УДК 378:151.8
Н.С. Шкитина, научный сотрудник ЧГПУ, г. Челябинск
ЗМПАТИЙНЫЙ АСПЕКТ ЭМПАТИЙНО-ПАРТИИПАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Рассматривается педагогическая эмпатия как составляющая профессиональной подготовки будущего учителя. Развивается представление о педагогической эмпатии как базовой характеристике процесса гуманизации и демократизации. Определяются отличия и сходство педагогической эмпатии и эмпатии в психологической науке.
Ключевые слова: эмпатия, партисипация, эмпатийная подготовка будущего учителя, партисипативная подготовка будущего учителя, эмпатийно-партисипативная подготовка будущего учителя, эмпатийный потенциал, эмпатийная реакция, толерантность.
Возникнув в области психологии, эмпатия становится самостоятельной характеристикой профессиональной подготовки будущего учителя, особенно в свете гуманизации образовательного процесса. Партисипация, отделяясь от теории управления, также является составной частью профессионально-педагогической подготовки и дополняет ее управлением сотрудничества.
Обращение современных педагогов к проблемам коммуникации, в которой на первый план начинают выдвигаться эм-патический и партисипативный компоненты, дает возможность сделать заключение о том, что эмпатия и партисипация должны быть более детально рассмотрены в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя; кроме того, необходимо создать модель эмпатийно-партисипативной подготовки, которая будет применяться в массовой практике. Сложность заключается в том, что педагогическая эмпатия имеет глубокие психологические корни, что накладывает определенный отпечаток на подходы к ее исследованию.
В целом проблема согласования представлений об эмпатии и партисипации в их классической и педагогической трактовках в настоящее время чрезвычайно актуальна. Ее суть нам видится в построении таких определений эмпатийно-парти-сипативной подготовки будущего учителя, которые, с одной стороны, сохранили бы ключевые особенности классических определений эмпатии и партисипации, таким образом обеспечив возможность более широкого использования данных терминов в контексте педагогики, а с другой стороны, сгладили бы специфику определений в психологии и теории управления, сделав их пригодными к педагогической области.
Итак, рассмотрим эмпатийную и партисипативную подготовку по отдельности.
Организуя эмпатийную подготовку будущего учителя, мы руководствуемся моделью, предусматривающей вооружение студентов знаниями закономерностей педагогической эмпатии, выработку эмпатических умений и навыков, необходимых для самостоятельного осуществления педагогической деятельности, их актуализацию [1]. Следовательно, в системе эмпатий-ной подготовки будущего учителя можно выделить такие компоненты, как методологическая, теоретическая, методическая и практическая подготовки.
Методологическая подготовка представляет собой вооружение студентов системой различных методов и приемов познания и заключается в освоении основных научных подходов, являющихся научной основой развития теории и практики эмпатийной подготовки.
Теоретическая подготовка рассматривается нами как научные интересы и широкий кругозор, как овладение фундаментальными знаниями и их практическое применение студентами. Результатом теоретической подготовки будущих
учителей является готовность, включающая в себя знание основ наук, умения и навыки научного и психолого-педаго-гического мышления, педагогическую направленность. В нашем случае теоретическая подготовка предполагает вооружение студентов знаниями педагогической эмпатии. К сущностным характеристикам эмпатийной подготовки относятся, прежде всего, знания об эмпатии, ее функциях, видах, фазах эмпатийного отклика.
Третий компонент эмпатической подготовки - методическая и практическая подготовка - это формы и методы, которые в нашей работе представлены в виде проблемного семинара и эмпатического тренинга.
Проблемный семинар предполагает более активную по сравнению с дискуссией работу со знанием. Он, в отличие от традиционного, основывается не на готовом знании (например, сообщенное ранее на лекции), его задача заключается как раз в том, чтобы выявить и сформировать представление о пока неизвестном.
Тренинг в большей степени направлен на формирование умений. При этом предполагается, что содержательная часть умений уже освоена участниками. Основной задачей тренинга является организация самостоятельной работы, в процессе которой участники осваивают определенный набор умений. Организация тренинга невозможна без четкого представления о том, какого уровня умений предполагается достичь в результате его проведения, и без точного конструирования деятельности его участников [2].
