(N
СО
тН
О
(N
УДК 316.6 Т. А. Терехова
ББК 88.5 доктор психологических наук, профессор,
Байкальский государственный университет экономики и права
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ*
Рассматривается влияние социальных ролей на проявление инновационного потенциала личности. Дается анализ проявления инновационного потенциала личности в двух возрастных группах: до 25 лет и старше 40 лет. Представлено соотношение социальных ролей в инновационном процессе в зависимости от возраста.
Ключевые слова: инновационный потенциал личности; инновационный процесс; социальные роли; делатель; творец; следопыт; дора-ботчик.
T.A. Terehova
Dr.habil. (Psychology), Professor, Baikal State University of Economics and Law
EMPIRICAL STUDY OF DEMONSTRATION OF PERSONAL INNOVATIVE POTENTIAL IN THE CONTEXT OF A SOCIAL ROLE
ssi
2sê
KS г
НА
Ой"
^ 1
5s Ü
^ Л £
« я I 8sî ЕнО а
£м§|
МО I
аи-|
нее
К
н
н
о
н
PQ
СО
Н
The article studies influence of social roles on demonstration of innovative potential of personality. The author analyzes demonstration of personal innovative potential by people of two age groups: under 25 and over 40 years old, and shows the shares of social roles in the innovation process and their dependence on age.
Keywords: innovative potential of personality; innovation process; social roles; doer; creator; stalker; refiner.
Как сущностная категория инновационный потенциал характеризует способность человека к осмысленному, дифференцированному восприятию инноваций в образе мира, с которым он взаимодействует [3]. Как динамическая характеристика инновационный потенциал отражает генерализированное свойство личности осуществлять активно-преобразовательный способ взаимодействия с миром, определяя перспективу отношения человека к миру и самому себе [4].
Эмпирическое исследование проявления инновационного потенциала личности в зависимости от исполнения социальной роли было проведено на базе ООО «Сибгеомаш» (г. Иркутск), организация занимается производственной деятельностью (изготовлением инструмента, для буровых компаний). Выборку исследования составили 60 чел. — мужчины от 25 до 55 лет.
В исследовании были использованы:
- опросник П. Меррилла на выявление роли в инновационном процессе;
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РГНФ «Этнопсихологические ресурсы формирования межкультурной компетентности студентов с учетом особенностей регионов (на примере Восточной Сибири и Забайкалья)» (проект № 12-06-00903).
© Т. А. Терехова, 2013
%
М - методика изучения особенностей проявления инновационного по-
тенциала личности Ю. А. Власенко, В. К. Калина.
В опроснике П. Меррилла рассматривается роль новаторского типа СО | как условие эффективности инновационного процесса. Меррилл счита-
^ ет, что в группе новаторов должно быть распределение ролей, у новатора
5^ же одиночки эти роли не только должны гармонично сочетаться, но и по
ходу инновационного процесса сменять друг друга. Он выделяет: творцов (создающих возможности), следопытов (реализующих путь от возможности к решению), доработчиков (применяющих решения на практике), делателей (внедряющих решения). Данные роли, ключевые для инновационного процесса и совпадают с этапами данного процесса. Им предложен опросник для выявления доминирующей роли [5].
Автор опросника считает, что инновационная деятельность — это командное взаимодействие и только сотрудничество единомышленников, каждый из которых выполняет роль, наиболее подходящую ему в инновационном процессе, помогает принести наибольшую пользу в многогранном мире инноваций.
