Научная статья на тему 'Энергетическая безопасность ЕС на современном этапе: прогноз изменений в энергетической безопасности на среднесрочную перспективу с учетом инвестиций и развития возобновляемых источников энергии'

Энергетическая безопасность ЕС на современном этапе: прогноз изменений в энергетической безопасности на среднесрочную перспективу с учетом инвестиций и развития возобновляемых источников энергии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
энергетическая безопасность / Россия / США / Евросоюз / Китай / Индия / Международное энергетическое агентство (IEA) / истощение ресурсов / растущее потребление энергии / международная нормативная база / energy security / Russia / USA / European Union / China / India / International Energy Agency (IEA) / depletion of resources / growing energy consumption / international regulatory framework

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Наталия Владимировна, Шангараев Руслан Насимович

В статье рассматриваются проблемы энергетической безопасности Европы и пути их преодоления, а также различные меры по выходу из энергетического кризиса. Статья приводит плюсы и минусы этих мер и анализирует роль политики в этой сфере и ее влиянии на энергетическую безопасность ЕС. Целью написания статьи является исследование влияния перехода к зеленой экономике на энергетическую безопасность. В результате исследования представлен прогноз изменений в энергетической безопасности на среднесрочную перспективу с учетом инвестиций и развития ВИЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary EU Energy Security: Forecast of Changes in Energy Security for the Medium Term, Taking Into Account Investments and Development of Renewable Energy Sources

The article discusses the problems of energy security in Europe and ways to overcome them, as well as various measures to overcome the energy crisis. The article cites the pros and cons of these measures and analyzes the role of policies in this area and their impact on the EU’s energy security. The purpose of the article is to study the impact of the transition to a green economy on energy security. As a result of the study, a forecast of changes in energy security for the medium term is presented, taking into account investments and the development of renewable energy sources.

Текст научной работы на тему «Энергетическая безопасность ЕС на современном этапе: прогноз изменений в энергетической безопасности на среднесрочную перспективу с учетом инвестиций и развития возобновляемых источников энергии»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

INTERNATIONAL RELATIONS, GLOBAL AND REGIONAL STUDIES

5.5.4 Международные отношения,

глобальные и региональные исследования

(политические науки)

International Relations, Global and Regional Studies

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-99-104 УДК: 327 ГРНТИ: 11.25 EDN: DTROWC

Энергетическая безопасность ЕС на современном этапе: прогноз изменений в энергетической безопасности на среднесрочную перспективу с учетом инвестиций

и развития возобновляемых источников энергии

Н.В. Ивановаа ©, Р.Н. Шангараевb ©

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел России, г. Москва, Российская Федерация

a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы энергетической безопасности Европы и пути их преодоления, а также различные меры по выходу из энергетического кризиса. Статья приводит плюсы и минусы этих мер и анализирует роль политики в этой сфере и ее влиянии на энергетическую безопасность ЕС. Целью написания статьи является исследование влияния перехода к зеленой экономике на энергетическую безопасность. В результате исследования представлен прогноз изменений в энергетической безопасности на среднесрочную перспективу с учетом инвестиций и развития ВИЭ.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, Россия, США, Евросоюз, Китай, Индия, Международное энергетическое агентство (IEA), истощение ресурсов, растущее потребление энергии, международная нормативная база

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Иванова Н.В., Шангараев Р.Н. Энергетическая безопасность ЕС на современном этапе: прогноз изменений в энергетической безопасности на среднесрочную перспективу с учетом инвестиций и развития возобновляемых источников энергии // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 6. С. 99-104. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-99-104. EDN: DTROWC

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-99-104

Contemporary EU Energy Security:

Forecast of Changes in Energy Security

for the Medium Term, Taking Into Account Investments

and Development of Renewable Energy Sources

N.V. Ivanova3 ©, R.N. Shangaraevb ©

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]

Abstract. The article discusses the problems of energy security in Europe and ways to overcome them, as well as various measures to overcome the energy crisis. The article cites the pros and cons of these measures and analyzes the role of policies in this area and their impact on the EU's energy security. The purpose of the article is to study the impact of the transition to a green economy on energy security. As a result of the study, a forecast of changes in energy security for the medium term is presented, taking into account investments and the development of renewable energy sources.

