Научная статья на тему 'Эмпирическое изучение возможностей развития личности в контексте супружеского взаимодействия'

Эмпирическое изучение возможностей развития личности в контексте супружеского взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
568
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / SUBJECT / СУПРУЖЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / MARITAL INTERACTION / БРАК / MARRIAGE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / PSYCHOLOGICAL SPACE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / НОВООБРАЗОВАНИЯ / NEOPLASMS / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ / MARITAL SATISFACTION / БРАЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MARITAL COMPETENCE / МОДЕЛЬ / MODEL / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PROGRAM / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / EMOTIONAL AND VOLITIONAL SPHERE / КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА / COMMUNICATIVE SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котова И. Б., Гроза И. В.

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического изучения психологических возможностей личностного развития субъектов супружеского взаимодействия. Рассмотрены эмпирически выявленные основные факторы и особенности личностного развития супругов, состоящих в официальном и гражданском браках. Показана приоритетность для личностного развития фактора становления жизненной позиции его субъектов в психологическом пространстве взаимодействия, образуемого официально зарегистрированным браком. Раскрыт вопрос о том, что приоритетной особенностью взаимодействия, образованного субъектами гражданского брака, является направленность на самих субъектов, т.е. его использование для достижения самодостаточности брачных партнеров. В статье раскрывается вопрос о том, что статус супружеских отношений в наибольшей степени отражается на развитии таких свойств личности, как ценностные ориентации, эмпатия, депрессия и готовность к саморазвитию. Возможность развития личности в контексте супружеского взаимодействия увязана с расширением брачной компетентности его субъектов, позволяющей им эффективно выстраивать супружеское взаимодействие. В статье представлена авторская модель и программа развития личности супругов на основе повышения их брачной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMPIRICAL STUDY OF THE POSSIBILITIES OF PERSONAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF MARITAL INTERACTION

The paper presents the results of theoretical and empirical study of psychological possibilities of personal development of subjects of marital interaction. The authors examined empirically identified key factors and features of the personal development of the spouses, in the official and civil marriages. It is shown that for the personal development and formation of personal vital positions of the subjects the priority is given to the in the psychological space, formed in the officially registered marriage. The article reveals the question that the main feature of the interaction formed by members of the civil marriage is a focus on the members of the marriage; it means the marriage is used to achieve self-sufficiency of marriage partners. The article deals with the question that the status of the marital relationship mostly influences the development of such personal traits as value orientation, empathy, depression, and readiness for self-development. The possibility of personal development in the context of marital interactions is linked to the extension of marital competence of the subjects, allowing them effectively to build a marital interaction. The article presents the author’s model and of program of personal development of spouses on the basis of improving their marital competence.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое изучение возможностей развития личности в контексте супружеского взаимодействия»

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Котова И.Б., Гр оза ИВ.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СУПРУЖЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Сохраняя свою значимость на протяжении достаточно длительного времени, развитие личности приобретает особую актуальность в современных условиях, задающих масштабность и востребованность человека в различных социальных сферах. Именно поэтому психологи стремятся понять, как наиболее эффективно использовать для личностного развития те возможности, которые создают обстоятельства жизнедеятельности человека на различных этапах онтогенеза. Рассмотрение онтогенеза как качественного преобразования личности введено в научный оборот лишь несколько десятилетий тому назад. Если исходить из того, что онтогенез - это ряд последовательно сменяющих друг друга периодов жизни человека, то каждый из них можно охарактеризовать временной протяженностью, строением, функционированием и соотношением психических процессов.

Неоднократно делались попытки выявить личностные особенности, являющиеся новообразованиями того или иного возраста. Можно сказать, что психология долго не знала специфики онтогенеза развития личности и подменяла его онтогенезом развития психики.

Стремление получить представление об онтогенезе развития личности подталкивало исследователей к постановке и решению вопросов о возрастной динамике личности, реальных этапах и тенденциях ее становления, условиях и методах управления процессом развития личности. Отечественными психологами (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович , Г. А. Берулава, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мерлин, А. В. Петровский и В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин) сформулированы основные положения, раскрывающие процессы развития человека как личности. Однако генеральные линии становления личности в онтогенезе все еще только намечаются.

