МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070
а) символ преобразует состояние неопределенности, формируя направленность, согласованность в дальнейших действиях;
б) структура символа, состоит из взаимосвязанных культурной формы, являющейся основой для отличия символов друг от друга и социальной формы в данном случае понимаемой в связи с восприятием явлений окружающего мира;
в) смысловая составляющая в символе является следствием структуры символа. 2. Уточним определение понятия «символ»:
Символ - это культурно-социальная форма, создающая смысловую перспективу в состояниях неопределенности или конфликта.
Массовая коммуникация, в том числе, с помощью сети «Интернет», по большей мере занята увеличением объема разнообразной информации, а не выработкой ценностей, при этом обостряется проблема потери смыслов. Экзистенциональный кризис может быть разрешен посредством осознания того потенциала, который несут в себе распространяемые и пропагандируемые обществом современные символы, все это требует полного систематизированного дальнейшего всестороннего их изучения. Список использованной литературы:
1. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.
2. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Прохоров А.М. Изд. 3-е. В 30 т., Т.23: М., «Советская Энциклопедия», 1976., 640 с.
3. Большая энциклопедия / под. Ред. Южакова. В 20 т., Т.17, СПб.: Просвещение, 1904, - 794 с.
4. Краткий психологический словарь / Свенцицкий А.Л. - М.: Проспект, 2016. - 512 с.
5. Новейший философский словарь. Постмодернизм / Главный научный редактор и составитель Грицанов
A.А. - Мн.: Современный литератор, 2007. - 816 с.
6. Постмодернизм. Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом. 2001. - 1040 с. - (Мир энциклопедий).
7. Словарь по логике / Ивин А.А., Никифоров А.Л. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. - 384 с.
8. Словарь-справочник по психоанализу / Лейбин В. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. - 956 с.
9. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон. 1890 г.
B.82 т., Т.58: Ярославль.: «ТЕРРА» - «ТЕЯЯА», 1992, - 957 с.
10.Энциклопедия философии и социологии права / Бачинин В.А. - СПб.: Издательство Р. Аслснова «Юридический центр Пресс», 2006. - 1093 с.
© Михина М.В., 2016
УДК 159.9.072.43
А.А. Прохорова
студентка 3 курса факультета дошкольного образования
ЮУрГГПУ
Научный руководитель: Л.В. Сибилёва
к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства
ЮУрГГПУ
Г. Челябинск, Российская Федерация ЭМПАТИЙНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
Статья посвящена проблеме снижения уровня эмпатийности у молодежи.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_
В статье представлены результаты исследования студентов факультетов дошкольного и начального образования с целью выяснения эмпатийных тенденций у студентов.
Ключевые слова Эмпатия, эмпатийные тенденции, уровень эмпатийности.
Наблюдения за поведением молодого поколения, сообщения средств массовой информации, поведение подростков в быту подчас свидетельствуют о снижении понимания ими окружающих людей, отсутствие осознания проблем близких, нежелание оказать необходимую помощь нуждающимся в ней, снижение уровня эмпатийности. Все это показывает усиление тенденций отчужденности, некоторого безразличия к личности как таковой и в целом ведет к индивидуализации общества. Отчужденность у большой части молодежи становится нормой поведения и взаимоотношений, что отражается в стремлении к уединению, независимости, отстраненности, экономии физических и психических ресурсов. Все это указывает на то, что проблема эмпатии становится в настоящее время весьма актуальной
Проведем небольшой анализ понятия эмпатии в психологии. Термин «эмпатия» был введен в психологию Э. Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека. В психологическом словаре предлагается следующее определение данного термина: «Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние» [1].
В отечественной психологии проблема эмпатии изучается с середины 70-х годов. Изучен и раскрыт целый ряд важных феноменов эмпатии. Проблемой эмпатии занимались многие отечественные исследователи: В.В. Бойко, Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова, И.М. Юсупов и др.
На наш взгляд, эмпатия является частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей, эмпатия - показатель человечности. Каждый из нас в жизни регулярно сталкивается с необходимостью выслушать, поддержать и понять другого человека. Некоторым это удается легко и просто, а для кого-то - это крайне сложная задача. Особенно наглядно это представлено в коммуникативных навыках и взаимоотношениях людей социальных профессий.
Наше исследование было организовано и проведено с целью выяснения эмпатийных тенденций студентов факультетов дошкольного и начального образования. Обследование проводилось в ноябре 2016 года на базе ЮУрГГПУ г.Челябинска. В нем приняли участие студентки 2 и 3 курса.
В качестве методов изучения уровня эмпатии нами была выбрана методика И.М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии» [3], наблюдение во время проведения учебных практик в ДОУ и беседа. Диагностика направлена на изучение уровня эмпатии с учетом устремленности на разные объекты -эмоциональный отклик человека на переживания других людей (детей, взрослых и т.д.), проявляющегося в сопереживании (идентификация) и в сочувствии (участливое отношение к людям). Суть метода состоит в субъективной оценке нескольких утверждений. На первый взгляд, они кажутся далекими от темы сопереживания и эмоциональной включенности в проблемы других, однако, ученый создавал тест именно таким, с целью минимизировать количество социально ожидаемых ответов. Они не могут быть хорошими или плохими - самое главное здесь требуется отвечать правдиво, не раздумывая долго. Результаты оформляются в таблицу, где каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл.