Key words: energy security, Russia, USA, European Union, China, India, International Energy Agency (IEA), depletion of resources, growing energy consumption, international regulatory framework

(-\

FOR CITATION: Ivanova N.V., Shangaraev R.N. Contemporary EU Energy Security: Forecast of Changes in Energy Security for the Medium Term, Taking Into Account Investments and Development of Renewable Energy Sources. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 6. Pp. 99-104. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-99-104. EDN: DTROWC k_)

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе международных отношений внешняя политика определяется во многом вопросами энергетической безопасности. Россия, США, Евросоюз, и набирающие силу Китай и Индия являются главными акторами, которые противостоят друг другу в «Большой игре» XXI в., чтобы выработать правила игры на энергетических рынках завтрашнего дня. Они поняли, что их природные нефть и газ имеют экзистенциальное стратегическое значение и ставят во главу политических приоритетов безопасность своих ресурсов.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Актуальные проблемы и будущее развитие в энергетическом секторе описаны во многих негативных глобальных сценариях рисков. Исходными проблемами являются истощение энергетических ресурсов и одновременно растущее потребление энергии. Поэтому ресурсы зачастую являются спусковым крючком насущных конфликтов. Вопросы энергетической безопасности привели в последнее время к усилившейся гонке за природными энергетическими ресурсами. Ведущие мировые державы обозначают с помощью силы или агрессивной дипломатии свои притязания там, где находятся запасы жизненно важных ресурсов [1].

По расчетным сценариям Международного Энергетического Агентства (IEA) уже в 2030 году, вероятно, будет использоваться на 50% больше энергии, чем ранее [2]. При этом дополнительное потребление будет вызвано на 70% странами за пределами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По сценарию развития IEA ожидается при возрастающем потреблении гораздо большая зависимость от ископаемых источников, рост зависимости от импорта и зависимость от государств-экспортеров. При этом возрастает роль регионов «стратегического эллипса», от Персидского залива через Каспийское море до Северо-западной Сибири, для обеспечения мира нефтью и газом, так как производство в странах ОЭСР падает.

Вопросам будущей энергобезопасности была посвящена, в частности, повестка дня встречи большой восьмерки в 2007 г. в Санкт-Петербурге1. Тогда впервые семью государствами и Россией был принят «план действий» по глобальной энергетической безопасности. Одним из первых вызовов того времени была названа высокая и сильно колеблющаяся цена на нефть, которая объясняется несколькими основными факторами - растущий спрос на нефть и газ странами пороговой экономики; отсутствие свободных глобальных

1 «Большая восьмерка» после Санкт-Петербурга. URL: https:// globalaffairs.ru/articles/bolshaya-vosmerka-posle-sankt-peterburga/

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЕС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ С УЧЕТОМ ИНВЕСТИЦИЙ

Иванова Н.В., Шангараев Р.Н.

производственных мощностей; ограниченные возможности нефтезаводов и транспортировки; политические кризисы в нефтяных и газовых державах, а также природные катаклизмы; гражданские войны и напряженные отношения между государствами, ведущие в дальнейшем к недостатку производства и экспорта; рост населения.

Главная политическая проблема в этой сфере звучит так: как могла бы выглядеть приемлемая для стран-производителей и стран-импортеров структура управления международной энергетической системы, которая соответствовала бы интересам обоих лагерей. Поэтому создание обязательной международной нормативной базы для отношений между странами-сбытчиками, странами-производителями и транзитными странами стало важной темой современной международной энергетической политики.

Политика энергетической безопасности всегда была нацелена на то, чтобы препятствовать нехватке при энергообеспечении или даже его прекращению. С помощью энергетической безопасности должны предоставляться гарантии обеспечения, мировая конкурентоспособность, устойчивость, совместимость с окружающей средой и экономичность. Усилия в этом направлении концентрировались на внедрении Европейской энергетической хартии 1991 г., намерением которой является поощрение энергетического сотрудничества между Востоком и Западом2. Она является выражением принципа международного сотрудничества в энергетике на основе общей заинтересованности в надежном энергоснабжении и устойчивом экономическом развитии. Хартия была подписана в 1994 г., частично в силе с 1998 г., и представляла собой соглашение 23 европейских и азиатских стран, а также Австралии. Россия подписала Хартию в 1994 г., но не ратифицировала ее. Подписавшие Хартию согласились выполнять ее положения до ратификации на временной основе «в тех пределах, в которых такое временное соблюдение не будет противоречить их конституциям, законам и правилам». Россия была исключена из Хартии 25 июня 2022 г. по просьбе Украины3.

