Научная статья на тему 'Эмпирические предпосылки совершенствования системы управления трудовыми ресурсами на основе оценки сбалансированности регионального рынка труда'

Эмпирические предпосылки совершенствования системы управления трудовыми ресурсами на основе оценки сбалансированности регионального рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / LABOUR / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOUR RESOURCES / РЕГИОН / REGION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ / DYNAMICS FACTORS / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметова Фаина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы сбалансированности регионального рынка труда, раскрывается авторский подход к построению более эффективного механизма управления формированием, развитием и использованием трудовых ресурсов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRIC PRECONDITIONS OF MANPOWER RESOURCES MANAGEMENT SYSTEM IMPROVEMENT ON THE BASIS OF REGIONAL LABOUR MARKET BALANCE EVALUATION

In the article the questions of regional labour market balance are carried out; the author’s approach to the construction of the more effective mechanism of region labour resources forming, development and usage management is revealed.

Текст научной работы на тему «Эмпирические предпосылки совершенствования системы управления трудовыми ресурсами на основе оценки сбалансированности регионального рынка труда»

УДК 331.5.024.54

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

Ф.Н. Ахметова

Ивановский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

В статье рассматриваются вопросы сбалансированности регионального рынка труда, раскрывается авторский подход к построению более эффективного механизма управления формированием, развитием и использованием трудовых ресурсов региона.

Ключевые слова: труд, трудовые ресурсы, регион, социально-экономическое развитие, факторы динамики, рынок труда, управление.

Процессы экономических трансформаций в российской экономике находят отражение в динамике количественных и качественных характеристик формирования, использования и развития трудовых ресурсов. В связи с этим заслуживает внимания вопрос о методическом обосновании механизма совершенствования системы управления трудовыми ресурсами на уровне региона.

Актуальность данного вопроса связана с тем, что построение эффективного и гибкого механизма управления социально-экономическим развитием страны возможно только на основе аналогичного подхода к управлению на уровне отдельных субъектов РФ. Важнейшим элементом региональной экономической системы являются трудовые ресурсы, которые следует, в соответствии с целями исследования, сегментировать по тем или иным значимым признакам, вследствие различий в динамических, либо качественных характеристиках.

Традиционные методы управления трудовыми ресурсами, в основном, учитывают количественные параметры, вследствие чего, сложившаяся ситуация характеризуется на рынках труда отдельных регионов различными аспектами структурной несбалансированности. Наличие несбалансированности в данном сегменте

экономики требует комплексного подхода к управлению трудовыми ресурсами.

При этом надо учесть, что трудовые ресурсы являются тем фактором производства, который имеет решающее значение для достижения сбалансированности с другими составляющими региональной экономической системы и выступает либо ограничителем реализации экономических возможностей региона, либо важнейшим фактором подъема экономики. Обеспечение всех видов деятельности рабочей силой с соответствующими количественными и качественными характеристиками является необходимым условием наращивания социально-экономического потенциала региона в соответствии со стратегией его развития.

С точки зрения теоретического анализа, количественная характеристика трудовых ресурсов рассматривается как величина запасов труда, которыми располагает регион. Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая по возрасту и состоянию здоровья способна производить материальные и духовные блага, а также оказывать услуги. Трудовые ресурсы включают экономически активное население (фактически занятые в общественном производстве и безработные), а также не-

занятое по тем или иным причинам (экономически неактивное население).

Численность трудовых ресурсов Ивановской области ежегодно сокращается, и в 2011 году составляла 626,3 тыс. человек или 59,4 % от общей численности населения. В структуре трудовых ресурсов трудоспособное население в трудоспособном возрасте составляет наибольшую долю и по данным за 2011 г. Данный показатель оценивался как 93,1%. В динамике по данным официальной статистики, происходит неуклонное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста в численности занятого населения. Такая ситуация характерна в целом для РФ. Это является первичным фактом, свидетельствующем об отсутствии устойчивости в развитии социально-экономических процессов на региональном и общенациональном уровне, т.к. текущая обеспеченность рабочей силой связана с использованием «резервных источников».

Среди статистических показателей оценки трудовых ресурсов региона можно выделить следующие группы: количественные, качественные, миграционные, показатели эффективности.

