ЭМПИРИЧЕСКАЯ АПРОБАЦИЯ БАТАРЕИ МИКРОСТРУКТУРНЫХ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОГНИТИВНЫХ РЕСУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛОВ
А. Б. Леонова, И. В. Блинникова, Т. А. Злоказова
Аннотация: В статье описывается новый диагностический инструмент, призванный оценить возможности профессионалов при обработке информационных потоков и принятии решений. Работа была выполнена при поддержке фонда РФФИ; грант № 11-06-00463-а.
Ключевые слова: психодиагностика, компьютеризированные методики, когнитивные ресурсы.
Summary: The article concerns a new diagnostic instrument which purpose is to assess professionals' potential in information streams processing and in solution making. This research was supported by Russian Foundation of Fundamental Research: project №11-06-00463-а.
Keywords: psychodiagnostics, computerized methods, cognitive resources.
На протяжении последних десятилетий мы являемся свидетелями того, как профессиональная деятельность претерпевает качественные изменения. Работа специалистов разного профиля (независимо от того, являются ли они инженерами, журналистами, операторами атомных станций или сотрудниками правоохранительных органов) опосредуется информационными системами [2, 3, 7]. Все чаще успех зависит от возможностей быстрой переработки больших объемов информации, ее анализа и принятия решений [1]. В то же время пока отсутствуют качественные средства экспресс-оценки когнитивных ре-
сурсов *, которые можно было бы использовать не только на этапе предварительной диагностики когнитивных способностей профессионалов, но и непосредственно в процессе трудовой деятельности. Диагностические инструменты такого рода позволяли бы осуществлять мониторинг состояния работающего человека и потенциал выполнения им профессиональных задач. Подобная диагностика является необходимым звеном для раннего выявления состояний утомления и сбоев в работе операторов, без нее сложно установить тонкие градации их функциональных состояний, например выделить стадии компенсируемых и некомпенсируемых сдвигов [8]. Мы поставили задачу разработать комплексную методику оценки когнитивных ресурсов, пригодную для использования в различных ситуациях реальной деятельности с точки зрения их адекватности содержанию трудовых задач.
Теоретические основания
Для решения поставленной задачи в лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова была разработана батарея диагностических методик микроструктурно-го типа, позволяющих оценить эффективность отдельных компонентов и уров-
* Под когнитивными ресурсами понимается система ментальных средств, определяющих качественные и количественные характеристики выполнение познавательных задач в текущий момент времени.
Рис. 1. Модель рабочей памяти по А. Бэддели как база для разработки диагностического комплекса
ней когнитивной переработки. В основу разработки диагностического комплекса методик была положена модель рабочей памяти Алана Бэддели [12] (рис. 1) *.
Рабочая память в данном подходе рассматривается как функциональное звено познавательной деятельности, обладающее ограниченной пропускной способностью. Именно от того, насколько эти ограничения серьезны, зависит решение когнитивных задач здесь
* Первоначально структурная модель рабочей
памяти была предложена в его работе с Грэхемом Хитчем [13], но затем получила дальнейшее развитие. Более подробно с теоретическими идеями Бэд-дели на русском языке можно ознакомиться в монографии Б.М. Величковского [6].
и сейчас, а следовательно, и то, насколько успешно человек поймет, проанализирует, трансформирует поступающую информацию, сделает выводы, примет необходимое решение и выберет адекватный ответ.
Ограничения рабочей памяти связаны с возможностью как хранения информации (мнемический компонент), так и осуществления когнитивных операций (операциональный компонент). Поступление информации в рабочую память контролируется благодаря аттенцио-нальным процессам (вниманию). Распределение ресурсов и управление различными процессами в рабочей памяти
связаны с работой центрального исполнителя (процессора). Кроме того, в рабочей памяти выделяются две подструктуры, характеризующиеся разными способами информационной обработки—вер-бальной и зрительно-пространственной, которые каждая по-своему взаимодействуют со структурами долговременного хранения информации. Эпизодический буфер является накопителем информации, он связывает в единую цепь образную и вербальную ветви когнитивной обработки, создает события и формирует поведенческие ответы.