Еще в 2008 г. Россия, Катар и Иран заявили на встрече в Тегеране о создании «газовой тройки». После этого в Москве был создан Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ), в который вошли 12 постоянных членов: Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. К ним примкнули в качестве наблюдателей Азербайджан, Голландия, Ирак, Норвегия, Оман, Перу и Казахстан. Формирование «газового ОПЕК» вызвало неоднозначную реакцию США и ЕС [3]. Европа попыталась отказаться от поставок российского газа, запросив дополнительные объемы у Алжира и Норвегии, однако потерпела неудачу. Поэтому многие европейские компании стали работать с Россией напрямую, участвуя в инвестиционных проектах «Ямал-СПГ» (французская

2 Заключительный документ Гаагской конференции по Европейской энергетической хартии. URL: https://docs.cntd.ru/ document/901762613

3 ЕК предлагает странам ЕС выйти из договора к Европейской энергетической хартии. URL: https://neftegaz.ru/news/

gosreg/786224-ek-predlagaet-stranam-es-vyyti-iz-dogovora-k-evropeyskoy-energeticheskoy-khartii-/

компания Total), «Северный поток-2» (немецкие и австрийские компании)4.

Потребность ЕС в энергии наполовину покрывается за счет импорта и ранее предполагалось, что эта потребность возрастет к 2030 г. до 70%, а по импорту нефти даже до 90%. Предполагался так же рост зависимости от некоторых поставщиков. Из России, к примеру, Германия получала в 2010-х гг. 37% всех поставок природного газа, а ввоз газа в ЕС из России составлял 40% от всего импорта [2].

ПЕРЕХОД К ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЕВРОПЫ

Исходным документом для совместной энергетической политики ЕС является «Зеленая книга» Ев-рокомиссии под названием «Европейская стратегия для устойчивой, конкурентной и надежной энергетики», опубликованная в марте 2006 г. [2]. В ней излагаются общие направления и основные принципы энергетической политики ЕС. Тремя центральными темами энергетической политики Европы являются поддержка устойчивости, обеспечение мировой конкурентоспособности и повышение гарантий снабжения. Согласно этому документу, нефть и газ должны были и в будущем поставляться из России, Центральной Азии, с Ближнего Востока и Средиземноморского пространства, а их транспортировочный маршрут должен проходить через соседние с ЕС страны. По этой причине следовало придавать еще большее значение долгосрочному сотрудничеству в европейском пространстве. Россия сохраняла по этому документу ключевую роль в гарантиях энергообеспечения Европы, поэтому ЕС следовало строить диалог с Россией интенсивнее и эффективнее. В связи с этим ЕС настаивал тогда на ратификации Россией Энергетической Хартии и ее транзитных протоколов. Либерализация российского энергетического рынка была в преимущественном значении для ЕС, так как через него был возможен доступ всех членов ЕС к энергии. ЕС следовало тогда выступить за обоюдную интеграцию и открытие энергетических рынков [4].

В 2020-х гг. в Европе бушует серьезный энергетический кризис. После начала СВО на Украине и вследствие боевых действий там, когда поставки газа используются Западом в качестве средства давления на Россию, дошло до резкого роста цен на энергию, что представляет для жителей Европы тяжелое обременение. ЕС принял ряд мер, чтобы целенаправленно и настойчиво этому противодействовать:

• введение нового минимального обязательства по хранению газа и как цель снижение спроса на газ на 15%;

• принятие новых мер по сокращению энергопотребления и перенаправление переизбытка в хозяйства и промышленность;

• введение инструментария для цен на электроэнергию для сокращения ценового давления на домохозяйства и промышленность и для повышения устойчивости к будущим ценовым шокам (соответственно посредством экстренной поддержки доходов домо-хозяйств, дополнительная помощь для предприятий

4 Ограниченный треугольник. URL: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/trio-v-tegerane/

и целенаправленное снижение налогов на национальном уровне);

• принятие плана Европейской комиссии по отказу от потребления российского ископаемого топлива до 2030 г. в ответ на действия в Украине с 2022 г. REPowerEU с целью скорейшего окончания зависимости ЕС от ископаемых источников энергии России5.