Мы рассматриваем тренинг как практическую область науки, ориентированную на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в той или иной области. В нашем представлении эмпатический тренинг имеет трехкомпонентную структуру.
Первый компонент тренинга направлен на повышение уровня перцепции, в особенности подструктуры восприятия, переработки и понимания мимических невербальных знаков и экспрессий.
Второй компонент тренинга представляет собою интенсификацию информации о межличностных взаимоотношениях, качествах и свойствах личности.
Третий - формирование эмпатийного отношения через развитие системы интеракции, когда обучаемые направленно взаимодействуют с другими участниками и становятся мнимыми и реальными соучастниками действий. В этом случае происходит коррекция ролевой дисфункции, когда объект эмпатии из отдаленных позиций психологического поля переходит в систему значимого другого, и он начинает соответствовать тем эталонным меркам, которые сформированы в представлениях субъекта.
Групповая форма работы реализуется в так называемой психолого-коррекционной группе, которая представляет собой временное объединение людей, имеющее руководителя, общую цель обучения, роста и самораскрытия.
Опираясь на классификацию педагогических умений
Н.В. Кузьминой [3], которая выделяет гностические, проектировочные, организаторские, конструктивные и коммуникативные умения, и, рассматривая коммуникативные умения как готовность к осознанному успешному осуществлению коммуникативной деятельности в единстве трех ее сторон (коммуникативная, интерактивная и перцептивная), а также исходя из того, что эмпатические умения входят в состав коммуникативных, мы выделяем 5 групп эмпатических умений:
1) эмпатийно-перцептивные умения - умение «распознавать» другого, в частности, его эмоциональные состояния и переживания; умение преодолевать субъективные ошибки восприятия: функциональный, инерционный, проецирующий и инфантильные типы педагогической перцепции; умение распознавать подлинную природу поступков партнера по общению: неискренность, имитацию социально одобряемых качеств и т.д.;
2) эмпатийно-коммуникативные умения: умение мотивировать партнера на предъявление дополнительной информации; умение предусматривать возможные трудности и намечать пути и способы их преодоления; умение осуществлять обратную связь; умение принять точку зрения партнера; умение найти компромиссный вариант решения конфликтной ситуации и др.;
3) эмпатийно-интерактивные умения: умение оценить и прогнозировать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием партнера; умение корректировать выбранные способы взаимодействия в сторону комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения; умение закрепить временно возникающие психические состояния, наиболее часто и сильно переживаемые в форме вчув-ствования и сопереживания, которые направлены на благополучие других людей; умение выразить свое сочувствие в конкретных действиях и др.;
4) экспрессивно-эмпатийные умения: умение использовать экспрессивный потенциал устного слова для актуализации душевных переживаний партнера; умение использовать мимические и пантомимические возможности; умение имитировать вербальную и невербальную экспрессию партнера;
5) эмпатийно-рефлексивные умения: умение идентифицировать свои эмоции с эмоциями партнера по общению; умение концентрировать все психические познавательные процессы на партнере; умение обобщать и делать выводы не столько на основании логики, сколько на основе бессознательных сопоставлений с прошлым опытом и на основе интуиции; умение мысленно воссоздавать внутренний мир ребенка в деталях, проникая в его мотивационно-потребностную сферу.
Эмпатический тренинг представляет собою методику диагностики уровня эмпатических умений и собственно тренировочные упражнения, которые, в свою очередь состоят из подготовительных упражнений («Слепой и поводырь», «Прогулка с компасом», «Корабли и скалы», «Слепое доверие» и др.) и основных упражнений («Активное слушание», «Контекстное прочтение диалога», «Расскажи мне обо мне» и др.).