Количественные характеристики трудовых ресурсов в настоящих условиях находятся под растущим влиянием миграционных процессов, в результате которых происходит обмен трудоспособным населением между территориями или регионами. Увеличение положительного миграционного сальдо в Ивановской области считается необходимым, что связано не только с естественной убылью населения, но и с уменьшением численности трудоспособного населения региона. В текущем периоде в трудоспособный возраст вступает малочисленное поколение родившихся в 90-х годах ХХ столетия, что определяет общую тенденцию уменьшения численности трудовых ресурсов. В результате этих процессов более высокая динамика экономического развития сопровождается риском необеспеченности трудовыми ресурсами.

В настоящее время миграция в регионе представлена как двусторонний поток. Проведенный анализ соответствующих данных по Ивановской области показал, что в 2011 году миграционное сальдо компенсировало естественную убыль населения только на 11,6 %, и это на фоне того, что естественная убыль населения Ивановской области характеризуется устойчивой тенденцией к снижению, а миграционное сальдо выросло в 2011 году на 39,5% [2]. Качественные характеристики трудовых ресурсов, выбывающих за пределы территории Ивановской области, и граждан, прибывающих из других регионов (в основном, Узбекистана, Армении, Азербайджана и Киргизии) по уровню образования имеют принципиальные отличия. Ввиду этого, в Ивановской области миграционная ситуация является неблагоприятной, так как не происходит полного замещения лиц более высокой квалификации, выезжающих для работы за пределы области и прибывающими мигрантами. В квалификационной структуре мигрантов значительное положительное сальдо миграционного прироста наблюдается по квалификационной группе лиц, которые не имеют среднего общего образования. Происходящие миграционные процессы можно расценивать как фактор, формирующий в перспективе дополнительные аспекты несбалансированности, при условии прогрессивных изменений в отраслевой структуре экономики. В целом, миграционные процессы требуют серьезного внимания со стороны государства, т.к. существует ряд иных аспектов несбалансированности данного процесса.

Уровень образования, достигнутая квалификация и состояние здоровья населения являются важнейшими качественными характеристиками трудовых ресурсов. Действительно, степень профессионализма работников всегда расценивается как наиболее важный фактор, обеспечивающий достижение целей развития, решение сложных задач на разном уровне

управления. При этом, необходимо учесть, что номинальный уровень образования в современных условиях не всегда характеризует соответствующую квалификацию работников. Но данный аспект оценки качества рабочей силы нуждается в применении специальных методик экспертных оценок и не может быть выполнен по той информационной базе, которая обеспечивает анализ состояния трудовых ресурсов на уровне региональной экономики.

В целом, по Ивановской области наблюдается высокий уровень образованности рабочей силы. Это является одной из особенностей региона и, в свою очередь, обусловлено таким историческим фактором как уровень развития системы среднего профессионального и высшего образования. Но существует противоречие между достаточно высоким уровнем образования и уровнем профессиональной квалификации населения, с одной стороны, и относительным уменьшением числа рабочих мест, действительно требующих высокого уровня образованности, с другой. Нередко квалифицированные кадры сталкиваются с проблемой отсутствия подходящих рабочих мест, соответствующих их квалификации и опыту. Одновременно, работодатели заявляют о недостаточном количестве высококвалифицированных кадров. Таким образом, налицо разбалан-сированность рынка труда. Причём, данный аспект разбалансированности является сложным для анализа в силу отсутствия систематизированной и достоверной информации по его характеристике, и в силу того, что характеризует более сложные дисбалансы стратегического плана. Речь идёт об автономности развития системы профессионального образования, когда состав специальностей и плановые цифры набора специалистов по специальностям в значительной степени определялись, исходя из соображений конъюнктурного подхода.

Если оценивать качество трудовых ресурсов Ивановской области с точки зре-

ния состояния здоровья, то статистические данные свидетельствуют о том, что на протяжении последнего десятилетия не сложилось устойчивой тенденции улучшения здоровья населения в целом, и в том числе той его части, которая относится к трудовым ресурсам, экономически активному населению. Это нашло свое выражение не только в количественном росте потерь вследствие преждевременной смертности, но и в качественной деформации этих потерь.

Квалификационные характеристики лиц, ищущих работу, оказывают влияние и на показатели безработицы, обуславливая такое явление как структурную безработицу. Структурная безработица - характерное явление для Ивановской области и обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест ввиду технологических изменений в производстве. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, в Ивановской области в 2011 году составил 6,5%. Но в структурном составе регистрируемой безработицы особенно велика доля лиц с начальным профессиональным и средним общим образованием (28% и 32,6% соответственно) [2]. В то время как среди населения с высшим профессиональным образованием уровень безработицы наименьший и составляет 2,9% экономически активного населения. Данные обследования населения по проблемам занятости показывают, что чем выше уровень образования, тем ниже безработица.

