ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ МЧС РОССИИ
С.П. Иванова, кандидат психологических наук, доцент; Л.В. Кузьменкова, кандидат психологических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрены вопросы необходимости применения рефлексии в процессе профессиональной подготовки психологов для МЧС России. Был разработан авторский опросник для исследования видов рефлексии в соответствии с использованной классификацией. Представлены результаты исследования степени выраженности рефлексии у студентов-психологов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, рефлексия, рефлексивность, психическое свойство, степень выраженности, классификация видов рефлексии
EMPIRICAL RESEARCH OF THE REFLECTION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA
S.P. Ivanova; L.V. Kuzminkova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
In this article questions of necessity of application of a reflexion in the course of psychologists's professional training for the Ministry of Emergency Measures of Russia were examined. According to the used classification was developed the author's questionnaire for research of different kinds of a reflexion. Results of research of students-psychologists's degree of expressiveness of a reflexion were examined.
Key words: professional training, a reflexion, reflexivity, mental property, expressiveness degree, reflexion classification of kinds
Профессия психолога МЧС является актуальной для нашего времени, характеризуемого массой различного рода катастроф и природных катаклизмов. Работающий психолог испытывает высокий уровень профессионального стресса, который создает угрозу эмоционального выгорания и ранней профессиональной деформации. Поэтому в профилактике этих явлений у будущих психологов МЧС России важную роль играет личная психологическая подготовка.
Процесс профессиональной подготовки студентов, обучающихся в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России (СПб УГПС МЧС России) по специальности 030301.65 «Психология» (специализация «Безопасность в ЧС»), включает в себя не только формирование профессиональных знаний, умений, навыков, но и усвоение методов психогигиены, отправной точкой реализации которой является рефлексия субъектом своего психического состояния.
Как отмечает А.С. Шаров, интерес к рефлексивной проблематике обусловлен, прежде всего, эвристической ценностью и фундаментальной значимостью этой категории, от концептуального осмысления которой ожидается решение многих ключевых проблем психологии и самого психолога. Например, целостной психологической организации человека и познавательных процессов, прогнозирования, функционирования внутреннего мира человека и многих других [1, с. 48]. Практическая значимость рефлексии для применения психологической разгрузки и методов психогигиены, заключается в том, что навыки рефлексии дают возможность психологу МЧС осознать внутреннее психическое напряжение, уловить момент, когда изменилось его состояние, отследить, какой фактор явился причиной изменения психического состояния. Тогда субъект может понять, что для сохранения рабочеспособного состояния необходимо применить освоенные методы психогигиены, а именно определить какие подходят для данного конкретного эпизода и
использовать их с учетом своих возможностей и обстоятельств окружающей обстановки (например, в условиях чрезвычайной ситуации).
Рефлексия (от лат. гейехю — обращение назад) — это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В отличие от интроспективной и социальной психологии [2, с. 286] в целях нашего исследования мы рассматриваем понятие рефлексии ближе к буквальному переводу с латинского - как психическое состояние осознавания субъектом своих психических явлений. Рефлексивность понимаем как психическое свойство, являющееся частью интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. В свою очередь, под рефлексированием подразумеваем особый психический процесс. Эти три понятия теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодетерминируют друг друга, образуя на уровне их синтеза качественную определенность, обозначаемую понятием «рефлексия» [3, с. 49].
С целью всестороннего рассмотрения феномена рефлексии в ракурсе профессиональной подготовки будущих психологов МЧС России в нашем исследовании были использованы междисциплинарный, сравнительный и личностный подходы. На этапе подготовки проведения исследования была проанализирована научная литература по имеющимся методикам изучения феномена рефлексии. В методике диагностики индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности А.В. Карпова рефлексивность рассматривается как способность выяснения того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления, то есть в основном с точки зрения социальной психологии [3, с. 46]. Н.П. Фетискин, В.В. Козлов и Г.М. Мануйлов, исследуя развитие личности и малых групп, предлагают методики самооценки уровня онтогенетической рефлексии и диагностики уровня сформированности умений и навыков к профессионально-педагогическому саморазвитию [4, с. 187]. Л.Н. Бережнова приводит методику диагностики уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (тест «Рефлексия на саморазвитие») [4, с. 323] и т.д.