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что эмпатия традиционно понимается как умение поставить себя на место другого и посмотреть на мир его глазами. Тем не менее, ни в зарубежной, ни в отечественной литературе нет общепризнанного понимания данного термина. Так, эмпатия трактуется как эмоциональ-
ное знание о чувствах другого, предсознательный феномен,
помогающий понять другого, разделить его чувства, не будучи при этом вовлеченным, то есть, играя роль стороннего наблюдателя; способность переживать и страдать вместе с другим человеком, то есть, внутри объекта, и в этом случае процесс идентификации осуществляется на основании качеств субъекта, вложенных внутрь объекта; принятие роли другого, понимание его чувств, мыслей и установок; средство познания мира, который представляется как мир без преследования личных интересов и предвзятых мнений, мир, трудно познаваемый, так как, если человек не переживает, не распознает и не понимает всей широты возможного человеческого опыта в самом себе, то ему будет трудно распознавать эти состояния в других людях; как универсальная потребность развития.
Эмпатия рассматривается, кроме того, как уникальный инструмент, используемый для аналитического процесса, объединяющий субъект и объект эмпатии, аналитика и анализирующего; трактуется как самоэмпатия, которая дает возможность человеку войти в собственный жизненный мир и сделать это на таком уровне, который включает обостренное восприятие эмоций, непрерывное формирование смыслов и способность интерпретировать опыт в рефлексивной форме.
Таким образом, как нам представляется, в эмпатии следует выделить три стороны восприятия другого человека - рациональную, эмоциональную и интуитивную.
Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности: во внимании к другому, в наблюдении другого человека, в цепкости восприятия его реакций, состояний и свойств, то есть все психические познавательные реакции должны быть направлены на объект эмпатии. Таким образом, рациональная сторона эмпатии — не формальная логика, а интенсивная аналитическая переработка информации о партнере по общению, поступающей по разным сенсорным каналам.
Эмоциональное в эмпатии связано с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта посредством эмоциональных ассоциаций и переносов.
Интуитивное при эмпатическом восприятии другого сводится к подсознательной обработке информации о партнере по общению.
Следовательно, эмпатийная подготовка с этой точки зрения представляет собою рационально-эмоционально-интуитивное отражение другого человека, что позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений - свойств, состояний, реакций в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение.
Е.В. Рязанова рассматривает эмпатию как нравственное качество личности и выделяет так называемый личностный компонент эмпатии, который она представляет в виде идентификации, отождествлении одного объекта с другим (готовность чувствовать, переживать, действовать в отношении другого человека, как если бы этим другим вы являлись сами), аналогии (сходство между явлениями или предметами), конгруэнтности (восприятие явления или процесса как переходящего от одного индивида к другому) и рефлексии [ 4 ].
И.М. Юсупов, рассматривая эмпатию в рамках способов понимания (рациональные, эмоциональные и поведенческие), подчеркивает, что эмпатия занимает узловое место в понимании человеком объектов социальной природы; в приобретении личностью коммуникативной компетентности; при оказании психотерапевтической помощи; в эффективном взаимодействии обучающего и обучаемого. Автор представляет эмпатию как понимание объектов социальной природы через интегрирование образно-чувственного и логического аспек-
тов познания путем перехода от эгоцентрического приема и переработки информации к резонансному взаимодействию через вчувствование в объект познания. При этом эмоционально-когнитивные компоненты понимания находятся между собой в отношениях дополнительности, включение одного в другое происходит при дефиците информации о познавательном объекте. Функциональным механизмом понимания объектов социальной природы выступает идентификация и эмоционально-когнитивная децентрация субъекта [ 5 ].
Для нашего исследования немаловажно, что И.М. Юсупов делает вывод, что эмоциональный потенциал личности подвержен произвольной регуляции, следовательно, необходима разработка программы тренинга эмпатийного понимания и инструментария для количественного измерения эмпа-тийного потенциала личности. Мы также приходим к выводу, что с позиций системного анализа эмпатийное понимание — это интегральный процесс взаимодействия осознанной и подсознательной инстанций психики; эмпатия, как системообразующий фактор, лежит в основе педагогической направленности личности и несет ведущую функцию в успехе межличностного взаимодействия.