Кроме этого, для Ивановской области свойственны и иные виды безработицы, а именно, вынужденная, добровольная, циклическая.

Ведущее место среди показателей эффективности использования трудовых ресурсов принадлежит производительности труда. Данный показатель в настоящее время не имеет утверждённой методологии расчёта на уровне отраслей и видов дея-

тельности, на уровне национальной и региональной экономики. Поэтому, для того, чтобы оценить эффективность труда в масштабах хозяйственного комплекса Ивановской области, применён индекс производительности труда, рассчитанный на основе соотношения индекса физического объема выпуска по видам экономической деятельности и индекса численности занятых.

Расчёты показывают, что темпы роста производительности труда в важнейших секторах экономики являются недостаточными для обеспечения более высоких темпов роста заработной платы. Некоторое превышение коэффициентов роста над средними значениями наблюдается лишь в тех секторах экономики, доля которых в

совокупном объёме регионального производства сравнительно мала (таблица 1).

Для нашей области с позиций повышения качества и устойчивости развития экономики особое значение имеет управление трудовыми ресурсами в сфере промышленного производства. В 2011 году в структуре валовой добавленной стоимости Ивановской области наибольшую долю занимают обрабатывающие производства -22,2%, а также оптовая и розничная торговля - 15,2%, строительство - 11,9%. Но постепенно формируются структурные изменения экономики, которые обусловлены различиями в темпах роста отдельных видов экономической деятельности, что объясняется различиями в инвестиционной активности отдельных отраслей.

Таблица 1

Индекс производительности труда по данным Ивановской области (рассчитан на основе соотношения индекса физического объема выпуска по видам экономической деятельности и индекса численности занятых по видам экономической деятельности [2])

Вид экономической деятельности 2007 2008 2009 2010

Сельское хозяйство, охота и лесное 0,999 0,953 1,017 0,971

хозяйство

Добыча полезных ископаемых 0,940 1,04 0,717 1,32

Обрабатывающие производства 1,116 1,006 0,771 1,154

Производство и распределение элек- 1,056 0,952 0,992 1,028

троэнергии, газа и воды

Строительство 1,069 1,221 1,056 0,967

Оптовая и розничная торговля; 1,226 1,294 0,881 1,020

ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и

предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны 1,103 1,023 0,972 1,228

Транспорт и связь 1,09 1,043 0,930 1,025

Операции с недвижимым имущест- 1,179 1,095 0,971 0,867

вом, аренда и предоставление услуг

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обя- 1,026 1,0 0,942 1,077

зательное социальное обспечение

Образование 0,983 1,002 0,967 1,029

Здравоохранение и предоставление 0,989 0,980 1,017 0,988

социальных услуг

Предоставление прочих коммуналь- 1,038 0,992 0,964 0,879

ных, социальных и персональных ус-

луг

Проанализировав совместно структуру ВРП и инвестиции по видам экономической деятельности, можно сделать выводы об ожидаемых изменениях в структуре экономики и спросе на специалистов. Основные структурные сдвиги в инвестиционных потоках по Ивановской области выражаются в существенном росте доли инвестиций в транспорт и связь (54,2% в 2011 г.) и в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (14,1%). Выполненное сопоставление динамических показателей по структуре валовой добавленной стоимости, структуре инвестиций по видам экономической деятельности показывает, что можно прогнозировать повышение спроса на специалистов только в нескольких секторах региональной экономики - в сфере энергетики, торговли, операций в сфере недвижимости.

При этом, следует отметить, что изменения в структуре подготовки специалистов происходят медленно, недостаточно взаимосвязаны процессы насыщения экономики специалистами нужного профиля и уровня подготовки и реальные тенденции хозяйственной жизни. Профессионально-квалификационная структура трудовых ресурсов во многих случаях не соответствует потребностям производства. Отсюда возникает структурная несбалансированность на рынке труда профессионально-квалификационного плана. Анализ темпов роста выпуска специалистов

государственными образовательными учреждениями и коэффициентов пополнения трудовых ресурсов области специалистами, выпускаемыми

государственными образовательными учреждениями области, показал, что в нашем регионе существует проблема несоответствия сложившегося типа занятости наметившимся изменениям в структуре экономики. Недостаточно специалистов в таких отраслях как транспорт и связь, наука и научное обслуживание, машиностроение и

металлообработка и некоторых других. Выпуск по специальностям экономики и управления, гуманитарными науками, превышает перспективные потребности в специалистах этого профиля с учётом высокой насыщенности ими в текущем периоде.