Первые шаги по сокращению возрастающих цен были предприняты еще до начала энергетического кризиса. Но в связи с военными действиями ситуация существенно обострилась и поэтому возникла необходимость введения всеобъемлющих мер. Актуальные предложения Еврокомиссии по мерам для снижения высоких цен на электроэнергию и для предоставления гарантий энергообеспечения на зиму охватывают совместную закупку энергии, механизмы по ограничению цен на газовой бирже, прозрачное использование инфраструктуры, а также непрерывные усилия по снижению спроса на газ.

REPowerEU: план для надежной, доступной и устойчивой энергии для Европы. Еврокомиссия предложила этот план в ответ на энергетический кризис. План был принят еще в мае 2022 г. Этот план предусматривает меры, чтобы сократить зависимость от ископаемых источников энергии из России как можно скорее, ускорить экологический переход и при этом повысить устойчивость энергетической системы по всему ЕС6. Сопроводительные меры поддержат расширение необходимых для этого энергетических инфраструктур и систем. План ориентируется на следующие цели:

• сокращение потребления энергии;

• производство чистой энергии;

• диверсификация энергоснабжения Европы.

До 2027 г. для постепенного отсоединения от ввоза ископаемой энергии из России дополнительно потребуется 210 млрд евро. Эти средства будут финансироваться из Фонда восстановления и устойчивости. Для этого государствами-членами должны быть приняты дополнительные главы к плану. Дальнейшими источниками финансирования REPowerEU являются:

• Фондсплочения;

• Европейский сельскохозяйственный фонд по развития сельской местности;

• фонд Connecting Europe;

• национальные и частные инвестиции;

• Европейский инвестиционный банк.

Основными шагами по обеспечению гарантий энергоснабжения в ЕС являются:

• диверсификация энергоснабжения - в ходе международного сотрудничества энергоснабжение Евросоюза будет поставлено на более широкую основу, что будет включать помимо сжиженного газа из США также газопроводы из Норвегии, Азербайджана, Объединенного Королевства и Северной Африки;

• снижение спроса - служит для сокращения потребления газа и опирается на переход от газа на альтернативные виды топлива;

• стимулы для снижения потребления, а также спад в потребности обогрева и охлаждения. За последние 5 лет произошло падение потребления газа на 15%, а поставки российского газа упали с 40 до 9%;

• ускорение широкого использования возобновляемых источников энергии: цель Евросоюза по использованию возобновляемых источников энергии повысить до 2030 г. их использование с 40 до 45%. Производство энергии из возобновляемых источников сокращает потребность в импорте и стимулирует независимость. Кроме того, производство возобновляемой энергии служит экологическому повороту, и как цель - снижению цен на энергию;

• новые предписания по хранению газа: в феврале 2022 г. хранилища были заполнены газом на 30%, сейчас же уже на 90%. Еврокомиссия и государства-члены тесно сотрудничают с тем, чтобы расширить европейские энергетические запасы;

• совместная закупка энергии: европейская платформа по совместной закупке газа, сжиженного газа и водорода разрабатывалась, фокусируя спрос, используя совместную покупательную способность, сокращая риск манипулирования завышенной ценой;

• более низкие расходы для домохозяйств и предприятий: снижение спроса может повлиять на цены на энергию и способствовать тому, чтобы успокоить рынок. Государства-члены ЕС сошлись на цели снизить общую потребность в энергии на 10%, а также на том, чтобы в обязательном порядке сократить спрос на энергию на 5%;

• инвестиции в инфраструктуру: терминалы для сжиженного газа и соединительных трубопроводов для газа внутри ЕС позволяют государствам-членам осуществлять поставки газа минимум из двух источников, а также обратный поток между соседними странами. Примерами инфраструктурных инвестиций являются соединительный трубопровод газа Польша-Литва и соединительный газовый трубопровод Греция-Болгария7.