Методика изучения особенностей проявления инновационного потенциала личности Ю. А. Власенко и В. К. Калина [2] позволяет выявить:
- интегральный показатель инновационного потенциала личности (ИПЛ);
- компонентный состав ИПЛ: возможность обнаружения нового информационного пространства и ориентации в нем (гносеологический аспект ИПЛ (Г)); возможность адекватной оценки нового явления (аксиологический аспект ИПЛ (А)); возможность эффективно действовать в новой ситуации (праксеологический аспект ИПЛ (П));
- типы реализации разных инновационных возможностей: осмысленно-интенсивный (ОИ) и формально-накопительский (ФН) типы реализации инновационной возможности обнаружения новой информации;
§ЦЦ¥ позитивно-дифференцированный (ПД) и негативно-генерализованный
; (НГ) типы реализации инновационной возможности адекватной оценки
нового явления; инициативно-преобразовательный (ИП) и вынужденному § приспособительский (ВП) типы реализации возможности к продуктив
^ ^ | ной инновационной деятельности.
^ | - значение ИПЛ на разных уровнях взаимодействия человека с ми-
1 ром: природном (средовом); социальном; культурном; организации собс-
[н нГ
| На первом этапе исследования выборка с помощью методики П. Мер-
н
о
I | рилла была разделена на четыре группы в зависимости от исполнения
мо 5
к®3 тов выполняют роль делателя (до 25 лет — 56 %; старше 40 лет — 38 %):
менеджеры по проектам, производственники, практики, — умеющие оценить экономическую целесообразность новации, довести начатое до
23 конца. Наименьшее количество респондентов (до 25 лет — 8 %; старше
40 лет — 2 %) выполняют роль творца. Следопытов оказалось среди респондентов до 25 лет — 22 %, а в возрасте старше 40 лет — 5 %. Доработ-чиков — до 25 лет — 4 %, а в возрасте старше 40 лет — 55 %.
1^ Распределение респондентов по ролям в инновационном процессе по-
казало, что в группе до 25 лет больше людей, внедряющих решения, и творцов, создающих возможности. Тогда как в группе старше 40 лет пре-
Н обладают в большей степени доработчики, т. е. люди реализующие ре-
шения на практике в реальном производственном процессе. Несмотря на
<М
СО
тН
О
<М
«К1
2нё Яч > нД
ОЙ"
^ 1
5к I
^ Л £ ё§! ь Е
«¡г I
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
разное соотношение новаторских ролей в рассматриваемых возрастных группах, инновационная деятельность — это командное взаимодействие и только сотрудничество единомышленников, каждый из которых выполняет роль, наиболее подходящую ему в инновационном процессе, поможет принести наибольшую пользу в многогранном мире инноваций.
Вторым этапом нашего исследования было исследование особенностей проявления инновационного потенциала личности с помощью методики Ю. А. Власенко, В. К. Калина. На основе кластерного анализа были построены следующие корреляционные плеяды в зависимости от возраста (рис.).
И — возможность обнаружения новой информации
О — возможность адекватной оценки нового явления
Д — возможность эффективно действовать в новой ситуации
П — реализация ИПЛ на уровне взаимодействия с природой
С — реализация ИПЛ на уровне взаимодействия с социумом
К — реализация ИПЛ на уровне взаимодействия с культурой
ОЖ — реализация ИПЛ на уровне организации собственной жизни
СУ — социальная установка
СС — социальный стереотип
ОПС — определение проблемной ситуации
ФЗ — формулировка задачи по разрешению проблемной ситуации РЗ — решение задачи в рамках проблемной ситуации
Р < 0,05
Р < 0,01
Корреляционные плеяды для групп до 25 лет (а) и свыше 40 лет (б) (прямыми и пунктирными линиями обозначены прямые и обратные связи соответственно)
Статистический анализ полученных данных по разным возрастным выборкам демонстрирует следующую специфику в функционировании структуры ИПЛ.
В возрастной группе до 25 лет к ведущим компонентам, вносящим наибольший вклад в ИПЛ, относятся: возможность адекватной оценки нового явления, которая, как правило, носит позитивно-дифференцированный характер, и возможность осмысленно-интенсивного поиска новой информации.
