УДК 159.9 Б Б К 8 8.4
Р.й.Остапе н ко
ООО «‘Э’(сологи-'1е<хс&&. Помощь.»
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННЫХ
ФАКТОРОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВА
На основе проведенного теоретического анализа и подобранной батареи диагностических методик проведено эмпирическое исследование особенностей мотивационных факторов трудовой деятельности работников музыкально-педагогического колледжа. По результатам анализа было выявлено, что работникам педагогического коллектива свойственен рабочий мотивационный профиль личности и наиболее значимыми мотивационными факторами трудовой деятельности являются интересная работа и хорошие отношения в коллективе.
Ключевые слова: мотивация, деятельность, мотивационные факторы, педагогический коллектив,
профиль личности, мотивация трудовой деятельности.
R.I.Ostapenko
«Ecological Help»
EMPIRICAL RESEARCH 0Г FEATURES 0Г MOTIVATIONAL FACTORS WORK 0Г EMPLOYEES Or THE PEDAGOGICAL STATT
On the basis of the theoretical analysis and the chosen battery of diagnostic methods conducted an empirical study of the peculiarities of motivation factors in work of employees of the musical-pedagogical College. The analysis revealed that employees of the pedagogical collective is peculiar work motivational profile of personality and the most important motivational factors of employment can be an interesting job and good relationships in the team.
Key words, motivation, activity, motivation factors, teaching staff, personality, motivation of labour activity.
Мотивация деятельности работников, желание работать продуктивно является ключевым фактором достижения успеха организацией, ее эффективности. Вопросы практической организации системы мотивации персонала определяются необходимостью изучения особенностей мотивации
The State Counsellor ' 2013
работников, занятых в различных отраслях экономики, имеющих различную профессиональную направленность. В связи с этим, в настоящее время велика потребность в прикладных исследованиях для конкретных коллективов, в частности педагогических. Мотивация педагогической деятельности заслуживает особого внимания, где доминирующими мотиваторами выступают самоотдача, потребность в самореализации, саморазвитии.
Цель работы: выявить основные мотивационные факторы трудовой деятельности работников педагогического коллектива.
Под мотивацией трудовой деятельности, вслед за О. С. Виханским и
А. И. Наумовым, мы будем понимать «совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей»
Мотивационные факторы трудовой деятельности - условия, создание которых показывает значительное мотивирующее воздействие, но их отсутствие обычно не вызывает отрицательных эмоций [3].
Исследование проводилось на базе МОУ СПО Воронежский музыкально-педагогический колледж (ВМПК) с базовой девятилетней школой-интернатом музыкального образования. Данное учебное заведение 48 лет находится на рынке государственных образовательных услуг города Воронежа и области. В данное время колледж находится в состоянии структурной реорганизации (открываются новые отделения, сокращается набор на уже существующие), что и послужило запросом для нашего исследования.
В качестве диагностических средств были выбраны следующие методики по изучению мотивации трудовой деятельности:
1. Методика диагностики мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана [10, с.76];
2. Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан) [10, с.98];
3. Диагностика мотивации успеха и боязни неудач [10, с.102].
В исследовании принимал участие педагогический состав сотрудников музыкально-педагогического колледжа г. Воронежа. Персональный состав характеризуется следующим образом: коллектив гетерогенен, состоит из 80 человек, в исследовании принимали участие 32 человека: 27 преподавателей, 4 воспитателя и секретарь.
[3,с.67].
В гендерном плане педагогический состав смешанный: 7 мужчин и 25 женщин. Возрастной диапазон варьируется от 20 до 65 лет, основная часть приходится на возраст 40-45 лет. Объём трудового стажа у 30% сотрудников составляет более 10 лет, у 20% сотрудников менее 2 лет, примерно у 50% - от 2 до 15.
Результаты исследования, полученные при помощи методики
В. Э. Мильмана, позволили выявить устойчивые тенденции личности относительно трудовой деятельности. Мотивационный профиль личности можно разделить на два вида: общежитейский профиль и рабочий (деловой) профиль. Согласно результатам нашего исследования, у 30,2% испытуемых выражен мотивационный профиль личности общежитейской направленности; 65,6% работников показали выраженность мотивационного профиля рабочей направленности (см. табл.1).