Итак, отечественные и зарубежные психологи и педагоги рассматривают эмпатию:
- как психологический процесс, в основе которого лежит рационально-эмоционально-интуитивное отражение другого; процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека, характеризующийся динамичностью, процессуальностью и фазовым характером;
- способ обучения ребенка альтруистическому поведению, когда удовольствие педагога от поведения ребенка выступает как подкрепление для ребенка, так как ребенок разделяет это удовольствие; подкреплением оказывается результат поступка, а эмпатия - средством для усвоения одобряемого поведения;
- поведенческая способность, которая проявляется в помогающем, содействующем, альтруистическом поведении в ответ на переживания другого человека;
- психическая, эмпатическая реакция на стимул, представленная в виде эмпатической реакции в ответ на поведение группы или эмпатической реакции в адрес конкретной личности;
- социально-психологическое свойство личности, представляющее совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят способность эмоционально реагировать на переживания другого и мысленно переносить себя в чувства и действия другого; способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.
Нам представляется, что понятие «эмпатия» тесным образом связано с актуальным на современном этапе развития образовательного процесса понятием «толерантность». Толерантность выступает и как объективный результат взаимодействия многополюсного человеческого мира, его предпосылка, и как фактор его продвижения к целостности и сотрудничеству. Кроме того, она является одной из ключевых характеристик демократической политической культуры, предполагая сознательную установку на необходимость многих точек зрения и на недостаточность любой отдельной точки зрения.
Таким образом, мы будем рассматривать понятие «эмпатия» с позиций гуманистического подхода, который опирается на базовую концепцию толерантности как культурной нормы и необходимости и концепцию диалога культур.
В нашем исследовании гуманизм предполагает также отрицание узкой прагматичности научного знания, которое, в нашем представлении, должно выходить за рамки педагогической науки и использовать концептуальные поля различных областей духовной жизни (в частности, психологии), становясь полилогичным, что также является его гуманизирующей основой.
Анализ существующих определений эмпатии со всей очевидностью демонстрирует значительные расхождения в толковании понятия как психолого-педагогического феномена и, кроме того, расхождения в классических определениях данного термина, что до сих пор приводит к спорам о правомерности его использования в контексте педагогики. Очевидно, что поскольку используется один и тот же термин, то эмпатия педагога не может и не должна быть чем-то принципиально иным по сравнению с классической трактовкой в психологической науке. Безусловно, между ними существует ряд существенных отличий.
Во-первых, с точки зрения классического представления, эмпатия - это уникальный инструмент, используемый в основном психоаналитиками, который объединяет аналитика и анализируемого и способствует преодолению болезни. Эмпатия же в профессиональной деятельности педагога будет не столько инструментом, используемым при решении частных задач, сколько основной стратегией деятельности педагога, который должен быть эмпатичен не только по отношению к отдельным «трудным» ученикам, эмпатия должна стать его главенствующей стратегией в общении со всеми учениками.
Во-вторых, эмпатия - это не только способность сопереживать, сострадать вместе с другим, погрузиться в его мир, при этом оставаясь сторонним наблюдателем. Для педагога эмпатия - это более сложное качество личности, которое подразумевает наряду с эмоциональной реакцией способность к идентификации, а также организацию определенного воспитательного влияния, которое следует построить таким образом, что педагог должен являться организатором такого психологического климата, при котором ученик смог бы развить качества личности, ориентированные на общечеловеческие ценности.
В-третьих, результатом педагогической эмпатии не всегда будет продуктивное общение между педагогом и учеником, так как воспитательный процесс может пойти по своему пути, выйти из-под контроля в силу серьезных влияний со стороны различных случайных факторов, или же результаты воспитательного воздействия могут быть просто отложены во времени.
В-четвертых, педагогическая эмпатия - понятие полина-учное, так как она требует синтеза не только педагогических и психологических знаний, но и философских, медицинских, информационных и др.
В-пятых, педагогическая эмпатия является более гибким, с одной стороны, и более объемным понятием, с другой, так как педагогический процесс представлен более сложными компонентами, чем процесс применения эмпатии в психологической или педагогической отраслях.
