швейцария

Швеция

Нидерланды

Германия

Франция

Норвегия

Финляндия

Новая Зеландия

). Австрия

Например, Люксембург, получивший наивысший балл в энергетическом капитале, занимает 122-е место в энергетической безопасности и 103-е по экологической устойчивости из-за своей географической зоны, и из этого вытекает ограничение в отношении наличия и разнообразия энергоресурсов и генерации вместимости. Таким странам, как Люк-

Энергетическая

безопасность

/ V

Энергетическое

равенство

/ \

Экологическая

устойчивость

Дания, Словения, Финляндия, США, Канада, Россия, Германия, Нигерия, Нидерланды, Швеция

Люксембург, Швейцария, Нидерланды, Катар, Греция, Австрия, Бахрейн, Великобритания, Франция, Дания

Филиппины, Исландия, Швейцария, Норвегия, Коста-Рика, Дания, Ирландия, Швеция, Сингапур, Колумбия

MJ 1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9. 10

Рис. 1. Рейтинг стран по энергетикой трилемме [6]

сембург, приходится удваивать свои усилия в поисках решений, учитывающих их конкретную ситуацию и слабые стороны, такие, как региональная интеграция, как путь к большей энергетической безопасности.

Следует обратить внимание на устойчивое энергетическое развитие Российской Федерации и Украины. По индексу энергетической трилеммы в 2016 г. Россия заняла 45 место. Страна хорошо зарекомендовала себя в области энерге-

тической безопасности, где занимает 6 место в мире, однако получает оценку Б по экологической устойчивости, что приводит к балансовой оценке АВБ. В то же время Украина занимает 63 место. Страна достаточно хорошо справляется с энергетической безопасностью, а экологическая устойчивость является самым слабым звеном в энергетической три-лемме. Страна в 2016 г. получает балльную оценку АВБ (рис. 2).

Разнообразие выработки электроэнергии

Общий состав первичной энергии

Запасы ископаемого топлива (млн. т.)

Украина

¡¡¡ш

20

40

60

80

100

а Уголь = Нефть ' ■ Газ

1" Термическая энергетика я Ядерная энергетика ^ Гидроэнергетика > Другие ВИЭ

0

Разнообразие выработки электроэнергии

Общий состав первичной энергии

Запасы ископаемого топлива (млн. т.)

Российская Федерация

ш

20

40

60

80

100

и Уголь — Нефть ■ Газ

^ Термическая энергетика V Ядерная энергетика ^ Гидроэнергетика ^ Другие ВИЭ

0

Рис. 2. Энергетический профиль Украины и Российской Федерации,

2016 г. (%) [6]

Россия наделена природными ресурсами и экспортирует газ и нефть в страны Восточной и Западной Европы, Турцию, Японию и другие азиатские страны. Высокая зависимость экономики от экспорта энергоносителей и уязвимость к колебаниям цен на энергоносители, развитие сланцевого газа в других регионах мира и усилия Европы по сни-

жению зависимости от импорта российского газа привели к разработке новых транспортных маршрутов и планам освоения новых газовых рынков на востоке. Однако конкуренция с другими поставщиками газа вызывает озабоченность в отношении прибыльности этих планов. В настоящее время в стадии строительства находятся девять новых ядерных реакто-

ров, а еще 31 установку планируется завершить к 2030 г., Россия работает над дальнейшим повышением надежности поставок и уменьшением зависимости от ископаемых видов топлива.

Энергетический сектор Украины сталкивается с серьезными проблемами: от высокой зависимости дорогого импорта ископаемого топлива, такого как нефть и газ, до неэффективности инфраструктуры рынков. Последние изменения в энергетической политике включают решения о замене российского газа украинским углем, увеличении добычи нефти и газа (например, с шельфа Черного моря) и развитии потенциала ядерной энергетики.

Энергоэффективность - ключевой вопрос для России. С этой целью правительство в 2014 г. опубликовало обновленную версию Государственной программы по энергоэффективности и энергетическому развитию, которая предусматривает к 2020 г. снижение энергоемкости экономики на 40%. Другой ключевой частью этой стратегии является дальнейшее развитие возобновляемых источников энергии, которые к 2020 г. должны будут составлять 2,5% от произ-

водства электроэнергии, за исключением крупных гидроэлектростанций.

Украине также необходимо усилить политику в области энергоэффективности, в полной мере использовать потенциал возобновляемой энергии в стране, такой как биогаз и муниципальные отходы для производства тепла и электроэнергии, а также снизить потребление газа в секторе централизованного теплоснабжения для обеспечения теплоснабжения и снижения энергопотребления.