Таблица 1
Выраженность типов мотивационного профиля личности сотрудников коллектива музыкально-педагогического колледжа
Выраженность мотивационного профиля личности
Общежитейский прос )ИЛЬ Рабочий профиль
Жизнеобеспеч ение Комфорт Общение Общая активность Творческая активность Социальная полезность
15,6% 15,6% 59,4% 50% 75% 71,9%
30,2% 65,6%
Общежитейский мотивационный профиль включает в себя три аспекта. По первому аспекту «жизнеобеспечение» максимальное количество баллов набрали 15,6 % испытуемых, по второму аспекту «комфорт» - 15,6 % опрошенных, по третьему аспекту «общение» - 59,4 %. Рабочий (деловой) мотивационный профиль подразделяется также на три аспекта. Первый -«общая активность» - 50% опрошенных, второй - «творческая активность» -75% испытуемых и, наконец, третий аспект - «социальная полезность» -высокие результаты показали 51,9% испытуемых.
Таким образом, можно отметить, что большинство сотрудников музыкального педагогического колледжа имеют рабочую направленность мотивационного профиля личности. Это значит, что в работе для них в первую очередь важно не только стремление к активности, но и возможность развития своего творческого потенциала, комфортная обстановка, доброжелательные отношения в коллективе, обеспечение социального статуса играют немаловажную роль.
Проанализируем результаты диагностики выраженности мотивации достижения работников музыкально-педагогического коллектива. Методика А. Мехрабиана была выбрана не случайно, так как она дает возможность проследить выраженность мотивации достижения участников данного исследования. Для исследования группа была разделена по гендерным признакам, так как тест имеет две формы - мужскую и женскую.
Особый интерес для нас представляли «крайние» показатели - верхние 27%, характеризующие выраженность мотива стремления к успеху и нижние 27% - мотив избегания неудачи. На основе полученных индивидуальных показателей было создано три средних профиля: женский, мужской и общий. Результаты показали, что мужской средний профиль характеризуется равным процентным соотношением мотивов стремления к успеху и избегания неудач (28,6%). Это может свидетельствовать о ситуативности поведения. Этого нельзя сказать о женском среднем профиле, где мотив избегания неудач (44%) незначительно меньше среднего показателя в профиле (56%), а вот стремление к успеху не выражено вовсе (0%). Это может говорить об отсутствии стремления данного женского контингента к успеху, к проявлению некоторых решительных действий для его достижения. В то же время, наблюдается стремление избегать каких-либо действий, возможно, ведущих к неудаче, а также к выполнению заданий по заранее определенному конкретному алгоритму.
60% Т
50%
40%
30%'
20%'
10%'
0%
□ Мужской профиль
□ Женский профиль
□ Средний профиль
*-г
Избегание Средние Стремление к неудач показатели успеху
Рис. 1. Диаграмма средних показателей выраженности стремления к достижению работников музыкально-педагогического колледжа
В среднем профиле (в целом по выборке) обозначилась практически такая же зависимость, как и в женском: избегание неудач - 40,6%, средний показатель - 53,1%, стремление к успеху - 6,3%.
Проанализируем результаты диагностики мотивации успеха и боязни неудач. Для подтверждения полученных данных по диагностике мотивации достижения А. Мехрабиана, была проведена диагностика мотивации успеха и боязни неудач (опросник состоящий из 20 утверждений). Полученные баллы всех испытуемых выборки ранжировались и выделилось 3 основные группы: 1 группа - с ярко выраженной боязнью неудач (3.1%), 2 группа - с выраженностью средних показателей (69,0%) и 3 группа - с ярко выраженной мотивацией успеха (27,9%).
Необходимо отметить, что только 9,3% испытуемых из третьей группы показали высокие, тогда как 18,6% ответов граничат со средними показателями. Эти данные говорят о ситуативности выбора поведения.
□ 19%
□ 6% —
□ 3%
□ 43%
[7
□ Боязнь неудач(1-6)
□ (7-9)
□ Средние показатели(10-12)
□ (13-14)
□ Мотивация успеха(15-20)
128%
Рис. 2. Диаграмма показателей выраженности мотивации успеха и боязни
неудач у работников колледжа
Стоит также заметить, что данная методика показала отличные данные от данных по диагностике мотивации достижения (А. Мехрабиан), где в мужском среднем профиле различий не представлено. Результаты обработки данных отображены в табл. 2.
При сравнении женских профилей, мы можем говорить о ситуативности выбора ответов или неявным выбором поведения в предоставленных списком ситуаций в методике.