События в мире показывают, как экономика, энергетическая безопасность и политика связаны между собой. В связи с этим Еврокомиссия призывает своих граждан под слоганом You are EU работать над лучшим будущим с чистой, возобновляемой и производимой в Европе энергией. You are EU направлена на граждан из всех стран ЕС и является основной линией для европейского будущего, как то признание возможности выполнения перехода на чистую произведенную в Европе энергию и активное преобразование будущего с чистыми и независимыми источниками энергии8.

Поддержка эффективности энергии и возобновляемых источников энергии отображается на основе политической расстановки приоритетов во многих направлениях финансирования ЕС на актуальный финансовый период 2021-2027 гг. Достижение более зеленой, содержащей меньше выбросов С02 и имеющей высокую сопротивляемость Европы является одной из 5 целей региональных политических фондов ЕС - цель так же

5 Nationale Sicherheitsstrategie. URL: https://www.bmvg.de

6 REPowerEU. URL: https://commission.europa.eu/strategy-and-

policy/priorities-2019-2024/european-green-deal/repowereu-

affordable-secure-and-sustainable-energy-europe_de

REPowerEU. URL: https://commission.europa.eu/strategy-and-

policy/priorities-2019-2024/european-green-deal/repowereu-

affordable-secure-and-sustainable-energy-europe_de

We can do this together. URL: https://you-are-eu.europa.eu/index_en

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЕС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ С УЧЕТОМ ИНВЕСТИЦИЙ

Иванова Н.В., Шангараев Р.Н.

и в смысле возрастающей надежности энергообеспечения. Европейская «Зеленая сделка» (Green Deal) и в особенности ее раздел «Обеспечение чистой, доступной и надежной энергией» с воздействием в направлении улучшения эффективности энергии и снижения энергопотребления может поддержать уход от импорта ископаемых источников. Региональная политика ЕС вносит своими инвестициями существенный вклад в реализацию «Зеленой сделки»9.

«Зеленая сделка» - это документ, в котором изложен путь ЕС к климатической нейтральности и радикальному снижению уровня выбросов парниковых газов в атмосферу к 2050 г. В нее входит, среди прочего, пересмотр директивы по налогообложению энергетики, которая затрагивает вопрос субсидий на ископаемое топливо и льготы для секторов бизнеса (авиация, судоходство).

В свете необходимости диверсификации источников энергии Европа и, в частности, Германия увеличили экспорт сжиженного природного газа из США. Германия стала за последние годы важным потребителем сжиженного газа из США, так как после начала СВО там не хватает импорта из России. В США, в связи с этим, расширяется газовая инфраструктура, которая, однако же, вредит окружающей среде: загрязняет воздух и воду. Крупным проектом концерна Venture Global10 с штаб-квартирой в американском штате Вирджиния является установка по экспорту СПГ - СР2. Германия, которая платит за сжиженный газ больше, чем американские покупатели, является главным финансистом данного проекта. В июне 2023 г. немецкое государственное предприятие Securing Energy for Europe (SEFE) бывший концерн Gazprom Germania подписало 20-летний договор с Venture Global на ежегодный импорт 1 миллиона тонн сжиженного газа из установки СР2. Таким образом, Venture Global стал бы самым крупным поставщиком СПГ для Германии даже не смотря на проблематичный баланс окружающей среды. Генеральный директор Venture Global LNG Майк Зейбл заявил, что его фирма сотрудничает с Германией, чтобы «гарантировать безопасность энергообеспечения не только для Германии, но и остальных стран европейского газового рынка». Он заявил также, что «Германия действовала решительно, чтобы диверсифицировать свое энергетическое портфолио, и СПГ станет важной частью этого микса»11.

