УДК 159 922 4 К. А. ПЕТРОВА
Омский государственный педагогический университет
ЭМПАТИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье раскрывается сущность психологического механизма эмпатии, предлагается авторская модель эмпатии как механизма развития этнического самосознания личности, выделяются функции данного механизма. Высказанные теоретические положения особо значимы для психологов и педагогов Омского региона, который по своему составу относится к полиэтничным, и потому проблема развития этнического самосознания для него является крайне актуальной.
Ключевые слова: эмпатия, этническое самосознание.
В Омском регионе, современной России и мире в целом всё большую тревогу вызывает рост межэтнической напряженности, который проявляется в увеличении числа случаев этнического насилия, дискриминации по национальному признаку. В отечественной психологии установлена тесная прямая связь между пренебрежительным отношением человека к представителям других этнических групп и низким уровнем развития его этнического самосознания. Напротив, высокий уровень развития этнического самосознания предполагает уважение его носителем культуры других народов, признание им права представителей других этнических групп быть национально уникальными. Под этническим самосознанием мы понимаем сложную развивающуюся систему, складывающуюся в процессе опосредованного усвоения относительно устойчивых и истинных представлений, оценок и переживаний о чертах своей и иных этнических групп, в итоге формирования которой человек осознает и ведет себя как представитель этнической общности.
Развитие этнического самосознания личности будет происходить эффективно, если в этом процессе будут задействованы психологические механизмы. В современной науке понятие психологического механизма является частоупотребляемым, однако, регулярно обращает на себя внимание неоднозначность его трактовки. Теоретический анализ исследований психологических механизмов в работах В.С. Авдеева, Л.Н. Антилоговой, Л.И. Анцыферовой, Е.И. Бойко, В.Г. Леонтьева, А.С. Шарова, М.С. Яницкого и др. дает нам основание под психологическим механизмом, в контексте нашего исследования, понимать систему различных условий, средств, структур, отношений, связей и других психических явлений, обеспечивающих развитие этнического самосознания личности.
Теоретический анализ работ отечественных психологов позволяет отнести к психологическим механизмам развития этнического самосознания личности рефлексию, идентификацию, обособление, самооценку, эмпатию, механизм принятия и освоения ролей и другие.
В данной статье мы стремимся раскрыть сущность психологического механизма эмпатии, показать его роль в развитии этнического самосознания личности.
Самое общее определение эмпатии (от лат. ет-раШе1а — сопереживание) дано в психологическом словаре, где она определяется как «способность инди-
вида эмоционально отзываться на переживания других людей» [7, с. 413]. Эта способность предполагает восприятие субъектом другого человека, деликатное проникновение в его внутренний мир и понимание содержания этого внутреннего мира: переживаний, мыслей, чувств и др.
Связь эмпатии с этническим самосознанием подтверждается теоретическими положениями, высказанными в работах отечественных психологов (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л.), подчеркивающих диалогичный характер природы самосознания личности в целом и одного из его видов — этнического самосознания. Так, С.Л. Рубинштейн утверждал, что появление и развитие самосознания невозможно без осознания другого человека как самостоятельного субъекта [11]. На наш взгляд, именно эмпатия является одним из тех механизмов, который способствует этому осознанию через познание внутреннего мира эмпатируемого субъекта.
А.А. Бодалев отмечает, что познание другого человека, а, следовательно, и развитие этнического самосознания возможно, только если человек умеет оценить и учесть позиции и точки зрения людей, с которыми взаимодействует. По мнению автора, это становится возможным благодаря явлению децентрации, которая трактуется как «психологический механизм учета и координации индивидом точек зрения других людей со своей собственной» [2, с. 44] . Механизм эмпатии является частью процесса децентрации. Кроме того, эмпатия является процессом, начинающим активно действовать в подростковом возрасте одновременно со становлением этнического самосознания. По данным Т.П. Гавриловой, только в этом возрасте сопереживание, сформированное на предыдущем возрастном этапе, дополняется сочувствием [4].
Таким образом, на основании теоретического анализа исследований отечественных авторов мы рассматриваем эмпатию в качестве механизма развития этнического самосознания личности. Раскроем ниже условия действия, этапы и функциональные характеристики этого механизма, предварительно определив границы термина «эмпатия».