Таблица 2
Соотношение полученных данных по методикам диагностики мотивации достижения и мотивации успеха и боязни неудач
Сравнительные данные (Мужской профиль)
Избегание неудач Средние значения Мотивация успеха
Мотивация достижения (по А. Мехрабиану) 28,6% 42,8% 28,6%
Мотивация успеха и боязни неудач 14,3% 42,8% 42,8%
Сравнительные данные (Женский профиль)
Избегание неудач Средние значения Мотивация успеха
Мотивация достижения (по А. Мехрабиану) 44% 56% 0%
Мотивация успеха и боязни неудач 0% 76% 24%
Корреляционный анализ по вышеописанным методикам исследования позволил получить следующие результаты (см. табл.3)
Таблица 3
Корреляционная матрица
Ж К О ОА ТА СП мд МУ
Жизнеобеспечение 1
Комфорт -,062 ,739 1
Общение -,116 ,536 ,453* ,011 1
Общая активность ,372* ,040 ,443* ,013 ,110 ,555 1
Творческая активность ,287 ,118 ,223 ,229 ,207 ,263 ,379* ,035 1
Социальная полезность ,073 ,698 ,453* ,011 ,605** ,000 ,480** ,006 ,671** ,000 1
Мотивация достижения ,095 ,612 ,305 ,095 -,192 ,301 ,147 ,429 ,026 ,889 -,125 ,503 1
Мотивация на успех -,005 ,977 ,422* ,018 -,026 ,891 ,126 ,500 ,207 ,264 ,214 ,248 ,441* ,013 1
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.). **. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).
Наиболее значимые корреляционные связи были выявлены между шкалой «Социальная полезность» и шкалами «Общение» (г = 0,605; р < 0,01),
«Общая активность» (г = 0,408; р < 0,01), «Творческая активность» (г = 0,671; р < 0,01).
Менее значимые между шкалой «Комфорт» и «Общение» (г = 0,453; р < 0,05), «Общая активность» (г = 0,443; р < 0,05), «Социальная полезность» (г = 0,453; р < 0,05), «Мотивация на успех» (г = 0,422; р < 0,05), «Общая активность» и «Жизнеобеспечение» (г = 0,372; р < 0,05). А также между шкалой «Мотивация на успех» и «Мотивация достижения» (г = 0,441; р < 0,05).
Наглядно статистически значимые связи представлены на корреляционном графе (см. рис.3).
Р < 0,05
где:
Ж - Жизнеобеспечение;
К- Комфорт;
О - Общение;
ОА - Общая активность;
ТА - Творческая активность; СП- Социальная полезность; МД - Мотивация достижения; МУ- Мотивация на успех.
Рис.3. Корреляционный граф
Из рисунка 3 видно, что «системообразующими» элементами выступают: «Социальная полезность», «Комфорт», «Общение» и «Общая активность». Факторы мотивации практически не связаны с факторами методики В. Э. Мильмана. Шкала «Жизнеобеспечение» не имеет связей с вышеописанными шкалами.
Результат применения метода главных компонент для всех переменных и варимакс-вращения факторной матрицы отражен на рисунке 4.
0,0
Компонента 1
Рис. 3. График компонент в повернутом пространстве
Данные для мета-анализа по всем шкалам представлены в таблице 4.
Таблица 4
Описательные статистики
Ж К О ОА ТА СП мд МУ
N испытуемых 31 31 31 31 31 31 31 31
Среднее 11,68 10,87 17,94 13,42 19,71 19,03 126,87 13,00
Медиана 12,00 11,00 18,00 15,00 21,00 20,00 125,00 13,00
Стд. отклонение 2,59 3,78 3,75 3,61 4,86 5,02 15,72 2,42
Сравнительный анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
1. У сотрудников музыкального педагогического колледжа можно
направленности мотивационного профиля личности. В работе для них в первую очередь важно не только стремление к активности, но и возможность развития своего творческого потенциала (75%), социальная полезность (71,9%). В целом по выборке, общежитейский мотивационный профиль менее выражен. Однако, для 59% педагогов доброжелательные отношения и общение в коллективе играют немаловажную роль как мотиватор.
2. Результаты исследования выраженности мотивации достижения у работников музыкально-педагогического колледжа показали, что мужской средний профиль характеризуется средними показателями, что говорит о недостаточной выраженности, как мотива избегания неудач, так и стремления к достижениям. В женском среднем профиле мотив избегания неудач незначительно меньше среднего показателя в профиле, что говорит об отсутствии стремления к успеху, к проявлению некоторых решительных действий для его достижения. В то же время, наблюдается стремление избегать каких-либо действий, возможно ведущих к неудаче, а также к выполнению заданий по заранее определенному конкретному алгоритму. В среднем профиле (в целом по выборке) обозначилась такая же тенденция.
3. По методике диагностики мотивации успеха и боязни неудач ярко выражены средние показатели, что говорит о недостаточной выраженности мотивов стремления к успеху в работе и боязни неудач у работников педагогического коллектива.