Рассматривая классификацию, особенности и степень выраженности рефлексивности у субъектов, структуру рефлексивности, соотношение доминирующих видов рефлексии и редко применяемые, указанные методики, на наш взгляд, не совсем соответствовали нашим целям исследовать феномены рефлексии и рефлексивности, поэтому для изучения этого феномена нами был разработан авторский опросник «Диагностика выраженности видов рефлексии».
Первоначальный этап был посвящен концептуальной подготовке. На основании теоретического изучения рассматриваемой проблемы подбирались основные позиции, связанные с реальностью изучаемых феноменов, в частности по нашему исследованию - это были способности, возможности, навыки рефлексии и применение их в жизненном опыте студентов и психологов, их рефлексивность как свойство личности. В исследовании участвовали студенты-психологи дневной и заочной форм обучения и работающие психологи. Всего в исследовании принимали участие 236 человек (студентов - 192 человека, работающих психологов - 44 человека).
Рефлексия, как синтетическая психическая реальность должна изучаться дифференцированно. Накоплен огромный фактический материал, экспериментальные результаты, вскрывающие важные закономерности и механизмы рефлексивных феноменов; сформулирован ряд объяснительных концепций в данной области, что позволяет сформулировать категории для классификации видов рефлексии. Существенные трудности теоретического плана обусловлены чрезвычайной широтой и вариативностью подходов к исследованию проблемы рефлексии, все аспекты невозможно охватить в одном опроснике, поэтому мы ограничились тремя типами рефлексии, в которых критериями для классификации являлись личностные компоненты, направленность (уровни рефлексии) и временные параметры - по три вида рефлексии в каждом блоке.
Личностное направление, где рефлексивное знание рассматривается как результат осознавания себя, характеризуется триадой личностных компонентов рефлексии, то есть субъект, в интенциональной активности, определяет себя (аффективно, когнитивно и конативно), а также рефлексивно организует свою интенциональную психическую активность как функциональный орган взаимодействия [1, с. 189]. Соответственно в этом блоке выделяем три вида рефлексии: аффективный, когнитивный и регулятивный. Аффективный вид (эмоциональная рефлексия) - это осознавание субъектом испытываемых им эмоций и чувств, эмоциональное отношение субъекта к тому, что он осознает. Когнитивный вид - рефлексия как направленность мышления на самое себя, способность осознавания, понимания того, как мыслю, знать, что знаю, рефлексия в контексте проблематики психологии мышления, как фундаментальный механизм самопознания и самопонимания [3, с. 47; 5, с. 124]. Регулятивный (поведенческий, конативный) вид -осознавание своего поведения, отслеживание причин (как он это делает и почему). В деятельностном направлении рефлексия рассматривается как компонент структуры деятельности.
В исследовании свойства рефлексивности необходимо учитывать и дифференциацию ее проявлений по еще одному важному критерию - по ее направленности на определенные уровни. В соответствии с ним выделяют два вида рефлексии, которые условно обозначаются как «интра-» и «интерпсихическая» рефлексия. Первый вид - внутриличностная рефлексия (в системе «Я-Я») - способность к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу, отслеживание субъектом своего состояния, то есть это рефлексия на микроуровне. Второй вид - способность к пониманию психики других людей, рефлексивные закономерности организации коммуникативных процессов, в структуре совместной деятельности (рефлексивность в системе «Я-Другие» на социальном уровне). Кроме того, мы рассматривали третий вид рефлексии в этом блоке - макросоциальную (в системе «Я-Мир») - отслеживание субъектом своего состояния относительно общества, государства, цивилизации, осознавание процессов, происходящих на макросоциальном уровне (культура, традиции, политика и т. д.).