Неоднократно демонстрировалось, что компоненты рабочей памяти тесным образом связаны с функциональным состоянием человека, и их возможности изменяются под влиянием различных факторов, в частности дополнительных информационных и эмоциональных нагрузок [5, 8, 19].
Мы полагали, что диагностика доступных когнитивных ресурсов требует оценки всех компонентов рабочей памяти. Представлялось целесообразным с помощью создания специализированных методик детализировать знания о структурных изменениях на уровне тех звеньев системы переработки информации, которые в наибольшей степени подвержены неблагоприятным воздействиям. В связи с этим в разрабатываемый комплекс вошли следующие тесты: «Объем внимания», призванный диагностировать текущие возможности внимания, его распределения и устойчивости; «Оперативная память» и «Поиск в кратковременной памяти», позволяющие оценить характер взаимодействия процессуальных и мнемических компонентов рабочей памяти, «Ментальные вращения», ориентированный на про-
верку функциональных возможностей образно-пространственного блокнота и «Анаграммы», оценивающий фонологическую петлю. Дадим их более подробное описание.
Структура диагностического комплекса
«Объем внимания». Данная методика предназначена для количественной оценки показателей объема, распределения и временной устойчивости внимания по отношению к значимой зрительной стимуляции. Тест состоит в демонстрации на экране монитора последовательности матриц 3 х 3 с расположенными в случайном порядке стимулами. В каждой пробе испытуемый должен определить пространственное расположение стимулов и воспроизвести его с помощью цифровой клавиатуры. Диагностическими показателями являются число правильных ответов и быстрота ответов (время реакции) в соотношении с количеством стимулов и длиной их последовательности.
В качестве стимулов могут быть использованы точки или цифры. Временные параметры предъявления стимуль-ного материала могут варьировать в широких пределах. В частности, время экспозиции матрицы стимулов можно задать от 50 до 600 мс с шагом в 50 мс. Существует два режима предъявления: в первом каждая следующая матрица в последовательности появляется на экране через заданный промежуток времени, независимо от того, ответил испытуемый или нет, во втором — через определенный интервал после нажатия клавиши «Ввод». Все параметры задают перед началом тестирования и по ходу тестирования не меняют [4].
«Оперативная память». Данная методика предназначена для оценки эффективности процессов запоминания и осуществления простых преобразований только что поступившей зрительной информации. Тестовая серия состоит из нескольких проб, количество которых может меняться. Испытуемому последовательно предъявляют 5 цифр, которые он должен сложить друг с другом, а затем воспроизвести полученные результаты (суммы). Диагностическими показателями служат число правильных ответов и время реакции (с учетом позиции ответа в серии предъявлений цифр).
Последовательность цифр формируется случайным образом из набора от 0 до 9 так, чтобы суммы последовательно предъявляемых цифр не превышали девяти. Цифры предъявляются на одном и том же месте, сменяя друг друга. После предъявления всей серии испытуемый должен ввести по порядку четыре полученные суммы. После последнего ответа через фиксированный интервал начинается предъявление следующей серии [5].
Все основные временные параметры предъявления информации в одной тестовой серии могут варьировать в определенных диапазонах: время экспозиции каждой цифры можно задать в пределах от 50 до 500 мс, а интерстимуль-ный интервал — от 50 до 1000 мс.
«Поиск в кратковременной памяти». Тест был создан на основе методики опознания С. Стернберга. Он предназначен для оценки стратегий поиска информации, хранящейся в кратковременной памяти (последовательный исчерпывающийся поиск, последовательный само-оканчивающийся поиск, параллельный поиск и смешанный тип выполнения). При прохождении данного теста испы-
туемый должен выполнить ряд проб, в каждой из которых ему предъявляют небольшую по объему (от 2 до 12) последовательность знаков, это могут быть цифры или буквы. Необходимо определить, присутствовал ли в этой последовательности предъявляемый отдельно тест-стимул. Этот элемент поиска выбирается из используемого набора сти-мульного материала, он с заданной вероятностью может присутствовать или не присутствовать в предъявляемой последовательности. Главным регистрируемым параметром является время реакции на положительные («да») и отрицательные («нет») ответов, соотношение которых в зависимости от количества предъявляемых элементов позволяет определить стратегию поиска информации в памяти. Оценка количества правильных и неправильных ответов выполняет контролирующую функцию [10].