Эмпатию часто отождествляют с симпатией, сопереживанием, сочувствием, идентификацией. Мы считаем важным показать отличительные особенности изучаемого нами понятия в сравнении с перечисленными феноменами.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
Под симпатией в психологии обычно понимают устойчивое одобрительное эмоциональное отношение к другим людям [9], которое проявляется в доброжелательности, приветливости, побуждает к общению, оказанию внимания и помощи, тогда как смысловое содержание термина «эмпатия» предполагает именно сопереживание, то есть разделение переживаний другого человека.
Сопереживание и сочувствие выделяются отечественными психологами (Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г.) в качестве высших личностных форм проявления эмпатии. Сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные чувствам другого человека. «При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик» [8, с. 429]. Однако ни сопереживание, ни сочувствие не могут быть приравнены по содержанию к понятию «эмпатия», а являются только её структурными элементами.
Очевидна взаимосвязь понятий «эмпатия» и «идентификация». На первый взгляд, эмпатию можно даже считать синонимом идентификации, поскольку и в том, и в другом случае имеет место вхождение во внутренний мир другого субъекта. Термин «идентификация» в социальной психологии и психологии личности предполагает «эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления себя субъектом с другим субъектом» [9, с. 130]. Основным отличием эмпатии от идентификации является отсутствие отождествления эмпатирующего субъекта с эмпатируемым. Один из самых крупных исследователей эмпатии К. Роджерс пишет об этом так: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации» [10].
Таким образом, мы видим, что эмпатия представляет собой сложный феномен, неопределимый через вышеперечисленные понятия и нуждающийся в
специальном рассмотрении для более четкого определения его содержания.
В зарубежной психологии термин эмпатия рассматривается в рамках нескольких направлений: психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии. Заслуга представителей этих направлений состоит в том, что благодаря их работам термин «эмпатия» был введен в научный обиход, совершены первые попытки определения его содержания: была определена роль эмпатии в формировании альтруистического поведения, эмпатия была названа эмоциональной формой познания.
В отечественной психологии изучаемый нами феномен исследовался в рамках личностно-деятельностного подхода, с позиций которого способность к эмпатии рассматрается как продукт целостного морального, социального и когнитивного развития личности [3]. В отечественной психологии также исследуется когнитивная и эмотивная (аффективная) эмпатия, но, в отличие от зарубежных направлений исследований, между ними нет противопоставления. Эмпатия представляет собой единство когнитивного и аффективного компонентов. Ряд ученых выделяют еще и поведенческий компонент, который предполагает активную поддержку другого без оказания помощи.
Как психологический механизм эмпатия исследовалась в работах Н.Л. Бенеш, А.А. Бодалева,
В.В.Бойко, В.М. Вартанян, В.К. Вилюнаса, Т.П. Гавриловой, Ю.Б. Гиппенрейтер, Д.М. Даудовой, А.Н. Насифулиной, А.В.Петровского, С.А. Щебетенко, И.М. Юсупова и др.
В контексте нашего исследования, важным является теоретическое положение о сопряженности эмпатии с механизмом децентрации (Бодалев А.А.). Только через преодоление субъектом эгоистической позиции (центрации) возможно вступление в действие механизма эмпатии [2].
Интересной представляется позиция А.Б. Орлова, который рассматривает эмпатию сквозь призму процессов персонализации и персонификации. По мнению ученого, позиционирование себя субъектом миру в качестве сильной и властной личности (персонализация) блокирует механизм эмпатии, а
Условия:
- децентрация
- схожесть эмпатирующего субъекта с эмпатируемым
Этак 1 Этак 2 Этак 3 Этак 4
идентификация чувств сопереживание сочувствие содействие
функция: познавательная ► функция: развивающая функция: эмоциональная оценка поступков функция: регулятивная
Результат:
эмпатийность 4-как свойство личности
126
Рис. 1. Модель эмпатии как психологического механизма развития этнического самосознания личности
пребывание в коммуникативном процессе самим собой (персонификация) — способствует приведению механизма эмпатии в действие [6].
Исследователь Ю.Б. Гиппенрейтер, описывая механизм эмпатии, отмечает, что он должен включать в себя способность гибко переключаться от состояния эмпа-тического понимания к искреннему выражению своих реальных чувств без потери принятия другого [5].