Главной причиной несбалансированности на рынке труда является отсутствие комплексного подхода к управлению трудовыми ресурсами на основе стратегии развития хозяйственного комплекса региона.

Таким образом, значение более эффективной системы управления трудовыми ресурсами Ивановской области в целях её прогрессивного развития очевидно. Решение вопросов эффективной занятости, трудовой миграции,

совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров, создание условий для внедрения новых технологий в различных видах экономической деятельности, эффективность отраслевого распределения рабочей силы является одной из первостепенных задач органов региональной власти на ближайшие десятилетия.

Реализация программ содействия занятости населения в настоящее время, некоторых дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда не позволяют обеспечить принципиальное повышение эффективности системы управления трудовыми ресурсами.

Для этого необходимо создание и постоянное совершенствование методологии прогнозирования основных социально-экономических показателей и применение полученных выводов в практике управления региональным развитием. Эта работа должна быть направлена на достижение более высокого уровня сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, создание условий для более эффективного развития общественного производства на долгосрочный период.

Цели, определённые стратегией социально-экономического развития региона, должны быть проработаны в плане создания практического механизма их реализации, т.к. отдалённость временных сроков достижения целевых показателей и значительное превышение целевых ориентиров над достигнутыми текущими значениями основных социально-экономических показателей указывают, во-первых, на сложность достижения значений, обозначенных в качестве целевых показателей к 2020 году, во вторых, на слабую взаимосвязь стратегических и текущих значений многих социально-экономических индикаторов. Цели должны быть поэтапно конкретизированы, т.к. по отношению к жизни отдельного человека с его способностями, опытом и квалификацией, 10 лет - это зна-

чительный этап жизни и потому необходимо, чтобы стратегические, отдалённые, цели сочетались с целями более краткосрочного плана, позволяющими более эффективно использовать трудовые ресурсы уже на современном этапе развития.

В связи с этим, в механизме управления трудовыми ресурсами представляется возможным выделить три составляющие в зависимости от временных характеристик реализуемых мер в сфере занятости. Методологическое обеспечение механизма управления трудовыми ресурсами, с учётом предлагаемых аспектов, включает адаптированные и широко применяемые методы, которые в данном случае находят комплексное применение, что позволяет улучшить качество системы управления трудовыми ресурсами.

Таблица 2

Укрупнённая схема системы управления трудовыми ресурсами на основе оценки структурных аспектов сбалансированности регионального рынка труда и тенденций

развития экономики региона

Составляюшая Цель Методы

Реагирование по отклонениям Соответствует функциям службы занятости Учёт, обучение

Аналитическая Выявление факторов среднесрочного характера, влияющих на уровень занятости в регионе Корреляционно-регрессионный анализ

Стратегическая Обоснование перспективных параметров Анализ и синтез, SWOT-анализ, динамический анализ

Первая составляющая - это те функции, которые сейчас осуществляют органы государственной службы занятости. Они являются сферой «рефлексивного» управления, т.е. помогают тем, кто уже потерял работу.

Вторую составляющую механизма управления трудовыми ресурсами предлагается сформировать в рамках функционирующих органов исполнительной власти совместно с научно-исследовательской сферой, а именно в рамках данного блока предлагается проведение анализа ключевых факторов, определяющих специфику ситуации на рынке труда каждого региона. Как показали проведённые исследования,

данные факторы разные по регионам ввиду некоторых объективных различий в условиях развития социально-экономической сферы.

Третья составляющая механизма управления трудовыми ресурсами предполагает обоснованный состав стратегических ориентиров, в соответствии с которыми следует осуществлять политику в рамках второго блока, направленную на корректировку текущей ситуации в целях движения занятости в соответствии со стратегическими целями.

На каждом этапе применяется система методов, которые, в соответствии с содержанием данной работы, позволяют

обеспечить достижение поставленных целей.

Предлагаемая модель формирования системы управления (рис. 1) отличается «привязкой» текущей ситуации к тенденциям развития региона, что позволяет управлять таким сложным сегментом рыночной

экономики, каким является рынок трудовых ресурсов, в соответствии с обоснованными стратегическими целями развития региона и функциональным предназначением трудовых ресурсов как важнейшего фактора, обеспечивающего возможности реализации стратегических программ.