Несмотря на явные достижения отечественной психологии в исследовании основных этапов, факторов, закономерностей и механизмов развития личности, консенсус между ведущими психологами по ряду важных вопросов не достигнут, создавая обширное поле для последующих исканий в данной области. В то же время общие линии развития личности в онтогенезе уже намечены, что позволяет на основе их рефлексивного анализа сформировать систему общих представлений, сложившихся в российской психологии за последние полтора

53

ISNN 1029-3388

столетия, начиная со второй половины XIX века по настоящее время.

До недавнего времени за пределами научных интересов оставалось развитие личности в контексте супружества, образующего для любого человека значимый модус его бытия.

Выявлению личностно развивающих возможностей супружеского взаимодействия способствуют работы, позволяющие отдифференцировать его от других видов взаимодействия, определить факторы его успешного функционирования.

Наиболее емкие теоретико-эмпирические исследования подобного рода реализованы применительно к педагогическому (Леонтьев А. А., Краснова О.В., Семенов В.Д. и др.) и организационному (Дейнека О.С., Емельянова Л. А., Журавлев А. Л., Мануйлов Г.М., Новиков В.В. и др.) видам взаимодействия. При значительном расхождении их содержательных и функциональных особенностей проведенные исследования позволили выявить наличие в них потенциала личностного развития.

При наличии исследований, характеризующих развивающие возможности супружества в целом, на сегодняшний день отсутствует сопоставление особенностей развития личности в контексте разностатусных браков (официально зарегистрированного и гражданского). Вместе с тем, очевидно, что в рамках межличностного взаимодействия личности супругов испытывают определенные трансформации. В силу ограниченности материалов требует более полной разработки изучение психологических условий организации супружеского взаимодействия, делающего своих субъектов в большей степени предрасположенными к счастью, чаще и полнее переживающими удовлетворенность жизнью вообще и браком, в частности (Абульханова-Славская К. А., Аргайл М., Коростылева Л. А. и др.).

Проведенное нами эмпирическое исследование было реализовано с помощью следующих психодиагностических методик: «Самоактуализационный тест» Е. Ю. Алешиной и П.Я. Гозмана; «Оценка уровня развития духовнонравственных ориентаций» А.Л. Горбачева; опросник «Измерение установок в семейной паре» Ю .Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана и Е.М. Дубовской; тест К. Томаса «Исследования особенностей поведения в конфликтной ситуации»; опросник «Реакции супругов на конфликт» А. С. Кочаряна; «Оценка способности к эмпатии» А. Мехрабиян, Н. Эпштейн; методика «Волевые качества личности» Н.Б. Стамбуловой в модификации Б. Бермана; методика «Готовность к саморазвитию» Г.М. Коджаспировой; опросник направленности личности Смекала-Кучеры; опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3) Д.Х. Олсона, Дж. Портнера, И. Лави; тест на супружескую совместимость А. Добрович; опросник удовлетворённости браком В.В. Столина, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романовой; методика Д. Делиса на выявление дисбаланса в эмоциональных отношениях пары; «Шкала любви и симпатии» З. Рубина в модификации Л.Я. Гозмана и Ю.Е. Алешиной; опросник «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» («ПЭА») А.Н. Волковой в

54

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012

модификации В.И. Слепковой. Это позволило собрать данные, характеризующие развитие личности в актах супружеского взаимодействия субъектов гражданского и зарегистрированного браков.

Применение процедуры факторного анализа полученных данных дало возможность установить различия в структурно-содержательных особенностях развития личности супругов, состоящих в разностатусных браках. Факторизация матрицы значений субъектов супружеского взаимодействия, состоящих в гражданском браке, позволила выделить четыре значимых фактора, объясняющих в сумме 85,46% всей выделившейся дисперсии.