Классик психологической науки С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим [11]. Подлинно эмпати-ческим отношениям он противопоставляет феномен «расширенного эгоизма».
Отечественный психолог Л.П. Стрелкова изучала динамику мотивационно-эмоциональных сдвигов у дошкольников при восприятии произведений художественной литературы. Автор считает, что эмпатий-ный процесс представляет собой цепочку: сопереживание — сочувствие — импульс к содействию [12].
Опираясь на теоретические представления исследователей механизма эмпатии, мы построили собственную модель данного механизма (рис. 1).
Представляя модель механизма эмпатии в этой статье, мы считаем в первую очередь необходимым ответить на вопрос, какие условия запускают данный механизм в действие. Проанализировав теоретические и эмпирические исследования проблемы, мы можем сформулировать два таких условия. Первым условием, без которого невозможно возникновение эмпатии, является децентрация (Бенеш Н.Л., Бодалев А.А., Зинченко В.П., Рубинштейн С.Л.). Она представляет собой «механизм учета и координации индивидом точек зрения других людей со своей собственной» [2, с. 43], «преодоления эгоцентризма личности» [1, с.8]. На наш взгляд, реализация механизма эмпатии возможно только тогда, когда субъект способен вынести центр своего внимания и интересов из собственного внутреннего мира и поместить его во внутренний мир другого человека. Вторым условием, способствующим и облегчающим возникновение эмпатии, является схожесть субъекта с эмпатируемым (Петровский А.В., Ярошевский М.Г.). В зависимости от его качественного содержания, будет ускоряться или затрудняться реализация первого этапа механизма эмпатии — идентификации чувств [9]. Применительно к эмпатии как механизму развития этнического самосознания можно выделить параметры идентификации чувств. Ими, с нашей точки зрения, являются этноинтегрирующие/этнодифференцирующие признаки. Различия в степени выраженности признаков (в особенностях внешности, в языке, в вербальных и невербальных средствах выражения эмоций, в этнокультурных особенностях переживания жизненных событий) будут осложнять возникновение эмпатии, сходства — облегчать.
Под действием условий происходит запуск механизма эмпатии, в котором мы выделяем четыре основных этапа:
1) идентификация чувств — процесс распознавания тех эмоциональных состояний, которые переживает эмпатируемый. Мы предполагаем, что идентификация чувств представителей своего этноса будет проходить более интенсивно и успешно, поскольку субъект объединен с членами своей этнической группы единым культурным происхождением, в рамках которого приняты определенные формы проявления и выражения чувств;
2) сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает
другой человек через отождествление с ним;
3) сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого;
4) содействие — импульс к оказанию помощи.
Итогом действия механизма эмпатии является
развитие у субъекта эмпатийности как личностного свойства, с обретением которого индивид приобретает способность реагировать на переживания различных людей в различных ситуациях. Эмпатий-ность способствует запуску механизма децентрации и повторению акта эмпатии. Роль эмпатийности как свойства для этнического самосознания субъекта заключается в его способности быть восприимчивым к эмоциональным состояниям представителей своей и чужой этногрупп .
На основании теоретического изучения механизма эмпатии можно выделить функции, которые он выполняет в процессе развития этнического самосознания. К ним мы относим следующие:
1. Познавательная функция, связанная с познанием внутреннего мира другого человека. По нашему мнению, эмпатия играет важную роль в развитии этнического самосознания через изучение мыслей, переживаний, точек зрения представителей своей и других этнических общностей.
2. Функция эмоциональной оценки поступков, предполагающая выражение представителем этнической общности отношения к поступкам членам своей и других этнических групп. Сама эмпатия, непосредственно, предполагает безоценочное сопереживание, но, благодаря знакомству с многообразием эмоциональных проявлений других людей, в частности, субъектов межэтнического взаимодействия, мы можем оценивать то, какие чувства вызывают наши поступки у представителей этноса, и то, какими чувствами детерминировано их поведение. Это играет важную роль в развитии этнического самосознания.
3. Регулятивная функция, осуществляющая координацию взаимоотношений между субъектами межэтнического общения. Благодаря этой функции эмпатия является фактором, препятствующим возникновению конфликта, способствует пониманию специфики этнической культуры другого народа и, как следствие, осознанию своей этнической уникальности.