Основные параметры предъявления стимульного материала так же, как и в предыдущих тестах, могут варьировать: время экспозиции каждого элемента в предъявляемой последовательности и тест-стимула — от 50 до 500 мс, а величина интерстимульного интервала между элементами последовательности — от 50 до 1500 мс. Помимо этого, можно менять количество проб в каждой серии и число самих серий.
«Ментальные вращения». Методика предназначена для оценки эффективности манипулирования зрительными образами предъявляемых по-разному ориентированных объектов. В качестве сти-мульного материала в данной методике используются сложные геометрические фигуры. Существует два набора: один состоит из двумерных фигур, которые напоминают используемые в исследова-
нии Л. Купера [15], второй — из трехмерных фигур, используемых в исследовании Р. Шепарда [20]. Испытуемому нужно выполнить определенное количество проб, в каждой из которых предъявляются пары фигур. Первая фигура каждой пары служит эталоном, а вторая — тестовым стимулом, который либо соответствует эталону в одной из возможных пространственных ориентаций, либо отличается от него своей конфигурацией. От испытуемого требуется установить, идентичны ли пары предъявленных фигур, и дать ответ—«да» или «нет». Выполнение такого сравнения осуществляется на базе операций мысленного вращения. В одном сеансе тестирования может предъявляться от 5 до 20 пар, близких по графике исполнения и уровню геометрической сложности. Время экспозиции каждой пары фигур может варьировать в пределах от 20 до 1000 мс [14].
«Анаграммы». Данная методика предназначена для оценки эффективности процессов обработки вербального материала в рабочей памяти с включением активного взаимодействия с долговременным семантическим хранением. Испытуемый должен из наборов букв составить осмысленные слова, ментально осуществляя перестановки букв. Для успешного выполнения необходимо полноценное кодирование и сохранение всей предъявленной информации, а также ее постоянные трансформации на основе операций проговарива-ния. Именно поэтому предположительно нагружается фонологическая петля.
В качестве стимульного материала используются сто бессмысленных четырехбуквенных наборов, из которых можно безальтернативным способом составить осмысленные слова. Половина
слов, заложенных в решение анаграмм, являются высокочастотными, а другая половина — низкочастотными. Последовательность предъявления анаграмм продуцируется случайным образом, но с условием, что в ходе одного тестирования они не должны повторяться. Каждая анаграмма предъявляется отдельно и побуквенно. После последовательного предъявления четырех букв испытуемый должен ввести слово-ответ с помощью стандартной буквенной клавиатуры. Вводимые испытуемым ответы отображаются на экране, при этом он имеет возможность исправлять ошибки и вносить корректировки до тех пор, пока не подтвердит сделанный ответ нажатием кнопки «Ввод». Время экспозиции каждой буквы может варьировать от 50 до 200 мс, интерстимульный интервал между двумя буквами — от 50 до 1000 мс [17].
Использование описанного комплекса методик создает возможности для того, чтобы:
- расчленить операции, обеспечивающие удержание и обработку информации в рабочей памяти;
- определить роль активных преобразований образной информации, предъявляемой в зрительной форме и не требующей вербально-акустического кодирования;
- выделить разные уровни семантической обработки информации, представленной в вербальной форме и активизирующей процессы взаимодействия кратковременной и долговременной памяти;
- проследить изменения в структуре исполнительных действий, реализующихся на этапах подготовки ответа и непосредственно моторной реакции [8].
Отобранные методики были включены компьютеризированный пакет, содержащий следующие блоки:
1) регистрации пользователей, которая осуществляется через заполнение заданной таблицы, и определения возможностей доступа данной персоны к редактированию и результатам тестирования; при этом необходимо предусмотреть индивидуальную и групповую регистрацию;
2) входа в систему тестирования, который должен различаться для экспериментатора и испытуемого;
3) подготовки тестирования, дающий возможность экспериментатору создать батарею тестов, задать необходимые параметры тестов, входящих в батарею; назначить тестирование испытуемым;
4) тестирования, который предполагает запуск батареи тестов с заданными параметрами, предъявляющихся последовательно, с фиксацией результатов для каждого испытуемого и группы испытуемых;
5) результатов тестирования, который предусматривает сохранение результатов в отдельных файлах для каждого испытуемого и группы испытуемых (название файла включает в себя фамилию испытуемого и дату тестирования);
6) поддержки, включающий в себя справочную информацию возможностях системы тестирования, характеристиках тестов и т. д.;
7) выхода из системы.