По содержательному распределению шкал, набравших статистический вес, значимый и близкий к значимому, первый фактор назван «Самоутверждение субъектов гражданского брака». Данный фактор объясняет 32,47% полученной дисперсии. Смысловую нагрузку фактора подтверждает набор значимого веса шкалами «самопринятие», «адекватность самооценки», «направленность личности на себя», «сензитивность к себе». Согласно полученному распределению шкал, вступление в гражданский брак способно выступить достаточно мощным стимулом к тому, чтобы субъект сосредоточил большее внимание на своих личностных особенностях. В рассматриваемый фактор вошли также шкалы «понимание» и «компетентность во времени». Данное включение может указывать на осмысленность вступления в гражданский брак не под влиянием каких-либо вынужденных обстоятельств, а в силу осознанного выбора именно гражданской формы супружества. Субъекты такого брака вполне адекватно осознают себя в сложившейся ситуации гражданского брака, устанавливают причинноследственные связи, видят перспективы на будущее, в которых отсутствует значимое изменение оформления супружества.

Второй по значимости фактор также является биполярным. Он объясняет собой 21,22% суммарной дисперсии. Данный фактор включает в себя несколько взаимосвязанных смысловых составляющих. В качестве одной из них выступает линия: креативность - внутренняя свобода - готовность к саморазвитию -направленность на задачу - спонтанность - ценностные ориентации -синергичность. Очевидно, что она отражает идею творческого развития субъектов гражданского брака. В отличие от предыдущего фактора, он в большей степени «пропитан» ценностным началом творчества, решения нестандартных задач, требующих внутренней свободы, спонтанности, готовности к саморазвитию. Второй линией данного фактора выступает ценностное начало в развитии личности супругов, состоящих в гражданском браке: креативность - самоуважение - честность - ценностные ориентации. Сочетание выявленных смысловых линий, прослеживающихся по шкалам со статистически значимым весовом во втором факторе, позволило обозначить его как «Творческое саморазвитие субъектов гражданского брака».

Немаловажный смысловой оттенок рассматриваемому фактору придает выделенная нами смысловая линия: целеустремленность - спонтанность -соревнование - упорство - смелость - синергичность. Проявившееся и в

55

ISNN 1029-3388

предыдущем факторе сочетание силы развития и активности выстраиваемого взаимодействия указывают на то, что творческое саморазвитие супругов, состоящих в гражданском браке, поддерживается значительным энергетическим потенциалом, сосредоточенным в их отношениях. Следует учитывать и шкалу «ответственность», находящуюся в оппозиции к рассмотренным по второму фактору особенностям личностного развития субъектов супружеского взаимодействия, состоящих в гражданском браке. Отсутствие официальных обязательств в отношении друг друга, присущее гражданскому браку, выступает «мощным» стимулом, источником креативности супругов.

Третий выделившийся фактор также является биполярным. Он объясняет 20,15% дисперсии. Исходя из содержания шкал, набравших по данному фактору статистически значимый вес, данный фактор преимущественно характеризует состояние коммуникативной сферы супругов. Это позволяет его обозначить как «Развитие коммуникативной сферы субъектов гражданского брака». В качестве одной из смысловых линий, прослеживающихся по данному фактору, выступает стратегия организации взаимодействия супругов в гражданском браке: компромисс

- сотрудничество - приспособление. Данным стратегиям противопоставляются две стратегии взаимодействия: избегание и сплоченность.

Следующая смысловая линия, образующая данный фактор, характеризует механизмы, регулирующие коммуникативную сферу супругов: направленность на взаимодействие - ценность супружеских отношений - супружеская совместимость

- контактность - представления о природе человека. Однако поддержание взаимодействия супругов, состоящих в гражданском браке, как частный случай взаимодействия, требует также, согласно полученным нами результатам, осознания его субъектами ценности супружеских отношений и определенного уровня супружеской совместимости. Сама по себе супружеская совместимость неоднородна. Данные выводы согласовываются с выделением по фактору еще одной смысловой линии, характеризующей эмоциональные эффекты, сопровождающие процесс взаимодействия супругов, состоящих в гражданском браке: авторитетность - симпатия - любовь - общая эмпатия. Отметим, что выявленные по фактору эффекты обладают достаточным разнообразием содержательного наполнения и контекста своего обнаружения. Если проявление феноменов симпатии, любви и эмпатии может рассматриваться вполне естественным для супружеского взаимодействия, то феномен авторитетность более характерен для сферы делового взаимодействия. Вместе с тем, соединение данных феноменов в одном факторе может подчеркивать сложность эмоционального фона, который образуется во взаимодействии супругов, состоящих в гражданском браке. По всей вероятности, сохранение гражданского брака требует широкого спектра эмоциональных переживаний, охватывающих разные сферы опыта образующих его субъектов.