В 2014 г. Российская Федерация занимала 50 место по индексу энергетической трилеммы, в 2015 г. - 48, в 2016 г. -45, а по совокупной производительности - 53, 51, 48 место соответственно. Можно построить линейную модель парной регрессии, рассчитать прогноз ранга и производительности для страны.

Предположим, что связь между рангом индекса энергетической трилем-мы и совокупной производительностью линейная. При построении уравнения линейной регрессии выясним, что с увеличением ранга на 1 балл совокупная производительность будет увеличиваться также на 1 балл (рис. 3).

й я *t '

а а 44 45 46 47 48 49 50 51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в

ранг индекса энергетической трилеммы

Рис. 3. Корреляционное поле и линия регрессии [составлено авторами]

Оценим качество уравнения регрессии в целом с помощью Б - критерия Фишера,

2

Е = ■ (п - т -1) = 225,15 [7]

1 - Г ху

где Е - критерий Фишера;

г2 - коэффициент детерминации;

п, т - количество степеней свободы

Т.к. Г > Еш (225,15>161,4), то найденная линейная модель является статистически значимой с надёжностью не менее 95%

Для оценки статистической значимости коэффициентов регрессии и корреляции необходим показатель I -критерий Стьюдента. При расчете получили, что ^ > иаы (19,26>12,7), при этом статистическая значимость параметров регрессии и коэффициента корреляции с надёжностью не менее 95%.

Таким образом, просчитав все критерии, доверительные интервалы можно рассчитать прогнозные значения. Ранг индекса энергетической трилеммы в 2016 г. составлял 45, предполагается, что прогнозное значение ранга в следующем году составит 120% от предыдущего года, таким образом, в 2017 г. ранг энергетической трилеммы Российской Федерации составит 52-е место. Точечный прогноз для совокупной производительности на 2017 г. составит 55 место.

Каждая страна имеет возможности улучшить свои энергетические показатели независимо от того, занимают первое или последнее место. Однако энергетический сектор находится в сложной точке перехода и улучшения энергетических характеристик. Кроме того, энергетические услуги должны расширяться, чтобы удовлетворить растущий глобальный спрос на энергию во многих странах с развивающейся экономикой, обеспечивая более 1 млрд. человек необходимым доступом к современным энергетическим услугам.

Энергетические лидеры реализуют изменения и добиваются больших успехов для решения этих задач. Для достижения энергетических и климатических целей правительству необходимо продолжать продвигать эволюцию энергетической политики и финансовых решений, которые поддерживают быстрые переходы и расширение энергетической инфраструктуры [8].

Основываясь на теоретических исследованиях и результатах отчетов энергетических лидеров, можно выявить пять направлений, которые необходимы для достижения прогресса в области энергетической трилеммы:

1. Преобразование энергоснабжения. Экспертам, принимающим решения в данной сфере, необходимо ставить четкие энергетические цели и выработать широкий консенсус для перехода на соответствующий спрос и предложение в энергетике.

2. Расширение энергетического доступа. Увеличение инвестиций частного сектора в расширение инфраструктуры и модернизации. Страны реформируют нормативно-правовую базу для снижения издержек производства, а также для повышения конкурентоспособности на рынке электроэнергии. В перспективе необходимо распределять генерирование энергии за счет использования источников солнечной и ветровой энергии, которая обеспечивает доступ к удаленным территориям, которые в настоящее время не могут быть экономически эффективно подключены к электроэнергетической сети. Правительствам государств необходимо обратить внимание на новаторские механизмы, позволяющие людям получать доступ к современной энергетике для дальнейшего получения прибыли от хозяйственной деятельности.

3. Экономичность. Многие страны с более низкими валовыми продуктами и низкими позициями по размеру собственного капитала борются за обеспечение доступного энергоснабжения, в это же время, осуществляя финансирование и создавая инвестиционные условия для поддержки расширения инфраструктуры. В краткосрочной перспективе рассматривается возможность выдачи субсидий государством, которые могут иметь жизненно важное значение для стран с низким потребительским доходом. Использование энергетических субсидий может быть дорогостоящей услугой, которая

имеет тенденцию к снижению общей производительности в энергетической трилемме в долгосрочной перспективе. Однако по последним тенденциям развития можно сделать вывод о том, что долгосрочные субсидии могут подорвать рентабельность коммунальных услуг, снизить уровень энергетической инфраструктуры и стимулировать неэффективное использование энергии.