Германия платит высокую цену за газ, хотя в этом совершенно нет необходимости. Это критикует доклад аналитического центра New Climate Institute в Кёльне. Потребность Германии в газе упала в 2022 г. на 12%, отчасти от высокой эффективности, а также от меньшего спроса после начала СВО на Украине. Одновременно ФРГ строит новые СПГ-терминалы для газа из США, Катара и других стран. При этом СПГ-установок в США

9 Зеленая сделка Европы. URL: https://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/ru/germaniya-i -evropa/zelenaya-sdelka-еугору#:~:1ех1=«3еленая%20сделка»%20%20это%20новая, способ%20обеспечить%20процветание%20в%20будущем

10 Venture GlobalLNG. URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j& q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjN2 Y3f-7yEAxV9LBAIHb5QBlcOFnoECAkOAO&url=https%3A%2F%2F venturegloballng.com%2F&usg=AOvVaw2_7VPMb6bHJsg3q4LOc9d c&opi=89978449

11 Braun S. DW Deutsche LNG-Importe fördern Gas-Boom in den USA.

01.02.2024.

хватает, чтобы компенсировать дефицит обеспечения российским газом в Европе по мнению экспертов энергетики. «Германия никогда не страдала от нехватки газа и могла пережить зиму 2022 г. без собственных терминалов», - говорится в письме немецкого Гражданского Общества и экологических ассоциаций к американским регулирующим органам власти от 17 января. Согласно письму, немецкое федеральное министерство по экономике заявило, что «Германия могла бы снабжаться газом через СПГ-терминалы в Бельгии, Нидерландах и Франции.» По мнению экспертов, это не бесконечный ресурс, это не долгосрочное решение в ответ на аргумент о том, что американский «свободный газ» сможет покрыть потребность в энергии Европы в будущем, а Европа могла бы в следующие 10 лет обеспечить себе устойчивость и энергобезопасность с помощью возобновляемых источников энергии на 100%. Только это стоит очень больших денег12.

В центре энергетической внешней политики ЕС всегда стояла надежность и диверсификация источников поставок, особенно газа. Растущее значение в международной энергетике уходит глубоко корнями в то время, когда во многих странах электростанции начали переходить от угля или нефти на газ, так как при его сжигании выбрасывается меньше вредных веществ. Так как газ транспортируется в основном по газопроводам, то зависимость от сбытчиков и производителей, а как следствие, и уязвимость в виде кризисов при использовании такого энергоносителя.

Таким образом, вызовами для Германии и Европы в целом остаются:

• надежность и диверсификация источников поставок;

• расширение диалога со странами-поставщиками, транзитными странами и крупными странами-потребителями, прежде всего с новыми промышленными государствами;

• выступление за сохранение международного соглашения по климату;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• поддержка энергетической эффективности и возобновляемых источников энергии;

• помощь экономическим и научным ноу-хау немецких предпринимателей и научно-исследовательских учреждений в странах-партнерах.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В заключении отвечая на вопрос: «Что же такое энергетическая безопасность?» - можно прийти к выводу, что ответ сопряжен с пониманием того, кто располагает ресурсами или контролирует их, и кто их импортирует. И здесь друг другу противостоят две точки зрения. В важнейших странах-потребителях зачастую превалирует политизация или даже милитаризация энергетических отношений. Это всегда грозило «холодной войной» за энергию и опасностью горячих войн за ресурсы. Американская политика энергетической безопасности всегда выражалась в политическом и экономическом диктате по отношению к странам-поставщикам. США проводили в 2000-х гг. новую политику великой державы путем политического и военного

12 Германия стала покупателем СПГ. URL: https://www.kommersant. ru/doc/5733190

передела на Ближнем Востоке. ЕС со своей стороны требовали от стран-экспортеров совместную разработку и добычу полезных ископаемых на их территориях, не оставляя при этом открытыми свои собственные экономические границы.

Поэтому неслучайно, что вопросы энергетической безопасности все больше находятся не в компетенции министерств экономики и окружающей среды, а в компетенции министерств иностранных дел и обороны. Невозможно не заметить, что многие страны делают ставку на прямое политическое, экономическое, дипломатическое и военное влияние на богатые энергией регионы. Энергобезопасность является одной из причин военных интервенций из соображений национальной безопасности, завуалированной формулировками о необходимости предоставления доступа к свободной торговле и рынкам. Как НАТО, так и ЕС упоминают в своих концепциях безопасности экономические интересы, которые могут привести к интервенциям, для чего были созданы силы быстрого реагирования. Это также содержится в концепции национальной безопасности министерства обороны Германии 2022 г.13 Энер-

13 Nationale Sicherheitsstrategie. URL: https://www.bmvg.de

гетическая безопасность является составной частью ОВПБ - Общей внешней политики и политики безопасности для Европейского Союза, созданной для защиты ценностей в соответствии с Уставом ООН, усиления безопасности ЕС, сохранения мира и международной безопасности и повышения единоличной роли ЕС в определении единой внешней политики, концепция о которой вошла еще в 2003 г. в Европейскую стратегию безопасности.