Исходя из преобладающих по четвертому фактору шкал, он получил название «Эмоционально-волевая сфера личности субъектов гражданского брака». Данный фактор объясняет 11,62% накопленной факторами дисперсии. Шкалы,

56

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012

характеризующие эмоциональные проявления развития личности, вошли и в другие факторы. Однако в рассматриваемом факторе они выполняют превалирующую роль. Обращает на себя внимание ярко проявившееся по данному фактору разведение модальностей, свойственных содержанию рассматриваемых шкал. Один из полюсов образовали шкалы, соответствующие позитивно окрашенному взаимодействию супругов (эмоциональное притяжение, удовлетворенность браком) и их способности осуществлять саморегуляцию (самообладание, выдержка). Второй - негативно окрашенному взаимодействию (дисбаланс эмоциональных отношений пары, депрессия) и неспособности его субъектов осуществлять саморегуляцию (агрессия, соматизация тревоги).

Можно утверждать, что выделенные факторы образую особое психологическое поле феноменов, характеризующих развитие личности субъектов гражданского брака, которое имеет выраженную направленность на самих субъектов, т.е. супружеское взаимодействие в значительной мере используется для достижения самодостаточности партнеров по гражданскому браку.

По итогам факторизации обобщенной матрицы значений личностного развития в супружеском взаимодействии, полученных на выборке субъектов, состоящих в зарегистрированных браках, было выделено пять факторов, объясняющих собой 89,84% суммарной дисперсии: «Развитие жизненной позиции субъектов супружеского взаимодействия», «Развитие саморегуляции субъектов супружеского взаимодействия», «Развитие Я-концепциия личности супругов», «Развитие деловой сферы субъектов супружеского взаимодействия», «Развитие коммуникативной сферы субъектов супружеского взаимодействия», обладающими разным объяснительным потенциалом по объему соответствующего им процента дисперсии. Наиболее «сильным» фактором в развитии личности в психологическом пространстве взаимодействия, образуемом официально зарегистрированным браком, выступает становление жизненной позиции его субъектов. Личностное развитие таких супругов в значительной мере ориентировано на новообразования, позволяющие регулировать супружеское взаимодействие.

Первый, наиболее мощный, фактор объясняет собой 33,12% всей дисперсии. О ценностной природе данного фактора свидетельствует вхождение в его состав следующих шкал: ценностные ориентации, оценка ценности жизни человека, ценность супружеских отношений, отношение к родителям. Все

обозначенные шкалы обладают ярко выраженной ценностной сущностью, раскрывающей жизненные приоритеты соответствующих субъектов. Поиск возможного предметного содержания ценностей данного фактора позволяет выделить его значительную вариативность.

Второй фактор, выделившийся по результатам факторной обработки матрицы качеств супругов, состоящих в официальном браке, объясняет 19,06% суммарного объема полученной дисперсии. Анализ содержательного наполнения рассматриваемого фактора позволяет констатировать, что его образовали по преимуществу шкалы, различным образом характеризующие регуляцию эмоционально-волевой сферы субъектов, состоящих в зарегистрированном браке.

57

ISNN 1029-3388

В нее вошли волевые качества личности (самообладание, выдержка), нарушения регуляции эмоционально-волевой сферы (дисбаланс эмоциональных отношений, фиксация на психотравме, соматизация тревоги, депрессия, агрессия) и механизмы совладания с ними (проективные и дефензивные).