Содержание теоретического конструкта, спектр определяемых им поведенческих проявлений - индикаторов свойства рефлексивности предполагает необходимость учета трех видов рефлексии, выделяемых по так называемому «временному» параметру: ретроспективной, перспективной (проспективная [6, с. 49]), ситуативной или актуальной (текущей [6, с. 49]) рефлексии [3, с. 53]. Ретроспективная рефлексия понимается как отслеживание субъектом своего состояния в прошлом, проявляется в склонности к анализу уже выполненной деятельности и свершившихся событий, служит выявлению и воссозданию схем и средств, процессов, имевших место в прошлом. Перспективная рефлексия -отслеживание субъектом своего состояния в процессе планирования на будущее, выявление и корректировка схемы и средств возможной деятельности в будущем, анализ. Ситуативная рефлексия - способность сознавать себя, свое состояние в «реальном времени», осмысление текущей ситуации, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с обстановкой, координация в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием.
На втором этапе проводилось интервью респондентов, формировались блоки первичных суждений, испытуемым предлагалось оформить ответы в виде эссе. Затем была проведена обработка полученных результатов и конструирование самих утверждений, чтобы они были просты, понятны, однозначны, все в едином ключе [7, с. 51].
На третьем этапе для исследования видов рефлексии были сконструированы по пять суждений для каждого вида рефлексии по вышеприведенной классификации - по три вида в трех классификационных блоках - всего 45 утверждений. Для того, чтобы для респондентов смысл опроса не был слишком явным, к основным 45 были сформулированы парные утверждения противоположного содержания, затем основные и дополнительные суждения были расположены в случайном порядке.
Нами была выбрана 7-балльная шкала, статистически более информативная, чем 5-балльная или предлагаемые ответы «да»/«нет», и более компактная, чем 10-балльная. Шкала оформлена как цифровая (прямая и обратная). В опросник включены 90 утверждений, размещенные на двух страницах, по 45 справа и слева, цифровая шкала - по центру. На обеспечение надежности опросника направлены принципы его построения: однородность утверждений, насколько они воспринимаются человеком как ровные, однородные, недвусмысленные, не вызывают ли дискомфорта при заполнении [8, с. 69; 7, с. 85]. Важно правильно подбирать слова, располагать их в определенном порядке. Были привлечены оценщики, эксперты - преподаватели психологических дисциплин и адъюнкты. При интерпретации целесообразно исходить из дифференциации индивидов на три основные шкалы по категориям уровня развития рефлексии, ее типов и видов: 1 - низкий уровень развития, 2 - средний уровень развития, 3 шкала - высокий уровень развития.
На основе разработанного опросника нами было проведено несколько специальных циклов исследований, в частности исследована выраженность видов рефлексии у студентов-психологов 4 курса заочной формы обучения в возрасте от 27 до 41 года, средний возраст 33,5 года, 10 мужчин и 12 женщин. «Сырые» баллы переведены в шкалы по трем уровням развития рефлексии.
Таблица 1. Выраженность типов и видов рефлексии у студентов-психологов 4 курса (п=22) в %
1. Низкий 2. Средний 3. Высокий
Виды и типы рефлексии уровень уровень уровень
развития развития развития
1. Личностные компоненты 31,8 63,6 4,6
1.1. Аффективная 31,8 50,0 18,2
1.2. Когнитивная 27,3 63,7 9,0
1.3. Регулятивная 40,9 59,1 -
2. Уровни рефлексии 13,6 59,1 27,3
2.1. Внутриличностная 13,6 68,2 18,2
2.2. Социальная 13,6 50,0 36,4
2.3. Макросоциальная 9,1 81,8 9,0
3. Временные параметры 18,2 72,7 9,1
3.1. Ретроспективная 27,3 68,2 4,6
3.2. Перспективная 4,6 90,9 4,6
3.3. Текущая 9,1 63,7 27,3
В табл. 1 приведены данные в процентах выраженности видов, типов рефлексии у студентов-психологов 4 курса, из которых видно, что в категории с высоким уровнем развития социальной рефлексии - 36,4% испытуемых - это самое большое количество, по остальным видам - значительно менее 20%, а регулятивная рефлексия не сформирована ни у кого. В основном виды и типы рефлексии находятся у заочников в стадии формирования -средний уровень развития по всем видам и типам показали 50 и более процентов испытуемых. Перспективная - 90,9%, макросоциальная - 81,8%, внутриличностная - 68,2%, ретроспективная - 68,2%. Низкий уровень развития выражен в большей степени, чем высокий, в наименьшей степени развита регулятивная - у 40,9% опрошенных. Таким образом, у данной группы в большей степени проявилось развитие уровней рефлексии -социальнаяй рефлексия развита, а внутриличностная и макросоциальная находятся в стадии формирования у большего количества студентов.