Наше исследование было проведено на базе образовательного учреждения, находящегося в стадии реорганизации, что влечет за собой изменение системы мотивирования трудовой деятельности педагогов, чем определяется практическая значимость данного исследования. В результате исследования мы выяснили, что работникам педагогического коллектива свойственен рабочий мотивационный профиль личности, в рамках которого ярко выражены такие параметры, как «творческая активность» и «социальная полезность», а также для педагогов наиболее значимыми мотивационными факторами трудовой деятельности являются интересная работа, хорошие отношения в коллективе, подтвердилась качественным и количественным
диагностировать представленность, в основном, рабочей
анализом полученных данных. Несмотря на то, что существует масса теоретических исследований мотивации трудовой деятельности, в последнее время наблюдается острая нехватка конкретных прикладных исследований проблемы мотивации персонала и программ рекомендации по оптимизации мотивационного климата в коллективе. Вышесказанное определяет перспективы наших дальнейших исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аширов Д. А. Трудовая мотивация. - М.: Проспект, 2005. - 444 с.
2. Большой психологический словарь. - СПБ.: Прайм-Еврознак, 2004. - 672 с.
3. Виханский О. С. Менеджмент: учеб. для студентов. - М.: Экономист, 2007. - 283 с.
4. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности. - М.: ИНФРА; 2008. - 464 с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2007 - 384 с.
6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПБ.: Питер, 2008. - 512 с.
7. Кокурина И. Г. Социально-психологический анализ смыслообразующей фуункции мотивации жизнедеятельности социального индивида. Вестник Моск. ун-та. Сер.14, Психология. - М. - 2007. - №1. - С. 73-86.
8. Лидерство / Под ред. И. П. Марченко. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 257 с.
9. Макклелланд Д. Мотивация человека. - СПб.: Питер Пресс, 2007. - 669 с.
10. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Изд-во института психотерапии, 2002. - 488 с.
11. Хенхаузен X. Мотивация и деятельность. - СПБ.: Питер, 2003. - 859 с.
12. Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. - М.: Гросс Медиа, 2005. -224 с.
REFERENCES
1. Ashirov D. A. Trudovaia motivatsiia [Work motivation]. Moscow, Prospekt., 2005.444 p.
2. Bol'shoi psikhologicheskii slovar' [Large dictionary of psychology]. Saint Petersburg, Praim-Evroznak., 2004. 672 p.
3. Vikhanskii O. S. Menedzhment: uchebnik dlia studentov [Management: textbook for students]. Moscow, Ekonomist., 2007. 283 p.
4. Egorshin A. P. Motivatsiia trudovoi deiatel'nosti [Motivation of labour activity]. Moscow, INFRA., 2008. 464 p.
5. Zimniaia I. A. Pedagogicheskaiapsikhologiia [Pedagogical psychology]. Moscow, Logos., 2007. 384 p.
6. Il'in E. P. Motivatsiia i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg, Piter., 2008. 512 p.
7. Kokurina I. G. Socio-psychological analysis of the meaning function motivation social life of the individual. Vestnik moskovskogo universiteta - Vestnik of Moskow University, 2007. no.1. pp.73-86 (in Russian).
8. Marchenko I.P. Liderstvo [Leadership]. Moscow, Alpina Business books., 2006. 257 p.
9. Makklelland D. Motivatsiia cheloveka [Motivation of a person]. Saint Petersburg, Piter Press., 2007. 669 p.
10. Fetiskin N. P. Sotsial'no-psikhologicheskaia diagnostika razvitiia lichnosti i malykh grupp: uchebnoe posobie dlia studentov vuzov [Socio-psychological diagnostics of the development of individuals and small groups: a textbook for University students]. Moscow, Publishing house of Institute of psychotherapy, 2002. 488 p.
11. Khenkhauzen Kh. Motivatsiia i deiatel'nost'[Motivation and activity]. Saint Petersburg, 2003. 859 p.
12. Shapiro S. A. Motivatsiia i stimulirovanie personala [Motivation and stimulation of the personnel]. Moscow, Gross Media, 2005. 224 p.
Остапенко Роман Иванович (Российская Федерация, Воронеж) - Кандидат педагогических наук, заместитель директора по науке и инновациям ООО «Экологическая помощь». E-mail: [email protected]
Ostapenko Roman Ivanovich (Russian Federation, Voronezh) - Ph.D. in Pedagogy, Deputy director for science and innovations LLC «Ecological help». E-mail: [email protected]
Информация об авторе
Information about the author
яЖч