Проявление ИПЛ на уровне организации собственной жизни в большей степени детерминируется культурой, с которой взаимодействует
а
%
СО молодой человек, несколько меньшее, но также значительное влияние
оказывает социальное взаимодействие, сильна возможность к инновационному взаимодействию с природой как средой. В следующий по СО | степени выраженности кластер вошли: возможность к инновационной
^ деятельности, имеющая преимущественно инициативно-преобразова-
5^ тельный характер; способность к обнаружению проблемной ситуации,
формулировке и решению задач по ее разрешению, реализация которых происходит с преимущественной опорой на социальную установку и часто носит конфликтный характер. В отдельный, имеющий наименьшее влияние на успешную реализацию ИПЛ, кластер входят: функционально-накопительский, негативно-генерализованный и вынужденно-при-способительский типы реализации инновационных возможностей, связанные с социальными стереотипами, являющимися неэффективными при инновационном взаимодействии человека с миром.
В возрастной группе старше 40 лет значение позитивно-дифференцированного отношения, оценки новых явлений и событий также существенно, но первоочередным уровнем реализации ИПЛ здесь выступает организация личностью собственной жизни. Этот факт соответствует разработанной в 1950-х гг. С. Л. Рубинштейном концепцию личности как субъекта жизни. Способность строить свои отношения с миром, выбирать жизненную позицию характеризует личность на высшем уровне ее развития. Личность в качестве субъекта организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Интегрированность ИПЛ, которая состоит в реализации личностью различных инновационных возможностей и типов их осуществления, с возрастом уменьшается. На это указывает значительное уменьшение статистически достоверных связей в структуре ИПЛ (см. рис.).
Преобладающая роль такого социально-психологического механизма реализации ИПЛ как СУ (социальные установки) особенно выражена ; в группе молодых испытуемых (до 25 лет). С возрастом таких связей ста-
новится меньше.
ой I В старшей группе остается статистически достоверная корреляция
^1 между СУ и возможностью осуществления инновационной деятельнос-
й* | ти. Эти данные, вероятно, указывают на то, что в молодом возрасте ши-
о*! рокое использование механизма социальной установки лежит в основе
в активного поиска эффективных способов взаимодействия с миром в са-
| мых различных сторонах жизни. А в старшем возрасте такой поиск уже
в завершен. И остается сформированной и активно используется связь СУ
йо I с инновационной деятельностью. В старшей возрастной группе испыту-
к®Э емые в инновационной ситуации опираются на те механизмы, которые
уже закрепились в жизни.
Попытка объяснить полученный парадоксальный факт уменьшения степени интегрированности ИПЛ с возрастом может быть реализована в следующем направлении. Как показано в работах С. Л. Рубинштейна, любое прогрессивное развитие — есть преобразование низшего по мере возникновения высшего, а не надстраивание второго над первым.
Опираясь на мысль С. Л. Рубинштейна, что основным для развития психических процессов и личности в целом является интеграция, со Б. Г. Ананьев в своих трудах приходит к выводу, что развитие — это воз-
Нрастающая по масштабам и уровням интеграция — образование крупных блоков, систем и структур [1].
<М
СО
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
нйе
«31
оК
^ 1
5к I
^ Л £ ё§! ь Е
« Я41
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
н
Следовательно, продуктивным, на наш взгляд, является предположение, что развитие ИПЛ реализуется не через становление его внут-риструктурных новообразований, а через реализацию конкретно выбираемых личностью способов взаимодействия с миром, в укреплении связей инновационных возможностей с психологическими механизмами их реализации.
Рассмотрим проявления инновационного потенциала личности в зависимости от исполнения социальных ролей. Значимые положительные корреляционные связи определены между возможностью обнаружения нового информационного пространства и ориентации в нем (Г) и умением проращивать семена идей и находить ответы, умением разрабатывать стратегические планы (следопыт) (г = 0,675; p < 0,05); между возможностью обнаружения нового информационного пространства и ориентации в нем (Г) и умением инициировать идеи, основанные на анализе рынка (г = 0,765;p < 0,01); между возможностью адекватной оценки нового явления (А) и умением инициировать идеи, основанные на анализе рынка (творец) (г = 0, 659; p < 0,05); между возможностью эффективно действовать в новой ситуации (П) и умением оценить экономическую целесообразность новации, довести начатое до конца (делатель) (г = 0,762; p < 0,05) и умением превращать абстрактные идеи в практические методы (доработчик) (г = 0,798; p < 0,05).