Таблица 2. Средние значения (М) и стандартные отклонения (о) выраженности видов и типов рефлексии у студентов-психологов 4 курса (п=22)
Виды и типы рефлексии М о
1.Личностные компоненты 1,73 0,71
1.1. Аффективная 1,86 0,59
1.2.Когнитивная 1,82 0,5
1.3.Регулятивная 1,59 0,55
2.Уровни рефлексии 2,14 0,58
2.1.Внутриличностная 2,05 0,69
2.2.Социальная 2,23 0,49
2.3.Макросоциальная 2,05 0,64
З.Временные параметры 1,91 0,53
3.1.Ретроспективная 1,77 0,31
3.2.Перспективная 2,0 0,59
3.3. Текущая 2,18 0,53
Рис. Соотношение средних значений выраженности видов рефлексии у студентов-психологов 4 курса (п=23)по видам рефлексии
Примечание: виды рефлексии: 1- аффективная, 2 - когнитивная, 3 - регулятивная, 4 - внутриличностная, 5 - социальная, 6 - макросоциальная, 7 - ретроспективная, 8 - перспективная, 9 - текущая (ситуативная)
Средние значения и стандартные отклонения выраженности видов и типов рефлексии у студентов-психологов 4 курса представлены в таблице 2, соотношение средних значений по видам рефлексии - на рис. 1. Приведенные данные показывают, что в наибольшей степени у испытуемых выражены виды рефлексии, относящиеся к блоку уровней рефлексии: внутриличностная (М=2,05), социальная (М=2,23), макросоциальная (М=2,05). В блоке классификации рефлексии по временным параметрам проявилась текущая (М=2,18) и перспективная (М=2,0). Личностные компоненты аффективный, когнитивный, регулятивный выражены, но слабее чем вторая классификационная группа.
С учетом возрастных характеристик и предполагаемого жизненного опыта, совмещения студентами этой группы учебы с работой в системе МЧС России, мы можем сделать вывод, что они вынуждены рефлексировать свое психическое состояние в процессе коммуникации и на службе и в учебном процессе, поэтому эти умения они приобретают в
соответствии с жизненной необходимостью. Для приобретения навыков, необходимых для будущей практической деятельности, развитие рефлексии должно осуществляться планово, систематически, в рамках учебного процесса, а полученные по опроснику данные позволяют определить приоритетные направления психологической подготовки, ориентированные на формирование рефлексии.
Таким образом, рассмотрение и анализ литературных источников позволил выявить сложность изучаемого феномена рефлексии, что предопределяет дифферинцированный подход к его исследованию. Была проведена попытка создания классификации рефлексии как явления для использования ее в качестве основы опросника. Первоначальные результаты использования опросника «Диагностика выраженности видов рефлексии» показали возможность изучения особенностей развития рефлексии, применения в практической деятельности, в том числе в процессе профессиональной психологический подготовки будущих психологов МЧС России.
Литература
1. Шаров А.С. Рефлексия в развитии и становлении человека // Ежегодник РПО. Психология в системе наук (междисциплинарные исследования). М., 2002. Т.9. Вып.1.
2. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. 376 с.
3. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. 490 с.
5. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ, 1992. 192 с.
6. Трунов Д.Г. Виды рефлексии: феноменологическое обоснование // Вестник Пермского ун-та. Серия «Психология». 2009. Вып. 2 (28). С. 47-58.
7. Ядов В.А. Внутриличностные образования / Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. С 332.
8. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учеб. пособ. Л., 1982. С. 101.