Все зависимые от импорта энергоносителей правительства понимают под энергобезопасностью готовность предоставления выгодной, надежной и дружелюбной для окружающей среды энергии для сохранения политической стабильности в их странах. В теме энергетической безопасности речь идет о создании правил и структур управления международной энергетической системой. В долгосрочной перспективе энергобезопасность зависит от взаимодействия с темой изменения климата, от профилактических мер по угрожающему истощению резервов нефти и газа, а также от прогресса в технологической перестройке энергетической системы, связана, однако, напрямую с минимизацией рисков энергетических кризисов посредством политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропова С.Ю., Иванова Н.В. «Энергетический гамбит» Европы // Вестник ученых-международников. 2022. №3(21). С. 340-352.

2. Иванова Н.В. Энергетический поворот (зеленая энергетика) Германии в контексте выборов в двадцатый созыв Бундестага и Вопросы политологии. 2023. Т. 13. № 11-1 (99). С. 5837-5844.

3. Анненков В.И., Моисеев A.B., Шангараев Р.Н. Энергетическая безопасность как фактор обеспечения национальной и международной безопасности // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. Т. 11. №4 (73). С. 1199-1208.

4. Шангараев Р.Н., Яхменев П.А. Энергетический фактор в контексте национальной безопасности Российской Фе-дерации//Дипломатическая служба. 2016. № 5. С. 31-37.

REFERENCES

1. Antropova S.Yu., Ivanovo N.V. "Energy Gambit" of Europe. Bulletin of International Scientists. 2022. No. 3 (21). Pp. 340-352. (In Rus.)

2. Ivanovo N.V. Energy turn (green energy) of Germany in the context of elections to the twentieth convocation of the Bundestag. Questions of Political Science. 2023. Vol. 13.No. 11-1 (99). Pp. 5837-5844. (In Rus.)

3. Annenkov V.I., Moiseev A.V., Shangaraev R.N. Energy security as a factor in ensuring national and international security. Issues ofNational and Federal Relations. 2021.Vol. ll.No.4(73). Pp. 1199-1208. (In Rus.)

4. Shangaraev R.N., Yakhmenev PA. Energy factor in the context of national security of the Russian Federation. Diplomatic Service. 2016. No. 5. Pp. 31-37. (In Rus.)

Статья проверена программой Антиплагиат

Рецензент: Маркушина Н.Ю., доктор политических наук, кандидат исторических наук; профессор, факультет международных отношений; Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

Статья поступила в редакцию 01.11.2024, принята к публикации 23.11.2024 The article was received on 01.11.2024, accepted for publication 23.11.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Иванова Наталия Владимировна, старший преподаватель, кафедра европейских языков; Дипломатическая академия Министерства иностранных дел России; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 1198917; SPIN-код: 2031-5360; E-mail: [email protected]

Шангараев Руслан Насимович, доктор политических наук, кандидат экономических наук, доцент; профессор, кафедра стратегических коммуникаций и государственного управления; Дипломатическая академия Министерства иностранных дел России; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-6557-4388; РИНЦ Author ID: 846527; SPIN-код: 2180-0229; E-mail: [email protected]

ABOUTTHE AUTHORS

Natalia V. Ivanovo, senior lecturer, Department of European Languages; Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 1198917; SPIN-code: 20315360; E-mail: [email protected]

Ruslan N. Shangaraev, Dr. Sci. (Polit.), Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor; Professor, Department of Strategic Communications and Public Administration; Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. ORCID: 00000001-6557-4388; RSCI Author ID: 846527; SPIN-code: 2180-0229; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.