Рис. 1. Модель формирования системы управления

На данной схеме особо выделена именно та взаимосвязь, которая на текущем этапе недостаточно методически разработана. Это имеет особую актуальность в связи с тем, что реализация любой стратегии должна быть обеспечена всеми необходимыми факторами и, в том числе, трудовыми ресурсами с позиции количественного и качественного соответствия. Для этого предлагается выявлять доминирующие факторы, влияющие на уровень занятости в регионе. Данный блок анализа легко встраивается в действующую систему управления, модифицируя организационную структуру системы под актуальные задачи стратегического управления. Методически такой анализ выполняется с помощью корреляционно-регрессионного анализа, а также специальных программ, облегчающих трудоёмкие расчёты оценки взаимосвязи по большим информационным массивам.

Доминирующие факторы влияния на состояние рынка труда оцениваются посредством выбора в качестве результативного признака уровня занятости населения региона. В таком виде оценка конъюнкту-

ры рынка труда приобретает динамический характер, нацеленный на выявление стратегически важных направлений управленческих воздействий. В условиях отсутствия такого механизма стратегического управления рынком труда влияние тенденций развития экономики на конъюнктуру этого рынка имеет опосредованный характер, эффективность которого ниже чем при более фокусированном формировании необходимых изменений в качественных характеристиках трудовых ресурсов региона.

Региональные особенности достаточно отчётливо проявляются в составе факторов, которые оказываются наиболее значимыми в оценке влияния на уровень занятости в пределах каждой территории. Если ретроспективный анализ влияния данных факторов выполнен за достаточно длительный период, то выявленные факторы отражают фактические тенденции, учёт которых в обосновании стратегии только улучшит её качество. При этом, можно заметить, что в обосновании перспективных параметров региональной экономики далеко не всегда соблюдается баланс между фактическими характеристиками регио-

нальной экономики и стратегическими моделями. Баланс, как правило, нарушается вследствие большей привлекательности идеальных моделей будущей экономики, но при этом нет чёткого видения того, какие характеристики факторов производства необходимы для будущей модели и достижимы ли они на базе достигнутых параметров в стратегически обозначенные сроки.

Отчасти, применительно к рынку трудовых ресурсов, данное несоответствие может быть преодолено на основе стратегического анализа структурной сбалансированности регионального рынка труда.

Отдельным направлением предлагаемого механизма управления трудовыми ресурсами является формирование методики, направленной на выявление соответствия между профилем подготовки специалистов в системе профессионального образования и тенденциями в изменении отраслевой структуры экономики.

В этом случае, управление трудовыми ресурсами будет по существу являться целенаправленным воздействием на объект, и будет рассматриваться не как разовый акт, а как последовательная серия целенаправленных действий, предусматривающих или осуществляющих определенного рода изменения в управляемой подсистеме. В настоящее время управление трудовыми ресурсами реализуется в виде «мягкой модели» - регулирования, которое учитывает и опирается на саморегулирующий потенциал рынка труда, но при этом, ни конструирования, ни целенаправленного формирования объекта управления не происходит. «Мягкая модель» дей-

ствует в границах наличного объекта, усиливая одни и ослабляя другие, может осуществляться в двух формах - в сознательной (целенаправленной) и стихийной (латентной) [1]. Специфика управления трудовыми ресурсами с необходимостью требует того, чтобы принятие решений определялось не только целями управления и степенью достижения этих целей, но и состоянием объекта управления в каждом временном периоде.

Проведённый анализ показал, что на современном этапе проблема структурных дисбалансов характеризуется различными аспектами, которые не могут быть нивелированы в рамках «мягкой модели». Поэтому, в процессе повышения эффективности управления трудовыми ресурсами региона необходимо использовать и рыночные и нерыночные механизмы.

Предлагаемый механизм позволяет рассмотреть процесс формирования и использования трудовых ресурсов в совокупности взаимосвязей различных характеристик, в соответствии с их качественным содержанием и количественной динамикой, что в настоящий момент недостаточно учитывается при определении стратегических целей и разработке перспективных программ развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения. Монография. -М.: Научный эксперимент, 2008. - 232с.

2. Труд и занятость в Ивановской области: Статистический сборник. - Иваново: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ивановской области, 2012.

Рукопись поступила в редакцию 29.01.2014.

EMPIRIC PRECONDITIONS OF MANPOWER RESOURCES MANAGEMENT SYSTEM IMPROVEMENT ON THE BASIS OF REGIONAL LABOUR MARKET BALANCE EVALUATION

F. Ahmetova

In the article the questions of regional labour market balance are carried out; the author's approach to the construction of the more effective mechanism of region labour resources forming, development and usage management is revealed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: labour, labour resources, region, social and economic development, dynamics factors, labour market, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.