4. Развивающая функция, итогом действия которой является развитие у субъекта свойства эмпатийности, позволяющее ему быть чувствительным к эмоциональным состояниям представителей своего и других этносов, познавать их внутренний мир, и на этой основе строить собственный Я-образ.
Таким образом, мы считаем, что эмпатия представляет собой психологический механизм развития этнического самосознания личности, включающий несколько этапов (идентификацию чувств, сопереживание, сочувствие, содействие), выполняющий в этом процессе ряд функций и имеющий итогом эмпатийность как свойство личности, позволяющее этнофору проявлять расположение к чувствам других людей различной этнокультурной принадлежности.
Библиографический список
1. Бенеш, Н.Л. Психологические механизмы эмпатии в актерской психотехнике [Текст] : автореф. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Н.Л. Бенеш. — Хабаровск, 2007. — 25 с.
2. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. — М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО Модэк, 1996. - 256 с.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
3. Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности [Текст] / А.А. Бодалев. — Л. : ЛГУ, 1970. - 135 с.
4. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. — 1975. — № 2. — С. 147-158.
5. Гиппенрейтер, Ю.Б., Карягина, Т.Д., Козлова, Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. — 1993. — №4. — С. 61- 67.
6. Орлов, А.Б. Эмпирическая личность и её структура [Текст] / А.Б. Орлов // Психология самосознания : хрестоматия ; под ред. Д.Я. Райгородского. — Самара : БАХРАХ-М, 2000. — С.156 — 173.
7. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М. : Педагогика, 1983. — 448 с.
8. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М. : Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
9. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. — М. : Политиздат, 1990. — 494 с.
10. Роджерс, К. Эмпатия // http://www.zercalo.ru/ Шегару/год_етраИа.8Мт1
11. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб : Питер, 2003. — 512 с.
12. Стрелкова, Л.Г. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения [Текст] / Л.Г. Стрелкова // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. — М. : Педагогика, 1986.- С.70-100.
ПЕТРОВА Ксения Александровна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, аспирантка кафедры общей и педагогической психологии.
E-mail: petrovaka@mail.ru
Дата поступления статьи в редакцию: 14.01.2009 г.
© Петрова К.А.
УДК 37 + 141.3
С. В. МАТЮШЕНКО
Омская академия МВД России
КОМПОНЕНТЫ МЕХАНИЗМА СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются компоненты механизма создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности, к которым мы относим «знание» и «отчуждение». Ключевые слова: знание, отчуждение.
Механизм создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности имеет две составляющие: статическую часть и динамическую часть. К статической части относятся компоненты механизма создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности, к динамической — процессы, обеспечивающие создание интеллектуальной собственности в педагогической деятельности. Рассмотрим статическую часть механизма создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности, т. е. охарактеризуем компоненты механизма создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности. Таких компонентов, по нашему мнению, два: знание и отчуждение. Начнем с анализа категории «знание».
Знание как объект
педагогической деятельности
Под знанием понимается «проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий» [1]. По теме знания имеется достаточно большой список литературы, в которой эта категория рассмотрена с различных точек зрения. В. И. Гинецинский в своей
монографии «Знание как категория педагогики» [2] выделяет четыре подхода к рассмотрению категории знания в педагогическом смысле: диагностический, деятельностный, дидактический и технологический. Из описания видно, В. И. Гинецинский считает, что «знание» выступает как цель, результат, содержание, средство и продукт педагогического воздействия. Педагогическое воздействие наиболее полно проявляется в обучении. Обучение во все времена выполняло одну общую функцию передача социального опыта старшего поколения младшему. Нам импонирует толкование понятия «социальный опыт», данного И. Я. Лернером. Он считает, что «социальный опыт — это совокупность исторически обусловленных средств и способов деятельности, созданных в процессе общественного производства людей для воспроизводства и развития культуры и способных стать достоянием личности» [3]. Выделяя знание первым и необходимым элементом социального опыта, И. Я. Лернер тем не менее ограничивается краткой характеристикой этого понятия и выделением его функций: онтологической, ориентировочной и оценочной. Исходя из вышесказанного, нам представляется возможным рассмотреть место знания в структуре личности, взаимосвязи знания с интеллектом и роль знания в интеллектуальной деятельности человека.