Пакет методик обладает высокой гибкостью в применении. Психолог, использующий его, имеет возможность в зависимости от текущих целей выбирать именно те тесты, которые имеют наибольшую диагностическую ценность. Он
может произвольно выбирать наборы стимулов, режимы и временные параметры предъявления в имеющихся диапазонах, а также предусматривает возможность выполнения испытуемым небольшой тренировочной серии перед началом основного тестирования (по решению экспериментатора).
Разработка компьютеризированной батареи микроструктурных тестов полностью завершена и была апробирована в нескольких эмпирических исследованиях.
Эмпирическая апробация
Для эмпирического обоснования применения разработанного психодиагностического комплекса было проведено несколько экспериментальных серий (участвовало в общей сложности 80 студентов). Основной целью проведенных исследований было установить, можно ли использовать входящие в диагностический комплекс тесты для оценки ресурсов когнитивного выполнения. Предполагалось, что регистрируемые параметры тестовых методик будут меняться в зависимости как от ситуаций выполнения испытуемыми когнитивных задач, так и от индивидуальных особенностей испытуемых.
На первом этапе апробации были определены наиболее информативные параметры предъявления стимульно-го материала. В качестве методик использованы варианты описанных тестов со следующими параметрами предъявления стимульного материала: (1) тест «Объем внимания» — время экспозиции матрицы с частично заполненными фрагментами — 50 мс, интервал между пробами — 500 мс; (2) тест «Оперативная память» — время экспозиции циф-
ры в последовательности — 750 мс, ин-терстимульный интервал — 750 мс; [3] тест «Поиск в кратковременной памяти» — время экспозиции цифры или буквы в последовательности — 100 мс, ин-терстимульный интервал — 250 мс; [4] тест «Анаграммы» — время экспозиции буквы в последовательности — 100 мс, межстимульный интервал — 250 мс; [5] тест «Ментальные вращения» в варианте двумерных фигур — время одновременной экспозиции пары фигур — 750 мс, интервал между пробами — 500 мс.
В ходе проведения экспериментальных серий выполнение тестов в ситуациях ординарного выполнения сравнивалось выполнением их в ситуациях эмоционального напряжения, которое индуцировалось в форме «тестовой тревоги» [4]. Испытуемым говорили, что они участвуют в проверке интеллектуальных способностей, и результаты тестирования будут соотноситься с результатами других студентов и обсуждаться. Эмоциональное напряжение могло усиливаться введением негативной обратной связи [когда испытуемым после первых проб сообщали о том, что их результаты гораздо ниже средних по группе] и тайм-прессингом [когда испытуемым после первых проб говорили, что они выполняют тесты медленно, и включали электронный секундомер].
В качестве параметра индивидуальных различий было выбрано свойство стресс-резистентности *. Всех испытуемых разделили на две пример-
* Под стресс-резистентностью (индивидуальной устойчивостью к стрессу) понимается интегративное качество человека, отражающее его способность осуществишь успешную деятельность в затрудненных или экстремальных условиях без отягчающих последствий для физического и психического здоровья [9, 18].
но равные группы с высокой и сниженной стресс-резистентностью, которая определялась с помощью ранее апробированной диагностической системы ИОСР («Индивидуальная оценка стресс-резистентности» [10]). Затем проводили сопоставление точностных и временных показателей исполнения когнитивных задач у подгрупп испытуемых с разным уровнем индивидуальной устойчивости к стрессу. Это позволило выделить качественные различия в стратегиях распределения внимания, хранения и переработки информации в разных подструктурах рабочей памяти и на разных уровнях организации когнитивных процессов, характерные для испытуемых со сниженной и повышенной стресс-резистентностью.