Третий фактор объясняет собой 18,76% всей выделившейся в процессе факторизации дисперсии. По данному фактору четко прослеживается последовательность шкал, которая определяет его содержательный смысл: самоуважение - самопринятие - адекватность самооценки - направленность личности на себя - сензитивность к себе. Совокупность обозначенных шкал со статистически значимым весом позволяет предположить, что данный фактор обозначает «Развитие Я-концепции личности супругов». Важным при рассмотрении данного фактора является предположение, что становление ядра Я-концепции личности супругов имеет некоторый «выход» и на более высокие уровни развития личности - внутреннюю свободу и осмысленность жизни. Выявленные закономерности позволяют отнести развитие Я-концепции супругов к важнейшей составляющей развития субъектов супружеского взаимодействия.

Четвертый фактор объясняет 10,06% суммарной дисперсии и имеет шкалы со статистически значимым весом только на одном полюсе. Исходя из содержания вошедших в его состав шкал, данный фактор характеризуют особенности деловой активности супругов. Данную смысловую окраску фактору придает несколько выделившихся смысловых линий, образованных шкалами, характеризующими: «деловую» направленность личности, направленность личности на задачу, отношение к чужому имуществу; деловые качества личности (упорство, гибкость поведения, целеустремленность, настойчивость, инициативность); познавательные качества личности (креативность, синергичность); социальнопсихологическое качество - авторитетность.

Содержательная доминанта пятого фактора достаточно очевидна - это коммуникативная сфера личности супругов. Вошедшие в фактор шкалы выстраиваются по нескольким смысловым линиям: направленность на взаимодействие; субъектные характеристики, проявляющиеся в рамках супружеского взаимодействия, - решительность, контактность, общая эмпатия, эмоциональное притяжение; стратегии построения взаимодействия - компромисс (предпочтительная стратегия), избегание, принятие агрессии (нежелательные стратегии). Следовательно, фактор образуется личностными качествами и стратегиями поведения, актуальными для построения коммуникации супругов, состоящих в официальном браке.

Последующий сопоставительный анализ позволил установить, что супруги, состоящие и не состоящие в браке, обладают разным потенциалом личностного развития. Выявленные статистические различия по комплексу параметров личностного развития связаны с расхождением возможностей сплоченности, адаптации и удовлетворенности браком, предоставляемых супругам фактом наличия или отсутствия его официальной регистрации.

Нами был проведен комплекс мероприятий с супругами, которые

58

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012

испытывали различные трудности в построении межличностного взаимодействия. Они были направлены на повышение уровня их «брачной компетентности». С содержательной точки зрения брачная компетентность интегрирует собой знания по психологическим аспектам построения супружеского взаимодействия, умения решать возникающие в его рамках проблемы и способности его гармонизировать в различных трудных для брака ситуациях. Исходя из полученных нами результатов, организация работы психолога по развитию брачной компетентности супругов должна учитывать тип брака, в котором разворачивается супружеское взаимодействие, - гражданский или зарегистрированный брак.

Проведенное исследование позволило понять, что значимой для развития личности характеристикой супружеского взаимодействия выступает наличие или отсутствие его официальной регистрации, которая вводит супружеское взаимодействие в правовое поле, устанавливает в нем действие социальных регуляторов, формирует направленность супругов на соответствующее взаимодействие. На содержательном уровне развитие личности в официально зарегистрированном супружеском взаимодействии имеет более сложную факторную структуру, чем развитие личности в гражданском браке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава Г. А. Образ мира как мифологический символ: Учеб. пос. для вузов / Г. А. Берулава. - М.: Педагогической общество России, 2001. - 46с.

2. Берулава Г. А. Психологические основы развития личности. М.: Издательство Университета Российской академии образования, 2009.- 232 с.

3. Валлерстайн Д. Психологические задачи брака / Д. Валлерстайн // Семейная психология и семейная терапия. - 2004. - №3. - С.14-33.

4. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения / Л. А. Коростылева. - СПб., 2000. - 292с.

5. Котова И.Б. Психологическая характеристика социальной мобильности субъектов с разным типом жизненных ресурсов // Российский психологический журнал, том 5, №3, Москва, Изд-во «Кредо», 2008, С. 2534.

6. Олифирович Н.И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. - М., Обнинск, 2005.

7. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. - СПб.: «Речь», 2000. - 283с.

8. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. Т. 1 / Д.И. Фельдштейн. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 568с.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.