Проведя анализ полученных результатов, мы сделали следующие выводы. (Рис.1)
Из диаграммы (Рис. 1) мы видим, что у студенток в основном преобладает нормальный (средний) уровень эмпатийности, т.е. окружающие люди не могут назвать их толстокожими, но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях они более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев, что в принципе не типично для молодых девушек. Кроме этого подчас затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому получается, что их поступки оказываются неожиданными. Поскольку данная
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_
методика позволяет определить не только общий уровень эмпатии, но ее качественные показатели и уровни в различных направлениях отношений с миром: к родителям, старикам, детям, малознакомым или незнакомым людям, героям произведений, а также животным. В результате анализа полученных данных, мы распределили проявления эмпатии следующим образом:
1) эмпатия к родителям;
2) эмпатия к незнакомым или малознакомым людям;
3) эмпатия к детям;
4) эмпатия к героям художественных произведений;
5) эмпатия к пожилым людям;
6) эмпатия к животным.
Рисунок 1 - Графическое изображение результатов диагностики уровня эмпатии
Полученные данные свидетельствуют, что у современной молодежи на первом месте стоит проявление эмпатии с родителями, а на последнем к животным. Вместе с тем закономерно, что эмпатия к незнакомым или малознакомым людям при ранжировании в среднем по группе заняла второе место. Безусловно, это связано с тем, что молодые девушки открытыми глазами смотрят на мир, с любопытством на окружающих людей. Примечательно, что эмпатия к детям стоит на третьем месте, это может указывать на интерес к ним, желание общаться, в целом неравнодушное отношение к выбранной профессии.
Таким образом, несмотря на то, что в обществе происходит снижение эмпатии, индивидуализация личности и некоторое повышение уровня отчуждения и агрессивности молодежи, в среде студентов педагогического вуза все-таки наблюдается средний уровень эмпатии, развиваются навыки межличностного общения, в целом эмоциональной культуры. Люди стали более отчужденными, стремятся к уединению и отстранённости, живут в границах собственной семьи, не выходя в основном за ее пределы. Эмпатия по отношению к животным не достаточно проявлена в данной группе обследованных, имеются примеры их равнодушного отношения к животным. Не стоит забывать, что проявление сострадания к животным является одним из важных показателей человечности, и будущим педагогам еще предстоит привлечь внимание детей к ним, научить своим примером сочувствию и отзывчивости, показать значение животных в жизни человека. Отношение к людям является определяющей характеристикой педагогической профессии. Выбор профессии, обучение в вузе, выход на педагогические практики, волонтерская и другая общественная деятельность студентов являются источниками формирования и поддержания положительного эмоционального отношения к окружающим людям. Развивающееся чувство ответственности, профессиональные компетенции создают основу для гуманного и сочувственного отношения к детям, взрослым людям, к живой природе.
Анализ результатов исследования показал, что, с одной стороны, уровень эмпатии студентов
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_
достаточный для обеспечения понимания окружающих, внимания к ним, с другой стороны, вполне допустимый, чтобы не вызвать профессионального выгорания в интенсивном и постоянном контакте. Список использованной литературы:
1. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
2. Основы духовно-нравственного воспитания: метод. реком. / автор-составитель Л.В. Сибилёва. -Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2004. - 54 с.
3. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания: монография / И.М. Юсупов. - Казань: Татар. кн. издательство, 1991. - 192 с.
© Прохорова А.А., 2017
УДК 159.923.2
Н.В. Юшко
директор, учитель русского языка и литературы, практический психолог Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 57» Г. Астрахань, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статьей выявляются особенности системы школьного образования как организации. Рассматриваются психологические проблемы в систему образования, нуждающиеся в организационном консультировании. Даются рекомендации к проведению организационного психологического консультирования участников воспитательного и образовательного процесса.
Ключевые слова
организация, организационное консультирование, организационное психологическое консультирование,
система образования
Организация - это «дифференцированное и взаимоподчиненное объединение индивидов и групп, совместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на основе определенных принципов, процедур, правил». Организационная психология выступает в качестве прикладной отраслью психологии, изучающей все аспекты психической деятельности людей в организациях. Его целью является повышение организационной эффективности и создание благоприятных условий для труда, личностного развития и психического здоровья представителей организации.
Объектом изучения организационной психологии является организация, а предметом -«психологические особенности, закономерности и механизмы функционирования и развития организаций, а также взаимодействие индивидов и групп между собой и обществом» [7, с. 4-6].
Организационное психологическое консультирование в системе образования выступает в качестве формы психологической практики. В нем оказывается помощь клиентам-руководителям школ по улучшению структуры их организаций, управленческого учета, системы стимулирования учителей, общей схемы функционирования организации системы образования [6, с. 186]. Успешность такого консультирования находится в прямой зависимости от «организационных решений, эмоционального контакта консультанта с клиентом, гибкости консультанта в общении [4, с.172], его открытости, естественности, непосредственности, от его способности находиться в готовности к искреннему диалогу» [6,