4. Улучшение энергоэффективности и управление спросом. Энергоэффективность и управление спросом на энергоносители по-прежнему воспринимается во всем мире как приоритетное направление на улучшение потенциала. Директивные органы должны согласовывать интересы владельцев активов, пользователей и регулирующих органов и продолжать реализовывать сочетания стандартов энергоэффективности, оценки производительности, программ маркировки и стимулов. Они также должны повысить осведомленность всех промышленных секторов и поощрять потребителей продолжать уделять больше внимания повышению энергоэффективности.

5. Декарбонизация энергетического сектора. Основополагающий вывод СОР 21 (Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Париж, 2015 г.) добавил нарастающий импульс к глобальному переходу на низкоуглеродную энергию. Гибкая политика инвестиций в возобновляемые источники энергии - это ключ к реагированию на динамично развивающийся рынок технологических разработок. Для достижения климатических целей СОР 21 требуется четкий путь к изменению цен на углерод, в том числе за пределами энергетического сектора. Правительства стран играют значимую роль в формировании необходимого консенсуса для изменения энергетической политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что устойчивое развитие энергетики представляет собой одну из целей устойчивого развития в целом. Устойчивое развитие энергетики принято характеризовать в разрезе экономического, экологического и социального компонентов. В связи с выше изложенным можно разработать концептуальную трехуровневую модель устойчивого развития энергетики (рис. 4).

Устойчивое развитие энергетики

I

На уровне государства На уровне отраслей энергетики На уровне предприятий энергетики

создание комплекса мер, направленных на привлечение инвестиций в отрасль производства; принятие законопроектов по модернизации системы налогообложения в топливно-энергетическом комплексе; реструктуризация энергетических комплексов; развитие программы по расширению рентабельных запасов драгируемого наращивание энергетического потенциала за счет использования экологически безопасных технологий; построение взаимоотношений между партнерами по бизнесу и другими участниками рынка; создание международных площадок, построенных по принципу открытого диалога между отечественными компаниями и инвесторами.

обеспечение населению всего мира доступа к энергетическим ресурсам; увеличение доли возобновляемых источников энергии в общем балансе энергоресурсов.

углеводорода.

Рис. 4. Концептуальная модель устойчивого развития энергетики

[составлено авторами]

Для преодоления барьеров и дальнейшего прогресса в развитии энергетической трилеммы необходимо выбрать правильную политику регулирования энергетики и создать режим поддержки энергетического сектора, который будет иметь решающее значение для достижения прочной энергетической трилеммы независимо от ресурсов страны или географического положения. Странам необходимо действовать сейчас, чтобы прогресс по трилемме был безопасным, справедливым и экологически устойчивым для поддержания развития энергетического сектора, конкурентоспособной экономики и экологически чистого общества.

Разработка методики комплексной оценки устойчивости энергетики позволит выявлять приоритетные направления развития энергетики стран, проводить более эффективную энергетическую политику, анализировать с позиций устойчивости состояние отраслей и предприятий энергетики.

Список использованной литературы

1. Steadystate. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.steady state.org / wpcontent / uploads / Daly_Sci

American_FullWorldEconomics(1).pdf (Дата обращения: 25.06.2017).

2. Электронный архив В.И. Вернадского [Электронный ресурс]. - URL: http: // vernadsky.lib.ru (Дата обращения: 25.06.2017).

3. Академик РАН Анатолий Дмитриевский [Электронный ресурс]. - URL: http://www.admitrievsky.ru/# (Дата обращения: 25.06.2017).

4. Пчелинцев, О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О.С. Пчелинцев. - М.: Наука, 2004. - 258 c.

5. Энергетика и устойчивое развитие [Электронный ресурс] // Бюллетень МАГАТЭ 54-1-Март 2013. - URL: http:// www.iaea.org/Publications/Magazines/Bulle tin/Bull541/Russian/Bull54_1_Mar2013_ru. pdf (Дата обращения: 07.04.2017).

6. World Energy Council. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.worldenergy.org / (Дата обращения: 16.03.2017 г.).

7. Полшков, Ю.Н. Курс лекций по эконометрии / Ю.Н. Полшков. - Донецк, 2010. - 125 с.

8. Беляев, А.И. Экономическая сущность рынка энергоресурсов / А.И. Беляев // Альманах Международной академии авторов изобретений и научных открытий. - Волгоград: ВолГУ, 2005. -128 c.

Статья поступила в редакцию 26.05.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.