Параллельно с этим проведен комплексный анализ результатов встроенных замеров, направленный на оценку динамики субъективных переживаний эмоционального состояния, показателей вегетативного функционирования [по параметрам кардиоспектра] и индекса гормональной мобилизации [по содержанию кортизола в слюне], которые были соотнесены с параметрами и стратегиями когнитивного выполнения.
По данным встроенных замеров, проводимых в начале, середине и по окончании каждой экспериментальной сессии, оценивали сдвиги в рефлексивных оценках текущего состояния, а также показатели вегетативного статуса [спектральный анализ ЭКГ) и индекса концентрации кортизола в слюне. Результаты показали, что в начале эксперимента все испытуемые переживали высокий уровень стрессового напряжения, однако дальнейшая динамика по всему комплексу оцениваемых показателей суще-
ственно различалась в подгруппах с разным уровнем индивидуальной устойчивости к стрессу.
У испытуемых с высокой стресс-резистентностью оставались стабильными характеристики выполнения когнитивных заданий (точность и скорость) на всем протяжении эксперимента без существенных признаков нарастания субъективного дискомфорта, вегетативного напряжения и симпато-парасимпатического дисбаланса в работе сердечно-сосудистой системы; содержание кортизола в слюне достоверно снижалось. Напротив, у испытуемых со сниженным уровнем стресс-резистентности наблюдалось значимое нарастание показателей эмоциональной, вегетативной и гормональной напряженности, которое сохранялось до конца эксперимента.
Что касается стратегий выполнения когнитивных заданий под влиянием эмоционально фрустрирующих воздействий, было обнаружено, что у испытуемых с высокой индивидуальной устойчивостью к стрессу доминировала сохранность эффективных стратегий параллельного распределения внимания и упорядоченного последовательного поиска и извлечения информации, ментальных вращений и составления анаграмм. В подгруппе испытуемых со сниженной стресс-резистентностью чаще наблюдался распад хорошо сформированных когнитивных стратегий на разных уровнях работы системы хранения и переработки информации, требующий привлечения дополнительных ресурсов сознательного контроля и затрудняющий доступ в долговременную память. Выявленные различия в динамике ответных реакций на стрессогенные фак-
торы у лиц с разным уровнем стресс-резистентности носят системный характер, что отражено в результатах дисперсионного, регрессионного и кластерного анализа [11], на основании применения которых обоснованы процедуры количественной и качественной интеграции разноуровневых показателей.
Эмпирическая верификация и оценка диагностической пригодности разработанной батареи микроструктурных тестов была проведена по результатам обследования представителей напряженных профессий, работающих в зоне ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. К участию в исследовании были привлечены специалисты двух категорий, принимающие участие в проведении восстановительных работ и оказании помощи населению: а) операторы-гидроэнергетики; б) учителя и педагоги-психологи. Обследование лиц данных контингентов проводили на рабочих местах профессионалов независимо, но по единому плану. Оно включало в себя оценку уровня индивидуальной устойчивости к стрессу (по системе ИОСР) и две диагностические сессии (в начале и конце рабочего дня). В состав методического комплекса были включены: 1) определение концентрации кортизола в слюне, 2) замеры показателей деятельности сердечнососудистой системы (артериальное давление, ЧСС, расчет индекса Кердо), 3] выполнение двух когнитивных тестов микроструктурного типа («Объем внимания» и «Анаграммы»*); 4) методики субъективной оценки эмоционального состояния.
* В данном случае две методики были выбраны для экономии времени тестирования, проводившегося на рабочих местах.
Группа операторов-гидроэнергетиков состояла из высококвалифицированных специалистов, выполняющих работы по восстановлению ГЭС (п=21). По данным системы ИОСР, они обладают достаточно высокой стресс-резистентностью и поэтому были разделены на две подгруппы — операторы с высоким и относительно высоким уровнем ИУС (соответственно 11 и 7 чел.). Несмотря на то что у всех обследованных операторов зафиксирован благополучный уровень индивидуальной устойчивости к стрессу, между выделенными подгруппами обнаружено большое число достоверных различий по всему комплексу диагностических показателей. В целом у лиц с несколько сниженным уровнем стресс-резистентности была выявлена меньшая эффективность задействованных механизмов адаптации к напряженным условиям труда. Для представителей этой подгруппы характерно наличие более выраженных признаков вегетативной мобилизации и эмоциональной напряженности уже в начале смены (по показателям АД, ситуативной тревоги, депрессии и дискомфорта состояния). Негативная динамика этих показателей усугубляется к концу рабочего дня и приобретает форму целостных паттернов неадекватного эмоциональновегетативного реагирования на ситуацию (нарастание проявлений ситуативного гнева, депрессии и парасимпатического дисбаланса по индексу Кердо). Доказана взаимосвязь такого типа негативной динамики с деструкцией когнитивных стратегий обработки информации. Это касается прежде всего нарушений процессов параллельного распределения внимания и контроля за доступом к хранению семантической информации.