Указанные отличия могут поставить под сомнение правомерность использования термина «эмпатия» в контексте педагогики. Однако, на наш взгляд, в главных позициях педагогическая эмпатия и классическая (психологическая) имеют сходство:
1) они обе являются характеристиками процесса гуманизации образования и базовыми составляющими личностно ориентированного подхода;
2) и в том, и в другом определении акцент делается на умении поставить себя на место другого, посмотреть на мир его глазами;
3) объектом эмпатии и в психологии, и в педагогике является человек;
4) и в той, и в другой науке эмпатия может быть представлена в виде самоэмпатии, которая предоставляет человеку возможность войти в собственный мир, познать его и интегрировать опыт в рефлексивной форме;
5) в обеих областях знания эмпатия рассматривается как способ научения ребенка альтруистическому поведению; как нравственное, социально-психическое качество личности;
6) и классическое, и педагогическое определение эмпатии предполагает наличие трех взаимосвязанных сторон восприятия другого человека - рациональной, эмоциональной и интуитивной.
Учет этих положений приводит к выводу, что эмпатия в педагогической области не только возможна, но и в своих основных характеристиках является современной неотъемлемой составляющей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.
Итак, под педагогической эмпатией мы понимаем нравственное, социальное-психологическое качество личности, в основе которого лежит толерантность как базовая характе-
Библиографический список
ристика процесса гуманизации, и которое представляет собой рационально-эмоционально-интуитивное отражение другого человека через процессы аналогии, отождествления, идентификации, конгруэнтности и рефлексии, что помогает учителю организовать воспитательное влияние более эффективно.
Эмпатийная подготовка будущего учителя рассматривается нами как овладение будущими учителями необходимой суммой знаний о педагогической эмпатии, эмпатическими умениями и навыками, ориентированными на социальный заказ общества, характеризующийся гуманизацией процессов обучения и воспитания; целью и результатом эмпатийной подготовки является подготовка квалифицированного профессионала, способного посредством рационально-эмоциональноинтуитивного отражения ученика организовать эффективное воспитательное влияние.
Эмпатийно-партисипативная подготовка - система методологической, теоретической, методической и практической подготовок, направленная на формирование педагогической эмпатии и партисипации.
Каждому компоненту эмпатийно-партисипативной подготовки (методологическая, теоретическая, методическая и практическая) соответствуют свои собственные формы и методы подготовки.
1. Агавелян, Р.О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: автореф. дис канд. психол. наук / Р.О. Агавелян. - М., 1995.
2. Ассаджоли, Р Психосинтез: теория и практика / Р Ассаджоли. - М.: REEL-book, 1994.
3. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
4. Рязанова, Е.В. Организация педагогического процесса по формированию эмпатии как нравственного качества личности будущих учителей-сурдопедагогов: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Рязанова. - М.: ПроСофт, 2005.
5. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1991.
Статья поступила в редакцию 12.04.09
УДК 378
Н.В. Абрамовских, канд. пед. наук, доц., ШГПИ, г. Шадринск
СПЕЦИФИКА АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ООДТОТООКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАТОТОВ В ВУЗЕ
В рамках профессиональной подготовки социальных педагогов рассматривается проблемы проектирования адаптивной системы реализации данного процесса. Выделяются структурные компоненты данной системы, их содержательные характеристики.
Ключевые слова: адаптивная система, социальный педагог, адаптация.
Сложный и многофакторный характер профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе предполагает использование системного подхода к ее рассмотрению. В качестве одного из путей ее решения рассматривается создание адаптивного образовательного процесса, который строиться с учетом возможностей обучаемых, ориентируется на удовлетворение их разнообразных потребностей и интересов, обеспечивает условия для их жизненного самоопределения и самореализации, создает благоприятный психологический климат педагогического взаимодействия всех субъектов образовательной среды.
Рассмотрение адаптивной системы профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе как управляемой в рамках системного подхода предполагает аспекты: генети-
ческий (происхождение, перспектива развития); морфологический (из каких элементов состоит); структурный (какие связи и отношения между элементами); функциональный (задачи, место каждого элемента, их иерархия).
Термин «адаптивное обучение» был введен английским исследователем Г. Паском в 60-х годах XX века определившим его как обучение, ход которого оперативно, непрерывно подстраивается к индивидуальным особенностям процесса усвоения [1]. Возникновение адаптивного обучения обусловлено необходимостью решения важных педагогических задач: упорядочение содержания образования, глубокая индивидуализация обучения с наиболее полным учетом психологических механизмов учения, повышения общей эффективности обучения с опорой на закономерности управления и использования обучающих программ.