В целом, в исследуемой выборке преобладает позитивно-дифференцированный тип, при котором типы реализации инновационной возможности адекватны оценке нового явления. Среди особенностей доминирования различных инновационных возможностей доминирующим оказался АГП, где в качестве субдоминанты и фона выступают, соответственно, возможность к обнаружению новой информации (Г) и продуктивной инновационной деятельности (П).
Процесс реализации ИПЛ можно представить как единство трех актуализируемых личностью в процессе взаимодействия с миром потенций:
- к обнаружению новой информации;
- к адекватной оценке нового явления;
- к инновационной деятельности, на разных уровнях этого взаимодействия (с природой как средой, социумом, в рамках культуры и в организации человеком собственной жизни).
Нами выявлены и описаны существенные структурные, количественные и качественные особенности проявления инновационного потенциала личности в зависимости от исполнения социальных ролей в процессе профессиональной деятельности. Социальные роли новаторского типа не могут быть плохими или хорошими, все они соответствуют этапам инновационного процесса, поэтому для успешной реализации бизнес-проектов в команде новаторов должно быть оптимальное сочетание всех без исключения ролей: следопыт, делатель, творец, доработчик.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — СПб. : Питер, 2004. — 272 с.
2. Власенко Ю. А. Методологические основы построения психологической теории инновационных процессов / Ю. А. Власенко // Сборник научных работ Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова. — Киев, 2001. — Вып. 12. — С. 29-34.
3. Карпова Ю. А. Введение в социологию инноватики / Ю. А. Карпова. — СПб. : Питер, 2004. — 215 с.
4. Клочко В. Е. Психология инновационного поведения / В. Е. Клочко,
Э. В. Галажинский. — Томск: Изд-во ТГУ, 2009. — 245 с.
5. Меррилл П. Поколение инноваций. Как создать инновационный процесс и инновационную культуру / П. Меррилл ; пер. с англ. Ю. В. Сырбу. — М. : Стандарты и качество, 2009. — 434 с.
1. Ananev B. G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [On problems of the contemporary human study]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2004. 272 p.
2. Vlasenko Yu. A. Methodological fundamentals of developing the psychological theory of innovational processes. Sbornik nauchnykh rabot Natsionalnogo pedagogicheskogo universiteta im. M.P. Dragomanova - Collective volume of scientific papers of National Pedagogical University named after M.P. Dragomanov. Kiev, 2001. Iss. 12, pp. 29-34 (in Russian).
3. Karpova Yu. A. Vvedenie v sotsiologiyu innovatiki [Introduction to sociology of innovation studies]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2004. 215 p.
4. Klochko V. E., Galazhinskiy E. V. Psikhologiya innovatsionnogo povedeniya [Psychology of innovative behavior]. Tomsk, TGU Publ., 2009. 245 p.
5. Merrill P. Innovation Generation: Creating an Innovation Process and an Innovative Culture. Wisconsin, ASO Quality Press, 2008. 217 p. (Russ. ed.: Merrill P. Pokolenie innovatsiy. Kak sozdat innovatsionnyy protsess i innovatsionnuyu kulturu. Moscow, Standarty i kachestvo Publ., 2009. 434 p.).
Терехова Татьяна Александровна — доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной и экономической психологии, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Terehova Tatyana Aleksandrovna — Dr.habil. (Psychology), Professor, Dep-t of Social and Economic Psychology, Baikal State University of Economics and Law,
11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].
H
H
о
H P3
CO
H
References
Информация об авторе