В группу учителей и педагогов-психологов (п = 26) входили специалисты, вовлеченные в процесс оказания помощи семьям пострадавших во время аварии на протяжении длительного времени. По данным предварительного тестирования, они были разделены на три подгруппы — лица с относительно высокой, умеренной и сниженной стресс-резистентностью (соответственно 11, 8 и 7 чел.). Достоверные различия в динамике проявлений стресса в течение напряженного рабочего дня в целом соответствуют результатам по группе операторов-гидроэнергетиков. Вместе с тем они выражены сильнее и охватывают более широкий спектр информативных показателей, так как отражают сдвиги в более масштабном диапазоне варьирования оценок уровня индивидуальной устойчивости к стрессу. Так, у педагогов с умеренной и сниженной стресс-резистентностью обнаружены значимые взаимосвязи между нарастанием показателей вегетативного дисбаланса и уровнем концентрации кортизола в слюне, что говорит об актуализации более «затратных» механизмов текущей адаптации. Это проявляется в нарастании негативных эмоциональных оценок текущего состояния (усилении признаков ситуативной депрессии и субъективного дискомфорта) и нарушениях упорядоченности когнитивных стратегий при выполнении тестов на распределение внимания и семантическое преобразование информации.
Заключение
Результаты эмпирической апробации диагностического комплекса подтвердили его высокую дифференцирующую чувствительность и экологическую
валидность. По материалам этих исследований уточнены формализованные процедуры анализа данных, необходимые для реконструкции и качественной интерпретации задействованных механизмов когнитивного выполнения в реальных условиях.
Полученные данные подтверждают различение эффективности выполнения и эффективности обработки в процессе выполнения задач, введенное Майклом Айзенком и его коллегами [16]. Это различение предполагает, что достигнутые в процессе решения результаты необходимо соотносить с процессуальными (в частности, временными) параметрами выполнения и затраченными усилиями. Мы полагаем, что связующим звеном между этими двумя компонентами эффективности являются применяемые стратегии выполнения.
На основе обобщения полученных экспериментальных данных был проведен анализ взаимосвязей между когнитивными стратегиями выполнения ми-кроструктурных тестов, производными показателями типов вегетативного реагирования и диспозиционными личностными чертами. Например, относительно высокая степень личностной тревожности сопряжена с преобладанием стратегий последовательной обработки информации в тестах на распределение внимания и оперативную память, связанных с нарастанием показателей вегетативного напряжения и вариабельности сердечного ритма. Устойчивая склонность к агрессивным переживаниям, напротив, связана с сохранностью параллельных стратегий распределения внимания, но в то же время с распадом упорядоченных стратегий обработки информации в семантической памяти, сопровождающим-
ся генерализованным нарастанием индексов симпатической гипермобилизации. Эти и другие выявленные паттерны взаимосвязей между личностными диспозициями и специфичными формами актуализации когнитивных и физиологических ресурсов подтверждают вывод о различиях в когнитивно-аффективных механизмах регуляции деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей человека.
Полученные данные и разработанные методики могут быть использованы как при отборе, так и при обучении специалистов для работы в условиях повышенной или нестабильной эмоциональной напряженности. Кроме того, созданный и полностью компьютеризированный методический комплекс является операциональной базой для анализа изменений во внутренних способах выполнения когнитивных задач, отражаемых в преобладании определенных позиционных эффектов, соотношении уровня выполнения разных методик и др. Выполненные нами и будущие исследования могут послужить основанием для дальнейшего развития данного класса психодиагностических средств.
Литература
1. Арестова О.Н. Искажения в мыслительной деятельности как результат мотивационного конфликта // Прикладная юридическая психология. —
2009. — № 1. — С. 86-98.
2. Блинникова И.В., Бочарова Е.П., Савченко Т.Н. Динамика эмоциональных состояний у операторов пульта централизованной охраны // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 1. - С. 98107.
3. Блинникова И.В., Денисова Е.А. Влияние негативных психических состояний на использование когнитивных ресурсов // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 4. С. 65-75.
4. Блинникова ИВ, Капица М.С. Цена тревоги // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 1. — С. 62-72.
5. Блинникова И.В., Капица М.С., Леонова А.Б. Эффективность использования ресурсов рабочей памяти при возрастании эмоциональной напряженности в ситуации психологического тестирования // Познание в деятельности и общении: от теории к практике и эксперименту / под ред. В. А. Барабанщикова, В.Н. Носуленко, ЕС. Самойленко. — М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2011. — С. 37-46.
6. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. — М.: Смысл; Академия, 2006. — Т. 1.
7. Злоказова Т.А., Качина А.А., Осинкина ОЮ. Индивидуальная устойчивость к стрессу и регуляция профессиональной деятельности у оперативного персонала ГЭС // Психология совладающе-го поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Кострома, 26-28 сент. 2013 г.): в 2 т. — Кострома: Костром. у-нт им. Н.А. Некрасова, 2013. — Т. 2. — С. 236-237.
8. Леонова А.Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека: дис. ... д-ра психол. наук. — М.: Моск. ун-т им. М.В. Ломонсоова, 1988.
9. Леонова А.Б. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 14: Психология. — 2007. — Т. 4. — № 1.
10. Леонова А.Б. Регуляторно-динамическая модель оценки индивидуальной стресс-резистентности // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. В.А. Бодрова, АЛ. Журавлева.—М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009. — Т.1. — С. 268-289.
11. Савченко Т.Н. Математическая психология в гуманитарных исследованиях // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 4. — С. 55-62.
12. Baddeley A.D. Working memory: looking back and looking forward // Nature Reviews Neuroscience. — 2003. — V. 4. — P. 829-839.
13. BaddeleyA.D, Hitch G. Working memory / ed
G.H. Bower. The psychology of learning and motivation: Advances in research and theory. — New York: Academic Press, 1 974. — V. 8. — Pp. 47-89.
14. Blinnikova I.V, Kapitsa M.S., Leonova A.B. Mental rotation task solving under the impact of test anxiety // Proceedings of13th European Congress of Psychology (ECP-2013, 9-12 July 2013). — Stockholm, 2013.
1 5. Cooper L.A. Demonstration of a mental analog of an external rotation // Perception & Psychophysics. — 1976. — V. 19. — P. 296-302.
16. Derakshan N, Eysenck M.W. Working memory capacity in high trait anxious and repressor groups // Cognition and Emotion. — 1998. — V. 12. — P. 697713.
17. Kapitsa MS. Blinnikova I.V, Leonova A.B. Anagram task-solving in the condition on icreasing emotional tension // International Journal of Psychology. — V.47. — P. 209.
18. Leonova A.B. Functional Status and Regulatory processes in stress management // Operator functional state and deterioration / ed. by G.R.L Hockey, A.W.K. Gaillard, O. Burov. — Amsterdam: IOS Press, 2003. — Pp. 36-52.
19. MacLeod C, Donnellan A.M. Individual differences in anxiety and the restriction of working memory capacity // Personality and Individual Differences. — 1993. — V.15. — P. 163-173.
20. Shepard R.N., Metzler J. Mental rotation of three-dimensional objects // Science. — 1971. — V. 171. — Pp. 701-703.
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ*
Н. В. Яковлева
Аннотация: в статье представлены результаты гендерного исследования индивидуальных моделей здоровья, показаны отличия индивидуальных моделей здоровья мужчин и женщин на ин-трасистемном и интерсистемном уровнях.
Ключевые слова: гендер, витальная жизнедеятельность, индивидуальные модели здоровья.
Summary: This article presents the results of gender studies of individual models of health. It is shown that the individual models of health of men and women differ
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №13-16-62001